Развитие танцевальной музыки конспект урока

Обновлено: 01.07.2024

Цель: Формирование личности ребенка силой воздействия музыкального и хореографического искусств.

образовательные: Деятельно-практическое и теоретическое освоение жанров танцевальной музыки : менуэт, вальс, полька. Усвоение знаний о характере, ритме, размере, темпе каждого танца.

воспитательные: Воспитание художественного вкуса, эмоциональной культуры, коммуникативности.

развивающие: Развитие музыкальных и хореографических способностей детей через деятельное освоение репертуара, развитие внутреннего слуха, чувства ритма, интеллектуальное развитие.

• Расширять представление о разнообразии танцевального жанра, учить определять характер музыки и передавать его через движения своего тела.

• Развивать координацию, выразительность движений, воспроизводить ритм звучащими жестами (хлопки).

• Развивать музыкально-ритмические навыки дошкольников : двигаться ритмично, прислушиваясь к музыке, переключаться с одного вида движений на другой в зависимости от жанра музыки.

• Закреплять умение ориентироваться в пространстве, самостоятельно перестраиваться в круг в пары, в другие порядки, добиваться легкости, естественности и непринужденности движений, плавности движений, умение владеть предметами (султанчиками).

• Активизировать словарь детей (название танцев, определения характера движений).

• Воспитывать вежливость, доброжелательность в обращении с партнерами по игре, танцу, любовь к искусству танца.

Материалы и оборудование: карточки с изображением музыкальных движений, элементы костюмов для танцев, фонозапись музыки, грамоты.

Цель: развитие танцевально-игрового творчества

1. Образовательная — формировать умения воспроизводить речевой материал в заданном темпе; формировать умение придумывать движения к пляскам (танцам, проявляя самостоятельность в творчестве; побуждать к инсценированию содержания песен и игр, формирование умения ориентировки в пространстве и собственном теле;

2. Развивающая — развивать навык восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов; развитие координации общих движений и тонких движений пальцев рук, развитие движений стопы, умения передавать через движения характер музыки, развивать умения выполнять различные игровые ситуации.

3. Воспитательная – вызывать положительные чувства к пробуждающейся природе; воспитывать способность подчинять свои действия инструкции; воспитывать взаимопонимание, дружелюбие, умения работать сообща в коллективе.

4. Коррекционная – развивать навыки звукопроизношения и речи, физиологического и речевого дыхания, слитности речи.

Методы и приемы:

• наглядный метод (показ)

• словесный метод (напоминание, объяснение, указание, задание, беседа и вопросы педагога);

• создание игровых ситуаций,

Словарная работа: активизация словаря: птичка вьется, желтые листья на солнце горят.

Педагогические эффекты: в ходе мероприятия дети активизируют координацию речи и движений, развивают творческие способности, воображение, ритмичность, умение слышать начало и конец музыкальных фраз, передавать предмет в соответствии с музыкальной фразой, умение напрягать и расслаблять мышцы, умение выделять динамические оттенки (нюансы в музыкальном произведении, музыкальность, пластичность и эмоциональность.

• Картушина М. Ю. Вокально – хоровая работа в детском саду – М. :Издательство «Скрипторий, 2003. – 175 с.

• Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. 220 с.

I. Организационная часть урока: вход студентов под музыку марша.

Дети, под музыку, входят в зал, перестраиваются в две колонны.

Муз. рук. : Ребята, сегодня у нас необыкновенное занятие! Мы отправимся путешествовать в прекрасный мир музыки и танца, но перед тем как нам туда попасть давайте поприветствуем и пригласим наших гостей.

М-р:. Молодцы ребята! Скажите мне, пожалуйста, а вы любите танцевать? (ответы детей). Тогда у меня для вас сюрприз. Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну танцев. Это чудесный, волшебный мир, в котором правит король Ритм, королева Музыки и две их дочери – Мелодия и Пластика. Вы готовы? (ответы детей).

Тогда скажите мне, какие танцы вы знаете? (Ответы детей)

М-Р: Молодцы, ребята! Вот сколько танцев вы знаете. Но как вы думайте с какого танца в королевстве начнется открытие балла.

(Ответы детей) (Менуэт)

М-Р: Почему именно с этого танца должен начаться бал? А, что вы можете сказать о характере этого танца?

(Ответы детей)

Давайте и мы с вами попробуем сделать несколько движений Менуэта.

Дети садятся на места.

Слайд танца менуэта

М-Р: Ребята, вы правильно почувствовали музыку и красиво выполнили движения этого танца. Правильно определили этот танец. Менуэт-это старинный французский танец. Характер этого танца неторопливый, грациозный, изящный. Движения танцующих пар в этом танце сопровождались поклонами, реверансами и (Слайд менуэта2) перестроениями.

III. Работа над новым материалом.

М-р: Ребята, вы слышите сегодня Король ритм и его дочери, хотели бы познакомить вас с удивительным танцем. Давайте послушаем фрагмент произведения и постараемся узнать и назвать этот танец

Как можно назвать этот танец (ответы детей) (Вальс)

Педагог: А какой характер был у этого танца?

Дети: Легкий, плавный нежный

Педагог: Верно, характер этого танца легкий, нежный, сказочный, волнующий. А кто из вас скажет, что означает слово Вальс?

Педагог: Да, в переводе с французского вальс означает кружиться. Точно добрый волшебник летел вальс по миру, покоряя своим обаянием. Оно царствует и сегодня. (слайд2 вальс) Вальс всюду: в музыке серьезной и легкой, в опере, оперетте, балете и песне. Ни один танец не может сравниться с ним в многогранности чувств. Грусть, веселье, восторг, раздумье, печаль – все может выразить вальс.

Дочь, короля и королевы, Пластика приглашает вас ребята, чтоб познакомить с изящными, красивыми, движениями танца Вальс. Я попрошу встать наших кавалеров, пригласить девочек и встать в круг.

Повторение приставного шага в парах

Молодцы! Вы были внимательны друг к другу, старались точно исполнять кружения вальса. Мне понравились ваши движения – приставного шага в паре с поворотом. Ребята, кто может назвать композитора этого произведения?

(Петр Ильич Чайковский)

В этом королевстве, очень часто звучит музыка этого великого русского композитора. Вот и сейчас, вы слышите, где то далеко, слышны звуки, что это за музыка, ребята (Вальс).Это принцессы Мелодия и Пластика, катаются на катке и приглашают нас, давайте присоединимся к ним.

После игры дети садятся на места.

Давайте вспомним, что такое ритм?

Дети: Чередование долгих и коротких звуков.

М-р: Правильно! А еще ритм называют сердцем музыки. Чтобы красиво танцевать, нужно чувствовать ритм танца. Поиграем в игру

М-р: Ребята, я думаю пора показать сюрприз, который мы с вами приготовили для короля ритма.

М-р: Я думаю король был доволен вашим исполнение, что за произведение играло? (Феи Драже) Кто это произведение написал? (П. И. Чайковский)

М-р: Какая удивительная, хрустальная, волшебная мелодия.

Ой, ребята, нас, снова пригласили на танец. Сейчас мы услышим другую музыку и тоже попробуем угадать название танца.

Педагог: Как можно назвать этот танец?

М-Р: Характер польки?

Дети: (задорный, веселый, радостный)

Полька. Название полька произошло от чешского половина (в значении – полшага). В середине 19 века этот чешский народный танец стал бальным. Его размер – двудольный, темп – быстрый, танец исполняется парами по кругу, все живо, просто весело. Там, где надо выразить радость и молодой задор, полька незаменима.

Но прежде чем нам начать танец полька, нам с вами нужно подготовить голос к пению, а поможет нам в этом принцесса Мелодия

М-Р: Принцессе Мелодии, нужен помощник-Скрипичный ключ, кто из наших мальчиков хочет помочь ей? (выбирают солиста)

Подготовка голоса к пению:

Звучит торжественная музыка появляется Королева Музыки и Танца

М-р: Ребята, да это же сама Королева вышла к нам.

Желаю вам творческих успехов и буду ждать нашей скорой встречи в мир

музыки и танца. До свидания!

М-р: Вот и путешествие наше подошло к концу, мы вернулись в наш музыкальный зал. Вам понравилось ребята? (ответы детей). Мы с вами выучим новые музыкальные игры, познакомимся с новыми танцевальными движениями, выучим новые интересные танцы и непременно вернемся в сказочную страну танцев. А сейчас на прощание мы с вами можем станцевать танец, по вашему желанию, который вам больше всего нравится

Танец по желанию детей.

Возвращение в группу

План- конспект интегрированного урока задуман как обобщающий урок для учащихся отделения фортепиано и как урок получения знаний для учеников художественного отделения.

ВложениеРазмер
plan_integrirovannogo_uroka.docx 408.86 КБ
plan_integrirovannogo_uroka_1.docx 408.86 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

"Детская школа искусств"

План - конспект интегрированного урока

преподаватель изобразительного искусства

художественного отделения ДШИ,

Кесова Гора 2016

План-конспект интегрированного урока

художественного и музыкального отделения

Детской школы искусств

Дата: 17 марта 2016г

Тип урока : комбинированный урок.

Цели: дать общее представление о танцевальной музыке, пробуждать и поощрять желание быть причастными к культуре танца, формировать эстетическое восприятие красоты танца, воспитывать чувство гордости за культурное и историческое наследие разных народов.

образовательные: ознакомить с жанром "танцевальная музыка", расширять познания в области истории танцев, видов танцевальной музыки, наблюдать примеры содружества нескольких видов искусства,

воспитательные: формировать эстетический вкус, нравственные потребности личности, приобщать к культуре танца, прививать любовь и уважение к людям и к этому виду искусства,

развивающие: активизировать внимательность, наблюдательность, развитие умственной деятельности- умения слушать, анализировать и делать выводы, а также, образного мышления, речи, эмоционально - волевой сферы личности, расширять кругозор учащихся.

предметные: слушать и анализировать музыкальные произведения в исполнении учащихся, наблюдать в музыкальных и танцевальных видах искусства , соединение мелодии, ритма, танцевальных движений, а также костюма.

метапредметные: познавательные - воспринимать и анализировать информацию,

коммуникативные - осваивать диалоговую форму общения

регулятивные - организовывать свою деятельность, принимать её

цели и задачи, применять их на практике,

личностные - оценивать результаты деятельности,

План интегрированного урока:

1.Организационная часть - 2 мин

2.Концерт учащихся муз. отделения- 20мин

3.Презентация "История танцев"- 5- 7 мин

3.Видеорассказ "Виды танцев" и разгадывание кроссворда - 13-15 мин

4.Завершение урока -3 мин.

музыкальный материал: Ф.Шопен "Вальс" № 6,№ 7,

Е.Дога "Вальс". Огинский "Полонез", И.С. Бах "Французская сюита",

"Алеманда", "Жига", Рахманинов "Полька",

компьютер, интерактивная доска, видеоряд танцевальной музыки,

таблица с кроссвордом , презентация "История танцев"

О танец, ты великое творенье

Прекрасней ничего на свете нет,

Чем торжество и вдохновенье,

Оваций восхитительный букет!

Мазурка, полонез и полька,

Король всех танцев старый добрый вальс,

И музыки чарующая сила

Несёт и кружит в звёздном вихре нас!

Сегодня на уроке мы узнаем о танцевальной музыке разных народов в разные времена. прослушаем выступления учащихся музыкального отделения. Ученики художественного отделения познакомят вас с историей танцев , а в конце урока посмотрим, у кого хорошая память и разгадаем кроссворд.

Танцы возникли в глубокой древности. Они отражают жизнь народа, многие из его обычаев являются выражением чувств и мыслей народа. музыка каждого танца имеет свой темп, размер и ритмический рисунок. Сегодня вы узнаете о таких танцах, как вальс, полонез, полька, менуэт , жига и другие.

В исполнении преподавателя фортепиано Овадовской Н.И. звучит "Вальс" композитора Е.Дога из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь".

Слово "Вальс", в переводе с немецкого - "кружащий", "вертящий", - появился давно, более 200 лет назад. Имеет трёхдольный размер. И по сей день он не уступает модным танцам. Вальс вырос в самостоятельный концертный жанр, благодаря творчеству И.Штрауса. В 20 веке лирический вальс представлен музыкой русских композиторов: - напряжённый страстный вальс А. Хачатуряна из музыки к драме Ю.Лермонтова "Маскарад", элегический вальс Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина "Метель" и другие.

Пары танцуют шаги "раз, два, три"

Что это за танец? Узнал?- говори. (вальс)

Суханова Анастасия, ученица 1 кл, исполняет на синтезаторе

"Весна" в стиле французского вальса.

Вальсов много есть на свете,

Кружат взрослые и дети,

А для самых маленьких

И вальс зовётся маленьким.

Фокина Лена, ученица 2 кл, исполняет

Хачатуряна "Весенний вальс" на синтезаторе.

"Вальс" Майкапара исполняет Батракова Анастасия,

3 кл, фортепиано.

Вступает преподаватель Овадовская Н.И.:

Родина менуэта- французская провинция Пуату в Бретани. Народный менуэт - танец живой и подвижный, с лёгкими прыжками и плавными приседаниями. В начале 18 века мода на менуэт пришла и в Россию. во второй половине 18 века менуэт в Европе - не только танцевальная, но и инструментальная пьеса. Форма- трёхчастная, средняя часть - трио.

Балы, балы и музыка играет,

На танец даму кавалеры приглашают.

Французский танец движет силуэт,

А танец называем "Менуэт"

Уточкина Виктория , 3 кл, исполняет

Циполи "Менуэт". Фортепиано.

Цюркало Даниил, 2 кл,

исполняет Черни "Этюд" в стиле Менуэта.

Полька- Чешский танец живого и бодрого характера. Темп подвижный, иногда быстрый.

Характер весёлый, задорный, лучистый. Полька- танец парный, стал бальным в середине 19 века.

Танец- лёгкий ветерок,

Как зефир он нежный,

Так порхает мотылёк

Утром в чаще свежей.

Васильева Лика, 3 кл, исполняет на фортепиано

М. Глинка "Полька"

Нам нельзя остановиться

Белый свет в глазах кружится,

Пляшут сердце и душа.

Больно полька хороша

Выступает Фокина Лена, 1 кл. синтезатор

Александров "Новогодняя полька"

Под музыку весёлую

Танцуем польку мы.

Выступает Барышникова Олеся, 2 кл.

Лемуан "Этюд" в стиле польки.

Старинная сюита - многочастное циклическое произведение, состоящее из нескольких танцевальных пьес. основу сюиты составляет: алеманда, куранта, сарабанда и жига. Цикл основан на принципе контрастного сопоставления танцев( по характеру, темпам, метроритмам, фактуре). В единое целое объединяют: тональность, 2-хчастная форма каждого танца, жанр, контрастность.

Выступает Анисимова Ксения, 4 кл. Фортепиано.

И.С.Бах "Жига" ми минор

Полонез - старинный танец торжественного характера, в котором участвовали рыцари- воины. С 16 века полонез известен, как придворный танец в странах Европы. почти все полонезы написаны в сложной трёхчастной форме. Условно можно выделить две группы: концертно - виртуозные пьесы и эпические поэмы об истории( полонезы, в которых слышны скорбь, призывы к борьбе за свободу, вера в светлое будущее).

Я к вам едва не опоздал.
Ведь мною открывают бал.

Я польский танец и давно

Такое имя мне дано.

Играет преподаватель Овадовская Н.И.: М. Огинский "Полонез" ля минор

Сегодня на уроке перед вами выступали учащиеся музыкального отделения. Вы прослушали музыку к танцам: вальс, полька, полонез, менуэт. Эта музыка разная по характеру, по темпу и ритму, и она прекрасна. Но с давних веков существуют танцевальные мелодии, которые мы, может быть, и не слышали. Вот их названия: гальярда, котильон, ригодон, пассакалья, чакона, лендлер, - это танцы , которые пришли к нам из Западной Европы. А знаете ли вы русские танцы? Например, карагод (хоровод), русская кадриль? Немало и других русских танцев: барыня, камаринская, матаня, трепака, русского, топотуха. Ученики художественного отделения расскажут вам о других танцевальных мелодиях.

Учащиеся и все зрители переходят в кабинет изобразительного искусства.

Ученик художественного отделения демонстрирует презентацию об истории танцев.

  • Невозможно точно определить период, когда танец стал частью культуры человеческого общества, однако несомненно, что еще до появления древнейших цивилизаций он являлся важным элементом церемоний, ритуалов, празднований и увеселительных мероприятий. Существуют доисторические свидетельства наличия танца у древних народов, например, изображения танцующих в скальных жилищах Бхимбетка ( Индия ) и древнеегипетских захоронениях, датируемых 3 300 г. до н.э.
  • Первым примером планомерного использования танца, возможно, было сопровождение сказания мифов. Танец мог использоваться для выражения чувств к лицу противоположного пола и был связан с любовной игрой. До возникновения письменности он служил одним из способов передачи сказаний. Танцевальные позы изучались выдающимися греческими скульпторами с целью изображения чувств средствами скульптуры .
  • Танец ( греч. Χορός) широко был представлен в культуре Древней Греции. От греческого наименования танца происходит понятие хореография . Среди греческих богинь была особая богиня танца Терпсихора . Широко представлены религиозные танцы, которые исполняли корибанты и вакханки . Важным значением Древней Греции была определенная секуляризация танца. Существовали также брачные, военные (коллективный танец с оружием), театральные (с элементами пантомимы) и даже салонные. Мужчины и женщины танцевали порознь.
  • С распространением христианства танцы начинают восприниматься как пережиток язычества и подвергаются критике. Ритуальный танец практически исчезает. Пляски превращаются в низменное порицаемое занятие: пляска святого Вита и пляска смертиXIV века . Тем не менее, в Европе начинается "танцевальная революция", когда танец становится привилегией господствующего класса. Постепенно формируется и приобретает важное значение салонный танец и понятие бала , где завершенный вид получает парный танец с непременным кавалером и дамой. Первый бал исторически зафиксирован в 1385 году в Амьене . Примером староевропейского танца является бранль , павана , аллеманда , фанданго , сардана , муишеранга . Вместе с цыганами приходит танец фламенко . В Польше распространение получил краковяк .
  • В 1589 году появляется танцевальный учебник Туано Арбо , который свидетельствует о появлении классического танца . В XVII (17) веке появляется балет , с такими характерными танцами как менуэт и контрданс . В 1713 году в Париже была учреждена первая балетная школа, занятия которой проводились в Королевской опере . В XVIII (18) веке появляется вальс , болеро и кадриль , а в XIX (19) веке - полька . Известной балериной XIX (19) века была исполнительница роли Жизель Карлотта Гризи .
  • В 1830 году в Париже ( Монпарнас ) появился сценический женский танец канкан , отличительным элементом которого были энергичные махи ногами, поднятие юбок и эффектный шпагат в конце. Известной исполнительницей канкана была Ла Гулю . В 1868 году во Франции появился такой танцевальный жанр как бурлеск , от которого впоследствии отпочковался стриптиз ( Мулен Руж , 1893 год ).
  • В 1892 году появляется Танец модерн ( Лои Фуллер ), который впоследствии развила и популяризовала Айседора Дункан
  • В 1911 году образуется Русский балет Дягилева , в котором активное участие принимали Вацлав Нижинский и Матильда Кшесинская . В 1934 году Ваганова публикует работу Основы классического танца
  • В начале XX века появились такие танцы, как фокстрот , чарльстон , ча-ча-ча . Немалую роль в появлении современного танца сыграла афроамериканская традиция свинга и музыка джаз . Конфликтность танца партнеров акцентирована в танцах пасодобль и танго . Мировую известность приобрела бразильская карнавальная самба . Взаимопроникновение восточных и западных традиций создали такое танцевальное направление, как японское буто . В 1970-х годах в Нью-Йорке возникает контактная импровизация — техника, оказавшая значительное влияние на развитие западного современного танца. В это же время в американской уличной хип-хоп культуре зарождается брейк-данс .
  • В конце XX века под влиянием клубной субкультуры появились танцы с характерными эротическими движениями, такие, как гоу-гоу .

Ребята, сегодня вы многое узнали о танцевальной музыке, об истории танцев, о видах танцев. Давайте посмотрим, как вы запомнили названия танцев и разгадаем кроссворд.

Для этого вы посмотрите несколько видеокартинок, которые помогут вам определить название танцевальной музыки или самого танца.

1. Цыганский танец, пришедший из Испании. Исполняется танцовщицей в черно-красном платье с кастаньетами, веером (фламенко)

2. Медленный немецкий придворный танец эпохи барокко, появился в 16 веке, имеет 2- дольный размер (алеманда)

3. Быстрый народный танец, который сохранился в Ирландии, в старину его любили английские моряки. Имеет трехдольный размер. Танцуют его под музыку маленькой скрипки(джиги), от этого и название(жига или джига)

4. Русский танец, имеющий французское название. Исполняется двумя или четырьмя парами, которые встают напротив друг друга (кадриль)

5. Старинный испанский похоронный танец 16 века, созданный специально для похоронного обряда(сарабанда)

6. Название этого танца происходит от итальянского города Таранто, а также от названия ядовитого паука, укус которого вызывает безумие. Сопровождается музыкой флейты, танцуется с кастаньетами и бубном (тарантелла)

7. Танец размера 3/4, который исполняли на балах. Стал популярен в Вене в 18 веке (вальс)

8. Аргентинский парный народный танец, танец любви и страсти. В Аргентине даже празднуется его день (танго)

9. Французский придворный медленный танец эпохи барокко 16 века. В 18 веке стал считаться старомодным, вместе с алемандой и сарабандой. Вместо них появились гавот, ригодон и жига (куранта)

10. Быстрый, живой европейский танец. писал композитор Иоганн Штраус и его сын. Считают польским танцем, хотя появился в Богемии, Чехии. (Полька(пулька)- половина по- чешски, так как имеет размер 2/4) (полька)

В завершении урока послушаем , что говорят дети об уроке. Что нового узнали, интересно ли было? Стоит ли проводить интегрированные уроки? Предложить учащимся оценить работу учеников и учителей , назвать новые темы для работы и обсуждения.

На следующем уроке ученики художественного отделения начинают готовить эскизы для композиции "Танец".

1. Столова Е. Кельх Э., Нестерова Н., "Музыкальная литература" (Экспресс- курс)

Изд. "Композитор". Санкт- Петербург, 2010

2. Науменко Т.И., Алеев В.В. Автор- составитель Самигулина В.М. "Музыка".Волгоград. Изд. "Учитель".2009

3. Барахтина Ю.В. "Музицирование для детей и взрослых". Новосибирск, Изд. "Окарина", 2012

4. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. "Музыкальная литература". Волгоград. Изд. "Музыка", 2007

5. Нотная папка для синтезатора. Составитель и редактор Клип И.Л. Изд. "Дека- ВС", 2009

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

8 класс. Урок №9 Дата________

Тип урока: урок - лекция.

Задачи урока:

Обучающие:

учить различать на слух звучание музыкальных инструментов;

организовать процесс анализа музыкальных произведений;

учить петь детей в ансамбле.

Развивающие:

развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения; разнохарактерными интонациями;

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать творческие способности детей;

развивать фантазию и музыкальный слух.

Воспитательные:

на основе эмоционального восприятия воспитывать любовь к танцевальной музыке, потребность в общении с искусством;

обогащать духовный мир детей;

формировать положительные привычки.

Методы:

методы, активизирующие мышление;

Ход урока - лекции.

hello_html_270228f4.jpg

Танец - высший разум в свободнейшем из тел. (Айседора Дункан)

Есть одна красивая притча о появлении танца. Однажды к мудрецу пришел человек и попросил его научить отличать красоту от уродства и правду ото лжи. Мудрец подумал - подумал и научил человека танцевать. Эта красивая притча, как нельзя лучше отражает роль и влияние танца на развитие человечества, начиная с глубокой древности.

Танец зародился практически одновременно с тем моментом, когда человек встал на две ноги. Жестами и движениями люди передавали свои впечатления, душевное состояние, вкладывали в них свое настроение. Танец всегда был тесно связан с бытом и жизнью человека. Он может быть зрелищем, удовольствием, языком общения, гимнастикой, ритуалом - чем угодно.

Каждый народ выразил свой характер, свой дух, свои традиции в народном танце. Изучение танца какого - нибудь народа помогает лучше понять культуру носителя, познать эмоциональный и пси -хический настрой, свойственный этим людям. Чем больше разных танцев знает человек, тем богаче и разнообразнее его внутренний мир.

Танец помогает сохранять преемственность поколений, знания, информацию народа. Мастерство танцора не знает границ, и оно способно реализовать безграничные фантазии. Танец может быть чистым и прозрачным, как ручеёк, огненным и страстным, как огонь, лёгким и порхающим, как воздух, звенящим и мелодичным, как эфир. Может быть свежим, как роса, шумящим, как море, сладким, как ночь и знойным, как полдень. Всё зависит от того, каким его вы хотите видеть вы!

Семь основных причин, которые являются наглядным свидетельством о пользе Танца.

1.Укрепление здоровья и стройная фигура.

Современная медицина утверждает, что занятия танцами являются оптимальными тренировками для сердца, сосудов, мышц и суставов. Сам Поль Брэгг говорил, что нужно бегать трусцой, правильно питаться и много танцевать. Благодаря потрясающе низкой вероятности получения травм, к занятиям танцами допускаются как маленькие дети, так и пожилые люди.

2. Правильная и красивая осанка.

В современном мире у более 50% людей есть проблемы с позвоночником. Благодаря танцам исчезают данные проблемы и вырабатывается правильная осанка. Кроме того, даже начав заниматься танцами в зрелом возрасте, можно прибавить в росте 2-3 см! Это является результатом выпрямления позвоночника.

3. Красивая, шикарная походка.

Важным фактором в формировании внешнего образа человека является его манера ходить. Действительно, люди с красивой походкой выделяются из толпы и привлекают особое внимание. Ими хочется любоваться и хочется быть похожим на них. Благодаря танцам, вы сможете скорректировать свою походку и ходить красиво!

4. Новые интересные знакомства.

Каждый человек любит заводить новые знакомства, и приобретать новых единомышленников и друзей. Конечно же, посещение танцевальных занятий способствуют этому. Нередко на танцах люди встречают свою любовь и свое счастье. То есть, танцы наполнены и романтикой, и теплотой, и страстью. На танцах каждый сможет найти что-то свое, что-то имеющее для него особое значение и вызывающее особые чувства.

5. Психологическое раскрепощение.

Благодаря танцам человек становится более открытым и смелым. Он приобретает Свободу! Свободу Движений, свободу Мышления, свободу Общения и свободу Жизни. Танцы помогают избавиться от ненужных стереотипов и комплексов, способствуют лучшей адаптации к жизненным быстроменяющимся обстоятельствам.

6. Чувство Ритма и развитие музыкальности.

7. Внешняя красота и хорошее настроение.

Долгое время танцевальная музыка существовала только для сопровождения танцев, затем стали появляться танцевальные произведения, которые имели совсем другую художественную ценность.

Одним, из главных признаков танцевальной музыки является преобладающая роль ритма. Из всех видов музыкального искусства танцевальная музыка самым непосредственным образом связана с бытом и подвержена влиянию моды. Она отражает облик людей данной эпохи, их нравы, манеру поведения, их эмоциональность.

Сдержанный менуэт, веселая полька, гордый полонез, развинченный твист, шейк, брейк – данс представляют нам время и людей по – разному.

Танцевальность проникает, во многие произведения крупной формы: оперы, симфонии и д.р

При дворах высокопоставленных лиц танцевали множество танцев: менуэты, сарабанды, полонезы. Простой люд плясал на праздниках народные танцы – в каждой стране свои. В Англии – жигу, в Италии - тарантеллу, в России – барыню.

Одни танцы, особенно народные, сохранялись веками, другие исчезали бесследно. Каждый танец уступал место новому.

За два столетия, прошедших с рождения вальса, облик его менялся, становился разнообразным. Вальс всегда считался символом юности, любви, жизни.

Родиной вальса считают сразу три страны: Францию, Чехию, Австрию. В середине XVIII столетия во Франции бытовал народный танец - вольт. Танцевали его парами с поворотами.

В Чехии в это же время был популярен веселый танец фурмант (франт, гордец).

В Австрии танцевали степенный танец – лендлер, и была разновидность этого танца – вальцер. В этих танцах партнеры, обнявшись, кружились в быстром движении.

Знакомство с жанром балета.

Балет - музыкальный спектакль, в котором соединены музыка и танец, драматургическое действие и изобразительное искусство.

Итак, главные части балета – музыка и хореография (танец) Так же, как и в опере, в балете есть декорации, костюмы. Но так как в балете главным будет танец, то костюмы будут отличаться от оперных костюмов. А как вы думаете, почему.

- Чтобы не мешать движениям героев.

Учащиеся: отвечают.

Актёры мимикой и жестами выражают чувства, переживание героев, передают смысл происходящих событий. Танцы в балете исполняются солистами, большими группами артистов (массово). Как и оперная ария, балетная вариация как бы передаёт портрет героя, помогает понять его характер. Большая группа артистов, принимающих участие в балете, называется кордебалетом. Танцы кордебалета исполняют роль, аналогичную хору в опере.

Сегодня мы познакомимся с величайшей танцовщицей - новатором, основоположницей свобод-ного танца Айседорой Дункан.

Айседора Дункан - известная американская танцовщица, основоположник свободного древне-греческого танца, а также жена поэта Сергея Есенина (1922-1924 г). Айседора, как многие женщины, заслужила славу не известным романом, а своим трудом и любовью к музыке и пластике. Благодаря чему была признана величайшей танцовщицей в мире!

hello_html_m76c0b95e.jpg

Айседора родилась в Америке и, как любила шутить, начала танцевать еще в утробе матери. В тринадцать лет она бросила школу и всерьез занялась танцами, чувствуя в этом свое предназначение. В восемнадцать она уже выступала в клубах Чикаго.

Зрители встречали Айседору с восторгом, таким диковинным, экзотичным казался ее танец. Они, впрочем, не догадывались, что вскоре эта девушка прославится на весь мир, а танец Айседоры Дункан будет завораживать миллионы поклонников ее таланта.

Ее считали гениальной танцовщицей. Критики видели в Дункан предвестницу будущего, родоначальницу новых стилей, говорили, что она перевернула все существующие в то время представления о танце. Танец Айседоры Дункан дарил радость, необычайное эстетическое удовольствие, он был полон свободы - той, которая всегда была в Айседоре и от которой она не желала отказываться.

Взяв за основу древнегреческие традиции, она создала новую систему свободного танца. Вместо балетного костюма Дункан надевала хитон и предпочитала танцевать босиком, а не в сковываю-щих движения пуантах или туфлях. Ей не было еще тридцати, когда она создала собственную шко-лу в Афинах, а спустя несколько лет - и в России, где у нее было множество почитателей.

В 1921 году по приглашению наркома просвещения А. В. Луначарского Дункан снова приезжает в Россию, чтобы организовать здесь школу, подобную тем, которые она уже создала в Европе. Дункан надеялась, что ее русские ученицы не будут заниматься танцами только ради обогащения, и мечтала с их помощью сделать свой новый танец популярным.

Танец и музыка – родственные искусства, между ними существует глубокая взаимосвязь. Музыка является душой танца. Она создает то творческое настроение, ту эмоциональную атмосферу, кото рые необходимы для создания образа в танце. Только при органической взаимосвязи музыки и движений танец приобретает осмысленность и выразительность.

hello_html_5a0efa67.jpg

О, танец! Ты - мечты моей стремление!
Прекрасней ничего на свете нет,
Чем торжество любви и вдохновения,
Оваций восхитительный букет!

Фокстрот и танго, джайв и тарантелла,
Король всех танцев старый, добрый вальс.
И музыки чарующая сила
Несет и кружит в звездном вихре вас!

Здесь буйство красок, нежных чувств мгновенья,
Мельканье рук, движенье бедер, ног.
О, танец! Ты - великое творенье,
Волнующий, божественный восторг!

Рефлексия. Что нового узнали? В чем была сложность?

Итог урока.

Домашнее задание: Выписать название известных отечественных ансамблей песни и пляски. Имена руководителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы выбрали эту тему, потому что танцевальная музыка прошлого и настоящего сильно различается. Музыка постоянно меняется на новую, так же и с движениями. Мы хотим узнать, почему это происходит и, что способствует этому.

Цель:Сравнить танцевальную музыку прошлого и настоящего, найти схожести и отличия.

Танцевальная музыка прошлого и настоящего.

Танцева́льная му́зыка — музыка, специально написанная для аккомпанемента танцам. Она может представлять собой либо отдельную музыкальную работу, либо является частью музыкальной аранжировки. Исполняемая танцевальная музыка подразделяется на живую танцевальную музыку и на записанную танцевальную музыку. Также подразделяется на музыку медленную и музыку быструю.

Мы выбрали эту тему, потому что танцевальная музыка прошлого и настоящего сильно различается. Музыка постоянно меняется на новую, так же и с движениями. Мы хотим узнать, почему это происходит и, что способствует этому.

Сравнить танцевальную музыку прошлого и настоящего, найти схожести и отличия.

Изучить информацию о танцевальной музыке прошлого.

Изучить информацию о танцевальной музыке настоящего.

Сравнить танцевальную музыку прошлого и настоящего.

Танцевальная музыка прошлого осталась в прошлом и не используется в современном мире, так же и музыка настоящего скоро уйдёт в прошлое и так будет постоянно.

Подобно возникновению пещерной живописи, начальной целью возникновения танцев было сопровождение древних ритуалов. Первые уроки танцев стали частью обрядов посвящения. В то же время, танцам никогда не было чуждо подсознательное стремление к получению удовольствий. Этому, в немалой степени способствовали повторяющиеся движения, которые (в сочетании с ритмом бубнов и других древних ударных инструментов) были способны привести танцующих в экстатическое состояние.

Будучи основой танца, ритм является и формообразующим элементом музыки. Таким образом, общее ритмическое начало изначально связывало музыку (и пение) с танцем. С древних времен оба вида искусства выступали в качестве неотъемлемой составляющей магических ритуалов.

В Индии, описание регламентированных движений рук жриц в индуистских храмах встречается в документах, начиная с первого века нашей эры. При этом, каждый жест имел достаточно точный и тонкий смысл. Танцы на их основе встречаются и сегодня в исполнении высококвалифицированных артистов. В определенном смысле, подобную традицию можно было бы отнести к языку жестов.

Любой человек, принимавший участие в быстром танце, знает, насколько при этом учащается пульс. В сочетании с алкоголем, это способно сильно возбудить организм. Подобный эффект был известен с глубокой древности, о чем, в частности, свидетельствуют Дионисийские танцы Древней Греции. По завершении сбора урожая, сельские жители устраивали празднества (нередко перераставшие в пьяные оргии) в честь бога вина Диониса (или его римского аналога Вакха). Топтание винограда – один из самых распространенных сюжетов изображений на греческих вазах, а крайние формы возбужденного сознания (приводящие даже к убийствам) увековечены в трагедиях (вакханках) Еврипида.

Эротический элемент танцев также существовал с древности. Начиная с 1400 г. до нашей эры, на стенах египетских гробниц встречаются изображения полуобнаженных танцующих девушек, находящихся в компании музыкантов. Согласно сюжету, они должны были радовать мужчин во время их путешествия в загробный мир. Но, сюжеты загробной жизни отражали реалии земной, поэтому вполне допустимо предположить и обратное соответствие.

Пристрастие к танцам сохранилось во Франции и Италии и в 17-ом веке. Они регулярно устраивались в Турине при дворе Савойской династии. Во Франции, Людовик XIII (сын Марии Медичи) любил танцевальные представления. Исторические свидетельства обращают внимание на то, что король предпочитал изображать исключительно комедийных персонажей, наряжаясь: странствующим музыкантом, голландским капитаном, гротескным воином, крестьянином и даже женщиной. Его сын, Людовик XIV также поощрял танцы, но уже в их классической традиции. Персонажи театрализованных представлений выступали действующими лицами вакханок, античными героями и т.д. В 1661 г., по королевской инициативе, была организована Академия танцев. Начинание оказалось удачным, и вскоре, в 1669 г. вслед за ней была организована Королевская Академия Музыки. Позже, оба учреждения были объединены в Парижской Опере. Именно так, музыкальная и танцевальная традиции сосуществуют во Франции и поныне.

Дальнейшее развитие танца и танцевальной музыки последовательно развивало традиции, сложившиеся за предыдущие столетия. Изменения проявились лишь в 20-м веке, с приходом индустрии массовых развлечений. Ее результатом стало стремительное увеличение числа танцевальных школ и студий, а также танцевальных площадок. Однако, вопросы культуры и эстетики покинули танец не менее быстро, сохранив лишь стремление к его спортивно – развлекательной составляющей.

Танцевальная музыка прошлого (XIX вв)

Рассмотрим несколько танцев прошлого

Вальс - общее название бальных, социальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе - полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.

Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса.

Есть мнение, что предшественником вальса является французский средневековый танец вальс. Начинался он чем-то вроде польки, но через несколько тактов кавалер должен был приподнять свою даму, продолжая крутить её. Вальс танцевали при французском дворе, пока Людовик XIII не наложил запрет на него.

Родиной Вальса по праву считают Германию в 17 веке. Но он стал популярен в 18 веке в Вене, Австрии.

В XIX и начале XX веков существовало несколько различных форм вальса, включая некоторые с размером 2/4, 6/8 и 5/4 и 4/5.

Вальс — одно из искусств выразительных движений в ритме 3

Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец.

Название танца произошло от наименования жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец[1]. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX векеполучила распространение как бальный танец в странах Европы.

Под влиянием Шопена мазурки писали и другие польские композиторы: Кароль Шимановский, Александр Тансман, Болеслав Войтович[2]. Народная мазурка лежит в основе национального гимна Польши.

В русской музыке известны мазурки М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова.

По́лька — быстрый, живой центральноевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размерпольки — 2/4 (инф.). Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала народным танцем.

Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II. Этот жанр часто встречается в творчестве чешских композиторов ― Бедржиха Сметаны, Антонина Дворжака и других.

В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привёз из поездки в Парижтанцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц[5]. Он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.

Краковя́к (польск. Krakowiak) — польский быстрый танец в 2/4; форма двухколенная, ритм острый, с частыми синкопами.

Мелодия оживлённого характера, часто имеет акцент на второй восьмой в такте, которая синкопируется с третьей. Исполняется весело, темпераментно, с горделивой осанкой. В танце обычно чётное количество пар, а музыка исполняется народными инструментами.

Возник среди краковяков — жителей Краковского воеводства. В XIV веке получил распространение в шляхетской среде. В старину его танцевали только мужчины, позднее — мужчина в паре с женщиной. В XIX веке был популярным бальным танцем.

Рассмотрим стили танцевальной музыки настоящего

Стилей современной танцевальной музыки множество, а сведения о них противоречивы и непоследовательны. Цель статьи – отразить общие тенденции их формирования. Наверно невозможно создать полное справочное руководство по ним, но настало время обобщить этот материал.

60-е годы не прошли даром. Karlheinz Stockhausen с его электронным академизмом подготовил почву для всего многообразия современной танцевальной синтетики.

Стили современной танцевальной музыки с ритмической точки зрения делятся на две категории:

Стили характеризуются множеством производных стилей: acid house с характерным басом на Roland TB-303 и знаменитой эмблемой – желтым смайликом, electro house с ярко выраженной side-chain компрессией на пилообразном басе и высокими lead синтезаторами и т. д.

Drum&Base – один из стилей с ломаным битом, для которого характерен темп 160-190.

Breakbeat – стиль похожий на Drum&Base, но более медленный (139—145) и имеющий менее подчеркнутую линию баса.

Jangle – стиль более близкий к Drum&Base по темпу (темп 140—170) и имеющий больше атмосферных звуков и выразительного мелодизма.

Под влиянием возникшего более ста лет назад танца two-step, пережившего новую популярность на границе XXи XXIвеков в своей вокальной разновидности и Drum&Base возник Garage и производный от него Dubstep. Инструментальные версии тустепа, использовались для того, чтобы было удобнее менять темп. Garage и Dubstep, которые медленнее чем Drum&Base и Jangle служили для отдыха от танцев первого танцпола. Garage характеризуется сочетанием ровной бочки, и синкопированного Snare. Dubstep имеет низкочастотный бас, компенсирующий разреженность брейк-бита.

Сравнение танцевальной музыки прошлого и настоящего

Танцевальная музыка прошлого и настоящего сильно различаются. В прошлом была такая музыка, какая была популярна, а так же интересна прошлому поколению. Музыка была более спокойная, чем современная. Сейчас же у нас не вызывает интереса музыка прошлого. Для нас, современная музыка кажется более ритмичной, под которую хочется двигаться. Так же если сравнивать композиторов, раньше люди писали ноты, играли на определённых инструментах, чтобы создать определённую мелодию, на данный момент используется компьютер, это намного проще и музыка получается более ритмичней.

Выдвинутая нами гипотеза в начале подтверждается, так как любая музыка когда-нибудь станет прошлой. Не может быть такой музыки, которая всегда бы была настоящей.

Зачем нам беспокоиться о том, что будет через несколько миллионов лет? Лучше любить настоящую, хорошую музыку. А хорошая та, что проверена десятками и даже сотнями лет : народная и классическая. Может быть, этим объясняется то, что современные музыканты берут за основу своих творений произведения прошлых веков?

Музыка - это такое искусство, в котором всегда переплетаются старое и новое, национальное и интернациональное, всеобщее и индивидуальное. Сейчас, когда нажав кнопку, мы можем услышать музыку любого народа и любой эпохи, - её роль объединения человечества в одну семью становится очевидной. И самой драгоценной.

Читайте также: