Краткий очерк истории развития химии 8 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

химия древнего мира, развитие алхим ии и стан овление химии как науки.

История развити я химии берет св ое начало из оч ень древних вр емен, когда первобытны й человек

научился добыва ть огонь, и обрат ил внимание на е го способности изменять природные

материалы. Первые металлы, с текло, материал для строите льства жилья, п оявились в пламен и

доисторического периода. Но х имия, как наук а, сформировала сь намного п озже, прибли зительно

А до этого периода человек на учился обжигать глину, пол учать стекло, н о эти умения он, конечно

же, с химией н е связывал , так как это был и практич еские потребн ости челов ека. Древние люд и

научились преобра зовывать одн и вещества в др угие. Они на учились вначал е делать из фруктов

Не изучая и не зна я тонкосте й химии, челов ек научился выплав лять медь, из готавливать глин яные

изделия и обжи гать их, п олучил строительны й материал, ст екло, смешивать красители и дела ть

Со временем различны е навы ки накапливались, р азрабатывал ись и постепенно нача ли возн икать

Египтяне и жит ели Месопотам ии стали первы ми добытчи ками драгоценны х металлов, а также

На протяжении тысячелетий ч еловек все больше приобретал навыков и пове рил в перспек тиву

Алхимия начала св ое формирован ие с ист оков практическо й химии, мистик и и астрологии.

Различные поде лки из зо лота и драгоценных камней будоражили умы людей. Зол ото они

ассоциировали с Солнцем, серебр о – Луной и т.д. Все это обретало форму ритуальн о - магического

искусства. Знани я с хими и получили распр остранение ср еди народов Греции и Рима. А рабские

Рецепты алхими ков начинают ис пользовать дл я получения ра зличных новых веществ. В э тот

период одним и з важных открыти й было получен ие серной и а зотной кисл оты. А к концу XIV в ека

интерес алхим иков переключилс я на производс тво меди, ук суса и лекарств. Их опыт начали

Но те знания, к оторые были накоплены на протяж ении мног их веков, еще не были наукой.

Химию, как нау ка, образовалась лишь тогда, к огда появилась теор ия, объясн яющая химически е

процессы и дающа я возможнос ти для новых о ткрытий.

Роберт Бойль сп особствовал становл ению химии, как науки. Он дал нач ало химич ескому анализу

открыл законы газов. Франкленд позна комил с пон ятием валентнос ти. А М.Ломонос ов открыл

Химия, как сам остоятель ная наука, сформир овалась приблиз ительно в сер едине XVIII века.


С развитием цивилизации возникла такая наука как химия, и она в каком-то смысле является частицей культуры человечества. На протяжении многих веков с развитием экономики, изменениями материальной и духовной культуры общества, происходило и историческое развитие химии, как науки.

История химии рассказывает нам о процессе накопления знаний в области изучения свойств и превращения веществ.

Историю химии можно условно разделить на несколько периодов. К таким периодам относится химия древнего мира, развитие алхимии и становление химии как науки.


история химии

Химия давности

История развития химии берет свое начало из очень древних времен, когда первобытный человек научился добывать огонь, и обратил внимание на его способности изменять природные материалы. Первые металлы, стекло, материал для строительства жилья, появились в пламени доисторического периода. Но химия, как наука, сформировалась намного позже, приблизительно в конце XVIII в.

А до этого периода человек научился обжигать глину, получать стекло, но эти умения он, конечно же, с химией не связывал, так как это были практические потребности человека. Древние люди научились преобразовывать одни вещества в другие. Они научились вначале делать из фруктов сок, потом вино и, в итоге, уксус.

Не изучая и не зная тонкостей химии, человек научился выплавлять медь, изготавливать глиняные изделия и обжигать их, получил строительный материал, стекло, смешивать красители и делать косметические средства.

Со временем различные навыки накапливались, разрабатывались и постепенно начали возникать разные ремесла, связанные с химией.

Египтяне и жители Месопотамии стали первыми добытчиками драгоценных металлов, а также стали центром производства красителей.

Достижения алхимии

На протяжении тысячелетий человек все больше приобретал навыков и поверил в перспективу химических ремесел.

Алхимия начала свое формирование с истоков практической химии, мистики и астрологии. Различные поделки из золота и драгоценных камней будоражили умы людей. Золото они ассоциировали с Солнцем, серебро – Луной и т.д. Все это обретало форму ритуально-магического искусства. Знания с химии получили распространение среди народов Греции и Рима. Арабские народы стали называть химию алхимией.

Рецепты алхимиков начинают использовать для получения различных новых веществ. В этот период одним из важных открытий было получение серной и азотной кислоты. А к концу XIV века интерес алхимиков переключился на производство меди, уксуса и лекарств. Их опыт начали применять в медицине и промышленности.

Становление химии как науки

Но те знания, которые были накоплены на протяжении многих веков, еще не были наукой. Химию, как наука, образовалась лишь тогда, когда появилась теория, объясняющая химические процессы и дающая возможности для новых открытий.

Химия, как самостоятельная наука, сформировалась приблизительно в середине XVIII века.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: сформировать у учащихся понятие о качественных реакциях

Задачи: Продолжить формирование знаний о химических реакциях, правилах их составления, законе сохранения массы веществ, признаков химических реакций, об индикаторах

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?

-На какие группы можно распределить все эти объекты?

-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?

- Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?

В раннехристианскую эпоху алхимия была объявлена ересью и надолго исчезла из Европы. Её переняли завоевавшие Египет арабы. Они доработали и расширили теорию превращения металлов. Зародилась идея об "эликсире", способном превращать неблагородные металлы в золото.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.

9. Итог урока.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 978 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 4. Краткий очерк о истории развития химии

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.10.2021 208
  • DOCX 13.6 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ломиворотова Дарина Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Первый вводный урок позволит сформировать у школьников познавательный интерес к новому предмету и воспитывать чувство бережного отношения к окружающе­му миру.

ВложениеРазмер
rol_himii._prevrashch._veshchestv_8_klass.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Превращение веществ. Роль химии. История развития химии

Но прежде всего и внимательнее всего изучайте химию, химию! Это изумительная наука, знайте!

М. Горький. Дети Солнца

  1. познакомить учащихся с предметом химии, с историей её развития; рассказать о том, что представляет собой данная наука сейчас;
  2. формировать у школьников познавательный интерес к новому предмету;
  3. воспитывать чувство бережного отношения к окружающему миру.

Стр 7 – 1 определения

Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называют химическими явлениями или химическими реакциями.

Явления, в результате которых изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным, называют физическими явлениями

В какой части земного шара следует искать зарождение первых проблесков химических знаний? Ответит ли утвердительно на этот вопрос наука?

Надеяться на это очень трудно, поскольку причина состоит в том, что от времён, когда только зарождались первые химические знания, не осталось почти никаких памятников. Вероятно, первые химические знания передавались из поколения в поколение устно, а нередко и по секрету.

Какие же химические знания имелись у египтян?

  • бальзамировать трупы. Современным учёным до сих пор не до конца понятны методы, которые применяли египтяне;
  • изготовлять краски. Свыше четырёх тысяч лет прошло с тех пор, как древними египтянами были окрашены предметы, дошедшие до настоящего времени, а краски сохранили свою яркость и прочность. Именно в Египте стали широко использовать такие знаменитые краски, как индиго, ализарин, пурпур;
  • производить косметические вещества. Известно, что египетские модницы применяли разнообразную косметику. Например, чёрную краску для бровей, душистые воды, благовонные масла и мази. Эти вещества также широко использовались жрецами;
  • изготовлять глиняные и стеклянные изделия. Найдены стеклянные вазы, сделанные в 1700 году до н. э.;
  • производить различные керамические изделия и наносить на них глазурь;
  • изготовлять папирусы — большие листы для письма. Известный исследователь Египта англичанин Георг Эберс нашёл папирус длиной 20 м, относящийся к 1552 году до н. э. Технология изготовления папирусов дошла до нашего времени, хотя в их производстве остались некоторые загадки, которые не могут разгадать современные учёные. Например, как склеивались отдельные листы папируса? Что это был за клей, который не давал рассыпаться листам на протяжении нескольких тысячелетий?
  • выделывать кожи. Для выделки кож египтяне использовали дубильные вещества, выделяя их из коры различных деревьев;
  • производить вина и уксус;
  • добывать и использовать металлы: золото, серебро, медь, сурьму, свинец, железо.

Египетская наука химия составляла тайну господствующего класса и охранялась как выгодный и ценный клад. И всё же некоторым иностранцам удалось выведать у египтян часть этой тайны. Этими иностранцами были греческие мудрецы — Солон, Пифагор, Демокрит, Геродот, Платон. Благодаря им древние греки получили от египтян знания по химии.

Светло-серебряной ризой из тонковоздушной ткани Плечи одела богиня свои, золотым драгоценным Поясом стан обвила и покров с головы опустила.

Гомер. Илиада, стих 230

Красить греки умели не только шерстяные, но и льняные ткани, что значительно труднее.

Вместе с египтянами наиболее выдающимся народом Древнего Востока следует считать вавилонян. Вавилон (современный Ирак) — город, существовавший в Междуречье, являлся одним из крупнейших городов Древнего мира.

Что же знали древние вавилоняне?

Металлы, способы их получения и обработки.

Производство строительных материалов (изготовление кирпича).

Химические способы обеззараживания воды, не зная о бактериях как возбудителях болезней.

Знания по химии из Египта и Вавилона заимствовали евреи. Они знали о металле: золоте, серебре, олове, меди, свинце, железе; умели окрашивать ткани в разные цвета.

Химические познания индусов и сейчас вызывают изумление. Краситель индиго служил им и для живописи, и для окрашивания тканей. К концу XVII века в Индии научились печатать рисунки на тканях. А в Европе этот способ нанесения рисунка на ткань был применён только в XV веке. Медь, бронза, железо были известны в Индии в начале 3-го тысячелетия до н. э. Из этих металлов изготовляли оружие и орудия труда. В это же время было освоено применение гончарного круга, развивалось ювелирное искусство, строились здания из обожжённого кирпича.

В Древней Индии хорошо была развита металлургия. Одним из под гверлсдений этого является знаменитая Кутубская

колонна близ города Дели, высота которой — 7,2 м, а вес — 6,5 т. Исследования показали, что колонна состоит из химически чистого, нержавеющего железа (99,7 %) и фосфора (0,1 %), остальное — примеси серы и углерода. Эксперты, изучившие колонну, не обнаружили на её поверхности никаких следов влияния окружающей среды. По надписи на колонне установлено, что она поставлена в IV веке н. э. С тех пор прошло более полутора тысяч лет. Как она изготовлена — осталось загадкой.

Римляне замечательно умели использовать все химиче-с кие открытия, сделанные народами обширнейшей Римской империи.

Когда закончился период химии Древнего мира, интересный по своим открытиям, наступил новый, так называемый период алхимии.

Становление химии как науки о превращениях веществ началось во второй половине XVTII века.

В наши дни могущество химии неизмеримо возросло. Если бы кто-нибудь сто лет назад сказал, что из дерева можно сделать шёлковую ткань, а из газа — ботинки или небьющуюся стеклянную посуду, такому человеку не поверили бы. Сейчас всё это является реальностью, которая не вызывает сомнений.

Итак, химия — это наука о веществах и их превращениях.

Она подобна мощному древу с ветвистой кроной.

  • Неорганическая химия изучает различные элементы и их соединения, металлы и неметаллы, комплексные и коллоидные соединения, есть раздел кристаллохимия.
  • Общая химия включает такие разделы, как радиохимия, фотохимия, электрохимия, термохимия.
  • Органическая химия изучает различные соединения: углеводороды, азотсодержащие соединения, соединения со смешанными функциями и др.
  • Физическая химия включает следующие разделы: химическая термодинамика, химическая кинетика, электрохи-
  • мия, звукохимия, фотохимия, магнитохимия, радиационная химия.
  • Аналитическая химия подразделяется на качественный анализ, нацеленный на определение того, что или какие вещества, в какой форме находятся в образце, и количественный анализ, нацеленный на определение содержания элементов в данном веществе.
  1. Задача химии состоит в изучении строения, свойств и взаимопревращений веществ, а также способов управления этими превращениями.

Д/З параграф 2-3. стр. 25 , Творческое домашнее задание

Приведите примеры любых известных веществ и опишите их свойства.

Примеры выполнения творческого задания

Стихотворение Сагитовой Гузелъ, ученицы 8 класса Химия — чудесная наука. Изучаем мы её сейчас. Здесь атомы, молекулы бушуют, Здесь смеси однородные и не совсем, Здесь вещества простые и не очень. На все, на все, на все вопросы Ответы мы получим. А пока мы знаем, Что лучше химии Науки нет! Сказка о веществах Цегоева Николая, ученика 8 класса Жили-были вещества — Соль и Сахар. И всё время они спорили, кто из них лучше. Однажды они увидели человека. Подошли к нему и спросили, кто из них лучше. Сахар говорит:

— Я белый, рассыпчатый, сладкий на вкус и в воде растворяюсь.

— А я тоже белая, кристаллическая и солёная. В воде я тоже растворяюсь.

Человек подумал и говорит:

— Ты, Сахар, хорош по-своему, а ты, Соль, тоже хорошая.
Я думаю, что вы очень полезные вещества, и предлагаю вам
жить у меня.

Соль и Сахар подумали и согласились. С тех пор они живут у человека на кухне.

Химическое производство существовало уже за 3—4 тыс. лет до н. э. В Древнем Египте умели выплавлять из руд металлы (железо, свинец, медь, олово, сурьму), получать их сплавы, применяли золото, серебро, производили стекло, керамику, пигменты, краски, духи, египтяне были непревзойдёнными строителями и скульпторами (рис. 17).

Первыми учёными-химиками были египетские жрецы. Они владели многими до сих пор не разгаданными химическими секретами. К ним, например, относятся приёмы бальзамирования тел умерших фараонов и знати, а также способы получения некоторых красок. Так, изготовленные древними египетскими мастерами голубые и синие краски найденных при раскопках сосудов продолжают оставаться яркими, хотя со времени их изготовления прошло несколько тысяч лет.


Рис. 17.
Химия в Древнем Египте:
а — бальзамирование; б — посмертная золотая маска египетского фараона Тутанхамона; в — скульптура, изготовленная древним мастером

Некоторые химические производства существовали в древности в Греции, Месопотамии, Индии, Китае.

В III в. до н. э. уже был собран и описан значительный экспериментальный материал. Например, в знаменитой Александрийской библиотеке, которая считалась одним из семи чудес света и насчитывала 700 тысяч рукописных книг, хранились и многие труды по химии. В них были описаны такие процессы, как прокаливание, возгонка, перегонка, фильтрование и др.

Накопленные за много веков отдельные химические сведения позволяли сделать и некоторые обобщения о природе веществ и явлений. Например, греческий философ Демокрит, живший в V в. до н. э., впервые высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших, невидимых, неделимых и вечно движущихся твёрдых частиц материи, которые он назвал атомами. Аристотель в IV в. до н. э. считал, что в основе окружающей природы лежат четыре стихии, которым свойственны четыре основных качества: теплота и холод, сухость и влажность (рис. 18). Эти четыре качества, по его мнению, могли быть отделены от стихий или прибавлены к ним в любом количестве.


Учение Аристотеля явилось идейной основой развития отдельной эпохи в истории химии, эпохи так называемой алхимии. В середине VII в. н. э. знания египтян и греков в области химии восприняли арабы; многие сведения по химии они заимствовали у сирийцев и китайцев.

Как можно заметить, выяснение этимологии (происхождения) химических терминов имеет глубокий смысл — оно помогает понять или историю, или практическое значение того, что обозначают химическим термином.

Цель алхимии — поиски путей превращения неблагородных металлов в благородные (золото и серебро) с помощью воображаемого вещества — философского камня. Многие алхимики занимались бесплодными поисками философского камня, который, по их мнению, мог также удлинить человеческую жизнь, обеспечить бессмертие или исцелить болезни. В поисках философского камня алхимики открыли много новых веществ, разработали способы их очистки, создали некоторое химическое оборудование (рис. 19). Большинством достижений алхимиков невозможно было воспользоваться: они держали свои методы в секрете, зашифровывали описания полученных веществ и проведённых опытов, так как преследовали цели обогащения.


Рис. 19.
В алхимической лаборатории

То, что алхимия не получила распространения на Руси, объясняется тем, что деньги и золото на Руси начали широко применяться позже по сравнению с западными странами, так как здесь позднее происходил переход с оброка на денежную ренту. Кроме того, мистицизм, туманность целей и нереальность способов алхимии противоречили здравому смыслу и деловитости русских людей.

Химия на Руси развивалась преимущественно самобытно. В Киевской Руси выплавляли металлы, производили стекло, соли, краски, ткани. При Иване Грозном в Москве в 1581 г. была открыта аптека. При Петре I были построены купоросные и квасцовые заводы, первые химические мануфактуры, а в Москве насчитывалось уже восемь аптек. Дальнейшее развитие химии в России связано с работами М. В. Ломоносова.

М. В. Ломоносов проводил опыты с накаливанием металлов в запаянных сосудах. Этими опытами он доказал, что масса веществ, полученных в результате опыта, была точно такой же, что и масса веществ, вступивших в реакцию. На основании подобных опытов с точным взвешиванием веществ до и после реакции М. В. Ломоносов в 1748 г. впервые сформулировал важнейший закон химии — закон сохранения массы веществ в химических реакциях.

Несколько позже французский учёный Антуан Лавуазье, проводя аналогичные опыты с применением точных методов взвешивания, пришёл к такому же выводу.

Значительный вклад в развитие химии внесли выдающиеся русские учёные А. М. Бутлеров и Д. И. Менделеев.

А. М. Бутлеров в 1861 г. создал теорию строения органических соединений, которая позволила привести в систему знания об огромном числе органических соединений и без которой немыслимы были бы современные успехи в создании новых полимерных материалов. Продолжателями идей А. М. Бутлерова стали выдающиеся русские учёные: В. В. Марковников, А. А. Зайцев, А. Е. Фаворский, Е. Е. Вагнер, С. В. Лебедев, Н. Д. Зелинский и многие другие.

Д. И. Менделеев на основании открытого им в 1869 г. Периодического закона (основополагающего закона естествознания) создал стройную научную классификацию химических элементов — Периодическую систему химических элементов, названную в его честь.

Читайте также: