Конспект урока 8 класс главные и второстепенные члены предложения

Обновлено: 05.07.2024

Развивающая: формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку деятельности.

Образовательные: совершенствовать умение видеть главные и второстепенные члены предложения; закрепить навык самостоятельно составлять предложения, включая указанные второстепенные члены предложения; учить видеть ошибки при выполнении синтаксического разбора; повторить некоторые виды орфограмм и пунктограмм;

Развивающие: привести в систему знания учащихся по теме; учить удерживать внимание во время слушания; развивать следующие операции логического мышления: сопоставление, классификация, анализ; учить самостоятельно работать

Личностные: воспитывать любовь к русскому языку, формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку учебной деятельности.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять самостоятельную, совместную деятельность в парах, коллективно.

Сегодня мы с вами продолжаем работу над совершенствованием знаний о языке. Начнем урок с орфографической и пунктуационной разминки.

- Какова основная мысль стихотворения Василия Федорова? / Речь человека – это зеркало его души, отображение его внутреннего мира, доброе слово может согреть, утешить человека.

- А как можно охарактеризовать данное предложение с точки зрения синтаксиса? Выполним синтаксический разбор предложения.

- Ребята, на следующем уроке вам предстоит выполнить контрольную работу. Как вы думаете, по какой теме?

«Задание 1. Работа по карточке (5 мин). Подчеркнуть главные члены предложения, обозначить вид сказуемого.

- С грамматической основой разобрались. А теперь вспомним, какой знак препинания может ставиться между подлежащим и сказуемым. (тире) Возьмите 1 лист бумаги (лежат на столе) и в зависимости от предложения сделайте свой пунктуационный выбор.

- Давайте повторим теорию. Что мы знаем об определении? (должны дать определение понятию, виды: согласованное, несогласованное, приложение)

Задание1. (устно) Замените согласованные определения несогласованными, а несогласованные - согласованными.

- Бывают трудные случаи согласования определения с главным словом. Как быть в следующем случае? Что это за явление? Перепишите в тетрадь. (согласование определений с существительными общего рода) (слайд)

Материнская забота, безграничная любовь, готовность пожертвовать всем, желание добра, святой человек, долг беречь и заботиться.)

- Впишите в соответствующие клетки: вид обстоятельства (1 строка), обстоятельственный вопрос ( 2 строка), пример (3 строка - слова даны внизу).

Слова для справок: Бесшумно, вверху, накануне, несмотря на усталость, при хорошей погоде, из-за дождей, за грибами, очень

Итог урока. Рефлексия. (3 мин)
- Урок подходит к концу. Вспомним, какие цели мы поставили в начале урока? Как вы считаете, мы достигли поставленных целей?

Слова для справок: Бесшумно, вверху, накануне, несмотря на усталость, при хорошей погоде, из-за дождей, за грибами, очень

-формировать умения выделять главные и второстепенные члены, расставлять знаки препинания, выполнять синтаксический разбор;

Развивающая: формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку деятельности.

Личностные: воспитывать любовь к русскому языку, формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку учебной деятельности.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять самостоятельную, совместную деятельность в парах, коллективно.

В связи с этим верно были определены учащимся тема и цели урока. Кроме осознания необходимости повторения материала ( в начале уроке) для создания мотивации, пробуждения интереса форма урока организована как урок-путешествие. При подготовке материалов использовались в основном интернет-ресурсы.

На уроке акцент делался как на повторение теории, особенно трудных моментов в обозначении членов предложении, особо не останавливаясь на элементарных явлениях, так и на применение этих знаний на практике, для чего были организованы разные виды деятельности (устная, письменная, работа по схемам, самостоятельная работа, тесты).

На уроке была организована работа по развитию таких видов мышления, как образное путем погружения в языковую среду ( при анализе четверостишия на этапе открытия темы), так и научное (при решении учебных ситуаций, аргументировании соственного мнения).

б) для познавательных навыков – создание частично проблемных ситуаций, решение учебных задач, где учащийся должен проявитьи применить ЗУН (устные, письменные задания)

в) для коммуникативных навыков – постановка вопросов, требующих аргументированного ответа учащегося, работа в паре (обсуждение пунктограмм)

4. Положительному психо-физическому настрою способствовала сама форма урока (путешествие), словесное поощрение учащихся, воспитательный момент на уроке о роли речи, слова в жизни человека, как необходимом условии нравственного развития личности. При этом была создана почва для формирования таких общечеловеческих ценностей, как добро, человечность, взаимопомощь.

Оформление урока. Выставка книг астраханских писателей: Н. Травушкина, А. Маркова, А. Шадрина.

План урока.

I. Опрос.

Ребятам предлагается собрать лотос, правильно продолжив строчку и закончив формулировку.

  1. Подлежащее – главный член…
    Подлежащее может быть выражено…
  2. Сказуемое – главный член…
    Оно может быть выражено…
  3. Сказуемое может быть простым и составным…
    Различаем три типа сказуемых…
  4. Определение – второстепенный член…
  5. Приложение – определение, выраженное…
  6. Дополнение – второстепенный член…
  7. Обстоятельство – второстепенный член…
    Обстоятельства делятся на следующие основные виды…

(На партах лежат лепестки лотоса с заданиями. Кто правильно отвечает, тот прикрепляет лепесточек на место).

II. Синтаксический разбор предложения.

Сказочно красивый лотос является украшением Волжской дельты.

III. Объяснительный диктант.

Задание: Объяснить постановку тире между подлежащим и сказуемым. Назвать приложение. Установить согласованные и несогласованные определения, назвать дополнение.

Я люблю землю своих предков. Моя малая Родина – это Астрахань. Она стоит на берегу великой судоходной и рыбной реки. Эту удивительную реку величают Волгой – матушкой.

IV. Ребятам предлагается порыбачить. На доске прикреплены рыбки на магнитах.

Задание: В предложениях, написанных на обратной стороне рыбок, найти обстоятельство и определить вид.

  1. Мы отправились в лес.
  2. На улицах, несмотря на ранний час, было уже людно.
  3. Ребята поспешили на речку порыбачить.
  4. Девочки быстро приготовили уху.
  5. При тихой погоде мы готовим на костре.
  6. От радости мы запели песни.
  7. На природе мы были целый день.
  8. Лотос, как сказка, радовал нас.

V. Задание: распространить предложения согласованными и несогласованными определениями.

Ребята получают карточки с заданиями.

  1. Возносит город … … свои святые купола.
  2. … улицы выглядят празднично.
    Улицы … выглядят празднично.
  3. Желание … … места овладело мною.
  4. … город расположен на берегу …
  5. Я знаю Астрахань …
    Я знаю город …
  6. Астраханцы каждый год отмечают день …
    … жители готовятся к празднику.
  7. Мы каждый год посещаем … музей.
    Встреча … состоится в субботу.

VI. Проверочная работа в форме теста.

1. Задание: выписать предложение с составным именным сказуемым.

  • a) Ночной город прекрасен.
  • б) Астрахань ночью горит разноцветными огнями.
  • в) Звезды продолжают сверкать над ночным городом.

2. Задание: выписать предложение с составным именным сказуемым.

  • а) Астрахань с каждым годом обновляется.
  • б) Астрахань продолжает обновляться.
  • в) Астрахань стала краше.

3. Задание: выписать предложение с составным глагольным сказуемым.

  • а) Во все концы нашей страны астраханцы поставляют овощи, осетровых рыб, консервы, шерсть.
  • б) Астраханцы продолжают трудиться на благо Родины.
  • в) Астраханцы отличаются трудолюбием.

4. Задание: выписать предложение с составным именным сказуемым.

  • а) Лотос из легенды пришел и в наше село.
  • б) Мы не перестаем удивляться этим чудесным цветком.
  • в) Лотос – это гордость нашего села.

5. Задание: выписать предложение с простым глагольным сказуемым.

  • а) Мы любим отдыхать всем классом в нашем лесу.
  • б) У нас там есть свой любимый уголок.
  • в) В нашем уголке уютно.

6. Задание: выписать предложение с составным глагольным сказуемым.

  • а) К нам в Тумак приезжают полюбоваться лотосом.
  • б) В наше село едут со всех сторон.
  • в) Наш Тумак известен знаменитым лотосом.

7. Задание: выписать предложение с простым глагольным сказуемым.

  • а) Мы любим свою школу.
  • б) Она нам очень дорога.
  • в) Мы продолжаем озеленять школьный двор.

8. Задание: выписать предложение с составным именным сказуемым.

VII. Вывод.

VIII.Комментирование оценок.

IX. Домашнее задание:

выписать из стихотворений астраханских писателей предложения с приложениями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 8 классе.

Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Урок обобщающего повторения.

Цели урока :

Образовательная : повторить сведения о главных и второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения, совершенствовать навык синтаксического разбора простого предложения, анализировать языковые факты, опознавать языковые единицы.

Развивающая : формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку деятельности.

Воспитательная : в оспитание уважительного отношения к родному языку, формирование у обучающихся стремления к здоровому образу жизни. Пропаганда занятий физической культуры и спортом среди учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, учебник.

Тип урока : урок обобщения и систематизации полученных знаний с использованием ИКТ. Урок – практикум.

Форма: групповая, индивидуальная, самостоятельная.

Методы: частично-поисковые.

Организационный момент.

1. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы подведём итоги, обобщим знания по теме, проверим ваши умения находить главные и второстепенные члены предложения; делать различие в определении второстепенных членов предложения; и умение использовать их в речи.

2.Актуализация знаний.

На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме.

Спорт- это жизнь.

Рассмотрим тему нашего урока с синтаксической точки зрения.

Что изучает синтаксис? (раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений)

Какая единица языка перед нами? (предложение)

Докажите. (к доске 1 ученик, который находит гр. основу, объясняет правило постановки знаков препинания, даёт полную характеристику предложению, главным членам.)

Спорт - подлежащее (что?) – спорт, выражено сущ. в И.п.

Жизнь – сказуемое (выражено сущ. В И.п., составное именное сказуемое, опущена связка, т. к. наст время)

Между подлежащим и сказуемым ставлю тире, т. к. оба главных члена выражены сущ. в И.п., между ними есть частица это.

Характеристика предложения. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое)

3. Повторение теоретических сведений о главных членах предложения.

Что такое подлежащее?

Чем может быть выражено подлежащее.

Примерные ответы обучающихся.

1. Спорт продлевает жизнь.

2. Каждый мечтает стать красивым.

3. Тренирующиеся вышли из зала.

4. Тренироваться – значит много работать.

5. Гимнаст с фигуристкой спешили на сборы.

Хорошо, ребята. Вспомним, что такое сказуемое.

Какие виды сказуемых вы знаете?

Практическая работа. Предложения проецируются на доску. Обучающиеся в тетрадях дают характеристику сказуемому каждого предложения. (Например, 1-ПГС)

1. Спорт продлевает жизнь. (ПГС)

2. Тренирующиеся вышли из зала. (ПГС)

3. Тренироваться – значит много работать.(ПГС)

4. Гимнаст с фигуристкой спешили на сборы.(ПГС)

5.Спортсмены начали тренироваться. (СГС)

6. Человек должен трудиться. (СГС)

7. Я был бы рад победить. (СГС) .

8. Жизнь без движения пуста. (СИС)

9. Упражнение казалось простым. (СИС)

10. Каждый мечтает стать красивым. (СИС) Оценить ответ.

Вспомним, в каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Практическая работа. (У доски 1 ученик, учитель диктует)

Чистота – залог здоровья.

Я хороший спортсмен.

Хорошо учиться – наш долг.

Молодость бескорыстна и великодушна.

Наш стадион как чистый двор.

Болезнь не приговор. Оценить ответ.

Вспомним, какие члены предложения называются второстепенными. Какие второстепенные члены предложения вам известны.

Практическая работа. ( Тесты лежат перед обучающимися. На выполнение задания отводится 5 мин)

1. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом

А. Стадион был переполнен.

Б. Она плыла вдоль бортика.

В. Тренер велел вратарю думать.

2. Укажите предложение с обстоятельством образа действия

А. Мяч полетел прямым путем.

Б. К утру мы были дома.

В. Весь день на стадионе шел дождь.

Укажите предложение с несогласованным определением

А. Отец изучал турнирную таблицу.

Б. На матче звучал спортивный марш.

В. Это был юноша лет шестнадцати.

4 . Укажите предложение, в котором НЕТ приложения

А. Бесконечна возможность познавать себя.

Б. Внук – спортсмен уехал на соревнования.

5. Укажите предложение, в котором дополнение выражено словосочетанием

А. Летом я прочитал много книг о спорте

В. Шайбу забросил. М.Карпов.

Оценить ответ. (взять 2 тетради на проверку)

Работа с текстом. (подготовка к ГИА)

Гимн Олимпийских игр

(7)До свиданья, Москва, до свиданья!

(8)Олимпийская сказка, прощай!

- Докажите, что перед вами текст. Определите тему, основную мысль текста.

Определить вид связи (цепная). Как проявляется? (Через синонимы)

Словарная работа.

Патриот- Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Толковый словарь Ушакова

Патриотизм- Преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Выполнение грамматических заданий

1. Из 2 предложения текста выпишите слова, где звуков больше, чем букв (занимает, важнейшее)

3. Заменить слово ГИГАНТСКИЙ (предложение 6) стилистически нейтральным синонимом (большой)

4. Заменить словосочетание МОСКОВСКОЕ НЕБО (предложение 6) со связью согласование синтаксическим синонимом со связью управление (небо Москвы)

6. Среди предложений 6-8 найдите предложения с обращениями. Напишите номера этих предложений 7,8

7. Определить количество грамматических основ в предложении 4 ( 1 )

Работа с учебником. Стр.98, упр. 190. Читаем. Озаглавить. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.

Выставление оценок, комментарий учителя.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Подготовиться к контрольному диктанту.

Используемая литература:

1. Укажите предложение с обстоятельством времени

А. Красиво льется вода в скале.

Б. Несмотря на проливной дождь, спортсмены остались на улице.

В. С утра было холодно.

Г. От жары и духоты книзу клонятся цветы.

2.Укажите предложение с обстоятельством причины

А. Лошадь с испугу рванула в сторону.

Б. В Неве водилось много рыбы.

В. Он сделал это.

Г. Снег падал медленно и бесшумно.

3 . Укажите предложение с обстоятельством цели

А. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться.

Б. За печкой тикал, как ходики, сверчок.

В. Не очень-то я его боюсь.

Г. Чуден Днепр при тихой погоде.

4. Укажите предложение, в котором дополнение выражено словосочетанием

А. Летом я прочитал много книг о спорте

Б. Семья приготовилась к отъезду.

В. Брат не написал мне письма.

5. Укажите предложение с прямым дополнением

А. Я взял ручку и начал писать сочинение.

Б. Брат вскочил с постели.

В. За поворотом мы остановились.

6. Укажите предложение с несогласованным определением

А. Кудрявый и краснощекий мальчик сидел в санях.

Б. Изба лесника состояла из одной комнаты.

В. Мы остановились в маленькой деревне.

7. Укажите предложение с согласованным определением

А. В нем рано проснулась страсть к бегу.

Б. В коробке из-под ваксы лежало много пуговиц.

В. Он жил около спортивной площадки.

8. Пишется через дефис

А. сосед художник

9. Укажите предложение с обстоятельством времени

А. Величаво стоят сосны.

Б. Мы ушли из-за непогоды.

В. Утром было пасмурно

10. Укажите предложение с обстоятельством причины

А. Пловец с усталости в сон крепкий погрузился.

Б. Он шел по кругу.

В. Это лучший стадион в мире.

11. Укажите предложение с прямым дополнением

А. Отец налил чаю.

Б. Поговорим о бурных днях Кавказа.

Г. Расскажи мне о себе.

Укажите предложение с обстоятельством уступки

А. Друзья! К чему весь этот шум?

Б. Сначала сходи к сестре.

В. Несмотря на поздний час, мы поехали в город.

25 . Определите синтаксическую функцию неопределённой формы глагола.

А. Курить – здоровью вредить.

Б. Доктора запретили ему курить.

В. Его привычка курить ему повредила.

Г. Он вышел покурить.

Синтаксический разбор предложения.

Раскрыв рот от восхищения, забыв страх и одиночество, Павлик смотрел кругом, ослеплённый чудесным зрелищем, машинально отвечая на вопросы тренера.

Краткое описание документа:

"Описание материала:

Урок проводится в неделю здорового образа жизни. Весь материал и вся структура урока должны помочь обучающимся сделать ещё один шаг на пути к правильному выбору, выбору здорового образа жизни. В этом заключается и воспитательная задача урока.

На уроке проводится работа с учебником, словарная работа, орфоэпическая и орфографическая. В конспекте есть материал, нацеливающий восьмиклассников на экзамен в 9 классе.

"Выдержка из материала:

Тема: Главные и второстепенные члены предложения.

  • Образовательная: повторить сведения о главных и второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения, совершенствовать навык синтаксического разбора простого предложения, анализировать языковые факты, опознавать языковые единицы.
  • Развивающая: формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку деятельности.
  • Воспитательная: воспитание уважительного отношения к родному языку, формирование у обучающихся стремления к здоровому образу жизни. Пропаганда занятий физической культуры и спортом среди учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, учебник.

"Тип урока : урок обобщения и систематизации полученных знаний с использованием ИКТ. Урок практикум.

"Форма : групповая, индивидуальная, самостоятельная.

Ход урока.

"1. Слово учителя.

Но наступит день, когда вы уйдете из дома уже не в короткий путь по направлению к школе, а в большую жизнь, где вас будут ждать не школьные учителя, что всегда поддержат и помогут, а трудности и испытания. В большой жизни вам уже никто не будет ставить оценки за успеваемость, но будут оценивать за ваши поступки прежде всего с нравственной точки зрения люди и сама жизнь.

"2. Актуализация знаний.

На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме. Спорт- это жизнь. Рассмотрим тему нашего урока с синтаксической точки зрения.

Что изучает синтаксис? (раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений) Какая единица языка перед нами? (предложение) Докажите. (к доске 1 ученик, который находит гр. основу, объясняет правило постановки знаков препинания, даёт полную характеристику предложению, главным членам. )

Спорт - подлежащее (что?) спорт, выражено сущ. в И. п. Жизнь сказуемое (выражено сущ. В И. п. , составное именное сказуемое, опущена связка, т. к. наст время) Между подлежащим и сказуемым ставлю тире, т. к. оба главных члена выражены сущ. в И. п. , между ними есть частица это.

Характеристика предложения. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое)

"3. Повторение теоретических сведений о главных членах предложения.

Что такое подлежащее? Чем может быть выражено подлежащее. (ответы обучающихся)

"4. Практическая работа.

Примерные ответы обучающихся.

  • Спорт продлевает жизнь.
  • Каждый мечтает стать красивым.
  • Тренирующиеся вышли из зала.
  • Тренироваться значит много работать.
  • Гимнаст с фигуристкой спешили на сборы.

Хорошо, ребята. Вспомним, что такое сказуемое. Какие виды сказуемых вы знаете? (ответы обучающихся)

Предложения проецируются на доску. Обучающиеся в тетрадях дают характеристику сказуемому каждого предложения. (Например, 1-ПГС)

  • Спорт продлевает жизнь. (ПГС)
  • Тренирующиеся вышли из зала. (ПГС)
  • Тренироваться значит много работать. (ПГС)
  • Гимнаст с фигуристкой спешили на сборы. (ПГС)
  • Спортсмены начали тренироваться. (СГС)
  • Человек должен трудиться. (СГС)
  • Я был бы рад победить. (СГС)
  • Жизнь без движения пуста. (СИС)
  • Упражнение казалось простым. (СИС)
  • Каждый мечтает стать красивым. (СИС)

Вспомним, в каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире. (ответы обучающихся)

"Практическая работа . (У доски 1 ученик, учитель диктует)

  1. Чистота залог здоровья.
  2. Я хороший спортсмен.
  3. Хорошо учиться наш долг.
  4. Молодость бескорыстна и великодушна.
  5. Наш стадион как чистый двор.
  6. Болезнь не приговор.

Вспомним, какие члены предложения называются второстепенными. Какие второстепенные члены предложения вам известны. (ответы обучающихся)

"Тесты лежат перед обучающимися. (На выполнение задания отводится 5 мин)

1. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом

А. Стадион был переполнен. Б. Она плыла вдоль бортика. В. Тренер велел вратарю думать.

Работа с текстом. (подготовка к ГИА)

Гимн Олимпийских игр (1)

Гимн Олимпийских игр исполняется при поднятии олимпийского флага во время открытия очередных Игр, а также по их завершении. (2)

Музыка занимает важнейшее место в программе Олимпиад. (3)

В 1896 г. был впервые исполнен олимпийский гимн, написанный греческим композитором С. Самарасом на стихи К. Паламаса и переведенный на многие языки мира. (4)На церемониях открытия и закрытия Олимпиад звучат лучшие произведения национального и мирового музыкального искусства. (5)

Докажите, что перед вами текст. Определите тему, основную мысль текста. Определить вид связи (цепная). Как проявляется? (Через синонимы)

Патриот - Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Толковый словарь Ушакова Патриотизм - Преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Выполнение грамматических заданий

Работа с учебником. Стр. 98, упр. 190. Читаем. Озаглавить. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения. Выставление оценок, комментарий учителя. Подведение итогов урока. Выставление оценок.


На этом уроке мы в увлекательной форме повторим все, что нам известно о главных и второстепенных предложениях. Чем выражаются подлежащие? Как различать типы сказуемых? Какие бывают определения? А дополнения? На эти и другие вопросы мы ответим в процессе нашего урока.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Повторение главных и второстепенных членов предложения"

Сегодня мы поговорим об основе предложений. Повторим все, что мы помним о типах сказуемого. Вспомним все, что мы знаем о второстепенных членах предложений.

На уроке мы

Предложение – это слова, связанные между собой по смыслу и выражающие законченную мысль.

Но каков же состав предложений? Что такое главные и второстепенные члены предложения? Чем выражаются главные и второстепенные члены предложений?

Предложение – это слова, связанные между собой по смыслу и выражающие законченную мысль.

Грамматической основой предложения являются подлежащее и сказуемое.

Птицы поют. Птицы – подлежащее, то, о чем говорится в предложении. Поют – сказуемое, обозначает действие или состояние подлежащего.

Грамматической основой предложения являются подлежащее и сказуемое

Рассмотрим главные члены предложения более подробно.

Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? И обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым.

Чем может выражаться подлежащее?

Чаще всего в роли подлежащего может выступать:

- существительное в форме именительного падежа:

Коля читает. Мальчик не отвлекается. Как видим, в роли подлежащего может выступать как собственное, так и нарицательное существительное.

- местоимение: Он слышит стук. Кто пришел?

Чаще всего в роли подлежащего выступают личные, вопросительные, относительные, отрицательные и неопределенные местоимения.

- числительное, которое выступает в роли существительного: Двое стоят за дверью.

- инфинитив: Впустить их – необходимость. Подлежащим будет являться впустить.

- любая субстантивированная часть речи.

Например, прилагательное: Знакомые пришли!

- лексически или синтаксически неделимыми сочетаниями.

Сизифов труд – тяжкая, безрезультатная работа. Есть различие между понятиями труд и Сизифов труд. Сизифов труд – фразеологизм, значение которого и представлено в предложении. Значит, подлежащим будет являться сочетание целиком.

Подлежащее может выражаться лексически или синтаксически неделимыми сочетаниями

Представим, что во всех приведенных предложениях подлежащим является только одно слово. Посмотрите на них внимательно. Разве такое может быть?

Если представить, что подлежащим является одно слово…

Разве могла прийти на вечеринку куча? Нет, конечно, подлежащее – куча народа.

Что-то было в его поведении. Что именно? Подлежащее – что-то странное.

Подлежащее в двусоставных предложениях выступает вместе со сказуемым.

Сказуемое поясняет, что делает лицо или предмет, что происходит с лицом или предметом.

Выделяется три типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

Я читаю книгу. Простое глагольное сказуемое читаю.

Я начал читать книгу. Составное глагольное сказуемое начал читать.

Я любитель книг. Составное именное сказуемое любитель книг.

Рассмотрим типы сказуемого подробнее и начнем с простого глагольного сказуемого.

Простое глагольное сказуемое.

В его роли выступает в основном глагол во всех его формах. В том числе, и в сложных формах. Поэтому нужно быть внимательными.

В роли простого глагольного сказуемого может также выступать все, что по смыслу равняется одному глаголу.

Я полетал бы на самолете. Подлежащее – я. Сказуемое – полетал бы. Это форма условного наклонения глагола. То есть, одна форма глагола. Это – простое глагольное сказуемое.

Мой друг родился в рубашке. Родился в рубашке – фразеологизм, который можно заменить одним глаголом: моему другу везет. Значит, сказуемое – простое глагольное.

Я пойду спрошу, как его здоровье. В таких сочетаниях подразумевается как бы одно цельное, неразрывное действие. Перед нами практически один глагол. Это сказуемое простое глагольное.

Простое глагольное сказуемое (ПГС)

Составное глагольное сказуемое.

Это сказуемое состоит из вспомогательной части, которая выражает грамматическое значение, и инфинитива, который выражает лексическое значение, то есть, в котором заключен основной смысл сказуемого.

В роли связок могут выступать слова начать, стать, продолжать, закончить, хотеть, мечтать, бояться, пытаться, ненавидеть, и другие.

Он начал играть в баскетбол с пяти лет. Сказуемое – начал играть. Без инфинитива сказуемое теряет смысл. Это составное глагольное сказуемое.

Я пытался понять эту задачу. Пытался понять – составное глагольное сказуемое. Без инфинитива нам непонятно, что пытался сделать субъект.

Мы хотим с вами поговорить. Сказуемое хотим поговорить – составное глагольное, поскольку без инфинитива теряет смысл. Заметьте, что части составного глагольного сказуемого не всегда стоят вместе, они могут разделяться другими членами предложения.

Он рад с нами познакомиться. Сказуемое – рад познакомиться. В качестве связки иногда выступают не только глаголы, но и краткие формы прилагательных. Сказуемое простое глагольное, потому что без инфинитива теряет смысл. Здесь части сказуемого тоже разделены.

Составное глагольное сказуемое (СГС)

Составное именное сказуемое.

Это сказуемое состоит состоит из двух частей (компонентов): вспомогательной и именной частей. Вспомогательной частью является спрягаемый глагол-связка, который выражает грамматическое значение сказуемого, то есть время и наклонение.

Лексическое значение составного именного сказуемого выражает именная часть (имя или наречие).

Составное именное сказуемое (СИС)

В нераспространенном предложении содержится только грамматическая основа. А в распространенном предложении могут быть второстепенные члены: определение, дополнение и обстоятельство.

Распространим наше предложение.

Прекрасные птицы поют влюбленным за рекой.

Птицы (какие?) прекрасные. Прекрасные – это определение, которое выражает признак, качество предмета.

Поют (кому?) влюбленным. Это дополнение, которое показывает, что является объектом действия.

Поют (где?) за рекой. Это обстоятельство, которое выражает признак действия или предмета.

В предложении также могут быть второстепенные члены: определение, дополнение и обстоятельство.

Подробнее рассмотрим второстепенные члены предложения.

Определение.

Этот член предложения отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак, качество или свойство предмета.

Определение может быть согласованное – то, которое согласуется с существительным в роде, числе и падеже. А может быть несогласованное – то, которое не согласуется с существительным, но все же отвечает на вопросы какой? чей?

В роли согласованных определений обычно выступает:

- прилагательное: Когда же приедет прекрасный принц?

- причастие: Созревшие на пальме финики очень вкусны.

- местоимение (часто притяжательное или определительное): Мы приедем в ваш город.

- числительное, обычно порядковое: Я второй год учусь играть на пианино.

В роли несогласованных определений может выступать:

- инфинитив: В нем крепло желание проститься. Желание (какое?) Желание проститься. Обратите внимание, что в этом случае инфинитив примыкает к существительному. Так можно отличить инфинитив-определение от других членов предложения, выражаемых инфинитивом.

- сравнительная степень прилагательных: Давай выберем книжку повеселее! Книжку (какую?) повеселее. Повеселее – определение.

- существительное в косвенном падеже: Тихо шептали что-то листья осины. Листья (какие?) осины. Определение выражено существительным в форме родительного падежа.

- наречие: На завтрак мы ели яйца всмятку. Яйца (какие?) всмятку. Наречие в данном случае является определением.

Теперь давайте поговорим об обстоятельстве.

Обстоятельство выражает признак действия или другого признака.

Обстоятельство может отвечать на множество вопросов. В зависимости от этого выражаются различные типы обстоятельств:

- если мы ставим вопрос когда? – то перед нами обстоятельство времени.

- где? – обстоятельство места.

- почему? – причины.

- зачем? – цели.

- при каком условии? – условия.

- несмотря на что? – уступки.

- как? – образа действия.

В роли обстоятельств обычно выступают следующие части речи:

- существительные: За рекой поют песни. Поют (где?) за рекой. Обстоятельство места выражено предложно-падежной формой существительного.

- наречия: Громко звучит музыка. Звучит (как?) громко. Обстоятельство образа действия выражено наречием.

- деепричастия: Я не спеша шел по улице. Шел (как?) не спеша. Обстоятельство образа действия выражено наречием.

- инфинитив: Мне захотелось подойти послушать. Подойти (с какой целью?) послушать. Обстоятельство цели выражено инфинитивом.

Рассмотрим также дополнения.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и указывает на объект действия.

Дополнение может быть прямое – оно беспредложное и стоит после переходного глагола. Обычно это существительное в форме винительного, иногда родительного падежа.

Дополнение может быть косвенным – оно относится к непереходному глаголу и выражается существительными в других падежах.

Обычно дополнение выражается существительными или местоименными наречиями.

Девочка прочитала книгу. Прочитала (что?) книгу. Существительное стоит в винительном падеже. Это прямое дополнение.

Мальчик налил молока в стакан. Налил (чего?) молока. Существительное без предлога стоит в родительном падеже. Дополнение прямое.

Картина нарисована художником. Нарисована (кем?) художником. Существительное стоит в творительном падеже. Это косвенное дополнение.

Эта беседа шла о чем-то важном. Шла (о чем?) о чем-то важном. Неопределенное местоимение стоит в предложном падеже. Это косвенное дополнение.

В роли дополнения также может выступать:

- числительное: Пятнадцать делится на пять.

- неделимое сочетание: Он купил несколько книг.

- субстантивированная часть речи, то есть, любая часть речи, которая выступает в роли существительного: Молодых громко поздравляли.

Читайте также: