Конспект занятия по профилактике компьютерной зависимости

Обновлено: 03.07.2024

Цель: ознакомление учащихся с одной из главных проблем современных подростков – компьютерной зависимостью.

- расширить представления учащихся о пользе и вреде современных технических устройств – компьютер и сотовый телефон;

- познакомить с профилактикой компьютерной и мобильной зависимостью;

- пополнить активный словарный запас новыми понятиями и терминами;

- привить учащимся стремление к бережному отношению к своему здоровью;

- развивать речевое общение и слуховое восприятие во время внеклассного занятия.

Оборудование: картинки, карточки, таблички.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Ребята, посмотрите! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть на вас, какие вы умные и чему вы научились! Ребята, поздоровайтесь с гостями.

Позитивный настрой на занятие.

- Давайте поприветствуем друг друга ладошками. Передадим друг другу свое тепло и хорошее настроение

2. Вводная беседа.

Что за друг такой? Железный.

Интересный и полезный.

Дома скучно, нет уюта,

Если выключен … (КОМПЬЮТЕР)

Папин номер наберем,

Трубку к уху поднесём.

С папой свяжет быстро он –

Наш мобильный …. (ТЕЛЕФОН)

оплела весь белый свет,

не пройти детишкам мимо.

Что же это… (ИНТЕРНЕТ)

- Как вы думаете, о чем мы будем с вами беседовать?

- Мы будем беседовать о компьютерах и телефонах.

- Правильно. Мы будем говорить о сотовом телефоне и компьютере. Какую пользу и вред они приносят человеку? С какой проблемой сталкиваются современные подростки. Прочитайте тему занятия.

- В наше время сотовые телефоны и компьютеры есть практически у всех. Ребята, как вы думаете, какую пользу приносит нам сотовый телефон?

- Верно, сотовый телефон дает нам возможность общаться с близкими и друзьями. Например, вы учитесь и живёте в школе – интернате, а по сотовому телефону можете общаться с родителями и друзьями, которые живут в деревне.

- Когда нельзя пользоваться сотовым телефоном в школе?

- Правильно. Посмотрите на экран и скажите, когда еще нельзя пользоваться телефоном в школе?

Нельзя играть и общаться по телефону:

- во время самоподготовки;

- на общешкольных праздниках;

- Почему нельзя на самоподготовке общаться по телефону?

- На самоподготовке нельзя общаться по телефону, потому что это запрещено.

- Правильно. На самоподготовке нужно делать домашнюю работу, а сотовый телефон положить либо в сумку, либо оставить в спальне.

- Какую пользу приносит компьютер? Для чего нужен он?

- Компьютер нужен, чтобы напечатать текст.

- Найти нужную информацию в интернете.

3. Основная часть.

- Компьютер нужен в первую очередь для работы. А как вы думаете, сотовый телефон и компьютер приносят вред?

- Вредное излучение – это свет, который исходит от экрана телефона и компьютера. Оно очень вредно для здоровья.

- нельзя долго разговаривать по телефону;

- нельзя долго держать телефон в руках;

- на ночь рекомендуется выключать телефон и класть подальше от себя.

- нельзя долго сидеть за компьютером.

- Посмотрите на доску и скажите, какой еще вред нашему здоровью наносят сотовый телефон и компьютер?

Задание: определить вред для здоровья сотового телефона и компьютера.

Учащиеся выбирают правильные ответы из предложенных вариантов.

Вред для здоровья:

1. ухудшение зрения;

3. снижение иммунитета;

4. вредное излучение;

5. головные боли;

7. повышенная утомляемость.

НОРМЫ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ :

- Существуют нормы работы за компьютером :

Дети 5-7 лет - 30 минут в день могут играть в компьютер.

Дети 7-12 лет — не больше 1 часа в день.

Подросткам 12-16 лет — около 2-х часов в день.

Взрослый человек - 6 часов, делая каждые два часа перерыв.

- Давайте проверим, как вы выполняете нормы работы за компьютером. На столе у вас лежат кружки 3-х цветов. Поднимите вверх тот кружок, который характеризует ваше время игры за компьютером.

Около 2-х часов в день. (зелёный кружок)

Около 4-х часов в день. (жёлтый кружок)

Около 6-х часов в день. (красный кружок)

Учащиеся поднимают кружки.

Воспитатель приблизительно анализирует выполнение учащимися норм работы за компьютером.

- Современные подростки сейчас сталкиваются с серьезной проблемой -компьютерная зависимость. Наиболее часто она появляется у подростков 12-17 лет. Что же такое компьютерная зависимость? Прочитайте определение.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ – это состояние человека, характеризующееся длительным пользованием компьютером или пребыванием в сети Интернет при отсутствии необходимости в этом.

- Каковы признаки компьютерной зависимости?

ПРИЗНАКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ :

1. Подросток приходит со школы и первым делом включает компьютер;

2. Подросток проявляет агрессию при попытке отвлечь его от игры;

3. Подросток расстроен, если ему сократили время игры на компьютере;

4. Возникают проблемы с учебой или в общении со сверстниками;

5. Подросток скрывает от родителей, сколько времени он проводит в сети, и какие сайты посещает;

6. Подросток постоянно думает, говорит о компьютере;

7. У подростка сбивается режим дня, питания и сна.

- Давайте немного отдохнём и сделаем весёлую зарядку.

Задание: если предложение верно - хлопаем, неверно - топаем.

1. Сотовый телефон дает нам возможность общаться. (В)

2. На самоподготовке можно слушать музыку на телефоне. (Н)

3. Вредное излучение опасно для здоровья. (В)

4. Подросткам можно играть на компьютере 2 часа в день. (В)

5. Компьютер улучшает зрение. (Н)

6. Компьютер нужен в первую очередь для игры. (Н)

- Отдохнули. Давайте продолжим нашу беседу. Выделяют 3 основных типа компьютерной зависимости. Давайте сейчас назовём эти типы, разгадав ребусы.

Задание: отгадать основные типы компьютерной зависимости, расшифровав ребусы.

Учащиеся разгадывают ребусы.

Работа с речевым материалом.

- Давайте еще раз повторим, основные типы компьютерной зависимости. Что такое игровая зависимость?

- Игровая зависимость - это увлечение компьютерными и сетевыми интернет-играми.

- Что такое сетевая зависимость?

- Сетевая зависимость – это интерес к виртуальному общению и к виртуальным знакомствам.

- А сейчас проведем анкетирование и определим, у кого из Вас есть компьютерная зависимость.

Анкета для учащихся

1. Приходя домой, ты первым делом садишься за компьютер? (да / нет)

2. Ты забросил учёбу, стал непослушным? (да / нет)

3. Ты злишься, если тебя отвлекают от компьютера? (да / нет)

4. Ты кушаешь, не отрываясь от компьютера? (да / нет)

5. Тебе скучно, если компьютер сломался? (да / нет)

6. Ты не контролируешь время, проводимое за компьютером? (да/ нет)

7. Ты тратишь много денег на компьютерные игры? (да / нет)

8. Ты не общаешься с друзьями, все время проводишь в сети? (да)

9. Ты посещаешь различные запретные сайты? (да / нет)

10. Ты постоянно говоришь о компьютерных играх (да / нет)

- Подсчитайте свои результаты.

0 – 3 баллов – низкий уровень компьютерной зависимости.

4 – 6 баллов – средний уровень компьютерной зависимости.

7 – 10 баллов – высокий уровень компьютерной зависимости.

- Сейчас поднимите вверх тот кружок, который соответствует уровню вашей зависимости от компьютера.

Низкий уровень. (зелёный кружок)

Средний уровень. (жёлтый кружок)

Красный уровень. (красный кружок)

Учащиеся поднимают кружки.

Воспитатель подводит и анализирует итоги анкетирования учащихся по определению уровня компьютерной зависимости.

- Что же делать, если у вас появилась компьютерная зависимость? Старайтесь выполнять эти простые рекомендации.

ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ :

1. Ограничьте себе время игры на компьютере, не нарушайте правила.

2. Найдите себе занятие по душе (кружки, спортивные секции)

3. Помогайте родителям с домашними делами.

4. Расширяйте свой кругозор всеми доступными средствами (совместные путешествия с родителями, посещение выставок, музеев, театров с друзьями).

5. Ежедневно общайтесь с родителями и друзьями.

- Какие выводы можно сделать из нашей беседы?

Задание: вставить пропущенное слово, опираясь на опорные слова, и прочитать полученное предложение.

1. Компьютер и сотовый телефон приносят пользу человеку, но при неумеренном использовании вредят здоровью.

2. На самоподготовке нельзя играть и общаться по телефону.

3. У большинства детей и подростков появляется компьютерная зависимость.

4. При компьютерной зависимости возникают проблемы с учёбой и в общении со сверстниками.

5. Необходимо ограничивать себе время игры на компьютере.

6. Нужно помогать родителям с домашними делами.

7. Больше общаться со своими друзьями, а не заводить виртуальных знакомых.

8. Учёба и получение хороших знаний – главный труд подростков, а не компьютерные игры.

Опорные слова: вредят, на самоподготовке, зависимость, проблемы, ограничивать, родителям, друзьями, учёба.

- Молодцы, ребята! У каждого из вас на столе лежит плакат, картинки и таблички. Ваша задача сделать информационный плакат по теме нашего занятия. Обратите внимание, что нужно правильно выбрать материал для своего плаката.

Задание: сделать информационный плакат на предложенную тему, правильно подобрав информационный материал.

Учащиеся выполняют задание, затем защищают свой информационный плакат.

4. Итоговая беседа.

- Что мы сегодня делали на занятии?

- Мы беседовали, говорили, отвечали на вопросы, разгадывали ребусы, загадки.

- О чем мы беседовали?

- Мы беседовали о пользе и вреде компьютера и телефона.

- О компьютерной зависимости у подростков.

- А сейчас поднимите вверх тот кружок, который характеризует ваше отношение к занятию.

Беседа заставила меня задуматься. (зелёный кружок)

Я не узнал (а) ничего нового на занятии. (жёлтый кружок)

Я всё равно буду нарушать режим работы за компьютером. (красный кружок)

Учащиеся поднимают кружки.

- Сегодня все вы хорошо работали, отвечали на вопросы, старались говорить правильно. Молодцы! Всем спасибо!

Цель занятия: профилактика компьютерной зависимости среди подростков. Мотивировать подростков на развитие личностных качеств и социально ответственного поведения. Задачи занятия: • Расширить прежние и предоставить новые знания подросткам о пагубном влиянии компьютерных игр на жизнь человека; • способствовать развитию критического мышления, способности адекватно воспринимать поступающую информацию и умений планировать дальнейшую учебную деятельность и досуг; • мотивировать учащихся на развитие положительных качеств характера и ответственной гражданской позиции.

Содержимое публикации

Цель занятия: профилактика компьютерной зависимости среди подростков. Мотивировать подростков на развитие личностных качеств и социально ответственного поведения.

Задачи занятия:

Расширить прежние и предоставить новые знания подросткам о пагубном влиянии компьютерных игр на жизнь человека;

способствовать развитию критического мышления, способности адекватно воспринимать поступающую информацию и умений планировать дальнейшую учебную деятельность и досуг;

мотивировать учащихся на развитие положительных качеств характера и ответственной гражданской позиции.

Форма занятия:интерактивное занятие с использованием технологии РКМ (развитие критического мышления), продуктивных технологии.

Тип занятия:профилактика.

Условия проведения занятий: занятие могут проводиться на уроках ОБЖ, информатики, технологии, классных часах, кураторских часах, внеклассных занятиях. Ведущему рекомендуется при подготовке к занятию заранее внимательно посмотреть фильм, который будет обсуждаться в аудитории, обращая особое внимание на моменты, по которым будут задаваться вопросы во время занятия. Это позволяет сделать занятие более интересным, повысить его профилактический эффект.

Организационный момент:

Добрый день участники занятия.

Актуализация:

Скорее всего, каждый из присутствующих хотя бы раз играл в компьютерные игры. Так ли это?

Ответ учащихся.

А кто знает, что такое игры RPG?

Поднимите, пожалуйста, руку те, кто уже знаком с такими играми?

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на занятии?

Каких целей мы с вами будем добиваться?

Интересно, что наша жизнь очень похожа на игру RPG, герои которой мы сами. А я хочу предложить вам сегодня посмотреть на жизнь человека в ракурсе компьютерной игры. Это поможет нам понять, как раскрыть свой потенциал, добиться заслуженного уважения, как стать полноценной личностью в реальной жизни.

Структура ЭЙ АР ГАЙД

Верно ли что на компьютерные игры человек в среднем за неделю тратит около 15 часов.

Верно ли что играющий человек снижает свой творческий потенциал, привыкает действовать по шаблону.

Верно ли что погружение в игру является попыткой скрыться от проблем, убежать от реальности.

Теперь я вам предлагаю просмотреть фильм, прошу вас смотреть и слушать внимательно, о чем будет идти речь в фильме, так же по ходу просмотра вы можете записывать все моменты, вызывающие вопросы, для последующего обсуждения.

Структура ЭЙ АР ГАЙД

Верно ли что на компьютерные игры человек в среднем за неделю тратит около 15 часов.

Верно ли что играющий человек снижает свой творческий потенциал, привыкает действовать по шаблону.

Верно ли что погружение в игру является попыткой скрыться от проблем, убежать от реальности.

У кого-то поменялись ответы? Поделитесь.

Ведущий задает вопрос аудитории: Как вы считаете, сколько времени в неделю тратит человек, играющий в компьютерные игры?

Правильный ответ:

В среднем около 15 часов. Бывает, конечно, на порядок больше. Это 750 часов в год или 31 день, т.е. целый месяц, включая день и ночь.

Ведущий комментирует правильный ответ (пример):

Кто может вспомнить два примера, рассказывающие о том, куда участники фильма вкладывали своё время и как изменилась их жизнь?

Правильный ответ:

В фильме Михаил Носов рассказал, как он научился играть на гитаре, а Злата Ибрагимова рассказала, как она за год выучила французский язык.

Давайте подумаем, куда человек мог бы вложить своё время, потраченное в течение года на компьютерные игры, так, чтобы это могло пригодиться ему в реальной жизни?

Кто может привести примеры? Можно вспомнить их из фильма.

Правильный ответ:

Например, навык умения грамотно и интересно говорить. Для этого можно каждый день уделять время чтению классической, научно-популярной или профессиональной литературы.

Физическое развитие. Особенно важно для парней, чтобы они могли при необходимости постоять за себя или заступиться за девушку. Ведь это странно, когда ты прокачиваешь силу персонажа, но не укрепляешь силу собственного тела. Для этого можно не менее трех раз в неделю делать физические упражнения: например, бегать, заниматься на турниках, кататься на велосипеде, плавать.

Творческое развитие. Можно научиться играть на музыкальном инструменте, например, на гитаре. Заниматься художественным творчеством, рисовать. Участвовать в театральных постановках, поэтических вечерах.

Ведущий комментирует правильный ответ (пример):

Давайте подумаем, что человек теряет, если он проводит много времени за компьютерными играми? Кто может привести примеры из фильма или свои собственные?

Правильный ответ:

Он ухудшает свое здоровье, прежде всего зрение.

Также снижает свой творческий потенциал, привыкая действовать по шаблону заложенных в играх вариантов действий.

Правильный ответ:

Из миллионов игроманов, как профессию участие в играх выбрали всего несколько сотен людей во всем мире, и это является неким исключением из общего правила.

Насколько применимы в нашей реальной жизни навыки, полученные персонажем в игре? Для чего человеку необходимо приобретать и развивать собственные навыки и способности?

Правильный ответ:

Эти навыки не имеют ничего общего с реальным миром. Даже для того, чтобы приготовить обед, требуются знания и навыки.

Развитие способностей необходимо для достойного будущего, для получения заслуженного уважения в обществе. Есть профессиональные навыки, которыми мы должны обладать, чтобы получить хорошую работу. Например, быть коммуникабельным, ответственным, непрерывно повышать своё образование.

Кто может вспомнить один интересный пример по поводу велогонки, который привел Михаил Носов? Это когда ты участвуешь в велогонке и кто-то едет за тобой. Зачем это делается?

Правильный ответ:

Как этот принцип работает в обычной жизни?

Правильный ответ:

Когда мы видим людей, которые идут вперед, общаемся с ними и берем с них пример, у нас неожиданно получается в жизни то, чего раньше не получалось. Жизнь показывает, что мы можем добиваться новых успехов, следуя за успешными людьми.

Окружение влияет на всю нашу жизнь, на то, кем мы станем. Есть люди, которые тянут нас вниз, а есть и те, кто помогает нам стать лучше, раскрыть свои таланты.

Почему важно избегать дурного общения и, наоборот, стремиться к общению с целеустремленными и порядочными людьми?

Правильный ответ:

Окружение - это очень важный момент в жизни любого человека. Окружение влияет на всю нашу жизнь, на то, кем мы станем. Если мы общаемся с людьми, которые принимают наркотики, то рано или поздно кто-то предложит нам попробовать дозу. Если наши друзья тратят время только на то, чтобы играть в компьютерные игры, рано или поздно мы тоже можем перенять такой образ жизни.

Давайте подумаем, где мы можем находить интересное общение?

Правильный ответ:

Мы можем участвовать в общественных организациях, например, стать волонтером в благотворительном проекте. Посещать литературные и туристические клубы, музыкальные и спортивные кружки, смотреть видео на интересные темы, например, лекции по истории - ведь это тоже общение!

Бывает так, что погружение в игру является попыткой скрыться от проблем, убежать от реальности. К чему это может привести? И почему, на ваш взгляд, человек так поступает?

Правильный ответ:

Правильный ответ:

Тратя своё время на развитие компьютерного персонажа, человек перестает развиваться сам. Каждый из нас уникален и приходит в этот мир со своими талантами и предназначением. Путь каждого из нас неповторим. Можно придумать тысячу отговорок, чтобы вместо того, чтобы интересно жить в реальном мире, тратить своё время за компьютером. Самая интересная игра – это реальная жизнь человека, жизнь настоящего героя.

Участникам на листочке необходимо написать по одному слову по нашей теме. Кто пишет громко называет данное слово, другие его не повторяют.

Выкладывают слова в квадрат, после чего составляют предложения по вертикали, горизонтали и диагонали. (с доказательством предложения или обсуждением).

Участники двигаются под музыку, после выключения музыки они образуют группы по 4 человека.

Каждой группе выдается ноутбук с информацией, которую они должны обработать для составления листовок по темам:

Причины компьютерной зависимости.

Опасности компьютерной зависимости.

Правила работы в Интернете.

Группа работает 10 минут

Причины компьютерной зависимости.

Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.

Недостаток внимания со стороны родителей.

Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.

Отсутствие увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.

Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером.

Опасности компьютерной зависимости

Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения.

На первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе.

В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем.

Ребенок может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм.

Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов.

Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, сухость в глазах, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.

Могут наблюдаться проблемы с осанкой.

Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

Часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной. Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.

Синдром карпального канала. (туннельного поражения нервных стволов руки, связанное с длительным напряжением мышц)

Рекомендации подросткам

Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершеннее.

Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.

Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.

Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

Правила работы в Интернете

Не разглашать всю личную информацию (имя, адрес, номер телефона, адрес электронной почты, номер школы, ФИО родителей).

Использовать трудноопределимые экранные имена.

Не оставлять в Интернете информацию о кредитных картах.

Не доверять незнакомцам. В Интернете каждый человек может прикинуться не тем, кто он есть на самом деле.

После работы, представление листовок.

Структура ФО БОКС СИНЕКТИС (подведение итогов)

Сложите лист бумаги в двое и еще раз вдвое.

Нарисуйте квадратик в центре.

Запищите и зарисуйте по одному неодушевленному предмету в каждый квадрат. Один из предметов должен уметь двигаться.

(Компьютерная игра похоже на ___________, потому что _________________.)

Примеры: (Компьютерная игра похоже на яблоко, потому что она поглощает человека изнутри как червяк яблоко.

Компьютерная игра похоже на машину, потому что она затягивает как движение с быстрой скоростью)

Пока дети работают со структурой ведущий распечатывает их листовки.

Станет Интернет другом вам или врагом - зависит только от вас. Самое главное, что теперь вы знаете всё об интернете и зависимости. Раздача листовок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГБОУ СОШ №34 г.Севастополя

Педагог-психолог Никитина В.В.

Занятие по профилактике компьютерной зависимости

1) Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютерной, интернет – зависимости;

2) Формировать положительное отношение к живому общению.

3) Побуждать детей к самовыражению, саморазвитию,

Возраст целевой группы: 13-14 лет

Продолжительность мероприятия: 1 час

Необходимые материалы: ватман, карандаши, фломастеры

Ход мероприятия

Вступительное слово:

Противоположностью зависимости является независимость – понятие, тождественное свободе. Свобода для человека – это свобода выбора между самовыражением и рабством зависимости. Свобода выбора присутствует только в случае самовыражения.

Перед началом занятия рисую цветок без лепестков на ватманском листе.

Даю задание участникам придумать себе псевдоним (никнеймы), которыми они пользуются при общении в Интернет - пространстве или хотели бы использовать, и написать его на стикере. Каждый участник выходит к плакату с цветком, и называет свой никнейм , записывают ожидания от занятия и приклеивает стикер с ником на ватманский лист с цветком, т.е. стикер становится лепестком цветка.

Принятие правил

для обеспечения эффективности работы группы предлагаю принять свод правил.

Правила работы группы:

2. Правило активности всех членов группы . Означает, что только активная работа всех и каждого члена группы может обеспечить эффективность занятий.

5. Правило проявления эмпатии к членам группы . Оно означает авансирование позитивного отношения ко всем участникам, безоценочное принятие мнений, взглядов, поведения других; этику общения (не перебивать, не оскорблять, не воспитывать, говорить от себя и по существу); открытость.

6. Правило равенства . Правило предполагает равенство всех членов группы, не зависимо от положения в обществе, возраста, пола и т.д.; общение на ТЫ и по имени.

7. Выключить мобильные телефоны.

Актуальность

Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков.

Поднимите руки, у кого есть дома компьютер?

- Докажите, что компьютер друг? (ответы учащихся)

- Испытываете ли вы удовольствие от работы за компьютером?

- Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера?

Сегодня мы коснемся очень важной проблемы: проблемы компьютерной зависимости подростка.

Все участники делятся на две группы. После этого первой группе предлагается нарисовать человека зависимого от компьютера, а второй — не зависимого. Затем идет обсуждение, какими свойствами они обладают, описание его обыкновенного дня, в чем между рисунками разница.

Дети и компьютер: вред и польза умной машины.

Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь, заняв почетное место лидера среди множества способов организации отдыха. Виртуальная реальность манит своими безграничными возможностями, и каждый год создаются все новые и новые игры, от которых просто невозможно отказаться. Однако о вреде компьютерных игр трубят все вокруг – и особенно волнует вопрос игровой зависимости родителей, чьи дети проводят все свободное время у монитора.

Часто причинами увлечения компьютерными играми могут быть:

Привлекает придуманный мир, более яркий, простой и выразительный

Можно не доводить до конца

Ребёнок, лишён внимания

Неумение справляться с трудностями самостоятельно

Неуверенность в себе ребёнка, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих.

Чем опасны компьютерные игры и могут ли они быть полезными?

- Чем полезны компьютерные игры? (ответы детей)
Польза компьютерных игр:

Развивают память и внимание, логическое мышление; быстроту реакции, визуальное восприятие объектов, зрительно-моторную координацию

Учат классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации.

Учат добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки

Очевидна польза компьютерных игр и для младших школьников – для них разработано множество обучающих игр, которые помогут углубить свои познания в той или иной области, научат действовать в различных ситуациях, поспособствуют формированию усидчивости, сосредоточенности, внимательности.

- В чем состоит вред компьютерных игр? (ответы детей)

Вред компьютерных игр

Постоянное сидение за компьютером может вызвать негативные последствия: ухудшится зрение, возникнут проблемы с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом, затекание кистей рук. Особенно это важно для наших детей, потому что у них и так ослабленное здоровье.
Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости.

Симптомы игровой зависимости:

Большую часть свободного времени (6 - 10 часов в день) ребенок проводит за компьютером.

У него практически нет реальных друзей, зато много виртуальных.

Если на запрет сидеть за компьютером школьник реагирует агрессивно или становится тревожным.

Ребенок обманывает, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам.

Он становится более агрессивным.

Ребенок, увлеченный игрой или общением в Интернете, забывает про еду.

Школьник трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии. Настроение повышается только тогда, когда ребенок садится за компьютер.

Особую группу риска компьютерной зависимости составляют школьники. Их неокрепшая психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр, и перед родителями остро становится проблема того, как оторвать чадо от компьютера. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени – им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.


Говоря о вреде компьютерных игр для детей, стоит отметить, что особую опасность в этом плане представляют различные стрелялки, бродилки, леталки и гонки .


Чем опасны компьютерные игры-стрелялки ? Это самый опасный вид игр, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью.
Вредны также бродилки, леталки и гонки , которые хоть и не характеризуются агрессией, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться.

- Как вы считаете, вы – зависимые люди от Интернета, от игры?


7. Итоги тестирования

На прошлом занятии вам были предложены 2 теста на определение Интернет-зависимости, зависимости от компьютерных игр.

Выявление игровой зависимости среди учащихся 8А класса

15,78% уч-ся – нет никаких последствий от компьютерных игр

63,15% уч-ся – человек играет в компьютерные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям.

21,05% уч-ся - человек играет на уровне, ведущим к негативным последствиям; возможно, контроль над пристрастием к компьютерным играм уже потерян – чем выше результат, интенсивнее игра, тем серьёзнее могут быть проблемы; высока вероятность патологического формирования зависимости .

Выявление Интернет-зависимости среди учащихся 8А класса

89,5% уч-ся – не являются зависимыми от Интернета

10,5% уч-ся – возможно уже являются Интернет-зависимыми

серьезное влияние Интернета на вашу жизнь – нет

Интернет-зависимость есть и Вам необходима помощь специалиста - нет

Но, задуматься, как видите, есть над чем…

Я предлагаю вам разработать правила

Работа в группах. Разработать и защитить правила независимости от КИЗ.

Завершение работы

Получение обратной связи.

Рекомендации подросткам

1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.

2. Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр - только в мышеловке.

4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие направленно на профилактику киберзависимости зависимости среди подростков.

Задачи:

- Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютерной Интернет-зависимости;

- формировать положительное отношение к живому общению;

- побуждать детей к самовыражению, саморазвитию.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат

ШМО социальных педагогов

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА


Касперович Валерия Александровна, социальный педагог

октябрь, 2020 год

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Цель: профилактика компьютерной зависимости среди подростков.

- Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютерной Интернет-зависимости;

- формировать положительное отношение к живому общению;

- побуждать детей к самовыражению, саморазвитию.

Оборудование: презентация, анкеты, доклад.

Целевая группа: учащиеся 7-х классов.

Продолжительность мероприятия: 40 минут.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово.

Компьютер — основной элемент техногенного развития человечества.

Мы с вами живем в век стремительного развития компьютерной техники. Она окружает нас повсюду. То, что еще вчера было невероятной фантастикой, сегодня вошло в наши дома и стало частью нашей жизни. Но вместе с высокими технологиями, приходит и глубокая от нее зависимость.

Противоположностью зависимости является независимость — понятие, тождественное свободе. Свобода для человека — это свобода выбора между самовыражением и рабством зависимости.

Предлагаем вашему вниманию небольшую сценку:

1-й: А зачем тогда нужны социальные сети?

2-й: Как? Разве ты еще не понял?

3-й: Социальные сети необходимы для того, чтобы управлять твоим сознанием.

4-й: Матрица уже здесь. Посмотри на себя.

2-й: Знаешь ли ты, что компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая. В среднем для этого требуется не более полугода.

3-й: Вот тогда и возникает жестокость, агрессия, злость, лень, равнодушие ко всему окружающему.

4-й: Массовая деградация молодого поколения опасна для общества и человечества.

1-й: Что же, пользоваться интернетом совсем нельзя?

2-й: Ну почему же? Можно, а иногда и нужно.

3-й: Только очень важно, чтобы его использование не затянуло и не причинило вреда.

4-й: Не надо включать компьютер каждый день. Постарайся заняться чем-нибудь более интересным.

2. Актуальность.

Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков.

Поднимите руки, у кого есть дома компьютер?

- Докажите, что компьютер друг? (ответы учащихся)

- Испытываете ли вы удовольствие от работы за компьютером?

- Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера?

Сегодня мы коснемся очень важной проблемы: проблемы компьютерной зависимости подростка.

А теперь немного современной статистики:

Согласно совместному исследованию факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонда Развития, Интернет на основе методологии проекта EU Kids Online II, проведенному в 2013 году:

43% школьников время от времени пытаются безуспешно отрегулировать свое пребывание в Интернете, — в первую очередь, уменьшить время, которое они там проводят. Важно, что дети сами видят в этом проблему.

52% респондентов в той или иной степени переживают отсутствие Интернета (симптомы отмены).

Практически такая же картина в предпочтении сетевых контактов реальному окружению: каждый четвертый школьник смог вспомнить случаи, когда, так или иначе, пренебрегал семьей, друзьями или школой ради пребывания в сети.

3. Основная часть.

- Что вы сейчас чувствуете?

- Какие мысли возникли у вас, когда вы слушали списки других людей?

- Было ли что-то для вас открытием?

Работая за компьютером, спрашивали ли вы себя о том, какое влияние может оказать это чудо техники на ваше здоровье и здоровье близких вам людей? Задумывались ли вы над тем, сколько болезней может возникнуть после многочасового сидения в сети Интернет? Давайте подумаем, по каким признакам можно понять, что у человека появилась компьютерная зависимость?

Признаки компьютерной зависимости.

когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;

если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;

ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;

подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;

сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;

чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;

прием пищи происходит без отрыва от компьютера;

когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;

происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;

ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;

снижение интереса к социальной жизни;

абсолютное безразличие к внешнему виду;

оправдание пристрастия к различным гаджетам;

преуменьшение или ложь о количестве времени, потраченном на блуждание в сети;

Особую группу риска компьютерной зависимости составляют школьники. Их неокрепшая психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр, и перед родителями остро становится проблема того, как оторвать чадо от компьютера. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени — им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.

Дети и компьютер: вред и польза умной машины.

Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь, заняв почетное место лидера среди множества способов организации отдыха. Виртуальная реальность манит своими безграничными возможностями, и каждый год создаются все новые и новые игры, от которых просто невозможно отказаться. Однако о вреде компьютерных игр трубят все вокруг — и особенно волнует вопрос игровой зависимости родителей, чьи дети проводят все свободное время у монитора компьютера.

Часто причинами увлечения компьютерными играми могут быть:

Привлекает придуманный мир, более яркий, простой и выразительный.

Можно не доводить до конца.

Ребёнок, лишён внимания.

Неумение справляться с трудностями самостоятельно.

Неуверенность в себе ребёнка, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих.

Ведущий предлагает участникам разделиться на две группы: первая — приводит доводы, что человек не может сделать без компьютера, а вторая, — что компьютер не может дать человеку. Каждая группа четко аргументирует свою точку зрения, приводит примеры (исторические, литературные, из личной жизни). В процессе обсуждения оппоненты не только настаивают на своем мнении, но и опровергают точку зрения соперника.

- Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнения?

- Трудно ли было отстаивать свое мнение?

- Что для себя открыли?

- Что чувствуете сейчас?

Ведущий: Давайте подумаем, есть ли у компьютерных игр положительные стороны? Отрицательные? Какие? (Ответы: - Смотреть можно на что угодно и на кого угодно, можно увидеть любой уголок мира; - Качать — в Интернете можно найти и переписать к себе на компьютер любую информацию, в том числе и любимую музыку, возможно любимый фильм; - Играть; - Общаться; - Учиться).

Чем опасны компьютерные игры и могут ли они быть полезными?

Польза компьютерных игр:

логические и обучающие игры учат детей счету, иностранному алфавиту;

интересное развлечение и способ занять свое свободное время;

возможность стать главным героем игрового пространства, что нереализуемо в обычном мире;

познавательность. Можно побродить, скажем, по Древнему Египту.

Вред компьютерных игр:

Долгое пребывание в виртуальном пространстве меняет отношение к реальному миру, трансформируют ваши эмоции и поведение.

Компьютерные игры довольно часто порождают у киберзависимых подростков уныние, апатию, а иногда даже отчаяние, поскольку столкновение с действительностью полностью разрушает иллюзию всемогущества и быстрой достижимости желаемой цели, которыми человек упивается, сидя перед экраном монитора. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей.

У киберзависимых детей разрушаются социальные связи и контакты даже со сверстниками, поскольку, находясь в киберпространстве, играя в компьютерные игры, ребенок мнит себя самодостаточным; он уже не нуждается в дружеских отношениях. А отсутствие дружеского общения в детстве, в свою очередь, обрекает его в недалеком будущем на одиночество, так как он становится не способным к общению, к обсуждению с кем бы то ни было наболевших проблем. Всё вместе это приводит к патологической неконтактности, самоизоляции.

Кроме того, очень многие сайты и компьютерные игры насаждают жестокость, притупляя все добрые чувства: жалость, сострадание, милосердие.

Отрицательно влияют на физическое состояние ребенка: появляется сухость в глазах, снижается острота зрения и слуха, начинается искривление позвоночника и перенапряжение нервных стволов пальцев рук, возникают частые головные боли, проявляются нервные расстройства, малоподвижный образ жизни и вынужденная поза приводят к сердечным заболеваниям, электромагнитные излучения повышают риск онкологических заболеваний, а свет от экрана устройств влияет на продолжительность сна, значительно его снижая, а это, в свою очередь, ведет к общему истощению организма от хронической усталости.

- Как вы считаете, вы — зависимые люди от Интернета, от игры?

Группы основной компьютерной зависимости:

- Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома.

- Дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.

- Дети 12-15 лет — самого зависимого возраста.

- Мальчики. На одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков.

Предупреждение компьютерной зависимости:

- соблюдать распорядок дня, выполнять общественно-полезные работы, вести здоровый образ жизни;

- ограничить время пребывания за компьютером;

- согласно гигиеническим требованиям, 7-10-летние дети должны сидеть за компьютером не более 45 минут в день, 11-13-летние — дважды в день по 45 минут, старшие — три раза в день;

- занятия спортом и в спортивных секциях.

Рекомендации подросткам.

1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека — это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.

2. Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

4. Компьютер — это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, — нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

8. Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.

9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

4. Завершение мероприятия, анкетирование.

Давайте проведем небольшое тестирование! Вам необходимо ответить на 8 вопросов.

1. Как часто ты играешь в компьютер?

а) каждый день — 3 балла;

б) день через день — 2 балла;

в) когда не чем заняться — 1 балл.

2. Сколько часов в день играешь?

а) 2-3 часа и больше — 3 балла.

б) 1 час или 2 часа (заигрываюсь) — 2 балла.

в) Часик максимум — 1 балл.

3. Сам ли ты выключаешь компьютер?

а) Пока компьютер не перегреется или родители не выдернут сетевой фильтр, или пока сам не засну, или пока цвета перестаю различать, или пока спина не заболит, вообще не выключаю — 3 балла.

б) Когда как, иногда сам выключаю компьютер — 2 балла.

в) Сам и по своей воле выключаю — 1 балл.

4. Когда есть время, ты его тратишь на:

а) на компьютер, на что же ещё — 3балла;

б) всё зависит от случая (могу и за компьютером посидеть) — 2 балла;

в) вряд ли сяду за этот ящик — 1 балл.

5. Прогуливал ли ты учёбу, другое важное мероприятие ради того, чтобы поиграть в компьютер?

а) да прогуливал — 3 балла;

б) было пару раз, да и то не такое важное событие — 2 балла;

6. Часто ли ты думаешь о самом компьютере или играх на компьютере?

а) Да, постоянно — 3 балла.

б) Пару раз на день вспоминаю — 2 балла.

в) Редко, почти не вспоминаю — 1 балл.

7. Какую роль для тебя играет компьютер?

а) Всё или почти всё — 3 балла.

б) Значит много, но ещё есть много вещей, которые для меня значат не меньше — 2 балла.

в) Никакой роли он для меня не играет — 1 балл.

8. Придя домой, ты первым делом.

а) Сажусь за компьютер — 3 балла.

б) Всегда по-разному. Могу и за компьютер сесть — 2 балла.

в) Ну уж точно не сяду за компьютер — 1 балл.

Подсчитайте суммарный балл:

От 8 до 12 баллов: норма.

От 13 до 18 баллов: пока зависимости нет, но стоит обратить пристальное внимание на свои занятия.

От 19 до 24 баллов: компьютерная зависимость, необходимо обратиться к семейному психологу.

Я надеюсь, ни у кого из вас нет компьютерной зависимости.

Наше сегодняшнее мероприятие я хочу закончить стихами:

Нам известно, что все дети

Зависают в Интернете.
В моде гаджеты, айфоны,
С наворотом телефоны.
И планшеты, ноутбуки.
В общем, не умрешь от скуки.
Книги бросили читать,
Лишь бы кнопки нажимать.
Мы не против Интернета.
Пусть играют, но при этом,
Чтоб зависимым не стать,
Надо книжку почитать.
Почитайте с мамой сказки,
Покатайтесь на салазках.
И в театр, и в кино,
В шашки, пазлы, домино
Вы с друзьями поиграйте,

Читайте также: