Простые задачи на нахождение первого слагаемого 2 класс конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе.
Цель: Познакомить детей с новым видом арифметических задач.
Задачи :
Развивающие: понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Переводу сюжетной ситуации в условную модель.
Образовательные: учить решать задачи с помощью моделирования. Закреплять умение записывать решение задачи соответствующим математическим выражением.
Воспитательные: формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!
-Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка. Ему Знайка дал четыре задачи, а он не знает, как их решить. Давайте поможем ему в этом.
Послушайте первую задачу
На столе стояли матрёшки и шесть неваляшек. Всего на столе стояло десять игрушек. Сколько матрёшек стояло на столе? В синем круге нарисовано десять точек, которыми обозначено количество игрушек, известное нам из условия задачи. Что нам ещё известно из условия задачи?
Ответы детей - нам известно, что на столе стояло шесть неваляшек.
-Обведите синим карандашом шесть точек в круге.
Посчитайте, сколько осталось в круге не обведённых точек?
Ответы детей – осталось четыре не обведённых точек.
-Это и есть ответ задачи. Обведите их красным карандашом.
-Итак, сколько матрёшек стояло на столе?
Ответы детей – на столе стояло четыре матрёшки.
-С помощью моделирования ты правильно решил эту задачу. Запишите решение задачи соответствующим математическим выражением и прочитайте запись.
Ответы детей – десять минус шесть равно четырём.
-А теперь посмотрите на доску, и свертись с ней. Если у вас нет ни одной ошибки, то раскрасьте круг зелёным цветом. Если у вас одна или две ошибки, то раскрасьте круг жёлтым цветом. Если у вас больше трёх ошибок, то раскрасьте круг красным цветом.
-Теперь послушайте вторую задачу.
В ведре лежало несколько картофелин и пять баклажанов. Всего в ведре было девять овощей. Сколько картофелин лежало в ведре?
Эту задачу можно решить с помощью моделирования.
Посчитайте, сколько точек нарисовано в синем круге, и скажите, почему их именно столько?
Ответы детей – в синем круге нарисовано девять точек, потому что всего в ведре было девять овощей.
-Что мы ещё знаем из условия задачи?
Ответы детей – в ведре лежало пять баклажанов.
-Обведите синим карандашом пять точек в круге. Оставшиеся точки обведите красным карандашом и посчитайте их.
-Сколько точек вы обвели красным карандашом
Ответы детей – мы обвели красным карандашом четыре точки.
-Значит, сколько картофелин лежало в ведре?
Ответы детей – четыре картошины лежало в ведре.
-Запишите решение задачи соответствующим математическим выражением и прочитайте запись.
Ответы детей – девять минус пять равно четырём.
-А теперь посмотрите на доску, и свертись с ней. Если у вас нет ни одной ошибки, то раскрасьте круг зелёным цветом. Если у вас одна или две ошибки, то раскрасьте круг жёлтым цветом. Если у вас больше трёх ошибок, то раскрасьте круг красным цветом.
-А теперь немного разомнёмся.
Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)
Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)
Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)
Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)
Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.)
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)
-Присаживайтесь на места и послушайте следующую задачу.
Над цветами на полянке летали бабочки и три стрекозы. Всего было восемь насекомых. Сколько бабочек летало над цветами?
Попробуйте решить сами задачу.
Ответы детей – В синем круге мы нарисовали восемь точек, потому что над цветами летало восемь насекомых. Мы обвели синим карандашом три точки, потому что известно точное количество стрекоз-три. Оставшиеся точки мы обвели красным карандашом и посчитали их. Над цветами летало пять бабочек-это ответ задачи.
-Запишите решение задачи соответствующим математическим выражением и прочитайте запись.
Ответы детей – восемь минус три равно пять.
-А теперь посмотрите на доску, и свертись с ней. Если у вас нет ни одной ошибки, то раскрасьте круг зелёным цветом. Если у вас одна или две ошибки, то раскрасьте круг жёлтым цветом. Если у вас больше трёх ошибок, то раскрасьте круг красным цветом.
-Молодцы ребята, Незнайке очень понравилось с вами заниматься.
-Наше занятие закончилось, закрываем тетради.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сейчас у нас урок математики.
– Сегодня на уроке будем решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого и суммы.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем вам удачи –
За работу, в добрый час!
III.Устный счет.
1. Прочитайте записи, одинаковые знаки обозначают одинаковые числа.
2. Задача на смекалку.
Три отрезка. Первый длиной 9 см, второй на 2 см короче первого, а третий на столько же короче второго. Чему равны длины второго и третьего отрезков? (7см,5см.)
4. №8 стр. 54 состав чисел.
5. Индивидуальная работа.
IV. Работа над задачами.
– Прочитайте условие задачи. О ком говорится в задаче? (О двух мальчиках)
– Что они делают? (Движутся по аллее навстречу друг другу)
– Что известно в задаче?
Ответ: 48 метров
– Прочитайте условие задачи. О ком говорится в задаче? (О Мите)
– Что известно в задаче?
– Что нужно найти? Как находим?
Ответ: 75 метров
V. Физминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова – по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
VI. Работа над пройденным материалом.
– Чему равна длина ломаной?
– Начертите каждый свою ломаную такой же длины, но из двух звеньев. Ваши варианты? (6и6,5и7,4и8 и т.д.)
Тема: Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого.
Педагогические задачи: продолжить работу над задачами изученных видов; учить записывать условие и вопрос задачи при помощи краткой записи и схематично; формировать умение сравнивать число и числовое выражение, именованные числа; развивать навыки счета, внимание. Наблюдательность, смекалку.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают, как по-разному записать условие задачи (в виде краткой записи, схемы, чертежа); устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; что такое неравенство, геометрические фигуры; умеют: записывать условие задачи разными способами, решать задачи и выражения изученных видов, выявлять закономерности, сравнивать числовые выражения и именованные числа.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнера, при необходимости вносят корректировки; способны к мобилизации волевых усилий; познавательные: формулируют учебную задачу, познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию; управляют поведением партнёра, уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные понятия и термины: сравнивать, сложить, вычесть, задача, краткая запись, схема, чертёж, геометрические фигуры, замкнутые линии, незамкнутые линии, ломаная, отрезок, кривая, четырёхугольник, шестиугольник.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Регулятивные: контролируют свои действия.
II. Каллиграфическая минутка
- Назовите число, которое состоит из трех единиц; число, в котором три десятка, а количество единиц равно нулю. Прописываем числа 3 и 30.
Работа с математическими терминами: миллиметр.
- Составьте из слогов слово, проговорите его по слогам, запишите в тетрадь.
Регулятивные: контролируют и оценивают свою деятельность.
Познавательные: выделяют необходимую информацию для решения учебной задачи.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
III. Устный счет.
- Для разминки давайте решим задачу:
Посадила бабка в печь
Пирожки с капустой печь.
Для Наташи, Маши, Тани,
Коли, Оли, Гали, Вани.
Пирожки уже готовы.
Да еще один пирог
Кот под лавку уволок.
Да в печи четыре штуки.
Пироги считают внуки.
Если можешь, помоги,
Сосчитать им пироги.
Устный счет в тетрадях на печатной основе.
Индивидуальная работа. Карточки.
Регулятивные: осуществляют контроль свей деятельности и деятельности партнеров.
Предметные: знают состав чисел второго десятка, таблицу сложения до 20.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать, понимать партнеров по диалогу, аргументировать свою точку зрения, доносить ее до всех участников образовательного процесса.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать наблюдательность, внимание, навыки устного счета
IV. Подготовка к восприятию нового материала.
- Сегодня в гости к нам пришли герои известного мультика: Крош и Нюша. У них какие-то листочки, давайте прочитаем, что там написано.
Нюша: Сегодня мы с Крошем ходили в лес. Нашли 3 опенка и 4 масленка. Обязательно сварю грибной суп и приглашу вас в гости!
Крош: Сегодня мы с Нюшей ходили в лес и нашли целых 7 грибов. Нюша нашла только 2 гриба. Как вы думаете, сколько грибов нашел я?
- Что нам принесла Нюша? Что принес Крош?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Как узнать, является ли прочитанный текст задачей или нет?
Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки, способны к саморегуляции.
Познавательные: анализируют, сравнивают объекты, делают выводы, строят логическую цепочку рассуждений, выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.
V. Работа над задачами.
- Давайте решим задачу, которую принес нам Крош.
- О чем говорится в условии задачи?
- Как это условие записать кратко? Как тоже самое показать на чертеже-схеме?
- Как узнать сколько же грибов нашел Крош?
- Самостоятельно запишите решение задачи и ответ. Проверьте работу друг друга.
(Учитель незаметно стучит. На закрытой части доски прикреплен Ежик.)
- Смотрите-ка, да это скромняга Ёжик. Он нам тоже что-то принес.
В подарок Совунье мы с Крошем и Нюшей собрали целый букет осенних листьев. Всего листочков было 15. Крош нашел 5 листочков, а Нюша – 4. Сколько листочков нашел я?
Составляется краткая запись, чертится чертеж-схема, записывается решение и ответ.
Познавательные: создают алгоритм деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений, проявляют самостоятельность, ответственность.
Регулятивные: контролируют и корректируют свою деятельность.
VI. Закрепление. Групповая работа.
- Сейчас вы разобьетесь на 5 команд. У каждой команды соответствующий цвет: жёлтый, голубой, оранжевый, зелёный и красный.
(На доске разноцветные листы с задачами.
Жёлтый: За два дня девочка прочитала 10 страниц. В первый день она прочитала 2 страницы. Сколько страниц она прочитала во второй день?
Голубой: В вазе стояли 17 белых и красных роз. 5 роз были красными. Сколько белых роз в вазе?
Оранжевый: Из сада принесли 16 стаканов малины и смородины. Малины принесли 7 стаканов. Сколько стаканов смородины принесли?
Зеленый: Во дворе играли 13 ребят. Из них 4 мальчика, а остальные – девочки. Сколько было девочек?
Красный: Во дворе стоят 12 машин. Сколько легковых машин стоит во дворе, если грузовых 4 автомашины?
Листы крепятся чистой стороной к классу.)
- Я раздаю каждой команде по два листочка соответствующего цвета. На каждом листочке текст. Ваша задача найти среди этих текстов задачу и решить ее.
За два дня девочка прочитала 10 страниц. В первый день она прочитала 2 страницы. Сколько страниц она прочитала во второй день?
За два дня девочка прочитала 10 страниц. В первый день она прочитала 2 страницы. Сколько сказок она прочитала во второй день?
В вазе стояли 17 белых и красных роз. 5 роз были красными. Сколько белых роз в вазе?
В вазе стоял букет из белых и красных роз. 5 роз были красными. Сколько белых роз в вазе?
Из сада принесли 16 стаканов малины и смородины. Малины принесли 7 стаканов. Сколько стаканов смородины принесли?
Из сада принесли 16 стаканов малины и смородины. Малины принесли 7 стаканов. Сколько стаканов вишни принесли?
Во дворе играли 13 ребят. Из них 4 мальчика, а остальные – девочки. Сколько было девочек?
Ребята играли во дворе. Среди них было 4 мальчика, а остальные – девочки. Сколько было девочек?
Во дворе стоят 12 машин. Сколько легковых автомашин, если грузовых 4 автомашины?
Во дворе стоят машины. Сколько легковых автомашин, если грузовых 4 автомашины?
Регулятивные: определяют последовательность действий, контролируют и корректируют свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу.
Познавательные: выделяют и формулируют учебно-познавательную задачу; анализируют, сравнивают, делают выводы.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; выполняют и принимают конструктивные формы сотрудничества.
- Чему научил вас урок?
- Все ли было понятно?
- Что для вас было трудным?
- Какая работа была для вас самой интересной?
Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности.
За два дня девочка прочитала 10 страниц. В первый день она прочитала 2 страницы. Сколько страниц она прочитала во второй день?
2) Из сада принесли 16 стаканов малины и смородины. Малины принесли 7 стаканов. Сколько принесли смородины?
3) Витя нашёл в лесу 17 сыроежек и лисичек. Он сказал, что сыроежек у него столько же сколько лисичек. Не ошибся ли Витя?
4) На полке стояли 15 книг. Из них 9 книг на английском языке, остальные на французском. Сколько книг на французском языке стояло на полке?
6) На шахматной доске стояли 15 фигур. Из них 7 чёрных. Сколько белых фигур на шахматной доске?
7) В вазе стояли 17 белых и красных роз. 5 роз были красными. Сколько белых роз в вазе?
8) В магазин привезли 31 ящик с овощами. Сколько привезли ящиков со свёклой, если с морковью привезли 22 ящика?
9) В двух кусках 30 м ситца. В первом куске 10 м. Сколько ситца во втором куске?
10) Для изготовления ёлочных украшений купили 45 листов цветной бумаги. Из них 19 листов зелёной бумаги, а остальные - жёлтые. Сколько листов жёлтой бумаги купили?
11) Для класса купили 9 мячей. Из них 6 больших, а остальные - маленькие. Сколько маленьких мячей купили в класс?
12) Ане подарили 8 воздушных шариков. 5 шариков оказались синими, а остальные - красными. Сколько красных шариков подарили Ане?
13) Для детского сада сшили 18 игрушек (мишек и зайцев). Сколько сшили зайцев, если было 8 мишек?
14) Во дворе играли 13 ребят. Из них 4 мальчика, а остальные - девочки. Сколько было девочек?
Тип урока:закрепление изученного материала. Оборудование: учебник "Математика 2 класс" М.И. Моро, карточки с заданиями, слайдовая презентация.
Автор: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Артеменко Людмила Михайловна
Цель урока: закрепить умение решать задачи на нахождение третьего слагаемого.
Основные направления коррекционно-педагогической работы, используемые на уроке:
стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового восприятия);
формирование математических представлений;
развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев;
воспитание навыков самообслуживания.
Планируемые образовательные результаты:
Познавательные УУД:
- совершенствование устных вычислительных приёмов;
- закрепление навыков решения простых задач;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные УУД:
- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться
Регулятивные УУД:
- составление плана и последовательности деятельности.
Предметные: учащиеся закрепят умение решать задачи на нахождение третьего слагаемого, будут знать связь компонентов результата действия сложения, научаться преобразовывать и моделировать задачу.
принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
осознавать личностный смысл учения.
I. Организационный момент
Учитель: Сегодня на уроке у нас много гостей. Ребята, поздоровайтесь с ними.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Начнем скорей урок!
II. Актуализация знаний
Устный счет (работа в парах)
Сейчас мы проверим ваши вычислительные навыки, знание математических терминов и умение их применять.
Первое слагаемое 9
Второе слагаемое 4
Разность равна 9
Число 11 больше числа 8 на 3
Число 15 уменьшили на 8 и получили 8
Число 6 увеличили на 7 и получили 14
Число 5 меньше числа 12 на 7
Проверка устного счета:
- что обозначает это слово, синоним слова - доброжелательство, мир, согласие. Надеюсь, что именно такая обстановка будет у нас сегодня на уроке!
Решение задач (Работа в паре)
- Мама испекла на 3 противнях пирожки по 10 штук на каждом. Сколько всего пирожков испекла мама?(30).
- Столяр получил задание изготовить ножки для 6 столов. Сколько ножек он должен изготовить, если на каждый стол необходимо по 4 ножки? (6*4= 24)
- проверка решения задач
- Молодцы все справились с заданием.
III. Минутка чистописания
- Открыли тетради и записали сегодняшнее число. На минутке чистописания мы вспомним, как правильно пишется цифра 9. Ставим ручку в верхний правый угол, прописываем овал, затем опускаемся вниз и пишем наклонную прямую с закруглением внизу.
IV. Самоопределение к деятельности.
-Рассмотрите изображение. ( на слайде )
-Что это? (схема)
-В каких заданиях мы используем схемы? ( В задачах.)
- Предположите, с чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (решать задачи нового вида на нахождение неизвестного третьего слагаемого).
- А какую цель мы поставим на уроке? (закрепить умение решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого)
- Давайте вспомним названия компонентов при сложении, а так же вспомнить, как найти неизвестное слагаемое.
1слагаемое +2 слагаемое = сумма.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику (стр.77 №4)
- чтение задачи про себя
- чтение задачи вслух
- все ли слова в задаче понятны
- что такое масса?
- выполнение схематического чертежа по тексту задачи
Переходим к решению задачи (работа в группе):
- проанализируйте задачу, прежде чем приступить к решению (выясните сколько в задаче неизвестных чисел и разбейте задачу на простые задачи)
- ученики работают самостоятельно, решают задачу по действиям (Учитель дает карточку -подсказку ребенку с ОВЗ, контролирует запись решения задачи, помогает ему выполнить проверку.)
- проверка решения задачи, составление выражения и запись ответа
- соотнесите полученный результат условию задачи
- ответили ли мы на вопрос задачи?
5 +4 = 9 (кг) – масса 1-го и 2-го кочанов
Выражение: 13 – (5 + 4) = 4
Ответ: масса третьего кочана 4 кг
- А кто решил эту задачу по-другому? (Запись на доске)
- Молодцы, справились с задачей.
VI. Физкультминутка (мультимедийная презентация)
VII. Продолжение работы по теме урока.
1) - составить задачу с похожим сюжетом по данному выражению 25- (8+2)
- составить обратную задачу по задаче № 4 с. 77, изменив числовые значения
2) Работа с карточками (самостоятельная работа) проверка в парах, два человека работают у доски.(Учитель дает карточку с краткой записью задачи и схематическим чертежом ребенку с ОВЗ , контролирует запись решения задачи, помогает ему выполнить проверку).
Дети собрали за лето 60 кг грибов. Груздей 24 кг, рыжиков 18 кг, а остальные - лисички. Сколько килограммов лисичек собрали ребята за лето?
Читайте также: