Роспись изделия план конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Выполнение точечной росписью центральной части матрешки плоской формы по мотивам вологодского кружева .

Расширить знания по применению точечной росписи на предметах

Совершенствовать знания о композиционном решении изображения.

Развивать умение наилучшим образом размещать и выполнять узор на форме.

Осваивать технику выполнения росписи на плоскостных формах.

Воспитывать интерес детей к народному творчеству через современное применение точечной росписи.

Тип урока: Комбинированный, с применением словесных методов, показа на доске, практической работы учащихся.

Оборудование:

Для учащихся: разделочная доска в форме матрёшки, с выполненным фоном, кисть (белка №1),акриловые краски, тычки большего и меньшего диаметра, баночка для воды, палитра.

Для преподавателя: образцы посуды, расписанные точечной росписью, образцы вологодского кружева, ПК для видеопоказа презентации, матрёшка, выполненная на бумаге, для пед.показа, тычки.

Организационный момент – 1 мин.

Постановка темы урока – 1 мин.

Вводная беседа (повторение)- 10 мин.

Актуализация знаний (диалог с обучающимися) – 5 мин.

Объяснение материала - 5 мин.

Практическая работа - 65 мин.

Итог урока – 1 мин.

Домашнее задание -1 мин.

Завершение урока – 1 мин.

1. Организационный момент.

Пр: -Здравствуйте, девочки! Сегодня у нас с вами открытое занятие, а это значит, что у нас присутствуют гости, попрошу вас не отвлекаться. Задание у нас непростое. Работать мы будем акриловой краской, а эту краску отмыть трудно, поэтому стараемся не пачкать одежду. Проверим рабочие места, все ли у нас готово к работе.

2. Постановка темы урока.

- Сегодня на занятии мы продолжаем работать точечной росписью над матрёшкой плоской формы. На занятии мы будем выполнять основную центральную часть матрёшки – одежду. А каким мотивом и как мы к этому подошли сейчас об этом поговорим.

3.Вводная беседа (повторение).

Пр: Мы с вами в течении года изучаем точечную роспись. Давайте вспомним немного из истории росписи, а помогут нам в этом Ученик 1 и Ученик 2.

Ученик 2: В наше время так же используются многие мотивы в узорах и орнаментах этих стран. Но, всё же, в большинстве своём распространена именно свободная техника, без рамок и ограничений. Старые же мотивы служат источником вдохновения и примером для подражания. Все более модными становятся уникальные рукотворные предметы интерьера, расписанные рукой художника. Сама точечная роспись находка для любого дизайнера.

Пр: Познакомит наших гостей с тем как выполняется точечная роспись Ученик 3.

Ученик 3: Выполняется точечная роспись так: поверхность предмета обезжиривается (если это не дерево), наносится фон нужного цвета любой краской: акриловой, гуашевой, витражной, автомобильной из баллона. Затем выполняется рисунок и расписывается точками, задуманного цвета и орнамента. Обычно точечная роспись выполняется акриловыми контурами с насадками на носиках, мы на занятиях пользуемся тычками, так как нам это более доступно и удобно.

Пр: - Хочется добавить, что особенностью точечной росписи является значение размера точки, расстояние между ними, цветовые сочетания. Точечная роспись вобрала в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - графики, витража, мозаики. В процессе работы точечной росписью мы развиваем умения и навыки по рисунку: навык конструктивного построения; по живописи: умение видеть и передавать цветовые отношения; по композиции: точно и красиво использовать ритм, линию, силуэт для выполнения оригинальной работы.

- Ученик 4, давай вспомним чем мы занимались на занятиях и обратим внимание на нашу выставку.

Ученик 4: На занятиях мы расписывали предметы растительным, зооморфным орнаментами, а так же восточными узорами (показать выставку). Когда подошла очередь темы по мотивам Вологодского кружева, мы решили расписывать форму матрёшки. Матрёшки расписываются хохломской, свободно-кистевой и др. росписями, а точечной росписью по мотивам вологодского кружева еще пока не видели. Такое мы внесли новшество.

Пр: - А о вологодском кружеве расскажет Ученик 5.

4. Актуализация знаний (диалог с обучающимися).

Пр: -Послушав и посмотрев, скажите, пожалуйста, можем ли мы сравнить точеную роспись с вологодским кружевом? Что у них общего? (Да: мотивами, длительностью выполнения, и т.д). Таким образом мы пришли к теме нашего занятии – точечной росписью мы можем выполнить узор по мотивам вологодского кружева.

5. Объяснение материала.

Пр: Прежде чем приступить к самостоятельной работе вспомним и повторим как будем работать? ( Начинаем и идём сверху в низ, слева направо; точки должны быть одинакового размера, расположены близко друг к другу; для исправления ошибок пользуемся ватной палочкой)

- Посмотрите, пожалуйста, основную линию узора будем двумя рядами точек, остальные одним, тычек ставим перпендикулярно поверхности (Выше сказанное сопровождается показом преподавателя на доске, на матрёшке из бумаги). Девочки, помните, что в точечной росписи важна аккуратность!

- Приступаем к практической работе!

6. Практическая работа учащихся

Обучающиеся приступают к работе, преподаватель в процессе занятия подходит к каждому индивидуально, направляет и подсказывает.

7. Итог урока (показ и анализ работ учащихся).

Устраивается выставка из матрёшек. Пр: - Какие замечательные матрешки получились. Девочки, поделитесь своими впечатлениями. Что удалось, может быть что-то не очень удалось? (Происходит рефлексия и самоанализ своих работ и анализ работ других обучающихся). Пр: В какой работе орнамент более похож на кружево? Почему? В чем особенность вологодского кружева? В чем особенность точечной росписи?

Пр: Глядя на эту выставку хочется заканчивать занятие строчками из стихами: - И вот из-под рук, ну, диво, рождается вдруг узор. Нежный, изящный, красивый, Нельзя отвести нам взор!

8. Домашнее задание.

Пр: - Девочки, до следующего занятия вам дается домашнее задание. Принести предмет, который вы будете расписывать и подумать на какую тематику (любая, пройденная в течении года).

9. Завершение урока.

- Занятие закончено, спасибо за работу! Уборка рабочих мест.

1. Воробъева Наталия. Точечная роспись. Издательство АСТ-пресс. книга, 2013, 208 стр.

2. Г. Л. Маккэлэм. 4000 мотивов: цветы и растения,2006.

6. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования:

Пособие для учителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979.

7. А.И Рожкова. Мерное кружево на коклюшках, 2006.

8. Л.В. Орлова. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного творчества.

9. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988.

10. Наина Величко. Русская роспись. Энциклопедия-М: АСТ-пресс. книга, 2004-224 с. ил

Воспитательная: взаимопомощь, аккуратность, усидчивость, умение работать в коллективе, умение договариваться.

Содержание образовательной деятельности детей :

Для того чтобы работа шла успешно, даю детям представления о технике исполнения батика, о некоторых видах батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись, о последовательности ведения росписи и особенностях разведения красок. (просмотр презентации)

Во время образовательной деятельности дети учатся специальным навыкам, которые необходимы для рисования: работа с жидкими красками, умение смешивать цвета, вести линию. Батик позволяет детям потренироваться в смешении красок, не боясь при этом испортить рисунок, дает возможность увидеть наиболее удачные, выигрышные сочетания цвета, что в свою очередь способствует развитию чувства цвета, эстетического вкуса, творчества, воображения. А еще батик помогает развитию мелкой моторики, аккуратности, усидчивости.

Мы с вами видели разные картины. На них всех изображены цветы, фрукты, овощи, природа и т. д. В жизни иногда мы замечаем красоту предметов, а художники – очень внимательные люди. Их радует, удивляет нарядность предметов, их формы, необычность, цвета. Когда предмет изображен на полотне, он особенно красив.

-А где ещё мы можем увидеть роспись ткани, кроме как на картине? (ответы детей)

- Батик так же используется в одежде и интерьере.

Заранее для ребят был приготовлен подрамник, с натянутой тканью.

Превращение детей в художников. Подготовка к рисованию бабочек.

Ребята, чтобы бабочки получились у нас как живые, предлагаю нарисовать их на ткани, которая лежит у нас на столе.

Ребята по очереди подходили и наносили с помощью трафарета изображение бабочек.


Когда все бабочки были перенесены на ткань мы приступили к резервированию контура. Но так как наше помещение не приспособлено для таких работ, (резерф имеет очень едкий запах, мы использовали обычный клей ПВА.

На границы бабочек нужно нанести очень аккуратно, тонким слоем контур из тюбика с клеем ПВА. Контур должен получиться тонким. От вас потребуется внимание и старание и аккуратность. Пока клей подсыхает, давайте отдохнем.

Физкультминутка «Наша бабочка"

Наша бабочка встряхнулась,

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

И нектара всласть поела.

На цветочке посидела,

В лес волшебный улетела.

Даем высохнуть нашему резервирующему составу. И приступаем к самому интересному. Для начала мы проверили наш контур водой. Это делается для того, что бы предотвратить протекания краски.

Затем каждый из детей расписывает свою бабочку.


Дети рисуют каждый на своем участке ткани, заполняя участки, выделенные контуром; наносят краску, наблюдают, как красиво она растекается, это развивает воображение и создаёт желание рисовать. И завершающий момент – заполнение фона. Благодаря тому, что ткань имеет очень гладкую поверхность, нанесенная краска буквально движется по ней. Мы с ребятами обсудили какой цвет фона выбрать. Так как одни хотели бабочек на травке, другие летающих на небе, я предложила им бирюзовый цвет и все остались довольны. Наша картина готова.


Подведение итогов образовательной деятельности.

Нетрадиционное рисование по ткани в технике батик

Нетрадиционное рисование по ткани в технике батик В современном мире очень важно развивать творческое мышление у детей. При этом нужно знакомить их с необычными видами искусства в любых.

Автор: Набиуллина Галина Александровна, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ с. Васильевка Ишимбайского района Республики Башкортостан

Цель: формирование у учащихся интереса к изучению росписи по дереву.

Задачи:

· Обучающие: познакомить учащихся с такими видами росписи как Хохлома, Башкирская роспись, Городец, научить некоторым приемам росписи по дереву.

· Развивающие: развить познавательный, эмоциональный опыт школьников.

· Воспитательные: воспитание общей культуры.

Материалы и приспособления для учащихся: яйцо (белье для росписи), кисть (колонок №1,2), баночка для воды, гуашь.

План конспекта:

1. Организационная часть

2. Подготовительный момент

3. Основной момент

А) теоретическая часть

Б) практическая часть

Ход урока:

1. Организационная часть:

2. Подготовитеьный момент:

Человек всегда стремится к красоте. Мы стараемся выглядеть красиво и чтобы нас окружали красивые вещи: посуда, мебель, сувениры и т.д.

Многие предметы, необходимые человеку в его повседневной жизни, издревле в богатой лесами России изготавливались из древесины. И причиной развития искусства росписи по дереву было прежде всего желание мастера обогатить предмет, сделать его наглядным, красивым. И в то же время такая посуда долго сохранялась.

3. Основной момент:

Всемирную известность приобрело родившееся в Заволжье искусство Хохломской росписи.

(Демонстрация изделий Хохломской росписи).

Материалы к уроку

Названо оно так по имени старинного торгового села Хохлома, куда свозились на продажу выточенные на токарном станке изделия со специфической росписью: чаши, блюда, поставцы и бочата, удобные для хранения в них муки, соли, крупы и других необходимых в хозяйстве продуктов. Искусство Хохломской росписи становится уникальным промыслом благодаря применению при отделке деревянных изделий технике получения золотого цвета без использования драгоценного металла.

Колорит Хохломских изделий – сочетание золота с красным и черным цветом. Строгое, классическое сочетание трех основных цветов изделий мастера умело и тактично дополняют введением коричневого, зеленого, оранжевого, желтого, сохраняя при этом, однако, гармоническую целостность цветовой гаммы.

(Демонстрация изделий Башкирской росписи).

Материалы к уроку

Давайте познакомимся с еще одним видом росписи – Городец. Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Это по преимуществу фантастические цветы. Птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.

Городецкая роспись – яркая, лаконичная, ее отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок – растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Как правило, все элементы узоров городецких мастеров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко – желтом фоне. Городецкие узоры пользуются особой популярностью, потому что они прекрасно передают все разнообразие русского орнамента.

(Демонстрация изделий Городецкой росписи).

Материалы к уроку

Б) практическая часть

Сейчас мы попробуем расписать с вами сувенир – пасхальное яйцо Хохломской росписью.

Материалы к уроку

Материалы к уроку

Материалы к уроку

Материалы к уроку

Сейчас на доске на рисунке я вам буду показывать как превратить наше яйцо в красивое изделие – сувенир. Для этого нам понадобятся кисть и гуашь. Давайте вспомним, как правильно работать с кисточками и красками: никаких лишних и резких движений кисточкой, с красками работать аккуратно.

Теперь посмотрите, какое преображение произошло с нашим сувениром при помощи кисточки, красок и главное наших рук.

4. Итог урока.

а) Роспись
б) От светлого к темному
в) Ошибки при работе с батиком.

IV. Практическая работа

V. Анализ детских работ

VI. Подведение итогов

Ход урока

I. Вводная часть

1. Организационный момент

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

2. Беседа о росписи ткани

а) История батика

Ручная художественная роспись тканей — своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в “Естественной истории” Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с применением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском, последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют резервирующий состав (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне.
Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор.
Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов — так называемых набоек (от слова “набивать”, когда смоченную краской резную доску накладывали на ткань, ее пристукивали деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка).

Происхождение и значение слова “батик” точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово “амбатик”, которое переводится как “гравировать”, “писать”, “рисовать”.

Батик — способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор.

Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.

В Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем пионерами в этом деле стали вездесущие голландцы, а методичные немцы впервые поставили производство на поток. Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, “горячим” методом резервирования воском, распространен “холодный” метод, в котором в качестве резерва используется гутта, смесь каучука и бензина.

Изобретение в начале XX века в России резервирующего состава, не требующего нагревания, сделало нашу страну родиной холодного батика. Простота исполнения, четкий “витражный” контур делают эту технику интересной для начинающих.

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.

II. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала)

2. Закрепили отрисованный рисунок под тканью, с помощью одностержневых булавок.

3. Обвили рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом

Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки.

Большое значение для качества наводки контура имеет наклон кончика трубочки: он должен быть загнут под углом 135°. Если он загнут под более тупым углом, то при работе трубочку приходится держать почти перпендикулярно к плоскости ткани. При этом напор резервирующего состава усиливается, что может привести к непредвиденному растеканию резервирующего состава по ткани (т. е. к браку).
В местах замедленного движения и в начале линии обычно получаются капли. Поэтому вести трубочку по ткани следует равномерно, а в начале работы быстро опускать на ткань, не дожидаясь образования капли. Отнимая трубочку от ткани, ее переворачивают носиком вверх, и резервирующий состав уходит из кончика. Противоположный конец трубочки должен быть слегка приподнят, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань.

Трубочку надо хранить отдельно от других инструментов, на специальной деревянной подставке с продольными делениями, один конец которой слегка приподнят (на 1,5—2 см). В перерывах между работой трубочку укладывают нерабочим концом в сторону приподнятой части подставки. Так поступают для того, чтобы резервирующий состав не выливался.

По окончании работы необходимо промыть трубочку в бензине, многократно втягивая и выдувая бензин или уайт-спирит и прочистить ватой, намотанной на упругую тонкую проволоку. После этого в носик трубочки рекомендуется вставить мягкую тонкую проволоку, для того чтобы он не закупорился от оставшейся капли резервирующего состава.

Если этого не сделать, засохший резерв невозможно будет удалить.

III. Объяснение нового материала

1. Беседа о порядке росписи ткани

В холодном батике краски наносят только поверхностно, мягкими кистями, или ватными тампонами. На разных тканях краска растекается по-разному: на тонких шелках лучше, на более плотных хуже. На таких тканях кисть с краской приходится подводить близко к резервной линии. Делать это нужно очень осторожно, так как краска может окрасить разделяющую линию или перейти на соседний участок. Если это случилось, смочите водой ватную палочку и попытайтесь удалить нежелательные пятна краски.

б) От светлого к темному

Начинаем роспись с более светлых участков. Если, несмотря на все меры предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной. А затем соседний участок можно закрасить более темным цветом. После росписи поверхности темными красками следы "аварии" уже не будут бросаться в глаза.

в) Ошибки при работе с батиком.

Даже при самой аккуратной работе возможны ошибки. Например, краситель по-разному расплывается на тканях не только разного состава, но и разного переплетения. В некоторых случаях краситель необходимо подводить вплотную к линии резерва, и он может перетечь на соседний участок. Устранить такой дефект можно несколькими способами.

Например, побыстрее размыть пятно чистой водой, используя ватную палочку или тампон. Если потек образовался на краю цветка, быстро обвести его резервом, добавив лишний лепесток. Такие лепестки придется дорисовать и к некоторым другим цветам, чтобы они выглядели как часть композиции. Так же можно поступить и в том случае, если потек находится в малозначимом месте, далеко от композиционного центра работы и не привлечет к себе внимания.

Еще один способ устранения ошибки - сделать участок росписи с потеком более темного цвета, попросту закрасив ошибку. Чтобы иметь такую возможность, всегда следует расписывать ткань от самых светлых цветов к темным. Затекание краски может произойти и из-за некачественного нанесения резерва. Если трубочку с резервом ведут слишком быстро или резерв густой, он не проникает на всю толщину ткани. В этом случае краситель “пробирается” на соседний участок снизу.

Поэтому необходимо перед росписью проверить, как нанесен резерв. Это можно сделать двумя способами. Во-первых, расположить раму перед источником света. Линии, проведенные резервом, будут казаться очень светлыми. Если какой-то участок линии будет выглядеть иначе, надо продублировать линию с обратной стороны. Во-вторых, можно проверить целостность резерва, капнув рядом с линией в подозрительном месте каплю чистой воды. Если она “пробьет” резерв, участок надо высушить и нанести новые линии с обеих сторон.

Возможно, затек произошел из-за того, что линии контура не замкнуты - тщательно проверьте, все ли линии замкнуты.

Иногда краска затекает и за качественные линии контура. Как правило, это случается, когда на маленький участок рисунка нанесено слишком много краски, и она перетекает поверх линий.

Сушите работу всегда в горизонтальном положении. Иначе краски стекут вниз, испортив работу. Иногда, правда, можно использовать это как дополнительный эффект, особенно если ткань расписана с применением соли или мочевины.

Читайте также: