Конспект занятия по математике цифра 3 и 4

Обновлено: 03.07.2024

Занятие по ФЭМП в детском саду. Старшая группа. Тема: Цифры 3, 4. Палочки Х. Кюизенера

Программное содержание: познакомить детей с цифрами три, четыре; продолжать знакомить с палочками X. Кюизенера - освоить состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру; упражнять в счёте предметов на ощупь; ориентировке на листе бумаги; продолжать учить детей работать в тетради; отвечать на вопросы фразой; развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук; формировать элементы самоконтроля; совершенствовать употребление предлогов в, на.

Раздаточный материал: палочки X. Кюизенера, тетради в клетку; трафареты - гриб, листок, любой овощ.

Ход занятия

Дети достают грибы.

Знакомство с цифрами три, четыре.

А вот это - посмотри,

Выступает цифра три.

Тройка - третий из значков –

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

Физкультминутка

ТРИ МЕДВЕДЯ (игра с погремушками)

Три медведя шли домой.

Папа был большой-большой

Мама с ним - поменьше ростом

(руки на уровне груди),

А сынок - малютка просто

Очень маленький он был,

Очень он играть любил

(встать, руки перед грудью в кулак).

3. Работа с палочками X. Кюизенера.

Закрепить цифры один, два, три, четыре.

Построить ступеньки, счёт от одного до четырёх, вниз от четырёх до одного.

(Повторить, какая палочка по цвету соответствует какому числу: белая - это цифра 1, розовая - 2 и так далее до 4.)

Построить ступеньки из этих палочек. Посчитать от 1 до 4 и от 4 до 1.

4. Игра с пальчиками (разгибать пальцы с мизинца).

Топ-топ - пять шагов,

И в корзинке пять грибов.

Первый гриб - опасный.

А второй - лисичка,

Третий гриб - волнушка,

А четвёртый гриб - сморчок,

Пятый гриб - белый,

Ешь его ты смело!

5. Задание: обвести в тетради по трафарету (посередине, сверху, внизу) - гриб, лист, овощ.

Задачи. Познакомить детей с составом чисел 3 и 4. Учить соотносить цифру с количеством предметов. Обогащать полученные знания детей о числе. Формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.

Раздаточный материал: палочки, касса для цифр или математический набор.

Ход занятия.

Нарисуйте его под рисунком для числа два. Теперь я рисую множество из трёх. Что это скрыто за точками, Саша? А у тебя, Ира? На какие группы можно его разбить? Да, один и два. Можно ли по-другому? Нарисуйте в альбомах это разбиение.

Игра "Считаем звуки". Выбранный ведущий, в руках которого молоточек, даёт задания (удары молоточка дети слушают с закрытыми глазами):

1) покажите цифру, соответствующую количеству услышанных звуков;

2) отсчитайте столько палочек, сколько звуков услышите, и выложите из них фигуру. Какая фигура получилась? (Квадрат.) Положите внутри квадрата цифру, которая показывает число составляющих его палочек;

3) покажите цифру, которая обозначает число на 1 больше, чем количество ударов молоточком.

Работа в альбоме с цифрой 4.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Старшая группа

Подготовила воспитатель Салихова Т.Р.

Демонстрационный : Письмо от Незнайки, предметы посуды (4 предмета) .

Раздаточный : Наборы цветных карандашей, листы бумаги.

Приоритетная образовательная область : математика

Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, здоровье, игровая.

Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Планируемые результаты : имеет элементарное представление о составе числа3 и 4; умеет уменьшать и увеличивать число на единицу; ориентируется на листе бумаги, понимает смысл пространственных отношений (верхний левый и правый углы и т. д.) ; последовательно называет дни недели, может определить какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Воспитатель : Ребята, давайте поздороваемся и подарим друг другу наши улыбки. Молодцы!

А сейчас внимательно послушайте меня .

К нам в детский сад пришло письмо от Незнайки. Давайте его прочтем?

Воспитатель читает письмо :

Ну, что ребята, поможем незнайке? (Да, поможем)

Тогда слушайте первое задание :

Молодцы ребята справились с первым заданием.

3 . А теперь пройдите за столы и слушайте второе задание :

Составьте число 4 с помощью карандашей разного цвета. (Вопросы аналогичны предыдущим) . Молодцы, все справились с заданием.

Ребята, а вы знаете, что в школе бывают перемены?

Давайте и мы с вами устроим перемену.

Физкультминутка :

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать третье задание и рисовать :

в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;

в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;

в центре нарисуйте черный овал;

в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;

в правом верхнем углу нарисуйте желтый круг.

Воспитатель : А сейчас проверим.

Какую геометрическую фигуру нарисовал Никита Н. в правом нижнем углу. Где нарисовала Камила желтый круг?

В каком углу Матвей нарисовал прямоугольник?

И с этим заданием мы с вами справились!

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора :

«ОЙ-ой-ой! Ой-ой-ой!

Дети вспоминают, что произошло с Федорой и почему посуда убежала от нее.

Педагог предлагает детям собрать Федорину посуду и показывает цифру 8. Он уточняет название цифры и выясняет, сколько предметов посуды надо собрать. Вызванный ребенок выполняет задание на доске.

Дети находят цифру 8 и кладут перед собой.

Педагог добавляет еще один предмет посуды и предлагает сосчитать, сколько их стало всего. Он выясняет, какой цифрой можно обозначить число 9. Затем показывает цифру 9.

Педагог предлагает детям найти карточку с цифрой 9, обвести ее и определить, на что похожа цифра.

Вызванный ребенок выстраивает цифровой ряд от1 до 9. Педагог вместе с детьми называет цифры по порядку.

Педагог еще раз обращает внимание детей на цифру 9 и предлагает подумать, на какую цифру она похожа. Дети находят цифру 6, ставят рядом с цифрой 9 и определяют, чем похожи цифры, чем отличаются.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

Слушайте внимательно последнее задание :

Какие дни недели вы знаете?

Какой сегодня день недели?

Какой был вчера день недели?

Какой будет завтра день недели?

Назовите третий день недели.

Назовите пятый день недели.

Назовите второй день недели.

Молодцы ребята. Вам понравилось выполнять задания? А какое задание вам понравилось больше всего? Будем еще помогать Незнайке? Теперь я запишу все ваши ответы и отправлю Незнайке, он будет рад, что вы ему помогли.

1. Познакомить с образованием и составом числа 4, цифрой 4.

2. Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками.

3. Закрепить умение разбивать группу фигур на части по различным признакам.

4. Развивать математическую речь, умение работать самостоятельно.

5. Воспитывать умение слушать других детей, формировать положительную мотивацию к учению.

Материалы к занятию.

Демонстрационный – изображения зайчиков, снегирей, карточки с цифрами 1, 2, 3.

Раздаточный - касса цифр, геометрические фигуры, тетради, цветные карандаши.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Тип занятия: изучение нового материала.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Психологический настрой на занятие. (Солнышко)

- Посмотрите, какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Солнышко “улыбается”. Давайте и мы улыбнёмся, подарим и поделимся друг с другом прекрасным настроением.

Сегодня мы продолжим путешествие
В мир удивительный и увлекательный –
В мир чисел, в мир математики.

2. Актуализация знаний

1) Игра “Цифры заблудились”.

- Необходимо расставить цифры по порядку (от 1 до 10). Молодцы, вы отлично справились с заданием, и все цифры заняли свои места.

- Давайте хором посчитаем все вместе от 1 до 10, от 10 до 1.

2) Игра “Покажи число”. (Работа с веером)

- Какое число следует за числом 4, 7, 5?

- Какое число стоит перед числом 8, 3, 5?

- Покажите соседей числа 3, 7.

3) Поставь цифры к рисункам. Вам надо сосчитать предметы на рисунках и соединить их с числом, которое обозначает их количество.

Что нарисовано в первой рамочке? Сколько их, сосчитаем. С какой цифрой соединили? И так делаем дальше. (Один ребенок работает около доски с демонстрационным материалом, а остальные в рабочих тетрадях.)

3. Физминутка для глаз

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками

- Сегодня на уроке мы познакомимся с числом и цифрой.

А с какой – узнайте. (Проблемная ситуация)

Лапок у кошки столько
Ножек у стула столько.
О какой цифре я говорю,
Кто отгадал загадку мою? (Четыре)

- Молодцы! Правильно, это число и цифра 4.

5. Работа по теме урока. Знакомство с числом 4

Образование числа 4

а) Сколько зайчиков? (4) Сколько снегирей? (3)

- Сравните, кого больше: количество зайчиков или количество снегирей?

- Как сделать поровну? (Надо добавить ещё одного снегиря.)

б) На столах у детей геометрические фигуры, каждый работает с раздаточным материалом. Один ребенок работает у доски.

- Положите 3 кружка. Добавьте 1 квадрат. Сколько всего стало фигур?

- Как получили 4? (3+1)

- А что получится, если к одному квадрату добавить 3 кружка? (Тоже 4: 1+3)

- Когда переставляются части, результат не изменяется.

- Как по-другому можно получить число 4? (2+2, 1+1+1+1)

Знакомство с цифрой 4

- Число четыре записывают знаком - цифрой 4.

(На доску прикрепляю цифру 4)

- На что похожа эта цифра?

- Прописываем цифру в воздухе.

6. Закрепление представлений о числе и цифре 4.

1) Выполнение задания №3 с.45

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

2) Выполнение задания №2, в учебнике с.44

- Рассмотрите картинки. Почему в квадратике который соединили с цыплятами поставлено 2 точки? (На картинке 2 цыпленка)

- Почему в кружочке который соединили с котенком стоит цифра 1? (На картинке 1 котенок)

Что же надо сделать в этом задании? (Записывать в кружочке, который соединен с картинкой, подходящую цифру, а в квадратике – подходящее число точек.)

8. “Мыслительная минутка”

- Сколько туфелек потеряла Золушка?

- Сколько времён года вы знаете?

- Сколько углов у квадрата?

- Сколько пальцев на руке?

- Какой четвёртый день недели?

9. Повторение изученного материала

Выполнение задания №4 с.45

- Разбей группу фигур сначала по цвету (обведи пунктирные линии), а затем по форме и размеру.

10. Итог занятия. Рефлексия

- С каким числом познакомились? Какую цифру учились писать? Как можно получить четыре?

- Ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами, но занятие подходит к концу. Давайте оценим свою работу. На партах у вас лежат колобочки, но у них нет рта! Сейчас надо будет нарисовать колобку рот – если урок вам сегодня понравился, то колобочка нарисуйте радостного с улыбкой, а если на уроке вам было не интересно, то нарисуйте грустного.

- А теперь покажите родителям своего колобка! Этот колобок остаётся вам на память.

Читайте также: