Конспект песня о буревестнике

Обновлено: 05.07.2024

Тот факт, что названия героев (и Сокола, и Буревестника) написаны с заглавной буквы, свидетельствует об аллегоричности песен писателя. Аллегория, однако, используется в басне, чтобы высмеять общественные пороки, но у Горького аллегорические образы становятся символами. Писатель использует новую революционную символику, недостаточно знакомую царским цензорам и поэтому непонятую ими.

Кроме призыва бури, революции, в произведении звучит и другой мотив - вечная тема одиночества. Здесь отвага смелого и честного героя противопоставлена обывательской трусости и ограниченности серой жизни.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме:

Базовый учебник: Сафонов А.А., Сафонова М.А. Литература. 11 класс. Хрестоматия. Учебное пособие для сред. проф. образования - М.: Издательство Юрайт, 2018 .

Компьютерные программы: Кейс-технологии

Цель урока: показать идейное и художественное многообразие ранних произведений великого писателя

- познакомиться с биографией М.Горького;
- повторить и обобщить знания о романтизме как направлении литературы;
- выявить особенности романтических произведений М.Горького

- способствовать воспитанию чувства патриотизма;
- способствовать воспитанию чувства уважения к собеседнику, его мнению;
- способствовать воспитанию интеллектуальной культуры личности.

- совершенствовать навыки аналитической работы с текстом, способности обобщать и делать выводы;
- развивать навыки устной монологической речи;
- развивать навыки ведения дискуссии, умения работать в группе.

· личностные: определить свою внутреннюю позицию, дать нравственно - этическую оценку происходящим в ранних рассказах явлениям

· регулятивные: определить задачи решения проблемы, спланировать свою деятельность, прогнозировать результат своей деятельности, рецензировать ответ оппонента, корректировать свой

· познавательные: умение отобрать нужный материал для исследования, классифицировать его, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Ориентировочное время, которое потребуется обучающемуся на выполнение заданий: 24 часа

Структура и ход занятия:

I .Орг. момент

Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Тот факт, что названия героев (и Сокола, и Буревестника) написаны с заглавной буквы, свидетельствует об аллегоричности песен писателя. Аллегория, однако, используется в басне, чтобы высмеять общественные пороки, но у Горького аллегорические образы становятся символами. Писатель использует новую революционную символику, недостаточно знакомую царским цензорам и поэтому непонятую ими.

Кроме призыва бури, революции, в произведении звучит и другой мотив - вечная тема одиночества. Здесь отвага смелого и честного героя противопоставлена обывательской трусости и ограниченности серой жизни.

Герои двух притч, рассказанных старухой Изергиль, являются полной противоположностью.

1.Данко – это пример любви-самопожертвования, любви-отдачи. Он не может жить, отделяя себя от своего племени, народа, чувствует себя несчастным и несвободным, если несвободен и несчастен народ. Чистая жертвенная любовь и стремление к подвигу были характерны для революционеров-романтиков, которые мечтали умереть за общечеловеческие идеалы, не мыслили жизни без жертвы, не надеялись и не хотели дожить до старости. Данко отдает сердце, освещающее путь людям.

Это достаточно простой символ: только чистое, полное любви и альтруизма сердце может стать маяком и только бескорыстная жертва поможет освободить народ. Трагизм притчи в том, что люди забывают о тех, кто пожертвовал собой ради них. Они неблагодарны, но прекрасно сознавая это, Данко не задумывается над смыслом своей самоотдачи, не ждет признания, награды. Горький полемизирует с официально-церковным понятием заслуги, в котором человек делает добрые дела, заранее зная, что будет вознагражден. Писатель дает противоположный пример: награда за подвиг – сам подвиг и счастье людей, ради которых он совершен.

2.Сын орла представляет собой полную противоположность Данко. Ларра – одиночка. Он горд и самовлюблен, он искренне считает себя выше, лучше других людей. Он вызывает отвращение, но и жалость. Ведь Ларра никого не обманывает, он не притворяется, что способен любить. Таких людей, к сожалению, много, хотя их сущность не так явно проявляется в реальной жизни. Для них любовь, заинтересованность сводятся лишь к обладанию. Если нельзя обладать – нужно уничтожить. Убив девушку, Ларра с циничной откровенностью говорит, что сделал это потому, что не мог владеть ею. И добавляет, что, по его мнению, люди только притворяются, что любят и соблюдают нравственные нормы. Ведь природа дала им в собственность только их тело, а владеют они и животными, и вещами.

Ларра хитер и умеет говорить, но это обман. Он упускает из виду то, что человек всегда платит за обладание деньгами ли, трудом, временем, но в конечном счете жизнью, прожитой так, а не иначе. Поэтому так называемая правда Ларры становится причиной его отверженности. Племя изгоняет отступника, говоря: ты презираешь нас, ты выше – что ж, живи один, если мы тебя недостойны. Но одиночество становится бесконечной пыткой. Ларра понимает, что вся его философия была только позой, что даже для того, чтобы считать себя выше других и гордиться собой, все равно нужны другие. Нельзя любоваться собой в одиночестве, и все мы зависим от оценки и признания со стороны общества.

Романтизм ранних рассказов Горького, его героические идеалы близки и понятны молодости всегда, они будут любимы и будут вдохновлять на поиски правды и подвига все новые и новые поколения читателей.

IV .Домашнее задание:

2. Составьте план рассказа старухи Изергиль о своей жизни (не всего произведения, а именно рассказа старухи Изергиль о своей жизни).

3. Напишите размышление-ответ на вопрос. Вопрос вы выбираете сами.

Сюжет произведения прост. Над бушующим морем реет буревестник. Он словно не видит приближающейся угрозы. Ведь на море надвигается буря. Наоборот, смелая птица словно радуется ненастью, он кричит. В этом крике энергия, сила, стремление к битве и уверенность в победе. Другие птицы чайки тоже кричат. Но их крик – стон, они бояться непогоды, в ужасе мечутся, но найти спокойствие не могут. Также пугает гром ударов и гагар. Они не хотят бороться и побеждать. В этом для них нет наслаждения жизни. Также и пингвин, он прячет своё жирное тело в утёсах, надеясь переждать непогоду. Ему и не понять, что волны будут бить в утёсы и снесут всё вокруг. Поэтому автор называет его глупым. Его не волнует ничего, лишь бы ему было хорошо. Только одни Буревестник летает над морем. Тучи всё сгущаются и мрачнеют, волны всё сильнее бьются о скалы. Грохочет гром, но гордая птица не прячется, она носится как стрела, как чёрная молния. Он знает, что после бури опять выйдет солнце, и тучи будут бессильны. В конце произведения отважная птица сравнивается с пророком. Он кричит, чтобы буря грянула сильнее и быстрее. Как видим, произведение состоит из символов. Буревестник – народ, который уже созрел для борьбы с тиранией. Буря – это схватка между народом и деспотичной властью, тучи – представители тирана и он сам.

Тема – предвестие революции, призыв на борьбу за свободы и права людей. Ещё одна тема – одиночество Буревестника. Никто из птиц не поддерживает его, все в страхе перед бурей – битвой прячутся.

Жажда бури

Содержание стиха не вызывало никаких сомнений у современников. Они понимали о чем он говорит и легко проводили параллели между персонажами произведения и теми или иными слоями тогдашнего населения. Буржуазия, обыватели, духовенство: все предстали в образах то глупых, то жирных птиц, единственным желанием которых был покой и сытость.

Но были и другие. Их символизировал Буревестник. Ими овладевала жажда бури, борьбы, перемен. Покой и неизменность были синонимами затхлости и косности. Приближающиеся раскаты грома ласкали их слух, далекие сполохи зарниц отражались в глазах.

Смелые, дерзкие, сильные, они устремились навстречу молниям в черном пространстве между небом и морем и обрели смысл жизни в вихрях ветра и гребней волн.

Если бы не последующие две войны и две революции, Песнь о буревестнике могла сойти просто за яркое проявлением литературного таланта М. Горького. Но он, как и его единомышленники, не скрывал, что это призыв к революции.

Казалось бы, все ясно. Но почему же столько мрачных образов и эпитетов в этой оде радости и торжества?

Главные герои

Черный демон одиночества

Странным выглядит полет Буревестника в хаосе туч, волн, молний. Почему он один? Для революционных перемен нужны вожди и массы, а не оракул. Бунтарей в то время уже вполне хватало, они исчислялись десятками тысяч. Да и в природе птицы не летают поодиночке. И почему столько черного цвета в этой картине, похожей на преддверие апокалипсиса? Почему Буревестник демон? Не лучшее сравнение для народного героя. На Руси они отождествлялись с бесами, персонажами насквозь отрицательными.

Некоторые авторы считают и, скорее всего, небезосновательно, что в этих образах проявляется вечная тема одиночества художника, отрешенности от обыденности и никчемной суеты. Творец должен быть одинок, как Бог накануне создания мира, когда свет еще не был отделен от тьмы и все поневоле было черным.

Вариант 2

Образы, представленные писателем в этом произведении, можно наблюдать и в обычной повседневной жизни. Чайки, гагры и пингвины – это большая часть людей, привыкшая вести размеренный образ жизни и не приветствующая перемен, особенно – грандиозных. Как и в песне, в жизни такие люди, почуяв приближение чего-то такого, что может все кардинально изменить, стараются избежать этих событий и просто спрятаться от них. Они никогда сами не будут способствовать переменам. Ведь им и так хорошо.

Совсем иначе ведет себя буревестник. Он рад надвигающейся буре, которая обещает перемены. Он жаждет ее всем своим смелым сердцем. В образе этой птицы воплотил Горький идеал настоящего революционера, способного бесстрашно сражаться за свою идею и вести за собой народ. Это – настоящий герой.

Именно революционный настрой звучит в песне. Главный герой ее силен и смел. Не зря в образе этой птицы, изобразил автор бесстрашных борцов за свободу, верой и правдой служащих идее. Он подчеркивает в каждой строке эмоциональный настрой буревестника. Он давно ждал этой бури. И вот, теперь она, наконец, надвигается. Он хочет лишь, чтобы она разразилась сильнее. В этом его полете над волнами выражено долгое ожидание и восторг от того, что давно задуманное вот-вот грянет.

Но, все это перепугало других обывателей. В их образе запечатлел писатель противников революционных действий, которые были довольны сполна своей сытой и беззаботной жизнью. А предстоящая буря, переворот, пугают их.

Противопоставил им в песне Горький не только буревестника, олицетворяющего ярких деятелей революции. Эта птица – предводитель. А за ним стоит простой народ. Его изобразил здесь писатель в образе волн. С приближением бури все сильнее и сильнее поднимаются они на встречу грозному врагу.

Присутствует здесь и сам противник. В образе грозных туч предстает царская власть. Они гневны и готовы уничтожить непокорных. Грохочет гром все сильнее. Но бесстрашен перед этой грозой буревестник, за спиной которого бьется целая стихия – народ.

Очень красочно и эмоционально изобразил М. Горький эти события. Передано и напряжение, витавшее накануне событий, и настрои его участников.

Другие сочинения: ← Анализ рассказа Горького Дачники↑ ГорькийАнализ рассказа Горького Детство →



Тот факт, что названия героев (и Сокола, и Буревестника) написаны с заглавной буквы, свидетельствует об аллегоричности песен писателя. Аллегория, однако, используется в басне, чтобы высмеять общественные пороки, но у Горького аллегорические образы становятся символами. Писатель использует новую революционную символику, недостаточно знакомую царским цензорам и поэтому непонятую ими.

Кроме призыва бури, революции, в произведении звучит и другой мотив — вечная тема одиночества. Здесь отвага смелого и честного героя противопоставлена обывательской трусости и ограниченности серой жизни.

По писателю: Горький Максим

Гибель парохода

Опасный маршрут

Критика

Напрасные жертвы


Внеклассное мероприятие (но больше похоже на урок) по литературному чтению в 3 классе: "Песня о Буревестнике". Песня о Буревестнике изучается в 7 классе, но если дети читают хорошо, и навык чтения развит достаточно, то можно использовать смело это произведение. Упор сделан на выразительность.

Содержимое разработки

Задачи этапа

Материал урока

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организация своего рабочего места

Здравствуйте, меня зовут Константин Романович, сейчас у нас внеклассное мероприятие. На партах вам не понадобятся какие-либо принадлежности.

Организует своё рабочее место

Регулятивные:

Учить организовывать себя и свою рабочее место

Мотивация к деятельности

Мотивация к предстоящей работе

Произведение, которое я выбрал для нашего сегодняшнего занятия, вам незнакомо, вы с ним должны были познакомиться более позднее, но я не побоялся его выбрать, потому что уверен, что вы дети умные и, на мой взгляд, оно не останется для вас непонятым. Так же жанр этого произведения будет для вас новым, но может кто-нибудь знает, как он называется.

Выразительное чтение учителем.

Регулятивные:

Учить определять мотивы деятельности

Первичное восприятие текста

Первичное восприятие с целью: вызвать эмоциональный отклик

Выразительное чтение учителем.

Коммуникативные:

Учить слушать учителя

Развитие эмоциональный сферы

Анализ первичного восприятия

Что вы себе представили? Какие картинки вы увидели? какие действия?

Отвечает на вопросы

Познавательные:

Обучение умениям представлять информацию наглядно

Чтение текста детьми

Вторичное восприятия с целью последующего анализа произведения

Чтение текста вслух учащимися по желанию (цепочке)

Коммуникативные:

Учить слушать одноклассников

Анализ вторичного чтения

Выяснения героев произведения, мотивов, характера героев и произведения вообще

Кто главный герой песни? какие ещё есть действующие лица? где происходят все действия?

Ждёт ли буревестник бури? найди в тексте

Рад ли буревестник бури? а другие герои?

Каким представляется буревестник? а другие герои?

А есть ли в песне кто-то ещё, кто сравнился бы с буревестником?

В каком духе написана песня?

Как необходимо читать это произведение?

Отвечает на вопросы

Доказывает свою позицию, опираясь на текст

Познавательные:

Учить анализировать, обобщать, сравнивать

Коммуникативные:

Учить уважать мнение другого человека

Познавательные:

Учить доказывать свою позицию

Вызвать более сильный эмоциональный отклик посредством мультфильма

Готовится к выразительному

Развитие эмоциональной сферы

Выразительное чтение обучающимися

Выражение эмоций посредством прочтения

Кто сможет прочитать нам произведение выразительно? Сначала по цепочке на местах, затем по желанию у доски либо с места индивидуально

Читает выразительно произведение

Развитие эмоциональной сферы

Что было легко на занятии?

Что было трудно на уроке?

Что осталось непонятно?

Отвечает на вопросы

Регулятивные:

Учить давай оценку собственным действиям

Эмоции в литературе

Учить выразительному чтению, продолжить формировать навык чтения

Учить видеть красоту в стихах, прозе;

Учить выражать эмоции посредством выразительного чтения;

Планируемые результаты

Формировать навык чтения, обучающиеся учатся выразительности

Развитие эмоциональной сферы

Регулятивные:

Учить давай оценку собственным действиям

Учить доказывать свою позицию

Учить определять мотивы деятельности

Учить организовывать себя и свою рабочее место

Познавательные:

Учить анализировать, обобщать, сравнивать

Обучение умениям представлять информацию наглядно

Коммуникативные:

Учить слушать одноклассников

Учить слушать учителя

Учить уважать мнение другого человека

Методы и формы об.

Словесный, наглядный. Фронтальный, индивидуальный.

Внеклассное мероприятие (литературное чтение)


-75%

Читайте также: