Невидимое сокровище 3 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока по окружающему миру

Урок разработала: Я. В. Ананьева

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Анализировать диаграмму в учебнике, с её помощью определять состав воздуха.

Рассказывать о способах обнаружения воздуха вокруг себя, демонстрировать их.

Раскрывать значение воздуха для растений, животных, человека

Изучать свойства воздуха, наблюдать демонстрационные опыты, записывать выводы в рабочей тетради

Основное содержание темы, термины и понятия

Представление о воздухе, его составе, значении слов: кислород, азот, углекислый газ.

Термины: атмосфера, смесь газов.

Планируемый результат

Предметные умения

Характеризовать состав воздуха, роль воздуха в природе.

- формирование личного эмоционального отношения к природным ресурсам, осознание необходимости бережного отношения к чистоте воздуха.

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

- в ходе практической работы определить свойства воздуха.

- формирование умения работать в паре, группе.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир.Учебник. 3 класс. Ч.1.М.: Просвещение, 2013 .

Электронное приложение к учебнику.

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Рабочая тетрадь по окружающему миру. Ч.1. М.: Просвещение, 2013 .

Оборудование для практической работы, оборудование мультимедиа.

Содержание урока

Характеристика

деятельности учащихся и учителя

I этап. Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы

Организационная минутка

Проблемная ситуация

Ты без него не сможешь жить,
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня. (Воздух)

-О чём пойдёт речь на уроке? Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с воздухом, узнаем о его свойствах.

- Часто ли мы видим воздух? Почему? Как вы думаете, что такое воздух? Попробуйте резко взмахнуть рукой, и вы почувствуете его движение. Как называется движение воздуха? (ветер). Почему же он возникает?

Работа в группах. Высказывание предположений.

Проверим свои гипотезы. (Демонстрация сведений по электронному приложению к учебнику «Окружающий мир. 3 класс)

Настрой детей на нужную волну урока.

Учащиеся путём предположения, работы в группе формулируют тему урока.

Регулятивные:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

- формирование умения общаться в паре, группе,

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать , приводя аргументы.

II этап. Открытие нового знания.

Цель – формирование у учащихся представления о воздухе, его составе.

- А кто знает, из чего состоит воздух? (предположения детей)

Работа по учебнику с.59.

- Прочитайте внимательно текст, найдите информацию, о которой не знали раньше.

- Что нового узнали из текста? ( Слой воздуха, окружающего Землю называется Атмосферой. Толщина её достигает более 1000 километров. Воздух не улетает от Земли, так как она притягивает его к себе, как любое тело. Атмосфера имеет большое значение для жизни на Земле: она защищает Землю от метеоритов, рассеивает солнечные лучи, которые иначе сожгли бы Землю и всё, что на ней находится.)

- Что же такое воздух? (Использование электронного приложения к учебнику).

Учитель показывает круговую диаграмму состава воздуха.

- Воздух - это не просто газ, а смесь разных газов, прежде всего азота, кислорода, углекислого газа.

- Посмотрите на диаграмму. Какого вещества в воздухе больше всего?

- Как вы думаете, какой из газов наиболее важный для человека и всего живого на Земле?

- Ребята, именно кислород поддерживает горение. При прекращении доступа кислорода огонь гаснет. Для чего это может пригодиться?

- Действительно, без кислорода не может жить ни человек, ни животные, ни растения.

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

- Покажите движениями работу ветра, который дует, качает дерево, сбивает росу, затихает.

Дети наблюдают особенности количественного соотношения газов в воздухе по диаграмме, на основании этого делают вывод.

Выясняют значение кислорода.

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи

Воздух и его свойства.

Учитель показывает пустую пробирку.

- Что в этой пробирке? (Ничего нет)

- Давайте проверим, действительно ли там ничего нет. (Учитель берёт пробирку и топит её в стакане с водой).

- Правильно, это воздух, без которого не было бы жизни на Земле. Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с воздухом, узнаем о его свойствах.

Работа в группах.

Положите на край стола лист бумаги и тетрадь. Возьмите книгу и толкните ею тетрадь так, чтобы тетрадь толкнула лист бумаги, так чтобы лист упал на пол. Ответь на вопрос: что столкнуло лист бумаги на пол?

Положите снова бумагу на стол и взмахните над листом книгой так, чтобы лист снова упал. Подумайте, что теперь толкнуло лист на пол.

Вывод: воздух находится везде

- Понюхайте воздух? Есть ли у него запах? (запаха нет)

Вывод: воздух не имеет запаха.

Прочитаем текст на стр.60 (пункты 1-2).

-О каких свойствах воздуха узнали? (прозрачен, бесцветен)

- Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться? (Начинается ветер).

- Как вы думаете, что было изобретено? (На доске изображение парусной лодки, ветряной мельницы).

- Человечество изобрело парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов.

- Были изобретены лопасти ветряной мельницы, приводящие в движение весь механизм.

- Какое свойство воздуха использовали люди для изобретения паруса, ветряной мельницы? (Движение воздуха - ветер).

Опыт 2 (проводит учитель): нагревание колбы с трубкой.

Вывод: при нагревании воздух расширяется.

- Русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев воспользовался воздушным шаром для наблюдения солнечного затмения.

- Как вы думаете, какой главный недостаток у воздушного шара? (Им нельзя управлять, он летит только в ту сторону, куда дует ветер).

- Ученые мечтали создать управляемый летающий аппарат. Вскоре он был изобретен, и назвали его аэростат. (На доске изображение аэростата).

- Он был оснащен рулём, и гребным винтом

- Какое свойство воздуха использовали люди для создания воздушного шара, аэростата? (Свойства горячего воздуха).

- Положим на колбу холодную тряпку. Что заметили?

Вывод: при охлаждении воздух сужается.

Прочитаем рассказ "Невидимое сокровище" в книге А.А Плешакова "Великан на поляне". - Что же способно восстанавливать кислород? Что для этого необходимо делать человеку?

Работа по рабочей тетради с. 43. Свойства воздуха:

упругость (демонстрация мяча)

плохо проводит тепло

Практическая работа по определению наличия воздуха. При этом составляют алгоритм выполнения работы к каждому опыту. Делают выводы, фиксируют их в рабочей тетради, отчитываются о проделанном опыте и наблюдениях перед классом. Заполняют карточку групповой оценки проведения практической работы.

Учитель помогает детям в составлении алгоритма выполнения опыта, делать в правильной форме умозаключения.

Цель: познакомить детей с воздухом, его составом и свойствами; дать понятие о ветре и причинах его возникновения; познакомить со значением воздуха для живых организмов.

ВложениеРазмер
okruzhayushchiy_mir._nevidimoe_sokrovishche.doc 78 КБ
vozduh_i_ego_svoystva.pptx 2.39 МБ
okr_mir_razdatochnyy_material.docx 17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: №104 Класс: 3м Кабинет: 202 Учитель: Белоногова И. В. Дата: 17.11.17г.

Студентка: Башмакова К. М.

Группа: 41 группа

Методист: Сачкова Т. А.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить детей с воздухом, его составом и свойствами; дать понятие о ветре и причинах его возникновения; познакомить со значением воздуха для живых организмов.

• Предметные: рассказывать о ветре и причинах его возникновения; проводить опыты по изучению свойств воздуха.

• Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по окружающему миру; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.

• Метапредметные: Учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Понятия: смесь газов, кислород, углекислый газ, азот.

Методы и приемы

Здравствуйте ребята! Меня зовут Ксения Максимовна. Сегодня я буду проводить с вами урок окружающего мира.

Урок интересен, если вы будете внимательны и активны. Я попрошу хлопнуть в ладоши один раз тех, кто меня слышит, два раза тех, кто будет внимательным, три раза тех, кто постарается быть активным участником урока. Спасибо, садитесь.

Организует начало урока.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

На предыдущих уроках мы познакомились с некоторыми понятиями, которые будут использованы нами для изучения свойств очень важных для жизни веществ. Поэтому, прежде, чем начать новую тему, нам необходимо повторить изученный материал .

Я предлагаю вам провести блиц-опрос на знание предыдущей темы.

Как называют ученые окружающие нас разные предметы? (Тела).

Из чего состоит тело? (Из вещества)

В каких состояниях могут находиться вещества?

Из каких частиц состоит вещество? (Молекул).

Из каких частиц состоят молекулы? (Атомов).

Одинаково ли расположены молекулы в твердом, жидком и газообразном состоянии?

Назовите свойства газа. (Газы летучи, не сохраняют своей формы, занимают весь предоставленный им объём.)

Назовите известные вам газы. (Природный газ, кислород, углекислый газ)

- Молодцы. На столах у вас лежат карточки с текстом, но в нем пропущены некоторые слова. Постарайтесь восстановить текст. Работать вы будите в группах.

(Воздух) окружает нас повсюду. Обмахиваясь веером, мы создаем вокруг себя (движение воздуха). В природе движущийся воздух – это (ветер). Теплый воздух (легче) и поэтому он движется (вверх), а холодный воздух (тяжелее), поэтому он устремляется (вниз). Воздух это смесь (газов). В его состав входят такие вещества: (азот, кислород, углекислый газ). Живые организмы поглощают (кислород), а выделяют (углекислый газ).

- Давайте проверим. Получилось у вас выполнить это задание? (Нет/ не совсем) Как вы думаете, почему? (Не достаточно знаем по этой теме)

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? Узнать, из чего состоит воздух и чем он важен для всего живого.

Слушает ответы детей, оценивает.

Задает вопросы блиц-опрса.

Организует проблемную ситуацию.

Подводит детей к проблеме.

Вспоминают тему прошлого урока.

Отвечают на вопросы блиц-опроса.

Определяют тему урока, составляют цели.

П: строить речевое высказывание в устной форм

К: формулировать собственную позицию и мнение; контролировать действия партнера

Р: принимать и сохранять учебную задачу

К: выслушивать разные точки зрения

Р: выполняют учебное действие

4.Изучение нового материала.

- Давайте вспомним, как изучают окружающий мир. Какие способы изучения окружающего мира вы знаете? (Наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование.) Для следующего задания нам понадобятся некоторые из этих способов.

- Давайте восстановим текст. В этом нам поможет учебник. Откройте его на странице 58. Прочитайте текст.

Теперь мы сможем добавить недостающие слова? (Сдайд- проверка)

- В учебнике на странице 59 найдите диаграмму. Что нам показано в ней? (Какого газа в воздухе много, а какого мало) Из каких газов состоит воздух? (Углекислый газ, кислород, азот)

- Кислород очень важный газ. Чем он так важен? (Мы поглощаем кислород) Сейчас я продемонстрирую вам один эксперимент, в котором будет показана важность кислорода. А после этого мы постараемся разобраться, почему получилось именно так.

Накрываю горящую свечу стаканом.

- Что произошло со свечей после того, как я его накрыла стаканом? (Она потухла)

- Кто-нибудь знает почему? (Если да, то слушаем. Если нет, то рассказываю.)

- А что же случилось с кислородом, который находился в банке? (Он сгорел, а огонь не может гореть без кислорода.)

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Огонь не может гореть без кислорода.

Задает вопросы сопровождающие слайд.

Проводит проверку на слайде.

Отвечают на вопросы.

Дополняют текст с помощью статьи учебника.

Наблюдают за ходом эксперимента.

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

П: строить речевое высказывание в устной форме

Повторяйте упражнения за мной.

Выполняют элементарные физические упражнения

- Давайте подумаем, какими свойствами обладает воздух. Свои ответы запишем в тетрадь на странице 43.

  1. Как мы уже выяснили, воздух окружает нас повсюду. Вы видите своего соседа по парте? А что я держу в руке? (ручка) Какое свойство воздуха мы можем вывести исходя из этих наблюдений? Воздух прозрачен.
  2. Вы можете определить какого цвета вещество в стаканах? (Подкрашенная вода – синяя, песок – желтый) А какого цвета воздух? (не имеет цвета) Какой вывод мы можем сделать? Воздух бесцветен.
  3. Как мы уже выяснили – воздух повсюду. Чем пахнет в столовой? А в магазине цветов? Как вы думаете, а чем пахнет чистый воздух? (Ни чем) Какое свойство воздуха мы узнали? Воздух не имеет запаха.
  4. Чтобы определить следующее свойство воздуха мы проведем опыт.

- Как нужно действовать? Что нам поможет провести опыт правильно и не сбиться? (План)

1. Познакомиться с описанием.

2. Действовать по инструкции.

3. Сделать вывод.

- Начинаем действовать по плану. Описание мы можем увидеть на странице 60 нашего учебника. Прочитайте его.

- Переходим к пункту 2 нашего плана. Внимательно наблюдайте за изменениями воды в трубке и помните, что кроме воды в ней содержится еще и воздух. Нам нужно понять, что происходит с воздухом во время нагревания и охлаждения.

- Последний пункт нашего плана – вывод. Какой вывод мы сделаем исходя из наблюдений над опытом.

Вывод 1 : Этот опыт свидетельствует о том, что при нагревании воздух расширяется.

Вывод 2 : Этот опыт свидетельствует о том, что при охлаждении воздух сжимается.

  1. Вы замечали, что когда на улице наступают холода, голуби сидят на улице нахохрившись? Как вы думаете почему? Они делают так, чтобы между перьями было как можно больше воздуха, который удерживает тепло тела. Также для сохранения тепла у каждого дома устанавливают окна с двойными рамами. Какое свойство воздуха помогает голубям? Воздух плохо проводит тепло.

Практический: работа в рабочей тетради.

Демонстрирует план работы.

Организует проведение опыта.

Отвечают на вопросы.

Записывают ответы в тетрадь.

Действуют по плану.

Читают статью учебника.

Наблюдают за течением опыта.

Отвечают на вопросы.

Давайте проверим себя. Ответьте на вопросы теста.

1. Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк

б) кислород, азот, углекислый газ

в) хлор, фтор, йод

2. Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?

в) углекислый газ

3. Какими свойствами обладает воздух?

а) голубого цвета, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха

б) прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло

в) с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит о окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры

4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используются?

а) при нагревании воздух расширяется

б) при охлаждении воздух сжимается

в) воздух плохо проводит тепло

Организует проверочную работу.

Закрепляют изученный материал

Письменно отвечают на вопросы теста

Р: осуществляется итоговый контроль.

П: строить речевое высказывание в устной форме

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям

К: формулировать собственную позицию и мнение

Кто считает, что работал не активно – поставьте

Оценивают свою работу на уроке.

8. Информация о домашнем задании

Рабочая тетрадь стр. 42 №1.

Комментирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

___________ окружает нас повсюду. Обмахиваясь веером, мы создаем вокруг себя _____________ _____________. В природе движущийся воздух – это __________. Теплый воздух ____________ и поэтому он движется _____________, а холодный воздух ______________, поэтому он устремляется ______________. Воздух это смесь _________. В его состав входят такие вещества: ________ , _____________, _____________ _______. Живые организмы поглощают _____________, а выделяют _______________ _________.

Как изучают окружающий мир? Моделировани е Как изучают окружающий мир? Опыт Наблюдение Измерение Определение природных объектов

Вывод: огонь не может гореть без кислорода. Опыт со свечёй и стаканом

Воздух не имеет запаха

1. Познакомиться с описанием. 2. Действовать по инструкции. 3. Сделать вывод. План:

Опыт охлаждения и нагревания воздуха

Опыт свидетельствует о том, что при нагревании воздух расширяется. Вывод 2: Вывод 1: Опыт свидетельствует о том, что при охлаждении воздух сжимается.

Воздух плохо проводит тепло

1. Б) 2. Б) 3. А) 4. В) Проверь себя

Предварительный просмотр:

___________ окружает нас повсюду. Обмахиваясь веером, мы создаем вокруг себя _____________ _____________. В природе движущийся воздух – это __________. Теплый воздух ____________ и поэтому он движется _____________, а холодный воздух ______________, поэтому он устремляется ______________. Воздух это смесь _________. В его состав входят такие вещества: ________ , _____________, _____________ _______. Живые организмы поглощают _____________, а выделяют_______________ _________.

___________ окружает нас повсюду. Обмахиваясь веером, мы создаем вокруг себя _____________ _____________. В природе движущийся воздух – это __________. Теплый воздух ____________ и поэтому он движется _____________, а холодный воздух ______________, поэтому он устремляется ______________. Воздух это смесь _________. В его состав входят такие вещества: ________ , _____________, _____________ _______. Живые организмы поглощают _____________, а выделяют_______________ _________.

___________ окружает нас повсюду. Обмахиваясь веером, мы создаем вокруг себя _____________ _____________. В природе движущийся воздух – это __________. Теплый воздух ____________ и поэтому он движется _____________, а холодный воздух ______________, поэтому он устремляется ______________. Воздух это смесь _________. В его состав входят такие вещества: ________ , _____________, _____________ _______. Живые организмы поглощают _____________, а выделяют_______________ _________.

___________ окружает нас повсюду. Обмахиваясь веером, мы создаем вокруг себя _____________ _____________. В природе движущийся воздух – это __________. Теплый воздух ____________ и поэтому он движется _____________, а холодный воздух ______________, поэтому он устремляется ______________. Воздух это смесь _________. В его состав входят такие вещества: ________ , _____________, _____________ _______. Живые организмы поглощают _____________, а выделяют_______________ _________.

___________ окружает нас повсюду. Обмахиваясь веером, мы создаем вокруг себя _____________ _____________. В природе движущийся воздух – это __________. Теплый воздух ____________ и поэтому он движется _____________, а холодный воздух ______________, поэтому он устремляется ______________. Воздух это смесь _________. В его состав входят такие вещества: ________ , _____________, _____________ _______. Живые организмы поглощают _____________, а выделяют_______________ _________.

___________ окружает нас повсюду. Обмахиваясь веером, мы создаем вокруг себя _____________ _____________. В природе движущийся воздух – это __________. Теплый воздух ____________ и поэтому он движется _____________, а холодный воздух ______________, поэтому он устремляется ______________. Воздух это смесь _________. В его состав входят такие вещества: ________ , _____________, _____________ _______. Живые организмы поглощают _____________, а выделяют_______________ _________.

(Краткая опора для учителя)

  1. Приветствие. Урок будет интересным , если вы будете внимательными и активными.

На прошлом уроке вы познакомились с понятиями, которые будут использованы нами для изучения свойств очень важных для жизни веществ.

  1. Я предлагаю вам провести блиц-опрос на знание предыдущей темы.

1.Как ученые называют окружающие нас разные предметы? (Тела).

2.Из чего состоит тело? (Из вещества)

3.В каких состояниях могут находиться вещества?

4.Из каких частиц состоит вещество? (Молекул).

5.Из каких частиц состоят молекулы? (Атомов).

6.Одинаково ли расположены молекулы в твердом, жидком и газообразном состоянии?

8.Назовите свойства газа. (Газы летучи, не сохраняют своей формы, занимают весь предоставленный им объём.)

9.Назовите известные вам газы. (Природный газ, кислород, углекислый газ)

  1. На столах у вас лежат карточки с текстом , но в нем пропущены некоторые слова.
  2. Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: познакомить с составом и свойствами воздуха.

Ø дать представление о воздухе;

Ø познакомить с некоторыми свойствами воздуха, значением воздуха для всего живого планеты и его охраны;

Ø познакомить с понятием "атмосфера";

Ø закреплять представления о газообразных веществах.

Ø учить наблюдать, делать выводы, обобщать;

Ø формировать умение постановки проблемных вопросов.

Ø воспитывать бережное отношение к природе;

Ø воспитывать культуру общения, умение работать в группах.

Личностные умения:

— проявлять бережное отношение к чистоте воздуха.

Познавательные умения:

— определять состав и свойства воздуха, обосновывать своё мнение;

— понимать значение воздуха для живых организмов и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания;

Коммуникативные умения:

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

I. Оргмомент. Самоопределение к деятельности

– Добрый день любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Тему урока, мы определим, отгадав кроссворд.

1. Огромное раскаленное небесное тело, которое излучает свет и тепло (Звезда)

2. Желтая звезда, расстояние до которой от Земли составляет 150 млн км. (Солнце)

3. Третья планета от Солнца (Земля)

4. Вещество – источник жизни на планете. (Вода)

5. Планета солнечной системы, которая имеет хорошо заметные кольца (Сатурн)

6. Белое вещество сладкого вкуса, которое содержится в растениях (Сахар).

– Прочитайте ключевое слово. Это тема нашего сегодняшнего урока

– Что вы хотите узнать?

– Что такое воздух? Что вы о нем знаете?

II. . Работа по теме урока

1. Что такое воздух.

– Какова цель нашего опыта? (убедиться в существовании воздуха)

1. Наполните шарик воздухом, завяжите его и попробуйте его осторожно сжать.
– Легко ли он сжимается?

2. Наполним рот воздухом и, сомкнув губы, нажмем на щеки пальцами.

Человек без воздуха может прожить самое большее 5 минут. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств, что мы сейчас и делали.

Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. В толковом словаре определение Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров.

Воздушную оболочку Земли часто называют Пятым океаном. Так ли нужен Пятый океан Земле? Атмосфера защищает Землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг атмосфера исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи Солнца сожгли бы все живое.

Люди, растения и животные живут на дне воздушного океана. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была лишь безжизненным небесным телом.

Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

– В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах.

2. Состав и свойства воздуха

– Так что же такое воздух? Это газ, а вернее, смесь газов. Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота, кислорода и углекислого газа.

– Откройте рабочую тетрадь стр.42 и восстановите диаграмму , записав, какие газообразные вещества входят в состав воздуха? Подчеркни название газа, который живые существа поглощают при дыхании.

– Какими же свойствами обладает воздух?

1. – Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
– Нет.
– Через стену мы видим соседний класс?
– Нет.
– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
– Да.
– О каком свойстве воздуха это говорит?
Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

2. – Посмотрите на доску. Какого она цвета?
– Зелёная.
– Какого цвета школьная парта?
– Коричневая.
– А какого цвета воздух?
– Он бесцветен.
– Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

3. Принюхайтесь, пожалуйста. Ощущаете ли вы какие-то запахи?

– Чистый воздух не пахнет.
Воздух не имеет запаха.

4. Сейчас мы просмотрим опыт, чтобы узнать ещё свойства воздуха.
– Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.

– Воздух при охлаждении сжимается.

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

5. У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

– Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (воздух плохо проводит тепло)

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд.
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.

– В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.

А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. Вы мне можете объяснить с чем или с кем это связано?

· фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль,

· автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ,

· пожары, извержения вулканов,

· загрязнение земли непереработанным мусором.

Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым? Найдите пути решения этой проблемы.

IV. Закрепление изученного материала

1. Какие вещества входят в состав воздуха?

А. водород, медь, цинк
Б. кислород, азот, углекислый газ
В. хлор, фтор, йод

2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

А. азот
Б. кислород
В. углекислый газ

3. Какими свойствами обладает воздух?

А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло
В. Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха

4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?

А. При нагревании воздух расширяется
Б. При охлаждении воздух сжимается
В. Воздух плохо проводит тепло

5. Как нужно охранять воздух от загрязнения?

А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
Б. Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

Ответ: 1. В, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б

V Итог урока. Рефлексия. Оценивание учащихся.

- Сегодня на уроке мы поговорили о воздухе и его свойствах, а что было бы, если бы не было на Земле воздуха?

- Почему в сильные холода птицы сидят нахохлившись?

- Понравился вам урок?

- Вашим домашним заданием будет нарисовать рисунок на листе А4 о загрязнении воздуха.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализировать диаграмму в учебнике, с её помощью определять состав воздуха.

Рассказывать о способах обнаружения воздуха вокруг себя, демонстрировать их.

Раскрывать значение воздуха для растений, животных, человека

Изучать свойства воздуха, наблюдать демонстрационные опыты, записывать выводы в рабочей тетради.

1. Организация класса

2. Определение темы урока.

Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Воздух и его свойства. Наличие воздуха

Учитель показывает пустую пробирку.

- Что в этой пробирке? (Ничего нет)

- Давайте проверим, действительно ли там ничего нет. (Учитель берёт пробирку и топит её в стакане с водой).

- Правильно, это воздух, без которого не было бы жизни на Земле. Как вы думаете, о чем мы сегодня поведём разговор на уроке?---

Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с воздухом, узнаем о его свойствах.

4. Демонстрация опытов.

- Следующие опыты наглядно продемонстрируют наличие воздуха:

Демонстрация 1 опыта

Положу бумагу на стол и взмахну над листом книгой так, чтобы лист упал. Подумайте, что толкнуло лист на пол.

Вывод: воздух находится везде

Демонстрация 2 опыта

Наливаю в стакан воду. Бросаю в стакан с водой кусочек сахара, комок почвы. Что вы увидели?

Вывод: воздух находится не только в пустом пространстве, но и в твердых телах.

Демонстрация 3 опыта

- Понюхайте воздух? Есть ли у него запах? (запаха нет)

Не имеет запаха.

Опыт: используя духи (освежитель воздуха), брызнуть. Через некоторое время запах распространяется по помещению.

Вывод: воздух всегда находится в движении

Ветер на службе у человека

- Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться? (Начинается ветер).

- Как вы думаете, что было изобретено? (На доске изображение парусной лодки, ветряной мельницы).

- Человечество изобрело парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов.

- Были изобретены лопасти ветряной мельницы, приводящие в движение весь механизм.

- Какое свойство воздуха использовали люди для изобретения паруса, ветряной мельницы? (Движение воздуха - ветер).

Опыт (проводит учитель): теплый воздух, поднимаясь вверх, приводит в движение спираль.

Горячий воздух поднимается, а холодный опускается вниз (7 минут)

- Когда люди заметили, что горячий воздух поднимается вверх, решили использовать это свойство для подъёма вверх различных предметов.

- Русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев воспользовался воздушным шаром для наблюдения солнечного затмения.

- Как вы думаете, какой главный недостаток у воздушного шара? (Им нельзя управлять, он летит только в ту сторону, куда дует ветер).

- Ученые мечтали создать управляемый летающий аппарат. Вскоре он был изобретен, и назвали его аэростат. (На доске изображение аэростата).

- Он был оснащен рулём, и гребным винтом

- Какое свойство воздуха использовали люди для создания воздушного шара, аэростата? (Свойства горячего воздуха).

Состав воздуха

- Что же такое воздух?

Работа в рабочей тетради с.42

Учитель показывает круговую диаграмму состава воздуха.

- Воздух - это не просто газ, а смесь разных газов, прежде всего азота, кислорода, углекислого газа.

- Посмотрите на диаграмму. Какого вещества в воздухе больше всего?

- Слой воздуха, окружающего Землю называется Атмосферой. Толщина её достигает более 1 000 километров. Воздух не улетает от Земли, так как она притягивает его к себе, как любое тело. Атмосфера имеет большое значение для жизни на Земле: она защищает Землю от метеоритов, рассеивает солнечные лучи, которые иначе сожгли бы Землю и всё, что на ней находится.

- Как вы думаете, какой из газов наиболее важный для человека и всего живого на Земле?

- Действительно, без кислорода не может жить ни человек, ни животные, ни растения.

- Что же способно восстанавливать кислород? Что для этого необходимо делать человеку?

5. Работа в рабочей тетради с. 43

- О каком свойстве вы не можете сказать с уверенностью? (Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении).

6. Итог урока.

7. Рефлексия.

Какая была цель нашего урока? Как вы думаете достигли мы её? Что понравилось на уроке?

Читайте также: