Итоги второй мировой войны 11 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Основные источники победы советского народа в Великой Отечественной войне:

  • Справедливый, освободительный характер войны для советского народа.
  • Общественно-политическая консолидация (сплочение) советского общества:
    — патриотизм как основа национальной консолидации;
    — партийно-государственное и военное руководство СССР в годы Великой Отечественной войны;
    — политика национального единения (преемственность традиций и ценностей дореволюционного Российского государства).
  • Достижение экономического превосходства над агрессором в выпуске вооружений и военной техники.
  • Военное искусство советских полководцев и военачальников.
  • Единство фронта и тыла —> стойкость Красной армии и трудовой подвиг советских людей.
  • Вооружённая борьба партизан и подпольщиков на оккупированных советских территориях (оккупантам приходилось держать в тылу до 10% своих сил).
  • Массовый героизм и самоотверженность советских людей —> Героями Советского Союза стали 11 тыс. чел. К моменту окончания войны 102 чел. были удостоены этого звания дважды, лётчики А. И. Покрышкин, И. Н. Кожедуб, маршал Г. К. Жуков — трижды.
  • Дипломатические усилия СССР и роль союзников по Антигитлеровской коалиций.
  • Огромные пространства и непривычные для противника природно-климатические условия страны.

Итоги Великой Отечественной войны

  • Сохранение независимости и суверенитета Советского государства.
  • Разгром германского фашизма —> ликвидация угрозы порабощения человечества.
  • Укрепление международного авторитета СССР —> превращение его в мировую державу.
  • Колоссальные людские и материальные потери (около 40 млн чел. погибших только на Европейском континенте и свыше 4 трлн долларов материальных потерь; общие потери населения СССР оцениваются современными историками в 27 млн чел., из них невосполнимые потери в действующей армии — 10 млн чел.).
  • Расширение территории СССР (в его состав включены территории Западной Украины, части Восточной Пруссии (ныне Калининградская область), Южного Сахалина, ряда Курильских островов, а также Тува) и создание дружественных режимов в пограничных государствах —> расширение и обеспечение более безопасных границ СССР.

Роль СССР во Второй мировой войне

Решающая роль в разгроме фашистской Германии и в победоносном завершении Второй мировой войны принадлежала Советскому Союзу. В первые три года войны советские вооруженные силы вели борьбу практически один на один со всей немецко-фашистской армией и армиями ее союзников. Советско-германский фронт намного превосходил другие театры военных действий Второй мировой войны. На протяжении всей войны 60—75 % всех дивизий гитлеровской Германии и ее союзников находились на советско-германском фронте. Даже после открытия в июне 1944 г. второго фронта в Европе количество фашистских войск на восточном фронте в 2—2,5 раза превышало силы гитлеровцев, действовавших на западноевропейском и итальянском театрах войны.

Несопоставимо и количество жертв разных стран — участниц антигитлеровской коалиции: потери Советского Союза составили 27 млн человек, США — 400 тыс., Великобритании — 375 тыс. человек. Потери Вермахта на восточном фронте:

  • 607 дивизий (в 4 раза больше, чем на других фронтах);
  • 60 тысяч танков, самоходных артиллеристских установок (75% всех потерь);
  • более 70 тысяч самолётов (70% всех потерь);
  • 167 тысяч артиллерийских орудий (74% всех потерь).

В зарубежной литературе бытует версия о том, что победа СССР в Великой Отечественной войне в значительной мере была предопределена поставками США по ленд-лизу (государственная программа, по которой США поставляли в СССР и Великобританию боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье по льготным ценам) и что победа стала возможна лишь благодаря экономическому вкладу США. Действительно, после нападения Германии на СССР правительства Англии и США заявили о сотрудничестве с Советским Союзом и летом 1941 г. приняли решение о военно-экономической помощи. Однако США и Англия занимали выжидательную позицию в оказании конкретной помощи СССР. В 1941 г. в Советский Союз поступило американских военных материалов лишь на 545 тыс. долларов, что составило 0,1 % от общей суммы американских поставок другим воюющим странам в 1941 г. Помощь по ленд-лизу сыграла определенную вспомогательную роль. За годы войны СССР произвел военной продукции на сумму 250 млрд долларов, а поставки по ленд-лизу составили всего 9,8 млрд долларов за весь период войны.

Победа СССР и стран антигитлеровской коалиции над нацистской Германией и милитаристской Японией во Второй мировой войне имела всемирно-историческое значение, оказала огромное влияние на все послевоенное развитие человечества.

Решение вопросов о послевоенном устройстве мира

24 октября 1945 г. завершилось создание Организации Объединённых Наций (ООН). СССР стал одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Во время совещания глав министерств иностранных дел Великобритании, СССР и США, состоявшегося в Москве 16-26 декабря 1945 г., были составлены проекты мирных соглашений с бывшими союзниками гитлеровской Германии — Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией, Финляндией. Их подписание произошло уже в 1947 г.

Победа над нацизмом привела к значительным территориальным изменениям в Европе и Азии, утверждённым на Потсдамской конференции главами правительств СССР, США и Великобритании и Парижской мирной конференции (29 июля — 15 октября 1946) министров иностранных дел стран-победительниц. На этих встречах были узаконены территориальные приобретения Советского Союза, сделанные в 1939-1940 гг. На Дальнем Востоке СССР в 1946 г. вернул Южный Сахалин, а также получил Курильские острова.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

За калейдоскопом кажущихся случайными и не связанными друг с другом событий часто скрывается объективная закономерность, понимание которой позволяет предвидеть кризисы, своевременно их купировать и даже использовать в конструктивных целях.

Мировые войны существенно отличаются друг от друга применяемыми технологиями. Вторая мировая война была войной моторов, давшей мощный импульс развитию автомобилестроения и промышленности органического синтеза, составивших ядро нового для того времени технологического уклада. К середине 70-х годов прошлого века он достиг пределов своего роста и начался процесс его замещения следующим технологическим укладом, ядро которого составили микроэлектронная промышленность и информационно-коммуникационные технологии.

Процесс смены мирохозяйственных укладов происходит раз в столетие и сопровождается социальными революциями и мировыми войнами, которые опосредуют смену институтов регулирования воспроизводства экономики. Причиной этих потрясений является стремление властвующей элиты доминирующей страны сохранить глобальную гегемонию в условиях утраты конкурентоспособности вследствие появления более эффективной системы управления развитием экономики в одной из периферийных стран. Она создает новый центр мировой экономики, расширенное воспроизводство которого постепенно вытесняет старый и формирует новый вековой цикл накопления капитала. Последними историческими примерами такого рода является Первая и Вторая мировая война, которые были спровоцированы спецслужбами Великобритании с целью взаимного уничтожения России и Германии, которые рассматривались английской властвующей элитой в качестве главных конкурентов ее геополитическому доминированию. Однако, в результате социалистической революции и образования СССР, а также бегства капитала из Европы в США, появились две разновидности новой, более эффективной системы управления развитием экономики в масштабах всей планеты. На смену колониальному мирохозяйственному укладу пришел имперский с глобальными вертикально интегрированными научно-производственными системами воспроизводства экономики. Английский вековой цикл накопления капитала был сменен Американским, завершение формирования которого произошло после распада мировой системы социализма.

Прошлая мировая война была спровоцирована английскими спецслужбами с целью удержания глобального доминирования Великобритании. Победителями в этой войне стали СССР и США, сумевшими быстро развить базовые производства нового технологического уклада благодаря созданию более эффективной системы управления, основанной на институтах нового мирохозяйственного уклада. Возможности мобилизации ресурсов вертикально интегрированными министерствами и корпорациями, организовывавшими крупномасштабное производство, соответственно, в СССР и в США были намного больше, чем в дряхлеющих колониальных империях Западной Европы с их семейными фирмами и изнеженной аристократией. На первом этапе этой войны Германия легко разгромила все европейские государства благодаря концентрации ресурсов в корпоративно-административных структурах Третьего Рейха. Однако созданная в СССР система народнохозяйственного планирования оказалась более эффективной: имея на порядок меньший производственный потенциал, чем в объединенной фашистами Европе, Советский Союз уничтожил человеконенавистническую модель нового мирохозяйственного уклада в форме нацистского корпоративного государства.

- Рассмотреть основные вопр осы повест ки дня междуна родных кон ференций

глав государств Вел икобритании, ССС Р и США в Т егеране, Ял те, Потсдаме

- Обратить вниман ие у чащихся на факт су ществования между союзниками

разногласий по проблемам послевоенного у строй ства мира .

- проанализировать позиции В еликобритании, СССР и США по вопросу о

буду щности Германии и дать оценку принят ым решени ям

- ознакомить у чащихся с деятель ностью между народных т рибуналов по

осуждению ли деров фашистск ого режима в Германии и орг анизаторо в

- объяснить прич ины создания О ОН и значение э той организаци и для

утверждения ме ждународно - правов ых норм, осу ждающих агресс ию.

Мы выиграли войну! Но к то это – мы? О как ой войне - речь?

Некоторые у ченые считают, чт о надо го ворить о победе « Свободного мира над

Подавляющее же большинство советск их историков, о фициальная

историографи я второй мир овой войны у тверждали, чт о решающу ю роль в

разгроме фаш истской Германии и импе раторской Я понии сыграл Советс кий

Кроме того, весьма распростра нена точка зрени я. Согласно кото рой главными

поворотным и пунктами явил ись сражения в А фрике, на т ихом океане и во

Франции, хотя признается о пределенно е значение Стали нградской битвы и

Давайте вспомн им, как решались вопро сы ведения вой ны на конфе ренциях

глав государств Вел икобритан ии, СССР и США в Тегеране, Ялте, П отсдаме.

Обратите внима ние на факт су ществования меж ду союзниками р азногласий по

- проанализиру йте позиции Вел икобритании, СССР и США по вопросу о

буду щности Германии и дать оценку принят ым решени ям .

1. Отчет пресс - сек ретарей о между народных конфе ренциях – презентации

- Чем можно объяс нить различия в позициях наших союзни ков?

«Большинство из нас до встре чи со Сталин ым считали его бандитским

главарем, кот орый пробил ся на высший пост в своем правитель стве. Это

впечатление было ошибочн ым. Мы сразу же поняли, что им еем дело с весьма

умным человек ом, который у мел хорошо гово рить и был на мерен полу чить то,

президента Ру звельта, руководитель объединен ного Совета начальник ов

«С одной стор оны от меня, ск рестив лапы, с идел огромн ый русский ме дведь, с

другой – огром ный америка нский бизон . А между ними – бедный м аленький

- Что же это за пу ть? Чего хотели дру гие участники вст речи? Почему они все -

1 апреля 1945 года Черчилль писал Рузвельту : « Ру сские армии, несомн енно,

захватят всю Австр ию и войдут в Вену. Если они захват ят также Бе рлин, то не

создастся ли у них слишком п реувеличе нное представле ние о том, бу дто они

внесли подавляющ ий вклад в н ашу общу ю победу, и не может л и это привест и

их к такому умонастроен ию, которое в ызовет серьезные и весьма знач ительные

трудности в бу дущем? П оэтому я счита ю, что с политической точк и зрения

нам следу ет продвинуться в Германии как мо жно дальше на восток и что в том

случае, есл и Берлин окажется в пре делах нашей досягаемости, мы, не сомненно,

- Как вы оценив аете политическ ие мотивы п оведения Черч илля?

- Некоторые за падные историки полагаю т, что в Крыму Англия и США сделал и

необоснованн ые усту пки СССР, отрицат ельно отразивши еся на послевоен ном

необходимо «н емедленно соз дать новы й фронт против ее стремитель ного

- Можно ли сч итать Черчилля даль новидным п олитиком?

- В историографи и су ществует мнение, что П отсдамская ко нференция – самая

безуспешная из все х союзничес ких военных к онференций, а ее итоги

12 декабря 1 944г. Гитлер гов орил: « В мировой истории е ще не су ще ствовало

коалиции из столь чу жеродных элемент ов, преследу ющих столь различн ые

цели, каку ю создали наши прот ивники … противоречия ме жду ними с каж дым

днем все у силиваются. Если тепе рь нанести по н им нескольк о мощных у даров,

2. Итоги вто рой мировой войн ы работа с таблицей и ка ртой

«Этот, казалось бы, ку льминационный период безмерн ого у спеха был для мен я

- Какие силы п риняли у частие в войне, вт янувшей свыше 60 государств,

Вы, конечно, пон имаете, что ис ход войны не был п редрешен заранее.

- Почему все - таки победила антигитл еровская коали ция?

Проанализи руйте таблицы и не забу дьте, что мировая вой на – это

коалиционная во йна, а в коалиционной войне нельзя рассма тривать т олько

3. Между народные трибу налы (Нюрнбергск ий и Токи йский)

Победа над герм анским фашизм ом и японским м илитаризм ом ознаменовал а

собой не только т оржество одной гру ппировки держав над дру гой, но и

дискредитацию т ех прин ципов и целей политики, которые были сво йственны

Попытки реал изации нацио нально - державных интере сов за счет захв ата чужих

земель, у ничтожения и порабоще ния дру гих народов, циничное пренебре жение

к между народно - правовым н ормам, возведе ние грубой сил ы в ранг зак она не

только привели к кру шению фашистские и милитар истские режим ы, но и были

Принятые после завершения вт орой ми ровой войны меж дународно - правовые

документ имели огромное з начение для последую щего мирового развит ия.

С одной сторо ны, это Устав ОО Н, содержащ ий основн ые принципы

международн ых отношений, кото рые утверждали сь как универсаль ные, т.е.

обязательные к с облюдению в семи госуда рствами. Предполагались

возможность са нкций, прину дительных мер, наказания за нарушение эт их

норм. При этом в У ставе и поз днее принят ых документах ООН были залож ены

принципы защит ы интерес ов и прав не только г осударств, н о и народов,

граждан. Осо бое значение в этом плане имела Все общая деклара ция прав

человека, у частники которой обязались у важать базовые пр ава и свободы

С другой сторо ны, Нюрнбергск ий и Токийск ий трибу налы установили принцип

личной ответстве нности л идеров за нар ушение цивилиз ованных норм

поведения на между народной аре не, за прене брежение к ме ждународн ым

обязательствам, з а попрание но рм гуманност и. На Нюрнбе ргском трибу нале

Фашистские лиде ры были признаны вин овными в ген оциде, массовом

истреблении н аселения на поко ренных землях. П ервой же ртвой геноцида стал и

евреи. Из 8700т ыс. евреев, оказавш ихся на территории, к онтролиру емой

Следующей жертв ой геноцида долж ны были стать ру сские: в марте 1 941 г. В

инструкциях Г иммлера был о указано, ч то одной из задач п редстоящей

кампании явля ется сокращени е численности русского насел ения на 30 млн.

действовали как ч етко налаже нные произв одственные к омплексы. Были

отработаны наиболее дешев ые средства массового у мершвления люде й (с

помощью газ овых камер), разработаны методы хозяйств енного ис пользования

трупов. Толь ко в одном из л агерей смерти Аушвиц (О свенцим) было убит о

Лидеров Герма нии и Яп онии обвинил и в возрождении рабства, использовании

принудитель ного тру да. Так, только в авгу сте 1944 г. В промышлен ности

Германии ра ботало 7652 тыс. иностранц ев, в том числе 1930 тыс.

военнопленных и б олее 5 млн. при нудитель но вывезенных в Германию ра бов.

При отсу тствии нормального п итания, медиц инского ухода смертность сре ди

белых рабов, п реиму щественно вывезенны х из СССР, была оче нь высока. В

лагерях смерт и средняя про должительность жиз ни заключенного, кото рого

принуждал и к труду, не превыш ала трех месяц ев. Над заклю ченными став или

медицинские о пыты, прив ивая им зараз ные болезн и, проверяя на них новые

медикаментам и, эксперимент ируя с тра нсплантацией о рганов.

В Японии столь систематизирова нного и массирова нного истреблен ия людей,

как в Германи и, не было, н о также была создана система при нуждения

военнопленны х к тру ду. Они подвергались издевательствам , терпели голод и

болезни. По данным, кото рые приводил ись на Токийск ом трибу нале, в

японских лагеря х погибли 27% взят ых в плен англо - американц ев (в нацистских

лагерях в Евр опе смертность с реди плен ных из Англии и США состав ила 4%)

Нюрнбергск ий и Токийск ий трибу налы признали виновны ми и пригов орили к

смертной казни в ысших ру ководителей фашистског о рейх а и милитар истской

Японии. Нацио нал - социалистическая п артия и германск ий генштаб были

- Некоторые исто рики полагают, что и сталинс кое руководс тво ответственно за

те же престу пления, в которы х обвиняли лид еров Японии и Германии.

Я пью прежде всег о за здоровье русского на рода потому , что он является

наиболее выдающе йся нацие й из всех на ций, входящи х в состав советс кого

Союза. Я подни маю тост за здоровье ру сского наро да не только п отому, что он

заслужил в этой войне общее п ризнание как ру ководящей с илы советского

Союза среди все х народов на шей страны,…н о и потому , что у него име ется

ясный ум, стойкий характер и терпенье. У наше го правитель ства был о немало

ошибок, были у нас моменты отчаянного п оложения в 19 41 - 1942 гг., ког да

наша армия от ступала,… пот ому что не был о другого вых ода. Иной на род мог

бы сказать правит ельству : вы не оправдали наш их ожидани й, уходите п рочь,

мы поставим д ругое правител ьств о (А дейс твительно, почему наш народ так

не сказал?) , которо е заключит мир с Германие й и обеспечи т нам покой.

Но русский на род на это не пош ел, ибо он ве рил в правил ьность полит ики

своего правител ьства… И это д оверие ру сского народа советскому

правительству оказалось той реш ающей силой, кот орая обес печила

историческу ю победу над фаш измом. Спасибо ему , ру сскому народу, за это

Довженко А.П. «Четкости и т очности в военном хозяйстве у нас все - таки нет,…

Похоже, Сталин а и систему от победы не отделить – как и всех, кт о за нее

боролся, как вы сч итаете? Ду мается, никакая демократия н е вынесла бы нашей

войны, котору ю вел Сталин. З начит, вст ает вопрос о це н е победы. Как ая другая

Гитлер сокру шался в 1943 г оду: «Н аши трудности в том, что союзники

Германии не доросли н и психологическ и, ни духовн о до требова ний борьбы с

Кроме того, встает в опрос, почему дрались насмерть 100 тысяч эст онцев под

Нарвой, не пу ская ру сских в свою республику даже после отхода неме цких

войск? Может быть, они – как и у краинцы, латыши, л итовцы – пытались все -

«Одним из пара доксов нашего в ремени явл яется наличие у многих людей и деи

освобождения Р одины от гнет а гитлеризма без см ысла само й идей. Есть

командиры и политработ ники, которые два года проливаю т свою кровь, не

жалея своей жиз ни, воюют за освобожд ении Отчизны и, освободив то или иной

окровавленны й ее ку сок, ведут себя с освобож денными лю дьми грубо,

нехорошо, а порой и жесток о, как с чем - то винов ным, враждебн ым…забывая,

что Родина – это не только земля, а и родные лю ди… У (осв ободителя) идея

голая и мертвая. Чт о затемняет им душу, что ослепляет глаза? Т о же самое, чт о

(Александр Дов женко - крупнейши й советский кин орежиссер – в конце 194 3 г)

Как видите, пр облема из веч ных. Но что же п роисходит в Е вропе в 1944г.?

Действительно, Кр асну ю Армию встречали хле бом - солью как армию -

освободительн ицу. Так ведь и армия себя так овой считала!

Утвердив четкую систему между народно - правовых норм, приняв на се бя

обязательства п роведения гу манистическо й политики, зафи ксировав

ответственность л идеров за нару шение пр инятых норм, со юзные держав ы не

удержались на у ровне одобренных ими требова ний к пол итике. Втяну вшись в

отбросили если не бу кву, то дух принятых ими обязательст в, хотя уроки и опыт

поражения Германии Японии, судьб ы их руковод ителей оказывали

Но победил - то не п росто советски й строй. Все челове чество высту пило против

фашизма и разгр омило его. Возведем победу с континентальног о уровня во

всемирный ра нг и поймем: она открыла не только человечеству Европе и США,

колониальным ст ранам, но и С оветскому союзу новые пу ти. Ветераны не

задаются вопр осом: зачем по бедили? Им ответ б ыл известе н еще в 41 - м году.

Они и открыл и новые пу ти. Однако пр авительства предло жили иной в ыбор.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Уроки и итоги Второй мировой. Урок обобщения по всеобщей истории и истории России"

Уроки и итоги Второй мировой. Урок обобщения по всеобщей истории и истории России

Ключевые вопросы:

1) Дайте краткую характеристику основным периодам Второй мировой войны.

2) Каковы военные и политические итоги Второй мировой войны?

3) Какие уроки должно извлечь человечество из Второй мировой войны?

В истории Второй мировой войны принято выделять несколько периодов.

Первый период: сентябрь 1939 – июнь 1941 года. Захват государствами фашистского блока контроля над большей частью Европы, начало военных действий в Северной Африке, расширение японской агрессии в Восточной и Юго-Восточной Азии.

Третий период: ноябрь 1942 – конец 1943 года. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн, переход стратегической инициативы в руки союзников по антигитлеровской коалиции. Фашистские государства потерпели полное поражение в Северной Африке, англо-американские войска высадились в Италии, что привело к её выходу из войны.

Четвёртый период: 1944 – май 1945 года. Полное освобождение территории СССР. Открытие второго фронта в Европе. Разгром фашистской Германии, завершение Великой Отечественной войны.


Пятый период: лето – 2 сентября 1945 года. Разгром Японии, завершение Второй мировой войны.

Разумеется, любая периодизация условна. Например, некоторые исследователи выделяют лишь три этапа. Первый – до июня 1942 года: расширение масштабов войны при сохранении превосходства сил агрессоров. Второй – по январь 1944 года: коренной перелом в войне. Третий – по 2 сентября 1945 года: заключительный этап, разгром Германии и Японии.

Какая бы периодизация не использовалась, итоги Второй мировой войны остаются неизменными: фашистский блок государств потерпел в ней полное и сокрушительное поражение. Это поражение выражалось не только в разгроме вооружённых сил агрессоров. Полный крах потерпела их идеология. Фашистские режимы были ликвидированы, партии и организации запрещены. Впервые в истории состоялся суд над организаторами преступлений против мира и человечности.



Особую остроту приобрел вопрос о соблюдение прав человека и прав народов, в том числе на суверенное развитие. Начался распад колониальной системы. Уже в ходе войны многие колонии (Корея, Индонезия, Филиппины, Бирма, Вьетнам, Камбоджа, Сирия, Ливан) провозгласили свою независимость. Метрополии так и не смогли удержать в них своё господство.

Общие материальные потери во время Второй мировой войны оцениваются (в переводе на современные цены) в 2 триллиона долларов, а если учитывать те средства, которые были затрачены на ведение военных действий, цифру необходимо увеличить, как минимум, в два раза. Наибольший урон понёс Советский Союз. Было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень и сёл, около 32 тысяч промышленных предприятий. Сумма ущерба составила 610 миллиардов долларов. Многие культурные ценности, разрушенные или утраченные во время войны, в принципе невозможно оценить в денежном выражении.

Какие уроки человечество могло и должно было извлечь после окончания этого разрушительного конфликта?

Самый первый и главный урок – недопустимость третьей мировой войны. Учитывая постоянно возрастающую мощь военной техники, наличие оружия массового поражения, в первую очередь атомного, в новой войне победителей не будет. Человеческая цивилизация может просто исчезнуть с лица планеты, не исключено, что и вместе с самой планетой.

Во-вторых, пока военное столкновение не началось, есть возможности его предотвратить. Существовала такая возможность и накануне Второй мировой. При условии создания работающей системы коллективной безопасности в Европе фашистской Германии пришлось бы с самого начала вести военные действия одновременно на два фронта: на Западе и на Востоке. В такой ситуации её руководство вряд ли бы решилось начать войну. Но и в случае начала, конфликт не принял бы такие масштабные размеры и не привёл бы к таким разрушительным последствиям. Конечно, договориться о совместных действиях странам с разным, можно даже сказать противоположным, политическим строем было достаточно сложно. Но не невозможно, что доказывает создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Но в конце 30-х годов ХХ века руководители западных государств и СССР стремились обеспечить безопасность своей страны за счёт соседей, пытались использовать агрессоров для решения собственных геополитических задач.

Назовём ещё четвёртый урок. Наибольшая опасность начала большой войны исходит от государств с тоталитарным политическим режимом. В таких странах общество полностью контролируется властями, население практически не может оказывать воздействие на политику государства, протестующие и сомневающиеся подавляются, в том числе, уничтожаются физически.

Можно назвать и другие уроки Второй мировой войны. Попробуйте сделать это самостоятельно. Как вы считаете, извлекло ли человечество для себя эти уроки?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для формирования эмоционально-оценочного отношения к Победе в Великой Отечественной войне, продуктивной деятельности обучающихся по анализу документов и выявлению значения и последствий Второй мировой войны

Примерные результаты работы учащихся в группах

Итоги Второй мировой войны

Итоги Второй мировой войны

Вырос международный авторитет страны. Советский Союз сохранял за собой Прибалтику, Западную и Закарпатскую Украину, Западную Белоруссию, Молдавию, часть Восточной Пруссии (Калининградскую область). Получил 50% репараций Германии.

Претензии на мировое лидерство (гораздо меньше других пострадали во Второй мировой войне, мощная экономическая база). Новое ядерное оружие испытано на мирном населении японских городов (огромные жертвы).

Получила Селезию и Померанию, часть Восточной Пруссии.

Стала единым государством.

Воплощение принципов политики 4 де-: демилитаризации, декартелизации, денацификации, демократизации. Суд над фашизмом. Потеря отдельных территорий, депортация немцев. Выплата репараций.

Лишилась колониальных владений.

Создана ООН для обеспечения стабильного мира и международной безопасности.

Приоритетными стали общечеловеческие ценности (жизнь человека, гуманизм, свобода, равноправие народов) по сравнению с классовыми, идеологическими и т.д.

Признание права народов на самоопределение, права колоний на национальное освобождение привели к крушению колониальной системы в послевоенный период.

Цена Победы

(экспертная оценка людским жертвам, заплаченным

советским народом за Победу)

Соотношение потерь Советского Союза и Германии во Второй мировой войне можно определить как 3 к 1.

Большие жертвы среди мирного населения обусловлены тем, что:

1) мирное население погибало в результате бомбежек, голода, холода (только в блокадном Ленинграде - 850 тыс. человек);

2) женщин и детей забирали в рабство в Германию, сжигали в концлагерях;

3) за одного убитого партизанами немца фашисты убивали 100 мирных жителей, сжигали целые деревни…

Большие потери Красной Армии по сравнению с Вермахтом можно объяснить

1) самопожертвованием советского солдата;

2) уничтожением пленных красноармейцев, тогда как плененные немецкие солдаты вернулись на Родину;

3) 3 млн. советских солдат погибли, освобождая Европу от фашизма;

ошибками советского руководства:

6) в результате предвоенной дружбы с Германией многие немецкие офицеры учились в советских учебных заведениях, знали секреты военного искусства, а так же где находятся аэродромы (1200 самолетов уничтожены в первые дни войны, даже не взлетев);

8) по приказу №227 за спинами российских солдат стояли заградотряды, которые в случае отступления стреляли в своих, а не укрепляли линию фронта…

Итоговые диагностические вопросы:

- Сформулируйте тезис о значении Второй мировой войны для развития цивилизации в целом.

- Как Великая Отечественная война отразилась в истории Вашей семьи?

- Считаете ли Вы вопросы, поднятые на уроке, актуальными сегодня?

- Какие уроки можно извлечь из Второй мировой войны?

Критерии оценивания работы учащихся на уроке

- оцениваются коммуникативные навыки: выбирать стратегию решения, распределять роли, умение слаженно работать в группе, аргументировано отстаивать точку зрения группы или свою собственную позицию, культурно вести дискуссию;

- исследовательская культура: умение устанавливать внутрипредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и межпредметные связи (истории России и всемирной истории, краеведческого материала, собственного социального опыта, произведений литературы и искусства), умение работать с новой информацией из различных источников (анализ, сравнение, сопоставление), использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов, обобщать, делать самостоятельные выводы, грамотно презентовать результаты работы группы;

Оценка группе ставится как среднее арифметическое оценки учителя, самооценки и оценки других групп. Оценивание личного участия каждого происходит внутри группы (оценки не должны превышать общую оценку группы). В случае расхождения мнений, решающее слово принадлежит капитану команды.

На данном уроке может применяться накопительная система оценивания обучающихся, т.е. индивидуальную оценку можно повысить, продемонстрировав умение работать по новой технологии (с ПОПС-формулой), ответив на итоговые диагностические вопросы.

Читайте также: