Ум да разум истоки 3 класс конспект урока

Обновлено: 16.05.2024

2 Указать номера рисунков, на которых изображены параллельные прямые.

3 Тема: ПРИЗНАКИ ПАРАЛЛЕЛЬНОСТИ ПРЯМЫХ

4 А)1 и 3-вертикальные; Б)5 и 1-односторонние; В) 7 и 6 –соответственные; Г) 5 и 3 –накрест лежащие; Д) 2 и 4 –смежные; Е) 7 и 1 –накрест лежащие; Ж) 3 и 7 –односторонние

5 Верные утверждения А)1 и 3-вертикальные; В) 7 и 6 –соответственные Г) 5 и 3 –накрест лежащие Д) 2 и 4 -смежные Ж) 3 и 7 –односторонние.

6 Дано: 4= 5 Докажите: 3= 6, 3= 7, 6= 2, 4 + 6=180˚, 5+2 =180˚

7 Две прямые параллельны, если они с секущей образуют равные накрест лежащие углы a 1 b 2 c a 1 b 2 c H B a O b A H1

8 Две прямые параллельны, если при пересечении с секущей они образуют внутренние односторонние углы, сумма которых равна 180 ˚ с 2 a 3 4 b 1

9 3+ 4=180˚, 1 +4=180˚ 1= 3 по теореме 3 а в

10 а в с 1 2 Дано: 1=32˚ 2=32˚ Доказать: а в

11 а в с 1 2 Дано: 1=48˚ 2=132˚ Доказать: а в

12 Прямые а и в параллельны, если А) 1 = 3 Б) 7 =6 В) 5 = 3 Г) 8 + 5=180˚ Д) 8 + 3=180˚ Е) 2 = 6 Ж) 1 + 4=180˚ З) 1 + 7=180˚

13 173 1 вариант 7= 4-как вертикальные углы 1+ 4=180 По теореме 4 а в 2 вариант 1= 6 -как вертикальные 8= 3 -как вертикальные 1 и 8 накрест лежащие, но они не равны, значит, прямые не параллельны

Осознать, что ум и разум - бесценные сокровища человека, знания полезны только тогда, когда ими разумно пользуются.

Формировать индивидуальные компетенции: умение работать группе, вести беседу.

Ход урока.

(в презентации под музыку меняются символы христианской мудрости: Храм, Священное писание, великомученица София, орел с книгой).

В этих символах и образах скрывается одно важное слово. Попробуем его определить.

(Дети по кругу озвучивают свое понимание мудрости)

Чаще всего прозвучал ответ о том, что мудрость – это ум. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, достаточно ли одного ума, чтобы стать мудрым.

Я предлагаю вам посмотреть мультфильм – притчу.

Если кто забыл, притча – это рассказ с поучением.

-А мастер умный? Почему?

А кого из них можно назвать мудрым? Почему?

5.Активное занятие.

Работа в четверках.

-Соедините две части пословицы согласно вашему общему решению. Объясните, как вы её поняли.

(Каждая из групп, в результате выполнения задания, составляет одну из пяти пословиц)

УМА МНОГО, А ТОЛКУ МАЛО.

УМНЫЙ ЛЮБИТ УЧИТЬСЯ, А ГЛУПЫЙ – УЧИТЬ.

УМ ДОВОДИТ ДО БЕЗУМИЯ, А РАЗУМ – ДО РАЗДУМЬЯ.

УМ БЕЗ РАЗУМА – БЕДА.

УМА ПАЛАТА, ДА РАЗУМА МАЛОВАТО.

-О чем говорит каждая из пословиц?

Мы пришли к выводу о том, что одного ума мало, необходим еще и разум.

Что же такое разум? Чем он отличается от ума?

Работа с текстом учебника.

(дети по группам составляют кластеры.1,3-я группы - ум, 2-4-я группы - разум)

Отрывок из текста.

Важно, чтобы ум был в ладу с сердцем. Тогда горят, что у человека сердечный ум. Такой ум слышит голос совести.

Ум да разум – бесценные сокровища человека. Птице – крылья, человеку – разум.

6. Работа в группах. Уроки житейской мудрости

-Как получают знания люди в современном мире? (в школе, из книг, из Интернета, от других людей)

-А как получали знания и где учились люди в древности? (полезные знания сохраняли в памяти и устно передавали новым поколениям)

Каждая из групп получает задание:

1-я группа- текст притчи.

Притча: Гвозди

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

-Какая мудрость скрыта в этой притче?

Пловец.

Человек, не умеющий плавать, в панике барахтался в реке. Он поднял тучу брызг и по реке побежали волны, которые человек в страхе принял за опасное течение. Он начал бороться с речными волнами. Наконец утопающий сообразил, как нужно держаться на воде и понемногу доплыл до берега. Выбравшись из воды, пловец оглянулся и увидел, что на реке полная тишина, а он все время боролся с волнами и брызгами, которые сам же и создавал.

-Какая мудрость скрыта в этой притче?

Справедливость .

Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.

И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.

Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова!

И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!

Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили - век доживать!

Притча о мальчике, который верил в чудеса

-Легко ли было найти мудрость в притче?

Мудрость – это умение увидеть скрытое, наблюдать, думать.

8. Итог урока.

- Как вы думаете, достаточно ли ума и разума для того, чтобы стать мудрым? (нужна еще вера, любовь, надежда, терпение, истинные знания)

Развитие целостного восприятия.

Развитие навыка эффективного общения в четвёрке, выбор лидера.

Развитие умения структурировать время, анализировать информацию.

Учитель : Здравствуйте, дорогие ребята! Посмотрите за окно – какое там яркое солнышко! Как оно нам улыбается! Давайте и мы, как маленькие солнышки, подарим друг другу и нашим гостям солнечные улыбки! Садитесь поудобнее, и постарайтесь получить удовольствие от нашего общения!

Существует много полезных точных и технических наук , среди них – алгебра и геометрия . Эти науки дополнили то, что дала нам природа: например, изобрели хитроумные станки, создали водный, наземный и воздушный транспорт, сконструировали сложную строительную технику. Технические науки помогают людям разумно обустраивать наш общий дом.

Общественные науки – история, обществознание – накапливают знания о человеческом обществе. Они изучают, как жили люди в прошлом, учат не повторять ошибок. Они предлагают законы, которые должны оградить человека от преступлений, от зла и неправды. Общественные науки помогают хранить в нашем общем доме взаимопонимание .

Учитель: Спасибо тебе, Алина, за интересный рассказ. Я думаю, ребята с удовольствием будут осваивать дальнейшую школьную науку!

А теперь мы с вами совершим небольшой экскурс в историю. Давным-давно, когда мир знаний был ещё обозримым для одного человека, учёные придумали книги, в которых объединили все известные сведения. Это были первые в мире энциклопедии. (слайд 4) Людей, которые могли усвоить все знания, накопленные человечеством, тоже стали называть энциклопедистами. Знаменитым русским энциклопедистом был Михаил Васильевич Ломоносов. Вы о нём знаете?

( Ученики рассказывают о Ломоносове .) (слайд 5)

2. Активное собеседование.

- Можно ли знания, полученные на уроках Истоки , назвать мудрыми?

- Что такое мудрость и в чём её секрет? (слайд 7)

Ответить на этот вопрос нам поможет мудрость народа – пословицы и изречения. Подумайте над смыслом каждой из них и постарайтесь приоткрыть этот секрет:

Мудрым никто не родился, а научился.

Мудрость в голове, а не в бороде.

Молодой умок старым умом крепится.

Ум да разум впереди дела.

Мудрая голова – короткий язык.

Физкультминутка (на ковриках-тренажёрах). (слайд 10)

По траве босиком

Мы бежим с ветерком

По лесной знакомой тропинке.

Воду пьём из ручья,

Улыбаемся каждой травинке!

Здравствуй, лес и река!

Здравствуй, солнышко ясное наше!

Нет на свете милей,

Нет на свете родней

Нет любимой Родины краше!

Работа с учебником.

- Что нового узнали о мудрости и мудрецах?

- Какое было отношение к книгам на Руси?

- Что роднит мудрого крестьянина и знаменитого учёного?

- А это место узнали? (слайд 12) Чем оно знаменито?

- А это что за старец? (слайд 13)

- Мудрость спасает мир…Каким образом?

Истина – плод ума-разума. Мудрость – единение истины и любви.

5. Физкультминутка по офтальмотренажёру.

Вскоре были созданы и жития первых русских святых (слайд 15) : княгини Ольги, князей Владимира Святого, Бориса и Глеба. Сам Владимир Мономах тоже стал одним из первых русских писателей. Он написал "Поучение" своим детям (слайд 16), которое можно рассматривать как открытое письмо всей земле Русской и особенно боярам, а не собственным сыновьям, к тому Бремени людям уже зрелым, имеющим взрослых детей.

2) Индивидуальный этап.

Учитель: Прочитайте и соотнесите мудрые советы Владимира Мономаха с народными пословицами. Работаем, пока звучит музыка.

3) Работа в четвёрке.

Учитель: Не забывая о правилах общения в группе, обсудите ваши ответы и постарайтесь прийти к единому мнению. Выберете лидера и делегируйте его. Работаем, пока звучит музыка. (слайд 17)

- Какое поучение вам показалось наиболее интересным? (Ответы детей)

Спасибо, ребята, за усердие и любознательность, за активную работу.

7. Домашнее задание.

А дома вы выполните задание 6 на с.26 и задание 7 на с.31 в рабочей тетради. Вспомните, что означает ваше имя.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

№Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1.Организационный(Учитель создаёт эмоциональный настрой на начало урока)
Доброго всем дня. Мне приятно видеть ваши лица.
Давайте улыбнёмся друг другу. Ребята поворачиваются друг к другу и улыбаются. Личностные УУД: самоопреление: мотивация на учение.
Личностные УУД
(создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в УУД
2Присоединение. На слайде слова: У рыбака –своя судьба.
Здесь каждый с детства с морем обручён
Где шторм, да ветры- там вся жизнь борьба.
Бесстрашье – их морской закон.
( слышен шум прибоя) Ученики читают текст.

Познавательные УУД: умение извлекать информацию из данного стихотворения.
О чём или о ком сегодня пойдёт речь на уроке?
Откроем учебник и прочитаем тему урока:
Море-океан.
(Ученики обосновывают выбор).
Мы будем говорить о морях, о мореходах, капитанах, кораблях….(ответы различны).
(Ученики определяют тему урока).

3.Целеполагание. (Учитель уточняет понимание учащимися поставленных целей)
А какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
На слайде появились слова:
Узнать..
Услышать…
Почувствовать…
(учитель подводит детей к постановке задач).
Дети ставят перед собой задачи:
Узнать названия морей, фамилии мореходов т.д..
Услышать музыку моря, плеск волны…
Почувствовать красоту моря…
(Ученики определяют задачи урока).
Регулятивные УУД: умение ставить цели и составлять план действий.
Коммуникативные УУД: умение понимать информацию представленную в подтексте.

4Постановка проблемы и пути преодоления. (Выдвигает задачу детям)
Сегодня мы отправимся в путь по морям- океанам
вместе с отважным капитаном.
(рисунок капитана на слайде)
В конце пути мы должны узнать как
называется наше путешествие.
Выполняя задания мы расшифруем слово.


Регулятивные УУД: умение действовать по плану, оценивать результат.

- С чем веселее идти в дороге?

Река начинается с ручейка.
Лена, Дон, Волга…
(дети приводят примеры)
Реки впадают в море.

Дети рассматривают карту
и называют моря. Познавательные УУД: поиск и выделение информации, умение перерабатывать информацию.
Познавательные УУД:
поиск информации.

А вывод прочитаем из учебника стр.42
(Учитель даёт задание на поиск в тексте_
А вот и первое задание: Назовите моря, которые обозначают название цвета.

- Нашу Родину омывает несколько морей…. (читают текст
вслух ученики).

Коммуникативные
УУД: умение
понимать и
слушать других

Давайте постоим вместе с рыбаками- поморами на берегу.
(Создаётся эмоциональный настрой)
Прислушаемся что мы услышим( звучит музыка М.Чюрлинс «Море)
Звучала музыка

_Мы слышим крики чаек, всплеск рыб,
гудки кораблей, шорох волн….
(ответы детей)

6. Тренинг. Какое море. Закройте глаза,
представьте яркое солнце, тишина.. Какое море?
Налетел ветерок…
Ветер всё усиливается..
(Учитель побуждает к
высказыванию своего мнения) Спокойное,
тихое.

Море волнующееся..
Море бурное, штормовое, чёрное..
(ответы детей).
(Ученики поясняют характеристики
состояния моря, закономерность)

Регулятивные УУД
: умение
действовать по плану,

самому составлять
план действий.
7.Решение поставленной проблемы.
Как люди выражали свою любовь к морю?
Послушайте как звучат стихи о море.
Каким море вы представили? Что увидели? Люди писали стихи, картины,
музыку…
Подготовленный ученик читает
стихи.(Ученики слушают чтеца).
(Формулируют свои наблюдения)
ПознавательныеУУД:

- поиск и выделение
необходимой
информации
Новое задание капитана,
для того чтобы открыть букву.
Как называется произведение русского поэта
в котором море менялось от спокойного до бурного, чёрного?

Как выражали художники своё отношение к морю?
Художники писали картины
про море, про шторм,
про корабли…

Ребята работают в паре подчёркивают занятия ,
связанные с морем.

(умение приходить
к общему решению,
учитывая позицию
партнера)

Поднимите руки, кто в группе смог договориться
и прийти к одной версии?
Какой ответ выбрали?
(Учитель организует взаимопроверку,
работу в группе).
Открывается буква У
Пары объединились в четвёрки
и проверили свои ответы.
Не подчеркнули строительство мостов
( на море трудно построить мост..
(ответы могут быть разные).


Коммуникативные УУД
(умение приходить к
общему решению, учитывая
позицию партнера, умение учиться
работать в паре,
слушать друг друга
Давайте прочитаем выражение из учебника.
Как вы понимаете это выражение.

8.Реализация найденного решения.
Мы отправляемся домой.
Что помогает кораблям найти путь домой?
(загадка про маяк)
Открылась последняя буква З Маяк помогает кораблю пройти
мимо скал и вернуться домой

Появилось слово КРУИЗ
это такое кругосветное путешествие по морю

9.Рефлексия. Мы совершили круиз по морю.
Какие чувства вы испытали во время урока-путешествия,
что запомнили? Ребята высказываются по уроку.

Читайте также: