Конспект урока шипящие согласные 2 класс школа 8 вида

Обновлено: 03.07.2024

Упражнять в умении писать слова со свистящими и шипящими согласными.

Развивать фонематическое восприятие на основе специального упражнения на выделение заданных звуков и соотнесение их с буквами.

Воспитывать положительную мотивацию к учению.

1. Организационный момент.

- Какое у вас настроение? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы наше настроение стало еще лучше. А теперь поделитесь своим хорошим настроением с гостями. И на такой хорошей нотке начнем наш урок.

2. Коррекционное упражнение на развитие фонематическое восприятия

- У вас на столе лежат карточки, что на них написано? Какие буквы?

- Давайте поиграем в игру: я буду говорить разные слова, а вы показывать карточку, которая соответствует звуку в услышанном слове (сон, шар, заяц, дождь, морозно, коса, жара, машина, вода).

а. - О чем мы говорили на прошлом уроке? Какие согласные повторяли?

б. - Ой, что это!? (стук) На доске появляется картинка Королевы Письма.

- Ребята, как вы думаете, кто к нам пришел в гости?

- Это Королева Письма. Она правит в стране Письма. Там живут буквы и звуки, слоги и слова. Королева Письма следит за тем, чтобы в стране был порядок, звуки не путались, слова писались правильно. Она пришла к нам позвать нас в гости в свою страну. Но для начала нам нужно выполнить задания Королевы Письма, которые находятся в ее волшебном сундуке.

- Хотите в страну Письма? Ну, тогда давайте начнем выполнять задания.

Итак, первое задание от Королевы Письма. (первый конверт из сундучка)

а. Достаю из конверта буквы и выставляю их на доску.

- Что это? Какие буквы? Какие звуки они обозначают?

- Что вы можете сказать об этих звуках?

б. - На какие группы можно разделить эти буквы?

- Как называются эти группы? Подберите подходящее название.

- Почему эти звуки называются свистящими, а эти шипящими?

с з – свистящие согласные

ш ж – шипящие согласные

3. Пальчиковая гимнастика.

- Мы сегодня будем много писать, давайте разомнем пальчики, чтобы они лучше писали. Для этого мы используем шнуровку.

4. Минутка чистописания.

Достаю следующий конверт из сундучка. Следующее задание от Королевы Письма.

- Ребята, вы умеете писать? Покажите, как нужно правильно сидеть во время письма. Как нужно правильно положить тетрадь и держать ручку.

5. Дополни и запиши предложения.

Достаю следующий конверт из сундучка. Следующее задание от Королевы Письма.

- Дополните предложения подходящими словами. Запишите предложения в тетрадь.

- Подчеркните в предложении свистящие и шипящие согласные.

- О каком времени года говорится? Почему?

Индивидуальный подход. 4 группа

Составь из слов предложение и запиши его в тетрадь.

На улице большие лужи.

Мы писали, рисовали

А теперь мы дружно встали.

Чуть покрутимся бочком

Сядем и писать начнем.

Обобщение по теме.

1 . Дифференцированная работа по группам.

- Давайте посмотрим, что есть в волшебном сундучке заданий. Следующий конверт с заданием от Королевы Письма.

(Но тут несколько заданий для разных групп.)

1 группа. Вставьте пропущенные буквы в слова и разделите эти слова на 2 группы

1 группа - слова со свистящими согласными.

2 группа - слова с шипящими согласными.

.ар, .онт, .ыр, .аба, ма.ина, до.ка, лу.а, гла.а.

2 группа. Выпишите из предложения слова, в которых есть свистящие или шипящие согласные.

Соня надела шапку. У Жени заяц. Жанна закрыла дверь на замок.

- Какие слова из текста выписали?

3 группа. Разделите слова на 2 группы.

1группа - слова со свистящими согласными.

2 группа - слова с шипящими согласными.

шары, дождик, собака, козлик, лужок, зуб, мышка, усы

4 группа. Подчеркните в словах свистящие и шипящие согласные.

Идет дождик. На улице сыро. Маша взяла зонтик.

1. - Давайте посмотрим, остались ли у нас конверты в сундучке Королевы Письма.

- Ребята, смотрите, остался последний конверт! Давайте посмотрим, что в нем.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с моими заданиями.

Я приглашаю вас к себе в гости. Приходите, когда захотите в Страну Письма.

Отправляю вам небольшие подарки.

2. - О чем говорили на сегодняшнем уроке?

- Что больше всего понравилось?

Похожие документы:

Пояснительная записка Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных

Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Оглавление

. различение согласных по мягкости и твердости будет отрабатываться во втором классе. Это обусловлено тем, что . классы. Вариант 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Математика является одним из ведущих учебных предметов в специальной (коррекционной) школе VIII вида .

. уроках естествознания в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Спец. методика преподавания истории Тема 1. История как учебный предмет в специальной коррекционной школе .

Уроков. Технология анализа урока

. согласных; - кодирование буквами акустически сходных звуков (звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих . к урокам развития речи в I-IV классах Уроки развития речи в I-IV классах специальной (коррекционной) школы YIH вида проводятся .

Рабочая программа учебного курса письмо и развитие речи во 2 классе скоу


Примечание: переход на другие слайды при нажатии на изображение снеговика.

Рапорт дежурного

Вводная часть

-Итак, мы отправляемся в деревню Простоквашино, и нас встречает дядя Федор и его друзья.


-Ранним утром пес Шарик отправился в лес на фотоохоту. Посмотрите внимательно на картинки, каких животных он сфотографировал? (Шарик сфотографировал зайца, волка и белку). Какие это животные: дикие или домашние? (это дикие животные, они живут в лесу).

Воспитательный момент: Уходя из леса, Шарик оставил на пеньке для лося соль, для зайца- морковь, для птиц развесил кормушки и насыпал туда корм.

Чистоговорка

-Вместе с дядей Федором мы выучим новую чистоговорку. Слушаем внимательно:

Ше-ше-ше, шепчет Шарик в шалаше. (хором/несколько учащихся говорят по-одному)

Характеристика звука [ ш ] .

-Какой звук часто повторялся в чистоговорке? (В чистоговорке часто повторялся звук [ш].)

-Что можно сказать про звук [ш]? (Он непоющий, согласный звук, произносим без голоса, значит глухой; всегда твердый, парный со звуком звук [ж])

-Какое животное может произносить этот звук?

Вывод: звук [ш] похож на шипение змеи, поэтому он называется шипящим звуком. Но в русском языке имеются еще и другие согласные звуки, которые считаются шипящими.

Итак, сегодня на уроке русского языка, мы будем учиться находить в словах шипящие звуки.

Минутка чистописания

-Сегодня на минутке чистописания мы прописываем строчную букву Ш и слияние ША.

-Вспомним чистоговорку. В каких словах чистоговорки встречается слияние ША? (Шарик, шалаш).

Что вы узнали в начале урока про звук [ш]?

-Посмотрите внимательно на картинки в каждом ряду. Какая картинка лишняя? (чашка, жук, щука, шапка).

-Выделите в данных словах первый звук.

Вывод: звуки [ш],[ж],[з],[с] – шипящие.


Упражнение на нахождение в словах шипящих согласных

V .Закрепление нового материала

списать, подчеркнуть шипящие согласные.


Фронтальная проверка

VI . Инструктаж Д/З

VII . Итог урока

Содержимое разработки

урок русского языка во 2 классе С(к)ОШ VIII вида

Сырейщикова Алена Евгеньевна

Каких животных сфотографировал Шарик?

Какие трудности испытывают дикие животные зимой?

Чистоговорка Ше-ше-ше, шепчет Шарик в шалаше . Какое животное может произносить этот звук?

Чистоговорка

Ше-ше-ше, шепчет Шарик в шалаше .

Какое животное может произносить этот звук?

Минутка чистописания В каких словах чистоговорки встречается слияние ША?

Минутка чистописания

В каких словах чистоговорки

встречается слияние ША?

Выделите первый звук в словах [ Щ ] [ Ч ] [ Ш ] [ Ж ] ЭТО ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ

Выделите первый звук в словах

[ Щ ]

[ Ч ]

[ Ш ]

[ Ж ]

ЭТО ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ

Добавьте в предложения слова Жора купил брату . По шарфу ползёт .

Добавьте в предложения слова

  • Жора купил брату .
  • По шарфу ползёт .

Вышли уточки

на луг: Кря, кря, кря.

Полетел зеленый жук: Ж - ж - ж.

Гуси шеи выгибали Клювом перья расправляли.

Зашумел в пруду камыш: Ш - ш - ш И опять настала тишь.

Найдите слова с шипящими согласными Птичка под моим окошком Гнёздышко для деток вьёт, Вот соломку тащит в норку, Птенчиков скорее ждёт.

Найдите слова с шипящими согласными

Птичка под моим окошком

Гнёздышко для деток вьёт,

Вот соломку тащит в норку,

Птенчиков скорее ждёт.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная)

Урок письма и развития речи во 2 классе

учитель начальных классов

Ф.И.О. учителя : Опарина И.В.

Предмет: письмо и развитие речи

Класс : 2

Автор УМК : Якубовская Э.В., Павлова Н.В.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока : формировать понятие шипящие согласные.

1. Образовательные:

формировать умение слышать и переводить звуки родной речи в письменную речь;

развивать фонематический слух.

2.Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету.

3. Коррекционно-развивающие :

развивать внимание и логическое мышление учащихся;

корригировать и развивать личностные качества сферы учащихся: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки .

Оборудование: учебник, наглядные пособия.

Оборудование для учащихся : учебник, тетрадь, ручка, карандаши.

Литература:

Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 232с. – (В помощь школьному учителю).

Якубовская Э.В. Русский язык. 2 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 2009.-175с.

Ход урока:

- Ребята, у вас все готово к уроку? На парте должны лежать: учебник, тетрадь, ручка и карандаши.

- Какое сегодня число? Месяц?

- Открываем тетради, берем ручки.

1.Минутка чистописания.

- Ребята, посмотрите на доску. Что вы здесь видите? (буквы)

- Какие буквы? Назовите их. (ж, ш, ч, щ)

- Напишем их в воздухе.

- Теперь запишем буквы в тетрадь. Сначала пишу я на доске, потом вы пишите в тетрадях.

2. Слоги с шипящими

- Ребята, что написано на этих карточках? (слоги с нашими буквами)

- Прочитайте первый слог. ( жи )

- Записываем его в тетрадь.

- Назовите гласную букву. Подчеркните ее красным карандашом.

- Назовите согласную букву. Подчеркните ее синим карандашом.

- Прочитайте второй слог. (ши)

- Записываем его в тетрадь.

- Назовите гласную букву. Подчеркните ее красным карандашом.

- Назовите согласную букву. Подчеркните ее синим карандашом.

- Какое правило мы знаем про эти слоги? ( Жи-ши пиши с буквой и )

- Какие еще похожие правила мы знаем? ( Ча-ща, чу-щу )

- Прочитайте третий, четвертый … слог. (ча, ща, жа, ще, чу)

- Сегодня на уроке мы будем изучать шипящие согласные ж, ш, ч, щ.

ние нового материала.

Работа с учебником

1. Введение понятия шипящие согласные.

- Откроем учебник на с. 56.

- Посмотрите на картинку сверху. Кто здесь нарисован? (животные)

- Кто нарисован первым? (черепаха)

- Четко произнесем первый звук. [ч]

- Запишем слово в тетрадь.

- Подчеркните первую букву. Какой звук она обозначает? [ч]

- Кто на второй, третьей, четвертой картинке? (жук, шмель, щенок)

- Какие буквы в словах мы подчеркнули? Назовите их. (ж, ш, ч, щ)

- Эти буквы гласные или согласные? (согласные)

- Почему? (слышим шум, встречают преграду)

- Ребята, про эти звуки шипящие. Их так назвали, потому что когда мы произносим слышим шум. Об этом у нас написано в красной рамочке. Читаем вместе со мной.

- Отдохнем и повторим, произнесем еще раз наши шипящие звуки (2 раза)

Чи-чи-чи (3 хлопка)
Черные грачи (руки в стороны, махи руками)
Чок-чок-чок (3 хлопка)
Черный каблучок (руки на пояс, топанье)
Щи-щи-щи (3 хлопка)
Щиплем мы щавель на щи.

6. Работа по теме

1. Словарная работа.

- Ребята, отгадайте загадку.

Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? .

- Для чего нам нужен карандаш? (рисовать)

- Запишите слово в тетрадь.

- Приготовьте синий и красный карандаши. Обозначьте гласные и согласные буквы.

- Хлопками определим кол-во слогов.

- Сколько в слове слогов? (3)

- Давайте послушаем какой слог ударный? На каком ударили (3-даш)

- Где можно сделать ошибку? ( а, а )

- Есть ли в слове шипящий звук? Произнесите его.

- Составим со словом карандаш словосочетание. (красный, длинный, цветной, простой)

2. Работа над предложением.

- Ребята, мы вспомнили словарное слово, а теперь поработаем с текстом.

- Откройте учебник на с. 57 и послушайте меня внимательно. (текст упр-я 3)

- Что я сейчас прочитала? (текст)

- О чем в нем говорится? (о соловье и лягушке)

- Прочитайте первое предложение.

- Как вы поняли, что это предложение? (начинается с большой буквы, в конце точка)

- Сколько слов в предложении? (4)

- Запишем схему предложения.

I _____ ____ _ ___ .

- Почему первая линия начинается с уголка? (обозначает заглавную букву)

- Следующая линия какое слово обозначает? (соловей)

- Что стоит в конце предложения? (точка)

- В каком слове есть шипящая согласная? ( защелкал )

- Какая это буква? Если затрудняетесь, вам поможет правило в рамочке. ( щ )

- Прочитайте те слова, в которых есть шипящие.

- Выпишем их и подчеркнем шипящие

- Ребята, мы с вами говорим на своем языке и у животных тоже есть свои языки. Давайте вспомним какие. Я называю животное, а вы говорите какой это язык.

Коровы мычат.

- Найдите в этом слове шипящую. Отметим ее магнитами.

Сороки трещат.

Медведи рычат.

Дятлы стучат.

- Резерв: записать эти предложения.

- Какое задание показалось наиболее трудным? А какое самым интересным?

- Какие звуки называются шипящими?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 098 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.04.2017 2051
  • DOCX 26.2 кбайт
  • 45 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Опарина Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

- Какое у вас настроение? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы наше настроение стало еще лучше. А теперь поделитесь своим хорошим настроением с гостями. И на такой хорошей нотке начнем наш урок.

2. Коррекционное упражнение на развитие фонематическое восприятия

- У вас на столе лежат карточки, что на них написано? Какие буквы?

- Давайте поиграем в игру: я буду говорить разные слова, а вы показывать карточку, которая соответствует звуку в услышанном слове (сон, шар, заяц, дождь, морозно, коса, жара, машина, вода).

II. Закрепление.

а. - О чем мы говорили на прошлом уроке? Какие согласные повторяли?

- Сегодня на уроке мы повторим, какие согласные называются “свистящими”, а какие “шипящими”. Будем писать слова и предложения с этими согласными.

б. - Ой, что это!? (стук) На доске появляется картинка Королевы Письма.

- Ребята, как вы думаете, кто к нам пришел в гости?

- Это Королева Письма. Она правит в стране Письма. Там живут буквы и звуки, слоги и слова. Королева Письма следит за тем, чтобы в стране был порядок, звуки не путались, слова писались правильно. Она пришла к нам позвать нас в гости в свою страну. Но для начала нам нужно выполнить задания Королевы Письма, которые находятся в ее волшебном сундуке.

- Хотите в страну Письма? Ну, тогда давайте начнем выполнять задания.

2. Повторение понятий “свистящие” и “шипящие” согласные.

Итак, первое задание от Королевы Письма. (первый конверт из сундучка)

а. Достаю из конверта буквы и выставляю их на доску.

- Что это? Какие буквы? Какие звуки они обозначают?

- Что вы можете сказать об этих звуках?

б. - На какие группы можно разделить эти буквы?

- Как называются эти группы? Подберите подходящее название.

- Почему эти звуки называются свистящими, а эти шипящими?

с з – свистящие согласные

ш ж – шипящие согласные

3. Пальчиковая гимнастика.

- Мы сегодня будем много писать, давайте разомнем пальчики, чтобы они лучше писали. Для этого мы используем шнуровку.

4. Минутка чистописания.

Достаю следующий конверт из сундучка. Следующее задание от Королевы Письма.

- Ребята, вы умеете писать? Покажите, как нужно правильно сидеть во время письма. Как нужно правильно положить тетрадь и держать ручку.

- А теперь напишите число, “классная работа”. Покажите, как вы умеете красиво писать.

5. Дополни и запиши предложения.

Достаю следующий конверт из сундучка. Следующее задание от Королевы Письма.

- Дополните предложения подходящими словами. Запишите предложения в тетрадь.

- Подчеркните в предложении свистящие и шипящие согласные.

Составь из слов предложение и запиши его в тетрадь.

Мы писали, рисовали
А теперь мы дружно встали.
Ручками похлопали.
Ножками потопали.
Чуть покрутимся бочком
Сядем и писать начнем.

III. Обобщение по теме.

1. Дифференцированная работа по группам.

- Давайте посмотрим, что есть в волшебном сундучке заданий. Следующий конверт с заданием от Королевы Письма.

(Но тут несколько заданий для разных групп.)

1 группа. Вставьте пропущенные буквы в слова и разделите эти слова на 2 группы

1 группа - слова со свистящими согласными.

2 группа - слова с шипящими согласными.

.ар, .онт, .ыр, .аба, ма.ина, до.ка, лу.а, гла.а.

2 группа. Выпишите из предложения слова, в которых есть свистящие или шипящие согласные.

Соня надела шапку. У Жени заяц. Жанна закрыла дверь на замок.

- Какие слова из текста выписали?

3 группа. Разделите слова на 2 группы.

1группа - слова со свистящими согласными.

2 группа - слова с шипящими согласными.

шары, дождик, собака, козлик, лужок, зуб, мышка, усы

4 группа. Подчеркните в словах свистящие и шипящие согласные.

Идет дождик. На улице сыро. Маша взяла зонтик.

IV. Итог.

1. - Давайте посмотрим, остались ли у нас конверты в сундучке Королевы Письма.

- Ребята, смотрите, остался последний конверт! Давайте посмотрим, что в нем.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с моими заданиями.
Я приглашаю вас к себе в гости. Приходите, когда захотите в Страну Письма.
Отправляю вам небольшие подарки.

Читайте также: