Иван царевич победитель житейских невзгод 5 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Войти через uID

Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного

I. Артикуляционная разминка
Записываем на доске и в тетради новую скороговорку, добиваемся четкости, хорошей артикуляции при ее произнесении.

II. Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом
Беседа
— За что разгневался Кощей на Василису Премудрую и приказал ей три года лягушкой быть?
— Как снарядился Иван-царевич на поиски жены? Что он взял с собою, что надел?
— Кто помогал Ивану-царевичу?
— Рассмотрим иллюстрации И. Билибина в учебнике. Какие встречи изобразил художник?
— Старый старичок, его клубочек и животные — это волшебные помощники. В каких сказках вы еще встречали волшебных помощников? Какие они бывают?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Иван-царевич – победитель житейских невзгод Учебное исследование сказки «Царе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Иван-царевич – победитель житейских невзгод Учебное исследование сказки «Царе.

Работа с понятиями Иван-царевич – это… Победитель – это… Невзгоды – это…

Работа с понятиями Иван-царевич – это… Победитель – это… Невзгоды – это…

Работа с понятиями Иван-царевич – это один из главных персонажей русского фо.

Работа с понятиями Иван-царевич – это один из главных персонажей русского фольклора. Упоминание о нем как о сказочном персонаже зафиксировано в литературе в конце XVIII—начале XIX века. Победитель – это тот, кто совершает победу. Невзгоды – это неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства, беда.

Что мы будем исследовать? Каким образом Иван-царевич побеждал житейские невзг.

Что мы будем исследовать? Каким образом Иван-царевич побеждал житейские невзгоды?

Актуальность Чему нас учит образ Ивана-царевича? Иван-царевич помогают нам ра.

Актуальность Чему нас учит образ Ивана-царевича? Иван-царевич помогают нам разобраться, что такое хорошо и что такое плохо. Иван-царевич учит нас бороться с житейскими невзгодами. Образ Ивана-царевича учит нас жизни.

Как вы думаете? Проблемные вопросы Кто в сказке создаёт житейские невзгоды? К.

Как вы думаете? Проблемные вопросы Кто в сказке создаёт житейские невзгоды? Какие уроки извлекает Иван-царевич из своих поступков? В чём заключается победа Ивана-царевича?

Цель Исследование пути Ивана-царевича для ответа на проблемные вопросы (стр.

Цель Исследование пути Ивана-царевича для ответа на проблемные вопросы (стр. 13-24).

Об авторе: Прохоренко Людмила Викторовна: Учитель русского языка и литературы.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 378 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.09.2016 9930
  • PPTX 895.6 кбайт
  • 524 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Прохоренко Людмила Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Подробный план-конспект урока литературы в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Тема урока "Художественный мир сказки "Царевна-лягушка". Иван-царевич, его помощники и противники". Содержание урока: выявление особенностей волшебной сказки, главный герой сказки Иван-царевич, роль помощников и противников главного героя.

ВложениеРазмер
Художественный мир сказки "Царевна-лягушка". Иван-царевич, его помощники и противники 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предметные: умеют определять мораль сказки, композиционные части сказки, используют при сказывании характерные речевые обороты. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Регулятивные: умеют планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: умеют формулировать и высказывать точку зрения на события и поступки героев. Личностные: формируют ценностное отношение к происходящим событиям.

Почему она волшебная? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните жанровые особенности волшебной сказки.

- В литературе выделяют три вида волшебных сказок: собственно волшебные, приключенческие, героические

- Запишем это в тетрадь.

Типы волшебных сказок

- С героической сказкой мы будем знакомится на следующих уроках. А сегодня мы продолжим разговор, начатый на прошлом уроке.

Работа по теме урока

  1. Художественный мир волшебной сказки. Помощники и противники Ивана-царевича.

Запись в тетрадь:

Художественный мир сказки – вымышленный мир, который включает в себя время, сюжет, пространство, героев.

1). Слово учителя:

- Нарисуем большой круг. Почему круг? Потому что для человека, живущего мифом, т.е. сказкой мир реальный и мир воображаемый сливался в одно целое. Сюжет сказки начинается с описания реального мира и реального времени и реальной жизни. Но никогда не указывается конкретное место.

- Где жил Иван-царевич? (В некотором царстве, в некотором государстве.)

- Нет конкретного указания на название царства-государства.

- Возвращаемся к схеме художественного мира сказки. Хоть реальный мир и фантастический представляется древним человеком единым целым, тем не менее между ними существует чёткая граница. Проведём линию. И слева напишем реальный мир и реальное время , а справа – Фантастический мир и время

В каком мире живёт Иван-царевич. Его отец и братья? (В реальном)

- Отметим слово герой в круге там, где указали реальный мир.

- Почему Иван-царевич хотел отступиться от своей находки – лягушки? (Никто до него не женился на лягушке; боялся, что люди засмеют.)

- Почему всё-таки он её взял с собой? (Не хотел ослушаться отца; любопытно стало, что будет дальше.)

- Каким мы можем охарактеризовать Ивана-царевича в этот момент? (Послушный, почтительный воле отца). Запишем это в тетрадь.

- Продолжаем заполнять круг. В сказке всегда герой проходит испытания, в которых он проявляет смекалку, сообразительность, смелость, ловкость, доброту и другие положительные качества. Но чтобы пройти эти испытания, он нарушает запрет, что-то или кого-то теряет. Запишем в круге под словом герой следующее: нарушает запрет, теряет что-то, кого-то.

- Что нарушил Иван-царевич в этой сказке? (Сжёг лягушечью кожу)

- Прочитаем этот эпизод.

- Вы обратили внимание, что в этом эпизоде очень много глаголов? Как вы думаете, почему? Каждый из героев торопиться – один сжечь кожу, а другой её найти.

- Почему Иван-царевич сжёг кожу? Правильно ли он поступил?

- Именно в момент, когда сжигается кожа, он теряет Василису Премудрую и вынужден начать своё путешествие.

- Образ белого лебедя не случаен. Лебедь в русской и славянской мифологии связан со светлым и радостным началом. Почитание лебедей имеет очень древние корни. Их образ у наших далёких предков часто связывался с солнцем.

- Где нужно искать Василису? (В царстве Кощея.)

Слайд №4 Царство Кощея.

- А Кощей, по представлению славян, - это старик, стремящийся заковать землю вечным льдом, те есть сделать её безжизненной, мёртвой. А с чем ассоциируется у нас холод? (С тем, что на небе нет солнца.)

- То есть Кощей похищает не просто Василису Премудрую, жену Ивана-царевича, он похищает солнце.

- Прочитаем, как собирался в дорогу царевич? Почему так подробно об этом говорится? (Он не торопится, так как понимает, что путь не близок, труден, опасен и поэтому нужно тщательно собраться в дорогу.)

- Быстро ли он шёл? Прочитайте, как об этом говорится. Почему сказитель замедляет время? (Чтобы показать, насколько труден и долог путь героя.)

- Что дал ему старичок? Что сказал ему царевич? Какой он? Запишем: вежливый, учтивый

- Возвращаемся к нашему кругу. Василиса Премудрая находится у своего отца Кощея Бессмертного, кстати, это фразеологизм, в фантастическом мире. Чтобы туда попасть герой должен пройти через заставу – избушку Бабы-Яги, это тоже фразеологизм, т.е. устойчивое словосочетание.

Слайд №5 Баба-Яга

Слайд №6 Избушка Бабы-Яги

- Прочитайте слова Ивана-царевича, обращённые к избушке. Эта конструкция используется во всех сказках. Это художественная формула. Избушка Бабы-Яги повёрнута к фантастическому миру, и чтобы туда попасть, надо повернуть избушку к себе дверью.

- Ивана-царевича встречает Баба-Яга. Прочитаем этот эпизод.

- В сказках Яга может быть помощником главного героя или вредителем, может помогать Кощею, а может быть против Кощея. А в этой сказке?

- Долго или коротко шёл Иван-Царевич до избушки Бабы-Яги? (Расскажите, как об этом говорится в сказке?

- Кого он встретил по дороге? Почему он их не убил, а предпочёл остаться голодным? Запишем это в тетрадь (Добрый, сочувствующий, сердобольный)

- И за свою доброту и терпение он был вознаграждён. Именно эти звери-помощники помогают Ивану-царевичу уничтожить зло в лице Кощея Бессмертного. И выбор животных тоже не случаен. Где живёт медведь, селезень и щука? (Медведь и заяц – на суше, селезень – летает по воздуху, а щука живёт в воде.)

- То есть они помогают Ивану-царевичу не просто победить Кощея, а освобождают мир от вечного холода.

Слайд №8 Животные-помощники на картинах художников

- Дорисуем мир сказки. От слова герой проведём стрелочку в сторону фантастического мира и запишем в фантастическом мире решает задачи с помощью помощников и дарителей. Теперь под этими словами проведём черту и запишем противники героя и злые силы. И помощники, и злые силы живут в одном мире – фантастическом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы. На этой основе определять жанровую разновидность сказки.

2. Формулировать учебную задачу урока, понимать и планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, отвечать на вопросы учителя, участвовать в коллективном обсуждении сказки.

3. Воспитание высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.

Цели и задачи:

1. Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы. На этой основе определять жанровую разновидность сказки.

2. Формулировать учебную задачу урока, понимать и планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, отвечать на вопросы учителя, участвовать в коллективном обсуждении сказки.

3. Воспитание высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.

организационный этап – 5 мин.;

этап подготовки к усвоению знаний – 5 мин.;

определение практической значимости урока, повторение – 10 мин.;

постановка учебной проблемы – 5 минуты;

этап обобщения и систематизации – 15 мин.;

подведение итогов, выводы по уроку, рефлексия, оценивание, этап информации о домашнем задании – 5 мин.

І. Психологический настрой.

- Я хочу вам пожелать

-Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего дня. А что значит хорошего дня? Это значит, я желаю вам, хорошо себя чувствовать на уроке, хорошего настроения, хорошо поработать на уроке и хорошо усвоить новый материал. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.

ІІ. Артикуляционная разминка.

Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.

1.Четыре черепашки учились пить из чашки.

Чашку чая заварили, на четыре поделили.

2. У Ивашки – рубашка, у рубашки – кармашки,
Кармашки – у рубашки, рубашка – у Ивашки.

IІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Кто создаёт фольклорные произведе­ния?

2. Каким одним словом можно назвать произведения устного на­родного творчества?

3. Человек, ведущий пове­ствование в сказке.

4. Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия.

5. Как называется такой художественный приём в сказке, когда одно и то же событие описывается несколько раз?

6. Часть сказки, не связанная с повество­ванием.

8. Как называется приём изо­бражения неживой природы и животных как людей?

9. Завершение сказки.

(народ, фольклор, сказитель, зачин, повторы, присказка, постоянные эпитеты, олицетворение, концовка)

ІV.Знакомство с темой.

«Сказка - ложь, да в ней намёк!

-Как вы думаете, почему мы взяли в качестве эпиграфа к уроку эти слова?

(Каждая сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло всегда проигрывает).

- С какой сказкой вы познакомились дома?

- Понравилась вам она?

- Определите, к какому виду сказок она относится? Докажите.

-Как вы объясните название сказки?

- Почему речь идет только об одном герое и Чуде-Юде?

- Почему эту сказку называют богатырской и героической?

V. Работа с толковым словарём.

- Что обозначает слово герой? героический?

Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.

Герой – человек, совершивший героический поступок.

Героический - мужественный, отважный

- Сколько значений имеет слово герой?

-Кого в сказке мы назовем героем? Почему?

VІ. Динамическая пауза. Физкультминутка

Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять

VІІ.Формирование новых знаний, умений и навыков

1.Анализ текста сказки.

- Ребята, прочитайте зачин сказки.

- Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

- Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? Найдите этот эпизод в сказке.

- Как характеризует их принятое решение?

(Они решительные, смелые, дружные, любя­щие Родину и др.)

-Как зовут братьев? Почему только Иван имеет имя?

(Только один имеет имя. Он главный герой).

Терминологическая работа:

Завязка – начальный момент в развитии событий, изобра­жённых в художественном произведении.

- Какая картина представилась братьям?

- Чем Чудо-Юдо было опасно для земли русской?

-Что укрепляет их решение биться?

- Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?

(За дело взялись. Значит, не напрасно покинули они землю родную)

- Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?

Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, которая разделяет мир живых и мир мёртвых. Мост охраняется Трёхглавым Змеем. Здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).

- Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?

- Кто оказывается самым организованным?

Бдительный - крайне внимательный, неослабный

- Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие защитники Родины?

-Прочитайте о первом подвиге героя.

- Как себя ведет Иван и Чудо –Юдо?

-Каким предстаёт Чудо –Юдо во время 1 боя? (шес­тиголовый, страшный, сильный, хвастливый).

- Как ведет себя в дозоре старший брат?

-Прочитайте выразительно описание 2 боя. Сопоставьте поведение Ивана и Чуда-Юда.

-Каким предстаёт чудо –юдо во время 2 боя? (де­вятиголовый, ещё сильнее, ещё страшнее, хваст­ливый).

- Как ведет средний брат?

- Прочитайте выразительно описание 3 боя. Чем он отлича­ется от первых двух? Сопос­тавьте поведение Ивана и Чуда-Юда.

(две­надцатиголовый, самый сильный, самый страш­ный, хвастливый)

- Какой бой оказался самым трудным? Почему?

(Самым трудным оказался 3 бой. Чудо-Юдо ока­зался самым сильным и страшным. Силы Ивана истощились после двух боёв. Иван мог погиб­нуть. А братья так и не помогали. Опасность нарастает, возрастает сила духа и физическая сила, находчивость, смелость, стойкость глав­ного героя, который побеждает).

Кульминация – высшее напря­жение действия в художест­венном произведении.

- Почему же Иван берет всю ответственность на себя?

(Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с Чудом-Юдом)

-В чём отличие Ивана-кре­стьянского сына от его врагов? Назовите эти отличительные черты.

(В отличие от Чуда-Юда Иван – крестьянский сын ведёт справедливый бой, защищая родную землю, врага упрекает за по­хвальбу, речь его пестрит пословицами и пого­ворками, что сближает его с народом, защищая который он пришёл биться.

Во всех боях противопоставляются скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство, Главный герой не хвастлив, не болт­лив, речь спокойна, полна человеческого досто­инства)

-Каким предстаёт Иван – крестьянский сын в последних эпизодах сказки? Дополните характеристику Ивана. (Иван не только смелый и мужественный, но и наход­чивый, смекалистый, он перехитрил чудо-юдо­вых жён).

Данный эпизод яв­ляется последним в развитии сюжета сказки, и вводит поня­тие развязки.

Терминологическая работа:

Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведе­ния.

-Чем закончилась сказка?

(Герои возвращаются домой к мирному сель­скому труду).

(Герои победили, но подвиг Ивана - это освобо­ждение родной земли, всего народа. Это добро не только для себя. Победило добро для всех).

- Подберите пословицы, которые соответствуют основной мысли сказки, и запишите их.

За край родной иди бесстрашно в бой.

За Русь иди вперёд, не трусь.

Смело иди в бой – Родина за тобой.

Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

Жизни не пощадим, а врага разгромим.

Кому Родина дорога, тот бьёт без промаха врага.

Придёшь незваным, уйдёшь драным.

VIII. Обобщение

- Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах

(Каждый раз образ Чуда-Юда становится страшнее. Во время его появления воды на реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли”)

- Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?

(В первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во второй – проявил находчивость, храбрость;

В третий раз Иван решителен, неудержим.)

- Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя, после него?

(Сначала Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями;

во время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;

после побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, - гласит народная мудрость.)

- Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в середине и в конце сказки?

(В начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревне говорит братьям “Добры молодцы”. Чудо-Юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”

В середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. Обращение “Иван” - уважительное, а Иван – крестьянский сын похоже на обращение по имени и отчеству.

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Какую сказку читали на уроке? Кто автор?

- Какой раздел учебника открывает эта сказка?

- За какое же доброе дело боролся Иван – крестьянский сын?

- К какой группе сказок относится сказка?

- А сейчас, возьмите карточку со смайликом и нарисуйте ему ротик. Если вы оцениваете свою работу на уроке на отлично, нарисуйте улыбающийся ротик. Если нужно постараться, то рот прямой полоской. Если же вы совсем не справились, то перевёрнутый рот. Грустный смайлик.


Содержимое разработки

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

муниципальное общеобразовательное учреждение

Конспект открытого урока по литературе

для 5 класса

Народная мораль в характере и поступках героев.


учитель украинского языка и литературы

повторить структурные элементы сказки, виды народных сказок;

учить анализировать и делать выводы, раскрывать тему и проблематику прочитанной сказки; характеризовать персонажей сказки; оценивать поступки сказочных героев и выражать собственное отношение к ним в развернутой форме;

развивать умения пересказывать, формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы,

формировать навыки работы с иллюстрациями и текстом, выразительного чтения;

воспитывать нравственные качества, эстетические чувства, интерес к произведениям устного народного творчества, формировать представления о подлинных ценностях.

Оборудование: учебник, иллюстрации, демонстрационный и раздаточный материал, цветные карандаши.

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку … (пять).

Девиз нашего урока: “ Пожелаем друг другу успеха!”

ІІ. Постановка цели и задач.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать над содержанием сказки. Нам предстоит определить мораль в характере героев, рассмотреть образ невесты-волшебницы.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

1.Беседа.

- Что такое сказка?

- Для чего нужны чудеса в сказках?

- Какие виды народных сказок вам известны?

- Расскажите о построении сказок.

- Назовите свойства сказки:

– особая композиция (зачин, счастливый конец),

– добро всегда побеждает зло,

– герою помогают волшебные помощники,

– прием троекратного повтора,

– особые речевые обороты.

- Есть ли в прочитанной сказке присказка? А зачин? Прочитайте его.

- Что такое постоянные эпитеты? Приведите примеры из сказки.

- Назовите любимых героев русских народных сказок.

- К какому виду сказок она относится?

- Назовите героев сказки.

- Кто из героев понравился вам больше всего и почему?

- Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.

Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.

Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу.

Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.

1. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.

3. Иван-царевич и Баба Яга.

4. Сватовство царевичей.

5. Приказы царя (испечь каравай хлеба, выткать ковёр за одну ночь, приехать на пир).

6. Спасение Василисы Премудрой.

4. Лексическая работа.

Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.

Лытать - уклоняться от дела, бегать работы

Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества

Кручиниться – горевать, печалиться

Тужить – горевать, тосковать, печалиться

Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый

Молвить – говорить, сказывать

Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо

Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь

IV. Анализ сказки.

Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.

В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью).

-Почему второй лягушке удалось выжить?

- Где нашли невест старшие братья?

Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка: в танце Василиса, спрятавшая в рукав объедки, не просто творит мир, а оживляет, воскрешает: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.

- Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?

- Что особенного в этом описании? (Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка).

- Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)

Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.

- Как они характеризуют героиню?

-Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших).

- У вас на столах листики с изображением каравая, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса.


- Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками со­ткать ковер?

- Почему важно умение жены рукодельничать?

От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (предметы интерьера), но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.

- Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой (женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама).

Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.

-Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде? (Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.)

- Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?

- А сейчас, разукрасьте ковер, нарисованный на ваших листочках.


- Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?

Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.

- Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

- Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

- С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой? (Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

- Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой? (Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим.)

- Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?

Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини.

5. Литература и изобразительное искусство.



- Какой вы представляли героиню?

- Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой?

( Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки).

V. Итог урока.

1. Творческое игра “ Следствие ведут Знатоки”.

Задания для трёх групп.

1 группа: заполнить таблицу по композиции сказки.

Любая сказка состоит из композиции.

За тридевять земель, в тридесятом государстве

2 группа: распределить по видам сказочных героев.

– По характеру герои делятся на положительных и отрицательных
(Иван-царевич – Кощей Бессмертный).

– По обладанию волшебными способностями герои делятся на реальных и волшебных (царь, сыновья, жены –Царевна -лягушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга)

3 группа: раскрыть особенности волшебной сказки.

(волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец).
Волшебный сюжет, превращения Василисы Премудрой, выполнение заданий царя; волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы); присутствие волшебного помощника (старый старик); волшебные герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный.

2. Обобщающая беседа.

- Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.

- Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего начались беды Ивана? (Сжег лягушечью кожу)

-Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу? (Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту).

- Как поступил Иван?(Своевольно)

-Какие мудрые слова сказал ему старичок?(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было).

- Почему звери помогали Ивану-царевичу? (Он их пожалел, и они его пожалели)

- Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?

- Русский народ даже такую пословицу сложил:

3. Тестирование.

Р) бытовая С) волшебная Т) о животных

2) Иван- царевич нашел свою стрелу:

К) в топком болоте Л) В боярском тереме М) на купеческом дворе

3) Все приказы царя Василиса Премудрая выполняла:

А) сама , так как была рукодельницей

Б) с помощью матушек, нянюшек и красных девушек

В) вместе с Иваном – царевичем

4) Отцом Василисы Премудрой является:

Е) Змей-Горыныч Ж) Чудо-Юдо З) Кощей-Бессмертный

5) Иван-царевич проявил по отношению к медведю , селезню , зайцу и щуке:

И) Равнодушие К) Милосердие Л) Презрение

6) Лягушка превратилась:

А) В царевну Б) В жабу В) В птицу.

КЛЮЧ : 1. С 2. К 3. А 4. З 5. К 6. А

VI. Домашнее задание (на выбор).

1.Написать письмо-пожелание одному из героев сказки.

2.Написать сенкан на выбор: Царевна-лягушка, Иван-царевич, царь, звери.

VII. Рефлексия. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

Читайте также: