Конспект занятия горы старшая группа

Обновлено: 05.07.2024

8. Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить ею любоваться.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

2. Сосуды с водой;

3. Камни на каждого ребенка;

5. Иллюстрации с изображением гор;

6. Вазочки из пластилина;

7. Шкатулка с изделиями из драгоценных камней;

8. Загадки о камнях и о глобусе;

9. Схемы исследования камней;

11. Коробка с камнями для поделки;

13. Мультимедийная установка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- рассматривание камней на занятиях и в свободное время;

- собирание коллекции камней;

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент: - Здравствуйте ребята, вы узнали меня? Я хозяйка Медной горы. А почему меня так называют? (живу в горах, охраняю и берегу их, я из сказки).

- Мы сегодня будем говорить о горах, потому, что международный день гор отмечают 11 декабря с 2003 года. Цель праздника – обратить внимание на важность развития горных регионах, сохранения их природного рельефа и улучшения уровня и условий жизни жителей гор. А с чего начнем наш разговор, вы должны отгадать сами.

- На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.

Работа с глобусом.

Хозяйка Медной горы:

- Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).

- Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).

Беседа о горах.

- А скажите мне, горы могут нам что-нибудь рассказать о себе? (Ответы детей).

- Вот сегодня мы с вами и узнаем, что же нам могут рассказать горы. А помогут нам в этом поэты и писатели, фотографы и композиторы. Кто из вас назовет горы? (Уральские, Кавказ, Альпы, Саяны).

…Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой…

Хозяйка медной горы :

- Ребята, как описывает поэт горы? Что он увидел? (Он видит тучи, водопады, утесы, сухой кустарник и мох).

- Да, ребята, такими увидел горы А.С.Пушкин и рассказал нам о них.

- А теперь давайте пройдем на нашу выставку фотографий.

Рассматривание фотографий на мультимедийной установке.

Воспитатель комментирует рассматривание.

- Какая красота. Посмотрите, какие бывают горы? (Большие и маленькие, крутые ,пологие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни). А еще в горах есть чистейшие озёра и реки.

- Вам понравились фотографии? (Да).

- Ребята, а вы можете назвать животных, которые живут в горах? (Бараны, козлы, орел, ястреб).

- Молодцы, а что растет в горах? (Мох, кустарники, деревья, цветы).

Хозяйка медной горы :

После слушания, дети встают и рассказывают свои мысли.

- Молодцы, вот какие вы фантазеры.

- А у меня для вас есть один сюрприз.

- Ой, какая красивая коробочка, а вы хотите посмотреть, что там в ней лежит. А открывать нельзя, нужно отгадать загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжелый, большой – одному не поднять,

А может быть легким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Дети:

- Это камень, разные камни.

- Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку.

- Смотрите, здесь камни. Значит, мы правильно отгадали загадку. Вот это сюрприз. Сколько много разных камней. Ребята, а вы знаете, где очень много камней? (В горах).

- Конечно, больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней.

- Ребята, а кто ищет камни и исследует их? (Геологи).

Исследовательская работа.

- Правильно, сейчас мы с вами на несколько минут превратимся в геологов и будем исследовать камни. Возьмите каждый по камешку и садитесь за столы. Рассмотрим камни через лупу.( каким цветом, какой формы, есть запах, вкус, тонет или нет, можно помять или нет, стучат).Перед нами находится схема, по которой мы будем составлять рассказ про свой камень.

Идет обследование камней.

- Молодцы, закончили? Кто хочет рассказать о своем камне? (рассказ по схеме).

большие и маленькие, гладкие и шершавые, легкие и тяжелые, разного цвета, без запаха, без вкуса, тонут в воде, не мнутся, стучат, но все они камни).

- Ребята, а вы знаете, что по камням ученые могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает. А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер).

Физминутка:

- Вы все были очень внимательными. Садимся на места.

- Ребята, мы с вами и фотографии посмотрели, и музыку послушали. А кто мне скажет, какой писатель писал о горах сказки? (Бажов)
- Правильно, Павел Бажов. Он писал сказы. А что такое сказы? (Сказка и правда).

- Правильно, сказ – это и сказка, и быль.

- Правильно. Давайте вспомним, какие сказы Бажова вы знаете? (Каменный цветок, Малахитовая шкатулка, Хозяйка Медной горы).

- А где используют камни? (для строительства дорог, домов, для изготовления украшений).

- Я приготовила для вас шкатулку с драгоценными камнями– рубин, изумруд, бриллиант, алмаз, янтарь, горный хрусталь. Люди научились обрабатывать камни и стали делать из них украшения.

Показ детям украшений из камней.

Хозяйка Медной горы:

- У меня в горах много разных камней. И я принесла вам красивые камешки, которыми можно украсить какую-нибудь поделку. Вот они, показывает разноцветные камушки.

- А нам как раз нужны камни для украшения вазочки, которую дети сделали вчера.

Хозяйка Медной горы подает поднос, на котором стоят розетки с камешками, расставляет розетки детям на столы.

Пальчиковая гимнастика.

«Камни мы сейчас возьмем

Вазы украшать начнем

Будем камушки считать.

Красный, синий, голубой

Сделаем узор простой.

Приступать уже пора

Беседа:

- Ребята, давайте украсим этими камешками наши вазочки.

- Как можно украсить, какие узоры сделать?

Дети приступают к работе.

Самостоятельная деятельность детей.

Рассматриваем все вазочки, и хвалю детей:

- Как красиво получилось, молодцы. Порадовали вы меня. За ваши знания и за рукоделие мне бы хотелось вас отблагодарить. У меня есть для вас еще один подарок - это волшебные съедобные камешки. Вот они.

Итог:

- Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да).

- О чем же нам рассказали горы? (Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера; в горах очень чистый воздух и чистая вода).

- Молодцы. Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали. Эти знания пригодятся вам в школе. Дети уходят из зала.

8. Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить ею любоваться.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

2. Сосуды с водой;

3. Камни на каждого ребенка;

5. Иллюстрации с изображением гор;

6. Вазочки из пластилина;

7. Шкатулка с изделиями из драгоценных камней;

8. Загадки о камнях и о глобусе;

9. Схемы исследования камней;

11. Коробка с камнями для поделки;

13. Мультимедийная установка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- рассматривание камней на занятиях и в свободное время;

- собирание коллекции камней;

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент: - Здравствуйте ребята, вы узнали меня? Я хозяйка Медной горы. А почему меня так называют? (живу в горах, охраняю и берегу их, я из сказки).

- Мы сегодня будем говорить о горах, потому, что международный день гор отмечают 11 декабря с 2003 года. Цель праздника – обратить внимание на важность развития горных регионах, сохранения их природного рельефа и улучшения уровня и условий жизни жителей гор. А с чего начнем наш разговор, вы должны отгадать сами.

- На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.

Работа с глобусом.

Хозяйка Медной горы:

- Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).

- Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).

Беседа о горах.

- А скажите мне, горы могут нам что-нибудь рассказать о себе? (Ответы детей).

- Вот сегодня мы с вами и узнаем, что же нам могут рассказать горы. А помогут нам в этом поэты и писатели, фотографы и композиторы. Кто из вас назовет горы? (Уральские, Кавказ, Альпы, Саяны).

…Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой…

Хозяйка медной горы :

- Ребята, как описывает поэт горы? Что он увидел? (Он видит тучи, водопады, утесы, сухой кустарник и мох).

- Да, ребята, такими увидел горы А.С.Пушкин и рассказал нам о них.

- А теперь давайте пройдем на нашу выставку фотографий.

Рассматривание фотографий на мультимедийной установке.

Воспитатель комментирует рассматривание.

- Какая красота. Посмотрите, какие бывают горы? (Большие и маленькие, крутые ,пологие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни). А еще в горах есть чистейшие озёра и реки.

- Вам понравились фотографии? (Да).

- Ребята, а вы можете назвать животных, которые живут в горах? (Бараны, козлы, орел, ястреб).

- Молодцы, а что растет в горах? (Мох, кустарники, деревья, цветы).

Хозяйка медной горы :

После слушания, дети встают и рассказывают свои мысли.

- Молодцы, вот какие вы фантазеры.

- А у меня для вас есть один сюрприз.

- Ой, какая красивая коробочка, а вы хотите посмотреть, что там в ней лежит. А открывать нельзя, нужно отгадать загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжелый, большой – одному не поднять,

А может быть легким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Дети:

- Это камень, разные камни.

- Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку.

- Смотрите, здесь камни. Значит, мы правильно отгадали загадку. Вот это сюрприз. Сколько много разных камней. Ребята, а вы знаете, где очень много камней? (В горах).

- Конечно, больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней.

- Ребята, а кто ищет камни и исследует их? (Геологи).

Исследовательская работа.

- Правильно, сейчас мы с вами на несколько минут превратимся в геологов и будем исследовать камни. Возьмите каждый по камешку и садитесь за столы. Рассмотрим камни через лупу.( каким цветом, какой формы, есть запах, вкус, тонет или нет, можно помять или нет, стучат).Перед нами находится схема, по которой мы будем составлять рассказ про свой камень.

Идет обследование камней.

- Молодцы, закончили? Кто хочет рассказать о своем камне? (рассказ по схеме).

большие и маленькие, гладкие и шершавые, легкие и тяжелые, разного цвета, без запаха, без вкуса, тонут в воде, не мнутся, стучат, но все они камни).

- Ребята, а вы знаете, что по камням ученые могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает. А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер).

Физминутка:

- Вы все были очень внимательными. Садимся на места.

- Ребята, мы с вами и фотографии посмотрели, и музыку послушали. А кто мне скажет, какой писатель писал о горах сказки? (Бажов)
- Правильно, Павел Бажов. Он писал сказы. А что такое сказы? (Сказка и правда).

- Правильно, сказ – это и сказка, и быль.

- Правильно. Давайте вспомним, какие сказы Бажова вы знаете? (Каменный цветок, Малахитовая шкатулка, Хозяйка Медной горы).

- А где используют камни? (для строительства дорог, домов, для изготовления украшений).

- Я приготовила для вас шкатулку с драгоценными камнями– рубин, изумруд, бриллиант, алмаз, янтарь, горный хрусталь. Люди научились обрабатывать камни и стали делать из них украшения.

Показ детям украшений из камней.

Хозяйка Медной горы:

- У меня в горах много разных камней. И я принесла вам красивые камешки, которыми можно украсить какую-нибудь поделку. Вот они, показывает разноцветные камушки.

- А нам как раз нужны камни для украшения вазочки, которую дети сделали вчера.

Хозяйка Медной горы подает поднос, на котором стоят розетки с камешками, расставляет розетки детям на столы.

Пальчиковая гимнастика.

«Камни мы сейчас возьмем

Вазы украшать начнем

Будем камушки считать.

Красный, синий, голубой

Сделаем узор простой.

Приступать уже пора

Беседа:

- Ребята, давайте украсим этими камешками наши вазочки.

- Как можно украсить, какие узоры сделать?

Дети приступают к работе.

Самостоятельная деятельность детей.

Рассматриваем все вазочки, и хвалю детей:

- Как красиво получилось, молодцы. Порадовали вы меня. За ваши знания и за рукоделие мне бы хотелось вас отблагодарить. У меня есть для вас еще один подарок - это волшебные съедобные камешки. Вот они.

Итог:

- Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да).

- О чем же нам рассказали горы? (Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера; в горах очень чистый воздух и чистая вода).

- Молодцы. Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали. Эти знания пригодятся вам в школе. Дети уходят из зала.

Ребята! Сегодня мы узнаем еще об одном объекте, который можно встретить в природе.

Отгадайте загадку.

Она высокая, крутая,

На вершине снег лежит,

Словно шапка меховая,

И орел над ней кружит. (Гора.)

♦ Видели ли вы горы?

Горы представляют собой большие участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами. Они производят на людей впечатление, запоминающееся на всю жизнь. Каждая вершина неповторима, каждый поворот ущелья кажется интересным и притягивает к себе. Хочется подниматься в горы все выше и выше, туда, где на вершинах сверкают снега, переливаются на солнце ледники, воздух хрустально чист и прозрачен, и оттуда, с высоты птичьего полета, посмотреть на окружающий мир.


Горы редко стоят поодиночке, чаще они идут в ряд одна за другой, образуя хребты. Между ними лежат горные долины, где и поселяются люди. На земном шаре горы занимают около 40% суши.

Горные хребты

Горы, выстроившись в ряд,

Как богатыри, стоят.

На них шлемы ледяные,

Горы мощные, седые

Тайну вечности хранят.

Ветры шквальные лютуют,

Сходят снежные лавины,

Все же смельчаки штурмуют

Как верно подмечено в стихотворении — альпинисты покоряют самые высокие вершины гор.

♦ Что им помогает в этом?

Прежде всего извечное стремление человека к новым, ярким впечатлениям, смелость, соответствующее снаряжение и бесконечные тренировки!

Новички обычно начинают покорять горные вершины под руководством опытного инструктора и выбирают невысокие вершины, с хорошо известными маршрутами.

♦ Хотели бы вы стать альпинистами? Почему?

Горы отличаются внешне. Есть горы молодые, а есть и старые. У старых гор скругленные вершины, пологие склоны, поросшие зеленью; у молодых — вершины острые, скалистые, крутые, склоны — обрывистые. На вершинах лежат снега и льды.

Пример молодых гор — Альпы, Кавказ, Памир, Гималаи. На склонах гор можно видеть гигантские каменные глыбы. Под воздействием ветра, воды, разности температур — дневных и ночных — скалы разрушаются, выветриваются. Выветривание горных пород идет очень медленно — миллионы лет. В результате разрушения верхний слой горы измельчается и постепенно становится основой для образования почвы и появления растений.

Ученые установили, что современный Донбасс, сейчас представляющий каменистую равнину, более 300 миллионов лет назад был горной страной с вершинами, достигающими пяти километров!

У подножия гор или в долинах между горными хребтами и живут люди. Близость величественных гор, чистейший воздух и талая вода горных рек и ручьев, чудесная красота зеленых гористых лугов придает их жизни особый смысл! Горы молчаливы и торжественны, они словно думают свою вековую таинственную думу. Здесь нет спешки, суеты. Жизнь протекает ровно и спокойно, в согласии с природой.

Может быть, именно поэтому долгожители чаще всего обитают в горных районах. Они мудры и спокойны, как мудры сами горы.

Оценить 1548 0

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

Конспект занятия

в старшей группе

по познанию окружающего мира

Ф.И.О автора: Шевченко Эльза Фанилевна

Должность: воспитатель

г. Нижневартовск, 2019 г.

Фо рмировать первоначальные представления об образе жизни людей в горах, о зависимости образа жизни людей от климатических условий.

Учить подбирать предметы, соответствующие той или иной ситуации (что нужно взять с собой, если отправляешься в поход).

Воспитывать эстетические чувства детей, учить видеть красоту гор; уважать культуру других народов, отличную от их собственной.

Предварительная работа . Знакомство детей с животными и растениями гор на предыдущем занятии по ознакомлению с природой.

Материалы и оборудование: глобус (загадка), считалка, речёвки. Иллюстрации, атрибуты к играм.

Методические указания

Ребята, отгадайте загадку.

1.На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь —
В руках унесёшь.

2.На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.

- Что такое глобус?

Посмотрите на глобус, что отмечено синим цветом? + Моря, океаны.

Основная часть

Мы сегодня с вами отправимся в путешествие в горы. Во время путешествия разрешается фотографировать.

- Горы бывают низкими и высокими. Если горы низкие, то летом снег в таких горах тает, и увидеть высокие заснеженные вершины летом в таких горах мы не можем. В нашей стране это Уральские горы.

Горы состоят из огромных скал. Незабываем фотографировать.

Уральские мастера расписывают камни, как мы с вами. Вот например несколько ваших работ.

Вот работы мастеров. Так же из камней делают подделки.

В нашей стране есть высокие горы, называются эти горы Кавказ, Кавказские горы. Незабываем фотографировать.

- Посмотрите на картинку. Что за белые пятна на вершине гор?

+ На вершинах гор лежит снег.

Получается, что чем выше мы поднимаемся в горы, тем холоднее становится вокруг. Если подняться очень высоко, окажемся рядом с облаками! А вот внизу, у подножья многих гор бывает тепло. Поэтому там обитает больше животных и растений, чем наверху. Чем выше мы поднимаемся, тем меньше деревьев встречаем.

Посмотрите на вершинах Кавказских гор никогда, даже летом, не тает снег.

- А на Уральских? + Растут деревья.

- Посмотрите что за белые пятна, это тоже снег?

+ Это виднеются крышы домов как наши деревни.

Это горное поселение, называется аул. В таких аулах живут народы - Северного Кавказа это: осетины, дагестанцы, черкесы и много национальностей.

Путешествовать по горам непросто. Путешественников подстерегают различные опасности. Для того чтобы не заблудится в горах, путешественники берут с собой проводника – человека, который хорошо знает эти края. Сегодня вашим проводником буду я.

Эти горы далеко,

К ним добраться нелегко:

Через горы и овраги

(Ходьба на цыпочках)

Через камни и коряги

(Прыжки на двух ногах)

Под еловыми кустами

Да сосновыми мостами

Вот и горы впереди –

На природу посмотри.

Природа этих мест красива, но сурова. Каменистая почва скудна. Очень мало места для выращивания пщеницы.

- Что делают из пшеницы? + Муку

- А из муки что пекут?

+ Хлеб (пшеничный, ржаной), булочки.

- Какие пословицы и поговорки вы знаете о хлебе?

Жители кавказких гор, говорят без хлеба и медом сыт не будешь!

- Почему они так говорят?

- Мёд какой? + Сладкий

- А сладким не наешься, меда много не съешь все равно хлеба захочется.

Отправляемся дальше в горы.

Эти горы далеко………..На пастбище посмотри.

Обратите внимание на его одежду. Из чего сделаны накидка, которая защищает человека от холода и дождя, шапка. Из овечей шерсти и шкуры.

Кто, пастух, кричит тебе: бе, бе, бе

На овец наводит страх

Кто прогонит волка вон?

Пастуху мы завяжем глаза, а остальные ребята – овцы, находятся в овчарне.

Спасибо за игру. Вставайте.

Как вы думаете в каких домах живут люди?

Раньше народы гор строили жилище из дикого камня, на дощатой плоской крыше – земля. Крыша могла служить и огородом, и двором для домика, расположенного выше.

Зачем нужно было разбивать огород на крыше? Ведь это очень не удобно?

+ Если посадить овощи на горе, то дождь может смыть со склона и землю и урожай

- На какое слово в русском языке оно похоже?

- Дома располагались недалеко друг от друга, вблизи от источника воды, иногда дома соединялись между собой тайными ходами. Как вы думаете для чего?

+ Для того чтобы в случае опасности можно было спрятаться, объединиться и дать отпор врагу.

А вот так выглядит более современный дом.

Как вы думаете чем украшались стены дома изнутри.

-Женщины украшали не только одежду красивой вышивкой, но и ковры.

В горах очень красиво, поэтому многие отправляются в горы путешествовать.

-Кто знает, как называют таких людей? + Туристами, альпенистами.

Наверху нет дорог, туда не могут проехать машины с продуктами, одеждой, лекарствами, поэтому всё нужно нести с собой в своих рюкзаках.

- Что должно быть в рюкзаках? + Еда, палатки, спальные мешки.

Какую лучше выбрать посуду? + стеклянную, пластмассовую ит.д.

Дети рассматривают разную посуду, взвешивают их и определяют, какая из них легче. Какая посуда хрупкая, можно ли брать, нагревать на огне и тд.

Главное мы должны усвоить ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ГОРАХ:

1.Не рекомендуется ходить по горам в сырую погоду

2. Нужно имть специальную нескользкую обувь.

3. Брюки не должны затруднять движения, на голове головной убор.

4.Не следует бросать камни: можно в кого-нибудь попасть или вызвать обвал.

5. Ставить ноги только на ровное место, не на катящиеся камни.

- Каким цветом отмечены горы на глобусе?

- Какие бывают горы? +Высокие и низкие

- Назовите высокие горы? + Кавказские горы

Что нужно брать собой, когда отправляешься в поход. +

Заключительная часть.

А наше занятие закончено, спасибо за внимание.

Дети стоят полукругом

Дети изображают при помощи рук фотоаппарат и делают снимки.

Показ на глобусе.

Иллюстрации Уральских гор. Показ детских работ. Расписные камни. Черепаха, рыбки.

Идём змейкой по ковру

Дети берутся за руки и двигаются змейкой за проводником – воспитателем

2 иллюстрации пастуха

Рассаживаются за столы и рисуют

Список использованной литературы:

Читайте также: