Разговорная и книжная речь 5 класс конспект урока шмелев
Обновлено: 03.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Учитель: Смирнова А.Л.
Тип урока: урок развития речи.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о разговорной и книжной речи.
2. Развивающие: развивать умение чувствовать выразительность речи; развивать устную и письменную связную речь учащихся; формировать умение формулировать тему урока.
3. Воспитательные: формировать у учащихся культуру речи, а также понимание того, что в молодости происходит процесс формирования привычек, навыков к труду; показать ценность дружбы в жизни человека.
I . Организационный момент
Учитель: доброе утро, дорогие ребята. Я рада видеть вас. Прошу приготовиться к уроку, посмотреть на своё рабочее место, на столах у вас должна быть тетрадь по русскому языку, учебник, рабочие материалы. Садитесь.
Учитель: сегодня у нас с вами необычный урок, на нем присутствуют гости. Но, тем не менее, я прошу вас работать в привычном ритме, быть активными. Посмотрите на свои столы. Сегодня вы будете работать с рабочими листами (Приложение 1).Важную информацию по теме урока мы будем записывать именно в них. Прошу вас подписать свой рабочий лист и в графе число написать сегодняшнюю дату: двадцатое октября.
II . Актуализация знаний
Ответ: Думай дважды, говори раз.
Учитель: Попробуем объяснить значение этой пословицы.
Ответ: Прежде чем что-то сказать, несколько раз подумай.
учащиеся работают самостоятельно
учащиеся озвучивают получившуюся пословицу
III .Объяснение нового материала
Учитель: обратим внимание на слово речь. Почему оно пишется с мягким знаком на конце?
Ответ: т.к. это сущ. в 3 л. ж.р.
1.Что такое стиль речи?
2.Как отличить разговорный стиль от книжного стиля?
3.Какие слова помогут нам чувствовать себя уверенно в беседе?
Учитель: в конце урока мы вернемся к этой таблице, и вы с помощью + и – отметите, что получилось и не получилось усвоить.
Учитель: первое и самое главное понятие сегодняшнего урока – стиль речи.
Учитель: если мы заглянем в этимологический словарь, то увидим, что слово стиль произошло от древнегреческого слова stilos . Прошу вас записать в рабочий лист под словом стиль stilos . Что же это такое?
Ответ: толковые словари
Учитель: о каких толковых словарях мы говорили на прошлых уроках?
Ответ: толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, толковый слова русского Д.Н. Ушакова, словарь живого великорусского языка В.И. Даля.
Учитель: обратимся к словарю С.И. Ожегова. Посмотрите на словарную статью. Однозначное или многозначное это слово? Прочитаем все значения и попробуем подобрать подходящее нам. Какое значение нам подходит?
Ответ: значение № 3
Учитель: запишем в наш рабочий лист, что же такое стиль речи.
Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от речевой ситуации.
Учитель: как вы думаете, что такое речевая ситуация?
Ответ: это обстоятельства, при которых мы говорим.
Учитель: чтобы определить речевую ситуацию нужно ответить на 3 вопроса. Они есть у вас в рабочем листе. Прочитаем их.
1. Кто говорит и с кем говорит?
2. В какой обстановке?
Учитель: как вы думаете, много ли может быть речевых ситуаций? Попробуем привести примеры.
Учитель: действительно, каждый день мы можем с вами принимать участие в разных речевых ситуациях, в них мы говорим, и пишем по-разному, пользуясь разговорной и книжной речью. Для того чтобы быть грамотным и интересным собеседником, создавать собственные тексты необходимо различать стили речи. Сегодня мы познакомимся с двумя основными: разговорный стиль и книжный стиль, но в старших классах книжный стиль откроет нам ещё несколько подстилей.
Учитель: посмотрите в рабочий лист, я дала вам подсказку и написала определения. Прочитаем их. Что такое разговорный стиль? Что такое книжный стиль?
учащиеся записывают новую информацию в рабочий лист
учащиеся озвучивают названия толковых словарей
учащиеся работают с учебником
IV. Закрепление нового материала
Эвристическая беседа
Учитель: теперь я предлагаю вам послушать пример речевой ситуации. Попробуйте самостоятельно определить стиль речи и оценить речевую ситуацию для каждого, ответив на три вопроса: 1. Кто и с кем говорит? 2. В какой обстановке? 3. Какова цель? 4. Особые слова. Ответы записываем в рабочий лист.
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет. Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать - ох, это мука!
Учитель: какой стиль речи представлен? Кто и с кем говорит? Официальная или неофициальная обстановка? Какова цель данной речи? Какие особые слова вы выписали?
Ответ: разговорный стиль речи. Один-один. Цель – общение. Особенные слова: сплетни, поболтать, приходи-ка, чаёк
МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ!
Молодость – это время сближения! Друзей следует беречь, потому что настоящая дружба помогает и в горе, и в радости. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий – нельзя быть одному. Горе человеку, если он один!
Поэтому берегите молодость до глубокой старости! Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы! Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде тоже остаются с нами: привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда…
Учитель: какой стиль речи представлен? Кто и с кем говорит? Официальная или неофициальная обстановка? Какова цель данной речи? Какие особые слова вы выписали? Определите стиль речи (книжный стиль).
Ответы: один-много. Художественное произведение. Воздействие. Особые слова: глубокой старости, настоящая дружба.
Учитель: молодцы! Подумайте, общаясь друг с другом в школе на переменах, дома, на улице, в какой языковой ситуации вы находитесь? В книжной или в разговорной?
Ответ: в разговорной.
Учитель: в основном разговорный стиль – это устная речь, но мы можем общаться при помощи писем, в современном мире мы всё чаще посылаем электронные письма, но любое письмо должно быть грамотно написано. На ваших столах лежит пример письма – текст №3. Прошу вас прочитать его, найти слова с ошибками, записать их правильно и объяснить орфограммы.
Пришло письмишко мне.
Гляжу - из лагеря, от Мишки.
написано в письмишке.
«Лук лижет?! Что за чудеса?
КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ.
НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
мой друг серьезно болен.
Вернется — надо полечить:
заставить правила учить
Учитель: какой вывод из этого стихотворения мы можем с вами сделать?
Ответ: для того чтобы люди вас понимали, нужно грамотно писать.
Учитель: но только ли писать? Попробуем разыграть небольшую речевую ситуацию. Подумайте, что перед вами: монолог или диалог? Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместно используются в этой речевой ситуации?
Доктор: - Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?
Д: -На что жалуетесь?
М: - Прихворнул я, что-то горло дерет, крыша болит.
Д: - Температуру измеряли?
М: - Да вчера градусник кокнул!
Д: - А чем вы вчера лечились?
М: - Дрыхнул весь день, аж надоела.
Д: - Да… тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно лечить нужно.
Учитель: Что перед нами: монолог или диалог?
Ответ: диалог
Учитель: Кто герои этого диалога?
Ответ: доктор и мальчик
Учитель: это разговорный или книжный стиль речи?
Учитель: в какой речевой ситуации находятся герои?
Ответ: мальчик пришел на прием к врачу
Учитель: какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместно используются в этой речевой ситуации?
Ответ: кокнул, дрыхнул, приветик и др.
Учитель: а если бы этот мальчик общался с вами, какой вывод вы бы сделали о нём?
Ответ : невежда
Учитель: Какой вывод стоит сделать из этого диалога?
Ответ: чтобы стать приятным собеседником, необходимо грамотно говорить. И не важно, в какой ситуации вы находитесь, нужно следить за культурой речи и исключать из неё бранные слова и слова-паразиты.
Вспомним, кто такой невежда?
Ответ: малообразованный человек
учащиеся слушают текст в прочтении учителя, определяют стиль речи, отвечают на вопросы.
Урок направлен на развитие культуры речи учащихся и формирования чувства уважения к родному языку. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.
КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ ШМЕЛЁВА А.Д.
Основной целью урока по развитию речи является вооружение учащихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи.
Установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой.
Воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Формировать навыки речевого общения.
Оборудование: карточки со словами, компьютер, диапроектор, аудиозаписи.
Ребята, всегда ли мы правильно говорим? Как мы с вами оцениваем человека? Может ли быть главной оценка человека по тому, как он говорит?
( Ребята высказывают свои мнения)
Итак, как мы назовем наш урок? Да, урок культуры речи.( запись даты, темы урока)
Перед тем как провести урок, наши учащиеся провели опрос в классе по анкете, данной в учебнике на стр 56. Познакомят нас с результатами опроса наши консультанты( Слушают результаты опроса по анкете)
Зачем нужно грамотно писать и правильно говорить?
Чтобы получать хорошие отметки на уроках.
Чтобы взрослые не ругали за плохие отметки на русском языке.
Чтобы тебя могли хорошо понимать, когда будешь с кем-то говорить и кому-то писать.
Предложи свой вариант ответа.
Работа по теме урока.
Вместе с учащимися на доске строим схему, определяем, что мы должны узнать на уроке, чему должны научиться?
правильно произносить правильно общаться
правильно употреблять речь образная, живая
- Итак, делаем вывод, культура речи – это владение правилами (нормами) устного и письменного литературного языка. Но мы с вами выделили ещё и образность речи, значит, мы должны научиться использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Большое значение имеют темп речи, интонация.
6. РАССТАВИМ ударение в словах: (высвечиваю через диапроектор)
Академик, алфавит, инструмент, досуг, библиотека, средства, украинский, диалог, каталог, сформировать, торт – торты, бант – банты, агент, простыня, диагноз, верба, издавна.
А теперь поработаем в парах!
Яблоко, мандарин, солдат, груша, помидор, бант, конфета, апельсин, баклажан.
Проверка работы в парах. Паре без ошибок ставим оценку.
Прослушивание аудиозаписи. ( упр 91 на стр. 57)
Письменная работа над упр 90, страница 57.
Работа над правильным произношением звуков:
( высвечивается правило через диапроектор)
/ТЬСЯ и ТСЯ произносятся как (ЦА)-в глаголах- возвратиться;
/ОГО и ЕГО произносятся как ( ОВО, ЕВО);- красного, синего.
/ГК произносятся как ( ХК) – лёгкий, мягкий
/ЧН произносится как (ШН)- скучный, прачечная, скворечник, конечно;
/ ЧТ произносится как (ШТ): что, чтобы, Но! НЕЧТО!
ВЫПОЛНЕНИЕ упражнения через диапроектор.
- Часто в своей речи вы используете слово ОБА, но никто из вас не использует форму ОБЕ. Рассмотрите рисунок, сделайте вывод, когда следует в речи использовать слово ОБА, а когда ОБЕ.
Об…, бегать, по, зелёный, луг, мальчики.
Об…, девочки, на, вышли, прогулку.
Об..их, взять, спортсменов, на соревнования.
Об..их, взять, на, гимнасток, соревнования.
ФИЗМИНУТКА ( упражнения для глаз)
РАБОТА по учебнику над текстом, страница 62, № 100.
Сначала дети читают текст про себя, затем слушают текст в аудиозаписи и обращают внимание на то, как произносятся выделенные слова в тексте.
( Прижился, лакомства, начали, взялись, далеко, прибрали, кухонный)
ПОДВЕДЕНИЕ итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание: из упражнения 100 выписать слова с пропущенными орфограммами. Сделать синтаксический разбор предложения : Так незаметно прибрали всю квартиру, а хомячка не нашли.
- организовать направленное внимание на начало урока;
- проверить готовность рабочих мест;
- создать положительный настрой обучающихся на урок.
2.Этап к мотивации учебной деятельности.
- создать проблемную ситуацию на уроке.
Ребята, у нас есть небольшое послание, в котором зашифровано слово. Это слово поможет нам понять, что мы будем изучать на уроке.
1=Р (Речь)
Учитель приглашает по желанию к доске 2 обучающихся. Каждый из них получает слова героев, которым нужно инсценировать данную ситуацию:
- Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?
- На что жалуетесь?
- Прихворнул я, что-то горло дерет, крыша болит.
- Температуру измеряли?
- Да я вчера градусник кокнул!
- А как вы лечились вчера, например?
- Дрыхнул весь день, аж надоело.
- Да… Тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно лечить нужно.
- Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместно использует в этой ситуации мальчик? Какой совет вы бы дали мальчику?
С помощью дискуссии на уроке ребята находят данные слова, приходят к мнению, что такие слова нельзя употреблять в разговоре с доктором. Делают вывод, что в русском языке есть разговорные слова, которые уместно употреблять тогда, когда мы общаемся с друзьями и родственниками, которые не старше нас.
Учитель предлагает ребятам самостоятельно заполнить таблицу
(работать в паре)
Задание 2: Выбери отличительные признаки разговорной и книжной речи.
Разговорная речь
Книжная речь
Обдумываем ли заранее мысли?
Отбираем ли заранее языковой материал?
Чувствуем себя свободно
Нам важно, какие слова употребляем
Какие грамматические формы и построения используем?
Следим ли за правильностью произношения и ударения?
доказательство: учебник на странице 132
(Работа по речевым ситуациям)
Задание 3: Определить, к какой речи относится текст, докажите.
Я резко повернулся, чтобы защититься. Но. защищаться было не от кого. На плече у меня сидел. котенок. Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел малыша и отвез его к себе домой.
1) Сколько всего на свете языков - никто не знает. Называют и 2000, и 3000, и другие числа. Это и понятно. Если языки Европы можно перечислить довольно точно, то учесть, допустим, все негритянские наречия Африки или языки индейцев Америки невозможно.
2) . Я хочу рассказать, Валюша, об одном происшествии. Ходили мы за грибами. Я набрала полную корзину и поставила ее под дерево. Глядь: к моей корзине белка скачет! Подскочила, боровичок схватила - и на дерево! Держит мой грибок и смотрит на меня. Да так лукаво! Вот хитрюга
1) Большинство (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться как в книжной, так и в разговорной речи. Такие слова, как я, ходить, лес, и многие другие мы употребляем и тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем
2) Вышел я на поляну. и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огомным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик!
Прочитать текст, выполнить задания по орфографии и словообразованию
Белки в лесу
С утра до самого позднего вечера хлопочут в лесу весёлые, шустрые белочки. Совершенно не успеваешь следить за их передв. жениями.
Поднимут. ся озорные белочки на вершину огромной с. сны, перемахнут с ветки на ветку. Затем спустят. ся вниз за съестными припасами: вкусными гри. ками, отборными орешками, засохшими ягодками.
В л. сных кладовых эти чудес. ные хозяюшки спрячут то, что нашли.
В уютном домике-дупле сделают они тёплые гнёзда, расселят. ся в них, и скоро в новых квартирках появят. ся маленькие б. льчата. Они будут быстро подрастать и воспитыват. ся заботливыми родителями.
ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ:
Попытайтесь озаглавить текст
Выпиши слова с пропущенными буквами, объясни правописание (работа у доски)
Разбери подчеркнутые слова по составу (работа у доски)
-ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ
п.47, упр. 369 или составить текст, используя разговорную речь (8 предложений)
-75%
1. Сформировать представление о разновидностях речи.
2. Развивать внимание, память, логическое мышление школьников, их речь, орфографическую зоркость.
3. Воспитывать в школьниках любовь к русскому языку.
Технологическая карта урока.
1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности.
Включение в деловой ритм. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Выявляет уровень знаний, Определяет типичные недостатки.
3. Постановка учебной задачи.
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию по материалу упражнения 20.
(вопрос№2) – учебник Быстровой.
Организует учащихся на исследование проблемной ситуации:
5. Первичное закрепление.
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Проведите исследование на материале упражнения № 23,стр.21
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Организует деятельность по применению новых знаний.
Проводит проверку выполненных упражнений.
Что мы сегодня изучили?
8. Инструктаж по домашнему заданию.
Задаёт на дом упражнение №25.
Весь материал - в документе.
Содержимое разработки
Технологическая карта урока русского языка
1.Сформировать представление о разновидностях речи.
2.Развивать внимание, память, логическое мышление школьников, их речь, орфографическую зоркость.
3.Воспитывать в школьниках любовь к русскому языку.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1. ОРГ момент. Самоопре-деление к деятельно-сти
деловой ритм. Проверка готовности к уроку.
Подготовка класса к работе
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками.
2. Актуализация знаний и фиксация затрудне-ний в деятельно-сти
Выявляет уровень знаний, Определяет типичные недостатки.
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Отвечают на вопросы, дополняя друг друга. Исправляют ошибки сверстников.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические, анализ объектов с целью выделения признаков.
3. Постанов-ка учебной задачи
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию по
материалу упражнения 20
(вопрос№2) – учебник Быстровой
Ставят цели, формулируют тему урока (уточняют ее).
Учащиеся выясняют, что такое термины, что речь бывает разговорной и книжной.
Регулятивная: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы
ние проекта выхода из затрудне-ния
Организует учащихся на исследование проблемной ситуации:
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование; логические: решение проблемы, построение логической цепи, рассуждений, доказательства, выдвижения гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Проведите исследование на материале упражнения № 23,стр.21
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Выполняют упражнения, предварительно составив алгоритм действий.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные: умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; рефлексия способов в условии действия; коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организует деятельность по применению новых знаний.
Проводит проверку выполненных упражнений.
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Работа в группах.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения; личностные: самоопределение.
7. Рефлексия деятельности (итог урока)
Что мы сегодня изучили?
Что вызвало затруднения?
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.
Читайте также: