Разговорная и книжная речь 5 класс конспект урока шмелев

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Смирнова А.Л.

Тип урока: урок развития речи.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о разговорной и книжной речи.

2. Развивающие: развивать умение чувствовать выразительность речи; развивать устную и письменную связную речь учащихся; формировать умение формулировать тему урока.

3. Воспитательные: формировать у учащихся культуру речи, а также понимание того, что в молодости происходит процесс формирования привычек, навыков к труду; показать ценность дружбы в жизни человека.

I . Организационный момент

Учитель: доброе утро, дорогие ребята. Я рада видеть вас. Прошу приготовиться к уроку, посмотреть на своё рабочее место, на столах у вас должна быть тетрадь по русскому языку, учебник, рабочие материалы. Садитесь.

Учитель: сегодня у нас с вами необычный урок, на нем присутствуют гости. Но, тем не менее, я прошу вас работать в привычном ритме, быть активными. Посмотрите на свои столы. Сегодня вы будете работать с рабочими листами (Приложение 1).Важную информацию по теме урока мы будем записывать именно в них. Прошу вас подписать свой рабочий лист и в графе число написать сегодняшнюю дату: двадцатое октября.

II . Актуализация знаний

Ответ: Думай дважды, говори раз.

Учитель: Попробуем объяснить значение этой пословицы.

Ответ: Прежде чем что-то сказать, несколько раз подумай.

учащиеся работают самостоятельно

учащиеся озвучивают получившуюся пословицу

III .Объяснение нового материала

Учитель: обратим внимание на слово речь. Почему оно пишется с мягким знаком на конце?

Ответ: т.к. это сущ. в 3 л. ж.р.

1.Что такое стиль речи?

2.Как отличить разговорный стиль от книжного стиля?

3.Какие слова помогут нам чувствовать себя уверенно в беседе?

Учитель: в конце урока мы вернемся к этой таблице, и вы с помощью + и – отметите, что получилось и не получилось усвоить.

Учитель: первое и самое главное понятие сегодняшнего урока – стиль речи.

Учитель: если мы заглянем в этимологический словарь, то увидим, что слово стиль произошло от древнегреческого слова stilos . Прошу вас записать в рабочий лист под словом стиль stilos . Что же это такое?

Ответ: толковые словари

Учитель: о каких толковых словарях мы говорили на прошлых уроках?

Ответ: толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, толковый слова русского Д.Н. Ушакова, словарь живого великорусского языка В.И. Даля.

Учитель: обратимся к словарю С.И. Ожегова. Посмотрите на словарную статью. Однозначное или многозначное это слово? Прочитаем все значения и попробуем подобрать подходящее нам. Какое значение нам подходит?

Ответ: значение № 3

Учитель: запишем в наш рабочий лист, что же такое стиль речи.

Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от речевой ситуации.

Учитель: как вы думаете, что такое речевая ситуация?

Ответ: это обстоятельства, при которых мы говорим.

Учитель: чтобы определить речевую ситуацию нужно ответить на 3 вопроса. Они есть у вас в рабочем листе. Прочитаем их.

1. Кто говорит и с кем говорит?

2. В какой обстановке?

Учитель: как вы думаете, много ли может быть речевых ситуаций? Попробуем привести примеры.

Учитель: действительно, каждый день мы можем с вами принимать участие в разных речевых ситуациях, в них мы говорим, и пишем по-разному, пользуясь разговорной и книжной речью. Для того чтобы быть грамотным и интересным собеседником, создавать собственные тексты необходимо различать стили речи. Сегодня мы познакомимся с двумя основными: разговорный стиль и книжный стиль, но в старших классах книжный стиль откроет нам ещё несколько подстилей.

Учитель: посмотрите в рабочий лист, я дала вам подсказку и написала определения. Прочитаем их. Что такое разговорный стиль? Что такое книжный стиль?

учащиеся записывают новую информацию в рабочий лист

учащиеся озвучивают названия толковых словарей

учащиеся работают с учебником

IV. Закрепление нового материала

Эвристическая беседа

Учитель: теперь я предлагаю вам послушать пример речевой ситуации. Попробуйте самостоятельно определить стиль речи и оценить речевую ситуацию для каждого, ответив на три вопроса: 1. Кто и с кем говорит? 2. В какой обстановке? 3. Какова цель? 4. Особые слова. Ответы записываем в рабочий лист.

Если с другом захочу,

То ему, без промедленья,

По мобиле позвоню:

«Ну, привет. Я тут скучаю.

Приходи-ка на чаёк!

Поболтать с тобой мечтаю.

Дивный нынче вечерок!

Нет, не болен,- просто скука!

Если хочешь, то хандра!

Мне молчать - ох, это мука!

Учитель: какой стиль речи представлен? Кто и с кем говорит? Официальная или неофициальная обстановка? Какова цель данной речи? Какие особые слова вы выписали?

Ответ: разговорный стиль речи. Один-один. Цель – общение. Особенные слова: сплетни, поболтать, приходи-ка, чаёк

МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ!

Молодость – это время сближения! Друзей следует беречь, потому что настоящая дружба помогает и в горе, и в радости. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий – нельзя быть одному. Горе человеку, если он один!

Поэтому берегите молодость до глубокой старости! Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы! Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде тоже остаются с нами: привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда…

Учитель: какой стиль речи представлен? Кто и с кем говорит? Официальная или неофициальная обстановка? Какова цель данной речи? Какие особые слова вы выписали? Определите стиль речи (книжный стиль).

Ответы: один-много. Художественное произведение. Воздействие. Особые слова: глубокой старости, настоящая дружба.

Учитель: молодцы! Подумайте, общаясь друг с другом в школе на переменах, дома, на улице, в какой языковой ситуации вы находитесь? В книжной или в разговорной?

Ответ: в разговорной.

Учитель: в основном разговорный стиль – это устная речь, но мы можем общаться при помощи писем, в современном мире мы всё чаще посылаем электронные письма, но любое письмо должно быть грамотно написано. На ваших столах лежит пример письма – текст №3. Прошу вас прочитать его, найти слова с ошибками, записать их правильно и объяснить орфограммы.

Пришло письмишко мне.

Гляжу - из лагеря, от Мишки.

написано в письмишке.

«Лук лижет?! Что за чудеса?

КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ.

НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

мой друг серьезно болен.

Вернется — надо полечить:

заставить правила учить

Учитель: какой вывод из этого стихотворения мы можем с вами сделать?

Ответ: для того чтобы люди вас понимали, нужно грамотно писать.

Учитель: но только ли писать? Попробуем разыграть небольшую речевую ситуацию. Подумайте, что перед вами: монолог или диалог? Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместно используются в этой речевой ситуации?

Доктор: - Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?

Д: -На что жалуетесь?

М: - Прихворнул я, что-то горло дерет, крыша болит.

Д: - Температуру измеряли?

М: - Да вчера градусник кокнул!

Д: - А чем вы вчера лечились?

М: - Дрыхнул весь день, аж надоела.

Д: - Да… тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно лечить нужно.

Учитель: Что перед нами: монолог или диалог?

Ответ: диалог

Учитель: Кто герои этого диалога?

Ответ: доктор и мальчик

Учитель: это разговорный или книжный стиль речи?

Учитель: в какой речевой ситуации находятся герои?

Ответ: мальчик пришел на прием к врачу

Учитель: какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместно используются в этой речевой ситуации?

Ответ: кокнул, дрыхнул, приветик и др.

Учитель: а если бы этот мальчик общался с вами, какой вывод вы бы сделали о нём?

Ответ : невежда

Учитель: Какой вывод стоит сделать из этого диалога?

Ответ: чтобы стать приятным собеседником, необходимо грамотно говорить. И не важно, в какой ситуации вы находитесь, нужно следить за культурой речи и исключать из неё бранные слова и слова-паразиты.

Вспомним, кто такой невежда?

Ответ: малообразованный человек

учащиеся слушают текст в прочтении учителя, определяют стиль речи, отвечают на вопросы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на развитие культуры речи учащихся и формирования чувства уважения к родному языку. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.

КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ ШМЕЛЁВА А.Д.

Основной целью урока по развитию речи является вооружение учащихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи.

Установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой.

Воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Формировать навыки речевого общения.

Оборудование: карточки со словами, компьютер, диапроектор, аудиозаписи.

Ребята, всегда ли мы правильно говорим? Как мы с вами оцениваем человека? Может ли быть главной оценка человека по тому, как он говорит?

( Ребята высказывают свои мнения)

Итак, как мы назовем наш урок? Да, урок культуры речи.( запись даты, темы урока)

Перед тем как провести урок, наши учащиеся провели опрос в классе по анкете, данной в учебнике на стр 56. Познакомят нас с результатами опроса наши консультанты( Слушают результаты опроса по анкете)

Зачем нужно грамотно писать и правильно говорить?

Чтобы получать хорошие отметки на уроках.

Чтобы взрослые не ругали за плохие отметки на русском языке.

Чтобы тебя могли хорошо понимать, когда будешь с кем-то говорить и кому-то писать.

Предложи свой вариант ответа.

Работа по теме урока.

Вместе с учащимися на доске строим схему, определяем, что мы должны узнать на уроке, чему должны научиться?





правильно произносить правильно общаться

правильно употреблять речь образная, живая

- Итак, делаем вывод, культура речи – это владение правилами (нормами) устного и письменного литературного языка. Но мы с вами выделили ещё и образность речи, значит, мы должны научиться использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Большое значение имеют темп речи, интонация.

6. РАССТАВИМ ударение в словах: (высвечиваю через диапроектор)

Академик, алфавит, инструмент, досуг, библиотека, средства, украинский, диалог, каталог, сформировать, торт – торты, бант – банты, агент, простыня, диагноз, верба, издавна.

А теперь поработаем в парах!

Яблоко, мандарин, солдат, груша, помидор, бант, конфета, апельсин, баклажан.

Проверка работы в парах. Паре без ошибок ставим оценку.

Прослушивание аудиозаписи. ( упр 91 на стр. 57)

Письменная работа над упр 90, страница 57.

Работа над правильным произношением звуков:

( высвечивается правило через диапроектор)

/ТЬСЯ и ТСЯ произносятся как (ЦА)-в глаголах- возвратиться;

/ОГО и ЕГО произносятся как ( ОВО, ЕВО);- красного, синего.

/ГК произносятся как ( ХК) – лёгкий, мягкий

/ЧН произносится как (ШН)- скучный, прачечная, скворечник, конечно;

/ ЧТ произносится как (ШТ): что, чтобы, Но! НЕЧТО!

ВЫПОЛНЕНИЕ упражнения через диапроектор.

- Часто в своей речи вы используете слово ОБА, но никто из вас не использует форму ОБЕ. Рассмотрите рисунок, сделайте вывод, когда следует в речи использовать слово ОБА, а когда ОБЕ.

Об…, бегать, по, зелёный, луг, мальчики.

Об…, девочки, на, вышли, прогулку.

Об..их, взять, спортсменов, на соревнования.

Об..их, взять, на, гимнасток, соревнования.

ФИЗМИНУТКА ( упражнения для глаз)

РАБОТА по учебнику над текстом, страница 62, № 100.

Сначала дети читают текст про себя, затем слушают текст в аудиозаписи и обращают внимание на то, как произносятся выделенные слова в тексте.

( Прижился, лакомства, начали, взялись, далеко, прибрали, кухонный)

ПОДВЕДЕНИЕ итогов урока. Рефлексия.

Домашнее задание: из упражнения 100 выписать слова с пропущенными орфограммами. Сделать синтаксический разбор предложения : Так незаметно прибрали всю квартиру, а хомячка не нашли.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- организовать направленное внимание на начало урока;

- проверить готовность рабочих мест;

- создать положительный настрой обучающихся на урок.

2.Этап к мотивации учебной деятельности.

- создать проблемную ситуацию на уроке.

Ребята, у нас есть небольшое послание, в котором зашифровано слово. Это слово поможет нам понять, что мы будем изучать на уроке.

1=Р (Речь)

Учитель приглашает по желанию к доске 2 обучающихся. Каждый из них получает слова героев, которым нужно инсценировать данную ситуацию:

- Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?

- На что жалуетесь?

- Прихворнул я, что-то горло дерет, крыша болит.

- Температуру измеряли?

- Да я вчера градусник кокнул!

- А как вы лечились вчера, например?

- Дрыхнул весь день, аж надоело.

- Да… Тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно лечить нужно.

- Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместно использует в этой ситуации мальчик? Какой совет вы бы дали мальчику?

С помощью дискуссии на уроке ребята находят данные слова, приходят к мнению, что такие слова нельзя употреблять в разговоре с доктором. Делают вывод, что в русском языке есть разговорные слова, которые уместно употреблять тогда, когда мы общаемся с друзьями и родственниками, которые не старше нас.

Учитель предлагает ребятам самостоятельно заполнить таблицу

(работать в паре)

Задание 2: Выбери отличительные признаки разговорной и книжной речи.

Разговорная речь

Книжная речь

Обдумываем ли заранее мысли?

Отбираем ли заранее языковой материал?

Чувствуем себя свободно

Нам важно, какие слова употребляем

Какие грамматические формы и построения используем?

Следим ли за правильностью произношения и ударения?

доказательство: учебник на странице 132

(Работа по речевым ситуациям)

Задание 3: Определить, к какой речи относится текст, докажите.

Я резко повернулся, чтобы защититься. Но. защищаться было не от кого. На плече у меня сидел. котенок. Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел малыша и отвез его к себе домой.

1) Сколько всего на свете языков - никто не знает. Называют и 2000, и 3000, и другие числа. Это и понятно. Если языки Европы можно перечислить довольно точно, то учесть, допустим, все негритянские наречия Африки или языки индейцев Америки невозможно.

2) . Я хочу рассказать, Валюша, об одном происшествии. Ходили мы за грибами. Я набрала полную корзину и поставила ее под дерево. Глядь: к моей корзине белка скачет! Подскочила, боровичок схватила - и на дерево! Держит мой грибок и смотрит на меня. Да так лукаво! Вот хитрюга

1) Большинство (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться как в книжной, так и в разговорной речи. Такие слова, как я, ходить, лес, и многие другие мы употребляем и тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем

2) Вышел я на поляну. и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огомным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик!

Прочитать текст, выполнить задания по орфографии и словообразованию

Белки в лесу

С утра до самого позднего вечера хлопочут в лесу весёлые, шустрые белочки. Совершенно не успеваешь следить за их передв. жениями.

Поднимут. ся озорные белочки на вершину огромной с. сны, перемахнут с ветки на ветку. Затем спустят. ся вниз за съестными припасами: вкусными гри. ками, отборными орешками, засохшими ягодками.

В л. сных кладовых эти чудес. ные хозяюшки спрячут то, что нашли.

В уютном домике-дупле сделают они тёплые гнёзда, расселят. ся в них, и скоро в новых квартирках появят. ся маленькие б. льчата. Они будут быстро подрастать и воспитыват. ся заботливыми родителями.

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ:

Попытайтесь озаглавить текст

Выпиши слова с пропущенными буквами, объясни правописание (работа у доски)

Разбери подчеркнутые слова по составу (работа у доски)


-ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ

п.47, упр. 369 или составить текст, используя разговорную речь (8 предложений)


-75%


1. Сформировать представление о разновидностях речи.

2. Развивать внимание, память, логическое мышление школьников, их речь, орфографическую зоркость.

3. Воспитывать в школьниках любовь к русскому языку.

Технологическая карта урока.

1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности.

Включение в деловой ритм. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Выявляет уровень знаний, Определяет типичные недостатки.

3. Постановка учебной задачи.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию по материалу упражнения 20.

(вопрос№2) – учебник Быстровой.

Технологическая карта урока по русскому языку Речь разговорная и речь книжная

​Организует учащихся на исследование проблемной ситуации:

5. Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Проведите исследование на материале упражнения № 23,стр.21

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Проводит проверку выполненных упражнений.

Что мы сегодня изучили?​

8. Инструктаж по домашнему заданию.

Задаёт на дом упражнение №25.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока русского языка

1.Сформировать представление о разновидностях речи.

2.Развивать внимание, память, логическое мышление школьников, их речь, орфографическую зоркость.

3.Воспитывать в школьниках любовь к русскому языку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. ОРГ момент. Самоопре-деление к деятельно-сти

деловой ритм. Проверка готовности к уроку.

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затрудне-ний в деятельно-сти

Выявляет уровень знаний, Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Отвечают на вопросы, дополняя друг друга. Исправляют ошибки сверстников.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические, анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Постанов-ка учебной задачи

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию по

материалу упражнения 20

(вопрос№2) – учебник Быстровой

Ставят цели, формулируют тему урока (уточняют ее).

Учащиеся выясняют, что такое термины, что речь бывает разговорной и книжной.

Регулятивная: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

ние проекта выхода из затрудне-ния

Организует учащихся на исследование проблемной ситуации:

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование; логические: решение проблемы, построение логической цепи, рассуждений, доказательства, выдвижения гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Проведите исследование на материале упражнения № 23,стр.21

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Выполняют упражнения, предварительно составив алгоритм действий.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные: умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; рефлексия способов в условии действия; коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний.

Проводит проверку выполненных упражнений.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Работа в группах.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения; личностные: самоопределение.

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

Что мы сегодня изучили?

Что вызвало затруднения?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

Читайте также: