Рациональное природопользование 8 класс география конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 1438 0

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
ПРИРОДА 8 класс

Раздел III. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Задачи: систематизировать и обобщить знания об изменении природных комплексов под влиянием деятельности человека и убедить учащихся в необходимости ограничивать антропогенные нагрузки на природные комплексы с целью их сохранения; обобщить знания о неисчерпаемых и исчерпаемых, возобновимых и невозобновимых природных ресурсах; подвести учащихся к выводам о необходимости бережного отношения к природе Земли.

1. Индивидуальный устный опрос по ключевым моментам предыдущего урока.

2. Проверка письменного домашнего задания в тетрадях.

II. Вводная беседа и подготовка к систематизации и обобщению имеющихся знаний по теме.

Учитель организует беседу по воспроизведению опорных знаний о классификации ресурсов по принципу исчерпаемости, о подходах к охране и сбережению отдельных видов ресурсов. Учащимся надо доказать, что деление ресурсов на группы весьма условно и что даже неисчерпаемые природные ресурсы могут быть непригодными для использования. Обобщая ответы, учитель обращает внимание на то, что в своей жизни и хозяйственной деятельности человек использует в той или иной степени все природные компоненты, которые становятся природными ресурсами. С развитием общества и производства увеличивается количество и объем используемых природных ресурсов. Вспомним, что брали от природы древние славяне, какими ресурсами пользовались их потомки в конце XIX века, и сравним, как стремительно расширяется добыча и использование полезных ископаемых в начале XXI века.

В настоящее время главным ресурсом все больше начинают считать территорию как таковую. В самом деле, именно территория является основой всего. На ней располагается все, без территории нет ни общества, ни производства, ни ресурсов. Территориальные ресурсы в настоящее время важнейший фактор развития, но ресурсы эти ограниченны. Поэтому использовать их надо особенно продуманно, с наибольшей пользой для общества.

Оцениваем ли мы рельеф как природный ресурс? Сравним, как использует человек рельеф равнинный и горный. В настоящее время горы осваиваются достаточно интенсивно. Горные ледники - резерв пресной воды, альпийские луга - не только прекрасные пастбища, но и растительный генофонд.

Интенсивное развитие техники и производства требует все большего количества ресурсов, многие из которых стремительно истощаются. Атмосферный кислород, воздух, пригодный для дыхания человека, всегда считался ресурсом неисчерпаемым. А сейчас надо задуматься, каким ресурсом его назвать - исчерпаемым или неисчерпаемым. Площадь лесов, продуцирующих кислород, постоянно сокращается. Приземный слой воздуха загрязняется выбросами транспорта, предприятий.

III. Систематизация и обобщение знаний по теме.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Назовите возобновимые ресурсы.

2. В чем причины потери плодородия почв и сокращения земельных ресурсов?

3. В чем причины сокращения уловов рыбы в наших внутренних водоемах (реках, озерах) и каковы пути увеличения этих запасов?

4. Обозначьте на контурной карте: а) районы наибольшего сосредоточения пахотных земель; б) территории, подверженные землетрясениям.

1. Укажите особенности размещения водных ресурсов.

2. Как влияет разработка месторождений полезных ископаемых на состояние окружающей среды?

3. При прокладке трубопроводов нормами предусмотрено отторжение на каждые 100 км 400 га земли. Неизбежны ли эти потери?

4. Обозначьте на контурной карте: а) районы, наиболее богатые лесными ресурсами; б) территории, подверженные засухам.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 45, 46, выписать в тетрадь ключевые понятия темы (рациональное природопользование, охрана природы, географический прогноз) и дать их объяснения.

комплексы; развитие навыков работы с географическими источниками, картой, схемой, терминами.

Задачи урока: Образовательные: углубить знания о видах природных ресурсов

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения

6. УУД: Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

7. Планируемые результаты: Предметные:

· Знать – понятия и определения видов природных ресурсов

· Уметь – описывать особенности природных ресурсов; работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.

Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

8. Основные понятия: природная среда, природные ресурсы, исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновимые и невозобновимые природные ресурсы, рациональное и нерациональное природопользование, безотходные и малоотходные технологии.

9. Метапредметные связи: биология, химия, экология.

рабочая тетрадь по географии 8 класс; физическая карта России и атласы по географии 8 класс.

- сформировать представления учащихся о рациональном и нерациональном природопользовании,о исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсах и культурных ландшафтов;

– формировать умения работать с текстом учебника;
– использовать воспитательный потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности учащегося.

ВложениеРазмер
urok_v8_kl._prirodopolzovanie.sostavitel_inozemtseva.docx 32.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Природопользование.

1. ФИО (полностью) Иноземцева Татьяна Владимировна

3. Должность учитель

4. Предмет география

6. Тема 4. Урок № 47

7. Базовый учебник

- сформировать представления учащихся о рациональном и нерациональном природопользовании,о исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсах и культурных ландшафтов;

– формировать умения работать с текстом учебника;
– использовать воспитательный потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности учащегося.

- развивать логическое мышление,

- развивать работу с информацией, учебного материала;

- воспитывать личностные качества учащихся, способность работать в коллективе .

10 Тип урока Урок открытия нового знания по технологии критического мышления

11 Формы работы учащихся самостоятельная работа, практическая, групповая, опрос, работа в группах.

12Необходимое техническое оборудование карта,учебник, карточки сорбонки,

13 Структура и ход урока

1.Этап мотивации учебной деятельности;

2.этап актуализации и пробного учебного действия

3.Этап выявления места и причины затруднения

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

6.Этап первичного закрепления знаний с проговариванием во внешней речи

7.Этап самостоятельной работы;

8.Этап включения в систему знаний;

1 Этап мотивации учебной деятельности.

Вы познакомились с народами России. С крупными природными районами России и их народами.

Что необходимо человеку для его жизнедеятельности и как происходит взаимодействие с природой.

Сформулируйте цель урока

Учащиеся высказывают свои мнения.

Человеку для жизнедеятельности нужен сон, еда, воздух и т.д.

Я считаю, что человек очень уж сильно взаимодействует с природой, например газ, древесная промышленность и т. п. -это всё есть у нас благодаря природе. человек собирает грибы, выращивает овощи-всё это и есть взаимодействие с природой

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

1 . В древности совершаются первые дальние морские путешествия, открываются и заселяются ранее неведомые земли. Лучше всего была изучена средиземноморская область.
2. В Древней Греции география становится наукой.
3. Учёные дали географические описания всего известного им мира, составили карты, которыми люди пользовались в течение сотен лет.
4. Древние греки правильно определили форму и размеры Земли.

Самоопределение Личностные результаты : Формирование мотивационной основы учебной деятельности

- Представляют информацию в виде ответа на вопрос.

- осознают познавательную деятельность.

- Учащиеся отвечают на вопрос.

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

- проговаривают последовательность действий на уроке;

Определяем тему урока. О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

Предлагают свои варианты темы урока. Озвучивают тему урока. Определяют цели урока.

В диалоге принимают участие большинство детей. Учащиеся высказывают собственное мнение. Дети определяют для себя, какие знания и для чего нужны им по теме.

Речь пойдет о природопользовании.

Формулирование темы и цели урока

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Отвечают на вопрос.

Сегодня на уроке будем говорить о природных ресурсах, о исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсах, об увеличении объемов используемых ресурсов, о нефтяной и газовой отрасли хозяйства России. О рациональном и нерациональном природопользовании. Рассмотрим определение природопользовании. Рассмотрим традиционные виды прородопользования и культурные ландшафты.

Личностные результаты : Формирование мотивационной основы учебной деятельности

Анализируют свою деятельность

Давайте заполним таблицу три колонки Что знаю? Что хочу узнать нового? Что хотел узнать?

Заполните первую колонку. Что Вы знаете о природопользовании?

Заполнение первой колонки таблицы.

Вписывают в первую колонку таблицы свои знания о природопользовании.

- определять степень успешности выполнения работы

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале

Сейчас мы с Вами будем работать с новой информацией. Используя метод активного чтения. Читаем осмысленно текст параграфа и ведем записи главного материала из текста на карточки сорбонки. Затем будем работать по вашим записям на карточках.

Учащиеся читают текст выписывают главное.

Исчерпаемые – минеральные, земельные, растительный животный мир. Подразделяют на возобновляемые (животный и растительный мир) и невозобновляемые (полезные ископаемые)

2карточка. Влияние на природу хозяйственной деятельности

Человек и его хозяйственная деятельность оказывают как положительное так и отрицательное влияние на окружающую природу, в связи с этим актуальной задачей является охрана природы,рациональное использование и восстановления ее ресурсов, строят очистные сооружения, разрабатываются технологии когда отходы перерабатываются другим предприятием, загрязненные воды используются вновь,

3 карточка. Экологические проблемы.

Добыча, транспортировка, переработка и использование минерального топлива вызывают целый ряд острых экологических проблем. Это загрязнение атмосферы продуктами сжигания топлива, комплексное нарушение земель, загрязнение вод суши, почв, деградация лесов – широкомасштабная вырубка, расширение городской черты, строительство автомобильных дорог. Для сохранения лесного хозяйства производятся возобновление лесов (посев и посадка саженцев, уход за ними, но все равно этого не достаточно, леса восстанавливаются медленно. Эффективность такой работы очень мала, в сравнении со Швецией,Финляндией,Канадой.

Природопользование - это деятельность человека, направленная на использование природных ресурсов для удовлетворения своих потребностей. Оно включает:

-извлечение и переработку природных ресурсов;

- их возобновление и воспроизводство;

-использование и охрану окружающей среды;

Рациональное природопользование подразумевает полное использование природных ресурсов ,их восстановление, многократное применение отходов производства и как результат – уменьшение загрязнения окружающей среды, ее сохранение.

Нерациональное природопользование приводит к снижению качества и истощению природных ресурсов, производству большего количества, отходов, ухудшению и загрязнению окружающей среды.

5карточка . Традиционные виды прородопользования . Проблема традиционных видов природопользования требует пристального внимания. Народ исторически проживающий на определенной территории устраивает свою жизнь в гармонии с природой, старается сохранить среду обитания. Современному человеку нужно изменить свой образ жизни и отношение к природе. За длительный период человек улучшал свою среду обитания, облагораживая ландшафты – сады, парки, которые служат местом отдыха.Каждый ландшафт уникален.

Личностные: приобретают новые знания, умения и

Познавательные: наблюдают, слушают, извлекают нужную информацию.

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию результатов

–анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.

Включение в систему знаний

Теперь давайте разделимся на три группы текст учебника разделим на три части рассчитайтесь на 1,2,3 поменяйтесь местами и сейчас вы работаете в группе рассказываете, друг другу материал, по карточкам сорбонкам который вы самостоятельно добыли из учебника.

Работают в группах.

оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки. Внимательно изучают задания, стараются воспроизвести информацию урока, консультируются друг с другом. Анализируют, дополняют, делают выводы.

-осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки.

Сейчас давайте поменяемся местами все кто первые номера садятся в одну группу, кто вторые во вторую и т.д. И каждый номер рассказывает друг другу материал с карточки сорбонки.

Делятся исследуемой информацией друг с другом.

Формирование уважительного отношения к иному мнению

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

- передают материал в словесной форме с карточек сорбонок друг другу. Работают в группе.

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

3стадия - осмысление Пробное учебное действие и выявление мест затруднений

Молодцы с заданием справились, давайте подведем итог дозаполнив таблицу, которая была в начале урока, что я узнал нового? Что хочу узнать?

Учитель анализирую таблицу ,отвечает на вопросы детей, Что хотят узнать.

Соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления, высказывают свое мнение по пройденному материалу

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Работают в группах, заполняют таблицу, общий вывод.

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

- уметь устно, графически и письменно выражать свои мысли, идеи.

Ребята о чем мы говорили сегодня с Вами на уроке?

Что такое природопользование?

Какие виды природных ресурсов вы узнали?

Приведите примеры рационального природопользования в вашей местности?

Какие новые слова и выражения вы узнали на уроке?

Отвечают на вопросы учителя, по карточкам. Мы говорили о природных ресурсах, о исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсах, об увеличении объемов используемых ресурсов, о нефтяной и газовой отрасли хозяйства России. О рациональном и нерациональном природопользовании. Рассмотрим определение природопользовании. Рассмотрим традиционные виды прородопользования и культурные ландшафты.

Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания. (Источники знаний: учебник)

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Д\З, выставление оценок.

Учитель дает домашнее задание и комментирует его.

- Усвоить содержание текста учебника параграф 47. Ответить на вопросы после параграфа.

Слушают пояснения учителя по домашнему заданию. Записывают, задают вопросы

Образовательные задачи: Ввести новые понятия: природопользование, особо охраняемые природные территории, устойчивое развитие. Сформировать знания у учащихся о рациональном и нерациональном природопользовании.
Развивающие задачи: Развивать у учащихся учение работать с учебником и атласом. Развивать у учащихся глобальное мышление (необходимость рационального природопользования и устойчивого развития общества).
Воспитательные задачи: Учащиеся должны убедиться в том, что создание особо охраняемых природных территорий – важная задача любого государства в решении проблемы рационального природопользования. Воспитание у учащихся стремления к познанию нового.
Методы обучения: Объяснительно - иллюстративный. Практический.
Оборудование: Учебник (География природа России. Автор И.И. Баринова), проектор, мультимедийная интерактивная доска, интернет ресурсы.

Читайте также: