Освоение кубанских степей конспект

Обновлено: 05.07.2024

С переселением черноморцев на территорию Прикубанья сюда стали прибывать и другие переселенцы. Слухи о плодородных и вольных землях привлекали на Кубань: вольных хлебопашцев, отставных солдат, представителей различных этнических групп. В Черноморию с разрешения правительства переселилась группа адыгов, основавших Гривенский аул, который в 1809 году насчитывал свыше 650 человек. На Кубани поселились вернувшиеся из Турции 562 запорожца. В 1810г. кубанцами стали 109 молдован. Крымские татары основали селение Адт. В 1814 году в нем проживало уже около 400 человек. Позже в этом селении появились греческие и армянские поселенцы. В 1838 году было основано армянское поселение Армавир.

В первой половине XIX века само правительство организовало массовые переселения на Кубань из южных районов России казаков и государственных крестьян.

В 1848 году на побережье Азовского моря был основан город Ейск. Стремясь быстрее заселить этот город, правительство предоставляло переселенцам льготы: освобождение от налогов, бесплатные участки земли под домовладения и т.д. Город стремительно рос и через 10 лет по числу жителей в два с лишним раза превышал население Екатеринодара. Несмотря на то, что население Кубани увеличивалось, по прежнему добраться до Кубани было нелегко. Правительство принимает решение строить дорогу от Ростова до Владикавказа. В 1869 году утверждается проект строительства. Его возглавил барон Р.В. Штейнгель. В июле 1875 года торжественно открылось движение по железной дороге. Поначалу дорога шла по степи и предгорьям, минуя крупные города Северного Кавказа, и поэтому не приносила прибыли. Для улучшения ситуации было решено соединить магистраль с Екатеринодаром, Новороссийском, Ставрополем. После осуществления этого проекта Владикавказская железная дорога к концу XIX века стала самой прибыльной дорогой в России.

Новороссийск стал центром образованной в 1896 году Черноморской губернии, расположившейся на узкой полосе вдоль берега моря от Новороссийска до Адлера. Эта губерния заселялась с большим трудом. Первое время правительство даже закрывало глаза, когда здесь поселялись беспаспортные бродяги. Не возражало оно и против заселения побережья турецкими подданными- армянами и греками, знатоками табаководства и виноградарства.

С быстрым ростом населения на первое место в хозяйстве выдвигается земледелие. В XIX веке Кубань становится царством зерновых полей.

Приведите не менее 5 примеров названий кубанских станиц, в основе которых лежат названия современных городов.

Например: Казанская - Казань.

Прочитайте отрывок из старинной казачьей песни и выполните по нему задания.

…. Со полуночи камыш- травушка возговорила:

« Уставайте вы, невольнички молодые,

Встрепенулись добры молодцы, в ход пустились.

Перед балкой они камышовой очутились.

Дошли вниз по ней молодцы, до трясины,

Схоронились в ней молодцы со всем телом.

Росланбек- злодей до балки той доезжает,

Не нашедши их, за Кубань – реку завертает.

А) Какое слово в литературном языке должно быть на месте выделенного в тексте слова?

Б) Каким литературным словам соответствуют слова: схоронились, завертает ?

Верны ли следующие суждения, о том, что заселение Кубани в пореформенный период проходило высокими темпами. Среди условий, способствовавших этому, можно назвать следующие :

А) Отмена крепостного права в стране и окончание в 1864 году Кавказской войны;

Б) Более высокая, по сравнению с губерниями центральной России, заработная плата сельскохозяйственных рабочих.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

5. Установите соответствие между датами и событиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) февраль 1860г

1.В районе р.Кудако ударил первый фонтан российской нефти

2.Образование Кубанской области

В) 3 февраля 1866г

3.Создание в Ейском отделе станицы Копанской

Г) 19 ноября 1860г

4.На побережье Азовского моря был основан город Ейск

5.Образование Кубанского казачьего войска

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Похожие документы:

. Краснодар) Повседневнная традиционная культура кубанского казачества Шаповалов Георгий (МБОУ СОШ . ставропольских крестьян в период освоения степного Предкавказья в первой половине XIX в. Чалина Алина . (Наша семья на просторах России XIX-XX века .

Арийская империя. Гибель и возрождение

. В книгах руководителя Кубанского Казачьего "Центра стратегических . "сошлись на . ", "вйeдха" - "необъятных просторах", "с" - "с объединившимися вокруг", "дур- . строя на стадии освоения выплавки металла. . Заметьте, это первая половина пятого века, .

100 великих отечественных кинофильмов

Соборность. Державность. Православие

. сыграть важнейшую роль в освоении бескрайних просторов Сибири. После принудительной . развитии собственной промышленности. В первой половине века широко развивалась домашнее . Новороссийской губернии, Тамань и Кубанскую область. План аннексии также .

Нажмите, чтобы узнать подробности

С переселением черноморцев на территорию Прикубанья сюда стали прибывать и другие переселенцы. Среди них было и немало таких, которые бежали от своих помещиков. Кризис крепостной системы хозяйства в России вынуждал помещиков искать пути из этого тупика. Поэтому одни владельцы стремились перевести хозяйство на иные, предпринимательские рельсы, другие, а их было большинство, шли по накатанной дороге — усиливали эксплуатацию подневольных крестьян. Среди последних росло число беглецов, стремившихся укрыться на окраинах страны, в том числе и на Кубани. Причем в далеких от центра прикубанских степях для этого были наиболее благоприятные условия. С одной стороны, вольные по духу казаки с сочувствием относились к отважным беглецам, которых ждало суровое наказание в случае поимки.

В первой половине XIX в. само правительство организовывало массовые переселения на Кубань из южных районов России казаков и государственных крестьян. Последних нередко обращали в казаков. Переселенцев либо размещали в уже освоенных станицах, либо они основывали новые. Так, например, возникли станицы Новодеревянковская, Новощербиновская и др.

В 1848 г. на побережье Азовского моря был основан г. Ейск. Стремясь быстрее заселить этот портовый город, правительство предоставляло переселенцам всевозможные льготы: освобождение от налогов, бесплатные участки земли под домовладения и т. д. Город, стремительно рос и через 10 лет по числу жителей в два с лишним раза превышал население Екатеринодара. Иной был и сословный состав жителей Ейска. Если в Екатеринодаре проживали в основном казаки, то в Ейске абсолютно преобладали крестьяне, мещане и купцы. Причем условия для обогащения русских купцов в новом городе были столь благоприятны, что в Ейск приезжали московские купцы второй и третьей гильдий, успешно занимались здесь торгово-предпринимательской деятельностью и, став купцами I гильдии, вновь отбывали в Москву.

Рост численности населения края шел не только за счет народной и военно-казачьей колонизации, но и вследствие естественного прироста, т. е. рождаемость превышала смертность. К 1850 году за 20 предшествующих лет естественный прирост в Черномории составил 25 тыс. человек. В это время на территории Черноморского казачьего войска было уже около 60 станиц и проживало приблизительно до 150 тыс. человек.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: освоение кубанских степей

1. Переселение на Кубань крестьян и казаков из Малороссии

Черноморское войско было столь малочисленным, что с трудом справлялось с обязанностями по охране границы.

Чтобы изменить это положение, правительство организовало три дополнительных переселения крестьян и казаков из Малороссии.

В 1803 году выходцы из Украины основали 4 станицы. Сначала они вошли в состав Кавказского полка, а затем – Кавказского линейного казачьего войска.

На Старой линии все станицы располагались на месте бывших укреплений и редутов.

2. Заимочная форма землепользования.

Ученикам предлагается самостоятельно ознакомится с пунктом и ответить на вопросы.

1. Как проводились границы между земельными наделами?

2. Как делились наделы при заимочной форме землемользования ?

3. В чьей собственности оставалась земля?

4. Кому была выгодна такая форма землепользования?

Замочная форма землепользования создала в Черномории условия для быстрого роста хуторов. При основании куренных селений казачья старшина захватила лучшие земли. В 1794 - 1795 гг. были отмежеваны по речке Кочеты для хутора протеирия Романа Порохни.

Затем хуторами стали обзаводиться рядовые зажиточные казаки. Казаки в хуторах уклонялись от повинностей и войсковая администрация противодействовала развитию хуторов, но их количество только росло.

5. Хозяйство Черномории. Скотоводство.

Какая экономическая деятельность была основной среди казачества?

Какие трудности испытывало животноводство?

Почему среди казачества не было развито земледелие?

Какие формы земледелия использовались на Кубани?

6. Зарождение промышленности?

Промышленность была представлена предприятиями, перерабатывавшими с/х продукцию. В каждом селении были свои ремесленники.

Развитие нефтедобычи. В 1823 году была открыта суконная фабрика для обеспечения обмундирования казаков. Причины закрытия фабрики. Рыбный промысел.

Что препятствовало развитию торговли?

Зачем были учреждены ярмарки?

Какое политическое значение имела торговля?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 132 человека из 45 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 080 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.09.2018 7001
  • DOCX 13.4 кбайт
  • 65 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Косарев Андрей Сергеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок кубановедения представлен с игровыми методами обучения, групповой, индивидуальной, фронтальной формой работы.

ВложениеРазмер
osvoenie_stepey.docx 22.2 КБ
7_klass_osvoenie_stepey.pptx 1.76 МБ

Предварительный просмотр:

- Раскрыть отрицательные стороны влияния хозяйственной деятельности человека на природу степи

- Обозначить экологические проблемы своей местности и возможные пути их решения

- Воспитывать бережное отношение к природе

  1. Орг. момент
  2. Проверка домашнего задания

- Какую часть территории Краснодарского края занимает степная зона?

- На какие три крупные территории можно разделить степную зону?

- Соотнесите фотографии с названием территории.

  1. Лето в степи… жаркое, сухое
  2. Зима сравнительно…тёплая
  3. Весна на Кубани…ранняя
  4. Реки в степной части…мелководные
  5. Река Кубань самая…длинная, многоводная
  6. Чернозёмы самые… плодородные

- Кто лишний и почему? (рысь обитает в горной местности, называют других животных)

- Ответь на вопрос, выполни задание:

  1. Почему Таманский полуостров часто называли островом?
  2. Чем интересны озера Голубицкое и Солёное?
  3. Покажи на карте Закубанские реки.
  4. Покажи на карте Степные реки.
  5. Почему степная зона наиболее интенсивно осваиваются человеком?
  1. Рассказ учителя о воздействии человека на природный комплекс Азово-Кубанской равнины, работа со словарём.
  1. Из-за уничтожения растительности почва подвергается ветровой эрозии
  2. Применение сельскохозяйственной техники разрушается структура почвы

Мероприятия с целью сохранения плодородия кубанских чернозёмов

  1. Правильная вспашка
  2. Соблюдение севооборота
  3. Проведение мелиоративных работ

На слайде Редкие и исчезающие виды животных на территории района.

  1. Опережающее задание учащихся об исчезающих видах : Дрофа, Розовый пеликан ( приложение №1,2)
  2. Учитель разбивает на группы, работа с учебником.

1 гр. Назовите экологические проблемы степных рек, предложите мероприятия для решения этих проблем.

2 гр. Расскажите о влиянии человека на природу Таманского полуострова.

3 гр. Расскажите об освоении человеком территории Закубанья.

- Что послужило причиной изменения естественного облика кубанской степи?

РЕШЕНИЕ ТЕСТОВ (приложение №3)

Розовый пеликан
Отряд Веслоногие Семейство Пеликановые

  1. Статус. Вид находится под угрозой исчезновения.
  2. Краткое описание. Крупная птица с размахом крыла до 3 м и массой 8 – 11 кг. Оперение бледно - розовое. Маховые крылья чёрные с белыми стержнями. Вокруг глаз жёлтое кольцо. На голове хохолок из перьев. Все пальцы на коротких и сильных ногах жёлтого цвета соединены перепонками. Длина клюва до 60 см. Питается рыбой. Гнездится небольшими колониями в труднодоступных местах среди камыша. Гнездо сооружает из веток, сучьев, палок, травы и стеблей камыша. Откладывает яйца в мае. В кладке не более 3 белого цвета яиц с толстым известковым налётом. Насиживание 33 дня. Птенцы находятся с родителями 14 месяцев. Зимуют пеликаны в Индии, Иране, Египте, Турции, Болгарии.
  3. Распространение и среда обитания. В Краснодарском крае – в дельте Кубани, в Ахтарско – Гривенской системе лиманов.
  4. Численность и тенденция её изменения. В 1987 - 1988 гг. на о.Голеньком в колонии с кудрявым пеликаном, большим бакланом и другими птицами гнездилось 4 пары.
  5. Лимитирующие факторы и меры охраны. Освоение р. Кубани под рисосеяние, применение ядохимикатов, выжигание тростника, беспокойство со стороны охотников и рыболовов, браконьерство. В местах гнездования пеликанов следует организовать заказники, а в дельте р. Кубани необходимо организовать заповедник.

Дрофа
Отряд Журавлеобразные Семейство Дрофиные

  1. Статус. Вид находится под угрозой исчезновения.
  2. Краткое описание. Крупная птица, масса до 11 – 12 кг. Оперение самца охристо – рыжее с поперечными чёрными полосами. Голова и пучки перьев – усы по бокам головы – пепельные. Самка меньше самца, у неё отсутствуют усы. Перелётная птица. Гнездится на открытых участках. В кладке 2 – 3 яйца. Насиживание около месяца. Воспитанием потомства занимаются самки. Самцы держатся отдельно, собравшись в небольшие табуны. Легко переносит низкую температуру, может доставать корм даже из – под снега, пока он не глубок. В суровые зимы улетает на южный берег Чёрного моря. Питается мелкими грызунам, ящерицами, насекомыми и их личинками, плодами, семенами, почками и другими съедобными частями травянистых и кустарниковых растений. В последнее время гнездится на посевах злаков, но из – за ранних сельскохозяйственных работ не успевает вывести потомство и воспитать птенцов.
  3. Распространение и среда обитания. В Краснодарском крае – в районах Азово – Кубанской низменности.
  4. Численность и тенденция её изменения. Заметно сокращается. По ориентировочным данным, в крае ежегодно регистрируется не более 400 птиц, гнёзда и выводки встречаются крайне редко.
  5. Лимитирующие факторы и меры охраны. Распашка земель, механизация и химизация сельского хозяйства, раннее сенокошение, частая обработка полей, вытаптывание гнёзд скотом,браконьерство с применением автотранспорта. Целесообразно в местах гнездования организовать заказники и степной заповедник, ограничить применение ядохимикатов и удобрений, ужесточить борьбу с браконьерством.

Выбери правильный ответ

  1. В настоящее время естественная степная растительность сохранилась

А) По берегам рек; Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения; Г) Верны оба ответа

  1. Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-

А) Эрозия почв; б) Севооборот; В ) Орошение

А) горючие полезные ископаемые, Б) целебные; В) строительные

  1. На Тамани благоприятные условия для разведения

А) пшеницы; Б) винограда; В) риса

А) На Азово-Кубанской равнине, Б) На Таманском полуострове, В) На территории Закубанской равнины.

Выбери правильный ответ

  1. В настоящее время естественная степная растительность сохранилась

А) По берегам рек; Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения; Г) Верны оба ответа

  1. Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-

А) Эрозия почв; б) Севооборот; В ) Орошение

А) горючие полезные ископаемые, Б) целебные; В) строительные

  1. На Тамани благоприятные условия для разведения

А) пшеницы; Б) винограда; В) риса

А) На Азово-Кубанской равнине, Б) На Таманском полуострове, В) На территории Закубанской равнины.

Выбери правильный ответ

  1. В настоящее время естественная степная растительность сохранилась

А) По берегам рек; Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения; Г) Верны оба ответа

  1. Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-

А) Эрозия почв; б) Севооборот; В ) Орошение

А) горючие полезные ископаемые, Б) целебные; В) строительные

  1. На Тамани благоприятные условия для разведения

А) пшеницы; Б) винограда; В) риса

А) На Азово-Кубанской равнине, Б) На Таманском полуострове, В) На территории Закубанской равнины.

Выбери правильный ответ

  1. В настоящее время естественная степная растительность сохранилась

А) По берегам рек; Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения; Г) Верны оба ответа

  1. Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-

А) Эрозия почв; б) Севооборот; В ) Орошение

А) горючие полезные ископаемые, Б) целебные; В) строительные

  1. На Тамани благоприятные условия для разведения

А) пшеницы; Б) винограда; В) риса

А) На Азово-Кубанской равнине, Б) На Таманском полуострове, В) На территории Закубанской равнины.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Природно-хозяйственные комплексы степи Урок кубановедения в 7 классе

Таманский полуостров Азово-Кубанская равнина Закубанская равнина

Продолжи фразу Лето в степи… Зима сравнительно… Весна на К убани… Реки в степной части… Река Кубань самая… Чернозёмы самые…

Выполни задание: Почему Таманский полуостров часто называли островом? Чем интересны озера Голубицкое и Солёное? Покажи на карте З акубанские реки. Покажи на карте Степные реки. Почему степная зона наиболее интенсивно осваиваются человеком?

Редкие и исчезающие виды животных на территории района: Фазаны, Дрофы, Колницы , Каравайки , Лебеди, Орлы степные Енотовидная собака

Розовый пеликан Отряд Веслоногие Семейство Пеликановые Дрофа Отряд Журавлеобразные Семейство Дрофиные

Задание группам 1 гр. Назовите экологические проблемы степных рек, предложите мероприятия для решения этих проблем. (стр.15) 2 гр. Расскажите о влиянии человека на природу Таманского полуострова. (стр. 16) 3 гр. Расскажите об освоении человеком территории Закубанья . (стр. 16)

Река Челбас 1998 год Свалки мусора в водоохранной зоне реки Челбас Что послужило причиной изменения естественного облика кубанской степи?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока кубановедения в 5а классе по теме: "Кубанские пословицы, поговорки, местная фразеология".

Пословицы и поговорки играют роль неписаного закона человеческого бытия.

Урок кубановедения по теме "Художественная культура Кубани. Кубанский казачий хор"

Урок позволяет изучить развитие народной культуры Кубани на примере деятельности Кубанского казачьего хора.


Презентация к урокам кубановедения "Традиционная одежда кубанских казаков", 8 класс

этапы формирования традиционного мужкого костюма кубанских казаков, женский казачий костюм.


Урок кубановедения в 7 классе (конспект, презентация) "Кубанская тематика в исторических документах, трудах путешественников и ученых".

Урок кубановедения в 7 классе. Учащиеся на уроке знакомятся с с историческими документами, отражающие кубанскую тематику XVIII века. Так же к уроку прилагаются презентация, дополнительный матери.

Читайте также: