Путешествие в литературную страну 3 класс конспект урока
Обновлено: 04.07.2024
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, знать лирические произведения и их авторов.
Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов по теме раздела, портреты писателей.
Ход урока
– Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие и Литературную страну. Но она очень большая. Подумайте, в какой именно уголок этой страны мы с вами отправимся. (Предположения детей.)
(Учитель, если это необходимо, может дать подсказку: какие уроки предшествовали этому путешествию.)
– Да, мы с вами отправимся в поэтический уголок Литературной страны. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.
– Вы любите путешествовать?
– Что значит “путешествие”?
– Как можно путешествовать?
– Что необходимо путешественнику в первую очередь?
– Как считаете, почему я вас спрашиваю о путешествии?
– Верно. Мы совершим путешествие. Но для начала изучим карту.
– Куда же мы совершим путешествие?
– В какой уголок страны мы отправимся?
– Почему именно в Уголок поэзии?.
– Посмотрите, как нам попасть в Уголок поэзии?
– Верно. А на дорогу загадок мы сможем попасть только через речевую разминку
1. – Прочитайте “жужжащим” чтением
– Прочитайте шепотом.
– Что напоминает вам чтение шепотом?
– Какой звук отрабатываем?
– А теперь куда держим путь?
2. Чтение загадок:
– Замело в лесу пригорки
И овражки замело.
Зайка выскочил из норки. Тихо. Холодно. Бело.
– Снег сошел, запахло прелью,
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью всем семейством строят дом.
– В золотых цветах опушка,
Пчелы водят хоровод.
В камышах кричит лягушка,
Из-за речки дождь идёт.
– Над землёй туман клубится,
Сквозь туман плывет рассвет.
Кто-то тихо-тихо кистью
Красит листья в желтый цвет.
– Как же связаны времена года с Уголком поэзии?
– Давайте вспомним фамилии, имена, отчества поэтов, которые написали эти замечательные стихи.
Учитель показывает колосок.
– О чем напоминает вам тот колосок?
– Кто автор этих строк?
– Рассмотрите картину И. Шишкина
– Что изображено на ней?
– В какое время года она нас уносит?
– Эта картина называется “ Рожь”
Учитель показывает лист березы
– О чем напоминает этот листочек?
– Кто автор стихотворения?
– Какое настроение передает картина?
– Какая пора осени изображена?
Учитель показывает прялку.
– Откуда у меня эта вещь?
– Кто автор стихотворения?
– Найдите и прочитайте отрывок из стихотворения “Детство”, где описывается крестьянская семья.
– Посмотрите на картину А. Пластова “Первый снег”.
– Какое настроение передает художник?
– Чему радуются дети?
– После зимы в наши края приходит весна. Природа оживает.
Учитель показывает ковыль.
– Из какого стихотворения этот предмет?
– Кто автор этих строк?
– Найдите и прочитайте отрывок, где поет упоминает про ковыль.
– Как картина Е. Зверькова передает настроение весенней степи?
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает , ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Словно пеленою
Всё его одело.
– Закройте глаза, сосчитайте до пяти.
– Посмотрите влево, вправо, вверх, вниз (голову не поворачиваем)
– Нарисуйте глазками восьмерку.
– Найдите в стихотворении рифмы
– Вспомните, что такое рифма.
– Как поэт описывает снег?
– Такое описание предметов называется эпитетом.
– Какие вопросы можно поставить к эпитетам?
Найдите эпитеты в четверостишиях
–Да, любим.
– Куда-то ехать, что –то смотреть.
– Путешествовать можно пешком, на транспорте, во сне, мысленно.
– Путешественнику необходима карта.
– Мы совершим путешествие.
– Мы совершим путешествие в Литературную страну
– В Уголок поэзии.
– На прошлых уроках мы работали с разделом “Поэтическая тетрадь1”.
Сегодня будем вспоминать стихи , которые учили на прошлых уроках.
– Нам надо пройти по Дороге загадок
Дети читают
– Шуршанье листьев
– Отрабатываем звук “Ш”.
– На Дорогу загадок.
– Это зимой бывает.
– Это бывает весной.
– Это бывает летом.
– В Поэтической тетради читали стихотворения о временах года
Тютчев Федор Иванович
Фет Афанасий Афанасьевич
Никитин Иван Саввич
Суриков Иван Захарович
– Этот колосок напоминает стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой…”
Выразительное чтение стихотворения учащимся
– А. А. Фет
– На картине изображено поле, сосны, дорога уходит вдаль.
– Картина уносит нас в лето.
– Напоминает об осени, а еще о стихотворении “Листья”
– Ф. И. Тютчев.
Выразительное чтение стихотворения “Листья”
– Спокойное, светлое. хорошее.
– Изображена золотая осень
Это прялка. Из стихотворения “Детство”
Выразительное чтение отрывка
– Настроение радости, восхищения.
– Дети радуются первому снегу. Приходу зимы.
– Полно степь моя спать беспробудно.
– И. С. Никитин
Выразительное чтение отрывка
– Голубое небо, зеленая степь, цветы. Вся природа радуется приходу весны.
Дети выполняют движения.
– Рифма – созвучие стихотворных строк в конце.
– Снег белый , пушистый
– разноцветным огнём
– безлюдный простор
– Из –под чёрных кудрей
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
Работа в парах
Карточки № 1
Правильно соединить имена, отчества и фамилии писателей
Проверка выполнения заданий
Б. Щербаков “Ранний октябрь”
А. Пластов “Первый снег”
Е. Зверьков “Луг цветет”
Зарядка для глаз
Эпитет даёт яркое образное
представление о предмете и
часто передаёт отношение
автора к тому, что он изображает.
Второй слайд презентации управляющий, все переходы осуществляются с помощью управляющих кнопок и объектов. В игровой форме дети путешествуют по станциям, выполняя задания.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, знать лирические произведения и их авторов.
- Начало путешествия с приветственными словами,
- Викторину-разминку по знакомым произведениям,
Вопросы и задания сопровождаются правильными ответами для самопроверки их выполнения, а также обратными переходами к плану дальнейших действий на карте. В работе на уроке учащимся помогут яркие иллюстрации, исполненные в рисуночном и фотографическом вариантах.
Презентация применима как для плановых урочных занятий, так и для организации внеклассной деятельности в рамках общешкольной предметной недели.
Читайте также: