Путешествие в литературную страну 3 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать сти­хотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, знать лири­ческие произведения и их авторов.

Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов по теме раздела, портреты писателей.

Ход урока

– Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие и Литературную страну. Но она очень большая. Подумайте, в какой именно уголок этой страны мы с вами отправимся. (Предположения детей.)

(Учитель, если это необходимо, может дать подсказку: какие уроки предшествовали этому путешествию.)

– Да, мы с вами отправимся в поэтический уголок Литературной страны. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразитель­ность, внимание, память, а также взаимовыручка.

– Вы любите путешествовать?
– Что значит “путешествие”?
– Как можно путешествовать?
– Что необходимо путешественнику в первую очередь?
– Как считаете, почему я вас спрашиваю о путешествии?
– Верно. Мы совершим путешествие. Но для начала изучим карту.
– Куда же мы совершим путешествие?
– В какой уголок страны мы отправимся?
– Почему именно в Уголок поэзии?.

– Посмотрите, как нам попасть в Уголок поэзии?
– Верно. А на дорогу загадок мы сможем попасть только через речевую разминку

1. – Прочитайте “жужжащим” чтением
– Прочитайте шепотом.
– Что напоминает вам чтение шепотом?
– Какой звук отрабатываем?
– А теперь куда держим путь?

2. Чтение загадок:
– Замело в лесу пригорки
И овражки замело.
Зайка выскочил из норки. Тихо. Холодно. Бело.
– Снег сошел, запахло прелью,
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью всем семейством строят дом.
– В золотых цветах опушка,
Пчелы водят хоровод.
В камышах кричит лягушка,
Из-за речки дождь идёт.
– Над землёй туман клубится,
Сквозь туман плывет рассвет.
Кто-то тихо-тихо кистью
Красит листья в желтый цвет.

– Как же связаны времена года с Уголком поэзии?

– Давайте вспомним фамилии, имена, отчества поэтов, которые написали эти замечательные стихи.

Учитель показывает колосок.

– О чем напоминает вам тот колосок?

– Кто автор этих строк?
– Рассмотрите картину И. Шишкина
– Что изображено на ней?
– В какое время года она нас уносит?
– Эта картина называется “ Рожь”

Учитель показывает лист березы

– О чем напоминает этот листочек?
– Кто автор стихотворения?

– Какое настроение передает картина?

– Какая пора осени изображена?

Учитель показывает прялку.

– Откуда у меня эта вещь?

– Кто автор стихотворения?

– Найдите и прочитайте отрывок из стихотворения “Детство”, где описывается крестьянская семья.

– Посмотрите на картину А. Пластова “Первый снег”.

– Какое настроение передает художник?

– Чему радуются дети?

– После зимы в наши края приходит весна. Природа оживает.

Учитель показывает ковыль.

– Из какого стихотворения этот предмет?

– Кто автор этих строк?

– Найдите и прочитайте отрывок, где поет упоминает про ковыль.

– Как картина Е. Зверькова передает настроение весенней степи?

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает , ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Словно пеленою
Всё его одело.

– Закройте глаза, сосчитайте до пяти.
– Посмотрите влево, вправо, вверх, вниз (голову не поворачиваем)
– Нарисуйте глазками восьмерку.

– Найдите в стихотворении рифмы

– Вспомните, что такое рифма.
– Как поэт описывает снег?
– Такое описание предметов называется эпитетом.

– Какие вопросы можно поставить к эпитетам?

Найдите эпитеты в четверостишиях


–Да, любим.
– Куда-то ехать, что –то смотреть.
– Путешествовать можно пешком, на транспорте, во сне, мысленно.
– Путешественнику необходима карта.
– Мы совершим путешествие.
– Мы совершим путешествие в Литературную страну
– В Уголок поэзии.
– На прошлых уроках мы работали с разделом “Поэтическая тетрадь1”.
Сегодня будем вспоминать стихи , которые учили на прошлых уроках.
– Нам надо пройти по Дороге загадок

Дети читают
– Шуршанье листьев
– Отрабатываем звук “Ш”.
– На Дорогу загадок.

– Это зимой бывает.

– Это бывает весной.

– Это бывает летом.

– В Поэтической тетради читали стихотворения о временах года

Тютчев Федор Иванович
Фет Афанасий Афанасьевич
Никитин Иван Саввич
Суриков Иван Захарович

– Этот колосок напоминает стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой…”
Выразительное чтение стихотворения учащимся
– А. А. Фет

– На картине изображено поле, сосны, дорога уходит вдаль.
– Картина уносит нас в лето.

– Напоминает об осени, а еще о стихотворении “Листья”
– Ф. И. Тютчев.
Выразительное чтение стихотворения “Листья”
– Спокойное, светлое. хорошее.
– Изображена золотая осень

Это прялка. Из стихотворения “Детство”

Выразительное чтение отрывка


– Настроение радости, восхищения.
– Дети радуются первому снегу. Приходу зимы.

– Полно степь моя спать беспробудно.
– И. С. Никитин

Выразительное чтение отрывка

– Голубое небо, зеленая степь, цветы. Вся природа радуется приходу весны.

Дети выполняют движения.

– Рифма – созвучие стихотворных строк в конце.

– Снег белый , пушистый

– разноцветным огнём
– безлюдный простор
– Из –под чёрных кудрей

Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.

Работа в парах
Карточки № 1
Правильно соединить имена, отчества и фамилии писателей


Проверка выполнения заданий


Б. Щербаков “Ранний октябрь”

А. Пластов “Первый снег”

Е. Зверьков “Луг цветет”

Зарядка для глаз

Эпитет даёт яркое образное
представление о предмете и
часто передаёт отношение
автора к тому, что он изображает.

Второй слайд презентации управляющий, все переходы осуществляются с помощью управляющих кнопок и объектов. В игровой форме дети путешествуют по станциям, выполняя задания.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, знать лирические произведения и их авторов.



Путешествие в литературную страну (3 класс)

- Начало путешествия с приветственными словами,

- Викторину-разминку по знакомым произведениям,

Вопросы и задания сопровождаются правильными ответами для самопроверки их выполнения, а также обратными переходами к плану дальнейших действий на карте. В работе на уроке учащимся помогут яркие иллюстрации, исполненные в рисуночном и фотографическом вариантах.

Презентация применима как для плановых урочных занятий, так и для организации внеклассной деятельности в рамках общешкольной предметной недели.

Читайте также: