Правописание слов с удвоенными согласными 4 класс школа россии конспект с презентацией

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ Ишунский УВК

Конспект

урока

русского языка

в 4 классе

Разработала

учитель начальных классов

Семиголовская Н.Л.

2016 год

Тема: Правописание слов с удвоенной согласной.

Тип урока : ОЗН

Цели : овладение умением сравнивать, на основе наблюдений устанавливать различие явлений при их формальном сходстве; формирование умений находить орфограмму удвоенную букву, на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса и отличать эту орфограмму от орфограммы – буквы удвоенного согласного в корне.

Задачи : систематизировать и закрепить знания о значимых частях слова, представление о единообразии написания морфем, закрепить правописание орфограмм корня.

Планируемые результаты:

Познавательные:

- закрепить понятие корень, приставка, суффикс;

- формировать умение применять свои знания на практике;

- развивать умение анализировать и обобщать полученные знания;

- включение творческих способностей в учебную деятельность при решении нестандартной задачи.

Коммуникативные:

- формировать умения устанавливать учебные отношения и сотрудничать при работе в парах, группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

- формировать умение планировать время при решении поставленной учебной задачи;

- формировать умения выполнять свои действия по алгоритму;

- формировать умение адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

Личностные:

- учить осознавать смысл учения, важность изучаемого материала;

- формировать самостоятельность мышления, креативность и оригинальность.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, созданная в ПО Mimio Studio .

Технологии, используемые на уроке:

- технология оценивания образовательных достижений.

Организационный момент. (эмоциональный настрой учащихся)

АНАГРАММА : расшифруйте слово: УЫАБКЛ (улыбка)

- Подберите однокоренные слова к данному слову. ( улыбочка, улыбаться)

- Когда мы улыбаемся? (когда нам хорошо, хорошее настроение и т.д.)

- Улыбнитесь друг другу и настройтесь на хорошую плодотворную работу. Готовы?

А чтобы всё получилось, какими вы должны быть? (умными, находчивыми, внимательными)

Девиз нашего урока:

«Учись, смекай, активным будь!

II .Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

Запишите слово УЛЫБКА

- выделите орфограмму в слове УЛЫБКА.

- Составьте предложение с этим словом.

2. Работа над предложением.

Счастливый день начинается с улыбки.

(У доски): улыбка 1 , с улыбки 3

- Какой частью речи является слово УЛЫБКА? Что можно у этого слова определить?

- Из каких значимых частей состоят слова? (приставка, корень, суффикс, окончание)

Задание: разберите слово улыбка по составу.

III .Самоопределение к деятельности.

Игра на выбывание

СОВА, ГНЕЗДО, ПЛОЩАДИ, МАССА, КРАСНЫЙ, ГРУППА

- найдите имя прилагательное ( красный)

- какое слово стоит во множественном числе (определите род, число, склонение)

- найдите существительное среднего рода и поставьте его в предложный падеж с предлогом.

- какое слово является одушевлённым именем существительным?

- какие слова остались? ( масса, группа)

- Выделите в словах орфограмму

- сформулируйте тему урока . (Слова с удвоенной согласной)

Цели и задачи урока. ( повторить, когда пишутся удвоенные согласные, учиться писать слова с удвоенной согласной, узнать , где могут стоять удвоенные согласные)

Развитие учебно-языковых и правописных умений.

1) Составление алгоритма детьми.

- В какой части слова пишется удвоенная согласная? Докажи.

- С чего начнёшь? (разбор по составу)

- где пишется удвоенная согласная?

- Составим алгоритм рассуждения:

подбираю однокоренные слова

обозначаю графически орфограмму

2) Исследовательская работа

3 лаборатории. Тема исследования одна. Вы её определили. Повторите тему. (слова с удвоенными согласными).

Цель нашего исследования: выяснить, где может находиться удвоенная согласная.

институт грамматики

слова с удвоенными согласными

1 лаборатория 2 лаборатория 3 лаборатория

Для того, чтобы приступить к работе, нужно повторить алгоритм рассуждения.

подбираю однокоренные слова

нахожу корень

делаю вывод

обозначаю графически орфограмму

1 группа слова для исследования: шоссе, кроссовки, Анна

2 группа слова для исследования: рассмешил, бессонная (ночь), рассол.

3 группа слова для исследования: ранний, конный, весенний.

1 лаборатория 2 лаборатория 3 лаборатория

в корне на стыке приставки и корня на стыке корня и суффикса

V . Закрепление и совершенствование приобретённых знаний

Задание: Запишите слова в 3 столбика:

Оттянул, осенний, касса, рассвет, суббота, рассказ, минное (поле).

VI . Самостоятельная работа.

Задание: у вас на столе лежат карточки. Нужно подумать и вставить соответствующую букву. ( работа в парах )

т или тт? о_____рубил сухую ветку

с или сс? ра_____мешил друзей

д или дд? конкурс по_____елок

с или сс? бе_____нежная зима

с или сс? ра_____кусил орех

л или лл? ко_____екция марок

с или сс? новые кро_____овки

с или сс? бе_____онная ночь (проверка)

VII . Рефлексия.

1) (на доске запись)

Я сегодня всем наврал – от стыда алею,

Вот пойду и спрячусь я в тёмную аллею.

- Почему мальчику хочется спрятаться? А что лучше сделать, если уж так получилось? (признаться, извиниться, больше так не делать)

- Есть ли ошибка в написании выделенных слов? Почему?

- Как объяснить удвоение согласной в данных словах? Составьте пары предложений.

ГРИПП – ГРИБ, МЕТАЛЛ – МЕТАЛ (мяч)

- Части слова – это … (приставка, корень, суффикс)

- Где могут находиться удвоенные согласные?

- Чтобы правильно написать удвоенную согласную, нужно выделить … (части слова)

- правописание удвоенных в корне слов нужно … (запомнить)

3) - Какую цель мы перед собой ставили?

- Достигли ли мы цели?

- Где вы можете потренироваться ещё?

- Дома вы должны повторить слова с удвоенными согласными, которые находятся в конце учебника.

VIII . Итог урока.

Лесенка успеха.

Кто понял, где могут стоять удвоенные согласные и как пишутся слова с удвоенной согласной, и может объяснить, поставит свой магнит на 4 ступеньку; кто понял, но объяснить не может – на 3-ью; кто допускает ошибки – на 2-ую, а кому надо как следует потренироваться – на 1-ую.


ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.(СЛАЙД №3)
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
Самоконтроль готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания (СЛАЙД №4)


(Учащиеся зачитывают словосочетания с орфограммами корня. Затем обмениваются тетрадями. Берут ручки с зеленой пастой и проверяют друг друга. Идет взаимопроверка и взаимооценка).

3. Самоопределение к деятельности.
- Запишите сегодняшнее число. Классная работа.
Чистописание.Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.
На доске даны буквосочетания: нн, бб, кк, лл, сс, мм.(СЛАЙД №5)
- Что общего в цепочках букв вы видите? (Они записаны парами)
- Можно ли сказать, что это слоги? (Нет, это не слоги. Здесь нет гласных. Они состоят только из согласных букв)
Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая высоту букв и наклон.
Подчеркните самое красивое соединение.
А сейчас я буду загадывать вам загадки. Запишите в тетрадь слова-отгадки.
Спортивная игра с шайбой (хоккей) (СЛАЙД №6)
Место, где продают билеты (касса) (СЛАЙД №7)
Дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея) (СЛАЙД №8)

Какая орфограмма встретилась в словах? (удвоенные согласные)
Сформулируйте тему урока (Удвоенные согласные в слове) (СЛАЙД №9)

4. Работа по теме урока.
Работа по учебнику
Упражнение 183 с.105 (СЛАЙД №10) (Работа в парах, коллективное обсуждение)
Какая орфограмма вам встретилась в этих словах? (удвоенные согласные)
В какой части слова они находятся? (в корне слова).
Как вы это определили? (по алгоритму).
Назовите его.
АЛГОРИТМ
подбираю однокоренные слова
нахожу корень
делаю вывод
обозначаю графически орфограмму
Как можно проверить правильность написания удвоенных согласных в корне слова? (по орфографическому словарю).
Прочитайте составленные и записанные вами предложения.
Задание на карточке (СЛАЙД №11) (Самостоятельная работа)
Пользуясь справкой, восстанови текст.
По _______ с жужжанием пронеслась __________ мотоциклов. Затем лениво проехал и скрылся троллейбус, набитый __________ . Римма посмотрела по сторонам и перешла на другую сторону дороги. Домой она шла без радости. В __________ Римма поссорилась со своей лучшей подругой. Решая задачу, запуталась в ________ и тоннах. Девочка пришла домой, поставила любимую ___________ и задремала.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: КИЛОГРАММАХ, ПАССАЖИРАМИ, КОЛОННА, КЛАССЕ, ШОССЕ, КАССЕТУ.
(Один ученик зачитывает полученный текст, остальные проверяют.)

5. Физкультминутка (СЛАЙД №12)


Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

6. Закрепление изученного материала.
В учебнике на стр.106 (СЛАЙД №13) вам даны два слова, которые нужно запомнить. Запишите эти слова в свои орфографические словари, выделите орфограммы.
Работа по карточкам:
1. Подчеркни слова с удвоенными согласными.(СЛАЙД №14)
На крыше поставили высокую антенну. Трёхтонная машина въехала в город. Мама купила два килограмма груш. Группа туристов прошла большое расстояние.

Назовите слова, которые вы подчеркнули.


Назовите полученные слова.

7. Рефлексия.(СЛАЙД №16)
Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с удвоенными согласными.
а) Работа в ___________(группе) проходит быстро и интересно.
б) (Грипп)____________ — заразная болезнь.
в) Я прочитала интересный ___________(рассказ).
(Один ученик зачитывает полученные предложения, остальные проверяют).

8. Подведение итогов. (СЛАЙД №17)
Какие орфограммы мы научились писать?
В какой части слова они могут находиться?
Какое задание было сегодня самым интересным?



ПРАВОПИСАНИЕ УДВОЕННЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ


согласн. в корне

согласн. в корне


По какому признаку распределены слова ?

Какие орфограммы можно проверить ? как?

орфограммы после шипящих согласных

Какие орфограммы надо запомнить ?

Как определить, когда в слове пишется разделительный Ъ и разделительный Ь знак ?

Объясните написание в последнем столбике

СФОРМУЛИРУЙТЕ ЗАДАЧИ УРОКА

ПОВТОРИТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ОРФО-

ГРАММЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ


Работа по учебнику Упр.94 стр.59 взаимопроверка

Работа по учебнику Упр.95 стр.59 работа в парах

Работа по учебнику Упр.97 стр.60 коллективная работа



Запись под диктовку


1 . Какие орфограммы мы повторили на уроке ?

2 . С какими новыми словами вы познакомились ?

Правописание удвоенных согласных.
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)


Поможет повторить знания и узнать новое по данной теме.

ВложениеРазмер
pravopisanie_s_udvoennymi_soglasnymi.ppt1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Двенадцатое октября Классная работа сс мм нн лл

Составьте из слов предложения и запишите их. Вставьте пропущенные буквы. Наш, собрал, мета. олома, то. у, кла. На, было, па. ажиров, много, пе…оне. По, машин, шо. е, двигалась, коло. а.

Проверяем! Наш кла сс собрал то нн у мета лл олома. На пе рр оне было много па сс ажиров. По шо сс е двигалась коло нн а машин.

Правописание слов с удвоенными согласными нн сс лл пп жж рр бб кк

РАЗМЫШЛЯТЬ ДОКАЗЫВАТЬ ЗАПОМИНАТЬ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

Суббота, хоккей, сумма, касса, бассейн, рассказ

Что общего в этих словах? Суббота, хоккей, сумма, касса, бассейн Удвоенные согласные Написание слов с удвоенной согласной буквой в корне надо запомнить

рассказ Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная.

Удвоенные согласные объяснить проверить запомнить

Работа по учебнику стр. 60, Упр. 98,99.

Домашнее задание Выписать из орфографического словаря учебника слова с удвоенными согласными; Подготовиться к записи этих слов под диктовку.

Запиши слова в 3 группы СС ММ ЛЛ Россия, комиссия, программа, коллектив, аллея, пассажир, троллейбус, шоссе, касса, коллекция, трасса, сумма, гамма, грамматика, масса, ссора, рассказ, бриллиант. 13.10.20

Прочитай слово. Выдели корень. Выдели приставку. Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня. Сделай вывод. Запиши слово. Обозначь орфограмму. Алгоритм:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новое об известных опасностях письма.

Урок открытия нового знания по указанной теме проведён в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова с использованием компьютерных технологий. Урок разработан в соответствии с ФГОС, направл.

Программа А.В.Поляковой 3 класс. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, включает различные виды работы: в группах, парах, индивидуально, предполагает ведение листа самооценки с фиксацией .

Задачи урока:1. Образовательные: формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами; подвести детей к пониманию того, что от лексического значения сл.

Методический материал поможет учителю организовать работу со словами , которые нельзя или трудно проверить правилами.

МБОУ Ишунский УВК

учитель начальных классов

Тема: Правописание слов с удвоенной согласной.

Цели : овладение умением сравнивать, на основе наблюдений устанавливать различие явлений при их формальном сходстве; формирование умений находить орфограмму удвоенную букву, на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса и отличать эту орфограмму от орфограммы – буквы удвоенного согласного в корне.

Задачи : систематизировать и закрепить знания о значимых частях слова, представление о единообразии написания морфем, закрепить правописание орфограмм корня.

— закрепить понятие корень, приставка, суффикс;

— формировать умение применять свои знания на практике;

— развивать умение анализировать и обобщать полученные знания;

— включение творческих способностей в учебную деятельность при решении нестандартной задачи.

— формировать умения устанавливать учебные отношения и сотрудничать при работе в парах, группе;

— развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

— формировать умение планировать время при решении поставленной учебной задачи;

— формировать умения выполнять свои действия по алгоритму;

— формировать умение адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

— учить осознавать смысл учения, важность изучаемого материала;

— формировать самостоятельность мышления, креативность и оригинальность.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, созданная в ПО Mimio Studio .

Технологии, используемые на уроке:

— технология оценивания образовательных достижений.

Организационный момент. (эмоциональный настрой учащихся)

АНАГРАММА : расшифруйте слово: УЫАБКЛ (улыбка)

— Подберите однокоренные слова к данному слову. ( улыбочка, улыбаться)

— Когда мы улыбаемся? (когда нам хорошо, хорошее настроение и т.д.)

— Улыбнитесь друг другу и настройтесь на хорошую плодотворную работу. Готовы?

А чтобы всё получилось, какими вы должны быть? (умными, находчивыми, внимательными)

Девиз нашего урока:

«Учись, смекай, активным будь!

II .Актуализация знаний.

Запишите слово УЛЫБКА

— выделите орфограмму в слове УЛЫБКА.

— Составьте предложение с этим словом.

2. Работа над предложением.

Счастливый день начинается с улыбки.

(У доски): улыбка 1 , с улыбки 3

— Какой частью речи является слово УЛЫБКА? Что можно у этого слова определить?

— Из каких значимых частей состоят слова? (приставка, корень, суффикс, окончание)

Задание: разберите слово улыбка по составу.

III .Самоопределение к деятельности.

СОВА, ГНЕЗДО, ПЛОЩАДИ, МАССА, КРАСНЫЙ, ГРУППА

— найдите имя прилагательное ( красный)

— какое слово стоит во множественном числе (определите род, число, склонение)

— найдите существительное среднего рода и поставьте его в предложный падеж с предлогом.

— какое слово является одушевлённым именем существительным?

— какие слова остались? ( масса, группа)

— Выделите в словах орфограмму

— сформулируйте тему урока . (Слова с удвоенной согласной)

Цели и задачи урока. ( повторить, когда пишутся удвоенные согласные, учиться писать слова с удвоенной согласной, узнать , где могут стоять удвоенные согласные)

Развитие учебно-языковых и правописных умений.

1) Составление алгоритма детьми.

— В какой части слова пишется удвоенная согласная? Докажи.

— С чего начнёшь? (разбор по составу)

— где пишется удвоенная согласная?

— Составим алгоритм рассуждения:

подбираю однокоренные слова

обозначаю графически орфограмму

2) Исследовательская работа

3 лаборатории. Тема исследования одна. Вы её определили. Повторите тему. (слова с удвоенными согласными).

Цель нашего исследования: выяснить, где может находиться удвоенная согласная.

слова с удвоенными согласными

1 лаборатория 2 лаборатория 3 лаборатория

Для того, чтобы приступить к работе, нужно повторить алгоритм рассуждения.

подбираю однокоренные слова

обозначаю графически орфограмму

1 группа слова для исследования: шоссе, кроссовки, Анна

2 группа слова для исследования: рассмешил, бессонная (ночь), рассол.

3 группа слова для исследования: ранний, конный, весенний.

1 лаборатория 2 лаборатория 3 лаборатория

в корне на стыке приставки и корня на стыке корня и суффикса

V . Закрепление и совершенствование приобретённых знаний

Задание: Запишите слова в 3 столбика:

Оттянул, осенний, касса, рассвет, суббота, рассказ, минное (поле).

VI . Самостоятельная работа.

Задание: у вас на столе лежат карточки. Нужно подумать и вставить соответствующую букву. ( работа в парах )

т или тт? о_____рубил сухую ветку

с или сс? ра_____мешил друзей

д или дд? конкурс по_____елок

с или сс? бе_____нежная зима

с или сс? ра_____кусил орех

л или лл? ко_____екция марок

с или сс? новые кро_____овки

с или сс? бе_____онная ночь (проверка)

1) (на доске запись)

Я сегодня всем наврал – от стыда алею,

Вот пойду и спрячусь я в тёмную аллею.

— Почему мальчику хочется спрятаться? А что лучше сделать, если уж так получилось? (признаться, извиниться, больше так не делать)

— Есть ли ошибка в написании выделенных слов? Почему?

— Как объяснить удвоение согласной в данных словах? Составьте пары предложений.

ГРИПП – ГРИБ, МЕТАЛЛ – МЕТАЛ (мяч)

— Части слова – это … (приставка, корень, суффикс)

— Где могут находиться удвоенные согласные?

— Чтобы правильно написать удвоенную согласную, нужно выделить … (части слова)

— правописание удвоенных в корне слов нужно … (запомнить)

3) — Какую цель мы перед собой ставили?

— Достигли ли мы цели?

— Где вы можете потренироваться ещё?

— Дома вы должны повторить слова с удвоенными согласными, которые находятся в конце учебника.

Кто понял, где могут стоять удвоенные согласные и как пишутся слова с удвоенной согласной, и может объяснить, поставит свой магнит на 4 ступеньку; кто понял, но объяснить не может – на 3-ью; кто допускает ошибки – на 2-ую, а кому надо как следует потренироваться – на 1-ую.

— Спасибо всем за урок. Урок окончен.

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 742 человека из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 644 человека из 80 регионов
  • Семиголовская Надежда ЛеонидовнаНаписать 3061 09.04.2017

Номер материала: ДБ-349977

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    09.04.2017 889
    09.04.2017 320
    09.04.2017 288
    09.04.2017 2280
    09.04.2017 759
    09.04.2017 625
    09.04.2017 837

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.



Рекомендации:

Не, мы будем так писать всегда! Потому как у одних слов это объясняется морфемным составом (одиннадцать, конный, осенний, весенний), а у других - процессом ассимиляции ( bassin , commissio и т.д.) Об этом детки узнают попозже, а пока пусть тренируют зрительную память и узнают правильное написание слов! Классная работа, Ольга Ивановна!

Читайте также: