Конспект занятия по доноведению краски тихого дона

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи урока: - формирование представлений об историческом времени;

- воспитание нравственной и патриотической личности;

- воспитывать любовь к родному краю и его традициям;

- развивать эмоциональное восприятие красоты, национальное своеобразие традиций донского казачества;

- развивать умение играть на музыкальных инструментах;

- развивать вокально-хоровые навыки при пении казачьих песен.

(Дети под музыку входят в класс)

-Здорово дневали казачата.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем,

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогие наши гости

Принимайте хлеб-соль из наших рук.

-Мы приглашаем гостей в казачий курень, в самое лучшее место – горницу.

Окончены дневные работы. После вечери расходиться не хочется, начинается самое интересное – разговор. О чём он сегодня? Давайте послушаем.

Как у нас было на Дону,

На Дону, на Дону, на Дону.

В Астраханском городу,

Городу, городу, городу.

Галки да галки, да галочки.

Прилетал к галке сокол,

Сам сокол, сам сокол, сам сокол.

Высоко, высоко, высоко.

Поймал галку за крыло,

За крыло, за крыло, за крыло.

За то крыло правое,

Правое, правое, правое.

За перышко сизое,

Сизое, сизое, сизое:

Зачем ходишь стороной,

Стороной, стороной, стороной?

Чего носишь под полой,

Под полой, под полой, под полой?

Старый казак. Ох, добре песню играют! Любо!

Ученик. Деда, а я вот как слышу песню нашу, казачью, так вроде Дон наш, батюшка волною серебрится, девки гутарють, а то конь намётом пошёл…И так сладко делается, как жеребёнок до мамки тянется…

Старый казак. Да, сынку, такие песни играть умеют казаки, потому как народ наш красивый, сильный добрый как Дон родимый. А руки, руки у людей золотые.

Тётка Лукерья. – Девчата, а вы зерно перебрали? А ль прогутари с казаками? Надоть наведаться да проверить вашу работу.

Ученица. Тётка Лукерья, вы чо, не верите, чо ли? Мы ж управились! Мы гутарили и работали. Вот послухайте как.

У ворот сосна зеленая.- 2 р.

Зеленая, зеленая, зеленая.- 2 р.

Я бабёночка молодая. - 2 р.

Молодая, молодая, молодая.

Я бабёночка муку сею.- 2 р.

Муку сею, муку сею, муку сею.

И калачики затираю. - 2 р.

Затираю, затираю, затираю.

И за реченьку отправляю.- 2 р.

Отправляю, отправляю, отправляю.

Там за реченькой - хуторочек.- 2 р.

Хуторочек, хуторочек, хуторочек.

Там живёт Ванька - писарёчек.- 2 р.

Писарёче, писарёчек, писарёчек.

А он пишет всё и малюет.- 2 р.

И малюет, и малюет, и малюет.

Обернётся и поцелует. - 2 р.

Поцелует, поцелует, поцелует.

У ворот сосна зеленая.- 2 р.

Зеленая, зеленая, зеленая.

Тётка Лукерья. Вот окаянные, всё таки с казаками встречались! А кстати, вы хоть знаете, кто такой казак.

Ученик. А как же! Казак- это слово не русское. Так называли у тюрских народов удалых, вольных людей. Появились они на Дону во времена владычества татар. Это случилось приблизительно в 1500 году.

Учитель. А как называли казаков?

-Казак – полномерная воля.

- Казак – безоглядная доля.

- Казак – не тупящийся меч.

- Казак - правды маяк.

- Казак – веры оплот.

- Казак – мужества грань.

- Казак – благородства дань.

Учитель. По берегам Тихого Дона живут донские казаки, а когда-то в давние времена эти места называли Диким полем.

- Что называли Диким полем?

Ди́кое По́ле — историческая область неразграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских степей между Днестром на западе и Доном и Хопром на востоке.

- А знаете ли вы казачьи заповеди? Назовите их.

- Люби Россию, ибо она мать твоя и ничто в мире не заменит тебе её.

- Люби Дон, ибо он колыбель твоей свободы.

- Люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека.

- Люби всё, что с ранних лет впитывал ты в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины.

Учитель. Донской край стал Родиной вольного казачества, знаменитого войска Донского, ставшего защитником южных границ государства Российского.

Старый казак. В каких только походах не участвовали отважные сыны казачьего Дона.

Учитель. Сражаясь, под командованием великого полководца Суворова они штурмовали Азов и Измаил, воевали в Альпах – били там Наполеона и его маршалов. Тысячи Донских казаков сложили головы на чужой и на своей, милой сердцу, земле.

Русь помнит те былые годы,

Когда свой гибельный удар

Сын дикой степи и свободы

Бросал наш предок на татар.

Когда от Дона до Урала

И вдоль днепровских берегов

Внезапной молнией сверкала

Казачья сабля меж врагов.

И помнит Русь тот день великий,

Когда бесстрашный богатырь

К подножью грозного владыки

Повёрг обширную Сибирь.

И подвиг дивный и кровавый,

Которым в летопись веков

На память вечную и славу

Внесён разрушенный Азов.

Привет донцам! Увековечен

Ваш сильный доблестный народ.

И знает мир, как вами встречен

Войны отечественной год:

Весь Дон восстал на голос чести.

И день, и ночь казак летал

И крови в битвах грозной мести

Последней капли не жалел.

Учитель: - До сих пор поют на Дону походные песни. Вот, давайте, прослушаем одну такую песню и определим элементы музыкальной речи.

(Дети слушают песню.

За высокий, за курган по степи стелил туман,

А на небе алая заря, заря наступила.

Как по этой, по степи, слышно, движутся полки,

А впереди казаков едут командиры.

Они едут на конях, сабли востры на плечах,

А наганы у них на мундирах, знать, они стальные

. Казак по полю скакал, свою судьбу проклинал:

Зря женили рано вы меня, паря молодого.

Зря женили потому, что покинул я жену

И поехал с вами на войну, с вами, с казаками.)

Тётка Лукерья:- А я вот совсем не согласна, что и одни казаки храбрые. А казачки? Да не было б казаку удачи, если б на ратное дело его казачка не благословила – матушка родная, сестрица-краса, невеста ненаглядная, жена верная. Вся сила казака от женских рук. Ишо тот казак в люльке гулит, а руки мамины да бабины силу в него вливают, да ум, да красу! Вот так!

Учитель: - Какими же чертами характера должна была обладать женщина-казачка? Что ценят больше всего в женщинах казаки?

(Гордость, трудолюбие, верность, бесстрашие, самостоятельность.)

Учитель: - Но, несмотря на всё это, казачка не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства.

Играй, братцы, плясовую

И частушки запевай.

Ну, а ты, гармонь донская,

Веселее нам играй!

Мы на Доне, на любимом

Песни звонкие поем!

На донской земле счастливой

Жизнью вольною живём!

Пропоём мы вам частушки,

А ребята подпоют.

Пусть узнают все вокруг

Казачата как живут!

Мы с весёлой песней дружим,

Хорошо живем – не тужим,

Со сметаной хлеб едим!

Старину мы уважаем,

Старину мы бережём!

О донском старинном крае

Песни звонкие поём!

Ой, берёзонька, берёза,

Хороша ты, речка Дон,

На Дону гуляют волны,

Мы умеем веселиться

И в труде не ленимся.

Иди, казачка, танцевать,

На меня не дуйся,

Если жаль тебе сапог,

То возьми разуйся!

Мы нигде не пропадём.

Сами музыку играем,

Сами пляшем и поём!

Ученик: - Когда у казаков появлялась свободная от службы минутка, они любили погулять немного, пошалить, но любимых в родном краю не забывали, были им всегда им благоверными мужьями, матушек добрым словом почитали, невест не забывали.

Тётка Лукерья: - Казаки, прежде всего, были воинами ловкими, смелыми, находчивыми, отличными всадниками. Казаки воспевали любовь и своему верному другу – доброму коню.

Учитель: - Не случайно возникли об этом пословицы. Вспомните пословицы о казаке и его верном друге – коне.

Тётка Лукерья: - Верно! И в песнях казаки с любовью поют о своём коне.

Ой, при лужку, при лужке,

При широком поле,

При знакомом табуне

Конь гулял на воле.

При знакомом табуне

Конь гулял на воле.

Эй, ты, гуляй, гуляй, мой конь,

Пока не споймаю,

Как споймаю, зануздаю

Вот споймал парень коня,

Вдарил шпоры под бока,

Конь летел стрелою.

Ты, лети, лети, мой конь,

Возле Сашиного двора,

Чтобы вышла красна девка

С чёрными бровями, эх.

Но не вышла красна девка,

Здравствуй, здравствуй, милый зять,

Пожалуйте в хату.

А я в хату не пойду,

Пойду во светлицу,

Разбужу я крепким сном

А девица не спала,

Правой ручкой обняла,

Правой ручкой обняла,

Ой, при лужку, при лужке,

При широком поле,

При знакомом табуне

Конь гулял на воле.

При знакомом табуне

Конь гулял на воле.

Старый казак: - А помнишь, тётка Лукерья, жизнь в казачьих станицах наполненную традициями, обычаями, песнями и плясками?

Тётка Лукерья: - А как же не помнить. Из музыкальных инструментов бывали на Дону русская гармонь, бубен, балалайка, ложки. Ох, играли ж красиво.

( Беседа учителя об музыкальных инструментах)

Тётка Лукерья: - А давайте-ка мы попробуем сыграть.

Как донские казаки,
Как донские казаки,
Казаки, Казаки,
Казаки, Казаки,

По станицам гуляли,
По станицам гуляли,
Гуляли, гуляли,
Гуляли, гуляли.

Молодушек любили,
Молодушек любили,
Любили, любили,
Любили, любили.

К одной двое ходили,
К одной двое ходили,
Ходили, ходили,
Ходили, ходили.

Одну двое любили,
Одну двое любили,
Любили, любили,
Любили, любили.

Подарочки носили,
Подарочки носили.
Носили, носили,
Носили, носили.

Подарочек не простой,
Подарочек не простой,
Не простой, не простой,
Не простой, не простой,

С ручки перстень золотой,
С ручки перстень золотой,
Золотой, золотой,
Золотой, золотой.

Серябряна калечка,
Серябряна калечка,
Калечка, калечка,
Калечка, калечка.

Балить мая сердечка,
Балить мая сердечка,
Сердечка, сердечка,
Сердечка, сердечка.

Балить сердце и живот,
Балить сердце и живот,
И живот, и живот,
И живот, и живот.

Далеко милай живет,
Далеко милай живет,
Он живёт, он живёт,
Он живёт, он живёт.

Часто вести подаёт,
Часто вести подаёт,
Подаёт, подаёт,
Подаёт, подаёт.

А я ево не боюсь,
А я ево не боюсь,
Не боюсь, не боюсь,
Не боюсь, не боюсь,

На улицу покажусь,
На улицу покажусь,
Покажусь, покажусь,
Покажусь, покажусь.

Чубатые ребяты,
Чубатые ребяты,
Ребяты, ребяты,
Ребяты, ребяты,

Прелестнаи казаки,
Прелестнаи казаки,
Казаки, казаки,
Казаки, казаки

Старый казак: - Здорово, дед Щукарь! Седай! Ты сказывать мастак! Так, можа, расскажешь миру, как Дон наш знаешь, что про речку нашу великую деды тебе пересказали? А, можа, ещё что?

Дед Щукарь: Ишь, каки грамотные!

Учитель: - Погодь дед не расстраивайся. Загадай им ещё одну загадку.

( Курень - казачье жилище на высоких сваях или каменном подклете (нижний этаж), которые предохраняли внутренние верхние комнаты от затопления водой).

Дед Щукарь: -Любо! Любо, казачата!

Ученик:- Дедунь! Да хватит загадок. Пойдём лучше спляшем!

Дед Щукарь: - Эх, решили позабавиться над дедом!

Все: - Дедунь, спляши!

Дед Щукарь: Эх, танцор из меня никудышний. Вы мне лучше сгутарьте, кто такие поречни? Чо, зажурились? Да-а-а… Испакостили речку нашу, перевели в ей поречни, жемчугов зараз не стало, много всякой живности было, да мало стало. В обиде на нас природа – мать, Дон Иванович, травы разные да зверьё. Притеснили их люди недобрые, жадюги да дурни. Вот и не стало с нами поречни…

Ученик: - Погодь, дед, дак, что ж за загадка твоя, что ж за поречни такие?

Дед Щукарь: - Жил тут у нас по берегам да ерикам зверёк махонький, мохнатенький. Шустрый да ловкий, бегать да плавать мастак. По реке жил поречней и прозвали.

(Под мелодию учитель читает отрывок)

« Тихий Дон, река раздольная, плещется и шепчет что-то, будто мать родная сынка убаюкивает.

На воинах солнечные блёстки сверкают, будто золотые крупинки рассыпал кто-то. В светлой воде рыбёшка искрится, весёлой игрой забавляется.

Над Доном воздух тёплый, прозрачными струйками плывёт. Чайки белокрылые летают.

Можно иногда увидеть, как в глубине реки вдруг что-то заблестит, засверкает, загорится золотыми огоньками.

Ученик: - Ой, Дон ты широкий и глубокий,

Величавый Тихий Дон,

Край казачий, край раздольный,

Низкий мой тебе поклон.

Ну и пусть себе Дон тихий

И зимой и по весне,

Казаки, зато как вихри,

В час веселья, и в труде

И не только тихий плавный,

И широк среди всех рек

Дон привольный необъятный!

Дон наш – батюшка навек!

Учитель: - Ой! Пора и по домам расходиться, но на последок, давайте, песню споём.

Эх, казаченьки!
Эх, ребятушки!
Разве нам горевать и тужить.
Любо-дорого злого ворога
Вострой сабелькой покрошить.
Сабли вострые, кони быстрые,
Одолеем своих врагов.
Мы в любом бою с вами выстоим,
Лишь бы был атаман таков.
А золотые поля,
Наша русская земля,
А лучше нету в мире края,
Чем сторонушка моя.
А вострой сабелькой своей
Порублю густой бурьян,
А нам и жить-то веселее
Коли бравый атаман.
Встанет солнышко,
Встанет красное,
Разлетится густой туман.
Лишь бы жизнь была не напрасная,
Да весёлый был атаман.
Будем песни петь,
Будем хлеб растить,
Да за правду горой стоять.
Мало Родину просто так любить,
Надо Родину защищать.
А золотые поля,
Наша русская земля,
А лучше нету в мире края,
Чем сторонушка моя.
А вострой сабелькой своей
Порублю густой бурьян,
А нам и жить-то веселее
Коли бравый атаман.
А золотые поля,
Наша русская земля,
А лучше нету в мире края,
Чем сторонушка моя.
А вострой сабелькой своей
Порублю густой бурьян,
А нам и жить-то веселее
Коли бравый атаман.


5. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (КУУД)

Умение определять цвета времен года Ростовской области

Путешествие во времени

Обращение к сознанию (ожидание радости), коллективная игра, метод уважения детской личности, доверие, обращение к чувству, беседа, беседа с целью выявления уровней воспитанности, восприятие литературного произведения, упражнение, пояснение, самоанализ

Оборудование (средства воспитания)


речь, игра, произведение художественной литературы, медиафайл, технические средства: ПК, проектор.

Этапы воспитательного занятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность воспитанников

Методы воспитания

1. Организационный момент (Мотивационно-целевая установка)

Приветствую воспитанников.

Привет тебе, мой край родной!

С твоими жёлтыми степями,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Николаевна и сегодня классный час у вас проведу я. Присядьте.

- На сегодняшнем занятии я желаю вам быть активными и внимательными. Но давайте создадим дружескую атмосферу, ведь это не урок: можете при ответе не вставать, но для того, чтобы нам сохранять рабочую обстановку, давайте введем ограничения. Кто-нибудь знает правило правой руки? Если я поднимаю правую руку, то вы должны обратить на меня внимание и успокоиться. Договорились? Спасибо.

Приветствуют учителя. Выдвигают собственные предположения.
Занимают свои рабочие места.
Внимательно слушают учителя, принимают условия.

Обращение к сознанию (ожидание радости)

2. Вводная часть (Проблемная ситуация и целеполагание)

Организую подведение детей к теме

- Ребята предлагаю вам сразу собрать небольшой пазл, название которого будет темой нашего классного часа. Для того что бы получить части пазла, вам нужно отгадать загадки.

1. К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.

2. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.

3. Красное, зелёное, жаром опалённое,
Жёлтое, плодовое, каждый день с обновою.

4. Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт —

В лесу подснежник расцветёт

За каждую загадку даю отгадавшему пазл, тот крепит его на доску.

Организую подведение детей к теме

- Ребята так о чем мы сегодня будем говорить?

- Кто скажет, где мы живем?

- А как нашу область можно назвать по-другому? Верно, ребята, мы живем на Дону, многие писатели восхищались этими местами, поэтому прозвали их Тихим Доном за его спокойные и необъятные пейзажи. Сегодня мы с вами поговорим о том как проходят времена года именно у нас. Мы поговорим о красках Тихого Дона.

- Что бы вы хотели сегодня узнать?

- Какие наряды любит наш Донской край? Какие цвета и краски присущи каждому времени года? И мы сегодня научимся любить наш край в любое время, потому что он прекрасен всегда.

- Но проблема! Какое время года сейчас? Да, сейчас осень, причем поздняя осень, а как мы узнаем о других сезонах?

- А я предлагаю попутешествовать во времени. Да, да, школа – самое необычное место, где могут произойти чудеса. Пристегивайте ремни, мы отправляемся. Но что бы наша машина времени работала её нужно заряжать энергией наших слов. Перед каждым отправлением, я буду говорить определённые слова-заклинания, а вы будете за мной повторять.

Высказывают свои предположения о теме. Ставят перед собой цель.

- о временах года

- Зерноград, ростовская область

- какие краски преобладают в природе Дона в разные времена года. Осень- серый, зима – белый ,весна- зеленый, лето-желтый

Предлагают варианты решения проблемы

3. Основная часть (Операционно-деятельностный этап)

Организую работу по теме занятия

- Куда же мы отправимся первым делом решит наша машина времени.

Что бы переместиться в зимнюю сказку повторяйте: БЕЛИЗНА, СУГРОБ, ОСИНКА – ЭТО ЗИМНЯЯ КАРТИНКА

- Зима. Прекрасное время года, которое наступит сосем скоро. Что необычного было в последние дни? Что говорит нам о приближении зимы?

- Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья. Белеют заснеженные улицы, водоёмы сверкают зеркальным блестящим льдом.

- Вот мы свами выходим на улицу, закройте глазки и представьте, как лёгкий морозец щиплет ваши носки, а щёчки наливаются румянцем. Вслушайтесь в музыку, под неё тихо- тихо падают с далёкого неба снежинки, ветер задувает вам под курточку, но это всё приносит настоящую радость, которая заставляет поверить нас в волшебство. Вы тихонько открываете глазки, протягиваете ладонь и видите, как снежинка опускается на неё. Какая это снежинка? Расскажите о ней. Какого размера, узора, цвета?

- кто знает стихотворения о зиме?

- А теперь давайте посмотрим вокруг. Что мы чаще всего видим на улице зимой?

- Какие цвета мы видим больше всего?

- А какие еще цвета можно увидеть зимой?

- На первый взгляд скромны зимние краски: белый цвет снега, голубой – неба, черный – деревьев. Но на самом деле их намного больше: желтыми, зелеными, красными, голубыми искорками переливается снег на солнце. А морозные узоры на окнах: то голубые – в пасмурную погоду, то жёлтые на солнце, то розовые и лиловые – на закате.(фоторяд)

- а чем вы любите занимать зимой?

- Я тоже люблю играть в эти игры, но долго зимой не побегаешь на улице. Предлагаю перенестись в то время года, когда станет чуточку теплее.

Повторяйте за мной: ТАЕТ СНЕГ, РУЧЬИ, КАПЕЛИ – ТУТ ВЕСНА НА АКВАРЕЛИ

- Весна… Время свежести и обновления. Мы выходим на улицу. Что мы видим вокруг весной?

- Какие цвета принимает на себя природа в весеннюю пору?

- Вы только прислушайтесь. Самые приметные цвета весной – ярко - голубой и зелёный. Весна врывается в наш край голубыми потоками талых вод. Вспыхивает изумрудной зеленью трав. Загорается зелёными огоньками распускающихся листочков на деревьях. Но что особенно отличает краски весны от любого другого времени года, так это блеск. Блестят весенний снег и лужи, зелёные листья и травы, перья птиц и глянцевые лепестки цветков.

-Какие стихотворения о весне вы знаете?

-На слайде изображена весна, но что-то тут не так, из других времен года сюда попали предметы, растения, давайте вместе найдём лишнее.

- Как же прекрасен Дон весной. но нам нельзя отставать от времени и мы уже спешим в самый незабываем сезон года. Куда?

- Точно! Повторяем: СОЛНЦЕ, ЛУГ, ЦВЕТОВ ПОЛГНО – ЭТО ЛЕТА ПОЛТНО

- Да, верно летом вся природа приходит в действие. А какие же цвета вы бы подобрали для лета?

- Да, ребята, вы точно подметили. Все краски, какие только есть, выплеснула природа. Все цвета солнечные. Яркие. Лето – время растений и насекомых различной формы, расцветок, характеров, в огромных количествах заполняют они все вокруг. Под лучами солнца лужайки, поляны, газоны сияют золотисто-желтым цветом. На этом желто-зеленом фоне распускаются луговыми самоцветами голубой цикорий, желтая пижма, белый донник, ярко- розовый мышиный горошек. А ранним утром покрываются все травы голубой росой.

А какие стихотворения вы знаете о лете?

- А у нас остался последний сезон. Какой? Тогда отправляемся. Повторяем заклинание – ЛИСТЬЯ, ЖЁЛТЫЙ КАРАНДАШ – ЭТО ОСЕНИ ПЕЙЗАЖ.

- Прочитайте стихотворение. Кто прочтет вслух?

- Вам понравилось это произведение?

- Что хотел показать автор в своём стихотворении?

- как бы вы его назвали?

- О каких цветах осени было сказано?

-А какие вы знаете стихи об осени?

- какие цвета там используются для передачи времени года?

- Посмотрите в окошко. Какие цвета видите вы сейчас, поздней осенью, у нас, на Донской земле?

- А какие краски вы видели в сентябре?

- Природа не стоит на месте, она изменяется каждую секунду: за одним сезоном следует другой, но сменяют они друг друга незаметно, а делают они это с помощью цветовой гаммы окружающего нас с вами мира.

Наше путешествие во времени привело нас к отправной точке – поздней осени.

Организую повторение сказанного. Давайте закрепим наши знания и заодно немного поиграем, я называю время года, а вы поднимаете вверх карандаши таких цветов, которые характерны для этого сезона. (Осень, лето, зима, весна)

- Повторили? Но не убирайте карандаши далеко. Какое ваше любимое время года? Почему?

- Как интересно! Я тоже очень люблю осень. Но все сезоны мне по душе. Сейчас я предлагаю вам взять карточки на столе и раскрасить картинку на Донской природы, теми цветами, которые подходят для вашего любимого времени года.

Отвечают на вопросы учителя.

Внимательно слушают учителя, прислушиваются к музыке, погружаются в зимнюю атмосферу



Конспект внеурочного занятия

Тема: Краски Тихого Дона

Цель урока:

Формирование образного представления о своем крае; развитие чувственного мира ребенка посредством литературы, изобразительного искусства и музыки

Ход урока:

Привет тебе, мой край родной!

С твоими жёлтыми степями,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Солнце светит, пахнет хлебом,

Лес шумит, река, трава.

Хорошо под мирным небом

Слышать добрые слова.

Хорошо зимой и летом,

В день осенний и весной

Наслаждаться ярким светом

Звонкой, мирной тишиной.

Посмотри, как он хорош,

Дом, в котором ты живёшь!

Край, который с детства дорог.

Наш край. Край Тихого Дона, прекрасен в любое время года. И в этом мы убедимся на нашем уроке.

- Отгадайте загадку: кто в году четыре раза переодевается?

- Правильно, это Земля. А почему она переодевается 4 раза?

(В каждое время года – разный наряд).

- Какие наряды любит наш Донской край? Какие цвета и краски присущи каждому времени года? Сегодня мы постараемся изобразить эти волшебные наряды.

- Послушайте сказку (читают заранее подготовленные дети):

Жила была Земля. И было у неё 4 дочки. Эти дочки очень любили рисовать, каждая своими красками.

Только появились на деревьях почки,

Новенькое платье сшила мать для дочки,

С яркими цветами и голубизною,

Маленькую дочку назвала Весною.

- Как вы думаете, какие цвета и краски любит весна? Какие бы краски для этого времени года выбрали вы?

- Самые приметные цвета весной – ярко - голубой и зелёный. Весна врывается в наш край голубыми потоками талых вод. Вспыхивает изумрудной зеленью трав. Загорается зелёными огоньками распускающихся листочков на деревьях. Но что особенно отличает краски весны от любого другого времени года, так это блеск. Блестят весенний снег и лужи, зелёные листья и травы, перья птиц и глянцевые лепестки цветков.

Задание 1 . Покажите характерные цвета весны. (Работа с цветными карандашами)

Продолжение сказки:

Дочь свою вторую Земля назвала Летом,

Мать дала ей много солнечного света.

- Жаркая, солнечная с длинными днямипришла пора лета. Все краски, какие только есть, выплеснула природа. Все цвета солнечные. Яркие. Лето – время растений и насекомых различной формы, расцветок, характеров, в огромных количествах заполняют они все вокруг. Под лучами солнца лужайки, поляны, газоны сияют золотисто-желтым цветом. На этом желто-зеленом фоне распускаются луговыми самоцветами голубой цикорий, желтая пижма, белый донник, ярко- розовый мышиный горошек. А ранним утром покрываются все травы голубой росой.

Задание 2 . Покажите характерные цвета лета. (Работа с цветными карандашами)

Продолжение сказки:

Спелыми плодами любовалась мать.

Осень – третью дочку стала называть.

Кроме желтого цвета этому времени года для своих пейзажей нужен серый и малиновый цвета. Редко – редко где поставит осень голубое или зеленое пятнышко. Природа всего тремя красками пишет сначала радостный, яркий, сочный пейзаж, затем грустный и нежный, и, наконец, тусклый, мрачный и унылый.

В начале осени рисунок жёлтых деревьев, с крапинками малиновых листьев, четкий. Резко обрисована каждая веточка на фоне светло-серого неба. На небе большим малиновым кругом горит солнце.

К середине осени краски в сыром тумане расплылись, очертания предметов стали размытыми. Серая краска потемнела, растеклась и попала в жёлтую и малиновую. Солнце пропало. Все небо затянуло серыми облаками.

К концу осени краски смешались, стали грязными. Тёмно- серое небо тучами нависло над коричневой землей и голыми, чёрно- коричневыми деревьями.

Задание 3 . Покажите характерные цвета осени. (Работа с цветными карандашами)

Продолжение сказки:

Снегом украшая степи и леса,

Имя старшей дочке мать дала – Зима.

- Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья. Белеют заснеженные улицы, водоёмы сверкают зеркальным блестящим льдом.

На первый взгляд скромны зимние краски: белый цвет снега, голубой – неба, черный – деревьев. Цветными, желтыми. Зелеными, красными, голубыми искорками переливается снег на солнце.

А морозные узоры на окнах: то голубые – в пасмурную погоду, то жёлтые на солнце, то розовые и лиловые – на закате.

Задание 4 . А теперь выберите краски для зимнего наряда природы.(Работа с цветными карандашами)

4. Физминутка

Приплыли тучи дождевые,

Дождинки пляшут, как живые:

И рожь, склоняясь к земле зеленой

А теплый дождь неугомонный

- В какое время года, это можно наблюдать?

5. Самостоятельная работа учащихся

- Итак, мы узнали с вами какими красками пользуется природа, чтобы украсить наш родной край в разное время года.

А сейчас я предлагаю вам самим стать художниками. Выбрать и раскрасить один из предложенных пейзажей. Выберите краски того времени года, которое вам больше всего нравится. (Смотри приложение)

Цель – создать условия для приобщения детей к культуре Донского края.

• Формировать у детей представления об истории казачества, традициях и быте донских казаков; продолжать знакомить с казачьими песнями, пословицами, играми.

• Развивать познавательный интерес к истории своего народа; обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.

• Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ.

Оборудование: картинки по тексту, шаблоны казачьей одежды, цветные карандаши, аудио записи с казачьими песнями.

Словарная работа: казак, курень, стряпная,чирики.

Воспитатель приглашает детей встать в круг и взяться за руки.

-Ребята, я очень рада, что мы сегодня все вместе и у нас хорошее настроение. Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга. Почувствуйте тепло рук своего друга и улыбнитесь.

(Художественное слово).

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзы у дороги,

По которым мы идём.

Что мы родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём!

Воспитатель: Ребята, а в каком краю мы с вами живём (ответы детей)

Сегодня наше занятие посвящено нашему родному краю -Донскому краю. Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Поэтому мы поведем речь сегодня о донском казачестве, о его быте, обычаях, традициях.

(На фоне песни ”Степь, да степь кругом”).

Воспитатель: Давным-давно, вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но не могли прокормить свои семьи. Бежали они в степи, где было много дичи, селились на островах, около реки Дон, в которой было много рыбы. Так в старинных грамотах употреблялось название Земля донских казаков, а потом она стала называться - Земля Войска Донского, а вольные люди-казаками. Казак – воин, защитник границы, потому что казаки жили на окраине южных границ России, в Диком поле, и надо было им защищаться от набегов кочевников, турок, крымских татар.

В казачье братство вступали представители русского, украинского, белорусского, польского, татарского, турецкого, калмыцкого и других народов, и это оказывало влияние на своеобразный тип донского казака. Да, трудной была жизнь казаков, и эти условия наложили свой отпечаток на культуру казачества – быт, устройство городков, жилищ, одежду, обычаи и обряды.

Ребята, что вы знаете о культуре донских казаков? (Ответы детей)

-Ребята, как вы понимаете смысл пословиц?

Ребята, знаете ли вы, как назывались жилища казаков? (ответы детей) Первые жилища казаков, землянки, строились на скорую руку, их обносили плетнём, вдоль сажали кусты терновника и насыпали земляной вал. Казаки не заботились о красоте имущества и жизненном удобстве своих жилищ. При нашествии сильного врага казаки без сожаления оставляли свои жилища, а потом за неделю выстраивали новые.

В результате более оседлого образа жизни казаков появились курени. Первые курени были на сваях, так как весной Дон разливался и мог затопить дом.

Шли годы, казаки больше общались с русскими, украинцами. Каждый год 2 раза ездили они в Москву. Проезжая по русской земле, казаки знакомились с бытом и жизнью русских людей, да и многие были родом из России. Казаки заимствовали элементы быта. Да и спокойнее стало на Дону, прекратились нападения со стороны кочевых народов, у них образовались государства. Казаки могли теперь устраивать свой быт.

Теперь казаки селятся на берегах Дона, других рек, им не надо ставить сваи, теперь на подворье казака находился баз для скота, амбары, хозяйственные постройки, потому что теперь казаки занимались земледелием и скотоводством.

В первой комнате, прихожей, стояли топчан и табурет с ведром воды, а над топчаном висела жердочка для полотенца.

В следующей комнате, стряпной, была печь-грубка, вдоль стен стояли лавки, в углах – полочки, заполненные различной кухонной утварью.

В третьей комнате, горнице или зале, которая, несмотря на скромную обстановку, всегда имела нарядный вид, принимали и потчевали гостей, служили молебны, панихиды.

Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. В семье ребенка не называли мальчиком, а казаком, казачьим сыном.

Трехлетние казачата уже сами ездили верхом на коне по двору, а пяти лет скакали без седла по улице, по степи. В 8 лет казачок свободно управлял каюком и вместе со старшими ездил на охоту и рыбную ловлю. Быстро и ловко лазали казачата по деревьям, смело переплывали Дон, метко стреляли из ружей.

Дети становятся в три круга. Двигаются хороводным шагом по кругу и при этом произносят слова:

Бай- качи – качи – качи!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи!

(Воспитатель показывает кукол в старинной казачьей одежде)

- А теперь посмотрите на старинную одежду донских казаков.

У казаков длинный мундир темно-синего цвета. Шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. Головными уборами служили папахи и фуражки.

Казаки очень трепетно относились к своему внешнему виду и одежде, учили этому сыновей. Настоящий казак носит только свою одежду и пристально следит за ее чистотой, он не может быть грязным и неаккуратным.

Ребята, я предлагаю вам раскрасить шаблоны казачьей одежды.

(Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа).

Итог занятия

Сегодня вы узнали много нового о казаках. Предлагаю поиграть и вспомнить, о чем я вам рассказала.

Воспитатель надевает на ребёнка шапку (папаху) и задаё т вопросы:

• Кто такой казак? (воин, защитник)

• Как называется дом, в котором живут казаки? (курень)

• Чем занимались казаки? (выращивали хлеб, разводили скотину, служили Отечеству)

• В каком возрасте мальчика сажали на коня? (в 3 года)

• Какая комната называется стряпной? (в которой готовили еду) .

. Как называется самодельная обувь казачки? (чирики)

Воспитатель: донские казаки до сих пор чтят традиции своих предков.

И мы с вами должны гордиться и беречь историю донского края.

России малая частица,

Земля, похожая на рай.

Простор степей, поля пшеницы-

Всё это ты – Донской наш край!

Мастер-классы по выполнению стенгазет к Дню рождения города Ростова-на-Дону в подготовительной группе

Мастер-классы по выполнению стенгазет к Дню рождения города Ростова-на-Дону в подготовительной группе Мастер- классы к дню рождения города Ростова-на-Дону. Материалы: -Ватман или лист А-3; -цветные фломастеры; -простой карандаш и цветные;.

Читайте также: