Пусть музыка звучит 7 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

План урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

3. Домашнее задание.

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

Талантом композитора в те времена мог похвастать не только король Генрих, но и сам царь Иван Грозный, который родился на сорок лет позже. Он сочинял и сам пел стихиры, особые песнопения для церковных служб. Они были столь хороши, что сохранились до наших дней и до сих пор исполняются в православных храмах.

Современница Ивана Грозного, английская королева Елизавета Великая, музыку не писала, но очень её ценила. В особый восторг её приводила музыка композитора Джона Джонсона, знаменитого композитора эпохи Ренессанса. Именно он познакомил Англию с лютневой музыкой.
Другая великая императрица, Екатерина, тоже обожала музыку и даже выстроила Эрмитажный театр, в котором часто исполнялись оперы. Модными композиторами в Петербурге стали итальянцы Джованни Паизьелло и Доменико Чимарозо. Великая императрица даже планировала выписать для работы самого великого Моцарта, ведь вкус у неё был отменный.

Большим ценителем оперы был и Наполеон Бонапарт. Особым уважением у императора пользовались композиторы Этьен Николя Менью, чьи оперы долго держались на вершине музыкального олимпа.

Рихарда Вагнера любил не только романтический баварский правитель, но и Адольф Гитлер. Многие оперы он знал почти наизусть и считал композитора своим духовным учителем. Эта любовь дорого стоила Р.Вагнеру, умершему задолго до прихода гитлеровской диктатуры. Имя композитора почти целый век ассоциировалось с фашистским режимом, а в государстве Израиль музыка Р.Вагнера не исполняется до сих пор.

Далее вы познакомитесь с жанром, сложившимся во второй половине XX века и ставшим необыкновенно популярным. Мюзикл (англ. musical) – один из самых сложных жанров, в котором слились драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое, пластическое искусства. Жанр сформировался на следующих видах театральной деятельности: минстрел-шоу, бурлеск, водевиль, оперетта.

В основу произведения положен сюжет из Евангелие, рассказывающий о последних семи днях жизни Христа. Драма Иисуса, идущего на пытки и казнь во имя счастья людей, предательство Иуды, отречение любимого ученика – апостола Петра, Пилат – римский наместник Иудеи, вершащий неправедный суд, толпа, отвергающая своего пророка и обрекающая его на гибель, – все эти события и образы евангельского предания, наполненные высоким трагизмом, глубоким человеческим смыслом, издавна привлекали внимание людей всех творческих профессий. Однако была и современная причина обращения Уеббера и Райса к Евангелию.

Иисус в опере отличен от описания в Евангелие: он лидер молодых хиппи. Иисус видит цель, борется против несправедливости, но, как любой человек, живет предчувствиями и верит в судьбу. Далек от первоисточника и образ Иуды. В опере, как и в Евангелие, он предает своего учителя, но мотивы предательства совершенно иные. Иуда считает, что Иисус, создав миф о самом себе и уверовав в него, отходит от истинных целей своего учения, заведет в тупик созданное им движение. Ииуда ищет выход, чтобы спасти положение и находит единственный выход: преступая через нравственные нормы, выдать Иисуса римским властям.

Сложны отношения Иисуса с толпой. Он для неё бог, герой, суперзвезда. Толпа преклоняется Иисусу и любит в нем бога, требуя чуда. Люди не видят в нем человека, его боль и страдания никого не интересуют. Когда же миф о чудотворце развенчивается, толпа отворачивается от своего кумира и переходит на сторону римских судей и палачей.
Одна лишь Мария-Магдалена преданно и бескорыстно любит Иисуса как простого человека, не как пророка, суперзвезду и вождя. Эта светлая и лирическая любовь двух героев воспринимается как высшая ценность, противостоя драматизму и гротеску окружающего мира.

Подобное изменение сюжета Евангелия оказалось близким для понимания современного слушателя, тем более, что музыкальный язык – рок, был поднят до уровня большой философской мысли. В дальнейшем такого рода сюжеты станут для рок-оперы характерной чертой, имеющей свой особый смысл. С одной стороны, в этом сказывается стремление массового искусства к раскрытию вечных тем, которые раньше были доступны высокой, академической музыке. С другой стороны, современный жанр рок-оперы был обращен к молодому поколению слушателей. Значит проблемы, раскрываемые в ней, должны были быть достаточно актуальны, и выражаться они тоже должны были современным языком.

Один из самых замечательных эпизодов оперы – монолог Иисуса, начинается в духе лирического рока. Христос печален, устал и размышляет, он осмысливает происходящее и начинает понимать трагедию происходящего. Постепенно атмосфера накаляется, усиливается динамика, приводя к неистовой кульминации. Этот монолог по своему масштабу и драматизму поставлен в один ряд с классическими ариями-монологами.

Все перечисленные жанры легкой, популярной музыки во все времена понятны слушателям, потому что музыка – это язык, который не требует перевода. Этот язык понятен людям всего мира, способен объединить их в едином чувстве восхищаться и понимать прекрасное, обращаться к вечным темам искусства.

Интегрированный урок как средство формирования патриотических чувств и уважения к истории страны через эмоциональное восприятие произведений искусства.

Цель урока: дать представление о Великой отечественной войне, изображенной в произведениях советских композиторов и писателей. Задачи: – развивать навыки выразительного чтения поэтического и прозаического текста

научить эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные и литературные произведения различных жанров и стилей, классики и современности.

– выявить особенности взаимодействия музыки с другими видами

– ) формирование патриотических чувств и уважения к истории

страны через эмоциональное восприятие произведений искусства.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, /дорогие ребята, сегодня мы с вами проведем

интегрированный урок литературы и музыки на тему « Час мужества. Пусть

Цель нашего урока: дать представление о Великой отечественной войне,

изображенной в произведениях советских композиторов и писателей.

Задачи: 1) развивать навыки выразительного чтения поэтического и

2) А) научить эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные и литературные произведения различных жанров и стилей, классики и современности.

Б) выявить особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства

3) формирование патриотических чувств и уважения к истории страны через эмоциональное восприятие произведений искусства. П. Выразительное чтение текста и слушание музыкальных отрывков. Звучит первая тема из 1-й части Второго концерта для фортепьяно с оркестром С. Рахманинова. Па её фоне ведущие читают текст 1-й ведущий: Дело происходило осенью 1941 года в Балтийском море на небольшом его клочке – на косе Цераль, где советские моряки отбивали непрерывные атаки немцев,

Оборона этого полуострова войдет в историю войны как одна из ее величавых страниц. Советские люди дрались до последней пули.

2-й: Налетали ветры, и неспокойно шумело блестящее и серое море. Окончились северные летние ночи, но закаты медленно горели над водой, и сонно шумел на дюнах сосновый лес. Шум сосен не проникал в окопы. Его заглушали взрывы, свист бомб и хватающий за сердце рев бомбардировщиков.

1-й: Война застала здесь несколько советских актеров – мужчин и женщин. Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. А ночью, если не было боя, актеры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.

2-й ведущий: Конечно, в темноте можно слушать пение или музыку. Но непонятно, как актеры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу? Что в этом мраке могли увидеть зрители?

Музыканты привыкли играть в темноте, но как же другие актеры? А они показывали морякам сцены из Шекспира и Чехова.

1-й ведущий: Война и отсутствие света по ночам создали свои традиции. Как только начинался спектакль, зрители наводили на актеров узкие лучи карманных электрических фонариков. Лучи эти все время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое, в зависимости от того, кто из актеров в это время говорил.

Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут; Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня. Пусть друзья устанут ждать,

Выпьют горькое вино на помин души . . .

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Не понять не ждавшим им, как

среди огня Ожиданием своим ты Спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,

Просто ты умела ждать,

Как никто другой!

1-й ведущий: Однажды осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Егорова не было, и достать их было негде. Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил: Голос из зрительного зала: А Паганини играл на одной струне . . . 1-й ведущий: Паганини! Разве мог Егоров равняться с ним, с великим музыкантом!

2-й ведущий'. Егоров медленно прижал скрипку к плечу. Большая звезда спокойно горела на краю залива. Свет ее не мерцал, не переливался, как всегда. Звезда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта. Егоров поднял смычок.

И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

Звучит один из каприсов И. Паганини.

1-й ведущий: Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорову, и он закрыл глаза. Играть было легко, будто сухие, легкие пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке. Слеза сползла из-под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдержит сердце.

2– и ведущий: Последняя струна, действительно, не выдержала силы звуков и порвалась. Она зажужжала, как шмель, и затихла. Сразу же свет фонариков перелетел с. лица Егорова на скрипку. Скрипка замолчала надолго. И свет фонариков погас. Толпа слушателей только вздохнула. Аплодировать в лесу было нельзя – могли услышать немцы.

1-й ведущий', (на фоне первой темы из Концерта для голоса с оркестром Р. Глиэра. ):

Егоров был убит через дна дня во время ночного боя. Ему не на чем было играть, и он стал обыкновенным бойцом обыкновенной пехотной части.

Его похоронили в грубой песчаной земле, когда накрапывал дождь и море затянулось туманом. Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали летчику, улетавшему в Ленинград.

2-й ведущий: В Ленинграде летчик отнес скрипку главному дирижеру Консерватории. Тот взял ее двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся -это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.

– Я передам ее лучшему скрипачу нашего симфонического оркестра, -сказал летчику главный дирижер Консерватории. . .

1-й ведущий: Где теперь эта скрипка – мы не знаем. Говорят, что она в Москве. Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и любимые нами, как старое небо Европы, как слово Пушкина, Шекспира или Гейне. Она играет мелодии Чайковского, Шостаковича, Вивальди.

Ответ (предполагаемый): Сострадание, сочувствие, гордость, что и бойцы, и артисты не сдавались, что во время войны артисты поддерживали дух бойцов, не боялись выступать на передовой.

Учитель литературы: Перед нами описание морского пейзажа, но почему с первых строчек рассказа у нас, у читателей, возникает чувство тревоги? Какими изобразительно-выразительными средствами автор передает это чувство?

Учитель литературы: Что выбирает автор для моряков символом надежды? Как вы считаете, почему именно она становится этим символом?

Ответ: Может быть потому, что в это время солдаты забывают о войне и им кажется, что они на настоящем концерте.

Учитель музыки: только ли игра на одной струне сближала на тот момент артиста и итальянского композитора, жившего почти 200 лет назад? (нет)

Ответы детей: 1) назло своим завистникам Паганини сыграл бы смелую, решительную, страстную музыку, похожую на вызов; 2) грустную, задумчивую, загадочную, он как бы недоумевает. . .

(слушание Каприса №24 Паганини)

Учитель музыки: все подобранные вами слова подходят к музыке, которую исполнил Паганини. Теперь, когда вы её услышали, давайте подберём более точные определения.

Vэтап урока: вывод но теме урока:

Учитель: звуки музыки так могучи, что рождают ветер, заставляют человеческое сердце дрожать от гордости за человека. Поют сотни струн -победа придет! Потому что не может не победить наша страна, где люди идут в бой, унося в душе звуки скрипичных мелодий, где так просто умирают за будущее страны музыканты и где созданы могучие симфонии, потрясающие мир.

VII этап урока: подведение итогов урока.

Цель урока: дать представление о Великой отечественной войне, изображенной в произведениях советских композиторов и писателей. Задачи: – развивать навыки выразительного чтения поэтического и прозаического текста

– научить эмоционально-образно воспринимать и оценивать

музыкальные и литературные произведения различных жанров и стилей,

классики и современности.

– выявить особенности взаимодействия музыки с другими видами

– ) формирование патриотических чувств и уважения к истории страны через эмоциональное восприятие произведений искусства.

I. Чтение текста с цель развития навыков выразительной декламации. (7

    Анализ текста. Цель: научить эмоционально-образно воспринимать

и оценивать музыкальные и литературные произведения. (10 минут)

    Слушание Каприса № 24, беседа о характере музыки с целью

выявления особенности взаимодействия музыки с литературным

произведением. (] 0 минут)

V. Вывод по теме урока. (2 минуты)

VII. Итоги урока. (3 минуты)

В. Т. Габитова, МБОУ "Тахталымская СОШ", село Халитово Кунашакского района Челябинской области

Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?

Опубликовать статью в журнале из списка ВАК - бесплатно без регистрации

Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке.

Метапредметные: Воспитание художественного вкуса учащихся, расширение музыкального кругозора.

Предметные: Выявить особенности драматургии.

Тип урока: Ознакомления с новым материалом

Вид урока: Проблемная беседа

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

2. Новый материал

3. Слушание Вступления

4. Слушание Выход Кармен и Хабанера

5. Слушание Адажио

6. Слушание Тореро

Задумав создать образ Кармен на балетной сцене, Родион Щедрин не мыслил его вне музыки Бизе. Современная интерпретация музыки оперы в балете стала данью поклонения перед творением французского композитора. Музыка Бизе зазвучала по-новому, а образ Кармен ещё ярче засверкал благодаря исполнительницы главной роли, жене Родиона Щедрина – Майе Плисецкой. Слайд 3

В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Слайд 4

Повторяет ли Щедрин во вступлении темы увертюры к опере? Какие приемы оркестровки усиливают национальный характер музыки?

Слушание Выход Кармен и Хабанера

Какие знакомые темы вы услышали? Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин образ Кармен? Что отличает звучание музыки балета от оперных номеров?

Какие знакомые темы вы услышали? Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин образ Кармен? В чем проявляется необычность звучания оркестра в балете при воплощении образа Хосе?

В Тореро раскрывается образ Эскамильо – бесстрашного, гордого, мужественного человека. Он показан теми же музыкальными темами, что и в опере – куплеты и марш. Яркое, празднично-приподнятое настроение и знакомые мелодии сменяет устрашающий одинокий аккордовый маршевый аккомпанемент. Недосказанность текста, угрожающий мотив, накладывающийся на знакомую музыку открывает новые грани образа Эскамильо.

Как Щедрин рисует образ Тореро? Какие творческие находки композитора в воплощении этого образа произвели на вас впечатление?

собственный показ, графический показ

-вступление после пауз

-одновременные вступление и снятие

-замыкание слов и фраз

собственный показ, проговаривание текста

В Финале, построенном на нескольких контрастных разделах, встречаются все темы действующих лиц балета. Ещё раз возникает тема марша Тореро. Последний раз звучит музыкальная характеристика Хосе. Её взволнованную мелодию, как отзвук о неразделенной любви, мы слышим перед эпизодом гибели Кармен, музыка которого основана на звучании темы роковой страсти. Музыка обрывается на самом напряженном, кульминационном аккорде, после чего наступает успокоение.

Какую роль в этом эпизоде выполняет тема Тореро? Почему композитор повторяет тему вступления?

В тетради опишите одного из главных героев с точки зрения музыки. Какими средствами музыкальной выразительности композитор охарактеризовал персонажа. Данная работа должна занимать не меньше половины страницы.

Спасибо за урок. До свидания!

Предварительный просмотр:

Личностные: Ч увство патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.

Метапредметные: Ориентированность в культурном многообразии.

Предметные: Выявить особенности драматургии.

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: Проблемная беседа

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

Сегодня вы получаете оценку за знание песни.

собственный показ, графический показ

-вступление после пауз

-одновременные вступление и снятие

-замыкание слов и фраз

собственный показ, проговаривание текста

Запишите тему урока и автора балета.

Борис Тищенко – один из видных советских композиторов второй половины XX века . Им написаны симфонические произведения, сонаты, инструментальные концерты, романсы, балет, музыка к кинофильмам и спектаклю. Тищенко окончил Ленинградскую консерваторию, его учителем был Д. Шостакович. Впоследствии он сам стал профессором Ленинградской консерватории. Именем Бориса Тищенко назван музыкальный колледж в Санкт – Петербурге.

Послушаем вступление и отметим, черты какого простого жанра слышатся в главном инструментальном напеве вступления?

Какой инструмент солирует?

Вступление к балету открывает одинокий голос флейты–пикколо.

Голоса каких деревянных духовых инструментов присоединяются к звучанию малой флейты?

Кларнет, словно кукушка, дарует годы путнику.

Откройте 32 страницу учебника, прочитайте и выделите главное в сцене битвы.

Какие звучат инструменты? Каковы характерные интонации русских и какие половцев? Кто победил в этой битве?

Какие приемы музыкальной изобразительности использует композитор? (Свист летящих стрел) Рассмотрите необычную запись этой партитуры на странице 33.

Откройте следующую страницу и скажите что такое плач.

Какое эмоциональное состояние передает хор?

Почему композитор в финале обращается к жанру молитвы? Запишите третью особенность – использование молитвы.

Перечислите особенности драматургии балета: Введение хора, использование жанра плача и молитвы. Последняя особенность драматургии это выведение образа Ярославны на первый план . Какие образы поднимает в своем произведении Б. И. Тищенко? Почему балет посвящен Ярославне, а не Игорю?

Образ Ярославны — это символ Родины-матери, святой веры, любви, самоотверженности и верности. Существует ли это образ в наше время? Актуален ли он?

Спасибо за урок. До свидания!

Предварительный просмотр:

Цель: Расширить представление об оперном искусстве зарубежного композитора Дж. Гершвина.

Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке.

Метапредметные: Ориентированность в культурном многообразии.

Предметные: Выявить особенности драматургии.

Тип урока: Ознакомления с новым материалом

Вид урока: Проблемная беседа

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

2. Новый материал

Сегодня мы поговорим о таком жанре музыки как джаз. Вспомним что такое джаз, его характерные черты и каковы истоки джазовой музыки!

Пожалуй, нигде в мире нет такой пестроты национального фольклора, как в Соединенных Штатах Америки. Народная музыка почти всех областей Европы была в свое время перенесена на американскую почву выходцами из Старого Света. В результате ввоза невольников-негров в Америке получила широчайшее распространение музыка народов Западной Африки. В некоторых местностях сохранилось и множество видов туземного индейского фольклора. Так, жанр хоровой песни - спиричуэл - сложился в результате скрещивания африканского пения, английской и шотландской народной песни и американского духовного гимна. Блюзы, другой жанр негритянского фольклора, в свою очередь, возникли на основе сложного взаимодействия спиричуэла, креольской песни и английской баллады. Регтайм, одна из разновидностей джаза, впитал в себя влияние африканских и испанских танцевальных ритмов. Этот афро-американский фольклор лег в основу новаторских и национальных черт музыки Гершвина.

Характерные черты джаза:

1. Импровизация – основа джаза. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Тема служит началом импровизации. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.

3. Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые.

Откройте страницу 40 и прочитайте первый абзац. Кто такой Джордж Гершвин ?С оздатель американской национальной классики XX века. Его родители переехали в Америку из Санкт-Петербурга в начале 1890-х годов и если бы он родился раньше, то стал открытием для России. Он первым в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав ее с приемами европейской симфонической музыки, создав новый музыкальный стиль – симфоджаз.

Какие черты европейской музыки и негритянского фольклора соединил Гершвин в этом произведении?

Откройте учебник на странице 42, прочитайте первый абзац. С чем сравнивается опера Гершвина?

Композитор нашел героев своей оперы среди самых бесправных граждан США - негров. Он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество. По замыслу композитора, все роли в этой опере должны играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты. В пьесе Дюбоса и Дороти Хейуард "Порги" (Порги - имя главного героя), по которой написана опера, Гершвина привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого поселка миру людей, развращенных страстью к наживе.

Прочитайте следующую страницу. Что является главным принципом драматургии оперы?

Контраст - два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического кнфликта. Это Порги - бедный калека и Спортинг Лайф - торговец наркотиками, аморальная личность. Они борются за душу простой женщины - Бесс, в которую влюблены. В финале оперы она все-таки уезжает со Спортинг Лайфом в поисках "шикарной" жизни. Однако последняя песня, в которой порги поет о том, что собирается искать Бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.

Прочитайте второй абзац страницы 43. Какую роль играет хор в опере?

Почему в начале оперы звучит колыбельная? Почему композитор вводит фортепианный эпизод после вступления?

собственный показ, графический показ

-вступление после пауз

-одновременные вступление и снятие

-замыкание слов и фраз

собственный показ, проговаривание текста

Опера "Порги и Бесс" стала национальным достоянием Америки и вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику Гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. Они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.

Спасибо за урок. До свидания!

Предварительный просмотр:

Цель: Расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века.

Личностные: Ч увство патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.

Метапредметные: Умение определять понятия, устанавливать анализ.

Предметные: Расширение музыкального кругозора, и нтерес к классическому искусству.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, практический.

Оборудование: Фортепиано, компьютер.

2. Новый материал

Драматургия оперы построена на конфликте двух сил , изображённых с помощью контрастных музыкальных тем - русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.
Опера состоит из четырёх действий и эпилога.

Первое действие происходит в селе Домнино, где живет Иван Сусанин с дочерью Антонидой и приёмным сыном Ваней. Антонида ждёт своего жениха Собинина и мечтает о свадьбе. Прибывает Собинин, можно играть свадьбу и Сусанин благословляет Антониду и Собинина. Каватина Антонины раскрывает типичные черты русской девушки - нежность, верность и простоту.

Слушание Каватина и рондо Антониды

Второе действие .Бал в замке польского короля Сигизмунда. Поляки хвастают своими победами, но появляется гонец и сообщает, что Минин и Пожарский собирают народное ополчение, чтобы разгромить врага. Большой отряд поляков собирается в поход. Во втором действии звучит танцевальная музыка. Этими танцами Глинка характеризует гордых и надменных поляков. Второе действие полностью посвящено полякам, тем самым Глинка проявляет уважение к образу врага.

Слушание Польский полонез

Третье действие. В доме Сусанина готовятся к свадьбе. Появляются поляки и требуют, чтобы Сусанин указал им дорогу на Москву. Сусанин украдкой посылает Ваню предупредить русские отряды об опасности, сам решает завести поляков в непроходимую глушь. Песня Вани "Как мать убили" - задушевная песня мальчика - сироты близка русским народным песням.

Слушание Песня Вани

Четвёртое действие. Собинин со своими людьми разыскивает Сусанина. Ваня ночью прибегает к воротам монастыря, где находятся ополченцы, и сообщает о польском отряде. Воины выступают на поиски Сусанина. Сусанин привёл поляков в непроходимую глушь, поляки угнетены. Они засыпают. Сусанин предчувствует смерть и готов к ней. Поляки понимают, что Сусанин обманул их, и убивают его.

Центральный эпизод действия речитатив и ария Сусанина. Здесь полностью раскрывается образ Сусанина - образ героя-крестьянина, отдавшего жизнь за Родину, за царя. Музыка строга и очень сдержанна, мелодия проста и напевна.

У главного героя в опере должна быть песня, каватина и ария. Но Глинка распределил эти композиции: Каватину спела Антонида, песню – Ваня и только последнюю арию сам Сусанин

Слушание Ария Сусанина

Эпилог. В Москве народ празднует победу. Появляется Антонида, Собинин и Ваня и рассказывают о гибели отца. В заключительном хоре "Славься" народ славит родную землю и погибших героев. Несмотря на довольно быстрый темп, музыка хора величава и торжественна, это придаёт ей черты гимна. (16 страница учебника)

С оперы "Иван Сусанин" началась новая эпоха в русской музыке. Впервые удалось "возвысить народный напев до трагедии". С этого времени историческая опера является прежде всего драмой народа. А хор "Славься" до сих пор - одно из самых популярных произведений русской классики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Показать многообразие мира музыки, возникновение на основе семи нот и пяти линеек,связь чисел и звуков.

У: Тихо-тихо рядом сядем-

В удивительном наряде:

И раздвинутся вдруг стены-

Вся земля видна во круг.

Плещут волны, речки пеной,

Чутко дремлют луг лес и луг.

В даль бегут степные тропки

Тают в дымке голубой

Это музыка торопит

И зовет нас за собой.

Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. А вы, когда ни будь слышали музыку дождя, музыку ветра, музыку птичьих голосов?

Музыка живет повсюду, проявляясь в разных звуках.

Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки, а вы постараетесь их отгодать!

1)Он по виду брат баяна 4) Приложил к губам я трубку

Где веселье там и он. Полилась по лесу трель

Я подсказывать не стану Инструмент тот очень хрупкий

Всем знаком (аккордеон) Называется(свирель)

2)У какого инструмента 5) Сверху кожа с низу тоже

Есть и струны, и педаль На весь дом голосит(барабан)

Что же это? Несомненно

Это славный наш(рояль)

3)Движенья плавные смычка 6) Семь ступенек-лесенка

Приводят в трепет струны, На ступеньках песенка(ноты)

Мотив журчит из далека

Поет про ветер лунный

Как ясен звуков перелив

В них радость и улыбка

Звучит мечтательный мотив

Его названье(скрипка)

А сейчас ребята, я предлагаю послушать три музыкальных произведения: одна из них-старинная музыка, вторая-детская песенка, третья-современная эстрадная песня.

Дети слушают музыку.

У: ответе на вопрос: Какая мелодия старинная, современная и детская?

У: А почему вы решили что это детская песня?

Что придает этой мелодии характер старинной музыки?

О чем рассказала пьеса современного автора?

У: а где может звучать та или иная музыка?

Д: на улице, на концерте, в машине, на дискотеке…ит.

У: Что общего и что различного у этих произведений? (Предложить детям обосновать ответы, отметить правильные, подчеркнуть музыкальные и художественные особенности средства музыкальной выразительность произведения)

У: Видите, как интересно. Всего три примера муз. Произведений, а сколько вопросов?

А в мире за столько лет их созданы тысячи и тысячи, и все это написано благодаря комбинациям всего семи нот и пяти линеек. Вспомните название нот?

Дети отвечают до ре ми фа соль ля си

Правильно, их запись придумал итальянец Гвидо Маноре, руководивший детским хором. Именно он придумал нотный стан (пять линеек), на котором сначала буквами обозначались ноты.

Ну что здесь самое удивительное- это число семь!

Как много в мире связанно с этим числом!

Семь цветов радуги, семь дней в неделе,

Ноты волшебные их тоже семь

Семь чудес света-значит наверное

Будет сегодня нам весело всем!

А вы знаете пословицы, сказки, поговорки где упоминается число семь?

У: гармония чисел и звуков возникла давным-давно, еще во времена Пифагора. В его школу принимались юноши и девушки, не просто обладающие математическими способностями, но и умеющие играть на каких-либо инструментах музыкальных.

Вот и мы с вами соедим волшебные семь нот с игрой на инструментах музыкальных.

Возьмите молоточки, металлофоны, и ксилофоны, исполним наши упражнения

1 Гамма до мажора (играют и поют движение в верх и вниз)

2 Гамма до мажора (вверх и вниз с удваиванием каждого звука)

3 Музыкальна песенка вот иду я вверх

4 Игра и пропевание вводных ступеней и звуков тонических трезвучий в песнях:

Разучивание песни по методике разучивания

Эту песню без конца и без начала

Я дарю любому встречному в пути.

Эта песня вас сегодня повстречала,

Вам теперь от этой песни не уйти.

Просыпайтесь, не ленитесь,

Пусть всегда вам ярко светит солнце,

Никогда не унывайте,

Эту песню напевайте,

И усталость улетит и грусть.

Пусть поют ее и взрослые, и дети,

Пусть поют ее седые старики,

В час полудня, на закате, на рассвете,

На работе, на катке и у реки.

Просыпайтесь, не ленитесь,

Пусть всегда вам ярко светит солнце,

Никогда не унывайте,

Эту песню напевайте,

И усталость улетит и грусть.

Ну, а если повстречался вам прохожий,

Т прохожий этот чем-то удручен,

И прохожему споем мы песню тоже,

И, наверно, улыбнется песне он.

Просыпайтесь, не ленитесь,

Пусть всегда вам ярко светит солнце,

Никогда не унывайте,

Эту песню напевайте,

И усталость улетит и грусть.

У: Молодцы ребята! На этом наш урок окончен.

Пусть прекрасная музыка, созданная из семи звуков как, можно дольше звучит в ваших сердцах.

Читайте также: