Развитие науки в россии обществознание 7 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

- познакомить с выдающимися достижениями русской науки и иску сства.

Оборудование : презентация, компьютер, мул ьтимедийная доска

- ( сл. 3) 18 век стал временем становления русской науки. Осенью 1724 г. Пётр I

пописал указ о создании Академии наук, а её открытие состоялось лишь после его

смерти, в 1725 г. Государство тратило большие средства на создание

обсерваторий, музеев, библиотек, типографий, ботанических садов.

- ( сл.4) В академии наук работали выдающиеся зарубежные учёные Л. Эйлер

- Особенностью Академии наук России стало то, что она была не только нау чным,

но и учебным центром. При ней действовал академический университет, к оторый

стал центром подготовки первых отечественных учёных.

- ( сл.5) Михаил Ломоносов родился в Мишанинской Куростровской

волости Анхангелогородской губернии в зажиточной семье помора . Отец, по

отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве

лет. Отец после смерти матери был женат ещё два раза.

Михаил начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили рыбачить в Белое

море и до Соловецких островов . Нередкие опасности плавания закаляли

физические силы юноши и обогащали его у м разнообразными наблюдениями.

Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке

М. В. Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы севе рного сияния,

холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни

на суше — всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого

постоянными ссорами с мачехой. Особенно ожесточала мачеху страсть

Ломоносова к книгам. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать

в Москву. Он прикинулся больным, женитьбу пришлось отложить.

( сл.6) В декабре 1730 года 19 - летний Мих аил отправляется вместе с караваном с

рыбой из Холмогор в Москву. Путешествие в Москву выглядело как бегство,

поскольку будущий учёный покинул дом ночью, тайно, ни с кем не простившись.

Долгое время его считали беглым. Ломоносов взял с собой, помимо одежды (две

третий день и упросил рыбаков разрешить ему идти вместе с ни ми. Путешествие

до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в

греко - латинскую академию, Ломоносову пришлось подделать документы и выдать

- ( сл.7) Как один из лучших учеников Ломоносов был отправлен на учёбу в

Германию, где постигал физику, химию, механику и горное дело. В 1745 г.

молодой учёный стал академиком по отделению х имии.

1) открытия в области физики, астрономии, геологии, механики

3) развивал молекулярную теорию строения веществ, открыл закон

5) в 1761 г. открыл наличие на Венере атмосферы и сделал вывод о том,

6) был инициатором создания Московского университета

( сл.9) Ломоносов умирает на 54 - м году жизни от простуды. Незадолго до смерти

Ломоносова посетила императрица Екатерина II, «чем подать благоволила новое

Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своём о науках и

похоронен в Александро - Невской лавре. поэт Сумароков так откомментировал

смерть Ломоносова: « Угомонился дурак и не буд ет более шуметь!

- ( сл.10) В биологии Ломоносов сделал вывод о том, материальная основа

живой и неживой природы едина и действу ют единые законы.

- ( сл. 11) М. И. Шейн в 1744 г.издал пер вый русский анатомический атлас. В 1756

г. в Москве был основан ботанический сад заводчиков Демидовых.

- Развитие географии создало возможность в 1745 г. издать первый « Атлас

- В области геологии были накоплены богатые материалы о размещении

месторождения угля, руд, нефти, минералов и горных пород. В конце века

- ( сл. 12) Л. Эйлер и М.Ломон осов продолжили наблюдения за з вёздным

небом, создавались сети обсерваторий для наблюд ения за звёздами.

- ( сл. 13) Выдающиеся открытия были сделаны русскими учёными в области

физики. Ломоносов и Д. Берну лли создали кине тическую теорию газов.

( сл. 14) Г.В. Рихманом были сделаны первые шаги в области в создании

- Развивалась и химия: были созданы первые лаборатории на ряде предприятий,

- ( сл.15) Достижения исторической мысли были представлены именами М.В.

Ломоносова и Василия Никитича Татищева. М.В. написал « Кр аткий российский

Татищева была первым опытом научного освоения истории нашей страны.

- ( сл. 16) В 1783 г. было открытие Российской академии – научного центра для

изучения русского языка и литературы. Первым президентом стала женщина –

- Помните, ещё в годы правления Петра I были организованы научные

экспедиции, изучающие восточное побережье Каспия, земли Хивы и Бух ары.

- ( сл. 17) в 1719 – 1721 г. была составлена подробная карта Камчатки и

- в 1725 – 1729 гг. состоялась первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга.

Который должен был доказать, что между Азией и Америкой есть пролив.

Вторая экспедиция преследовала целью исследовать Аляску и Алеутские

острова. Один из участников , Степан Петрович Крашениннико в, опубликовал в

- в 17668 – 1774 гг. были снаряжены пять экспедиций, собравших большой

материал не только о природе, но и о насел ении и хозяйстве различных районов.

- в 1739 г. был учреждён специальный Географический департамент.

- 18 век стал временем прорыва в научно - технической мысли России.

- ( сл.18) Андрей Константинович Нартов построил первый токарный станок с

Обществознание. Тема:

1802 год – создано Министерство народного просвещения.

Упорядочивание системы образования.

Образование Завадовский Петр Васильевич,

Образование Завадовский Петр Васильевич,

Завадовский Петр Васильевич,
Министр народного просвещения

1803 год – реформа системы образования.

Введение новой структуры образовательных учрежде-ний.

Количество грамотных в России в конце

Количество грамотных в России в конце

Количество грамотных в России в конце XVIII века

Принципы образования Бессословность учебных заведений

Принципы образования Бессословность учебных заведений


Бессословность учебных заведений.

Бесплатное образование на низших ступенях.

Обеспечение преемственности между учебными заведениями.

Образование Структура организации обучения

Образование Структура организации обучения

Структура организации обучения

Приходские училища для низших слоев населения

Закон Божий Письмо Чтение

Закон Божий Письмо Чтение

Четыре правила арифметики

Образование В приходских училищах не было учебников

Образование В приходских училищах не было учебников

В приходских училищах не было учебников.

Одновременно в классе занимаются около 70 человек.

В 1825 году в России 1095 приходских училищ.

Образование Структура организации обучения

Образование Структура организации обучения

Структура организации обучения

Приходские училища для низших слоев населения

Уездные училища для детей купцов, мещан и ремесленников

Закон Божий Геометрия Арифметика

Закон Божий Геометрия Арифметика

Закон Божий
Геометрия
Арифметика
Начальная физика
Русская и всеобщая география
Грамматика
Естествознание

Образование Все предметы вели два учителя

Образование Все предметы вели два учителя

Все предметы вели два учителя.

Занятия проводились по учебникам.

Образование Структура организации обучения

Образование Структура организации обучения

Структура организации обучения

Приходские училища для низших слоев населения

Уездные училища для детей купцов, мещан и ремесленников

Гимназии для детей дворян и чиновников

Образование Меньше внимания религиоз-ному воспитанию

Образование Меньше внимания религиоз-ному воспитанию

Меньше внимания религиоз-ному воспитанию.

Все предметы объединены в 8 циклов.

Каждый из циклов ведет отдельный учитель.

Алгебра и физика Геометрия и тригонометрия

Алгебра и физика Геометрия и тригонометрия

Алгебра и физика
Геометрия и тригонометрия
Теория поэзии и словесность
Этика и эстетика
Минералогия
Ботаника и зоология
Иностранные языки
Статистика и коммерческая теория
Музыка и танцы

Образование В гимназиях была суровая дисциплина

Образование В гимназиях была суровая дисциплина

В гимназиях была суровая дисциплина.

Применялись телесные нака-зания.

К 1850 году в России 5 гимна-зий, в которых учатся 1425 человек.

Образование Структура организации обучения

Образование Структура организации обучения

Структура организации обучения

Приходские училища для низших слоев населения

Уездные училища для детей купцов, мещан и ремесленников

Гимназии для детей дворян и чиновников

Университеты Российской империи в начале

Университеты Российской империи в начале

Университеты Российской империи в начале XIX века

Система организации образования до 1825 года

Система организации образования до 1825 года

Система организации образования до 1825 года

Глава округа, контролирует работу университетов

Ректор и профессора курируют гимназии

Директор курирует уездные училища

Смотритель училища курирует приходские училища

Университетский устав 1804 года

Университетский устав 1804 года

Университетский устав 1804 года


Выборность ректора и профессорского состава.

Создание в университетах собственных судов.

Университет назначал преподавателей в училища и гимназии своего округа.

Образование В 1819 году в Петербургском университете 27 студентов

Образование В 1819 году в Петербургском университете 27 студентов

В 1819 году в Петербургском университете 27 студентов.

В 1829 году количество сту-дентов увеличилось до 130 человек.

Образование В 1823 году Виленский университет – крупнейший в

Образование В 1823 году Виленский университет – крупнейший в

В 1823 году Виленский университет – крупнейший в Европе.

В университете обучается более тысячи студентов.

Образование 1825 год – императором стано-вится

Образование 1825 год – императором стано-вится

1825 год – императором стано-вится Николай I.

Весной 1826 года указ о пере-смотре системы образования.

Министром просвещения стано-вится Александр Семенович Шишков.

Университетский устав 1835 года

Университетский устав 1835 года

Университетский устав 1835 года


Ограничение автономии университетов.

Презентация для классного часа по теме: "Достижения российской науки!" знакомит обучающихся с историей возникновения Дня науки. Подобранный материал углубляет знания о деятелях российской науки, об их вкладе в развитие различных областей науки. Презентация содержит викторину на проверку уровня знаний обучающихся по изучаемым предметам. Тематика классного часа воспитывает чувство патриотизма и гражданственности, уважения к истории родной страны.

ВложениеРазмер
dostizheniya_rossiyskoy_nauki.ppt 2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия по истории 8 класс "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в."

Конспект учебного занятия Класс: 8Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России, XIXвекУчебная тема: Россия во второй половине XIXв.Тема урока: Достижения российской науки и образо.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века"

Урок изучения нового материала в 8 классе с применением ЭОР. Цель урока: познакомить обучающихся с системой образования и достижениями науки России во второй половине XIX в.;За.


Данная разработка содержит конспект урока по истории науки и образования в восьмом классе, а также необходимые материалы: презентацию, раздаточный материал.

Презентация по истории России 8 класс на тему "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в. (§36)" (по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной)

Презентацию по истории России 8 класс на тему "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в. (§36)" (по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной) рекомендуется использовать с р.


Материал поможет проверить знания учащихся по теме "Культура России II пол. XIX века".


Классный час, посвященный 2021 году науки, "Слава российской науки"

Сегодня 1 сентября — День знаний, начало нового учебного года, новых открытий и ваших новых достижений! И первый урок будет посвящён разным наукам и людям науки, учёным, которые делают нашу жизн.

Наука в жизни (кратко)

Научные знания добываются с помощью хорошо отработанной системы последовательных действий.

система последовательных действий

Наука подразделяется на следующие отрасли знания.

система наук

Наука, получая с помощью специальных методов новые достоверные знания, расширяет возможности человека и человечества.

функции науки, значимость науки

Наука в жизни современного общества (подробно)

Ничего нельзя узнать, ничему нельзя научиться, ни в чем нельзя удостовериться: чувства ограничены, разум слаб, жизнь коротка (Анаксагор). От многой мудрости много скорби, и умножающий знанье умножает печаль (Екклесиаст). Существует только один бог — знания, и только один дьявол — невежество (Сократ).

Наука и ее роль в современном мире

Современный мир невозможно представить себе без достижений науки, а современного человека — без усвоенных им основ научных знаний. Профессиональный успех сегодня во всех областях напрямую зависит от владения новейшими научными достижениями.

Наука — сложное понятие. Так же как и другие общественные явления, науку можно трактовать в различных смыслах.

◊ Во-первых, наукой называют систематизированные в теории взгляды на окружающую действительность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
◊ Во-вторых, сферу человеческой деятельности, направленную на добывание и осмысление знания.
◊ В-третьих, определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (Академия наук, Министерство образования и науки, научные конференции и круглые столы — все это подразумевает понимание науки в данном смысле).
◊ В-четвертых, объединение людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (в данном случае речь идет о существовании некоего научного сообщества).

Ученые подразделяют науки на несколько групп. Но мы скажем об основном делении: науки о природе, науки об обществе, науки о человеке. Однако человека изучают и науки о природе, например раздел биологии — анатомия человека, и науки об обществе, например история или социология. Делят науки также на естественные, социальные и гуманитарные. Некоторые ученые отдельно указывают точную науку — математику. К примеру, важнейшими естественными науками признаются физика и химия. Социальными науками называют историю, социологию, политологию, экономику, правоведение. Гуманитарными науками признаются психология, филология, языкознание.

Все направления научных исследований разделяются на фундаментальные (проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений) и прикладные (использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач). Оба эти направления в науке необходимы.

Наука оказывает влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека. Достижения современной науки преломляются тем или иным образом во всех сферах культуры. Наука обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни. Она выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого создающее передовые технологии, обеспечивает себе и больший вес в международном сообществе.

Среди основных функций науки в обществе ученые выделяют:

  • познавательно-объяснительную (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);
  • мировоззренческую (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);
  • прогностическую (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);
  • социальную (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);
  • производственную (так как современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т. д.

Наука особенно важна и значима в современном мире — мире высоких технологий и инновационной экономики, основанной на знании. Сегодня уже не руда и нефть, газ и уголь выступают в качестве основных богатств, а сила интеллекта, научное знание, воплощенное в современную технологию, хай-тек.

Основные признаки науки

Можно сказать, что каждый из смысловых аспектов понимания науки составляет общее представление о науке и научном мировоззрении, и при всем своем различии они характеризуют следующие отличительные признаки науки:

  1. системность и целостность (наука представляет собой не просто набор отрывочных умозаключений и выводов, теорий и постулатов, но и логическую цепочку строящихся на одном фундаменте рассуждений, мыслей и идей);
  2. внимание к существенным связям изучаемых явлений (открытие определенных закономерностей и законов);
  3. прогнозирование (предвидение и предсказания, которые, в отличие от различного рода гаданий и мистических видений, опираются на определенные логические закономерности и в дальнейшем анализируются);
  4. выявление основных тенденций (именно на их основе есть возможность увидеть вероятности дальнейшего развития);
  5. опора на факты (к фактам относятся не всякие свидетельства, а только объективные — представляющие реальное событие или явление — и доступные проверке всеми исследователями, поэтому особо важно является отделение фактов от мнений).

Вместе с тем в науке есть место противоречивым теориям, недоказанным теоремам, неразрешимым проблемам, парадоксам и т. п. Часть из того, чем занимается наука, потом может быть опровергнута, отнесена к суевериям и мистике, а другая — доказана и стать основой новых научных доктрин.

Если долгое время в истории человечества научное мировоззрение зачастую было подчинено религиозному и житейскому (вспомним гонения на ведьм, гибель от рук инквизиции Коперника, Джордано Бруно и других ученых Средневековья), то сегодня ситуация изменилась. С XVII-XVIII вв. начинается резкий рост влияния научного понимания мира, а с XX в. наука является одной из важнейших форм познания человеком окружающего мира.

  1. истинное научное знание должно быть ясным и отчетливым;
  2. трудные вопросы следует разделять и решать по отдельности;
  3. научное познание идет от простого к сложному;
  4. необходимо обеспечивать целостность процесса познания.

Наука и мораль. Ответственность ученых

Каждая эпоха оказывает воздействие на развитие научных исследований, определяя их акценты и направленность. Сегодня социальный заказ способствует росту научных достижений в электронике, медицине (огромные силы и ресурсы направлены на поиск лекарств от СПИДа, рака и многих других неизлечимых болезней), энергетике (идет поиск альтернативных источников энергии), генетике и других областях знаний.

Поэтому появление новых научных открытий и достижений еще не является однозначным свидетельством общественного прогресса и роста гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо, а не способствовала укреплению власти отдельных групп или политических лидеров.

Соотношение науки и морали становится важнейшим фактором общественного развития в XXI столетии.

Современная наука и технологии. Научно-техническая революция

Наше время получило название эпохи научно-технической революции (НТР) — качественное изменение состояния общества, при котором наука становится ведущим фактором развития экономики, производства и всех других сфер жизни человека. Научно-технический прогресс характеризуется ростом технической оснащенности труда: палка-копалка, рычаг, колесо, паровая машина и так вплоть до персональных компьютеров и робототехнических систем. При этом технические новшества вначале увеличивали физическую силу человека (подъемные машины, транспортные средства и др.), потом усиливали его интеллектуальную мощь (счетно-решающие устройства), и, наконец, стали делать ненужным непосредственное участие людей в технологических процессах (современные технологии).

Научно-техническая революция XX в. вызвала значительные изменения в процессе производства и способствовала изменению роли человека в этом процессе: из механического исполнителя он стал главным звеном в технологическом процессе производства — его контролером и регулировщиком. Изменения произошли и в характере труда — он стал более интеллектуальным и творческим. Резко сократились сроки практического воплощения научных открытий, произошла интеграция науки и производства. Научно-технические разработки стали главными факторами экономического роста. В конце XX в. наукоемкость производства становится важнейшим критерием его прогрессивности и конкурентоспособности.

То, что стало происходить в последние десятилетия, является уникальным явлением, так как в течение жизни одного поколения происходят изменения, которые в корне меняют повседневные действия человека. Еще несколько десятков лет назад никто и представить не мог возможности отправлять письма по электронной почте, звонить по мобильному телефону, заглянуть внутрь своего организма. Сегодня все это стало не только достоянием узкого круга ученых, но вошло составной частью в нашу жизнь.

Читайте также: