Захворювання дихальної системи конспект уроку

Обновлено: 06.07.2024

На этом уроке учащиеся раскроют значение дыхания, узнают, как устроена и как работает дыхательная система. Кроме того, ученики познакомятся с механизмом образования голоса и узнают, почему голоса разных людей отличаются друг от друга, познакомятся с болезнями верхних дыхательных путей и их профилактикой.

(Прим. К уроку прилагается компьютерная презентация.)

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

Эпиграф урока: “Пока дышу, надеюсь”
(Dum spiro, spero)
Овидий – римский поэт.

Задачи урока: дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи; познакомить с болезнями верхних дыхательных путей; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.

Демонстрационное оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, настенные таблицы, видеоматериал “Дыхательная система”.

Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.

Изучение нового материала

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут). Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м 3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?

I. Значение дыхания:

1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.

3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Формула окисления

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия.

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.

Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки?

Ответ: Через кровь.

Вопрос: А как кислород проникает в кровь?

Ответ: Через лёгкие.

(Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания.)

Дыхание – это процесс поступления О2 в клетки организма, участие О2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.

Самое краткое определение:

Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.

(Учащиеся записывают определение дыхания в рабочую тетрадь.)

Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание. Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

II. Строение органов дыхания

Воздухоносный путь начинается с носовой полости.

Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?

Опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему?

Вывод: В носовой полости воздух обеззараживается.

Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.

(Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.)

1. Строение носовой полости. Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой (именно она придаёт форму носу) на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые ходы, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность носовой полости.


Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.

Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?

Ответ: Для согревания.

Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке?

Ответ: Очищение от пыли.

Прим. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Вопрос: Для чего нужна слизь?

Ответ: Для увлажнения и обеззараживания, так как в слизи находятся лимфоциты и фагоциты.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.


Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)

Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.

В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.

При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.

Задание. На рисунке 65 вашего учебника изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто спокойно стоит, кто поёт.

(Ученики дают ответы.)

(Прим. Вспомните крик Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек.)

Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе?

Ответ: При выдохе.

Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. (Прим. Произнесите фразу: “Миноносец мчался”. Почему исказилось предложение?)

В мозгу существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.

Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.

Из гортани воздух попадает в трахею.

3. Строение трахеи. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.

Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.

Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.

III. Заболевания дыхательных путей.

Большинство микроорганизмов задерживается и обезвреживается слизистой оболочкой верхних дыхательных путей. Иногда они вызывают различные заболевания: грипп, ангину, дифтерию, гайморит, фронтит.

В некоторых костях черепа имеются воздушные полости – пазухи. В лобной кости есть фронтальная пазуха, а в верхнечелюстной – гайморовы пазухи. Они усиливают звуки речи и придают им дополнительные оттенки. Форма голосовых связок и гайморовых пазух индивидуальна. Поэтому голос каждого человека неповторим, и мы различаем людей по голосу.

Грипп, ангина, ОРЗ могут вызвать воспаление слизистых оболочек пазух – гайморит и фронтит. У человека нарушается носовое дыхание, выделяется гнойная слизь из носа.

Профилактика. Необходимо лечение у отоларинголога.

Голосовые связки могут пострадать от крика, курения, алкоголя.

Перед входом в гортань и пищевод находятся миндалины (из лимфоидной ткани), они содержат множество лимфоцитов и служат для защиты от инфекции. Воспаление миндалин называют тонзиллитом.

За мягким нёбом находятся глоточные миндалины – аденоиды. При их воспалении затрудняется дыхание.

При дифтерии (в пер. петля) воспаляются миндалины: на них возникают дифтерийные плёнки-налёты серо-белого цвета. Опухает шея. Из-за токсинов страдает сердце – миокардит.

Профилактика. Людям делают прививку от дифтерита.

1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.
3. В гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости.
4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.

Закрепление изученного материала

Просмотр учебного видеофильма (5мин.).

Вопросы на повторение

1. Для чего мы дышим?
2. Почему нельзя разговаривать во время еды?
3. Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке, нахождении пищи во рту?

Тест “Дыхательная система”

1. В каком органе дыхания воздух обогревается?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

4. Как влияет крик на голосовые связки?

А) никак не влияет;
Б) улучшает;
В) ухудшает.

5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?

А) лёгкие;
Б) трахея;
В) лёгочная артерия;
Г) бронхи.

Разработка конспекта урока и мультимедийное приложение по теме "Заболевания дыхательной системы". Главная цель - формирование бережного отношения к здоровью человека, профилактика заболеваний дыхательной системы

ВложениеРазмер
презентация "Заболевания дыхательной системы" 2.98 МБ
конспект урока "Заболевания дыхательной системы" 66 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ЦЕЛИ УРОКА Познакомиться с заболеваниями дыхательной системы Выяснить меры по профилактике заболеваний дыхательной системы

Лист самооценки Вопрос Начало урока Конец урока 1. Владеете ли вы знаниями о строении и функциях органов дыхательной системы? 2. Знаете ли вы заболевания дыхательной системы? 3. Знакомы ли вы с причинами возникновения заболеваний дыхательной системы? 4. Знаете ли вы о профилактических мерах предупреждения заболеваний дыхательной системы? 5. Понравился ли вам наш урок? -------------- 6. Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? --------------

ГОМЕОСТАЗ ДЫХАНИЕ АЛЬВЕОЛЫ СУРФАКТАНТ ПЛЕВРА ПНЕВМОТОРАКС

ЭТАПЫ ДЫХАНИЯ ВНЕШНЕЕ ДЫХАНИЕ ГАЗООБМЕН В ЛЕГКИХ ТРАНСПОРТ ГАЗОВ КРОВЬЮ ГАЗООБМЕН В ТКАНЯХ ТКАНЕВОЕ И КЛЕТОЧНОЕ ДЫХАНИЕ

РАСПОЛОЖИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ОРГАНЫ Носовая полость Трахея Гортань Носоглотка Бронхи Легкие Бронхиолы Ротоглотка Носовая полость Носоглотка Ротоглотка Гортань Трахея Бронхи Бронхиолы Легкие

Проследите путь молекулы кислорода начиная с легких

Объясните механизм газообмена в легких и тканях

О каких заболеваниях дыхательной Вы слышали хотя бы 1 раз в жизни? О каких заболеваниях дыхательной системы Вы хотели бы узнать? Почему Вы хотите о них узнать? Где Вы слышали об этих заболеваниях?

ОРЗ (ОРВИ) ПНЕВМОНИЯ АСТМА ТУБЕРКУЛЕЗ ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ И НИКОТИНА НА ДЫХАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ

ЗАБОЛЕВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Заболевание Симптомы Меры профилактики ОРЗ (ОРВИ) Заболевание Симптомы Меры профилактики ОРЗ (ОРВИ) Насморк, кашель, чихание, головная боль, вирусное поражение верхних дыхательных путей Укрепление иммунитета, физкультура, сбалансированный рацион питания, витаминизация, соблюдение гигиенических норм

Никотин – яд растительного происхождения Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь). Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Никотин включает в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становиться необходимым. Капля никотина убивает лошадь

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ По сравнению с некурящими длительно курящие люди: В 20 раз чаще страдают от рака легких В 13 раз чаще имеют стенокардию В 12 раз чаще умирают от инфаркта миокарда В 10 раз чаще имеют язву желудка Каждый седьмой страдает от облитерирующего эндартериита

СИНКВЕЙН 1 – ПОНЯТИЕ (СЛОВО) 2 – ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (2 СЛОВА) 3 – ГЛАГОЛЫ (3 СЛОВА) 4 – ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 СЛОВА) 5 – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (1 СЛОВО)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентація є додатком до уроку за темою: "Хвороби органів дихання". Мета: розширити знання про органи дихання. Ознайомити учнів із захворюваннями органів дихання, які передаються через повітря; з’ясувати причини виникнення хвороб, встановити їх симптоми, способи поширення, наслідки, засоби профілактики. Розвивати гігієнічні навички, толерантне ставлення до людей, уміння надавати допомогу. Презентація включає завдання для перевірки знань з теми "Органи дихання, їх будова", симтоми захворювань органів дихання, завдання на закріплення знань з вивченої теми.

«Нельзя человека закупорить в ящик.

В.В.Маяковский

За кожну правильну відповідь 1 бал.

Гарячка, температура піднімається до 38 – 39 градусів, інколи навпаки - озноб, головний біль, кашель, біль у м ’ язах. Грип – це гостре інфекційне захворювання, що вражає слизові оболонки верхніх дихальних шляхів.

Гарячка, температура піднімається до 38 – 39 градусів, інколи навпаки - озноб, головний біль, кашель, біль у м язах.

Грип це гостре інфекційне захворювання, що вражає слизові оболонки верхніх дихальних шляхів.

Бронхіт – запалення бронхів з переважним ураженням слизової оболонки

Ангіна – гостре запалення слизової оболонки зіва та піднебінних мигдаликів.

Алергічний риніт – це захворювання, спричинене алергенами, які потрапляють на слизову оболонку носа.


Материал на украинском языке. Завдання: 1. Вчити учнів правильному диханню під час виконання вправ ранкової гімнастики. 2. Повторити вправи для формування правильної постави. 3. Розвивати дрібну мускулатуру рук та координацію рухів. 4. Сприяти розвитку уваги.

Описание разработки

Материал на украинском языке.

Завдання:

1. Вчити учнів правильному диханню під час виконання вправ ранкової гімнастики.

2. Повторити вправи для формування правильної постави.

3. Розвивати дрібну мускулатуру рук та координацію рухів.

4. Сприяти розвитку уваги.

Ход урока.

І. Підготовча частина.

1. Шикування, привітання, повідомлення завдань уроку.

3. Організовуючі вправи: шикування, повороти.

4. Ходьба колоною по одному,різновиди ходьби.

6. Повільний біг.

7. Вправи на відновлення дихання.

8. Вправи на формування правильної постави з мішечком на голові:

8.1. Діти приймають правильну поставу у положенні стоячи, кладуть мішечок з піском на голову. Присідають. Встають у вихідне положення.

8.2. Діти ходять звичайною ходою по залу з мішечком на голові.

8.3. Діти ходять з мішечком на голові, переступаючи через перепони.

8.4. Діти приймають правильну поставу з мішечком на голові та одночасно виконувати різні рухи – напівприсядки, високо піднімаючи ноги і т.д.

9. Перешикування в дві шеренги.

ІІ. Основна частина.

Вправи з розвитку дрібної мускулатури рук:

План-конспект уроку з лікувальної фізкультури

1. Самомасаж кисті і пальців рук.

2. Почергове та одночасне згинання пальців.

3. Відведення та зведення пальців одночасно на двох руках, на одній руці з контролем зору і без нього.

4. Почергове протиставлення пальців правої та лівої руки.

5. Колові рухи кистями зі стисканням та розтисканням пальців.

Комплекс вправ ранкової гімнастики.

1. В.п. – стiйка: ноги нарiзно. Коловi рухи руками:

4 рази вперед i 4 – назад.

2. В.п. – о.с. пальцi рук переплетенi за спиною. 1–2 – пiднятися на носки, енергiйно вiдвести руки назад до зведення лопаток (вдих); 3–4 – в.п. (видих).

3. В. п. – стiйка: ноги нарiзно, руки в сторони. Повороти тулуба вправо–влiво.

4. В. п. – стiйка: ноги нарiзно. Почерговi нахили в сторони по одному разу. Нахил улiво: лiва рука за спиною рухається вправо, права рука над головою рухається влiво.

Нахил вправо: права рука за спиною рухається влiво, лiва рука над головою рухається вправо.

5. Стоячи на однiй нозi, iншою виконувати вiльнi маховi рухи вперед–вгору , назад–вгору з максимальною амплiтудою кожною ногою.

6. В. п. – стiйка: ноги нарiзно, руки внизу. Нахили вперед та назад.

Нахил назад: руки вiдвести в сторони–вверх–назад, подивитися вверх.

7. Стоячи на однiй нозi, iншою виконувати коловi рухи, не торкаючись пiдлоги, вправо та влiво.

8. В. п. – о.с. 1 – упор присiвши; 2 – упор лежачи; 3 – упор присiвши; 4 – о.с.

10. В. п. – упор лежачи. 1 – опускаючи таз, прогнутися, подивитися вверх; 2 – пiдняти таз, подивитися на колiна.

11. В. п. – упор лежачи позаду. 1 – пiдняти таз, прогнутися, подивитися назад; 2 – в.п.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

План-конспект уроку

з лікувальної фізкультури для учнів 2 класу.

Вчити учнів правильному диханню під час виконання вправ ранкової гімнастики.

Повторити вправи для формування правильної постави.

Розвивати дрібну мускулатуру рук та координацію рухів.

Сприяти розвитку уваги.

Місце проведення: кабінет ЛФК.

Інвентар: гімнастична лава, секундомір, прапорці кольорові, мішечки.

Організаційно -методичні вказівки

І. ПІДГОТОВЧА ЧАСТИНА.

1. Шикування, привітання, повідомлення завдань уроку.

3. Організовуючі вправи: шикування, повороти.

4. Ходьба колоною по одному,різновиди ходьби.

6. Повільний біг.

7. Вправи на відновлення дихання.

8. Вправи на формування правильної постави з мішечком на голові:

8.1.Діти приймають правильну поставу у положенні стоячи, кладуть мішечок з піском на голову. Присідають. Встають у вихідне положення.

8.2.Діти ходять звичайною ходою по залу з мішечком на голові.

8.3.Діти ходять з мішечком на голові, переступаючи через перепони.

8.4. Діти приймають правильну поставу з мішечком на голові та одночасно виконувати різні рухи – напівприсядки, високо піднімаючи ноги і т.д.

9. Перешикування в дві шеренги.

Слідкувати за поставою і диханням.

Виконувати разом з дихальними вправами.

Намагаються не загубити мішечок.

Зберігають правильність постави.

ІІ. ОСНОВНА ЧАСТИНА.

Вправи з розвитку дрібної мускулатури рук:

Самомасаж кисті і пальців рук.

Почергове та одночасне згинання пальців.

Відведення та зведення пальців одночасно на двох руках, на одній руці з контролем зору і без нього.

Почергове протиставлення пальців правої та лівої руки.

Колові рухи кистями зі стисканням та розтисканням пальців.

Комплекс вправ ранкової гімнастики.

1. В.п. – стiйка: ноги нарiзно. Коловi рухи руками:

4 рази вперед i 4 – назад.

2. В.п. – о.с. пальцi рук переплетенi за спиною. 1–2 – пiднятися на носки, енергiйно вiдвести руки назад до зведення лопаток (вдих); 3–4 – в.п. (видих).

3. В. п. – стiйка: ноги нарiзно, руки в сторони. Повороти тулуба вправо–влiво.

4. В. п. – стiйка: ноги нарiзно. Почерговi нахили в сторони по одному разу. Нахил улiво: лiва рука за спиною рухається вправо, права рука над головою рухається влiво. Нахил вправо: права рука за спиною рухається влiво, лiва рука над головою рухається вправо.

5. Стоячи на однiй нозi, iншою виконувати вiльнi маховi рухи вперед–вгору , назад–вгору з максимальною амплiтудою кожною ногою.

6. В. п. – стiйка: ноги нарiзно, руки внизу. Нахили вперед та назад. Нахил назад: руки вiдвести в сторони–вверх–назад, подивитися вверх.

7. Стоячи на однiй нозi, iншою виконувати коловi рухи, не торкаючись пiдлоги, вправо та влiво.

8. В. п. – о.с. 1 – упор присiвши; 2 – упор лежачи; 3 – упор присiвши; 4 – о.с.

10. В. п. – упор лежачи. 1 – опускаючи таз, прогнутися, подивитися вверх; 2 – пiдняти таз, подивитися на колiна.

11. В. п. – упор лежачи позаду. 1 – пiдняти таз, прогнутися, подивитися назад; 2 – в.п.

Лазіння по гімнастичній лаві підтягуючись двома руками лежачі на животі.

Вправи на рівновагу: ходьба по гімнастичній лаві з переступанням через предмети; пересування приставним кроком ліворуч і праворуч; повороти на 45º і 90º з різним положенням рук.

Читайте также: