Из истории одежды 6 класс технология конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: Технология

Учитель: Бабушкина Наталья Николаевна

Тема: Из истории одежды Дата: __________

Познакомить учащихся с историей одежды, видами русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси.

Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа.

Вырабатывать умения употреблять новые понятия в своей речи.

Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран.

Организационная часть урока

II. Вступительное слово учителя

- Ребята, сегодня на уроке мы совершим путешествие по истории одежды

Люди носили одежду с глубокой древности. В течение многих столетий костюм человека постоянно менялся.

-Как вы думаете, в чем главное назначение одежды? (защищать человека от холода, жары, насекомых, дождя; украшать человека)

III. Объяснение нового материала. Презентация

40 тысяч лет назад люди придумали иглу. Она до сих пор остается главным инструментом для шитья. Позднее человек научился скручивать волокно, затем делать ткань.
Большинство книг, посвященных истории костюма, начинаются с описания одежд Древнего Египта.

Костюм во все времена остается визитной карточкой человека. Ткани на одежду рабов в рабовладельческих государствах - Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме шли самые грубые, а Египетские фараоны и их приближенные носили тонкие, прозрачные ткани из хлопка и льна.
Слайд 4

Мужской костюм греков состоял из нескольких кусков ткани, которые не сшивались, а искусно драпировали тело. Этот костюм состоял из двух частей – нижней рубашки, хитона, и верхней накидки, именуемой гиматием.

Женский костюм состоял из большого куска шерстяной материи прямоугольной формы - Пеплос размеры которого менялись в зависимости от общественного положения и индивидуального вкуса женщин

Некоторые римляне пытались удивить и шокировать других своей одеждой. Так, молодые римляне из богатых семей намеренно надевали мягкие женственные одежды, например, туники с длинными рукавами, яркие покрывала и прозрачные шёлковые тоги. Философы часто появлялись в неопрятном виде, в грязной, оборванной одежде и изношенных плащах.

В древней Руси одежда представляла собой большую ценность, ее очень берегли, передавали по наследству, неоднократно перешивали и донашивали до полной ветхости.

Красивый праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Одежда не только грела и украшала людей во все времена, но и показывала их место в обществе. Кроме этого, по костюму можно было определить профессию человека.

Путешествие по музею

Зал мужского костюма

РУБАХА (Слайд 7)

Ученик: Основой мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.

Учитель: В народе обычно носили одну холщевую рубаху, которая являлась одновременно и нижней, и верхней одеждой.

Другой обязательной частью одежды русских мужчин были порты.

ПОРТЫ (Слайд 8)

Ученик: Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.

ОНУЧИ – узкие куски ткани длиной до 2 метров.

ЛАПТИ – плетенная обувь из лыка.

Богатые люди носили суконные и даже шелковые порты, а в народе – холщевые.

ЗИПУН (Слайд 10)

Ученик: Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.

КАФТАН (Слайд 11)

Ученик: Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата.

Зал женского костюма

СОРОЧКА (слайд 12)

Ученица: Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.

САРАФАН (Слайд 13)

Ученица: Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу до верху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

ДУШЕГРЕЯ (Слайд 14)

Ученица: Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.

ПОНЕВА (Слайд 15)

Ученица: Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей

Физкультминутка (Слайд 16)

Итак, как вы, наверное, заметили, одежда разных народов и сословий отличается друг от друга. Это отличие называется стилем.

Стиль находится в тесной взаимосвязи с модой, но отличается от нее длительностью существования, широтой распространения, он регулирует, направляет моду.

Стиль это выраженная в содержании и форме предметов быта, в искусстве и архитектуре общность художественно-выразительных средств.

Это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру.

Давайте посмотрим и послушаем какие же стили преобладали в разные века?

Готический- 12-13 в.в

Барокко- 17-18 в.в.

Рококо - стиль Людовика XV вторая четверть 18 века

Модерн - 19-начало 20в.в. Слайд 19

20-е. Свобода женщинам.

Простую удобную одежду подарила женщинам Шанель. Она сделала трикотаж модной одеждой для леди из высшего общества. Красавицы 20-х носят свободные платья и блузы с заниженной линией талии, часто подчеркнутой декоративным поясом.

30-е – роскошь и блеск, Военная мода 40-х

Женственность 50-х, Революция 60-х, 70-е

Лоск 80-х, Итак, 90-е, Мода третьего тысячелетия - С развитием человеческого общества костюм усложняется. Появляется понятие туалета, то есть совокупность одежды, обуви, перчаток, а также предметов, дополняющих костюм (украшения, цветы и т.д.)

Костюм (от фр. costume – “одеяние”) – это устойчивые формы одежды определённого народа, сословия, эпохи. Костюм выражает эстетический идеал эпохи.

В отличие от более ранних исторических этапов, когда на протяжении довольно долгого времени в костюме и искусстве в целом господствовал лишь один какой-либо стиль, в моде 20 века сформировались, прочно утвердились и существуют одновременно следующие стилевые направления:
Слайд 25

Современные стили в одежде
Классический

Иначе - строгий, деловой, элегантный стиль. К нему относится всё наиболее устойчивое, “отобранное” веками, почти не меняющееся то, что “вне моды”.

Спортивный (необязательно для спорта) удобна для движения, разнообразной работы, активного отдыха.

Романтический это область “фантазий”, “воспоминаний”, “поисков”, тяготеет к историческому костюму и часто заимствует у него форму, покрой, декоративную отделку.

Фольклорный стиль принято называть этническим. Одежда, относящаяся к этому стилю, выполнена в духе национальных костюмов разных народов и эпох

А в чем же все- таки выражается стиль? Стиль в одежде выражается с помощью силуэта, цвета, фактуры ткани.

- По характеру силуэта в фас (фронтальный) и профиль (профильный) можно судить о принадлежности костюма к той или иной эпохе.

Существует 4 основных видов Силуэта

Трапеция, треугольник, овал, прямоугольник

При выборе одежды определенного силуэта необходимо учитывать особенности телосложения человека, что бы подчеркнуть его достоинства и скрыть недостатки

Сегодня мы познакомились с историей одежды, узнали какие стили одежды были в прошлые века, а какие преобладают в современной одежде, познакомились с понятием силуэт

Закрепление изученного

Назовите современные стили одежды. (Классический Спортивный Романтический Фольклорный)

Назовите основные виды силуэта (Трапеция, треугольник, овал, прямоугольник)

При выборе одежды определенного силуэта что необходимо учитывать? (необходимо учитывать особенности телосложения человека)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление учащихся с понятием "плечевая одежда" и видами плечевой одежды.

Конструирование плечевой одежды с цельнокроеным рукавом.

Ожидаемый результат:

-приобретение опыта снятия мерок с фигуры человека;

-ознакомление с рациональной организацией рабочего места при чертежных работах, соблюдением правил безопасного труда;

- приобретение опыта построения чертежа швейного изделия (плечевой одежды с цельнокроеным коротким рукавом) с помощью чертежных инструментов в натуральную величину

Дидактические средства обучения: сантиметровая лента, миллиметровка или ватман для выполнения чертежа в натуральную величину, чертежные инструменты и приспособления; презентация, учебник технологии § 15, тетрадь.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, презентация, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.

Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммуникативные.

Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ: ПК, мультимедийный проектор, программы для работы с ресурсами.

Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку, пожелание успеха. Включение в деловой ритм.

Введение нового материала (определение размеров фигуры человека)

Актуализация знаний. В целях актуализации полученных в 5 классе знаний учитель может предложить учащимся ответить на следующие вопросы.

-Как вы думаете какими изделиями называю плечевые изделия?

Ответ учащихся (блузка, туника, платье, халат)

Изготовление одежды своими руками является одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощением замыслов в реальность.

В качестве изделия для выполнения творческого проекта в 6-ом классе будет предложено сшить плечевое изделие на цельнокроеной основе: это может быть блузка, платье, халат или ночная сорочка.

На одном из этапов разработки проекта необходимо научиться азбуке конструирования и моделирования. Поэтому целью нашего урока является научиться конструировать такое изделие. Конструирование одежды заключается в разработке чертежей деталей изделия, изготовлении выкроек для раскроя ткани и пошива изделия.( Вспомните, из каких деталей состоял фартук). Изготовление выкроек очень важный процесс, и необходимо чётко представлять, из каких деталей будет состоять ваше швейное изделие.

Изготовление одежды своими руками является одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощением замыслов в реальность.

Характеристика плечевых изделий.

Швейные изделия, которые держатся на плечах, называются – плечевыми изделиями.

Платье – женская одежда, состоящая из лифа и юбки, отрезное или не отрезное по талии.

Сарафан – разновидность платья, без рукава, с большим вырезом, на бретелях.

Халат – с рукавами и без, с застежкой, воротником и без, поясом и без.

Блуза – женская одежда, с рукавами и без, с застежкой и без, воротником и без, длиной до

Жилет – одежда с проймами без рукавов, различной длины, с застежкой и без.

Учитель предложит ответить учащимся на следующие вопросы:

-Что нужно знать, чтобы изготовить выкройку швейного изделия?

- Какой инструмент нужен для снятии мерок с фигуры человека?

- Можно ли снимать свои мерки самостоятельно, почему?

-Какие мерки для изготовления изделия в 5 классе вы снимали?

1. “Мерки – исходные данные для построения чертежа”.

2. “Снятие мерок – определение размеров фигуры человека путём его измерения по

Для снятия мерок служит сантиметровая лента. Изобрел её в 1810 г. французский

портной. Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина её 150-200 см., ширина – 2 см

При снятии мерок нужно помнить следующие правила:

Мерки снимают по правой стороне тела, сантиметровой лентой.

Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения , сохраняя привычную осанку.

Сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять.

Перед снятием мерок необходимо точно определить линию талии.

Зафиксировать ее шнурком.

Мерки длин, высот и обхватов записывают полностью.


Правила снятия мерок Ош – обхват шеи Сантиметровая лента проходит по основанию шеи над седьмым шейным позвонком и над ярёмной впадиной. Мерка необходима для построения выреза горловины.

Ог – обхват груди Сантиметровая лента проходит горизонтально, сзади через выступающие точки лопаток, через подмышечные впадины, спереди- на уровне высоких точек груди. Мерка определяет ширину сетки чертежа

Оп- обхват плеча Сантиметровая лента проходит перпендикулярно оси плеча на уровне подмышечной впадины, касаясь верхним краем заднего угла подмышечной впадины. Мерка нужна для определения глубины проймы и ширины рукава.

Дтс- длина спины до талии Сантиметровая лента проходит от седьмого шейного позвонка по позвоночнику до линии талии. Эта мерка определяет положение линии талии.

Ди- длина изделия. Сантиметровая лента проходит от седьмого шейного позвонка по позвоночнику до желаемой длины изделия.

Дпр- сумма длин плеча и рукава. Сантиметровая лента проходит по линии плеча от линии шеи через плечевую точку до желаемой длины рукава.

Записать мерки необходимые для выполнения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционный урок-презентация по теме "История появления одежды" разработан для учащихся 6 класса 8 вида в курсе "Мир истории". Урок позволяет в доступной для ребенка 8 вида форме рассмотреть и уяснить, как появилась одежда и проследить эволюцию ее развития в разные периоды истории в разных странах. Презентация содержит много наглядного материала и информации.

Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->


-75%


Одежда – искусственный покров тела человека, защищающий его от неблагоприятных внешних воздействий природы и являющийся некоторым проявлением индивидуальности человека это совокупность предметов, формирующих внешний облик человека: одежда, обувь, головные уборы, украшения.

Стиль – это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий её культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру.

Мода – непродолжительное господство в определённой общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, преимущественно в одежде и остальных компонентах костюма.

Люди украшали свои одежды из

звериных шкур ракушками и бусами

Застёжки – фибулы, скрепляющие ткань

Уже в античные времена цвета имели своё символическое значение; так, например, белый цвет был закреплён за аристократией, а чёрный, пурпуровый, тёмно-зелёный и серый – выражал печаль. Зелёный и коричневые цвета были обычными цветами сельских жителей.

итон, гиматий, тога, туника.

Конусообразный

головной убор

Остроугольное

Высокая линия

Длинные узкие

Укороченный

вздернутый подол

Одежды той эпохи шились из парчи, сукна, дорогого бархата, которые дополнялись вышивкой и мехами.

Длинный шлейф

Воротник - Стюарт

Отрезной лиф

с острым мысом

Верхняя юбка с

треугольным разрезом

Обилие золотых

жемчужных нитей

Богатство проявлялось не только в дорогих тканях и узорах, но также и в оформлении рукавов. Узкий элегантный рукав на локтях, а потом в пройме, был разрезан.

Изящная прическа,

обильно посыпанная

Очень открытое

большая юбка

Искусственные

цветы, банты

Обилие оборок,

кружев, рюшей

Линия груди

Рукав - фонарик

Платье легкое прозрачное, из воздушных муслиновых и батистовых тканей плотно облегало талию под грудью с глубоким декольте, подчеркивая естественную стройность фигуры.

Рюши, кружева,

Низко спущенное

Узко стянутый

Юбки больших

с кринолином

Обилие оборок,

кружев, лент

Зал русского костюма

СОРОЧКА Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.

Основой женской одежды была

длинная сорочка. У сорочки был

круглый ворот, разрез спереди,

застегивающийся на пуговицу и

длинные рукава. Сорочки украшали

вышивкой по краю подола,

рукавов, ворота.

САРАФАН Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

Сверх сорочки надевали сарафан.

Сарафан распашная длинная

одежда без рукавов, на лямках.

Сарафаны шили из

разных тканей, украшали вышивкой

ДУШЕГРЕЯ Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу

Сверху на сарафан надевалась душегрея –

короткая, чуть ниже талии

одежда с рукавами или без рукавов на лямках.

Спереди душегрея застегивалась на пуговицу

ПОНЁВА Понёва – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей

Понёва – юбка, которая запахивалась

вокруг фигуры и закреплялась вокруг

талии шнуром.

Поневу шили из пестрых тканей

ОБУВЬ Лапти были самой распространённой летней обувью. Для зимних морозов практичны были валенки из плотно свалянной шерсти. Горожанки – модницы предпочитали тонкие кожаные сапожки.

Лапти были самой распространённой летней обувью.

Для зимних морозов практичны были валенки из плотно свалянной шерсти.

Горожанки – модницы предпочитали тонкие кожаные сапожки.

 ЦВЕТ – ЯЗЫК НАРОДА. Красный цвет- цвет огня, считалось, что он отпугивал нечистую силу. Красный - значит красивый. Красна девица, красны молодцы, весна- красна. Зеленый цвет символизировал растительный мир. Оранжевый назывался цветом солнечного света и тепла. Голубой цвет - символ воды и неба. Черный цвет символизировал землю вечный покой.

ЦВЕТ – ЯЗЫК НАРОДА.

Красный цвет- цвет огня, считалось, что он отпугивал нечистую силу. Красный - значит красивый. Красна девица, красны молодцы, весна- красна.

Зеленый цвет символизировал растительный мир.

Оранжевый назывался цветом солнечного света и тепла.

Голубой цвет - символ воды и неба.

Черный цвет символизировал землю вечный покой.

Домашнее задание: Подготовить материал по стилям которые мы с вами не изучили на уроке.

Домашнее задание:

Подготовить материал по стилям

которые мы с вами не изучили на уроке.


-75%

Читайте также: