Конспект по ветхому завету 3 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок-исследование .

Цель : знакомство обучающихся с десятью заповедями христианской религиозной культуры.

Образовательные: формирование представления о нравственных критериях, заключённых в десяти заповедях христианской религиозной культуры.

Развивающие: развитие у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;

- развитие волевой сферы: осознанности поведения и самоконтроля;

- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности со сверстниками, формирование умения поискового чтения .

Воспитательные: формирование уважительного отношение к нормам, правилам и запретам, ценностного отношения к жизни, родителям, духовному, к межличностным отношениям.

Урок включает в себя 3 этапа.

В рамках первого ориентировочно – мотивационного этапа урока была создана проблемная ситуация и деятельность по ее разрешению (что такое Заповеди и как они регулируют нормы поведения людей).

Основным этапом является операционно-исполнительский (этап решения задач урока), в рамках которого организована групповая и коллективная работа, что позволит за короткий промежуток времени выполнить большой объем работы

В рамках рефлексивно-оценочного этапа обучающиеся оценят свою работу на уроке.

Оборудование для учителя:

Оборудование для обучающихся:

- карточки с заданиями для групп,

- таблички для рефлексии:

Этапы урока

Ориентировочно – мотивационный этап урока

1.1. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

1.2. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

2. Операционно-исполнительский этап

2.1. Решение проблемы, открытие новых знаний.

2.3. Усвоение новых знаний и способов действий.

2.4. Первичное закрепление знаний

3. Рефлексивно-оценочный этап

3.2. Домашнее задание.

Этапы урока

Формируемые способы деятельности

1. Ориентировочно – мотивационный этап урока

1.1. Оргмомент

Эмоциональный настрой.

Учащиеся рассаживаются за столы по группам.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

1.2. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Я предлагаю вам послушать её и выразить свое отношение к поступкам героев.

Какой человеческий порок заставил человека, лежащего в больничной палате у двери, совершить такой поступок? (Зависть).

Люди давно поняли, что зависть - опасный порок, чувство, которое может погубить человека, привести его к преступлению. Как вы думаете, может быть где-нибудь записано, как нужно поступать человеку, чтобы предостеречь его от неверного шага, от неверных поступков?

Древние источники рассказывают, что три с лишним тысячи лет назад еврейский народ (иудеи) и их пророк Моисей видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог Сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Через Заповеди Бог дал людям правила, нормы поведения.

Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке.

Сформулируйте тему урока.

Тема урока: Десять заповедей Моисея.

Определите цели урока:

- Узнать, что такое заповеди.

- Какие есть заповеди.

- Почему нужно соблюдать заповеди?

Работу начнём по групам.

Личностные УУД: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, - анализировать поступки с точки зрения общечеловеческих норм,

сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Регулятивные УУД: формирование умения определять цели своей деятельности. Коммуникативные УУД: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД: формирование умения отвечать на вопросы

2. Операционно-исполнительский этап

2.1. Решение проблемы, открытие новых знаний.

1. Работа в группах.

Каждая группа получает своё задание. Правильно распределите обязанности в группе, выполните задание.

На работу вам даётся 7 минут.

- Время работы в группах закончилось.

Мы слушаем представителей каждой группы очень внимательно. Вся добытая информация для нас очень важна.

2. Выступление представителей каждой группы.

1 . Заповедь – повеление (запрет или предписание), данное Богом верующим в него людям

3. Знакомство с заповедями.

Учитель: Откройте учебник на странице 171. Здесь записаны все 10 заповедей. Прочитайте сначала 4 заповеди самостоятельно.

Ребята, как вы думаете, о чем говорят эти 4 заповеди?

- Эти 4 заповеди говорят об отношениях человека с Богом, они касаются тех людей, которые верят в Бога.

Коммуникативные УУД: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей, освоение умения слушать и понимать других, умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познавательные УУД : освоение ознакомительного, изучающего и поискового чтения; формирование умения работать в группах, формирование умения отбирать главное, синтезировать, строить логическое рассуждение.

2.2. Физминутка

Мы, вы, ты, я – вместе дружная семья.

Руку дай соседу слева.

Руку дай соседу справа.

Улыбнись соседу слева.

Улыбнись соседу справа.

Ты прижмись к соседу слева.

Ты прижмись к соседу справа.

Ты погладь соседа слева.

Ты погладь соседа справа

Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2.3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа с заповедями.

Прочитайте пословицы на экране .

На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.

- Чему учит 5 заповедь? (Любить родителей, слушаться их наставления, заботиться о них, быть опорою им в старости).

Рассмотрите иллюстрации на экране. Какая заповедь нарушена?

-Как вы думаете, почему в Заповедях называют убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью?

- А как человек убивает себя? (Когда зависит от вредных привычек: курения, алкоголизма, наркомании).

Почему эта заповедь очень важная? (Она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой).

- Чему учит заповедь? (Прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть).

- Что общего у убийства и воровства?

Давайте прочитаем 9 заповедь из учебника на странице 172.

Как вы понимаете эту заповедь?

- От чего предостерегает эта заповедь? (От причинения страданий ближнему, от зависти).

Вывод: для чего же служат заповеди людям? (Заповеди даны людям для того чтобы они могли стать счастливыми).

- Счастливый человек – это какой человек?

- Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?

Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.

Личностные УУД:

определение собственной нравственной позиции.

Коммуникативные УУД: использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей,

освоение умения слушать и понимать других, умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Познавательные УУД: формирование

умение пользоваться новыми понятиями, применять их в своей речи.

Первичное закрепление знаний

Давайте посмотри, как внимательно мы друг друга сегодня слушали.

- Сколько всего заповедей дал Бог человеку?

- Имя пророка, получившего заповеди от Бога?

— Какая заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что-либо, не принадлежащее нам?

— Верность какой заповеди — залог сохранения семьи?

Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самоконтроля и самооценки.

Познавательные УУД:

формирование умения анализа и синтеза, умения пользоваться новыми понятиями, применять их.

3. Рефлексивно-оценочный этап

3.1. Итог урока

Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.

- Узнать, что такое заповеди.

- Какие есть заповеди.

- Почему нужно соблюдать заповеди?

-Мы получили ответы на все вопросы?

- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?

Личностные УУД:

формирование нравственной модели поведения детей.

Регулятивные УУД: формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; осуществление регулятивных действий самоконтроля и самооценки в процессе коммуникативной деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений.

3.2. Домашнее задание.

Выберите одну из заповедей и попробуйте проиллюстрировать её.

А по желанию можно, объединившись в группы, сделать инсценировку, иллюстрирующую одну из заповедей. Попросите родителей помочь вам создать костюмы к инсценировке.

Регулятивные УУД:

3.3. Рефлексия.

Кому на уроке было интересно и всё понятно, вставайте под этой табличкой,

кому было трудно, но интересно, вы встаёте здесь,

кому неинтересно и непонятно – вы идёте сюда.

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Характерной чертой, объединяющее все природы ветхозаветной библейской истории, является служение пророков, или так называемый ветхозаветный профетизм.

Пророк, по-еврейски "нави", от глагола "нават" - говорить, передавать волю другого. "Нави" соответствует также таким понятиям, как "быть полным, литься через край". Понятия эти сопутствуют образу вдохновенной, ораторской речи, свободно льющейся из переполненного чувством сердца пророка. Пророки часто именуются "устами Иеговы". В этом же смысле пророком назван и Аарон, передававший повеления косноязычного Моисея народу и фараону. "Иди. он будет твоими устами (твоим пророком), а ты будешь ему вместо Бога" (Исх. 4, 16) - сказал Господь Моисею.

В греческом языке "нави" соответствует слово "профитис". Но оно имеет более узкое значение - обозначает предсказателя будущего, провидца, прорицателя. Этим словом назывались греческие оракулы, жрецы языческих религий, думающие, что они передают волю богов.

Пророк - посредник между Богом и людьми, который открывает людям божественную волю, касающуюся или настоящего момента, или прошедшего, или будущего.

Служение пророков красной нитью проходит через всю историю ветхозаветного человечества. Профетизм является тем понятием, в свете которого можно одновременно рассматривать как внешний ход главных событий библейской истории, так и их внутреннюю идейную связь.

Библия, предлагая нам историю ветхозаветного человечества, акцент ставит на вопросе общения Творца с творением. Богооткровенная религия как религия истинная, непременно предполагает определенный способ взаимосвязи Бога и человека. Профетизм в самом и широком смысле этого слова, обнимает собой все те формы, путем которых Бог открывает Свою волю человечеству.

В широком смысле слова пророком ("нави") в Библии часто именуется весь богоизбранный народ, которому Создатель открывал Свою волю и являл особое покровительство и милость. Израиль должен был быть тем рупором, посредником, через которого Бог объявлял Свою волю всему человечеству. В этом смысле Израиль называется "народом пророков", предназначенным служить "светом к просвещению язычников" - людей, "сидящих во тьме и сени смертней". Но Израиль из-за своей "жестоковыйности" не смог выполнить высокого назначения. Из-за своей греховности он не смог предстоять непосредственно Лицу Божию, для него самого потребовались посредники-пророки. В этом качестве посредников - пророками следует признать всех ветхозаветных патриархов (Адама, Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова), всех судей, вождей и многих благочестивых еврейских царей.

С момента установления ветхозаветной теократии начинается особый период пророческого служения, понимаемого в более узком, библейско-специфическом смысле данного слова. Со времени синайского законодательства Иегова стал не только Богом, но и Царем Израиля. Основатель и вождь теократии, посредник синайского законодательства, удостоенный особой, исключительной близости к Иегове - Моисей был величайшим из всех ветхозаветных пророков. В силу специфики своего служения он не имел себе преемников среди ветхозаветных пророков, ибо был прототипом, прообразом Христа, Основателя совершеннейшей новозаветной теократии, или царства Божия.

Эпоха от Моисея до Самуила известна под именем "беспророческой". Библия так говорит об этом периоде: "Слово Господне было редко в те дни и видения не часты" (1 Цар. 3, 1).

Самуил открывает собой особый период ветхозаветного профетизма. Внутреннее состояние Израиля к этому моменту было более чем плачевно: дух народного единства исчез, вера ослабла, была реальная угроза политической гибели Израиля. В этот критический момент Бог воздвиг своему народу пророка Самуила. Самуил и последующие пророки этого периода благодаря озарявшей их божественной благодати и собственным усилиям высоко поднимались над общим нравственным уровнем своего народа. Они глубоко постигали подлинный смысл происходящих событий и очами веры видели далекое будущее. "Предощущая веяние новозаветной благодати" (св. Василий Вел.), живя телом в Ветхом Завете, по духу они были гражданами Нового Завета.

В Библии пророки называются иногда иначе, например: 1) "человек Божий", - так назван пророк, предсказавший первосвященнику Илию гибель его дома; 2) "прозорливец" - так назван Самуил; 3) "провидец", - смысл тот же, что и прозорливец, т.е. человек, очами веры видящий будущее; 4) "страж дома Божия": пророки сторожили или защищали Израиль от духовных врагов; 5) "ангел Божий" в смысле вестника воли Божией.

Время служения пророков

Пророческое служение внутренне неразрывно связано с теократией: вместе они родились у подножья Синая, вместе же они и идут через всю самостоятельную политическую историю Израиля. Если теократия - сущность истории Израиля, то профетизм - душа теократии. Если Моисей (ок. 1250 г.), как отмечено выше, в силу специфики своего служения стоит особняком при истоках теократии, то с Самуила пророческое служение приобретает определенные характерные черты (ок. 1040 г.).

С этого времени в Израиле появляются пророческие общины или школы. В них могли вступать благочестивые израильтяне всех родов и состояний. Во главе каждой из подобных общин стоял какой-либо популярный пророк, духом которого она жила и именем которого она называлась. Основной задачей такой школы было распространение духовного влияния своего пророка и утверждение его авторитета в народе. Поэтому пророческие школы являлись центрами религиозно-нравственной жизни, рассадниками теократического просвещения в народе.

Но не следует думать, что школы готовили пророков. Пророки существовали раньше школ и поставлялись на это высокое служение путем таинственного, благодатного призвания. Из школ же выходили ученики пророков, хорошо изучившие Слово Божие, пение и музыку. Эти помощники пророков, народные учителя разносили пророческие откровения по всему царству Израильскому, выполняя повеление своего учителя.

Как известно, учреждение царской власти в Израиле не было долом богоугодным и в этой связи интересно проследить взаимоотношение пророческого института с монархическим. Учреждение царской власти в Израиле вносит существенную перемену в служение пророков. Отныне служение пророков кроме всего прочего принимает строго-охранительный характер по отношению к основным началам теократического строя. На первых порах профетизм положительно доминировал над монархизмом. Пророки не только строго обличали царей за нарушение Закона Божия, но и властно чинили суд над ними, низлагали с трона одних и возводили других - достойных. Но скоро положение изменилось. С момента разделения Израиля (931 г.) на Северное и Южное царства для пророков наступает наиболее ответственный период служения, сопряженный с постоянной опасностью. От истинной теократии не осталось и следа: цари живут одной мыслью - укрепить политическое положение своих царств. Ради этой цели заключаются запрещенные союзы с языческими царями и их народами. Результат этого - религиозное блуждание и нравственное развращение народа. Особенно тяжелое бремя выпало на пророков Израильских, где истинное священство было истреблено и насильственно заменено иеровоамовыми жрецами ваалова культа. Здесь пророки остались почти единственными "стражами дома Израилева". Исследователи называют этот период "героической эпохой профетизма".

Более всего пророчество развивалось в период нечестивых царей, когда царской власти, готовой совратить народ с истинного пути, нужно было противопоставить силу духовную, которая удерживала бы народ от соблазна. Но особенно цветущее время пророческого служения было в период Илии и Елисея (874-790 гг.).

Однако влияние пророков и их учеников не в состоянии было предотвратить естественного хода истории начертанного божественным Проведением. Оба еврейских царства приближались к неизбежному для них политическому концу. Провозвестниками этого конца, его свидетелями-очевидцами и предсказателями нового мессианского царства были так называемые пророки-писатели.

Характерной чертой пророков-писателей было не столько личное вмешательство их в ход государственной и общественной жизни, сколько свободное влияние на души людей путем устного и письменного слова, живая и сильная проповедь покаяния, соединенная с отрадными картинами будущего духовно-обновленного мессианского царства.

За 4 века до пришествия Мессии пророчество умолкло.

Последним пророком, оставившим писания, был Малахия, после чего истинное пророчество исчезло, а на великом пророческом седалище Моисея сели книжники и фарисеи.

Таким образом служение пророков является специфическим признаком богоизбранного народа. Только благодаря развитию профетизма Израиль занял исключительное место в мировой истории. Ветхозаветный профетизм представляет собой как бы ось религиозной истории всего человечества. Профессор М.М. Тареев так говорит о связи профетизма с историей Израиля: "Еврейская религия есть религия пророков. Пророчество выражает самую сущность религии Иеговы как религии теистической, не стихийно-языческой, а разумно-человеческой, богочеловеческой" (проф. М.М. Тареев. "Ветхозаветное царство и пророчество". Христианин, 1907, ноябрь, с. 536.).

Ни один народ древней истории не обладал тем сокровищем, которое имел еврейский богоизбранный народ. Сокровище это -откровение воли Божией через "слово", которым живой, личный Бог руководил и наставлял Свой народ на пути истинном.

Учение пророков

Роль пророков в религиозном развитии Израиля чрезвычайно велика. Ветхозаветная религия, предполагающая двустороннюю связь с Богом человека, имела в лице пророков те источники, посредством которых Откровение Божие изливалось на богоизбранный народ. Учение пророков состоит из трех основных элементов, характерных для ветхозаветной религии: монотеизм, морализм, ожидание спасения.

Стремясь оградить Израиль от языческих культов, пророки показывают ложность и бессилие идолов соседних народов. Критика идолопоклонства становится особенно острой в период плена. Тогда же, торжественно исповедуя единобожие, пророки в своих речах подчеркивают Его трансцендентность (непостижимость), надмирность, святость. И хотя Бог окружен тайной (Ис. 6; Иез. 1), Он в то же время близок к Своему народу и проявляет к нему Свою благость.

2. Морализм. Святости Бога противостоит скверна человека, и, видя этот контраст, пророки с особой остротой осознают человеческую греховность. Этот морализм, как и монотеизм, не является чем-то новым: он уже был присущ 10 заповедям. Но в книгах пророков тема греха становится одной из основных, на ней поставлен особый акцент. Грех отделяет человека от Бога (Ис. 59, 2), оскорбляет Бога праведного (Ам.), многомилостивого (Ос.) и святого (Ис.). Проблема греха стоит в центре проповеднической деятельности Иеремии. Именно разгул зла вызывает Божию кару. Поскольку грех совершается всем народом, он требует и коллективного наказания, но у Иеремии (31, 29-30) уже появляется представление об индивидуальном возмездии.

Важно отметить, что проповедь чистоты жизни, высокой нравственности, т.наз. "этический монотеизм" пророков основана на Синайском законодательстве. То есть пророки расширяют и углубляют в сознании народа то, что некогда дал Бог. Одновременно углубляется и понимание религиозной жизни. Надо "искать Бога", "исполнять Его законы". Пророки учат, что Бог требует внутренней праведности, внутренней чистоты и святости, а потому обрядность, не связанная с заботой о нравственности, осуждается.

3. Ожидание спасения. Осуждая грех, и говоря о Божией каре за грехи, пророки (начиная с Амоса) говорят об особой, счастливой участи избранных праведников, именуемых "остатком". В "остаток" входят все, кто при жизни избежал греха, и непосредственно те, кто удостоится дожить до эры великого счастья. Наступит время, когда изгнанники Израиля и рассеянные иудеи (Ис. 11, 12-13) вернутся в святую Землю, и наступит период благоденствия, материального благосостояния и могущества. Но главное в том, что пришествие Царства правды и святости предварят внутреннее обращение всех иудеев, Божие прощение и богопознание, приносящие мир и радость (Ис. 2, 4; 9, 6; 11, 6-8). Для установления Своего Царства на земле Царь-Ягве пошлет Своего представителя, "помазанника" ("Мессию" - евр.). Мессианские пророчества - сокровище Ветхого Завета.

О цели пророческого служения

Цель пророческого служения была троякая: религиозная, нравственная и политическая.

1. Пророки, прежде всего, призваны были поддерживать в народе веру в Единого Бога и грядущего Мессию и приготовлять его к принятию последнего. Соответственно этому назначению пророки устно и письменно старались удержать народ от идолопоклонства, указывали на ложность его. Они также указывали, что для угождения Богу не достаточно лишь внешних обрядных действий, но необходимо сердечное исполнение Закона Божия и вера в Мессию.

2. Нравственная цель пророческого служения заключается в том, что пророки следили за чистотой жизни Израиля, обличали грех во всей его неприглядности, призывали к покаянию, разъясняли Закон Моисеев. Лучшим средством к достижению успеха в этой области служения был их собственный пример самоотверженной богоугодной жизни.

3. Пророки не оставляли без внимания и политическую сторону народной жизни. Они старались раскрыть евреям, что у них Царь Сам Иегова и что они в политической жизни не должны ничего делать без Его позволения. По тесной связи евреев с язычниками пророческое служение касалось и язычества. Промыслительно влияние пророков распространялось на язычников, так как язычники тоже должны были войти в царство Мессии. Пророки обличали язычников за вражду к народу Божию и обращали на путь истинный, предсказывая, что и они получат обещанное спасение, если будут того достойны.

Понятие о пророческих книгах и их значение

В Священном Писании Ветхого Завета отдел пророческих книг занимает одно из самых значительных мест. Всех 16 пророков-писателей, по объему их книг традиционно разделяют на великих и малых пророков (4 великих: Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил и 12 малых: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия).

Пророческие книги - это такие священные еврейские книги, в которых боговдохновенными мужами записаны Божественные Откровения, данные пророкам относительно судьбы основанного Богом царства.

В греческой, русской и славянской Библии пророческий отдел помещен вслед за учительными книгами в вышеперечисленном порядке с добавлением после книги пророка Иеремии книг: Плачь Иеремии, Послание Иеремии и книги пророка Варуха (2 последние неканонические).

В европейской Библии, где все книги делятся на 3 раздела -Закон, Пророки и Писания, пророческие книги следуют под рубрикой "Поздние пророки" сразу же за "Ранними пророками", включающими в себя книги Иисуса Навина, Судей, Руфь и четыре книги Царств. Книга пророка Дании здесь помещена в разделе Писания (агиографы).

Хотя из общего числа пророков мы условно выделяем так называемых "пророков-писателей", т.е. тех, которым, согласно библейскому канону, принадлежит какая-нибудь книга, однако, это наименование может быть не совсем верно понято, ибо не совсем точно отражает пророческое служение. Пророк был не писателем, а оратором, проповедником. Пророческие книги, в том виде, в каком мы их сейчас имеем, не были известны современникам пророков, ибо последние могли оставить лишь небольшие записи собственного опыта, которые позднее были редактированы либо учениками пророков, либо их последователями. Эту мысль подтверждают четко прослеживающиеся по методу изложения материала три основных элемента. Первый - собственно пророчества - т.е. Слова Самого Бога или поэтические картины, выражающие их смысл: возвещение, грозное предупреждение, обетование. Второй - повествование от 1-го лица; сам пророк говорит о своем опыте. Третий - повествование от 3-го лица - описание кем-то жизни, служения и учения пророка. Все эти 3 элемента часто сочетаются в одной книге, что указывает на позднейшую редакцию книги, в которую были внесены не только слова и писания самого пророка, но и нечто о нем самом, передаваемое устным преданием.

Значение пророческих книг велико. Значимость пророческих книг, как и вообще книг Священного Писания, основывается, прежде всего, на их каноническом достоинстве, т.е. на убеждении, что писания эти вызваны в жизнь не человеческим хотением и искусством, но волей Божией, а потому все, что в них вложено назидательно, полезно и спасительно. Выделим 3 основных, на наш взгляд, аспекта значимости пророческих книг: апологетический, нравственный и исторический.

1. Апологетический. Пророческие книги доказывают бытие Бога, ибо говорят о таких предметах, которые превосходят мудрость человеческую, предсказывают такие события, которые могут быть известны только Высшему Существу, ведающему тайны будущего. Пр.: пророчества о рождении Эммануила от Девы, предсказание 70-летнего Вавилонского плена, 70 седмин, оставшихся до пришествия Мессии; страданий Христа и пр.

2. Нравственное или воспитательное значение пророческих книг основывается на тех многих нравоучительных примерах истинной веры, добродетели (Илия и Сарептская вдова; поведение 3-х отроков в плену). Большое значение имеют проповеди покаяния, способствующие очищению души от греха.





Категории каталога























Службы Воскрески











Категории каталога























Службы Воскрески







Социальная сеть










Сервисы











Другие продукты Vizantium















Воскреска - социальная сеть православного духовного образования

Лэпбук

Лэпбук "Пасха"


"100 великопостных ребусов" увлекательная командная игра

Поделка

Поделка "Вознесение Господне"

Поделка

Поделка "Сретение Господне"

Курс "Ветхий Завет" (ВШ "Вертоград")

Полный комплект по курсу Ветхого Завета известного учебного пособия разработки воскресной школы "Вертоград"

Сведения

Комплект включает в себя рабочую тетрадь для учащихся, конспект учителя, а также сопроводительные материалы.

Смотреть конспект учителя

Смотреть книгу кроссвордов и поделок

Год появления 2010

Страна происхождения РФ

Составитель Захарова Л.А.

Данные для воскресной школы

Возраст Средний школьный

Целевая аудитория Воцерковленная (воскресная школа)

Дисциплина Священное Писание Ветхого Завета

Данные имеющегося файла

Состав комплекта Рабочая тетрадь для учащихся, конспект учителя, книга с кроссвордами и поделкой, конспект по Ветхому Завету, описание курса

Ф.И.О. _Шмелева Вера Геннадьевна______________________________________
Предмет: _Основы православной веры___________________________________
Класс: ___3___________________________________________________________
Тип урока: _изучение нового материала___________________________________

10 заповедей. Труд души.

Дать представление о труде души, опираясь на смысл 10 заповедей.

  • иметь представление о труде души;
  • раскрыть смысл 10 заповедей Божиих в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
  • бережное отношение к своей душе;
  • стремление наблюдать за своими делами, словами, поступками и соотносить их с заповедями Божиими.
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя;
  • умение работать с текстом учебника;
  • умение работать в паре, группе;
  • умение оценивать результаты своей работы и работы одноклассников;
  • осуществлять поиск информации из материалов учебника;
  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы

10 заповедей Божиих, труд души.

Элементы проблемного обучения.

- Урок основы православной веры. Проверьте готовность к уроку. Перед началом урока давайте попросим благословения у Господа.

Ставит задачу – проверить подготовку рабочего места.

Чтение молитвы в начале урока.

Проверяют наличие необходимых учебных вещей. Молитва.

контроль за состоянием рабочего места.

Повторение изученного материала. Актуализация знаний.

-С какой частью Священного Писания мы знакомимся на наших уроках?

- Имена каких ветхозаветных героев вы помните?

- В Священном Писании уже в Ветхом завете встречается много чисел. Посмотрите, я написала на доске имена некоторых ветхозаветных героев и ряд чисел. Как вы думаете, какое задание я могу вам предложить?

(Соединить число с именем и объяснить, как они связаны).

- Как вы думаете, имя какого героя закрыто в этом списке? (Моисей)

- Почему вы так решили?

- В какой момент нашего знакомства с этим героем мы расстались?

-Давайте проверим всё ли правильно на картине, которую мы составили на прошлом уроке?

- С каким числом вы бы соединили имя Моисея? Почему?

Организует устный опрос.

Дают ответы на вопросы учителя. Делают предположения. Выполняют задания.

Работают с фланелеграфом.

обобщение, прогнозирование, моделирование, структурирование знаний, анализ.

Постановка познавательной задачи урока.

- Прочтите тему нашего сегодняшнего урока.

- О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

- Постарайтесь предположить, что нового мы узнаем на уроке?

Подводит обучающихся к формулированию цели урока.

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Напоминает обучающимся о правилах посадки при письме.

Читают тему урока,

формулируют цели урока.

Коммуникативные построение речевого высказывания.

Вступительная беседа. Проблемная ситуация

- В нашей гимназии есть хорошая традиция. После ночного снегопада гимназисты средних и старших классов расчищают дорожку к гимназии. Какой это труд? (физический)

- Что работает в нашем организме, когда мы занимаемся физическим трудом?

- Приведите примеры, когда вы занимались физическим трудом?

-А вот мы пришли на урок. Мы думаем, вспоминаем, предполагаем, сравниваем, считаем. Какой это труд? (умственный)

- Что при этом усиленно работает?

- А что же это – труд души?

Задаёт проблемный вопрос. Нацеливает мыслительную деятельность обучающихся на поиск ответа на него.

Коммуникативные осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, построение речевого высказывания.

Душа наша как цветок. Цветок всегда тянется к свету, солнцу. А для христианина Солнце правды – это Господь. Душа тянется к Богу, как цветок к солнцу.

- Как сделать так, чтобы наш цветок стал ближе к солнцу? (привязать к корзине с цветком воздушный шарик, чтобы тот потянул его вверх).

- Но ведь это не просто цветок. Это наша душа. Значит, шары не просто шары. Эти шары – заповеди Божии.

- Давайте будем по одному привязывать шары-заповеди к нашей корзинке, называя заповедь и читая её значение.

- Кто-нибудь спрашивал дома у старших, как прочитать заповедь на церковно-славянском языке?

- Но спущенный шарик не полетит вверх. Что для этого надо сделать? (надуть)

- Но это не настоящий шарик, шарик-заповедь. Просто так воздухом его не наполнишь.

-Что надо сделать, чтобы заповедь тянула душу нашу к Господу? (надо её исполнить).

-Как это сделать?

Вводит наглядные символы и даёт их значение.

Познавательные: поиск информации в учебнике, знакомство со значением заповедей, принятие значения символа на данном уроке.

Коммуникативные: построение речевого высказывания.

Если хочешь жить легко

И быть к Богу близко,

Держи сердце высоко,

А головку низко.

  1. Посчитайте, сколько изображений ангелов в нашем классе.

Контролирует выполнение заданий.

Выполняют физические упражнения.

- Вспомните, когда мы в классе последний раз надували шары? (на уроке технологии для поделки)

- Легко ли было надуть такие маленькие шарики?

- Как вы выходили из положения? (просили помощи у одноклассников, учителя)

- У кого можно просить помощи в выполнении заповеди Божией? (у Бога, у святых, попросить совет у священника, родителей).

Личностные: приводят примеры из личного опыта.

Сотрудничество с учителем, построение речевого высказывания.

Наблюдение за вымышленной ситуацией.

- Какую заповедь нарушил гимназист? (5 и 9)

- Что произойдёт с шариком-заповедью, если она нарушена? (сдуется)

-Что произойдёт с душой? (будет опускаться, удаляться от Бога)

- Попробуйте, определить какие заповеди выполняют или нарушают дети в данных ситуациях. Если дети выполняют заповедь – поставьте цифру зелёным цветом, а если нарушают – красным.

Беседа. Подведение к мысли о необходимости наблюдать за своими мыслями, делами, словами.

Читают описание ситуаций на карточках, обсуждают.

Анализ ситуации. Установление причинно-следственных связей.

Умение работать в группе, построение речевого высказывания.

Закрепление изученного материала.

- Давайте вернёмся к нашим заповедям. Почему шары 2 цветов: красного и жёлтого?

- Давайте проверим ваши предположения. Найдём ответ на последнем форзаце нашего учебника.

- А кто это – наш ближний?

Подводит к разделению заповедей на 2 группы.

Анализ. Высказывают предположения.

установление причинно-следственных связей. Анализ.

Коммуникативные: построение речевого высказывания.

Итог урока. Рефлексия.

- Как же мы можем свою душу приблизить к Богу? (исполняя заповеди)

- Как вы поняли, что же такое труд души? (исполнение заповедей – это и есть труд души).

- Кто же оказался прав в своих предположениях в начале урока?

-Нам с вами, ребята, надо постоянно наблюдать за собой, за своими словами, поступками, мыслями, чтобы душа наша, оставаясь чистой, без греха, стремилась в небеса к Богу.

-А как узнать, какую заповедь вы нарушили или не нарушили? (их надо знать).

- Если вы на сегодняшнем уроке узнали значение заповедей, то поставьте свой магнит на красную полочку, если вы узнали значение заповедей и поняли, что такое труд души – на зелёную, а если узнали значение заповедей, поняли, что такое труд души и решили в течение недели понаблюдать за собой, удается ли вам выполнять заповеди – на жёлтую.

Цель:познакомить с библейским изложением начала творения мира.

Задачи урока:

1. Познакомить с текстом Библии о начале творения мира.

2. Познакомить детей с библейским объяснением создания духовного и материального мира.

3. Продолжать знакомить с традиционным пониманием происхождения зла в мире.

4. Расширять представления школьников об отражении библейского содержания в разных видах творчества в отечественной культуре и культуре других народов мира.

6. Расширять и углублять представление детей о духовных основах традиционной культуры.

7. Обогащать словарь школьника новыми словами историко-культурологического значения.

8. Активизировать духовно-культурологическую лексику.

9. Продолжать формировать и поддерживать интерес к изучению отечественной религиозной культуры.

10. Воспитывать уважение к отечественным культурным традициям, религиозным убеждениям верующих.

ВложениеРазмер
urok_16.doc 40.5 КБ
bibliya.ppt 1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Урок . О начале творения мира.

Цель: познакомить с библейским изложением начала творения мира.

Библейский источник: Ветхий Завет, Бытие, гл.1, стихи 1-5

Предварительная подготовка к уроку: выставка разных изданий Библии; предложить учащимся выучить стихотворения из хрестоматии.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Работа над иконой: Кто изображен на иконе? Что символизирует крест? Почему событие обретения Креста Господня стало таким важным для христиан?

Вы теперь хорошо знакомы с двунадесятыми праздниками и знаете православные иконы, раскрывающие смысл основных событий Евангелия – главной книги Нового Завета. Но Священное Писание – Библия – включает и Ветхий завет, в котором рассказывается, как жили люди до Спасителя, как Господь готовил человечество к приходу Мессии – Христа.

Ветхий Завет и Новый Завет следует друг за другом и образуют единый духовный закон, заповеданный людям Богом для их спасения и воспитания. Центром священной истории является Христос, его Искупительная жертва на Кресте и Воскресение. Это даровало человеку спасение от грехов и возвращение в вечный мир Божественной чистоты.

Почему было необходимо спасение? Почему речь идет о возвращении? Неужели, мир Божественного общения был достоянием человека, а потом потерян? Как человек пришел к пониманию, что ему нужна помощь? Какие события вели человека к спасению, принятию Христа Спасителя? Именно об этом говорится в Ветхом Завете.

Первая страница: слайд 1-2.

Вторая страница: слайд 3-4

Третья страница: слайд 5

- Что ты узнал о Библии?

- Как называется книга ветхого Завета, которая рассказывает о творении мира Богом?

Читайте также: