Диагностика детей с нарушением слуха конспект

Обновлено: 07.07.2024

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития

Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту. Подробнее о проверке слуха у новорождённых

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека. Подробнее о проверке слуха у детей и подростков

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития

Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Особенности внимания

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Особенности памяти

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Особенности мышления

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.

Исправникова Олеся Владимировна

Данная статья подробно раскрывает медицинские и педагогические методы исследования слуха, которые позволяют проводить успешное слухопротезирование, которое является основой для развития, обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

ВложениеРазмер
metody_diagnostiki_narusheniya_sluhovoy_funkcii.doc 78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы диагностики нарушения слуховой функции

Человек и окружающая среда находятся в постоянном взаимодействии. Это взаимодействие осуществляется с помощью различных анализаторов: зрительного, слухового, кожного, вкусового, обонятельного, двигательного.
Слуховой анализатор в ряду других анализаторов имеет одно из первостепенных значений (И.М.Сеченов). У большинства людей, вследствие условий воспитания их чувств, слуховые ощущения несравненно сильнее зрительных.

Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Кроме того, слух дает возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки. Еще слух играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка.

По данным Министерства здравоохранения в России в настоящее время насчитывается более 600 тысяч детей и подростков, страдающих нарушениями слуха различной степени тяжести. Из общего числа только 150 тысяч детей состоят под диспансерным наблюдением. Значительную часть - 64% - составляют дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет. По мнению Загорянской М.Е. число детей-инвалидов по слуху за последние 2-3 года выросло на 20%. Кроме того, данные российской статистики являются неполными, т.к. отсутствует национальный регистр инвалидов по слуху.

Дети с нарушенным слухом после рождения постоянно находятся в условиях слуховой депривации. Как свидетельствуют исследования отечественных дефектологов (Л.В.Неймана (1951), Р.М.Боскис (1963), Л.П.Назаровой (1976), Е.П.Кузьмичевой (1981)), отклонения в развитии детей, связанные с нарушением слухового анализатора сказывается на их устной речи. Главные трудности детей с нарушенным слухом - это усвоение слов на слух и понимание речи в целом. Слабослышащие дети поступают в специальные (коррекционные) учреждения, где одним из важнейших направлений обучения на начальном этапе является развитие слухового восприятия, и, на этой базе, формирование речи. Раннее выявление снижения слуха и обеспечение качественной звукоусиливающей аппаратурой в первые два года жизни способствуют более успешному формированию слухоречевых ассоциаций. В том случае, если сензитивный период развития речи закончился, а речь не начала формироваться, даже если ребёнок будет успешно слухопротезирован, вторичной задержки речевого и интеллектуального развития избежать не удастся.

Данные медицинских методов диагностики слуховой функции чрезвычайно важны, в первую очередь, для качественного слухопротезирования, которое является одним из первых условий реабилитации лица с нарушенным слухом.

Медицинские методы исследования делятся на субъективные и объективные. В процессе проведения субъективных методик регистрируются различные поведенческие реакции на звуки. Объективные методики позволяют провести регистрацию физиологических реакций разных отделов слуховой системы на звуки.

К субъективным методикам относятся такие, как:

  1. регистрация безусловно-рефлекторных реакций ребенка на различные звуки;
  2. условно-рефлекторная аудиометрия со зрительным подкреплением;
  3. игровая аудиометрия;
  4. тональная аудиометрия.

Устройство для проведения такого обследования состоит из аудиометра, двух динамиков (расположенных на расстоянии 75 см справа и слева от ребенка) и приспособления для демонстрации картинок. Сначала подается достаточно громкий звук, чтобы вызвать безусловно-ориентировочную реакцию (движения головы или глаз в сторону источника звука, мимические движения, позу замирания и др.). С небольшой задержкой подается зрительное подкрепление, на основе которого у ребенка формируют безусловно-рефлекторную реакцию на звук путем после 2-3 предъявлений. При дальнейшем тестировании зрительное подкрепление включают только после правильной реакции. Между предъявлениями звука отвлекают внимание ребенка с помощью игрушки. Данный метод позволяет оценить состояние слуха на разных частотах [9. 88].

Главными недостатками данного метода является:

  1. небольшая эффективность при обследовании детей с неврологическими расстройствами;
  2. не позволяет определить уровень поражения слуховой системы;
  3. не позволяет оценить слух на каждом ухе при подаче звука в свободном поле [9. 85].

Для детей старше 1,5 лет используют игровую аудиометрию с выработкой условно-рефлекторной двигательной реакции на звук. В качестве двигательной реакции используют бросание различных предметов в коробку, надевание колец на пирамиду.

Дети старше 2,5 лет могут в ответ на звук нажимать кнопку. В данной методике тестируется отдельно правое и левое ухо с помощью телефонов.

Детей старше 4 лет обследуют, подавая сигналы через телефоны костной проводимости для диагностики сенсоневральной или кондуктивной тугоухости. Для получения точной аудиограммы ребенок проходит процедуру несколько раз [13. 32-33].

Слух ребёнка старше 5 лет может быть проверен с помощью тональной пороговой аудиометрии . Данный метод исследования слуха проводится с помощью чистого тона (неречевого звучания).

Преимущества данного метода следующие:

  1. есть возможность определить восприятие широкого диапазона частот;
  2. колебания постоянные, незатухающие;
  3. звук можно усиливать до определенного предела;
  4. Недостатками являются:
  5. требуется специальная аппаратура;
  6. аппаратура немобильна;
  7. требуется специальное заглушение помещений.

Исследование проводится по костному и воздушному проведению, имеется кнопка-прерыватель и каждый звук отмечается цветом.

В настоящее время в оториноларингологии и аудиологии все большее развитие получают объективные методы исследования слуховой функции для диагностики различной ушной патологии, среди которых выделяют:

  1. импедансометрию;
  2. аудиометрию по слуховым вызванным потенциалам;
  3. регистрацию вызванной отоакустической эмиссии.

Акустическая импедансометрия используется для оценки состояния среднего уха и слуховой трубы, а также выявления некоторых порогах слуха. Для проведения данной процедуры необходим импедансометр.

Данная методика основана на измерении акустического сопротивления наружного, среднего и внутреннего уха в ответ на звук. В норме человеческое ухо имеет низкий акустический импеданс. При патологии среднего уха, отрицательном давлении в барабанной полости, утолщении барабанной перепонки подвижность этой системы уменьшается, затрудняя проведение звуков через среднее ухо, что приводит к повышению акустического сопротивления.

Чаще всего используются два вида данного метода – тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.

Тимпанометрия – измерение значений акустического сопротивления при измерении давления воздуха в наружном слуховом проходе с помощью миниатюрного насоса, что позволяет оценить подвижность барабанной перепонки и давления в полости среднего уха. Величина сопротивления зависит от состояния среднего уха, а также частоты и интенсивности подаваемого сигнала .

На высоких частотах импеданс больше зависит от массы системы проведения звука, а на низких – от жесткости структур среднего уха.

Акустическая рефлексометрия – регистрация изменений сопротивления структур наружного и среднего уха при сокращении стременной мышцы, вызванном громкими звуками. Акустический рефлекс – защитная физиологическая реакция, которая направлена на предохранение рецепторов улитки от повреждающего действия громких звуков.

Преимущества данного метода:

  1. КСВП можно зарегистрировать у детей с первых часов жизни, в том числе у недоношенных и детей с патологией ЦНС;
  2. регистрация КСВП является неинвазивной (безопасной и безвредной);
  3. регистрация КСВП предоставляет объективную информацию о состоянии слуховых путей и ЦНС.

Характеристики КСВП стабильны и не зависят от состояния пациента (бодрствует он или спит, естественный это сон или медикаментозный).

Одной из разновидности методики КСВП является методика ASSR ( Auditory Steady – State Response) – способ регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон. Такие слуховые ответы вызываются частотно-специфическими стимулами у спящих детей.

Вызванный слуховой потенциал – это ответ мозга на постоянные акустические стимулы, которые оптимизированы частотной специфичности и более сопоставимы с чистыми тонами, чем акустические щелчки или тональная посылка. Применяемые стимулы являют собой модулированные тоны в диапазоне 250-8000 Гц, которые модулируются по амплитуде (АМ) и по частоте (ЧМ). Ответ возникает, когда стимулы находятся возле или выше порога и волосковые клетки активизируются в области, которая соответствует частоте тона. Затем, нейральная активность, распространяясь вдоль восходящего слухового пути, вызывает синхронизацию ЭЭГ активности с частотой амплитудно-частотной модуляции. Таким образом, синхронизация активности слухового пути и последующая синхронизация активности ЭЭГ лежит в основе возникновения последующей ASSR. ASSR – низкоамплитудный вызванный потенциал, который можно выявить лишь у спящего ребенка [17.86-88].

Важной особенностью анализа ответа является отсутствие необходимости расшифровки специалистом графиков записи пиков потенциала и изменения латентных периодов. Вся обработка осуществляется компьютером, исключая возможность ошибочной субъективной оценки.

При аудиологическом обследовании новорожденных наиболее востребованной методикой на сегодняшний день является регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) — точный, информативный метод. Целесообразно абсолютно всем детям на первом году жизни проводить ОАЭ. Если она регистрируется, слух у ребенка не нарушен. Если ОАЭ не регистрируется, то это является показанием к дальнейшему обследованию ребенка у сурдолога.

ОАЭ больше подходит для скрининга, так как занимает мало времени. Это важно еще и потому, что добиться мобилизации ребенка на долгое время порой оказывается невозможно. Существует несколько разновидностей данной методики, но на практике наиболее часто используются две: задержанная вызванная отоакустическая эмиссия (ЗВОАЭ) и отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения (ПИОАЭ) [19].

Основной задачей педагогических методик исследования является выявление нарушения слуха, определение сурдопедагогом возможной степени потери слуха, доступных слуховому восприятию ребенка звуковых и речевых сигналов с учётом возраста, а также индивидуальных особенностей ребёнка.

Педагогические методы оценки слуха правильнее всего будет разделить в соответствии с возрастом детей, для которых они предназначены:

  1. методики исследования слуха у детей от рождения до полутора лет;
  2. методики исследования слуха у детей от полутора до трех лет;
  3. методики исследования слуха у детей дошкольного возраста;
  4. методики исследования слуха у детей школьного возраста.

Педагогическое исследование слуха у детей до полутора лет основывается на регистрации безусловных ориентировочных реакций ребёнка на звук. Исследование проводят два человека: один подает звуковые сигналы, другой наблюдает за реакциями ребенка [22.28].

Безусловно-ориентировочные реакции выражаются:

  1. в слуховом сосредоточении;
  2. активизации или торможении общих или сосательных движений;
  3. в расширении глазных щелей;
  4. в повороте глаз или головы в сторону источника звука или наблюдателя, крике [6.18].

После полутора лет в ходе исследования используются неречевые звучания и 10 речевых единиц, которые есть в словаре ребенка. Это могут быть лепетные и усеченные слова или звукоподражания. Речевой материал предъявляется голосом шепотной и разговорной громкости.

Таким образом, в ходе диагностического обследования выявляются реакции ребенка на звучащие игрушки, голос и шепот [6.20-22].

В дошкольном и школьном возрасте простым и доступным методом является исследование слуха речью.

Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудовании, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека — служить средством речевого общения. При исследовании слуха речью применяется шепотная и громкая речь. Практически в обычных условиях исследования слух считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6—7 м. Восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значительное понижение слуха. Полное отсутствие восприятия шепотной речи указывает на резкую тугоухость, затрудняющую речевое общение.

При исследовании слуха говорящих дошкольников используют 3 списка по 10 слов, автором которых является Нейман. Каждый список содержит 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слов. Исследования проводят на каждом ухе отдельно и бинаурально. При отсутствии или резком понижении восприятия шепотной речи переходят к исследованию слуха громкой речью. Исследование шепотной речью начинают проводить на расстоянии 6 метров, приближаясь при отрицательной реакции на 0,5 метра. В протоколе около каждого слова фиксируется количество метров, на котором ребенок услышал данное слов. С помощью этих данных предполагается степень потери слуха ребенка.

При исследовании слуха говорящих дошкольников, не вступающих в контакт, используют те же списки слов, но также подбирается наглядность. При исследовании ребенок не повторяет услышанное слово, а показывает соответствующую картинку.

Для исследования слуховой функции неговорящих дошкольников используют условно-рефлекторную методику с двигательным подкреплением, в ходе которой проводится предварительная работа по выработке условного рефлекса, и лишь затем приступают к исследованию, которое проводится с использованием неречевых разночастотных звучаний и речевых единиц (слогов, лепетных и усеченных слов) разговорной и шепотной громкостью на расстоянии 0,5 метра, постепенно отдаляясь от ребенка до того момента, пока он не перестанет давать реакцию на звук [15. 35-37].

При исследовании слуха у школьников используют 3 списка по 20 разночастотных слов, автором которых является Нейман. Исследование проводят шепотной и разговорной речью на расстоянии 6 метров бинаурально, на каждое ухо отдельно, со слуховыми аппаратами и на голое ухо  6.20-22  .

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе дана характеристика объективным и субъективным методам диагностики слухового восприятия детей дошкольного возраста.

Семинарское занятие 1

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Эффективность педагогического и коррекционного воздействия на детей с недостатками слуха в значительной степени зависит от своевременного исследования состояния слуховой функции. Поэтому каждый квалифицированный сурдопедагог должен владеть методами обследования слуха. У взрослых людей диагностика нарушений слуха в основном проводится с помощью тональной аудиометрии. Это обследование занимает 30–40 минут и требует от взрослого большого внимания, чтобы прислушиваться к тихим звукам. Очевидно, что такое обследование невозможно выполнить у маленьких детей. Поэтому у детей слух проверяют по-другому.

Обследование слуха у маленьких детей – трудная задача. Раньше, когда не было специальных приборов, это делали так. Врач шумел какой-нибудь игрушкой (погремушкой, барабаном, дудкой) или звал ребенка, стоя за его спиной. При этом врач смотрел, повернется ли ребенок на звук. Если повернулся, значит, слышит. Этот способ не позволял точно определить, имеется ли у ребенка нарушение слуха и какое оно. Ведь ребенок мог не повернуться не только потому, что он не слышит, но и потому, что он занят в этот момент другим делом или у него какие-то проблемы с нервной системой. Или еще хуже – подвижный смышленый ребенок мог быстро повернуться, чтобы найти взрослого, а не потому, что услышал звук. А врач сделал вывод, что ребенок слышит. Диагноз тугоухости или глухоты часто ставили, когда ребенку было уже 2–3 года.

Сегодня ученые создали специальные приборы для обследования слуха у детей. Эти приборы позволяют диагностировать нарушение слуха у ребенка сразу после рождения, даже если ребенок недоношенный. В результате диагностического обследования слуха у ребенка необходимо:

1) исключить или подтвердить наличие нарушения слуха;

2) определить степень снижения слуха;

3) определить тип нарушения слуха;

4) получить аудиограмму, чтобы настроить слуховой аппарат;

5) выявить у ребенка дополнительные нарушения нервной системы, которые часто встречаются у детей с патологией слуха.

Диагностика основана на данных обследования слуха у ребенка разными методами – объективными и субъективными, которые позволяют получить всесторонние данные о слухе ребенка. Объективные методы исследования слуха регистрируют реакции разных отделов слуховой системы на звуки с помощью специальных приборов. Субъективные методы исследования слуха регистрируют разные поведенческие двигательные реакции ребенка на звуки. Обследование слуха у детей с помощью этих методов проводятся в детских сурдологических центрах или кабинетах. Их проводит специальный врач – сурдологоторино-ларинголог.

Объективные методы оценки слуха

Результаты обследования слуха объективными методами не зависят от желания и умения ребенка участвовать в обследовании, от его состояния и внимания и поэтому позволяют получить объективные данные о слухе. Для их использования требуются специальное оборудование и высоко квалифицированные специалисты. Именно с помощью этих методов мы можем уже в первые дни и месяцы выявлять нарушение слуха у ребенка, а значит, начать помогать ребенку учиться слушать, думать и говорить. К объективным методам исследования слуха у детей относятся:

аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам мозга,

Аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам мозга. Это основной метод объективной оценки слуха у детей в возрасте от рождения до 3 лет, в том числе недоношенных. Он также используется при обследовании детей с патологией центральной нервной системы более старшего возраста. Этот метод еще называют компьютерной аудиометрией. С помощью аудиометрии по слуховым вызванным потенциалам мозга можно определить степень снижения слуха, оценить проведение стимулов в слуховые центры мозга. При использовании некоторых приборов можно получить аудиограмму. Для проведения процедуры необходим специальный прибор – аудиометр по слуховым вызванным потенциалам мозга. У детей обследование, как правило, проводится во время сна – естественного или медикаментозного, потому что движения ребенка искажают результаты. Во время обследования у ребенка на лбу и за ушами прикрепляются электроды и надеваются наушники с телефонами. Через наушники-телефоны подаются звуки разного уровня, а электроды регистрируют электрические реакции мозга на эти звуки – слуховые потенциалы мозга. Компьютер анализирует эти реакции. Обследование занимает 30–50 минут.

Импедансометрия С помощью этого метода можно оценить состояние среднего уха и слуховой трубы, определить нарушение в среднем ухе и его характер, но нельзя получить аудиограмму. Метод дает также некоторую информацию о порогах слуха. Для проведения процедуры необходим прибор – импедансометр. Во время обследования ребенок должен сидеть спокойно на стуле или на коленях у мамы, так как движения ребенка, глотание, плач, говорение искажают результат. Перед обследованием врач осматривает (и если нужно, очищает) наружный слуховой проход и барабанную перепонку. Потом в ухо ребенка герметично вставляется зонд с миниатюрным микрофоном и телефоном. В процессе регистрации через телефон подается звук, который частично отражается от барабанной перепонки и поступает на микрофон. Компьютер анализирует результаты, их можно увидеть на мониторе компьютера и распечатать. Обследование занимает около 5 минут. В результате получается график – тимпанограмма. Ее форма зависит от того, нормально работает среднее ухо или там есть какие-либо нарушения.

Отоакустическая эмиссия. С помощью этого метода можно обнаружить нарушение слуха у ребенка, а также оценить состояние наружных волосковых клеток улитки. Метод не дает возможности определить пороги слуха и получить аудиограмму. Результаты этого обследования важны при диагностике слуховой нейропатии и центральных нарушений слуха. Для проведения процедуры необходим специальный прибор. Во время обследования ребенок должен сидеть спокойно на стуле или на коленях у матери, так как движения ребенка, глотание, плач, говорение искажают результат. В ухо ребенка вставляется зонд с миниатюрным микрофоном и телефоном. В ухо через миниатюрный телефон подается звук. В ответ на него в ухе возникает слабый звук, который улавливает микрофон. Компьютер анализирует результаты, их можно увидеть на мониторе компьютера и распечатать. Обследование занимает около 5 минут. Отоакустическая эмиссия регистрируется у всех детей с нормальным слухом и не регистрируется, если у ребенка есть даже небольшое снижение слуха. Поэтому этим методом сейчас обследуют слух новорожденных в роддомах

Субъективные Методы Оценки Слуха

Результаты, получаемые при использовании субъективных методов, зависят не только от состояния слуха ребенка, но и от его внимания, возраста, самочувствия, времени дня, наличия у ребенка дополнительных психоневрологических нарушений. К субъективным методам исследования слуха у детей относятся:

игровая тональная аудиометрия (разные варианты);

обследование слуха с помощью звучащих игрушек и речи.

Игровая тональная аудиометрия Для получения аудиограммы у маленьких детей используют разные варианты игровой тональной аудиометрии. Во время этих обследований, как и при обычной аудиометрии, подают звуки разной частоты и громкости и определяют самые тихие звуки (пороги слуха) на разных частотах, которые слышит ребенок. При этом звуки подаются через громкоговорители (или наушники с телефонами) справа или слева. Ребенку быстро надоедает слушать, и, чтобы ему было интересно, справа и слева предъявляются забавные картинки или игрушки (зрительное подкрепление). После подачи звука ребенок поворачивается в ту сторону, откуда шел звук. Если он повернулся правильно, то ему показывают картинку или игрушку. Если он не повернулся на звук или повернулся, когда звука не было, то картинку не показывают. Во время обследования ребенок выполняет определенное действие после того, как услышит звук: может бросать шарик в банку или надевать кольцо на пирамидку. Этому действию (условно-рефлекторной двигательной реакции) ребенка заранее учат сурдопедагог и родители. У детей старше 2,5 лет можно проверить слух так. Ребенок, после того как услышал звук, должен нажать на кнопку, которая соединена с компьютером. Если ребенок услышал звук и нажал кнопку, то на экране монитора показывают отрывок мультфильма. В результате этого обследования получают тональную аудиограмму, т. е. график порогов слуха ребенка на звуки разных частот, но только по воздушной проводимости (с помощью наушников – телефонов). У маленького

Как правило, для получения аудиограммы для правого и левого уха родители должны привести ребенка на обследование к врачу несколько раз, потому что маленький ребенок быстро устает и ему надоедает слушать звуки. Во время повторных обследований ребенок начинает реагировать на более тихие звуки. Если ребенка предварительно научить реагировать на звуки, выполняя определенное действие, то при обследовании получаются более точные результаты.

В результате аудиологического обследования ребенка в сурдологопедическом кабинете (центре) устанавливается диагноз, определяются возможности лечения, решается вопрос о слухопротезировании. С этого же времени в условиях сурдологопедического кабинета должна быть начата и педагогическая коррекция нарушенной слуховой функции силами работающих в них учителей дефектологов и психолога.

Основной задачей педагогических методик исследования является выявление нарушения слуха, определение сурдопедагогом возможной степени потери слуха, доступных слуховому восприятию ребенка звуковых и речевых сигналов с учётом возраста, а также индивидуальных особенностей ребёнка.

Педагогические методы оценки слуха правильнее всего будет разделить в соответствии с возрастом детей, для которых они предназначены:

методики исследования слуха у детей от рождения до полутора лет;

методики исследования слуха у детей от полутора до трех лет;

методики исследования слуха у детей дошкольного возраста;

методики исследования слуха у детей школьного возраста.

Педагогическое исследование слуха у детей до полутора лет основывается на регистрации безусловных ориентировочных реакций ребёнка на звук. Исследование проводят два человека: один подает звуковые сигналы, другой наблюдает за реакциями ребенка. Безусловно-ориентировочные реакции выражаются:

в слуховом сосредоточении;

активизации или торможении общих или сосательных движений;

в расширении глазных щелей;

в повороте глаз или головы в сторону источника звука или наблюдателя, крике.

Для исследования используются разночастотные неречевые (барабан – низкочастотный звук, дудка – среднечастотный звук, шарманка – высокочастотный звук) и речевые звучания (слоги, слова). Звуки подаются на расстоянии от 1 до 3-4 метров (в зависимости от возраста ребенка – чем младше ребенок, тем меньше расстояние). Внимание ребенка обращается на яркую игрушку, а помощник подает сигналы слева и справа. В ходе исследования выявляется наличие нарушения и предполагается его тип.

В дошкольном и школьном возрасте простым и доступным методом является исследование слуха речью. Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудовании, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека — служить средством речевого общения. При исследовании слуха речью применяется шепотная и громкая речь. Практически в обычных условиях исследования слух считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6—7 м. Восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значительное понижение слуха. Полное отсутствие восприятия шепотной речи указывает на резкую тугоухость, затрудняющую речевое общение. (табл.1)

При исследовании слуха говорящих дошкольников используют 3 списка по 10 слов, автором которых является Л. В. Нейман. Каждый список содержит 5 низкочастотных (звуки у, о, р, м, н, л, б, д, г) и 5 высокочастотных (звуки: и, э, ф, с, ш, ж, щ, ш, ц) слов. (табл.2) Слова каждого списка предъявляются в случайной последовательности. Исследования проводят на каждом ухе отдельно и бинаурально. При отсутствии или резком понижении восприятия шепотной речи переходят к исследованию слуха громкой речью. Исследование шепотной речью начинают проводить на расстоянии 6 метров, приближаясь при отрицательной реакции на 0,5 метра. В протоколе около каждого слова фиксируется количество метров, на котором ребенок услышал данное слов. С помощью этих данных предполагается степень потери слуха ребенка.

При исследовании слуха говорящих дошкольников, не вступающих в контакт, используют те же списки слов, но также подбирается наглядность. При исследовании ребенок не повторяет услышанное слово, а показывает соответствующую картинку.

Для исследования слуховой функции неговорящих дошкольников используют условно-рефлекторную методику с двигательным подкреплением, в ходе которой проводится предварительная работа по выработке условного рефлекса, и лишь затем приступают к исследованию, которое проводится с использованием неречевых разночастотных звучаний и речевых единиц (слогов, лепетных и усеченных слов) разговорной и шепотной громкостью на расстоянии 0,5 метра, постепенно отдаляясь от ребенка до того момента, пока он не перестанет давать реакцию на звук.

При исследовании слуха у школьников используют 3 списка по 20 разночастотных слов, автором которых является Л. В. Нейман. (табл.3) Исследование проводят шепотной и разговорной речью на расстоянии 6 метров бинаурально, на каждое ухо отдельно, со слуховыми аппаратами и на голое ухо.


По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается 360 млн. человек с нарушениями слуха, что составляет более 5 % населения земного шара. Из них 32 млн. детей в возрасте младше 15 лет. Причем к 2020г. по прогнозам ВОЗ ожидается рост количества лиц с нарушениями слуха более чем на 30 %.

В Российской Федерации число детей и подростков с тугоухостью и глухотой превышает 1 млн., из которого на учете у сурдологов сейчас состоят немногим более 150 000.

Столь большая разница между предполагаемым и учтенным количеством детей с данной патологией объясняется тем, что их учет проводится по обращаемости в специализированные кабинеты, что порой происходит с большим опозданием.

Анализ возрастной характеристики детей на момент постановки диагноза в региональных сурдокабинетах показал, что у подавляющего числа детей всех регионов России диагноз был поставлен в возрасте от 3 до 7 лет, в связи, с чем проведение медицинской и педагогической реабилитации часто начинается с большим опозданием.

Исследования показывают, что к 3-летнему возрасту, ребенок с нормальным слухом успевает накопить запас, достигающий 2500 слов, и пользуется этим словарем в общении с окружающими, выражая свои мысли фразами из 3–6 слов.

К школьному возрасту, ребенок полностью овладевает языком в той мере, в какой это требуется для самостоятельного устного общения.

Дети с нарушениями слуха чаще всего приходят в школу со словарным запасом, состоящим из нескольких десятков слов, а нередко из 5–10 слов (в худшем случае не зная ни одного слова).

Вместе с тем, примерно из 20–25 % детей, коррекционно-педагогическая работа с которыми была начата на первом году жизни, путь овладения речью максимально сближается с тем, как протекает этот процесс у слышащих детей и к 3–5 годам уровень их речевого развития максимально сближается с нормой.

Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии являются основополагающим принципом российской дефектологии.

Единая система раннего (с периода новорожденности) выявления детей с нарушенным слухом предусматривает:

– выявление детей с факторами риска по тугоухости в роддомах;

– диспансерное наблюдение этих детей в поликлиниках по месту жительства и скрининг-обследование слуха в возрасте 1, 2, 4, 6, 12 месяцев;

– комплексное медико-педагогическое обследование ребенка в сурдологических кабинетах с целью постановки диагноза.

С момента выявления снижения слуха у ребенка начинается проведение медико-психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Дети получают помощь в сурдологических кабинетах, специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждениях.

В нашей стране имеется широко развернутая сеть специальных школ для детей с нарушениями слуха.

Такие дети обучаются в двух типах школ: 1) школа для глухих и 2) школа для слабослышащих и позднооглохших детей.

В целях дифференцированного обучения школа для слабослышащих разделена на 2 отделения: 1-е и 2-е, где обучаются дети с различным уровнем речевого развития.

Педагогический процесс в школе для слабослышащих детей должен строиться с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Хотя учет индивидуальных различий детей в процессе их обучения и воспитания является общепедагогическим принципом, в школе для слабослышащих детей он становится важнейшим, так как особенности детей данной категории проявляются в сферах, имеющих решающее значение для успешного выполнения всех учебно-воспитательных задач.

Как правило, учащиеся одного класса весьма неоднородны по составу. Они имеют существенные различия в уровне владения речью, объем используемых в ней языковых средств, степени остаточного слуха и возможностях его использования.

Это отражается на объеме их представлений и понятий об окружающем мире, правильности знаний, особенностях мыслительной деятельности, памяти, внимания.

Кроме того, такие учащиеся обладают характерологическими особенностями, которые находят выражение в их поведении, степени активности, склонности к определенным видам деятельности.

Все вышесказанное может служить основанием для дифференцирования требований, предъявляемых к учащимся, учитываться при общении с ними, определении классных и домашних заданий, а также при дозировке помощи со стороны педагога.

Индивидуальные занятия по формированию произношения, по развитию и использованию слухового восприятия также проводятся на основании данных об особенностях речи и слуха учащихся.

С учетом индивидуальных особенностей учащихся используются разные способы и условия предъявления речевого материала:

Система коррекционной помощи детям с нарушенным слухом постоянно совершенствуется. Появляются новые формы получения образования, новые подходы к обучению детей.

Созданы модели специальных дошкольных образовательных учреждений комбинированного типа, в экспериментальном порядке началось обучение детей с нарушениями слуха в массовых школах.

Поэтому важной и острой стала проблема психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в процессе обучения этих детей в общеобразовательной школе.

Сами специальные школы претерпели серьезные изменения. Получив свободу действий, учреждения проявляют инициативу в составлении собственных учебных планов, программ, стремятся совершенствовать приемы и методы обучения.

В школах увеличивается количество детей, имеющих сложную структуру дефекта, сочетание нескольких психофизических нарушений: интеллекта, зрения, эмоционально-волевой сферы. Обучаются дети-переростки, ученики, не имеющие качественной дошкольной подготовки или меняющие первоначально выбранную родителями систему обучения.

Для координации действия участников образовательного процесса в нашей специальной коррекционной школе-интернате была создана психолого-медико-педагогическая комиссия.

ПМПК является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Общее руководство ПМПК возлагается на руководителя образовательного учреждения. В состав ПМПК входят: заместители директора по учебной и воспитательной работе, педагог-психолог, учитель-дефектолог, медицинская сестра, а также учителя и воспитатели, представляющие детей на ПМПК.

Целями и задачами ПМПК являются:

  1. Изучение личности ребенка, выявление уровня и особенностей познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи и слухового восприятия.
  2. Выявление резервных возможностей развития учащихся для обеспечения дифференцированного подхода в образовательном процессе.
  3. Выявление круга интересов учащихся.
  4. Выявление оптимальной для развития ученика учебной программы.
  5. Профилактика физических, интеллектуальных, психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

Заседание школьной ПМПК проводится по плану. Возможны внеплановые заседания, если педагог не может самостоятельно решить возникшую проблему.

Школьная жизнь протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности социальной среде. Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством выборов: как учиться, общаться со сверстниками. Помощь ему должны оказывать взрослые.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся продолжается в течение всего периода обучения ребенка в школе-интернате, меняются только цели и задачи на каждом возрастном этапе.

В 1 классе — диагностика готовности учащихся к школьному обучению, коррекционно-развивающая деятельность, направленная на преодоление отставания в развитии ребенка. Диагностика включает совместную работу всех специалистов.

  1. Учитель в ходе бесед с родителями, изучения личных дел учащихся, в ходе наблюдения определяет, чему научился ребенок до школы и какие у него потенциальные возможности по овладению знаниями.
  2. Сурдопедагог обследует слух речью, определяет рабочее расстояние (на котором ребенок воспринимает речевой материал), а также определяет резервное расстояние, к которому нужно стремиться, чтобы развивать слуховую функцию ученика.
  3. Медики следят за соматическим состоянием ребенка.
  4. Воспитатели наблюдают за тем, как ученик ориентируется в бытовых вопросах, какие навыки самообслуживания у него привиты.
  5. Социальный педагог составляет социальный паспорт класса, ставит на учет детей-сирот, детей из неблагополучных семей.
  6. Педагог-психолог проводит углубленную диагностику личностного и интеллектуального развития учащихся.
  7. Администрация ведет контроль за адаптацией детей.

Во 2–4 классах — оптимизация успешной деятельности, создание условий, способствующих профилактике нарушений психологического здоровья учащихся.

В 5 классе — сопровождение учащихся в период адаптации к многопредметному преподаванию.

Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса — это помощь в проявлении и осознании своих чувств, помощь в понимании того, что с ними происходит. В подростковом возрасте происходит заострение отдельных черт характера, в большинстве случаев отрицательных. Задача школы — защитить ребенка от негативного влияния окружающей среды.

В старших классах акцент делается на подготовку учащихся к взрослой жизни, к выбору профессии.

Поддержка необходима и в процессе социализации. Такая поддержка получила название — социально-педагогическая поддержка ребенка. Сущность социально-педагогической поддержки заключается в обеспечении процесса сотрудничества и сотворчества педагогов и воспитанников, позволяющего каждому из участников в процессе взаимодействия раскрыть свои возможности, развить свои способности, тем самым успешно интегрироваться в общество.

Все учащиеся нашей школы посещают кружки: девочки любят вязать, шить, мальчики с удовольствием делают поделки из дерева. Трудовые навыки, полученные учащимися в стенах школы, очень пригодятся в жизни.

Школы I и II вида, давая лицам с нарушенным слухом, цензовый уровень образования, обеспечивают им право на обучение, получение стандартного документа о завершении основной, средней школы, открывают доступ в систему профессионального образования.

Школы занялись инновационной деятельностью — поиском путей допрофессиональной, профессиональной подготовки школьников.

На базе некоторых школ страны развертывается консультативная помощь детям с нарушенным слухом и их родителям. Например, помощь детям с нарушенным слухом, обучающимся в массовой школе, их родителям, а также детям дошкольного возраста, не посещающим детские учреждения: переросткам и детям из неблагополучных семей.

Проблемы модернизации обучения восприняты специальными школами для глухих и слабослышащих детей, коллективы школ принимают активное участие в их разработке и реализации.

Деятельность специальных (коррекционных) школ I и II вида характеризует сочетание традиций и новаторства, что способствует созданию гибкой системы, взаимодействующей с учреждениями общего образования и учитывающей возможности и желания лиц с особыми образовательными потребностями.

  1. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения. // Под ред. М. Р. Боскиса — М.: Педагогика, 1989.
  2. Королева И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. СПб., 2005.
  3. Вилыианская А. Д., Прилуцкая М. И., Протченко Е. М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. — М.: Генезис, 2012.
  4. Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. М.: Академия, 2003.
  5. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988.
  6. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., 2001.
  7. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., Просвещение, 1990.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение слуха, школа, нарушенный слух, речевой материал, образовательное учреждение, образовательный процесс, рабочее расстояние, речевое развитие, слуховое восприятие.

Похожие статьи

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением.

ребенок, нарушение слуха, школа, нарушенный слух, речевой материал, образовательное учреждение, образовательный процесс, рабочее расстояние, речевое развитие, слуховое восприятие.

Использование технических средств в учебно-воспитательном.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, нарушенный слух, ребенок, снижение слуха, слуховой анализатор, Россия

дети, дети, Учебно-воспитательный процесс, звукоусиливающая аппаратура, нарушение слуха, образовательные учреждения.

Конспекты уроков развития слухового восприятия.

Учить воспринимать на слух слова, фразы, словосочетания. Совершенствовать навыки общения на слухо-зрительной основе. Развивать диалогическую речь, используя речевой материал урока. II. Развивающие цели: Развивать слуховое внимание, зрительную.

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей.

нарушение слуха, ребенок, развитие, речь, развитие мышления, нарушенный слух, действие, дошкольный возраст, младший возраст, зрительное внимание.

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха.

устная речь, слуховое восприятие, речевой слух, специальное обучение, развитие, формирование, развивающееся слуховое восприятие, интенсивное развитие, нарушенная слуховая функция, речевой материал.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале.

Нарушение речевого развития ребенка — серьезная проблема, с которой сталкиваются все больше и больше родителей.

Подборка игр по развитию неречевого слуха. Блок №1.Активизация слуховых ощущений ислухового внимания ребенка.

Организация обследования устной речи глухих детей.

устная речь, ребенок, обследование речи глухих детей, речевой материал, словесное ударение, слово, звук, фрагмент интерфейса, нарушение слуха, слог.

Интегрированное обучение лиц с нарушениями слуха в России

Ключевым моментом включения детей с недостатками слуха в России представляется полноценная речевая среда, успешно приводящая к речевому развитию. Вытекающим из этого благоприятным аспектом является посещение ребенком школы.

Фонетическая ритмика как средство коррекции произносительных.

Ключевые слова: нарушение слуха, фонетическая ритмика, внеурочное время, ребенок, устная речь.

Существует множество методик обучения детей с нарушением слуха устной речи.

Она расширила и уточнила вопросы развития речи детей с нарушенным слухом в семье.

Похожие статьи

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением.

ребенок, нарушение слуха, школа, нарушенный слух, речевой материал, образовательное учреждение, образовательный процесс, рабочее расстояние, речевое развитие, слуховое восприятие.

Использование технических средств в учебно-воспитательном.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, нарушенный слух, ребенок, снижение слуха, слуховой анализатор, Россия

дети, дети, Учебно-воспитательный процесс, звукоусиливающая аппаратура, нарушение слуха, образовательные учреждения.

Конспекты уроков развития слухового восприятия.

Учить воспринимать на слух слова, фразы, словосочетания. Совершенствовать навыки общения на слухо-зрительной основе. Развивать диалогическую речь, используя речевой материал урока. II. Развивающие цели: Развивать слуховое внимание, зрительную.

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей.

нарушение слуха, ребенок, развитие, речь, развитие мышления, нарушенный слух, действие, дошкольный возраст, младший возраст, зрительное внимание.

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха.

устная речь, слуховое восприятие, речевой слух, специальное обучение, развитие, формирование, развивающееся слуховое восприятие, интенсивное развитие, нарушенная слуховая функция, речевой материал.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале.

Нарушение речевого развития ребенка — серьезная проблема, с которой сталкиваются все больше и больше родителей.

Подборка игр по развитию неречевого слуха. Блок №1.Активизация слуховых ощущений ислухового внимания ребенка.

Организация обследования устной речи глухих детей.

устная речь, ребенок, обследование речи глухих детей, речевой материал, словесное ударение, слово, звук, фрагмент интерфейса, нарушение слуха, слог.

Интегрированное обучение лиц с нарушениями слуха в России

Ключевым моментом включения детей с недостатками слуха в России представляется полноценная речевая среда, успешно приводящая к речевому развитию. Вытекающим из этого благоприятным аспектом является посещение ребенком школы.

Фонетическая ритмика как средство коррекции произносительных.

Ключевые слова: нарушение слуха, фонетическая ритмика, внеурочное время, ребенок, устная речь.

Существует множество методик обучения детей с нарушением слуха устной речи.

Она расширила и уточнила вопросы развития речи детей с нарушенным слухом в семье.

Читайте также: