Просвещенный абсолютизм 7 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления.

ВложениеРазмер
urok_istorii_7_klass_obshchestvo_epokhi_prosveshcheniya.doc 100 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания Калиниченко С.В.

Тип урока: комбинированный с применением технологии развития критического мышления

  1. Образовательная: познакомить учащихся с особенностями культурного и политического развития общества эпохи Просвещения
  2. Развивающая: продолжить формирование умений анализировать текст, систематизировать знания и организовывать работу в группах.
  3. Воспитательная: способствовать пониманию ценности культурного наследия Просвещения

Структура и хронометраж:

  1. Организационный момент – 2 минуты.
  2. Вызов – 10 минут.
  3. Осмысление – 26 минут.
  4. Рефлексия – 3 минуты.
  5. Итоги – 2 минуты.
  6. Домашнее задание – 2 минуты.

Оборудование: раздаточный материал для групп (см. Приложение), ватман для кластеров.

Основные даты и события: эпоха Просвещения – XVIII век

Основные имена: Д. Дефо, Д. Свифт, И. В. Гете, А. Ватто, Ж.Л. Давид, Г.Ф. Гендель, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Иосиф II, Фридрих II.

Межпредметные связи: обществознание, МХК, литература.

Список литературы для учеников:

Дмитриева О.В. История нового времени: учебник для 7 класса основной школы. - М.: Русское слово, 2006.

Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 501—506.

Детская энциклопедия: Просвещение и революция.— М.: Терра, 1997.— Т. 11.

Список литературы для учителя.

Дмитриева О.В. История нового времени: учебник для 7 класса основной школы. - М.: Русское слово, 2006.

Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 1500 – 1800 гг.: 7 класс. – М.: ВАКО, 2012.

Морозова С.В. Культурология, М.: Изд-во МГУП, 2000.

Как бы вы ответили персонажу комедии? И почему мы изучаем век Просвещения? (Просветители разбудили мысли человека, заставили активно работать. Сегодня мы видим плоды человеческого ума:

- космические корабли, новые технологии, компьютеры.

Идеи просвещения лежат так же в основе современных политических свобод.)

А вот мнение самого героя: Всякого рода

глупости: вольномыслие, всемирное тяготение, электричество,

веротерпимость, оспопрививание, энциклопедию и

То есть все то, без чего мы с трудом можем представить современную жизнь.

Составляют таблицу, заполняют первые 2 колонки.

(после обсуждения в парах и с классом)

(постановка целей урока)

(заполняется по ходу урока, во время стадии осмысления)

Идея разделения властей (Монтескье)

Теория общественного договора (Гоббс и Локк)

Интерес к знаниям и науке, ее активная пропаганда.

Теория естественных прав человека (Локк)

Негативное отношение к религии (Вольтер)

Какое влияние оказали идеи просвещения на общество 18 века?

- живопись и музыку

- образование и воспитание

Большее влияние уделяют воспитанию и образованию детей. Рост грамотности.

Появление салонов и различных кружков. Формирование общественного мнения.

Главный жанр в литературе роман: готический, сентиментальный, приключенческий, роман действия, роман воспитания. Д. Дефо, Свифт, И. Гете.

В искусстве появляются стили рококо – изящество, кокетливость (Ватто) и неоклассицизм – обращение к античным идеалам (Ж.Л. Давид)

Просвещенный абсолютизм попытка монархов приспособить абсолютизм к изменившимся условиям путем умеренных реформ, и укрепить таким образом собственные позиции. Представители: Фридрих II, Иосиф II, Екатерина II

Теперь, для того чтобы подробнее познакомиться с обществом данной эпохи мы разделимся на группы.

Результатом работы групп должен стать кластер по их проблеме.

Консультирует учащихся во время работы в группах, организует обсуждение, корректирует ответы и формулировки тезисов для третьей колонки.

Работа с учебным текстом в группах. (Приложение)

– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.

– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация.

– Знаком “минус” (–) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений.

Задания для групп:

  1. Как идеи просвещения повлияли на (а) образование, б)литературу, в) искусство, г) политику)?

А) Влияние Просвещения на образование: пропаганда знаний и науки привели к тому, что большее внимание стало уделяться воспитанию детей, умственные способности стали намеренно развивать.

Б) Под влиянием идей Просвещения в романах стали писать о том, как человек противостоит обстоятельствам и успешно их преодолевает. Ответной реакцией на рационализм стало появление сентиментального романа, где подчеркивают, сто человек не только разумен, но еще и эмоционален.

В) Влияние Просвещения на искусство: под влиянием идей Просвещения искусство вытесняет религиозные начала светскими, что проявляется в живописи и архитектуре (стиль рококо), и в музыке.

Г) Влияние Просвещения на политику: появление просвещенного абсолютизма – государи Европы пытались с помощью умеренных реформ создать благоприятные условия для развития своих стран и укрепить таким образом свои позиции.

  1. Защита кластера
  2. Сформулируйте тезисы для заполнения третьей колонки исходя из пометок в тексте. (заполнение таблицы всеми учащимися)
  1. Рефлексия (3 мин.)

Высказываем собственное отношение к изученной теме, устно по цепочке заполняя таблицу ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)

Параграф 24, 25. – для всех

Анализ исторических источников на стр. 232-233

Перечитать произведения Д. Свифта и Д.Дефо и выполнить

задания 4 и 5 на стр. 227.

А) оценочный: Удалась работа в группе ____________, наиболее полные осмысленные ответы ___________________, здорово, что вы учитесь высказывать свою точку зрения и ее аргументировать.

Б) тематический: 18 век - это век Просвещения, когда наиболее мыслящие люди, возлагали большие надежды на образование и воспитание, на науку. Вы стремитесь к тому, чтобы стать просвещенными людьми? Образованный, просвещенный человек, четко и ясно представляет себе, что такое добро, справедливость, культура, свобода, то есть имеет представление о том, что необходимо для прогресса. Именно эти вопросы мы и рассматривали на сегодняшнем уроке.

Образование, воспитание и общественное мнение эпохи Просвещения.

Пропаганда знаний просветителями сказалась на традициях семейного образования и воспитания в XVIII в. Родители стали уделять серьезное внимание воспитанию детей. Умственные способности и склонности детей к определенным занятиям осознано старались подмечать и развивать. Телесные наказания в XVIII в. сохранялись, но у них уже появилось много противников.

Появилась впервые государственная образовательная политика, Фридрих 2 Прусский и Иосиф 2 Австрийский ввели обязательное начальное обучение. Процент грамотного населения возрос. Чтение стало привычным занятием не только для дворян и горожан, но и для крестьян, ремесленников слуг.

Хотя просветители оказали огромное влияние на общество, их идеи распространялись только в высших слоях, где имели огромный успех, но не затрагивали простонародье. Отношение просветителей к народной культуре нередко было высокомерным, они не видели в ней ценности.

В эпоху Просвещения появилась новая весомая сила в обществе - общественное мнение. Она стала существенно влиять на государственную политику, что ограничивало произвол монарха, и оказалась мощным оружием в руках тех, кто умел ею управлять. Инструментом, с помощью которого формировалось общественное мнение, были журналы и газеты.

Литература эпохи Просвещения.

В XVIII в. самым распространенным чтением европейцев стал роман – крупное прозаическое произведение, повествующее о превратностях человеческой судьбы. Выдающимися авторами были Даниэль Дефо, Джонатан Свифт, Пьер-Огюстен Бомарше, Иоганн-Вольфганг Гете. В их творчестве можно проследить влияние идей Просвещения в литературе.

В Англии зародился "Готический роман" с фантастическими сюжетами, описанием страшных преступлений, призраков, колдовства, ужасов.

Искусство эпохи Просвещения.

Во XVIII в. в большинстве европейских стран доминирующим художественным стилем еще оставалось барокко. А вот во Франции более популярным был стиль - классицизм.

Новый стиль принес с собой и изменения в одежде: пышные женские платья предыдущего столетия заступили легкие, похожие на древнегреческие туники.

Изменилась и роль музыки. Ранее она предназначалась для сопровождения богослужения, придворных праздников, спектаклей, а в XVIII в. зазвучала самостоятельно. Клавесин, фортепиано, скрипка, флейта стали концертными инструментами. Композиторы и исполнители оказались в центре внимания светской публики, их приглашали короли и вельможи. И.-С. Бах, Й. Гайдн, В. Моцарт, Бетховен зажили мировой славы как композиторы и исполнители.

Примером воплощения в жизнь идей просветителей стали реформы "просвещенных монархов" - короля Пруссии Фридриха II, австрийских императоров Марии-Терезии и ее сына Иосифа II, российской императрицы Екатерины II (в первый период ее правления) и др.

Просвещенный абсолютизм – система взглядов, по которой просвещенный и соблюдающий законы монарх обеспечивает процветание своей стране. Это была попытка приспособить абсолютизм к изменившимся условиям путем умеренных реформ, и укрепить таким образом собственные позиции, сохранить власть.

Набор осуществлённых в этот период преобразований был примерно одинаков во
всех странах: поощрение торговли и производства, развитие образования, покровительство наук и искусства, попытка урегулировать финансы, попытки создания более справедливых и равных условий для подданных, несмотря на сословное деление общества, первые робкие шаги для облегчения положения крестьян.

В своё десятилетнее царствование в Австрии (1780-1790) Иосиф II
провёл целый ряд реформ, главная из которых – освобождение крестьян от
крепостной зависимости, наделение их землёй. Установил равенство всех перед законом, открыл возможность занимать должности вне зависимости от происхождения, проводил политику веротерпимости.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке всеобщей истории для 7 класса, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, приветствие, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового.

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Главный человек той эпохи – философ-энциклопедист. (Учитель может надеть черную профессорскую шапочку или положить ее рядом). Энциклопедия – это книга, в которой собраны сведения о наиболее важных достижениях человечества. Создателем “Энцикопедии” был французский просветитель Дени Дидро (Слайд №2). На уроке мы попробуем составить свою страничку энциклопедии.

Давайте вернемся на несколько веков назад и вспомним картину мира средневекового человека (работа со смарт-доской или с раздаточным материалом с изображением картины мира средневекового человека и картиной мира человека Нового времени). (Слайд №3).

Определите место бога и человека на первом изображении. Затем люди совершили множество открытий в астрономии, физике, математике. Вспомним, какие открытия кому принадлежат, и сопоставим фамилии ученых и их открытия

По одному человеку из группы делают задание на смарт-доске (Слайд № 4). Астрономия – Коперник, Бруно, Галилей; физика – Ньютон; медицина – Гарвей, математика – Декарт и др.

В результате открытий картина мира меняется (изображение на смарт или раздаточном материале) (Слайд №3). Что изменилось? В Средние века началом всего, причиной перемен в жизни людей считался Бог, а в Новое время – человек.

Просветители в XVIII в. считали, что человек сначала был темным, невежественным, но в результате должен был стать разумным, образованным, то есть придти к Царству Разума. (Схема на смарт или на обычной доске меловой рисунок). (Слайд № 5). Путь восхождения к царству Разума – это общественный прогресс (развитие от простого к сложному). Разум на латыни “рацио”, поэтому философию Просвещения стали называть философией рационализма. Новые понятия учащиеся фиксируют в своих страничках энциклопедии.

Путь в царство Разума философы Просвещения видели по-разному, но они все считали, что всеобщее благо наступит тогда, когда будет счастлив каждый человек, т.е. когда права каждого человека будут соблюдаться. Какие права современного человека вы знаете? Просветители выделяли лишь 3 важнейших права и называли их естественными, неотчуждаемыми. По одному человеку выходят к смарт-доске и подчеркивают их, выбрав из общего списка (Слайд № 6). Это право на жизнь, на свободу, на собственность. Остальные записывают в страничку энциклопедии.

  1. Чтобы права человека соблюдались, государство и народ заключают договор (схема на смарт илимеловой рисунок на доске). (Слайд №5).

О чем же договаривались государство и люди? Сначала узнаем взгляды английских просветителей Джона Локка и Томаса Гоббса (рассказ учителя или чтение пункта параграфа). Что такое общественный договор в понимании Дж. Локка и Т. Гоббса? Работа со схемой (на смарт или меловой рисунок на доске). (Слайд № 7). Поставьте фамилии философов рядом с той формой правления, которую они считали наилучшей, и запишите в страничку энциклопедии.

О справедливой форме правления размышляли также и французские просветители Жан-Жак Руссо и Вольтер. (Рассказ учителя или текст параграфа или заранее подготовленный документ). Поставьте фамилии этих просветителей рядом с той формой правления, которую они считали наилучшей, запишите в страничках энциклопедии.

  1. Во Франции жил еще один философ Шарль Монтескье. Он считал, что самым справедливым путем к царству Разума будет конституционная монархия.

Запишем это в страничках.

Но, говорил он, при любой форме правления необходимо разделение власти на 3 ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Для чего? Чтобы не было злоупотребления властью.

Что мы узнали на уроке? Мы познакомились с английскими и французскими просветителями, философами-рационалистами. Разные формы правления могут считаться справедливыми, но какая бы форма правления не была, только знания приведут человека к лучшему. Просвещение – это и есть распространение знаний.

III. Работа по новой теме.

В начале урока вспомним основные этапы истории Нового времени.

1. Как называлась эпоха в развитии европейской культуры, для которой характерно возрождение интереса к человеку, обращение к наследию Античности? (Возрождение)

2. Как называлось движение за переустройство Церкви? (Реформация)

3. На третьем этапе произошла практически революция в естествознании, в науках о природе. Как называется третий этап? (Научные открытия)

Эти три этапа предопределили эпоху XVIII века ­­– эпоху Просвещения.

Многое меняется в жизни. Уже в конце XVII века феодализм изжил себя. Кризис существующего строя проявился во всех областях: в экономике, общественной жизни, идеологии, культуре. Это был период брожения умов. Ученые, писатели, художники, композиторы испытывали ненависть к феодальным порядкам, и в то же время представители господствующего класса использовали все возможности для того, чтобы укрепить все свое могущество.

Многое изменилось в жизни. На арену истории выходит капитализм. В Европе вспыхивает новое культурное движение, которое помогает утверждению капитализма. Это эпоха Просвещения.

После Английской революции многие европейские философы стали открыто говорить о несовершенстве мира и предлагать свои идеи по его переустройству. Впоследствии этих философов стали называть просветителями.

Просветители выдвинули идею свободы совести, т.е. свободного выбора любой веры или атеизма.

Человек представлялся просветителям самым совершенным существом на земле, т.к. только он был наделен разумом и способен познать законы природы.

Все движение человеческой истории просветители рассматривали как движение человечества от темноты и невежества к познанию законов мира.

Всеобщее благо наступит тогда, когда будет счастлив каждый человек, т.е. когда права каждого человека будут соблюдаться. Такие просветители как Джон Локк и Шарль Монтескье основывались на признании за каждым человеком его естественных прав. Просветители выделяли три естественных права человека: право на жизнь, на свободу, на собственность.

Это значит, что каждый человек рождается свободным и равным в правах со всеми другими людьми. При этом никто не имеет право вредить жизни, здоровью, свободе, имуществу другого. А чтобы права человека соблюдались, государство и народ заключают договор, который называется общественным . Они сознательно идут на ограничение своих прав, чтобы упорядочить жизнь и создать общие для всех законы.

А чтобы правители государства не нарушали естественных прав граждан и не превращали власть в деспотию, просветители выдвинули идею разделения властей, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – королю и правительству, судебная – судьям, выдвинутым населением.

Наряду с философскими идеями разрабатывались экономические теории эпохи Просвещения. Наиболее известную экономическую теорию создал профессор Адам Смит, который утверждал, что общество может процветать, если каждый человек будет трудиться и стремиться к благополучию. Он высказывался за господство частной собственности и невмешательство государства в экономику.

Известным философом-просветителем был Вольтер, который считал, что абсолютная монархия является рабством и тиранией. Идеальное общественное устройство – просвещенная монархия. В царстве разума будут господствовать свобода, равенство, собственность. Высказывался за уничтожение религиозного фанатизма и суеверия.

Иных взглядов придерживался Жан-Жак Руссо, который считал источником всех бедствий частную собственность. Он мечтал о создании демократической республики, где все были бы равны и люди правили бы страной напрямую без всяких королей и депутатов парламента.

Итак, мы можем с вами сделать вывод, что, несмотря на то, что просветители принадлежали к различным слоям общества, разным сословиям, этих людей объединяли общие цели и идеалы – это свобода, благосостояние и счастье людей.

Второй вопрос нашей темы – Научная картина мира.

Давайте вернемся на несколько веков назад и вспомним картину мира средневекового человека.

1. Из каких частей состоит мир на этой картине? (ад, земная жизнь, рай небесный)

2. В чем географические знания большинства европейцев отличались от реальной действительности? (Земля – диск)

3. Как называлась такая картина мира? (геоцентрическая)

4. Почему она так называлась? (потому что земля – центр вселенной)

Но постепенно представления человека менялись, т.к. совершались научные открытия в области астрономии, физики, математики. Некоторые из них вам уже известны. Можете ли вы привести примеры таких открытий? (Николай Коперник – новая теория строения мира: в центре Вселенной солнце, вокруг которой вращается планета. Джордано Бруно – о бесконечности Вселенной. Галилео Галилей – выдвинул идею о вращении Земли вокруг своей оси).

Доклад ученика.

Череду научных открытий, начатую Ньютоном, продолжили другие выдающиеся ученые Европы.

Немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц предполагал, что во Вселенной существуют другие цивилизации, но считал, что земной мир является самым совершенным из возможных миров.

В области биологии шведский натуралист Карл Линней разработал систему природы. Это была классификация всех известных растений и животных. В эту систему он поместил в класс млекопитающих человека в отряд приматов вместе с обезьянами.

Английский натуралист и врач Эдвард Дженнер в 1796 году сделал первую в истории прививку против черной оспы, что спасло жизнь многим людям.

В результате этих открытий научная картина мира меняется. Посмотрите на экран и скажите, что изменилось (Вселенная бесконечна, ее центром является не Земля, а Солнце, вокруг которой вращаются планеты. Земля круглая и вращается вокруг своей оси).

Научные открытия и технические изобретения повлияли и на повседневную жизнь и быт европейцев. В быту стали использовать механические часы, стеклянные зеркала, в домашний обиход вошли чугунные утюги. Доктора стали использовать термометр для измерения температуры тела. Записи люди стали делать, используя карандаш из графита, а ошибки исправлять с помощью резиновой стерки.

Итак, эпоха Просвещения – это время новых важных научных открытий, которые разрушили старую картину мира и способствовали созданию новой. Перемены того времени образно запечатлел английский поэт Джон Донн. Давайте обратимся к его строчкам:

Так много новостей.
И в сфере звёзд, и в облике планет.
На атомы вселенная крошится,
Все связи рвутся, всё в куски дробится
Основы расшатались, и сейчас
Всё стало относительно для нас.

И действительно, представления даже о самом человек теперь стали относительными: с одной стороны, он являлся маленькой частицей мироздания, с другой – великой силой, способной управлять природой.

Для эпохи Просвещения характерен и новый художественный стиль. Ребята, вспомните, какой стиль в культуре господствовал в эпоху Возрождения (барокко).

Какие черты были присущи этому стилю? (Барокко приветствовал внешнюю и внутреннюю пышность, овальные и округлые силуэты, обилие скульптур, живописи, роспись стен, зеркал, больших объемов, отрицал строгие геометрические линии. Барокко часто называют вычурным, странным, фантастическим, богатым, особенно стиль распространился в католических странах. Барокко любит множество украшений, позолоты, резьбы, завитков и растительный орнамент).

Эпоха Просвещения открыла простор для творчества художников. Парадный блеск и пустая мишура барокко уступили место классицизму – новому художественному стилю, основанному на античном искусстве, где все точно рассчитано, объекты образуют геометрические фигуры, все симметрично, основательно, устойчиво, красиво, но строго, упорядоченно, ухожено. Художники теперь изображают простых людей, сцены из жизни, чувства, эмоции, а не только портреты богатых или святых.

Наиболее ярко классицизм проявился в архитектуре. Одним из выдающихся архитектурных сооружений стала резиденция французских королей в предместье Парижа – Версальский дворец.

Кроме того, архитекторы создали новый тип грандиозного дворцово-паркового ансамбля.

Символом классицизма стала Церковь Святой Женевьевы в Париже, построенная во второй половине 18 века, которая напоминала античный храм.

Действительно, героями Дефо были обычные люди, которые учили читателя всему, что знают и умеют сами.

Интересный факт из истории: оказывается, в годы Отечественной войны 1812 года, когда башкирские воины участвовали в заграничных походах русской армии, после освобождения Парижа они побывали в немецком городке Веймаре, где жил Гете, и начальник башкирского отряда Кахым Мырдашев, увидев личный богатый музей Гете, подарил ему свое боевое оружие - лук и стрелу.

Ребята, а теперь давайте послушаем отрывок из музыкального произведения эпохи Просвещения. Может кто-нибудь из вас узнает эту мелодию.

А кто написал? (Амадей Моцарт)

Правильно, Моцарт – это еще один представитель культуры той эпохи, которую мы с вами сегодня изучаем.

Доклад ученика о Моцарте

Обратите внимание, несмотря на всю эмоциональность, музыка этого великого композитора сохраняет ясность и классическую размеренность.

Итак, завершая наш третий вопрос о культуре эпохи Просвещения, можно сделать вывод, что искусство освободилось от власти церкви, а в обществе утвердились идеалы светской образованности.

IV. Закреплени е

· Итак, мы с вами сегодня на уроке изучили целую эпоху, которая получила название эпохи Просвещения. Давайте теперь вместе с вами еще раз скажем, что характерно для этой эпохи.

· (- мир устроен по законам Разума

· - признание за людьми их естественных прав

· - государственная власть возникает в результате заключения общественного договора

· - меняется представление человека о мире: Земля больше не представляется центром всего мироздания

· - человек наделен разумом и способен познать законы природы

· - Для культуры эпохи характерен новый стиль – классицизм

· - классицизм основан на античном искусстве

· - классицизм изображает жизнь простых людей, с их чувствами, преодолением трудностей )

· А каких великих людей эпохи Просвещения вы можете назвать?

· V. Подведение итогов (2 мин.)

Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке. Собирает письменные работы на проверку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3 ЛР. Историческое мышление.

Учить оценивать исторические события.

Информационные единицы урока

Цели урока по линиям развития личности.

3 ЛР. Историческое мышление.

Учить оценивать исторические события.

Информационные единицы урока

Вольтер, Локк, Монтескье

Просвещенный абсолютизм

Папа Римский Климент XIV

Прием формального целеполагания –незнаем-узнаем

Изучали ли мы ранее это явление? Какова будет цель нашего урока?

Изучить понятие (явление…)

(Узнать что такое ) Просвещенный абсолютизм.

Тема записана на доске

Планирование деятельности по открытию нового знания.

Вспомните, какой алгоритм (вопросы) помогают нам при изучении нового исторического явления, события?

Что? (суть понятия, явления). Кто? (персоны, страны, слои населения), Где? (страны, стороны, место события). Когда? Как? Какие события? Почему? (причины). Зачем? (С какой целью). Итоги. Последствия.

На доске после озвуч. детьми

Не читая текст Посмотрите внимательно структуру §, иллюстрации, название разделов, ленту времени. Личности (выделено жирным шрифтом)

На какие вопросы мы сразу сможем дать ответ.

Когда Сер. XVIIв

Кто? Франция, Германия,

Создание проблемной ситуации

для постановки проблемы урока.

Через актуализацию знаний.

Выдвижение и гипотезы

Открытие нового знания

Если мы впервые встречаем, какое либо понятие, какой источник поможет нам дать определение?

Но там его нет. Значит, основным источником станет текст параграфа.

Работа с пониманием названия: Обратите внимание на структуру понятия, что вы заметили?

Понятие состоит из двух терминов (слов)…

Просвещенный (просвещение)

Абсолютизм (абсолютная монархия)

Вариант - Действительно название темы (новое понятие) состоит из двух уже знакомых нам терминов.

Вариант – Какой метод можно применить для понимания темы?

Вариант - Давайте попробуем применить для понимания темы прием риторики, попробуем дать определение новому понятию через синтез двух уже известных понятий?

Что для этого нужно сделать?

2 Ребенка на оценку дают определения двух понятий.

Фиксируя на доске сказанное.

Сравнение с определением данным учителем.

Фиксируется на доске, на учительском варианте выделен минимум и программа

Просвещение

Европейское философское течение XVIIIв

*мир устроен по Законам Разума (рационален)

Новая картина мира.

(общественный прогресс)

*Свобода совести

Разное отношение к богу

*естественные права (все равны от рождения, свободны и имеют право быть счастливыми)

(законодательная, судебная, исполнительная)

*гос-во – общественный договор.

*невмешательство в экономику

Форма правления.

*Ничем не ограниченная власть короля,

*судебная, законодательная и исполнительная власть в одних руках.

*Возникает на переходном этапе от аграрного общества к индустриальному.

*опирается на бюрократический аппарат,

* сильную регулярную армию

*финансы буржуазии

*политическая поддержка крупных землевладельцев

* пенициарная система

Какое вы заметили противоречие в этих понятиях?

Какой возникает вопрос.

- == и ничем неограниченная власть

Разделение властей и нераздельная власть…

Проблема. Как можно совместить идеи П и А монархии??

Можно ли на практике это реализовать? Частично…..

Что же такое ПА. идеал или реальность….

Ключевые противоречия выделяются маркером на плакате с определением.

Из заголовков следует, что такое явление существовало в Европейских странах.

Как вы думаете это понятие определяет форму правления, философию, политический идеал или политическую программу?

Как все таки можно совместить идеи П и А? выделить общее. Попытайтесь предложить свою версию, что это такое, опираясь на определения составляющих терминов

Учащиеся могут назвать как утвердительный ответ, так и отрицательный.

При синтезе обращаться к определениям на доске…

Гипотезы фиксируются на доске….

Давайте проверим ваши предположения. Откройте и прочитайте учебник на стр. 217-218 (1 абзац). Продолжите фразу: Просвещенный абсолютизм — это политика …своими словами. Разные варианты …

На какой вопрос мы ответили.

Понимающее комментирующее чтение. Диалог с авторами.

ЧТО такое (определение) ПА .

*распространение образования (доступность, создание новых учебных заведений),

*Распространение новых знаний (энциклопедия)

Взглядам, какого философа эпохи просвещения это более всего соответствует.

Вольтер, желательно цитата текста или док-та

Монархов, которые проводили данную политику, называют просвещенными монархами.

Каких монархов можно назвать просвещенными? Приведите примеры и объясните, почему вы так считаете?

На какие вопросы мы ответили

Карл III – испанский король, например, прекратил инквизиторские костры, имущество монастырей было направлено на создание бесплатных школ.

Австрийский император Иосиф II отменил крепостное право в Венгрии и оставил за крестьянами их общинные земли.

Познакомьтесь с завещанием Фридриха II стр. 227. Как вы считаете, можно ли его назвать просвещенным монархом?

Выполните задание к документу.

3 ЛР. Историческое мышление.

Учить оценивать исторические события.

Информационные единицы урока




0 Спам

На уроке хорошо представлен мотивационный этап, урок рассуждения помогает раскрыть понятие "просвещенного абсолютизма" как в теоретическом аспекте, так в практической реализации этих идей. Спасибо!

Читайте также: