Покровы тела 8 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Описание работы: данный материал представляет собой конспект урока по биологии для 8 класса средней общеобразовательной школы без уклона. Материал будет полезен как учителю биологии, так и учащимся восьмых классов, изучающих предмет по УМК Н.И. Сонина. Концентрический курс.

Тема урока: Кожа – наружный покровный орган
Класс: 8
УМК: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс. М: Дрофа. 2007

Учитель: Давайте с вами вместе заполним таблицу по строению и функциям кожи.
Строение и функции кожи
Слой кожи:
1. Эпидермис
Образован многослойным эпителием. Наружный слой– это мёртвый слой клеток, внутренний – живые, активно размножающиеся клетки. В них содержится пигмент – меланин.
Функции:защитная (от попадания микробов, от механического воздействия), задержка ультрафиолетовых лучей.
2. Дерма (собственно кожа)
Образована соединительной тканью, эластична. Здесь находятся рецепторы, сальные и потовые железы, волосяные фолликулы, кровеносные и лимфатические сосуды.
Функции: Чувствительная (рецепторная), выделительная, терморегуляторная
3. Гиподерма (подкожная клетчатка)
Состоит из рыхлой соединительной ткани, а также большое количество жировых клеток, кровеносных сосудов и нервных волокон.
Функции: препятствует охлаждению тела, играет роль амортизатора, является запасом питательных веществ, депо крови. Кит – 1 метр жира.

Приложение 1
Сальные железы плотно прилегают к волосяной сумке, их секрет выделяет в волосяную сумку и выходит на поверхность в месте выхода волоса. Секрет этих желез – кожное сало – состоит в основном из жирных водоотталкивающих веществ, которые тонким слоем покрывают кожу и волосы и тем самым защищают ее от потери влаги и воды из окружающей среды. Сальные железы предназначены для жировой смазки тела. Больше всего сальных желез на голове, лице, верхней части спины. На ладонях и подошвах они отсутствуют.
Сальные железы выделяют 300 граммов сала в неделю. [4]

Приложение 2
Млечные железы.
Млечные железы представляют собой очевидное видоизменение потовых. У человека молочные железы есть как у женщин, так и у мужчин. По своей структуре они идентичны, различаются лишь степенью развития. До начала полового созревания грудь девочек и мальчиков ничем не отличается. При некоторых расстройствах эндокринной системы у половозрелых мужчин может наблюдаться увеличение груди (гинекомастия) и происходит секреция молока. Молочная железа новорожденных также в состоянии вырабатывать секрет (так называемое молоко новорожденных, лат. lac neonatorum), но это не является физиологической нормой. [4]


Кожа предохраняет от механических повреждений лежащие под ней ткани, защищает все внутренние органы от воздействия внешней среды (давления, трения, разрыва, удара), препятствует проникновению микробов и ядовитых веществ в организм. Кожа постоянно контактирует с внешней средой и имеет множество функциональных входов и выходов. Представляя собой огромную рецепторную поверхность, кожа воспринимает воздействие различных факторов (давление, влажность, температура и т.п.), обеспечивает болевую и осязательную чувствительность, и выполняет функцию терморегуляции.

Постоянно контактируя с внешней средой, кожа выделяет вредные для организма продукты обмена веществ. Через выходы кожи удаляются вода, соли и другие остаточные продукты. Так, кожа участвует в обмене веществ, особенно в водно-солевом обмене. В течение суток через кожу выделяется около 500 мл воды, что составляет 1% ее количества в организме. Через потовые железы выводятся различные соли и продукты белкового обмена. Кожа дышит, поглощая кислород и выделяя углекислоту. По интенсивности водного, минерального и газового обмена кожа лишь немногим уступает печени и мышцам.

Кожа выполняет и многие специфические функции, основными из которых являются защитная и сигнальная. Сигнальная функция кожи обеспечивается многочисленными чувствительными нервными окончаниями – рецепторами, расположенными во всех слоях кожи. С их помощью мы воспринимаем давление, холод, тепло, боль, прикосновение. На отдельных участках кожи на 1 см2 ее поверхности приходится до 200 болевых, 12 холодовых, 2 тепловых и 25 реагирующих на давление окончаний. Кожная чувствительность играет важную роль во взаимодействии организма с внешней средой, позволяет избегать ранений, ожогов, обморожений.

Содержимое разработки

Предлагаю ученикам, пользуясь текстом учебника заполнить таблицу о строении и функциях слоев кожи.

Слой

Строение

Функция

Эпидермис

Многослойный ороговевающий эпителий. Верхний слой - мертвые роговые чешуйки; нижний слой - базальный (деление).

Дерма

Плотная волокнистая соединительная ткань, есть кровеносные сосуды, нервы, потовые и сальные железы, волосяные луковицы, корни ногтей.

Подкожная жировая
клетчатка

Рыхлая соединительная ткань


-75%

Цель урока: формирование представление о покровной системе человека и ее значении; познакомить с условиями терморегуляции в организме человека.

  • изучить особенности строения кожи;
  • раскрыть связь строения органа с выполняемыми функциями;
  • выработать навыки установления связи между макро – и микроструктурами.
  • развивать у учащихся словесно-логическое мышление, способности сравнивать и анализировать, исследовательскую компетентность, самостоятельную деятельность учащихся;
  • развивать учебно-организаторские умения: организовать себя на выполнение поставленных задач, сравнивать, анализировать, обобщать, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
  • воспитывать у учащихся навыки гигиены, правильный уход за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью;
  • сформировать основные правила гигиены кожи;
  • умение выслушивать мнение друг друга при работе в паре.

Тип урока: комбинированный (по способам организации деятельности)

1. Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

какие системы органов участвуют в выделении?

Какие органы входят в состав мочевыделительной системы?

Какое строение имеет нефрон?

Как образуется первичная и вторичная моча?

Как происходит регуляция мочеобразования?

Заболевания мочевыделительной системы?

3.Изучение новой темы.

Строение и функции кожи

Кожа — орган, выполняющий множество функций; участвует в выделении воды, минеральных солей, се­кретов, теплорегуляции, защищает организм от внешних влияний, обладает чувствительностью. Кожа состоит из трех основных слоев: эпидермиса, дермы и подкожной жировой клетчатки.

Эпидермис – наружный слой кожи.

Наружный по­кров человека и животных, ограничивающий тело от внешней среды, называют кожей.Кожа неразрывно связана с жизнедея­тельностью всего организма. Различные нарушения функций органов сказывают­ся на состоянии кожи, обусловливая покраснение, шелушение, зуд, сыпь. Заболевания кожи вызывают болезненную реакцию всего организма. Через кожу всасываются некоторые вещества, растворимые в жирах. На этом основано действие лечебных мазей.

Эпидермис образован плоскими эпителиальными клетками. Наружные клетки — мертвые, ороговев­шие, постепенно слущиваются. Они могут образовы­вать утолщения — мозоли. Из ороговевших клеток образованы придатки кожи — волосы и ногти. Внутренний слой эпидермиса образован живыми делящимися клетками. Живые клетки эпидермиса содержат пигмент меланин (гр. теЬапов — темный, черный). Меланин находится в коже , волосах, радужной оболочке глаза. Содержание меланина в клетках контролируется генами. На­следственное нарушение образования меланина приводит к развитию генного заболевания — альбинизма (лат. а1Ьиз — белый).

Эпидермис выполняет защитные функции. Он предохраняет организм от действия вредных жидко­стей, газов, твердых частиц, ультрафиолетовых лу­чей. В эпидермисе под действием ультрафиолетовых лучей образуется витамин D .

ДЕРМА . Под эпидермисом расположена собственно кожа — дерма. Она состоит из соединительной тка­ни и гладких мышечных волокон. В дерме находят­ся потовые и сальные железы, волосяные луковицы, нервные окончания, кровеносные и лимфатические сосуды. Плотная соединительная ткань служит опорой для ногтей.

Потовые железы располагаются по всей поверхно­сти кожи. Особенно много их на ладонях, подошвах, подмышечных впадинах. Испаряясь с поверхности тела, пот охлаждает организм.

Сальные железы выделяют жир (около 20 г в сут­ки), который покрывает кожу тонким слоем и предо­храняет ее от высыхания.

Нервные окончания, расположенные в коже, яв­ляются рецепторами, связывающими организм с внешней средой. Кровеносные сосуды кожи благода­ря сужению и расширению участвуют в поддержании температуры тела.

ПОДКОЖНАЯ КЛЕТЧАТКА. Под дермой располагается

подкожная клетчатка. Она состоит из рыхлой соеди­нительной ткани и содержит жировые клетки. Жир — плохой проводник тепла, поэто­ му жировая клетчатка защищает орга­ низм от переохлаждения. Упитанные люди имеют развитый слой подкожного жира и по­тому меньше мерзнут, чем худые.

Степень развития подкожного жира зависит от поля, возраста, уровня обмена веществ, характера пи­ тания. Через подкожную клетчатку кожа связана с внутренними органами.

КУЛЬТУРА УХОДА ЗА КОЖЕЙ. БОЛЕЗНИ КОЖИ.

Каждому человеку важно воспитывать в себе потреб­ность соблюдать гигиенические правила ухода за ко­жей, ногтями, волосами.

Кожа выделяет особые защитные ве­щества, губительные для болезнетворных микроорга­низмов. Поэтому необходимо содержать кожу в чис­тоте. В обычных условиях достаточно мыть тело 1-2 раза в неделю теплой водой. Умываться следует во­дой комнатной температуры. Горячая вода снижает эластичность кожи, а холодная способствует закупор­ке протоков сальных желез и образованию угрей.

В подростковом возрасте усиливается потоотделе­ние. Поэтому необходимо регулярно мыть потеющие места (подмышечные впадины и ноги). Нерегулярное мытье ног, редкая смена носков способствует появле­нию резкого неприятного запаха. Постоянное увлаж­нение потом подмышечных впадин приводит к повреждению эпидермиса. При этом появляется зуд, язвы. При сильном потении следует использовать специальные средства, имеющие приятный запах и содержащие смягчающие, вяжущие вещества.

УХОД ЗА НОГТЯМИ И ВОЛОСАМИ.

Ногти защищают концы пальцев, которые очень чувствительны. Длинные ногти часто служат аккумулятором грязи и микро­бов. Поэтому важно регулярно подстригать ногти так, чтобы их свободный край слегка выступал над мяко­тью пальца.

Эстетичный вид человека, привлекательность мо­лодости подчеркивают хорошо причесанные, мягкие и эластичные волосы, имеющие естественный блеск. Основные способы ухода за волосами — регулярное мытье и стрижка их кончиков (особенно если концы волос начинают расщепляться). Окраска и обесцвечи­вание не идут на пользу волосам. На питании и рос­те волос отрицательно сказывается переохлаждение.

Волосы человека растут не­прерывно. За месяц волос вырастает на 1 см. Если бы воло­сы росли быстрее, из них можно было бы добывать ценные метал­лы (медь, цинк, титан, серебро и золото). Волосы головы обычно живут 2-4 года, затем отмирают и выпадают. Цвет волос зависит от количества пигмента, в ста­рости пигмент разрушается - во­лосы седеют..

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОДЕЖДЕ И ОБУВИ.

Важно, чтобы одежда не стесняла движений, соответствовала погоде, была удобной, легкой. Предпочтение следует отдавать натуральным тканям. Многие синтетические ткани не пропускают воздух, затрудняют теплорегу-ляцию. Обувь должна быть сухой, теплой (в зимнее вре­мя) и не тесной . Тесная обувь сдавливает ноги, де­формирует стопу. Обувь на высоком каблуке резко уменьшает площадь опоры и устойчивость тела. Кро­не того, преимущественная опора на пальцы ведет к деформации.Многие подростки одеваются не по по­годе. В холодное время года они щего­ляют в коротких куртках, в юбках и джинсах, спущенных до бедер. Такая мода может привести к заболеваниям органов репродуктивной системы, почек, мочевого пузыря. Поэтому важно не пренебрегать требованиями гигиены одеваться разумно и никогда не вступать в противоречие с интересами сохранения здоровья.

Причины кожных заболеваний

Неправильное питание. Избыточное питание ведет к тому, что кожа краснеет и приобретает сальный вид. Потребление алкогольных напитков и табака ведет к отечности и дряблос­ти кожи, так как нарушается состояние кожных сосудов.

Гормональные нарушения. Состояние кожных покровов в большой степени зависит от состояния эндокринной системы. У подростков в связи с половым созреванием может изменяться состав секрета сальных желез. Он становится более вязким и легко закупоривает отверстия выводных протоков этих же­лез. При попадании в них болезнетворных микробов происхо­дит воспаление — образуются угри. Чтобы угрей было мень­ше, следует избегать жирной и горячей пищи, острых при­прав, а также лучше следить за чистотой кожи.Грибковые и паразитарные заболевания кожи. Стригу­щий лишай — одно из распространенных грибковых заболе­ваний кожи. Свое название он получил потому, что волосы на пораженных местах обламываются у корней и создается впе-чатление, будто бы их выстригли. Существуют две формы этой болезни. Одна поражает лишь верхние слои кожи и встречается только лишь у человека. Другая форма болезни более тяжелая, бывает и у людей, и у животных, причем наиболее часто люди заражаются ею от больных кошек и собак. Болезнь требует обя­зательного лечения. Стригущий лишай очень заразен. Общее полотенце, чужая одежда, общение с больными животными могут стать причиной заражения.

Внутрикожный паразит — чесоточный зудень является возбудителем заразной и очень опасной болезни — чесотки. Самки клещей после спаривания прогрызают подкожные ходы и откладывают там яйца. Вылупившиеся личинки пита­ются тканями кожи. Наиболее часто поражаются промежут­ки между пальцами, кожа живота и ягодиц. В случае забо­левания необходимо срочно обратиться к врачу. Чесотка изле­чима..

ТРАВМЫ. Среди повреждений кожи чаще всего встречаются ожоги и отморожения. Ожоги бывают химические и термиче­ские. Химические ожоги вызываются попаданием на нее раз­личных едких веществ. Если ожоги возникли от попадания на кожу кислоты или щелочи, то прежде всего необходимо смыть реактив большим количеством воды. Затем, если ожог был от кислоты, полезно пораженную часть кожи промыть 2%-м раствором соды. Если кожа пострадала от щелочи, то лучше воспользоваться 1%-м раствором уксусной или лимон­ной кислоты.Термические ожоги бывают четырех степеней. При ожоге I степени кожа краснеет. При ожогах II степени на месте ожо­ га образуются пузыри, наполненные тканевой жидкостью. При ожогах III степени возникают более серьезные наруше­ния. При IVстепени ожога кожа даже обугливается.При ожогах I и II степени пораженное место достаточно про­мыть холодной водой, а потом обработать спиртом или одеко­ лоном. При ожогах более высоких степеней необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку

Обморожения. Переохлаждение кожи вызывает сужение ее кровеносных сосудов, что проявляется побелением кожных покровов. Кожа при этом теряет чувствительность. При обморожении слабой степени достаточно растереть ко­ жу мягкой тканью до покраснения и восстановления чувствительности. При более сильном обморожении следует сделать теплоизолирующую повязку и дать пострадавшему горячее пи­тье. Важно, чтобы отогревание тканей происходило изнутри за счет восстановления кровообращения. Теплоизолирующую по­вязку готовят так: отмороженный участок обкладывают ватой и тщательно укутывают, например теплым платком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- дать понятие о коже, как о защитном покрове тела человека.

Развивающая - развитие творческого, критического мышления;

- развитие умений выделять главное, сравнивать, обобщать.

- развитие коммуникативных навыков через групповую работу;

Воспитательная - привитие гигиенических навыков.

1.Мотивация: -Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня гости. Я желаю вам успеха ,а вы пожелайте мне удачи, ведь мне нужно провести интересный урок, и гостям желаю не скучать.

2. Фронтальный опрос домашнего задания

3. Введение в новую тему

Учитель: -Ребята , ответив на мой вопрос , вы узнаете как называется наша новая тема.

Какая одежда не промокает, но пропускает воздух и ее можно носить 100лет

Ученики: Кожа. ( Слайд)

Учитель: предположите, что будет, если человек лишится кожного покрова

. (В течении минуты учащиеся записывают ответы на вопрос). Далее учащиеся озвучивают свои ответы.

Учитель: Ох, и жуткую картину вы нарисовали.

Учитель: Ребята, давайте сформулируем проблемный вопрос урока

. (Учащиеся предлагают свои варианты)

И так, задача нашего урока - доказать, что кожа является защитником нашего организма.

Учитель: для того чтобы решить эту задачу мы с вами изучим строение кожи.

Учитель: Наружные покровы тела человека состоят из кожи и её производных – волос и ногтей. Корни волос- волосяные луковицы- находятся в волосяных фолликулах. Клетки, находящиеся в волосяных луковицах, непрерывно размножаются, что обеспечивает рост волос. К корням волос подходят кровеносные сосуды и нервные окончания, а также косо расположенные мышечные волокна. Их сокращение увеличивает угол наклона волоса по отношению к поверхности кожи. Ногтевое ложе находится на конечной фаланге пальца.

Кожа служит границей, отделяющей внутреннюю среду организма от внешней

Лабораторная работа. У вас на партах лупы. Рассмотрите тыльную поверхность руки и запишите в тетрадь, все что вы увидите.( на задание дается 2 минуты)

Далее дети делятся впечатлениями.

Учитель: Это поверхностный слой кожи - эпидермис. Сейчас мы с вами рассмотрим более подробное строение кож.

(слайд ) В коже человека выделяют три слоя: наружный – эпидермис, средний – дерму (собственно кожу), внутренний (подкожную клетчатку). Эпидермис образован многослойным эпителием. Клетки его внутреннего слоя размножаются, а клетки слоев, оттесняемых наружу, стареют, становясь все более плоскими и ороговевшими, а затем отмирают и слущиваются. При этом во внешнюю среду обращен слой мертвых клеток, выполняющих защитную функцию, а во внутреннюю – живых, активно размножающихся.

Учитель: А, как мы, помогаем коже освободиться от слоя мертвых клеток?

Так же эпидермис содержит пигмент, от которого зависит цвет кожи. Пигмент задерживает ультрафиолетовые лучи солнечного спектра, защищая от них организм. Под влиянием солнечного света количество пигмента в коже увеличивается - кожа приобретает загар.

Учитель: Не забывайте , что у каждого человека кожа по-разному реагирует на солнечные лучи. Поэтому в летний период необходимо соблюдать меры предосторожности от солнечных ожогов. Какие?

Дерма ( собственно кожа) Образованна соединительной тканью, содержащей множество упругих волокон, которые придают ей эластичность – способность растягиваться и возвращаться в прежнее положение. Попробуйте оттянуть кожу на лице, руках. Что вы наблюдаете?

Дерма – это кладовая кожи. В ней находятся рецепторы, сальные и потовые железы, волосяные фолликулы, кровеносные и лимфатические сосуды. Рецепторы кожи воспринимают прикосновение, боль, температуру. Сальные железы выделяют секрет.

Как вы думаете, для чего коже нужен этот секрет?

Потовые железы выделяют на поверхность кожи пот. Как вы думаете, что такое пот? Пот это жидкость, в которой содержится некоторое количество поваренной соли( вспомнить из курса химии формулу), мочевины и других веществ. Придающий поту соленый вкус и специфический запах. Испаряясь, пот охлаждает тело.

Учитель : Ребята , как вы думаете какую функцию выполняет кожа?

(Функции кожи: Защитная, Выделительная и дыхательная ,Роль в обменных процессах, Рецепторная, Теплорегуляторная)

Учитель: В каждой функции подразумевается защита

Ученики: - не пропускает воду

- выведение продуктов обмена и шлаков;

- хранение и запасание питательных веществ и воды;

- защита от перегрева;

- защита от переохлаждения

; - защита от термических ожогов; - защита от боли;

- Посмотрите на солнце, какое оно яркое, как оно греет, а теперь зажмурьте глаза , откройте глаза.

Учитель: Всех солнышко согрело?

Ответьте на вопрос : Как кожа реагирует на тепло?

Холод? ( Гусиная кожа появляется)

Далее - наблюдения за реакцией кожи на трение ладоней. Методический прием

Учитель: Мини тест по новой теме , работа в паре, взаимопроверка, выставление оценок друг другу.(приложение)

Читайте также: