Спп 11 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Шульгина Т.В.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Задачи урока:

  • Обучающие задачи:
  1. закрепить полученные знания о СПП с несколькими придаточными;
  2. тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;
  3. обучать школьников лингвистическому анализу текста.
  • Развивающие задачи:
  1. формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
  2. развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  3. развивать навыки исследовательской деятельности.
  • Воспитательные задачи: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.
  • Здоровьесберегающие: создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока : урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера)

Оборудование урока:

Проверка домашнего задания:

- Дома вы тренировались в расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях, а также в определении их грамматической основы (упр. 232). Как это у вас получилось, я проверю.

Фонетическая разминка. (у меня на листочке)

( 1 слайд)

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой.

- Как вы понимаете это высказывание?

-Верность слов великого классика мы и проверим на уроке.

- Какое это предложение? Что соединяет союз а?

II. Формулирование темы и цели урока

- Сегодня мы поговорим об основных группах СПП по их значению, вспомним отличия союза от союзного слова, а самое главное - повторим материал о сложных синтаксических конструкциях - предложениях с несколькими придаточными. Повторение данной темы важно, потому что в заданиях ЕГЭ помимо тех, которые касаются синтаксиса сложного предложения, есть, например, задание В4, А26, в котором требуется найти среди нескольких предложение с несколькими придаточными, соответствующее определённому типу подчинения. Поэтому урок будет направлен именно на отработку этого умения.

- Как вы думаете, что же будет предметом нашего исследования на уроке?

(СПП с нес. придаточными.) высвечивается тема.

- Вы уже знаете виды подчинения.

-Какие задачи перед собой поставите сегодня на уроке?

III. Этап актуализации знаний

-Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.

Задание 1. Цифровой диктант (2 слайд)

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным , ставьте цифру "1" в буклете, если нет – "0". Затем проверьте свои ответы по ключу, оцените работу разберитесь в ошибках с соседом по парте.

1. Союзы что, если, где – подчинительные? (да-1)

2.Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним? (да-1)

3. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным? (нет-0)

4.В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? (нет-0)

5.Простые предложения в составе ССП зависят друг от друга? (нет-0)

6.Союзы либо, тоже, однако – сочинительные? (да-1)

7.Союзные слова не только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточного предложения. (да-1)

8.Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? (да-1)

9. [ ], (который. ). – схема сложноподчиненного предложения? (да-1)

10.Простые предложения в составе СПП равноправны между собой.
(нет-1)

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: 1100011110 (написать на доске)

-Зачем мы выполнили это задание? Какова была его цель?

( 3 слайд)

Задание 2. Работа с таблицей - Соотнесите схемы предложений с видом подчинения. Докажите свое мнение, пользуясь следующими определениями:

  • Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются по значению - однородными. (однородное)
  • Первое придаточное предложение относится к главному, второе - к первому придаточному. (последовательное)
  • Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и является разными по значению. (параллельное)

-­Зачем мы выполняли это задание?

- Ну что же, я вижу вы хорошо знаете теорию, тогда переходим к практике.

(4 слайд)

Задание 3. Укажите вид подчинения в следующих предложениях. Обсудите правильность выполнения задания в паре. Кто оказался самым первым?

-Пользуясь схемами, докажите правильность выбора. (у доски выборочно 3 человека)

  • ·Я знаю, что скоро наступит весна, что песни начнут песни петь. (однородное)
  • ·Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы. (параллельное)
  • ·Я услышу, как запоют птицы, что живут у меня за окном. (последовательное)

- А, кстати, скоро надо готовить кормушки. А вы позаботились о них , ребята?

Задание 4 Запишите предложения, расставляя знаки препинания. (5 слайд) Составьте схемы предложений, выделяя грамматические основы и определяя вид подчинения придаточных. (слайд)

  • Я знаю, что вечером к тебе придут те, кем ты интересуешься. (последовательное)
  • Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша! (последовательное)

Проверка. (6 слайд)

-Определите цель выполнения данного задания? (повторение грамматических основ (задание В3, В6)

(7 слайд)

Задание 5 -Укажите, какая из схем соответствует предложению? (1-я)

- Чему учит такая форма работы? (распознавать схемы видов придаточных, работать с ними)

IY. Этап экспериментального углубления темы

Задание 6. Лингвистический эксперимент

-А сейчас вы почувствуете себя в роли настоящих учёных, и проведём мы с вами лингвистический эксперимент.

Задание. Спишите предложения. Подтвердите признаки каждого вида подчинительной связи и сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.

(8 слайд)

Однородное подчинение (По вариантам)

І. Докажите, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части.

ІІ.Запишите предложения, добавляя союз и, соединяющий однородные придаточные. Как при этом изменится пунктуация предложений?

О б р а з е ц. Я понял, что задание сложное, что надо будет подобрать дополнительный материал. — Я понял, что задание сложное и что надо будет подобрать дополнительный материал.

1в. Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом. (В. Белов).

2в. Всё время ему казалось, что он уже опоздал, что концерт сейчас окончится (К. Паустовский).

(9 слайд)

І. Докажите, что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой степени) относится к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и т. д.

ІІ. Запишите предложения, ставя придаточную часть второй степени внутри придаточной части первой степени, располагая её после союза. Повторно запишите преобразованные предложения, вводя после придаточной части слово то. Как при этом изменится пунктуация при сочетании союзов?

О б р а з е ц. Я подумал, что будет не так уж плохо, если Мишка сейчас прочитает мои мысли. — Я подумал, что, если Мишка сейчас прочитает мои мысли, будет не так уж плохо. Я подумал, что если Мишка сейчас прочитает мои мысли, то будет не так уж плохо (В. Медведев).

1в. Все знают, что во Франции солнце уже заходит, когда в Америке ещё полдень (А. де Сент-Экзюпери).

2в. Я сказала, что никакая медицина мне бы не помогла, если бы не бабушка (А. Алексин).

(10слайд)

Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части.

1в. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов).

2в. Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин).

- Мы не покидаем нашу экспериментальную лабораторию и продолжаем исследование.

Задание 7. Исследовательская работа по группам

(11 слайд)

Класс делится на 5 групп.

  • Каждая группа анализирует текст на карточке.
  • Нужно определить тип и стиль речи, найти СПП, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.
  • Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей.

( 12 слайд)

Разговорный стиль
–Кто это? – спросил я.
– Коростель, его ещё дергачом зовут, – ответил Пётр Иванович…
– А какой же он с виду? – спросил я.
– Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит…

Официально-деловой стиль (13 слайд)

Директору управления
Информационных
технологий Иванову А. И.
программиста Петрова В.В.

Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.
Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийного компьютера.

6 октября 2013 г. Петров

Научный стиль (14 слайд)

Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований. (Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

Художественный стиль (15 слайд)

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его… (Л. Н. Толстой)

Публицистический стиль (16 слайд)

Учащиеся делают вывод о том, что СПП с несколькими придаточными используется чаще всего в научном, официально-деловом, публицистическом, художественном стилях.

(17 -18 слайд)

Задание 8. Комплексный анализ текста.

1. Почему телевизор частич(?)но выт…сняет книгу?
2. Да потому(?) что телевизор заст…вляет вас (не)торопясь просм…треть какую(то) передачу, сесть поудобнее(?) чтобы вам (н…)чего не мешало(?) чтобы вы отвл…клись от забот и повс…дневных хлопот.
3. Но пост…райтесь выб…рать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее(?) и вы поймете(?) что есть много книг(?) без которых нельзя жить(?) которые важнее и интереснее(?) чем многие передачи.
4. Определите сами свой выбор(?) сообразуясь с тем(?) какую роль пр…обрела выбра(н,нн)ая вами книга в истории человеческой культуры(?) чтобы стать классикой.
5. Это значит(?) что в ней что(то) существенное есть.
6. А может быть(?) это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

- Филолог, историк, общественный деятель, Академик АН СССР/1970/.

- Дважды лауреат Государственной премии /1952,1969/,-Герой Социалистического труда /1986/.

Задания для комплексного анализа текста.

1. Озаглавьте данный текст. Обозначьте проблему, которую автор ставит перед читателями. (Проблема преимущества телевизора перед книгой, проблема ценности книги)
2. Определите позицию автора, а какова ваша позиция по данному вопросу? (есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи)
3. Определите стиль речи. (публицистический)
4. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Расскажите о безударных гласных, непроверяемых ударением. Найдите слово с чередующимся корнем.(выбирает)

5. Укажите в тексте 2 имени прилагательных, стоящих в сравнительной степени. (важнее, интереснее). Образуйте от них возможные степени сравнения.
6. Из предложения № 6 выпишите вводное слово и объясните знаки препинания при вводных словах. Составьте предложение таким образом, чтобы это вводное слово являлось членом предложения.

7. Найдите СПП предложения с несколькими придаточными. (2,3)

Y Этап контроля

(19-20 слайд)

Задание 9 -Ну а теперь задание, ради которого была выполнена вся предыдущая работа. Это задание А26. Как звучит его формулировка?

- Выполните тестовые задания . Проверьте по ключу. Кто допустил ошибки?

YII Подведение итогов урока. Самооценка учебной деятельности

1.Знание теоретического материала.

2.Умение конструировать СПП с несколькими придаточными.

3.Умение находить СПП в тексте и определять их вид.

4.умение решать нестандартные лингвистические задачи.

5.Умение работать с комплексным анализом текста.

YIII Этап рефлексии.

- Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс.

Какими словами описали бы вы своё состояние после урока:

-Ах, как я устал от этой суеты…

-Я понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.

-Готовиться к экзамену не так-то просто.

-Верны ли оказались слова Л.Н. Толстого? Почему? (возвращение к эпиграфу)

YI- Задание на дом вы получаете дифференцированное:

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок повторения изученного материала.Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

Цель:повторение сведений сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

1.обучающие:углубить знания о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными,

повторить понятия парралельное, последовательное, однородное, комбинированное подчинение,

тренировать умение расстановки знаков препинания в спп с несколькими придаточными,

повторить основные группы спп, умение отличать союзы от союзных слов,

учить видеть структуру и схемы предложений.

2.развивающие: совершенствование пунктуационных навыков,практических навыков анализа сложного предложения, навыков граммотного письма.

развивать орфографическую зоркость, память, внимание,

развивать аналитическое мышление учащихся,способность систематизировать знания, самостоятельно делать вывод ,

3.воспитательные: развивать любовь к родному языку

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе.

Тема. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

Цель урока: повторение сведений о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

углубить знания о сложноподчинённом предложении;

повторить понятия параллельное, последовательное, однородное подчинения, комбинированное подчинение;

тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;

повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова;

учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений.

совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, навыков грамотного письма;

развивать орфографическую зоркость, память, внимание;

развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку.

Тип урока: урок повторения.

II. Актуализация прежних знаний (цифровой диктант) + частичная проверка домашнего задания

- Сегодня на уроке мы повторим основные группы СПП по их значению, вспомним отличия союза от союзного слова, а самое главное - вспомним и повторим материал о сложных синтаксических конструкциях, а именно, предложения с несколькими придаточными. Повторение данной темы важно, потому что в заданиях ЕГЭ помимо тех, которые касаются синтаксиса сложного предложения, есть, например, задание В4, в котором требуется найти среди нескольких предложение с несколькими придаточными, соответствующее определённому типу подчинения. Поэтому сегодняшний урок будет направлен именно на отработку этого умения..

Проверка домашнего задания:

- Дома вы тренировались в расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях, а также в определении их грамматической основы (упр. 407 (II)). Как это у вас получилось, я проверю. Помимо этого, нужно было произвести полный разбор … предложения. Это я проверю на оценку.

2 человека у доски выполняют разбор предложения: первый – разбор предложения как сложного, второй – разбор простых в составе сложного.

- В это время остальные работают со мной. Вспомним некоторые сведения, касающиеся простого и сложного предложения. Я буду диктовать вам утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с ним, ставьте цифру 1, если нет – 0.

Верно ли утверждение, что:

- Союзы что, если, где – подчинительные? (1)

- Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей? (0)

- Союз а относится к группе соединительных союзов? (0)

- Односоставное предложение может быть неопределённо-личным? (1)

- В предложении Сделано всё, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? (0)

- Обособленное обстоятельство может быть выражено сравнительным оборотом? (1)

- Если вводное слово однако стоит в начале предложения, то оно не выделяется запятой? (1)

- Предложение Обоз тронулся с места, когда садилось солнце сложноподчинённое с придаточным времени? (1)

- Союз не только… но и является подчинительным? (0)

- Части в СПП могут быть соединены союзами или союзными словами? (1)

- Поднимите руку те, у кого нет ошибок. У кого 1-2 ошибки? У кого больше 4 ошибок?

- Проверим, что получилось на доске (Проверка разборов, оценки). Проверьте, всё ли верно у вас в тетради.

III. Повторение материала.

- Какие виды придаточных предложений вы знаете?

- А как вы будете определять вид придаточного? Вспомните алгоритм.

- Как отличить союз от союзного слова?

- Наиболее типичной для СПП является форма с одним придаточным. Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы поработаем с такими предложениями.

Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

Работа с презентацией:

- Запишите в тетрадь предложение, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения

Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ.

СПП с придаточными времени и определительным.

- Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:

первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.

Придаточное предложение1-ой степени

Придаточное предложении 2-ой степени

Работа с учебником: чтение правила на стр.244.

- Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных? (Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.)

- В каком случае запятая между ними ставится? (Запятая ставится, если после придаточного нет второй части союза - ТО или ТАК)

Знаки препинания при стечении союзов

Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать.

Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о рыбалке нечего и думать.

Работа с презентацией:

- Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения

Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

СПП с придаточными определительным и времени

Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:

придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.

- Спишите предложение, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения

Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.

СПП с придаточными времени

Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:

придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными

- При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться.

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.

- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах:

Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

- Видов подчинения в одном предложении может быть сразу несколько, например:

В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как захрустел наст под ногами медведя, которого гул и треск выгнали из леса. (Однородное и последовательное подчинение)

IV. Тренировочные упражнения

1 - Задание по рядам. Расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите вид подчинения.

Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая поразила всех.

Слышно было, как над полем пел жаворонок и кого-то передразнивал скворец.

Дети рассказывали, что выбрали те цветы, которые так любила мама.

- Таким образом, какие три типа подчинения в СПП нужно помнить?

2 – Составление сложных предложений из простых (устно). Из трёх простых предложений составьте одно сложное

1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)

Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который)

2) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)

Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)

3 - Распределите в колонки (на интерактивной доске) номера предложений с разными видами подчинения (таблички с предложениями у каждого.)

Когда поезд проходил мимо Бреста, шёл такой пушистый снег, что ничего нельзя было разобрать.

Он поймёт, потому что он способен понять всё, что выражено логично и просто.

Охотники в один голос все говорят, что перед рассветом бывает особенно темно, что в полночь в лесу бывает самое тёмное время.

Пока он говорил, я заметил, что русский язык доставлял ему большое удовольствие.

Когда останавливаются ночью часы в спальне и перестаёт стучать маятник, это будит сонного.

Известно, что если музыкант долго не подходит к инструменту, то пальцы его теряют гибкость.

V. Контроль знаний

1. Укажите вид предложения: Только теперь увидел Фрол, что совсем рассвело, что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана, что камни на берегу стали сизоватыми от утренней росы. (А.Иванов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением

2. Укажите вид предложения: Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. (Ю.Яковлев)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

3. Укажите вид предложения: Снег скрипел так, что было слышно, как кто-то ходит на другом конце села. (А.Иванов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

4. Укажите вид предложения: Его жизнь укладывалась в анкету с той легкостью, с какой она заполняется у тех, кто не знает темных пятен в своем прошлом, кто старательно идет по однажды избранной дороге.(А.Бахвалов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением

1. Укажите вид предложения: Дмитрий Алексеевич понял, что здесь печатают светокопии чертежей и что посторонним тут делать нечего. (В.Дудинцев)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

2. Укажите вид предложения: Рассказав, как Каштанова перепутали с командиром полка и что из этого получилось, Федоров хохочет и высовывается из ванной, чтобы посмотреть, как смеется племянница.(Н.Давыдова)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением

3. Укажите вид предложения: Рассказать об этом человеке хотелось так, чтобы придерживаться фактов и чтобы было интересно. (Д.Гранин)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

4. Укажите вид предложения: Если попадется поляна в окружении позолотевших берез, можно полежать на мягкой траве, где по-летнему пригревает солнце.(В.Солоухин)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

VI. Итоги урока, домашнее задание

- Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

- Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.

- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?

Домашнее задание: упр. 417 (отработка умения составлять СПП с несколькими придаточными)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить знания и умения по теме "Сложноподчиненное предложение".

- закрепить полученные знания о сложноподчиненном предложении;

- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

- формировать умение определять вид придаточного предложения, строить

- развивать умение анализировать и оценивать собственную деятельность;

- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению

Тип урока: повторительно-обобщающий, урок подготовки к ЕНТ.

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация учебного материала, созданная при помощи программы Microsoft Office PowerPoint; рабочие листы для индивидуальной работы.

I. Организационный момент. Психологический настрой. Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок, а теперь посмотрите на меня. Я вам желаю успехов на уроке.

Сегодня у нас урок подготовки к ЕНТ.

Учитель: у каждого у вас лежит оценочный лист, где вы будете ставить cебе оценку за каждый этап урока , а в конце урока подведем итоги. За устные ответы учащиеся получают жетоны.

Мозговой штурм (вопросы по разным темам)

1) Раздел науки о языке, изучающий звуки речи? ( Фонетика)

2) В сложном предложении одно простое предложение от другого отделяется ( запятой или другими знаками препинания: тире, двоеточие, точка с запятой).

3) Значимая часть слова, находится после корня и служит для образования новых слов? (суффикс)

4) Часть изменяемого слова без окончания? (основа)

Имеет два спряжения? (глагол)

Учит правильно говорить слова этот раздел науки о языке? (орфоэпия)

Их ровно шесть? (падежи)

Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (синтаксис)

Слово, называющее того, к кому обращаются с речью? ( Обращение)

Предложение, в котором две и более грамматические основы, является (сложным)

Все слова языка образуют его словарный состав или иначе? (лексику)

Пять, шесть, двое, третий – это? (числительное)

В предложении выделяется волнистой линией? (определение)

Сложное предложение, состоящее из равноправных простых предложений, связанных сочинительными союзами, называется (ССП)

В БСП средством связи является ( интонация)

Предлоги, союзы, частицы – это (служебные части речи)

Как изменяются наречия? ( не изменяются)

В роли союзных слов выступают такие части речи, как ( наречия, относительные местоимения)

Как еще называют главные члены предложения? (грамматическая основа)

Союз так что - это союз (подчинительный, следствия)

Буквенный диктант ( правописание Н –НН в причастиях и отглагольных прилагательных).

1. Гаше. ая известь

2. дипломирова. ый специалист

3. моще. ая дорога

4 писа. ые акварелью картины

6 переплавле. ый металл

7 асфальтирова. ая улица

8. застрахова. ое имущество,

9. непредвиде. ые обстоятельства

10. дипломирова. ый специалист.

III. Определение темы и целей урока.

По выделенным терминам определить тему урока.

Указать все термины, имеющие отношение к теме урока.

Главное предложение

Придаточное предложение

Подчинительные союзы

Следовательно, какими знаниями и умениями вы сегодня должны овладеть? (знать виды придаточных предложений; усвоить алгоритм определения вида придаточного предложения; различать подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова, строить схемы СПП).

В СПП простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и союзными словами

Простые предложения в составе СПП всегда равноправны

Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним

Существует четыре вида придаточных в СПП: определительные, изъяснительные, обстоятельственные, присоединительные.

Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным

. А зависимое, подчиненное главному по смыслу и грамматически, называется придаточным

Придаточное изъяснительное отвечает на вопрос какой?, относится к существительному или другому слову, употребленному в значении существительного

Cредством связи в СПП с придаточными определительными являются только союзные слова.

Подчинительные союзы нельзя исключить из предложения, а союзные слова можно

Придаточные присоединительные отвечают на вопрос: что можно к этому добавить

Исправление неверных утверждений.( вопрос 2, 7, 9).

V. Работа в парах. Заполните "слепую" схему.

что можно к этому добавить

Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений.

VI. Решение синтаксических задач. Работа в парах.

1. Синтаксическая задачка 1.

Докажите, что в одном из СПП когда является союзом, а в другом – союзным словом.

1. Я не знал, когда меня позовут. (Союзное слово)

2. Грустью повеяло, когда я увидел утром родительский дом. (Союз)
Грустью повеяло: я увидел утром родительский дом.

2. Синтаксическая задачка 2.

Докажите, что одно из СПП с придаточным изъяснительным, а другое – с придаточным определительным.

1. Меня терзала мысль, что я скоро надолго уеду. (Изъяснительное)
2. Мысль, что терзала меня, оказалась обманчивой. (Определительное)

3. Синтаксическая задачка 3.

В чём отличие и сходство данных предложений? Роза решила проверить чувства моряка, и соседка поддержала её идею. Если бы моряк повернулся и ушёл, всё было бы кончено.

VII. Закрепление практических навыков..

1.Прочитайте высказывания, расставьте знаки препинания. Определите виды придаточных и синтаксические средства связи в них.

1. Люди перестают мыслить когда перестают читать. (Дидро)
2. Книги – это окна через которые душа смотрит на мир. (Вильсон)

2 пара.
3. Чтобы стряхнуть с себя назойливые и несносные мысли достаточно взяться за чтение. (Монтень)

4.Часто люди гордятся чистой совестью потому что обладают короткой памятью.

5. .И счастлив я пока на белом свете горит звезда моих полей.

6. Не жаль сил если они дают такие результаты.

2. Графический диктант.

Построить схемы данных предложений.

Гроза прошла, так что ветка белых роз дышит ароматом.

Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

Когда наступает весна, природа оживает.

3.Работа со схемами.

Учащимся демонстрируются схемы на интерактивной доске, они записывают в тетрадях ответы, указывая вид придаточного в сложноподчиненном предложении.

1.[:глаг. + указ. слово так ], (союзн. слово как:). (Образа действия).

2. .[: туда ], ( где:). (Места).

3. (Пока :), [: ]. (Времени).

4. .[:сущ. + указ. слово то ], (союзн. слово которое:). (Определительное).

5. (союзн. слово кто), [ указ. слово тот: ], (Местоименно-определительное).

6. .[:оттого], (что:). (Причины).

7. [:глаг. ], (союзн. слово что:). (Изъяснительное)

8. (Несмотря на то что:), [: ]. (Уступительное).

9. .[:, (чтобы:), : ]. (Цели).

10. .[: ], (словно:). (Сравнительное).

11. [:, (если:), : ]. (Условное).

12. [: ], (потому что:). (Причины).

Составить предложение на одну из схем.

4 Контрольное задание.

Выберите из указанных предложений только СПП. Укажите их вид (номер предложения записать в соответствующую колонку правого столбика).

Онлайн-книги

2. Развивающий аспект: 1. Подготовка учащихся к созданию собственного текста (сочинение-рассуждение) на основе исходного текста

3. Воспитательный аспект: 1. Способствовать утверждению положительной оценки таких моральных качеств, как толерантность; воспитывать уважение к окружающим; побуждать учащихся к накоплению знаний

ТИП УРОКА: обобщение и систематизация знаний

- по характеру познавательной деятельности учащихся : репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;

- по степени активности учащихся : конструктивные, творческие;

- по источнику знаний : словесные, практические, наглядные.

- стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;

- мыслительной деятельности: аналитические, индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

- контроля и самоконтроля: устный, письменный;

- по организации деятельности : индивидуальные, фронтальные.

ОБОРУДОВАНИЕ:

слайды с заданиями

1. Запись темы . Формулировка задач урока. Дом.задание.

Работа с эпиграфом

Мудрость приходит с годами,

но желание быть мудрым

должно быть всегда.

Безымянная О.М.

Об авторе (Слайд )

Все, кому не чужды вопросы о смысле жизни, о месте человека в этом мире, о возрождении духовности, могут найти в ее произведениях немало идей, созвучных собственному внутреннему мироощущению. Ольга Михайловна работает в разных литературных направлениях: стихи, притчи, пьесы, сказки для детей и взрослых, романы

-Как вы понимаете значение слова

М У ДРОСТЬ
1. Глубокое знание, понимание чего-либо

- Как вы понимаете это высказывание?

- Запись эпиграфа

III . Проверка домашнего задания

А. Словарный диктант (Слайды) (На листочках 7 человек)

Учитель читает значения слов, дети записывают определения, подчеркивают орфограмму, проставляют ударение

1. Альтруизм 1. Готовность жертвовать собственными интересами для благополучия других людей, бескорыстная забота об их благе

2. Амбиция 1. Чувство самолюбия, гордости. 2. Обостренное самолюбие, самомнение

3. Индивидуализм 1. Стремление к выражению своей индивидуальности, личности.

2. Противопоставление интересов одной личности интересам общества; предпочтение личных интересов общественным

4. Индивидуальный 1. Личный, свойственный только данному индивидууму.

2. Находящийся только в единоличном пользовании, отдельный

3. Особенный для каждого лица, случая

5. Компромисс Соглашение с кем-либо путем взаимных уступок

6. Корректный Вежливый, учтивый, тактичный

7. Ординарный Обыкновенный, ничем не примечательный

8. Пессимизм Мировосприятие, проникнутое унынием, безнадежностью

9. Эгоизм Себялюбие, состояние при котором свои личные интересы становятся выше интересов других людей

Б. Самопроверка словарного диктанта (Слайд)

7 уч-ся сдают учителю словарные диктанты

Г. Задание 2 (Слайд) В каком предложении вместо слова индивидуальный нужно употребить индивидуалистический.

1. Этот художник очень индивидуален. 2. Индивидуальный пошив одежды. 3. К каждому надо подходить индивидуально. 4. Индивидуальное направление в искусстве.

Подбор антонимов к слову

Подбор синонимов к слову

Ординарный – банальный, заурядный, избитый
IV . Языковой анализ текста (Слайд ) Учитель читает текст

(1) Если ты хочешь, чтобы понимали тебя, постарайся понимать других.

(2) Если ты хочешь чтобы любили тебя люби других.

(3) Если ты хочешь, чтобы т…рпимо относились к тебе, умей проявлять терпимость к другим.

(7) Человеку дан язык чтобы он мог пользоваться им для разрешения всех вопросов. (8) Но нередко люди забывают об этом желая отмолчаться надеются что всё решится само собой. (9) Если человек не использует главное своё оружие общения – язык, то оно тупится, т…ряет свою силу и в итоге отнимается. (10) Язык его становится так же беден, как поб…рающийся нищий, и в его запасе остается столько слов, сколько монет в ладони нищего, на которые он с трудом может жить. (11) Если хочешь быть богат душой, принимай мудрость, а не отвергай её. (Безымянная О.М.)

А. Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы

Б. Выполним задания, чтобы проверить глубину и точность вашего восприятия исходного текста .

- К какому жанру относится этот текст?

(К жанру поучения. Жанр древнерусской и средневековой литературы, содержащий в себе наставления о жизни. Поучения затрагивают различные нравственные проблемы.

- Заглавие указывает на жанр (Урок - То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-л. поучительное на будущее )

Урок и поучение - синонимы

- Примеры поучений из литературы?

Поучения Владимира Мономаха

- Какие проблемы ставит автор в поучении?

1. Пути достижения гармонии в душе каждого человека и в мире людей

2. Язык как отражение душевного богатства или душевной бедности личности

- Идея текста?

Нужно относиться к другим так, как ты относишься к себе

- Главная мысль?

Необходимо постоянное обогащение души, оно осуществимо только в Мире Всеобщего Бытия, где основное средство общения – язык, который тем богаче и выразительней, чем богаче душа человека

- Найдите ключевые понятия – терпимость и бытие (Слайд )

ТЕРП Е НИЕ 1. Способность терпеть, стойко и безропотно переносить, сносить что-л. 2. Способность долго, настойчиво, упорно делать что-л.

ТОЛЕ Р А НТНОСТЬ 1. Терпимость, умение мириться с чем-либо чужим (привычками, характером, национальными особенностями, верой и т. п.).

БЫТИ Е; (разг.) БЫТИ Ё 1. Совокупность условий материальной жизни общества. 2. Жизнь, существование.

1. Определите стиль и тип речи.

1) научный стиль, описание 2) публицистический стиль, рассуждение 3) художественный стиль, повествование 4) научный стиль, рассуждение

Публицистический стиль, рассуждение. В тексте мы видим характерные особенности этого стиля.

1. Функция воздействия

2. Лаконичность изложения

3. Использование публицистических клише: можно продолжать до бесконечности, надо помнить об этом всегда, язык – главное орудие общения, богат душой

Текст – рассуждение, т.к. у текста нет фото, это мысли о мире, е не сам мир. Это рассуждение-размышление, т.к. в тексте мы находим ответы на вопросы: КАК БЫТЬ, ЧТО ДЕЛАТЬ.

- Выражение личностной позиции (Ваше отношение к проблеме, поднятой в тексте)

- Поучения – это прежде всего литература прямого воздействия и только потом художественное произведение. Найдите явные приметы художественного стиля, что естественно для жанра поучения.

2. В каких предложениях используется перифраза?

(Перифраза ( описательное выражение, заменяющее прямое название и содержащее в себе признаки не названного прямо предмета)

1) 5,9 2) 4,7 3) 9,10 4) 1,3

3. В каких предложениях используется лексическая анафора? (Лексическая анафора ( стилистический приём, состоящий в повторении одних и тех же слов, предложений, звуков в начале смежных или близко расположенных друг к другу строк, строф или фраз )

1) 4,5,6 2) 1,2,3 3) 7,8,9 4) 3,4,5

4. В каких предложениях используется градация?

( Последовательность, постепенность в расположении чего-л. при переходе от одного к другому (с усилением или ослаблением проявления какого-л. признака, действия);

1) 2,10 2) 5,6 3) 5,9 4) 8,9

- Какие типы сложных предложений преобладают в тексте? C ПП (6)

- Чем обусловлена высокая насыщенность текста C ПП

Это свидетельство усложненности и разветвленности тех мыслей, которые составляют содержательную сторону текста

Г. Работа по карточкам (у доски)

Карточка 1. (2) Если ты хочешь, чтобы любили тебя, люби других.

1. Сделать синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания. 2. Назовите слово, где звуков больше, чем букв

Карточка 2. (7) Человеку дан язык, чтобы он мог пользоваться им для разрешения всех вопросов.

1. Сделать синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания. 2. Сделать морфологический разбор слова ЧЕЛОВЕКУ

Карточка 3. (8) Но нередко люди забывают об этом, желая отмолчаться, надеются, что всё решится само собой.

1. Сделать синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания. 2. Сделать морфемный разбор слова НЕРЕДКО, ОТМОЛЧАТЬСЯ

Д. Фронтальный опрос (устный)

- Какие предложения называются сложноподч.?

- Из каких частей состоит СПП

- Назовите основные виды СПП (Слайд )

- Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными и изъяснительными. (Слайды)

Модель сложноподчиненного предложения

с придаточным определительным

Модель сложноподчиненного предложения

с придаточным изъяснительным

Определительные

придаточные предложения

Изъяснительные

придаточные предложения

определяют существительное или местоимение в главной части предложения

изъясняют, дополняют, поясняют слово со значением речи, мысли, чувства, восприятия, находящееся в главной части предложения

отвечают на вопросы:

какой? который? чей?

отвечают на падежные

присоединяются союзами: что, чтобы, как будто

присоединяются союзными словами: какой, который, чей, где, кто, что

присоединяются союзными словами: кто, что, чей,

отчего, почему, зачем,

Обстоятельственные придаточные предложения

Союзы и союзные слова

Где, куда, откуда

Когда, пока, едва, лишь только, как только, в то время как

Как, чем, словно, будто, как будто, как, если бы

Чтобы, лишь бы, для того чтобы,

с тем чтобы, затем чтобы, только бы

Если, ежели, коли, когда, как скоро, как бы

Потому что, оттого что, так как, ибо

Хотя, пусть, пускай, несмотря на то, что;

Образ действия и степени

Что, чтобы, как, будто, словно, точно, насколько

- Как на письме отделяется главная часть от придаточной в C ПП с одним придаточным?

-Когда запятая в C ПП не ставится?

- Назовите условия постановки тире

- КАКИЕ ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ ВЫ ЗНАЕТЕ В C ПП С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ?

- Как на письме отделяется главная часть от придаточной в C ПП с несколькими придаточными?

- Когда запятая в C ПП с несколькими придаточными не ставится

- Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения: (Слайд )

1) найти грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения

Проверка уч-ся у доски ( запись в тетрадях)

5. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью 2) сложноподчинённое 3) сложное бессоюзное 4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

6. В каком из перечисленных предложений употреблены антонимы?

1) 6 2) 7 3) 8 4) 11

7. Укажите способ образования слова ПОНИМАЛИ (предложение 1)

8. Из шестого (6) предложения выпишите наречия.

9. Из предложения 4 назовите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ

10. Среди предложений 4-8 найдите предложения с обособленным обстоятельством

Домашнее задание

1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Ваша задача - на примере анализа текста Безымянной О.М. научиться и в своем сочинении-рассуждении по данному тексту использовать C ПП. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский, жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов.

2. Выполните задания к тексту (те задания, которые не успели выполнить на уроке)

VIII . Выводы по уроку

- Какие разделы русского языка мы повторили сегодня на уроке? Слово учителя. Мудрость приходит с годами, но желание быть мудрым должно быть всегда. Мудрым же становится только тот, кто спокойно смотрит на жизнь, кто не мечется в собственной растерянности и не ищет того, чего не существует. Мудрыми обычно становятся старики, но мудрость собирается с детства. Нужно быть спокойным и терпеливым, уметь не только слушать, но и слышать других, не просто видеть, но видеть себя в другом и другого в себе, не считаться понимающим, а истинно понимать. Это по плечу только тому, кто готов к преодолению трудностей. Я думаю, ребята, что Вам это по плечу. Спасибо за урок.

Читайте также: