Публицистика лихачева письма о добром и прекрасном конспект

Обновлено: 02.07.2024

Добро (правда) и красота понятны человеку из любого народа. Обращаясь к молодому читателю, автор показывает, почему каждый из нас, и общество в целом, должны идти путем добра.

Письмо 1. Большое в малом

Письмо 2. Молодость – вся жизнь

Письмо 3. Самое большое

Письмо 4. Самая большая ценность – жизнь

Ценна жизнь твоя, чужая, живой природы и культуры. Надо уметь видеть хорошее во всем, не жить пустяками, только бытом.

Письмо 5. В чем смысл жизни

Без цели, принципов, идеалов, достоинства жить нельзя. Нужно прожить так, чтоб не было стыдно. То есть, без эгоизма и вранья, с умением признавать и исправлять свои ошибки.

Письмо 6. Цель и самооценка

Какая главная цель у человека, таков и он сам. Да, нужно думать и о себе, но карьера и деньги не главное. Ведь если человек потеряет то и другое, то жизнь его будет разрушена. А добро, любовь к людям, стране, польза профессии (к примеру, врача) неуничтожимы.

Письмо 7. Что объединяет людей

Письмо 8. Быть веселым, но не быть смешным

Письмо 9. Когда следует обижаться?

Письмо 10. Честь истинная и ложная

Письмо 11. Про карьеризм

С детства человек учится ради своего будущего. И пусть это будет не только построение карьеры, на которую тратится жизнь и портятся отношения с людьми.

Письмо 12. Человек должен быть интеллигентен

Письмо 13. О воспитанности

Письмо 14. О дурных и хороших влияниях

Молодому человеку естественно поддаться влиянию, хотеть одобрения друзей. Надо только не поддаваться дурному влиянию.

Письмо 15. Про зависть

Письмо 16. О жадности

Жадность унижает, разрушает отношения, порабощает ум.

Письмо 17. Уметь спорить с достоинством

В спорах видно, кто уважает людей и себя, а кто нет. Умейте выслушать, возражать, не обвиняя.

Письмо 18. Искусство ошибаться

Ошибся – работай над ошибками, не падай духом.

Письмо 19. Как говорить?

Язык – часть нашей личности и поведения в жизни. Речь должна быть спокойна, без грубостей, жаргона.

Письмо 20. Как выступать?

Выступайте по-доброму, и так, чтобы слушатели понимали, что вам не все равно, самому интересно.

Письмо 21. Как писать?

В одних работах нужна образность, в других (научных) хватит простоты, понятности, точности мысли.

Письмо 22. Любите читать!

Читайте с интересом, не торопясь, не только для школы. Выбирайте с умом, перечитывайте и классику, и современную литературу.

Письмо 23. О личных библиотеках

В такой библиотеке должно быть только лучшее, не на один раз.

Письмо 24. Будем счастливыми

Письмо 25. По велению совести

Эти письма – не инструкция. Учитесь сами ходить дорогами добра и правды.

Письмо 26. Учитесь учиться!

Без знаний, образования нет в жизни пользы. Любите учиться, пока молоды, найдите в любом предмете какую-то радость.

Письмо 27. Четвертое измерение

Знайте и храните историю своей семьи, города, народа.

Письмо 28. Быть вместе

Игра – вещь воспитательная, которая сплачивает людей.

Письмо 29. Путешествуйте!

Путешествуйте по своей стране, и чужим странам, по улицам родного города. Думайте, узнавайте, мечтайте.

Письмо 30. Нравственные вершины и отношение к ним

Письмо 31. Круг нравственной оседлости

Воспитание привязанностей начинается в семье. Хорошо знать историю своей семьи, беречь могилы предков. Отсюда родится любовь к народу.

Письмо 32. Понимать искусство

Письмо 33. О человеческом в искусстве

Искусство дорого человечными, трогательными деталями.

Письмо 34. О русской природе

Приволье и простор нашей природы исстари ценится в русской культуре. Именно в такой обстановке создавался национальный характер с его широтой души, свободолюбием, удалью.

Письмо 35. О русской пейзажной живописи

Тончайшая передача смены времен года – примета русской живописи.

Письмо 36. Природа других стран

В родной природе – душа народа. Ее надо беречь. У каждой страны своя красота.

Письмо 37. Ансамбли памятников искусства

Письмо 38. Сады и парки

Добрый человек веками облагораживает природу. Сады и парки – часть культуры.

Письмо 39. Природа России и Пушкин

Через русскую природу (имения, где бывал и жил) поэт понял русскую жизнь, характер, саму Россию.

Письмо 40. О памяти

Культура и совесть основаны на памяти. Мы обязаны беречь это богатство.

Письмо 41. Память культуры

Наша общая цель – сохранить культуру предков, их памятники. Современность не должна их губить.

Письмо 42. Уметь заметить красоту наших городов и сел

Нужно сберечь не только отдельное историческое здание, но и подлинный культурный, природный ландшафт вокруг него.

Письмо 43. Еще о памятниках прошлого

Патриотизм воспитывается через любовь к корням, родному краю.

Письмо 44. Об искусстве слова и филологии

Чтобы приобрести богатство души, необходимо любить словесную культуру своего и других народов.

Письмо 45. Космический Эрмитаж

Не стоит замыкаться только на национальном, еще есть общечеловеческое, космическое.

Письмо 46. Путями доброты

Нужно жить не только для себя, но и других, служить добру, какому-то хорошему делу. Счастье – делать счастливыми других.

Сюжет

46 писем, обращенных к молодежи. Главное в них: человек должен ставить перед собой достойные цели, служить добру, а значит, другим людям, оставить по себе хорошую память. Такой человек любит свою семью, школу, город, страну, историю, с уважением и интересом относится к чужой культуре. Он везде одинаково интеллигентен: дома, на работе. У него есть любимое дело. Он неидеален, но отзывчив, прост, искренен, умеет слушать, спорить, красиво и точно говорить и писать, любит учиться, читать, дорожит идеалами и друзьями юности. Он и ценит, хранит культуру своего народа, и помнит, что принадлежит к общей семье человечества.

Отзыв

Автор не дает готовых рецептов, жестких правил, однако убеждает каждого юного человека сделать выбор в пользу добра, а не зла. Пути доброты – залог чистой совести, личного счастья, любви окружающих, успехов в любимом деле, светлой памяти о человеке. Это советы почти на все случаи жизни, ориентир, чтобы стать гармонично развитой личностью.

Письма учат ценить вечные ценности, дорожить временем, молодостью, любовью, дружбой, профессией, быть сострадательным, интеллигентным человеком, патриотом, хранителем родной культуры, ценителем культуры мировой. Учит жить по совести, быть благодарным, нравственным, учиться и трудиться с удовольствием, радоваться жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящается памяти известного учёного, деятеля культуры, публициста,автора "Писем о добром и прекрасном" академика Д.С. Лихачёва. Предполагается исследовательская деятельность обучаемых совместно с учителем, приобщающая к гуманистическим ценностям русской культуры и литературы. Групповая деятельность учащихся как способ организации работы и как опыт коммуникации формирует коммуникативную компетенцию, даёт импульс творчеству,способствует социализации и самореализации личности, помогает сделать правильный выбор ценностных ориентиров.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Белова Валентина Сергеевна

учитель русского языка и литературы

Тип урока: изучение нового материала на основе общения

Форма занятия: урок-исследование

Методы обучения: поисково-исследовательский, проектный

Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная

Задачи урока:

создать предметно-пространственную среду, способствующую формированию ключевых компетенций обучаемых на информационном, эмоциональном и нравственно-психологическом уровнях.

Образовательный аспект

- углублять знания обучающихся по литературе, русскому языку, истории, культуре, укрепляя метапредметные связи;

- учить использовать на уроке как монологическую, так и диалогическую речь, а также полилог;

- использовать урок как одну из форм подготовки к экзамену по литературе;

- развивать коммуникативные компетенции, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации;

- знакомить с формами выражения национальной культуры, обеспечивая формирование и развитие культуроведческой компетенции обучающихся.

Развивающий аспект

- учить размышлять о личностно значимых и важных для каждого человека нравственных проблемах;

- развивать учебно-исследовательскую деятельность, речевую культуру, умения вырабатывать собственное мнение и интерпретировать поставленные автором проблемы;

- учить методам поиска различной информации.

Воспитательный аспект

- формировать высокий эстетический вкус и идейно-нравственную позицию;

- воспитывать интерес к литературе научной, научно-популярной и публицистической, к книге вообще, к библиотечным учреждениям;

- воспитывать уважение к людям, ставящим общественные интересы выше личных, патриотам, имеющим ярко выраженную гражданскую позицию;

- способствовать социализации личности обучаемого.

Сегодняшний урок посвящён памяти Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Мы проводим его в библиотеке. И это не случайно. Библиотека – храм книги. Место, где проводил многие часы и дни своей жизни Дмитрий Сергеевич. С огромным уважением отзывался он о работниках библиотек. С нашей библиотекой у нас прочные связи. Надеюсь, что и этот урок послужит дальнейшему укреплению этих связей.

Именно таким путём – путём добра – шёл сам Дмитрий Сергеевич Лихачёв по жизни и считал, что это единственно верный путь для настоящего человека, гражданина своей страны.

Цели и задачи урока

Сегодня мы не за партами, а в тесном кругу поразмышляем о личностно значимых и важных для каждого человека в отдельности и для всего нашего общества в целом проблемах, которые не только ставил в своих работах Д. С. Лихачёв, но и всю свою жизнь, свою деятельность посвятил решению этих вопросов.

Этот урок является заключительным этапом нашей поисково-исследовательской работы вокруг имени Д. С. Лихачёва, итогом изучения его личности, биографических данных, научных и публицистических статьей и книг.

Материал к уроку готовили две группы:

I группа – исследовательская, в неё вошли те, кто исследовал жизнь и деятельность Д. С. Лихачёва.

Первая группа представляет эпиграфы, подобранные ею под руководством учителя.

Память противостоит уничтожающей силе времени

Всё дух в нём питало: труды мудрецов

Искусств вдохновенных созданья,

Преданья, заветы минувших веков,

Цветущих времён упованья…

Дух – духовное содержание (сознание, мысли, психические способности – то, что побуждает к деятельности, определяет поведение человека.

Предания – переходящие от поколения к поколению рассказы о былом, о самом значительном, что удерживается в людской, народной памяти.

Заветы – наставления, советы потомкам.

Цветущие времена – периоды жизни общества, когда достигают рассвета, высокого уровня культура, наука, искусство, литература.

Мне кажется, этот отрывок удивительно подходит к личности Д. С. Лихачёва и даёт нам ориентиры для нашего разговора о нём.

Первая группа

Что такое антитеза? (Противопоставление)

О какой памяти идёт речь?

(Об исторической памяти.Она сохраняет нам то, что могло забыться с течением времени, но о чём забыть мы не должны).

Образное выражение предполагает, что творческое воображение каждого, читающего эти строки, нарисует свою картину этого противопоставления, свои конкретные образы, помогающие раскрыть содержание слов.

Какие образы возникают в нашем воображении?

(Два воина – один защищает, другой стремится уничтожить)

Что стоит за спиной этого воина – памяти?

Об этом, нам кажется, и стоит сегодня поговорить подробно.

Вот ещё один ориентир в нашем исследовании жизни и деятельности Д. С. Лихачёва. С чего же следует начать разговор? Группа исследователей предлагает свой план.

Давайте посмотрим, как же стал Лихачёв собирателем и хранителем культурных традиций своего народа?

Хотелось бы отметить черты индивидуальности Лихачёва, сказать о его умении идти против общего течения, если он убеждён, что это течение вредно для русской культуры и литературы.

Очень важны и интересны такие отношения, как Лихачёв и диссиденты, Лихачёв и религия.

Затронем публицистическую и общественную деятельность Лихачёва.

(Первая группа представляет проект своего исследования по предложенному плану))

Обратимся к результатам работы 2-ой группы

Прежде, чем дать слово экспертной группе, хочу обратить ваше внимание на одну из записей, которую сделал Д. С. Лихачёв в начале 80-х годов в своей записной книжке:

Экспертная группа представит свои выводы из знакомства с особым жанром публицистики Д. С. Лихачёва – письмами к молодёжи.

Группа экспертов

Мы представляем для размышления краткие тезисы из пятнадцати писем. Именно эти письма показались нам наиболее важными сейчас для нас.

Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя

Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь, хорошие – облегчают её, плохие – осложняют.

Друзей надо беречь, ибо настоящая дружба помогает и в горе, и в радости.

Увеличивать добро – цель жизни

Искать в людях лучшее – это обогащает. Не тратить время жизни попусту.

Прожить с достоинством, отказываться ради этого от мелких удовольствий и немалых тоже;

Вносить в жизнь творчество, творить добрую атмосферу вокруг себя;

Поддерживать созидание, не поддерживать разрушительное в жизни.

По тому, ради чего человек живёт, можно судить о его самооценке

Забота о других, сострадание

Не быть шутом, не следует мучиться своими недостатами, не стремиться обмануть

Когда намеренно обижают. Прежде, чем отвечать на обиду, подумай, следует ли опускаться до обиды

Честь истинная соответствует совести. Честь ложная – нет

Интеллигентность – нравственное здоровье. Это не только знания, но и способность понимать другого

Можно самому себя воспитать. Воспитанный – это человек, который хочет и умеет считаться с другими, вежлив со всеми

Человек волевой не поддастся дурному влиянию. Человек, очень любящий похвалу, поддается

Хорошие черты русского национального характера: доброта, открытость, терпимость, отсутствие национального чванства.

О народе судят по его идеалам

Думать о смысле жизни

Служить другим, какому-то делу

Умная доброта – самое ценное в человеке. Ум без доброты – хитрость.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других

Следовать путями доброты

Выводы о ценности его мудрых советов молодёжи

III Итог урока:

Сегодня мы с вами говорили о человеке, которого называют самым глубоким умом своей эпохи – 20-го столетия. Может быть, его долголетие, а он жил с начала века и до его конца, дано было ему, чтобы он передал нам мудрость своего века и мудрость древних веков, которые он исследовал.

IV Домашнее задание (по выбору)

Водолазкин Е.Г. Эпоха Лихачева // Звезда. – 2001. - №11

Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л.: Сов.писатель, 1989

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок письма

Автор: Матвеева Елена Арамаисовна,

учитель МБОУ СОШ №36

г.Шахты Ростовской области

Тема: Я вам пишу…

Письмо ровеснику.

раскрыть ценности разговорного стиля как носителя литературного языка;

выработать навыки правильного написания письма;

развитие умения создания письменного самостоятельного высказывания;

развитие навыка коммуникативного общения;

отработка навыка постановки знаков препинания при обращении и вводных словах;

воспитание аккуратности, доброжелательности, приветливости;

духовно-нравственное воспитание учащихся

старших классов. Урок нравственности.

Оборудование: портреты академика

Д.С.Лихачева; выставка его книг, газетные и журнальные

статьи о нем фотографии из книги «Письма о

Запись на доске темы урока, эпиграфа – проблемы

Если жить только для себя, то от

прожитого не останется и следа. Если жить

для других, то другие сберегут то, чему

служил, чему отдавал силы.

– Ребята, кому из вас нравится получать письма? (Ответы учащихся)
Пишите письма! Ведь искусство написания писем ценилось нашими предками, как бесценный дар. Сейчас во время телефонов, сотовой связи и электронной почты составление писем для дружеской переписки или общения с родными перестало подчиняться жёстким требованиям. Но как приятно получить весточку от родных или близких тебе людей. Письмом вы оказываете внимание и любовь.

Учитель: Почему я обратилась к данной теме?

Наша речь делится на разговорную и книжную . На уроках русского языка и литературы мы говорим об особенностях книжной речи на примерах художественного, официально-делового, научного и публицистического стилей . И если поставить на чашу весов книжную и разговорную речь , то первая, естественно, перевесит. А посмотрите, как удивительно выглядит речевая ситуация разговорного стиля.

Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме – записками, частными письмами.

Одним из видов общения является письмо . (Обратите еще раз внимание на тему урока, записанную на доске).

А возникло письмо, потому что людям надо было общаться на расстоянии . Сегодня мы будем говорить о письмах.

Диалог с классом:

- Любите ли вы получать письма? (Да! Конечно! Еще бы!).

- Какие чувства рождаются в вашей душе при получении долгожданного письма от дорогого для вас человека? (Радость, хочется танцевать).

Учитель: Когда-то нас заставляли танцевать раньше, чем отдадут письмо.

«Милый дедушка, Константин Макарыч!

Пишу тебе письмо. Сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню…

Я буду тебе табак тереть, богу молиться… А когда вырасту большой, то буду тебя кормить и в обиду никому не дам…

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку. Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил:

Константину Макарычу.

Письма, которые мы с вами будем читать сегодня, адресованы молодому поколению. Вы откроете для себя личность автора писем ,великого ученого и исследователя, узнаете, что такое интеллигентность, и почему она залог личного счастья человека. Что

значит быть красивым человеком? Почему искусство недоступно

бессильным? Как подготовиться к путешествию, чтобы поездка оставила

неизгладимое впечатление на всю жизнь?

показать, какими моральными и нравственными качествами должен

обладать духовно красивый человек. Книга учит нас, что нужно делать, чтобы совершенствовать личность, чтобы быть интересным окружающим. И главные качества, по мнению ученого, - честь, совесть, интеллигентность.

Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий. Впервые книга была издана в нашем издательстве в 1985 году. Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки. В июне 2016 года исполнится 110 лет со дня рождения Д.С. Лихачева.

Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана: (читает подготовленный ученик)

«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.

Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.

В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому – к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.

Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.

Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.

Учитель: (обращение к детям) На столах вы найдете это предисловие к японскому изданию. Предлагаю вам, ребята, внимательно еще раз прочитать и найти в этом письме строки, которые отражают цели нашего урока. Что мы должны будем делать, читая письма Дмитрия Сергеевича Лихачева?

Ответы учащихся.

Итак, предлагаю приступить к самому интересному – чтению писем. Для этого мы разделимся на группы. В книге Д.С. Лихачева 46 писем. К сожалению, мы не сможем прочитать их все за урок. Но некоторые из них я предлагаю сегодня вашему вниманию. Каждая группа будет работать с несколькими письмами. Задача каждой группы выделить и выписать те важные советы Д.С.Лихачева, которые вам хотелось бы взять в свой интеллектуальный багаж, и что, на ваш взгляд, мы могли бы использовать при составлении послания ровесникам. Приступаем к работе. На ее выполнение, полагаю, нам достаточно будет 15 мин.

Учащиеся работают с письмами(см. приложение). В период работы учащихся звучит музыка Моцарта. По истечении предоставленного времени каждая группа зачитывает подобранный ими материал.

Учитель: Друзья мои, время истекло. Пришла пора познакомиться с мудрыми советами Д.С. Лихачева. Пожалуйста, группа первая, вам слово.

Учащиеся зачитывают выделенные ими цитаты .

В письме втором мы выделили такие строки: «Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь… Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному.

Горе человеку, если он один.
Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

Учитель: Благодарю вас за работу. Вы замечательно справились. Предлагаю следующей группе прочитать подобранные ими слова для будущего письма.

Из письма пятого : «…Цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание.

Надо иметь и принципы в жизни. Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.


Учитель: Спасибо, ребята. Думаю, что эти слова Дмитрия Сергеевича Лихачева помогут вам в жизни. А теперь предоставим слово следующей группе.


Группа 3: Из письма шестого мы выделили следующее: « По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, но редко и вовремя. Занимайте собой как можно меньше места. Во всем соблюдайте меру, не будьте навязчивыми даже со своими дружескими чувствами.

Учитель: Прекрасно поработала и третья группа. Послушаем группу четвертую.


Группа 4: В письме 12-м нам понравились следующие строки: « Человек должен быть интеллигентен! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

И из письма 46-го следующие строки: «Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.
Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами…

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

Учитель: Спасибо. Ребята, какое впечатление в целом произвели на вас эти письма? Заставили ли они вас задуматься и о чем?

Ответы учащихся

Учитель: Незадолго до рождения Дмитрия Лихачева А.П. Чехов отправил

своему брату-художнику длинное письмо о воспитанности, его признаках

и условиях. Закончил письмо такими словами: «Тут нужны

беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка,

Какая-то особенная изысканность и вместе с тем очень простая

интеллигентность, воспитанность, сквозившая в каждой черте, каждом

Лихачев полагал, что в мире всеобщего цинизма и хаоса у нас есть

спасение – наша великая литература, из нее можно и должно черпать

духовную красоту и богатство. У нас есть наш русский язык, слово…

--Закончим урок мы тоже письмом – только вашим письмом-обращением к своим ровесникам. Сейчас мы попробуем написать коллективное послание, а дома, прочитав все остальные письма Д.С. Лихачева о добром и прекрасном, вы напишете другое письмо- письмо к самому себе через десять лет.

Учитель: Как вы думаете, что является главным в письме?

Ученик: Тон.

Учитель: Конечно, он начинает проявляться с самого начала, с обращения.

Учитель: 1). С каким приветствием сын обращается к матери (Привет тебе, привет!)

«- родная, успокойся ,

- не грусти так шибко обо мне…

Много еще можно привести примеров из личной жизни писателей, поэтов, композиторов.

На сегодня забыт такой жанр как эпистолярный роман . Но редко какое произведение обходится без письма.

Таким образом, письмо – это средство выражения любви, уважения, внимания. Напомню, что письмо относится к разговорному стилю. Под разговорным стилем обычно понимают особенности и колорит устно-разговорной речи носителей литературного языка . А общелитературная норма не признает грубой лексики, жаргона, сленгов и т.д.

Приступаем к работе. Сегодня, когда вы будете писать своё письмо ровесникам, а завтра- друзьям или родственникам, помните, что есть три условия хорошего письма.

Рекомендую обратить внимание на то, что все три условия вы найдете в Памятках на ваших рабочих столах.

ПАМЯТКА

Первое условие создания письма:

Информация.

(Ответы учащихся): школьные дела, события в семье, увлечения, желание поделиться впечатлением о прочитанном или увиденном, о трудностях и проблемах.

Кто-то сказал, что письмо - это фотография души. Это правильно, потому что хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека, говорит о его стремлениях, интересах, увлечениях. А содержание и стиль письма во многом зависят от того, кому мы пишем.

Второе условие создания письма.

Культура человека.

Антон Павлович Чехов оставил прекрасные образцы писем друзьям и знакомым. Читать их интересно и поучительно. Это образец эпистолярного жанра.

Третье условие создания письма.

Грамотность.

При написании письма необходимо помнить правила постановки знаков препинания при обращении и вводных словах.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Создание письма ровесникам.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Я призываю вас, друзья, ровесники, молодежь! Будьте добрее, милосердней, порядочней, умней! Не бойтесь казаться белыми воронами среди грубых и невежественных молодых людей, оставаясь чистыми и светлыми душой. Просто найдите слова, чтобы убедить и их в необходимости меняться к лучшему.
Книга, с которой я познакомилась, уверена, поможет нам в формировании наших личностных качеств. Мне вдруг захотелось прочитать ее всю, все 46 писем Дмитрия Лихачева, которые сделают тебя и меня другими, способными «и в

Ученица десятого класса Елена.

Заключительный этап урока.

стихи ученика нашей школы.

Хочется верить, что урок оставил в вашей душе добрый след. По традиции, покидая кабинет, оставьте на доске смайлики, выражающие ваше отношение к уроку. Спасибо за работу! И не забудьте написать письмо самому себе через десять лет.


Описание разработки

Введение

Ход занятия

Наша встреча посвящена удивительному человеку-ученому, выдающемуся общественному деятелю - Д. С. Лихачеву, который несколько раз был у нас на Севере и очень полюбил наш край. (слайд) .

Дмитрий Сергеевич прожил долгую (93 года) и необыкновенную жизнь. Вот некоторые страницы его биографии.

А знаете ли вы, что

Родился Лихачев в Петербурге 28 ноября 1903г. У него было очень счастливое детство. О своих родителях Дмитрий Сергеевич вспоминал всегда с огромной теплотой и уважением.

А знаете ли вы, что

Вопрос: А кто из вас уже был в театре, какой спектакль вы смотрели?

презентация для занятия по теме Д.Лихачев Письма о добром и прекрасном: час размышления

А знаете ли вы, что

В гимназию Дима поступил в 8 лет. Одноклассники встретили его враждебно, защищаясь от их нападок, он часто получал в дневнике замечания, поэтому гимназию пришлось оставить и заниматься дома с репетитором. В 1915 г. Дмитрий продолжил учебу в школе им. К. И. Мая. Здесь Лихачев чувствовал себя прекрасно. Эта школа наложила сильный отпечаток на всю жизнь будущего ученого. Вот один пример из жизни этой школы. Почтенный швейцар

Вопрос: Кто такой швейцар, ребята, чем он занимается?

По семейным обстоятельствам Лихачев был вынужден покинуть школу Мая (переехали на другую квартиру) и продолжил обучение в школе Лентовской, эта школа сейчас носит его имя.

А знаете ли вы, что

Учителям этой школы не надо было наводить дисциплину строгими мерами. Они могли просто постыдить ученика, и этого было достаточно, чтобы общественное мнение было против провинившегося. Ученикам разрешалось курить, но ни один из них этим правом не пользовался!

Вопрос: Как вы думаете почему? (хорошо воспитанные дети обучались в этой школе) . Вспомним перемены нашей школы! Мы хорошо воспитаны?

В школе Дмитрий наловчился рисовать карикатуры на учителей. И однажды на перемене нарисовал всех на классной доске. И вдруг вошел преподаватель. Он обмер. Но преподаватель с удовольствием вместе с ребятами посмеялся над карикатурами, в том числе и над своей.

Читайте также: