Конспект занятия по развитию речи в старшей группе мой город

Обновлено: 05.07.2024

Основной этап
Воспитатель: Мальчики и девочки, Эя недавно была в Москве, а мы с вами в каком городе живем?
Дети: Тюмени
Воспитатель: Как можно назвать людей, которые живут в нашем городе?
Дети: Тюменцы
Воспитатель: Мы с вами тюменцы, мы уже знакомы с нашим городом. Эя тоже хочет посмотреть наш красивый город. А какой у нас город?
Дети: красивый, большой, чистый, уютный, огромный.
Воспитатель: В нашем городе много улиц, и нужно Эю познакомить с ними.

Воспитатель: А на какой улице находится наш детский сад?
Дети: Монтажников.
Воспитатель: Посмотрите, у вас под подушечками есть карточки, посчитайте сколько там геометрических фигур. Подойдите к столу с такими же фигурами и цифрой обозначающей количество.

Воспитатель: Что у вас получилось? Что находиться в нашем городе?
Воспитатель: А веселиться жители нашего города любят?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте с вами повеселимся

Разминка (Если весело живется)

Воспитатель: Сейчас я предлагаю рассказать о нашем городе Эе и нашим гостям. А поможет нам таблица. Посмотрите внимательно, подумайте, о чем вы будете рассказывать.
В нашем городе есть театр. Он находится на улице республики. В театре работают актеры, режиссеры, костюмеры. Нужно соблюдать правила, не шуметь, не оставлять мусор. Я люблю смотреть спектакли.
(цирк, магазин, набережная)

Заключительный этап
Воспитатель: Вот сколько всего мы рассказали о местах в нашем городе. Эя благодарит вас, у нее для вас подарок, волшебный мешочек.
Воспитатель: Для вас вот эти красивые камушки, они исполнят ваши желания.

Вопросы при получении камушка
- Как называют жителей нашего города?
- Какие улицы есть в нашем городе?
- Где ты любишь гулять в нашем городе?
- О каких местах мы рассказали Эи?
- Куда слетать Эи в выходные?
- На каком транспорте можно путешествовать в нашем городе?

Цель: воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.

Задачи: уточнять и обобщать представлений у детей о городе Гатчина, расширять и активизировать словарь, упражнять в употреблении множественного числа имён существительных, активизировать в речи детей слова – определения. Упражнять в употреблении простых предложений;

Развивать логическое мышление, внимания, воображения, ориентировку в пространстве;

Воспитывать любовь к родному городу, его природе, людям, святыням.

Интеграция областей: познание, чтение художественной литературы, развитие речи, продуктивная деятельность.

Воспитатель: Игра наша кончается

Усердно будем мы трудится,

Чтобы чему-то научится.

1. Вступительная беседа

- Дети, а как называется наш город?

- Правильно. А как называются люди, которые живут в этом городе?

- Дети, так что такое город?

- Это то место где живёт много людей.

- А где живут люди? Правильно в домах. Дома бывают разные и называют их по-разному: деревянные, кирпичные, панельные. Как вы понимаете эти названия?

- деревянные дома - это дома построенные из дерева, кирпичные – из кирпича, панельные – из блоков. Дома бывают одноэтажные и многоэтажные. Как вы это понимаете?

- А как называется дом, в котором 2 этажа?

- А дом, в котором 3,4,5,6,7.8, этажей? (ответы детей)

Воспитатель: Дети, в нашем городе находятся много разных зданий. Я вам буду загадывать загадки, а вы, отгадывая, будете называть эти здания.

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, -

Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в…. (Магазин)

Если мы посетим

Два часа посидим

В темном зале без света.

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают. (Школа)

В этой фирме все бывают,

Бланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи.

Что за фирма, подскажи?

- А еще, какие здания, необходимые для нашей жизни находятся в нашем городе?

- Детские сады, музеи, отделения полиции, пожарная часть….

- один магазин – много (магазинов,

- один банк – много (банков))и т. д.

Мы по городу шагаем

(дети маршируют на месте)

Много видим, называем

(повороты головы налево, направо)

Светофоры и машины

(руки вперёд, в стороны)

Ярмарки и магазины

(руки вверх, вниз)

Скверы, улицы, мосты

(повороты туловища влево, вправо)

И деревья и кусты

(потянулись на носочках, присели)

Воспитатель: у каждого человека есть место на планете, где он родился, где сделал первый шаг, сказал первое слово. То место где всё родное, знакомое. Это место называется малой Родиной. Для многих из нас – это Гатчина.

Облетал он сто земель.

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

– Где же лучшая земля? –

Отвечал он, пролетая:

– Лучше нет родного края!

- Ребята, наш город очень красивый и мы с вами в этом убедились, когда знакомились с достопримечательностями нашей Гатчины, а сейчас я хочу проверить, как вы запомнили памятные места. Посмотрите на картинку и скажите, что лишнее?

- Молодцы, правильно, две картинки лишние - это виды нашей столицы.

- Дети, а как называется профессия человека, который ремонтирует исторические, старинные здания?

- Правильно, ребята, а сейчас вы попробуете себя в роли реставратора.

- Вам надо из частей собрать целое.

(Раздаю детям на каждый стол по одной картинке.)

- Молодцы, ребята, вы очень постарались. Это Приоратский и Гатчинский дворцы. Они очень красивые. Давайте попробуем подобрать как можно больше красивых слов.

- Возьми Руслан палочку и скажи Гатчинский дворец какой?

- Величественный и т. д.

- Молодцы, ребята, как много красивых слов вы сказали. А сейчас посмотрите на экран и рассмотрите картинку. Что изображено в центре картинки? Правильно это ингербурдские ворота.

- А что расположено справа от ворот? Отвечайте полным предложением.

-Справа от ворот расположена ель.

- А что расположено над воротами?

(слева от ворот, под воротами, наверху справа, наверху слева)

Следить за тем, чтобы дети отвечали полным предложением.

Итог занятия.

- Какая игра понравилась больше?

- Какие дворцы вы реставрировали?

- Какие бывают дома?

- Что такое малая Родина?

Цель. Продолжать знакомить детей с малой родиной.

- Расширять представления детей о родном городе.

- Познакомить их с некоторыми его достопримечательностями.

- Развивать связную речь.

- Обогащать и активизировать словарь по теме.

- Закрепить умение согласовывать прилагательное с существительным.

- Закрепить умение образовывать сложные сова.

- Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города.

- Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.

Предварительная работа.

- Прогулки по городу (с родителями).

- Экскурсия в лесопарк, по микрорайону Южный г. Всеволожска.

- Беседы о городе Всеволожске.

- Чтение стихотворений о городе.

- словесные – беседа, рассказ воспитателя, загадки, вопросы к детям;

- наглядные - демонстрация иллюстраций с помощью ИКТ;

- практические - физкультминутка, динамическая пауза.

Содержание совместной образовательной деятельности.

- Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение.)

Станем рядышком, по кругу,

Нам здороваться ни лень:

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

- Ребята, послушайте стихотворение:

Нет сегодня краше в мире целом

Города, в котором я живу.

И его торжественно и нежно

Я своею малой Родиной зову.

Здесь очень чисто и красиво,

И жизнь течет неторопливо!

К тому же город молодой,

Всего полвека за душой!

Я знаю, вырасту большая,

И хоть весь мир я обойду,

Прекрасней города родного

На всей планете не найду.

- Что означает слово малая Родина? (Малая Родина - это место, где человек родился и вырос.)

- Сегодня я предлагаю поговорить о нашей малой Родине, о нашем городе.

- Как называется наш город? (Наш город называется Всеволожск)

- Как называются люди, которые живут в нашем городе?

(Люди, которые живут в нашем городе называются Всеволожцы.)

- Давайте полетим на самолете и с высоты посмотрим на наш прекрасный город.

- Я хочу на самолете полететь и на город свой в полете посмотреть!

- Мы хотим на самолете полететь и на город свой в полете посмотреть.

- Вы пилоты приготовьте к полету свои самолеты. (Дети встают на одно колено.)

- Заводим моторы: т - т - т - т - т - т (Круговые движения перед собой).

- Моторы разогреваются: д - д - д - д - д - д.

- Полетели: з- з- з - з - з- з - з (громко - тихо).

- Скажем громко, отчетливо, ясно: - Быстрокрылый мощный ТУ,

Он летит все выше, выше, превратились в точки крыши.

Самолеты на посадку: с- с- с - с – с

- Скажите, каким вы увидели наш город с высоты? Город какой? (Наш город красивый, большой, любимый, современный…)

- Согласна с вами. А в нашем городе Всеволожске есть много памятников. Посмотрите, вот некоторые из них

- Посмотрите внимательно на фотографии и скажите, что на них изображено. (Ответы детей.)

- Расскажите, а что вам нравится в нашем городе? (Ответы детей.)

- Посмотрите на следующую фотографию (слайд 4).

- Что вы видите на фотографии? (Я вижу много деревьев, много домов, много улиц и т.д.)

- Да, в нашем городе много улиц. И каждая улица имеет свое название. Назовите, на какой улице вы живете? (Я живу на улице…)

- Но, когда мы идем по улице и проходим какое-нибудь здание, то возле него чем- то пахнет. Замечали?

- Если на улице пахнет свежим хлебом или вкусными булочками, то какое здание находится на этой улице? (Если на улице пахнет свежим хлебом или вкусными булочками, то на улице находится булочная или пекарня)

- Если на улице пахнет бензином…? (Если на улице пахнет бензином, то на улице находится бензозаправка.)

- Если на улице пахнет конфетами, шоколадом…? (Если на улице пахнет конфетами, шоколадом, то на улице находится кондитерская.)

- А еще в нашем городе много домов.

- В этом доме много этажей – он… (многоэтажный) (слайд 5)

- В этом доме один этаж – он…(одноэтажный) (слайд 6)

- В этом доме много квартир – он …(многоквартирный)

- Дом построен из кирпича – он…(кирпичный) (слайд 7)

- Дом построен из дерева – он…(деревянный) (слайд 8)

- Дом построен из камня – он…(каменный) (слайд 9)

Утром рано мы встаём,

(поднять руки вверх и опустить через стороны)

Город видим за окном.

(показать руками на окно)

Он проснулся, он живёт,

(руки на поясе, пружинки в обе стороны)

Нас на улицу зовёт.

(ходьба на месте)

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

(поднять руки вверх и опустить)

Далёкие и близкие,

(вытянуть руки и приблизить к себе)

- Ребята, вы каждый день ходите по знакомым улицам и видите много зданий.

- Отгадайте- ка, ребятки,

Вы о городе загадки.

Я начну стихи читать,

Вам придётся продолжать

- Я буду вам загадывать загадки о зданиях нашего города и если вы правильно будете на них отвечать, то на экране появятся фотографии этих зданий (слайд 10).

Если холодильник пуст,

Кушать если нечего,

Нет ни хлеба, ни капусты,

Масла нет и гречки.

Ты сюда входи скорей

Покупай, что повкуснее

Здесь можно опустить письмо,

По телефону позвонить

В командировку маме.

Ты можешь здесь купить конверт

Послать посылку срочно.

Всем передать большой привет

Ведь это здание- …(почта)

Это что за чудный дом?

Сто детишек в доме том,

Дом детишкам очень рад.

Что же это?…(детский сад)

Люди в белом, не скучают,

Не сидят без дела,

Курс леченья назначают

Эти люди в белом.

Если кто- то заболел

Все идут лечиться

В городскую, областную,

- Вы правильно отгадали все загадки. Молодцы!

- А вы заметили, что в нашем городе строится много новых домов?

- Как называется профессия людей. Которые строях дома и здания? (Профессия этих людей называется – строитель)

- Хотите стать строителями?

- Тогда возьмите листочки с нарисованными кружочками, посчитайте их и подойдите к столу, на котором соответствующая цифра. Это и будет ваша стройка. Из материалов, которые вы видите, постройте дом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: Мой город

Цель : Воспитывать у детей любовь к малой родине.

Задачи образовательные : Расширять и обобщать знания и представления детей о своей стране, о своем городе, его историческом прошлом, памятных и примечательных местах;

Задачи развивающие: Продолжать развивать речь и мышление детей, активизировать познавательный интерес, внимание, память, развивать логическое мышление, воображение; развивать стремление изучать свой родной край;

Задачи воспитательные : воспитывать чувство гордости за свой город, интерес и любовь к малой родине; воспитывать бережное отношение к истории родного города, чувство уважения к тем, кто прославил его.

Материал: иллюстрации достопримечательностей города, плакат,

Ход занятия:

Дети заходят в группу и встают в круг.

Воспитатель: Ребята, покажите свои ладошки о потрите их.

Воспитатель: Что вы чувствуете?

Дети: Тепло

Воспитатель: Это тепло добрых рук и добрых душ.

Воспитатель: А теперь давайте поздороваемся друг с другом.

(игра на общение)

Встанем рядышком по кругу,

Нам здороваться не лень:

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется

Воспитатель: Ребята, а теперь покажите какое у вас настроение. Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса.

Воспитатель – Скажите, кто из вас знает, как называется наша страна?

Дети - Россия

Воспитатель - правильно, Россия, а как называются люди, населяющие эту страну?

Дети - Россияне!

Воспитатель - Наша страна – большая и красивая страна.

Воспитатель: Реки чьи глубоки, чисты

И красивы берега?

Отвечайте без запинки –

(Это Родина моя!).

Горы снежные вершины

Прячут ввысь за облака.

Что за чудная картина?

(Это Родина моя!).

Где поля и степь без края,

На цветах блестит роса.

Песни птиц, жужжанье шмеля?

(Это Родина моя!)

Лес, как царство Берендея,

В нем живут медведь, лиса.

А в тайге есть даже тигры.

(Это Родина моя!).

Где на севере морозном

Льдом сверкают берега.

А на юге—море, солнце.

(Это Родина моя!).

Где город города прекрасней

А всех важней из них Москва.

Цвет флага – Белый, синий, красный,

(Это Родина моя!).

На этой большой планете,

В огромной такой стране,

Есть город один на свете ,

Который так дорог мне.

Воспитатель: У каждого из нас есть своя малая родина - тот уголок, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом. Словом, малая Родина у каждого своя!

Воспитатель: Как называвется наша область?

Дети: Наша область называется Кемеровская.

Воспитатель: В каком городе мы живем?

Дети: Мы живем в красивом городе Белово.

Воспитатель: Нам какой реке стоит наш город?

Дети: Наш город стоит на реке Бачаты.

Воспитатель: А как зовутся люди, которые живут в Белово?

Дети: Беловчане.

Воспитатель: Мы с вами называемся беловчане.

Воспитатель: Наш город очень красивый. Ребята, а как называется детский сад, в который вы ходите?

Воспитатель: Кто из вас вспомнит, как называется улица, на которой находится наш детский сад?

Воспитатель: Наш детский сад находится на улице Октябрьской.

Воспитатель: Ребята, любите ли вы гулять по Белову?

Воспитатель: Расскажите, где же вы бывали в нашем городе?

Воспитатель: В Белово много зданий, домов и улиц и каждая улица имеет свое название. Назовите, на какой улице вы живете?

Дети встают у стульчиков, называют свою улицу и передают мяч дальше.

Воспитатель . Ребята, вы знаете, сколько вам лет? А сколько лет вашим мамам? Папам? Бабушкам? Как вы думаете, есть ли возраст у городов или им всем одинаковое количество лет? Сколько лет нашему городу? (Ответы детей.) Все города одинаковые или чем-то отличаются друг от друга? Как отличить один город от другого? А по каким приметам вы бы узнали свой родной город? (Ответы детей.)

Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)

Люблю считать (шевелят пальчиками)

Площадь центральная – раз, (загибают пальчики по – одному)

Парк Молодежный – два,

Три – Кинотеатр Рубин,

Четыре – Творчества дворец.

Пять – по парку я гуляю,

Всякий уголок в нем знаю.

Шесть – на стадион хожу,

Там с коньками я дружу.

Семь – конечно, детский сад,

Сюда хожу пять дней подряд.

Очень любим мы наш город (поочередно переставляем кулачки)

Он, красив, и нам он дорог (хлопки)

Воспитатель . Вы уже знаете, что каждый город имеет свой герб, свою символику. Все это есть и у нашего города.

Воспитатель. А теперь я приглашаю вас на экскурсию по родному городу, мы познакомимся с архитектурными памятниками, посетим культурные места отдыха горожан. А экскурсоводами вы будете сами. Но сначала я хочу проверить, достаточно ли хорошо вы знаете свой город, чтобы быть экскурсоводами.

Воспитатель. Рассмотрите фотографии. Пусть каждый из вас выберет то место нашего города, про которое он расскажет нам.

Каждый ребенок выбирает фото и рассказывает о достопримечательности родного города.

Воспитатель: Ребята, давайте подведём итог нашего занятия. Ещё раз вспомним о чём мы сегодня говорили, что нового узнали о нашем родном городе.

Читайте также: