Конспект урока по окружающему миру 1 класс виноградова

Обновлено: 07.07.2024

2) Организовать выделение и фиксацию личностных качеств, необходимых для успешного пребывания в учебной деятельности.

3) Развивать умение анализировать текст, рисунок.

Планируемые результаты:

научиться ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении, соблюдать правила поведения во время урока и перемены.

Метапредметные:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Информационное обеспечение – компьютер, проектор, экран, колонки, электронный образовательный ресурс учи.ру, доступ к интернету.

Оборудование: наборы смайликов (улыбающееся, огорчённое, сомневающееся) для каждого ребёнка.

Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок,

Нужно начинать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

Тихо все за парту сели,

На меня все посмотрели

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

- Доброе утро, ребята! Тихонечко садитесь. Слайд 2

Первокласснику 7 лет,

За плечами ранец.

А в руках большой букет,

На щеках румянец.

Что за праздничная дата?

Кто подскажет мне, ребята? (ответы детей)

- Молодцы, ребята, конечно, это 1 сентября! Давайте с вами подумаем, что изменилось в вашей жизни?

- Да, вы стали школьниками. Посмотрите внимательно на экран. Сейчас мы выполним задания от дракончика Дракоши, который живёт в интернете на сайте учи.ру.

II . Постановка учебной задачи

Как вы думаете, о чём мы с Вами будем говорить сегодня на уроке?

Работа с учебником с.8. Слайд 3

- Зачем человек должен учиться?

- Чему учатся дети в школе?

- Чему вы можете научиться в школе?

Детям предлагается выполнить задание карточки образовательной платформы учи.ру

III . Введение в тему урока. Слайд 4

Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс,-
Вставать или садиться?

Как надо парту открывать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.

Мне говорят — иди к доске,-
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.

Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.

Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится.

- О ком говорится в этом стихотворении?

- Чего не знает ученица?

- Что трудно сделать ученице на уроке? Почему?

- Какие правила поведения в школе, классе, на уроках вы уже знаете?

- Есть ли у нас ребята с одинаковыми именами?

- Встаньте все Кириллы, все Софьи, встаньте все другие ребята. Посмотрите, какие вы все разные, а что вас всех объединяет?

- Молодцы, ребята! Все вы – школьники, ученики 1б класса нашей школы.

IV . Физкультминутка . Слайд 5

Мы повторили с вами правила поведения в школе. А хорошо ли вы их запомнили? Я буду называть правила, вы подумайте: если их надо соблюдать в школе, то вы должны попрыгать на месте и похлопать в ладоши; если не надо, то громко-громко топать и мотать головой из стороны в сторону! Приготовились, играем!

Каждый день из года в год

Приходят дети на урок.

Школа двери открывает,

Учиться всех вас приглашает.

Не будем с вами мы спешить,

Правила поведения в школе предлагаю повторить.

Будем в школе мы играть (на переменах в коридоре)?

Будем руку поднимать (когда спросит учитель)?

Будем ровненько сидеть?

На уроках песни петь? (а если на уроках музыки)

Будем чисто мы писать?

Примеры у доски решать?

Может будем в школе драться?

Кричать, щипать и обзываться?

Надо буквы нам учить?

Будем в школе мы лежать?

А картинки вырезать?

Будем бегать и толкаться?

Может будем мы кусаться?

Дети, в школу приходите –

Хорошо себя ведите.

Молодцы, ребята! Теперь давайте тихо сядем на свои места и покажем друг другу:

- как мы должны сидеть на уроке, когда говорит учитель;

- как ученики должны поднимать руку, чтобы ответить на вопрос учителя.

- Умнички! Так держать!

V . Самостоятельная работа.

Работа с рабочей тетрадью стр. 9, задание 13.

- Отметьте зелёным кружком рисунки, на которых школьники ведут себя правильно.

V I . Работа с учебником. Слайд 6-7

Учебник с. 9 -12, рассматривание фотографий, отгадывание загадок, обсуждение с детьми для чего нужно каждое помещение в школе и как правильно себя вести в этих помещениях.

Здесь за партами сидим,

Пишем, слушаем, молчим.

Каждый день и каждый час

Мы учиться ходим в. (класс)

Здесь одежду оставляем,

Куртки, шапочки снимаем.

И скорее на урок. (Гардероб)

Перемена, класс пустой —

Вышли дети всей гурьбой.

Всюду радость, смех, задор,

Вышел класс наш в. (коридор)

Если хочешь умным стать,

Нужно много книг читать.

Чтоб найти все книги века,

Приходи в. (библиотеку)

Физкультура здесь у нас!

На уроке целый класс.

Кувыркались мы, скакали

Классом всем в. (спортивном зале)

Сюда я иду, чтобы чая попить

И чтобы пирожных сладких купить.

Салата отведаю здесь я и плова.

Здесь все есть, что хочешь ты. Это.

Здесь на сцене выступаем,

Праздники проходят в нем,

В КВНы здесь играем,

Песни разные поем. (Актовый зал)

На прививку нас вела.

Расспросила все про нас:

И фамилию, и класс.

Нам назад дороги нет —

Мы пришли в. (медкабинет)

V II . Закрепление.

- Молодцы, ребята! А теперь попробуем выполнить задания Дракоши. Он очень сомневается, что вы все запомнили.

V III . Итог урока.

Вот и подошёл к концу наш урок. Предлагаю обменяться своими мнениями.

- Что узнали на уроке?

- Что было интересным?

IX . Рефлексия .

На столах у вас лежат смайлики: улыбающийся, сомневающийся, огорчённый. Слайд 10.

Если вам всё понравилось на уроке, вам было интересно, вы всё запомнили покажите мне улыбающийся смайлик.

Если вам было скучно и не интересно на уроке, покажите мне огорчённый смайлик.

Если вы что-то не поняли, не знаете, понравился вам урок или нет, покажите мне сомневающийся смайлик.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для усвоения детьми нового материала.

Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова.

Тема урока: Явления природы.

Тип урока: Открытие нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

Дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе.

Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитывать через элементы театрализации, музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы, культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

– выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);
– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);
– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Планируемый результат.

Иметь представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией о временах года, признаках, явлениях природы и ее коллективный анализ; наблюдение; игра на закрепление знаний о явлениях природы; инсценирование диалога “Радуги и Солнца”; выполнение практической работы; формулирование выводов.

Формы организации познавательной деятельности:

Оборудование:

учебник “Окружающий мир” для 1 класса, автор Н.Ф. Виноградова;

рабочая тетрадь по окружающему миру.

мультимедиа установка, компьютер;

карточки с изображением времен года, явлений природы для практической работы, фишки.

I. Самоопределение к учебной деятельности

– Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.
– О чем мы должны помнить на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)
– А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)
– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным)
– Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.
– Итак, чему будет посвящён наш урок? (Изучению нового)

II. Актуализация опорных знаний (2 мин)

Слайд 2. Учитель читает загадку:

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … природа.

– Какая тема нашего урока? (Явления природы.)

III. Постановка учебной задачи. (1 мин)

– Какую цель ставим? (узнать о явлениях природы.)

– Сегодня, ребята, у нас урок-путешествие по временам года. Мы поговорим о явлениях природы, характерных для каждого времени года.

– А как вы понимаете слово “явление”?

– Где можно узнать точное толкование слова? (в словаре)

IV. ”Открытие” нового знания (14 мин)

1. Ученица читает в толковом словаре Ожегова толкование слова “явление”.

“Всякое проявление чего-либо, что можно обнаружить, то есть увидеть. Физическое явление, явление природы.”

– Итак, мы начинаем наше путешествие.

2. Ученица читает стихотворение, подготовленное дома, с букетом осенних листьев.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холода щеки горят,
Любо в лесу мне бежать.
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.

– Как вы думаете, с какого времени года мы начнем наше путешествие?
– Как догадались?
– Итак, вы готовы представить, что мы отправляемся в путешествие по осеннему лесу?

3. Видеоролик “Золотая осень”

Ребята, как называется природное явление, которое бывает только осенью? (Листопад.) Слайд3
– Правильно, это природное явление называется листопадом, от слов листья падают.
– А чем же огорчит нас осень?
– Что бывает осенью часто? (Дождь) Слайд 4

Послушайте, как описывает осенние дожди писатель Г. Скребицкий.

“Осенние дожди, совсем не похожи на летние. Дождь осенний – моросящий, как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, а может, и неделю, не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь”.

4. Наблюдай, делай опыты. Практическая работа. Слайд5

– Можно ли назвать осеннее небо “свинцовым”?

Учитель показывает свинец.

– Сравните свинец и небо.

– Как вы думаете, какой свинец тяжелый или легкий? Какого он цвета?

Посмотрите, какого цвета небо? Сравните их

– Почему небо называют свинцовым?

– А еще, какое явление природы можно наблюдать осенью? Отгадайте загадку.

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман) Слайд 6

– Когда чаще всего можно наблюдать туманы?

Туманы бывают во все времена года. Гуще всего туманы бывают по утрам, когда земля сильно остывает. Осенью они стелются над землей, кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Так оно и есть, потому что, облака в небе и туман низко над землей состоят из крохотных капелек воды.

5. – А мы продолжаем своё путешествие.

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? Зимой. Слайд 7

О каких явлениях природы говорится в загадке? (о снеге).

А когда идет сильный снег, можно сказать “валит снег” – как называется это явление природы?Снегопад.

А по утрам, зимой , деревья бывают одеты в белоснежный серебристый наряд из многочисленных снежинок.

Как называется такое явление? Иней. Слайд 8, 9.

А еще, зимой, какие бывают явления? Мороз

Кто знает загадку об этом явлении?

Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
Стоять не велит. Мороз

А когда идет снег и сильно дует ветер? Небо становится темным-темным, ветер можно сказать “завывает”. Как называются эти явления? (Вьюга, метель). Слайд 10

Какое самое любимое и яркое явление зимней природы вы знаете?
– Отгадайте загадку:

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные – вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (Снежинка.) Слайд 11

– Что особенно красиво при снегопаде?

– Изобразите действием мой текст.
Вы – снежинки. Вас кружит ветер, он то подбрасывает вас вверх, то снова опускает на землю. Днём вы блестите от солнышка, а ночью, когда кружит метель, вам хочется танцевать снежный вальс.

6. Мы продолжаем свое путешествие и оказываемся в следующем времени года.

Выросла сосулька
За ночь у окна.
Ручеек забулькал.
Что это. Весна. Слайд 12

– Какие же явления характерны для весны?

7. Работа по учебнику.

Найдите и выберите явления природы в учебнике с. 40-41, положите красные фишки на нужные картинки.

Назовите эти явления природы. (Сосульки, таяние снега, ледоход)

Слайды 13,14.

Весной, когда повышается температура воздуха, начинают появляться сосульки. Днем подтаивает снег, а ночью замерзает. Особенно много сосулек свисает с крыш.

Как надо вести себя, когда с крыш свисают очень большие сосульки? Под крышами можно ходить?

Если дует ветер теплый, хоть и с севера.
Если луг – в ромашках и комочках клевера.
Все в природе расцвело, роща зеленью одета,
Это значит, что пришло…Что пришло, ребята? (Лето) Слайд 15

Конечно, лето – это самое любимое время года и детей и взрослых.

– Какие же явления природы можно наблюдать летом?

Найдите картинки и пометьте желтыми фишками явления, относящие к лету.

Назовите эти явления.

(Летний гром и молния, теплый летний дождь, а после дождя радуга).

Физминутка выполняется под музыку. (Капитошка)

8. Инсценировка (К.Ушинский “Солнце и радуга”)

Радуга. “Посмотрите на меня – какая я красивая! Какая, я яркая, у меня семь разных цветов. Они переливаются и светятся”.

Автор. Услышало эти речи солнышко и говорит:

Солнышко. “Ты красива – это, правда, но ведь без меня и радуги не бывает”.

Автор. А радуга только смеется, да пуще хвалится.

Радуга. “Нет, я все-таки самая лучшая, самая нарядная, никто со мной не сможет сравниться”.

Автор. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

– Как вы думаете, правильно вела себя Радуга? Красиво хвалиться друг перед другом?

– О каких явлениях природы говорится в тексте? (О дожде и радуге)

– А кто знает загадки о радуге?

Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать, ни войти.

Раскинулся золотой мост
На семь сел, на семь верст.

Слово “радуга” похоже на слово “радость”. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.

“Райская дуга” назвали ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

– А вы знаете, когда возникает на небе радуга? Сейчас я вам расскажу.

Радуга появляется только если одновременно идет дождь и светит солнце.

– Сколько цветов у радуги? Перечислите.

V. Первичное закрепление (8 мин)

1. Творческое задание в рабочей тетради (с. 21)

Выберите самостоятельно задание, которое вам понравилось и выполните его. (под музыку)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (5 мин)

Работа в парах.

У детей разрезанные на несколько частей карточки с изображением явлений природы. Составляют рисунок и говорят, к какому времени года относится это явление.(Фронтальная проверка) Слайд 20

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

– Наше путешествие по временам года закончилось.

Сделаем вывод.

– О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового? Хочется узнать ещё больше по этой теме?

Изменения в природе: дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы.

– Достигли ли поставленных целей?

– Понравился ли вам урок и какое настроение он у вас вызвал?

– У вас на партах лежат карточки “настроения” – солнышко и тучка.

Если вам понравился урок и у вас урок вызвал хорошее настроение, то поднимите карточку с картинкой “солнышко”, если не очень хорошее настроение, то поднимите карточку с картинкой “тучка”.

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с птицами, обитающим в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида и голосов зимующих птиц.

Планируемые результаты образования:

Предметные результаты:

научатся называть птиц, обитающих в зимнем лесу;

рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц;

устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва;

Метапредметные результаты

Регулятивные:

планирование: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Контроль и самоконтроль:

сравнивать свой способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

Саморегуляция:

осуществлять стабилизацию эмоционального состояния для решения различных задач;

Познавательные результаты

Общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

осуществлять смысловое чтение;

знакомиться с птицами, обитающими в зимнем лесу;

рассматривать особенности внешнего вида;

определять голоса зимующих птиц;

устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва;

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества:

определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

Взаимодействия:

строить понятные для партнёра высказывания;

Личностные результаты

Самоопределение:

Осознать необходимость саморазвития;

Нравственно- этическая ориентация:

Проявлять уважительное отношение к иному мнению;

Осознать важность чувства любви к родной природе.

Структура (план) урока:

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания

Физкультминутка для глаз.

Создание новой проблемной ситуации

Изучение нового материала.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (слайд 1)

Цель: Проверка готовности учащихся, организовать направленное внимание на начало урока.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будем мы сейчас трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Цель: подведение детей к формулированию темы и задач урока.

- Ребята, вы любите разгадывать ребусы? Разгадайте ребусы, чтобы узнать нашу тему урока.(работа в парах на ПК)

- Сформулируйте, о чем мы будем вести сегодня разговор. (о птицах)

- Наблюдать за нашей работой будет МУДРЫЙ ВОРОН. Он будет давать жетончики за ответы, а в конце урока мы подведём итоги.

- Чего мы ещё не знаем о птицах? (слайд 2)

Жители леса!- закричал раз утром мудрый Ворон. – Осень у лесного порога, все ли к ее приходу готовы?

Как эхо донеслись голоса из леса:

Готовы, готовы, готовы…

А вот мы сейчас проверим! – каркнул Ворон. – Перво-наперво осень холоду в лес напустит- что делать станете?

Мы, перелетные, в теплые края улетим!

Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

Вторым делом, - Ворон кричит,- осень листья с деревьев сдирать начнет!

Пусть сдирает!- откликнулись птицы. – Ягоды видней будут!

Третьим делом, - не унимается Ворон,- осень последних насекомых морозцем прищелкнет!

-А мы, дрозды, на рябину навалимся!

- А мы, дятлы, шишки начнем шелушить!

- А мы, щеглы, за сорняки примемся!

(дети формулируют цели и задачи урока)

ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ. (слайд 3)

Цель: активизация знаний, опорных понятий у учащихся, необходимых для восприятия нового материала учащимися;

1уч-ся: Они создают красоту в природе.

2уч-ся: Они являются санитарами леса.

3уч-ся: Например, синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

4уч-ся: Сова за лето съедает около тысячи серых мышей полевок, сохраняет почти тонну хлеба.

Микроитог: Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Приблизительно 100 миллиардов. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.

- Посмотрите внимательно. (чучело птиц)

- Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (перья)

- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: формирование представлений о перелётных, зимующих и оседлых птицах.

(выступление детей) (слайд 4)

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

- Что значит перелётные птицы?

- Назовите перелётных птиц. (жаворонок, грач, скворец, кукушка, стриж, соловей, ласточка)

Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

- Каких вы знаете оседлых птиц? (ворона, воробей, щегол, поползень, сорока, голубь, клёст, синица, галка)

Прилетели на зимовку яркие к нам птички.

Среди них узнали мы: свиристель, синичку.

икроитог: На доске появляется схема:

V. Физкультминутка.

Цель: снять статическое напряжение со спины, ног, рук.

VI. Первичная проверка понимания

Цель: обобщить информацию о перелётных и зимующих птицах, формировать способность к работе с учебником.

- Почему же одни птицы улетают, а другие остаются зимовать?

- Могут ли они найти корм в холодное время года?

- Чем птички питаются, когда выпадает снег?

- Оседлые и зимующие птицы могут перенести сильные морозы, но от голода они часто гибнут. Им трудно добывать семена из-под снега. Вот здесь и нужна наша помощь. (фото изготовленных кормушек)

(выступление ученика)

Им не будет страшен

Вы друзьям своим!

Ведь зимой без помощи

Очень трудно им!

2. Работа по учебнику с. 9

- Каких птиц можно встретить зимой? Есть ли среди них снегири, дятлы, ласточки, лебеди?

Физкультминутка для глаз

Создание новой проблемной ситуации

Цель: активизация знаний учащихся необходимых для изучения нового материала.

- Что умеет делать клюв?

Изучение нового материала.

Цель: сформировать представление о способах питания птиц в зависимости от строения клюва.

Работа по учебнику с. 10

Микроитог: У птиц клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят.

Работа в тетрадях с.44 задание №1

Первичное закрепление знаний.

Цель: обобщить информацию о способах питания птиц в зависимости от строения клюва.

Контроль и самопроверка знаний.

Цель: выявить уровень усвоения нового материала.

Работа по карточкам, самопроверка по слайду:

Цель: анализ успешности усвоенного материала и контроль за результатами деятельности учащихся.

- Ребята, вспомните, какие вопросы мы должны были рассмотреть?

1. Научиться называть птиц, обитающих в зимнем лесу.

2. Рассмотреть способы питания птиц.

3. Определять голоса зимующих птиц.

- Поднимите руку, кто из вас теперь знает, какие птицы нас окружают?

Домашнее задание

Цель: закрепить знания.

Найти интересные сведения о птицах.

Прочитать рассказы о птицах.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренировать мыслительные операции: сравнение, аналогию, обобщение.

Способствовать формированию умений: слушать собеседника, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:

Презентация к уроку;

Название групп предметов, название свойств живых организмов.

Ι. Организационный момент.

УУД, формирующиеся на данном этапе - регулятивные: волевая саморегуляция;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

– Здравствуйте, ребята, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки. Я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями, и у нас всё получится.

ΙΙ. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Ребята, каждый день мы сталкиваемся, соприкасаемся с множеством предметов, которые нас окружают.(2 слайд.)

-Что вы видите на экране? ( Камень, гора, облако, снежинка, солнце).

- Как, одним словом сказать что это? (Неживые предметы, созданные природой.) (3 слайд.)

-Что изображено на этих рисунках? (4 слайд.) (Стол, стулья, самолёт, велосипед, гвоздь, автомобиль, стиральная машина.)

- Как, одним словом сказать что это? (Неживые предметы, созданные человеком.) (5 слайд.)

-Что объединяет эти предметы? (6 слайд.) (Это неживые предметы.)

-Чем различаются предметы справа и слева? (7 слайд.) (Слева неживые предметы, созданные природой, справа неживые предметы, созданные человеком).

-Расскажите, что вы видите? (8 слайд.) (Лиса, кузнечик, гриб, сорока, ель).

- Как можно одним словом назвать то, что здесь изображено? (Живые организмы). ( 9 слайд.)

ΙΙΙ.Постановка учебной задачи.

УУД, формирующиеся на данном этапе: познавательные УУД:

1) умение извлекать информацию из иллюстраций;

2)умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) умение устанавливать аналогии;

5) умение обобщать и классифицировать по признакам.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

регулятивные: целеполагание.

- Да, верно. Нас окружают предметы: живые и неживые. Как вы думаете, по каким признакам мы определили, что это предмет живой, а другой - нет? (Предположения детей). Действительно, нас окружает удивительный мир.

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Нас окружает удивительный мир).

ΙV. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа с учебником (С.4-5).

УУД, формирующиеся на данном этапе – коммуникативные УУД:

1) умение слушать и понимать других;

2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умение оформлять свои мысли в устной форме;

1) умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

1) умение определять цель деятельности на уроке;

2) умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1.– Что изображено на рисунках? (Мальчик, котенок, рыбка, птичка, бабочка, цветок.)

- К какой группе они относятся? ( Живые организмы.)

- Какие свойства живых организмов изобразил художник. Посмотрите на первую картинку, чему удивился Миша?

- Что произошло с Мишей? (Он вырос.)

- Какой вывод можно сделать по этой картинки?

(Живые организмы растут.)

– Как вы думаете, а для чего мы выходим на улицу? (Подышать свежим воздухом.)

– Какое второе свойство живых организмов? (Живые организмы дышат).

– Итак живые организмы растут, дышат. А что еще могут делать живые организмы? ( Живые организмы питаются, пьют воду).

– Ребята, а у живых организмов есть еще одно свойство, они приносят потомство. (Живые организмы приносят потомство). Итак, давайте с вами повторим, то что мы выяснили сегодня:

Живые организмы

питаются и пьют воду

приносят потомство

– Ребята, а как вы думаете, живые организмы могут превратиться в неживые? Каким образом? (Да, они могут умереть.)

– Верно. Каждый живой организм существует определённое время, а потом он умирает, на его месте появляются новые организмы. Но если мы не будем беречь растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому мы должны всегда помнить о том, что природа – наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны её беречь. А как это делать? (Заботиться о животных, сажать растения, не засорять природу).

– Поэтому у живых организмов есть еще одно свойство, помогите мне его назвать. (Живые организмы умирают). Давайте еще раз перечислим все свойства живых организмов:

Живые организмы

питаются и пьют воду

приносят потомство

2. Физминутка.

V. Первичное закрепление.

УУД, формирующиеся на данном этапе – регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

- Какие свойства живых организмов можно обнаружить у неживых предметов?

( предлагается рассмотреть картинку в учебнике с. 5 с изображением предметов и определить):

1. Где изображён живой организм, а где неживой предмет?

- Вопросы к ученикам (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что нам нужно было сделать?

– Удалось ли нам выполнить работу?

– Как вы думаете: вы выполнили всё правильно или были недочёты?

– Кто из вас справился сам, а кто с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с вами учились оценивать свою работу.

- Поднимите руку, кто это задание выполнил иначе?

VΙ. Самостоятельное применение знаний.

УУД, формирующиеся на данном этапе: регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

личностные: самоопределение.

- Ребята, мы с вами и в дальнейшем будем использовать книжку-малышку на уроках окружающего мира.

VΙ Ι. Рефлексия деятельности.

УУД, формирующиеся на данном этапе: коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование.

-Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось больше всего?

- О чем расскажите дома?

- Вы все очень хорошо работали и справились со всеми заданиями. Спасибо за проделанную работу.

Читайте также: