Птахи наші друзі конспект заняття

Обновлено: 03.07.2024

· Воспитывать трудолюбие, заботливое отношение к птицам.

Методы: рассказ, словесные,наглядные.

Ход занятия:

Орг.момент

Деление на группы

Воспитатель объясняет,что в ходе занятия оценивается их работа с помощью птичек. Каждой группе раздаются разные птички

Воспитатель: У всех прекрасное настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, гостям и подумайте как хорошо, что мы сегодня вместе

Настрой на работу.

-В классе светло?

-Прозвенел уже звонок?

-Начался уже урок?

-Значит можно всем садиться.

Воспитатель: Сегодня у нас урок необычный , а на какую тему вы догадаетесь сами, отгадав загадку.

Из яйца я родилась

В перышках пушистая

Подросла и поднялась

В небо сине-чистое

Два крыла и клюв стучится (слайд3)

Угадали? Это …(птица )

Сегодня мы поговорим о птицах и о том, что помогает им приспособиться к среде обитания.

– Какие у вас возникают ассоциации со словом птица? (воздух, небо, полет, крылья, перья, гнезда, яйца, клюв, птенцы, пение)

Как вы догадались что эта-птица?

По каким признакам ?

Воспитатель :

Птицы-это теплокровные животные,которые появляются из яиц.

Все птицы имеют перья,клюв.

Летом все птички летают,добывают, себе пищу,,весной кладут яйца , высиживают их выращивают птенчиков,а осенью часть птиц остаются зимовать,часть улетают в теплые края

Воспитатель:

Какое сейчас время года?

Какие зимние птицы вы знаете?

Как можно назвать их одним словом?

Все ли птицы с наступлением зимы остаются зимовать?

Какие птицы улетают? Куда они улетают? В теплые края на юг

Есть у нас такие птицы ,которые прилетают на зиму.

Ребята у нас три группы .

Воспитатель объясняет,что в ходе урока оценивается их работа с помощью птичек. Каждой группе раздаются разные птички

Коллективный опрос:

Узнайте птиц по повадкам

ЧИК ЧИРИК кто красуется на ветке

К зернышкам прыг в желтой праздничной желетке

Клуб не робей это маленькая птичка

Кто –это (воробей) а зовут её (синичка)

Чернокрылый,красногрудый Непоседа пестрая ,

Не боится он простуды Птица длинохвостая

С первым снегом тут как тут Птица говорливая

(снегирь) Самая болтливая (Сорока))

Известна с давних нам времен

Это-птица почтальон (голубь)

Всю ночь летает мышей добывает(сова)

Ребята чем питаются птицы ?

Легко ли им добывать пищу зимой?

Как мы можем помочь нашим птицам ?

Дидактическая игра :Найди лишнее.

Коллективный опрос.

Воспитатель: Ребята, а вы сказки любите? действующих лиц в них обязательно является птица. Вспомните названия сказок и мультфильмов.

1)сказка, о невзрачном птенце ,который вырос и стал прекрасной птицей?

2)сказка, где стая птиц украла братца?

3)сказка, про птицу с золотым украшением ?

4) сказка, о домашней птице которая могла послужить неплохим источником дохода в семье

Колотил ,до колотил по тарелке носом ничего не проглотил

5)сказка, где два друга спасли петуха

6)Сказка ,о лесной птице которая обхитрила петуха

Задание 4 :Викторина

В воде купался сухим остался (гусь)

Скажите ребята гусь это домашняя или дикая птица?

Каких домашних птиц вы знаете ?

2)его называют лесным доктором?

3)какая птица живет среди вечных льдов?

4)у какой птицы самый длинный язык?

Какая птица имеет самый длинный хвост?

Какая птица слаба на слух?
кто ни разу шагу ни сделал?

Итог занятия :почему зимующие птицы не улетают в теплые края ?

Чем питаются зим. Птицы ?

А хватает ли птицам пищи зимой?

Нет. Почему ?Потому-что земля покрыта снегом ,им не удается достать пищу из-под снега?

А чем мы можем помочь птицам ?

Результаты :На дерево вывешиваются птички ,побеждает ,та группа ,у которой больше птичек .

Обобщить и закрепить знания детей о птицах.

Продолжать формировать навыки диалогической и монологической речи, грамматически правильно строя предложение.

Словарь: зимующие, перелетные, скворцы, скворечники, стрижи.

Воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать птицам.

Наблюдение за птицами, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, пословиц, примет, загадывание загадок. Чтение рассказов о птицах. Зимой ежедневно подкармливать птиц, весной наблюдать за скворцами в скворечнике. Подобрать картинки, приготовить пакеты, в которые разложить разрезные изображения птиц. Подобрать литературно-художественный материал, музыку, песню по теме.

Ход занятия

Под птичий щебет дети заходят в группу.

Вос-ль. Придумано кем-то просто и мудро

Дети здороваются и садятся на стульчики.

Вос-ль. Дети! Что за голоса вы слышите?

Дети. Это поют птицы.

Вос-ль. Травка зеленеет, солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

Пришла весна, и к нам возвратились птицы из дальних южных стран. Но не все птицы улетали, многие зимовали с нами. Подумайте и назовите птиц нашего края.

Дети. Ворона, воробей, ласточка, синица, кукушка и т. д.

Вос-ль. А теперь назовите, каких птиц вы наблюдали зимой?

Дети. Ворона, воробей, снегири, дятел и т. д.

Вос-ль. Почему они не улетали (ответы детей 3 – 4 человека)

У меня на столе лежат картинки с изображением птиц, нужно выбрать птиц, которые зимуют. (выбрать и выставить на стенде)

Вос-ль. Как можно всех этих птиц назвать одним словом?

Вос-ль. Почему эти птицы не улетают? – Потому что и зимой у них есть, чем питаться: семена растений, остатки пищи людей, разные зерна.

Один из детей рассказывает стихотворение про ворону.

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой.

А уж в воздухе вешние звоны

Даже дух занялся у вороны.

Вдруг запрыгала в бок глупым скоком.

Вниз на землю глядит она боком,

Что блестит под снежной травкой?

Вот желтеет под серою лавкой.

Прошлогодние, мокрые стружки

Это все у вороны – игрушки.

А уж так0то ворона довольна,

Что весна и дышать ей привольно.

Другой ребенок читает свое стихотворение.

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть зерна нужна, горсть одна -

И не страшна будет им зима.

Разве можно забывать, улететь могли.

Но остались зимовать за одно с людьми.

Вос-ль. Назовите птиц, которые улетают осенью?

(Ответы детей.) Почему они не остаются зимовать?

Дети. Исчезают насекомые, которыми они питаются.

Вос-ль. Расскажите, кто прилетает первым? (Грачи.) Как

можно назвать их одним словом? (Перелетные.)

Предложить выставить на стенде перелетных птиц.

Вос-ль. Дети посмотрите и назовите какие общие признаки у всех птиц?

Дети. У них есть клюв, перья, крылья.

Вос-ль. Правильно, у птиц оперение, по нему мы и узнаем птиц.

Вос-ль. Птиц вы назвали, а загадки друг другу можете загадать?

Дети загадывают загадки.

2. Кто без адреса письма носит … (Голубь)

3. Черный жилет, красный берет, нос как топор, хвост как упор. (Дятел)

Предложить игру – загадку. Вызвать троих детей. Вручить им пакеты с картинками. Задание: выложить быстро картинку и рассказать о птичке на картинке.

Вос-ль. Вспомните пословицы о птицах

1. Сорока стрекочет – гостей пророчет.

2. Выше солнца сокол не летает.

3. Глупа та птица, что гнезда не вьет.

4. Ласточка деть начинает, а соловей кончает.

Вос-ль. Ребята посмотрите какое красивое дерево. Пришла весна, и весело листочки поразвесила. Но птиц на нем нет, заморозил их мороз. Давайте раскрасим их и они оживут. (Самостоятельная работа по музыку)

Птицы – наши друзья. А мы друзья птиц.

Дети, птиц ловить не надо! Будут птицы на свободе –

Вредных гусениц не станет ни в саду, ни в огороде.

Сделайте гнездышки – домишки на ветвях для птичек малых.

Да следи, чтоб коршун хищный не ломал, не разорял.

Нет вредителям пощады! Пусть не губят урожай!

Мы друзей встречаем дружбой, а врагов уничтожаем.

Обижать птенцов не надо! Будут птицы на свободе –

Вредных гусениц не станет ни в саду, ни в огороде.

Развивающие занятия с детьми 5- 6 лет. (Под редакцией Л. А. Парамоновой.)

Дошкольное воспитание- Система экологического воспитания в доу.

И. А. Лыкова. Изобразительное творчество в детском саду.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

План-конспект занятия:

Педагог дополнительного образования

Цель: расширить знания учащихся о птицах, их многообразии в природе, способствовать развитию у детей экологически грамотного отношения к птицам.

· Развить у учащихся внимание, сообразительность, умение работать в коллективе;

· научить видеть красоту окружающего мира;

· воспитывать у учащихся гуманное отношение к природе, чувство ответственности ко всему живому.

· Тип занятия : обобщение и систематизация знаний.

· Количество детей в группе: 10 человек.

Методическое обеспечение : иллюстрации зимующих и перелётных птиц;

бумага, карандаши, ватман с нарисованным деревом, силуэты птиц для разукрашивания, смайлики настроения.

Ход занятия:

I .Орг. момент.

II . Основная часть:

- Тема нашего урока спрятана в загадке:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это. (птица).

- Сегодня, ребята, экологический праздник – День птиц. Начиная с 1923 года, школьники нашей страны ежегодно в апреле проводят этот праздник. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных наук.

- Сегодня День птиц празднуют сотни тысяч школьников. Они готовятся к этому дню очень тщательно: делают домики, кормушки и развешивают их для привлечения птиц. Но прежде давайте выясним, кто же такие птицы.

· Птицы - это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

· Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

· Птицы - дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

· Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

· Птицы - это тайна и красота. Птицы - наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

Я предлагаю вам отгадать загадки:

Шапка красная на нем издали горит огнем

Он устроился на сук, барабанит тук да тук (дятел)

Всех перелетных птиц черней

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь

А зовется птица……(грач)

Красногрудый любитель рябины. Все птицы зимой улетают, а он с первым снегом прилетает. Кто это? (Снегирь)

Шарик серенький шныряет,

С земли крошки подбирает. (Воробей.)

Эта птица всё делает на лету: строит гнездо, ест и пьёт. Гнездо она лепит из глины и соломы. Есть такая примета: если эта птица летает низко – будет дождь. (Ласточка)

Днём спит, ночью летает и прохожих пугает — сова

Большая красивая птица с длинным клювом. Символ доброты и счастья. Не боится людей, часто строит гнёзда рядом с жильём, а люди рады этому: к счастью! Питается лягушками, ящерицами, грызунами. (Аист)

- Птицы везде - над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц:

"Синь-синь! " - посвистывает синица. "Чи-чи! Чи-чи! " - вторит ей чиж. "Гра-гра! - представляется грач. "Сквор-сквор! " - поют скворцы.

- А теперь, давайте вспомним, какие птицы с нами зимовали? (ворона, воробей, голубь, дятел, клест, сорока, сова).

-Как их называют, одним словом? (зимующие)

Педагог : - Ребята, а как называются птицы, которые к нам весной прилетают из теплых краев? Почему?

- Да, перелётные птицы – это птицы, которые теплую половину года проводят с нами, а когда наступают холода и исчезают насекомые, они улетают от нас в тёплые страны. А почему они всё же возвращаются обратно? Ведь каждый перёлет очень труден и опасен для птиц. Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают.

Ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос. А я думаю, что птицы, просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились, учились летать и добывать пищу.

Педагог: В народе существует поверье, что каждую весну, возвращаясь из теплых стран, птицы приносят золотые ключи и отпирают ими Весну. Люди Весну, ждали, звали. А вы рады приходу Весны?

Апрель в наших краях весна еще ранняя, но на большей части нашей страны — это разгар весны, время птичьих песен и ослепительного солнца.

Над снегом талым вереницей
Сквозь облачную пелену
Издалека летят к нам птицы,
Пророчат скорую весну.
По вечерам в лиловой дымке,
Когда травинки пьют росу,
Поют нам птицы- невидимки
В хмельном березовом лесу.
Часами, устали не зная,
Собой, украсив небосвод,
Парит над нами птичья стая
И за собою вдаль зовет…
О птицах должно как о чуде,
Слагать стихи.
А между тем
Как часто мы, живые люди
Не замечаем их совсем.

-Какие птицы прилетят к нам из теплых стран? (утки, лебеди, скворцы, соловьи, грачи, кукушки, трясогузки).

Теперь я предлагаю вам пройти к столу и выбрать ту картинку, которая вам больше всего понравилась.

Теперь вы должны разделиться на две группы. В одну сторону встают те, кто выбрал зимующих птиц, в другую те, кто взял перелетных.

Давайте теперь каждый назовет ту птицу, которую выбрал. (А теперь полетайте как птицы).

Педагог: - Вернувшись домой, птицы сразу же начинают наводить порядок в своих старых жилищах и строить новые. Что это за жилища?

Представьте себе, жаворонок вьет гнездо прямо на земле.

Грачи поправляют свои дома из длинных прутьев на высоких деревьях.

Сорока строит гнездо из веток и глины.

Соловей прячет гнездо в густом кустарнике у самой земли.

Филин и дятел живут в дупле.

Целыми днями птицы трудятся. Ведь скоро они сядут в гнездах высиживать своих птенцов. Вот тогда на речках и в лесу совсем нельзя шуметь. Ходить тихо, не кричать, чтоб не вспугнуть птиц с гнезд. Иначе яйца и маленькие птенцы могут погибнуть.

- Я буду озвучивать название птиц. Если назову что-то другое, вы должны хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны
Прилетели птицы: голуби, куницы
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы - сплюшки.
Лебеди и утки – и спасибо шутке!

Птицы - это верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от насекомых и грызунов.

Послушайте такое красивое стихотворение про птиц :

На нашей планете живут
Чудесные созданья.
Они летают и поют
И землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы
На земле вдруг пропадут?
Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки -
Вот что будет,
Если птицы, если птицы,
Все исчезнут - пропадут!
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик - чирика воробья.
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!

Вопросы на смекалку.

-Какие птицы подкладывают свои яйца в гнезда других птиц? (кукушка).

-У какой птицы самый крепкий клюв? (дятел)
-Какая птица стала символом мира на земле? (голубь)
- Почему нельзя трогать руками яйца и гнёзда птиц? (потому что птицы тогда бросают свои гнёзда)
- Какая птица хорошо видит в темноте? (сова)

-Какая птица не видит в темноте вообще? (курица)
- Что для птицы страшнее: голод или холод? (Голод.)

- Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

- Птица, которая всё время ходит с мешком. (Пеликан)

- Какие птицы не летают? (Страус, пингвин, киви.)

Теперь поиграем:

Хлопайте – если название цветка,
Машите руками – если название птицы,
И помолчите – если название дерева

(Дятел, ромашка, берёза, тюльпан, воробей, осина, сова, одуванчик, василёк, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, аист, пальма, цапля, колокольчик).

Педагог: Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что еще может случиться, если исчезнут все птицы?

- Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придет гибель.

- А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?:

Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.

Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок.

- Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.

Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы:

- Я буду озвучивать предложения, если это нужно делать для птиц, вы хлопните в ладоши, а если нет, то будете сидеть тихо.

1.Вывешивать скворечники весной .
2.Стрелять из рогатки по птицам.
3.Помогать больной или раненой птице.
4.Разорять птичьи гнезда.
5.Подкармливать птиц ранней весной.
6.Уносить домой здоровых птенцов.
7.Подходить близко к гнездам птиц.
8.Изучать птиц.

- Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнезда; не стрелять в птиц из рогаток устанавливать весной скворечники, а зимой — кормушки.

Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять.

- Изучением птиц занимаются орнитологи. Существует целая наука оринтология, которая изучает птиц, их разнообразие, их повадки, их поведение в природе, их перелетные маршруты.

- Весна приготовила вам подарки (вручает птичек). (Дети на уроке раскрашивают их и прикрепляют на доску на дерево.)

III . Итог занятия.
-Ребята, посмотрите, какая красивая работа получилась. Это благодаря вашему кропотливому труду и старанию. Думаю наш труд положительно оценит наша гостья.
- Молодцы, сегодня на занятии вы показали свои знания о птицах, вспомнили как нужно относиться к нашим пернатым друзьям. Узнали, что изучением птиц занимаются … (орнитологи).
- НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ЭТИ ЗАПОВЕДИ.
- Никогда не лазайте по деревьям, они живые!
- Никогда не разоряйте гнезд!

- Не забывайте убирать снег с кормушек, подсыпать корм, но так чтобы не спугнуть птиц.
- Не вредите никаким животным! Не лишайте землю красоты.

ЦЕЛЬ: выявить знания детей о птицах.
Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
ЗАДАЧИ:: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; учить логически, мыслить, воспитывать интерес к обитателям природы, умение сочувствовать, сопереживать зимующим птицам,заботиться о птицах- кормить их.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
рассматривание иллюстраций;
чтение книг и рассказов;
загадывание загадок;
наблюдения;
беседы;
рисование птиц, аппликация, лепка.

Воспитатель: отдохнули, а теперь отгадайте загадки?

Читайте также: