Лесной комплекс 9 класс презентация и конспект

Обновлено: 06.07.2024

Презентация к открытому уроку по теме "Лесной комплекс" для учащихся 9 классов.

Похожие презентации

1 Тема: Лесной комплекс

2 Цели и задачи: 1. Сформировать представление об отраслевом составе лесного комплекса; 2. Определить факторы размещения, определяющих размещение ее отраслей; 3. Сформировать представление о проблемах лесного комплекса и путях их решения

3 План урока 1. Состав лесного комплекса 2. Главные районы лесозаготовок и потребления древесины 3. Целлюлозно-бумажная промышленность в составе лесного комплекса 4. Проблемы лесного комплекса

4 Лесопромышленный комплекс – Комплекс отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, включающий лесозаготовки, лесопильную, деревообрабатывающую и лесохимические отрасли.

5 Почему лесная индустрия так актуальна в России? Лесная индустрия – старейшая отрасль народного хозяйства. Ее значение определяют огромные запасы древесины в России ( 25% мировых запасов), широким распространением лесов на территории страны. В современных условиях древесина и продукты ее переработки используются во многих областях народного хозяйства.

6 Состав лесного комплекса ЛК Лесозаготовка - Круглый лес Деревообработка - Производство мебели - Лесопиление Переработка древесины - Лесохимия - Целлюлозно-бумажные комбинаты

7 Лесозаготовка 80% эксплуатируемых лесов располагаются в лесу избыточных районах.

8 Лесозаготовка Охарактеризуйте Россию поле со обеспеченности. Какие районы являются наиболее лесообеспеченны? Покажите их на карте. Покажите границу территории, где ведется интенсивная лесозаготовка, границы, где расположены районы перспективных лесозаготовок. Сравните площади интенсивных и перспективных лесозаготовок в европейской и азиатской частях. Объясните причины такой разницы.

10 Аргументируйте, что большая лесообеспеченность России – это не только положительный фактор, но и отрицательный. Приведите примеры нерационального использования леса, найдите пути рационального использования лесных ресурсов.

11 Лесозаготовка 80% эксплуатируемых лесов располагаются восточнее Уральских гор. Однако используются они недостаточно из-за отсутствия транспортных путей и удаленности от основного потребителя. На всем огромном пространстве Сибири и Дальнего Востока заготавливается всего 40% древесины страны, в то время как на одном Европейском Севере около 1/3.

12 Лесозаготовка В Европейской части России вырубка лесов ведется более интенсивно, что нередко приводит к катастрофическому сокращению площади лесов. К сожалению лесовосстановительные работы отстают от темпов заготовки леса, а в некоторых районах прекращены вовсе.

13 Деревообработка Охарактеризуйте отрасли промышленности, связанные с механической переработкой леса. Какие факторы будут решающими для их размещения? Покажите на карте центры лесной механической перерабатывающей промышленности.

14 Механическая переработка Производство Пиломатериалов Шпал ДВП ДСП Мебели Музыкальных инструментов…

16 Факторы размещения: Лесопиление – 1) сырьевой – тяготеет к местам лесозаготовок; 2) транспортный – располагается вблизи транспортных магистралей Мебельное производство – 1) потребительский – готовую мебель невыгодно перевозить

17 Химическая переработка леса Охарактеризуйте отрасли промышленности, связанные с химической переработкой леса. Почему химическая и лесная промышленность тесно связаны хозяйственными связями?

18 Химическая переработка леса Производство Лекарств Дубильных веществ Канифоли Скипидара Уксусной кислоты Этилового спирта Кормовых дрожжей… Камфоры…

19 Химическая переработка леса По карте покажите основные центры химической переработки леса. На несите их на контурную карту. Центры: Медвежьегорск, Онега, Архангельск, Нижний Новгород, Саратов, Аша, Тавда, Новосибирск, Барнаул, Братск, Красноярск, Лесосибирск, Канск…

20 Целлюлозно- бумажная промышленность Важнейшей отраслью лесного комплекса является целлюлозно- бумажная промышленность

21 Целлюлозно-бумажная промышленность Отраслевой состав: Производство: Целлюлозы Бумаги картона

23 Проанализируйте карту лесной промышленности. Выделите основные районы, где наиболее развита целлюлозно- бумажная промышленность Районы: Европейский Север, Урал, Волго- Вятский район, Восточная Сибирь Нанесите на контурную карту основные центры ЦБП: Архангельск, Сыктывкар, Ктлас, Кондопога, Новодвинск, Балахна

24 Целлюлозно-бумажная промышленность На основе данных технологического процесса изготовления целлюлозы, бумаги, картона сделайте вывод об основных факторах размещения целлюлозно-бумажных комбинатов Для производства 1 т целлюлозы расходуется около 5 кубических метров древесины, до 350 кубических метров воды и

25 Целлюлозно-бумажная промышленность Факторы размещения: Водный – большое потребление пресной воды, расположение ЦБК вблизи водоемов Энергетический – для производства продукции ЦБК требуется много энергии, располагаются вблизи ГЭС Сырьевой – расположение на территории леса достаточных и лесу избыточных районов.

26 Что такое ЛПК? В богатых лесами районах страны – в Северном, в Сибири и на Дальнем Востоке – возникли лесопромышленные комплексы (ЛПК). Они представляют собой территориальные сочетания всех трех стадий производства: заготовки, механической переработки и химической обработки древесины. Расположение в ЛПК предприятия имеют тесные производственные связи, основанные на совместном использовании сырья, транспорта, совместной переработке отходов

27 Лесопромышленный комплекс Проанализируйте карту и выделите основные центры ЛПК: Архангельск, Сыктывкар, Усть- Илимск, Братск, Байкальск, Амурск, Лесосибирск Докажите существование на их территории трех стадий производства

28 Проблемы лесного комплекса Представьте, что вы министры по охране и рациональному использованию лесных ресурсов. Перечислите основные проблемы каждой отрасли лесного комплекса. Какие пути рационального использования лесных ресурсов вы могли бы предложить?

29 Проблемы лесного комплекса Истощение запасов древесины в европейской части России Отходы на лесосеках, вдоль путей транспортировки Вырубка лесов вдоль рек, которая приводит к их обмелению Загрязнение рек из-за молевого сплава и сбросов жидких отходов ЦБК

30 Пути решения проблем ЛК Лесовосстановительные работы с улучшением продуктивности леса Более полное эффективное использование лесных ресурсов и отходов производства Строительство очистных сооружений ан ЦБК Замена молевого сплава древесины на более современные способы транспортировки

31 Выводы В ЛК объединена группа отраслей народного хозяйства, связанных с заготовкой, механической и химической обработкой древесного сырья. В размещении предприятий комплекса прослеживается закономерность: каждая последующая стадия переработки древесины все менее привязана к сырьевой базе. Мы рубим лес, не там, где его больше, а там, где нам удобнее; лесопиление – не столько в местах лесозаготовок, сколько на удалении от них; наконец, производство целлюлозы и бумаги – еще ближе к потребителю или к экспортным портам.

состав лесного фонда а) леса I группы: заповедные, водо- и полезащитные, вокруг городов (в них ведется выборочная санитарная рубка леса и рубка ухода); (22%) б) леса II группы: рубка ведется в объеме годичного прироста (8%); в) леса III группы: эксплуатационные ( промышленная сплошная рубка леса)(70%).

лесные ресурсы Российской Федерации значительны. Покрытая лесом площадь составляет около 45% от общей территории страны. Большая их часть приходится на восточные районы. Сырьевой потенциал России формируют хвойные леса

3 ведущих района по лесозаготовке: Северный (Архангельская область); Восточная Сибирь (Иркутская область и Красноярский край); Уральский (Свердловская и Пермская области). Растет вывоз древесины на экспорт из Дальневосточного района. В Центральном и Волго-Вятском районах рубка леса сократилась.

Внутриотраслевые связи лесной промышленности 1) лесозаготовка(круглый лес) 2) деревообработка(мебельная промышленность) 3) Переработка древесины л есохомия целлюлозно-бумажная

Межотраслевые связи Потребители продукции лесной промышленности: Машиностроение Химическая Легкая Транспортная Связь строительство Что получает лесная промышленность от других отраслей: лаки, краски (для мебели) Саду, натрий, отбеливающие химикаты (производство бумаги) Автомашины, трактора, станки (заготовка и обработка древесины) и т.д.

Продукция лесной промышленности Стройматериалы ДВП Бумага ДСП Тара(ящики) удобрения

проблемы лесной промышленности 1) Главный загрязнитель окружающей среды 2) Неполное использование древесины: остается много отходов на лесосеках, вдоль трасс транспортировки леса (особенно если это сплав по рекам), при лесопилении; 3 ) Истощение лесов, прилегающих к железным дорогам и судоходным рекам (с другой стороны, в труднодоступных местах много перестойного, очень старого леса, который портится).

Работа с картой 1) найти по 5 целлюлозно-бумажных комбината (ЦБК) в Европейской и азиатской частях России ( Архангельск, Кондопога, Соликамск, Краснокамск, Корпряжма , Красноярск, Усть-Илимск Братск, Амурск) 2) Лесопромышленные комплексы (ЛПК) (Усть-Илимский, Братский, Архангельский, Сыктывкарский) 3) Назовите лесные порты России (Архангельск, Игарка , Онега, Нарьян - Мар )

Закрепление Почему город Архангельск называют «российской лесопилкой? Какие экологические проблемы стоят перед лесной промышленностью? Назовите продукцию лесной промышленности, из каких частей её делают?

Спасибо за работу Учитель географии ГБОУ СОШ № 297 Гуменюк Ирена Чеславовна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность России.

Установите соответствие между понятиями и терминами.


тест по теме химико-лесной комплекс
Пресс-конференция "Лесной комплекс России" 9 класс

Урок в виде пресс-конференции о Лесном комплексе России.


" Лесной комплекс России "

Урок географии " Лесной комплекс России " - это урок изучения нового материала. Цель: формирование целостного представления об особенностях лесного комплекса России, о его месте в современном хозяйств.

Лесной комплекс

Презентация к открытому уроку по теме "Лесной комплекс" для учащихся 9 классов.


КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ГЕОГРАФИИ "Лесной комплекс Россииии" 9 КЛАСС

Данная компьютерная презентация может быть использована на уроках географии в 9 классе при изучении темы "ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС РОССИИ".

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ.

Форма организации работы учащихся: Фронтальная, групповая.

  1. Образовательная:познакомить учеников со структурой лесной промышленности и ее проблемами.
  2. Развивающая:продолжить формирование навыков работы в группе, анализа статистических данных, умения делать выводы и устанавливать закономерности.
  3. Воспитательная:привести учеников к мысли о исчерпаемости ресурсов, необходимости их рационального использования и бережного отношения к природе.
  • актуализировать знания о лесах России, полученные в курсе 8 класса;
  • сформировать у учащихся представление о структуре лесопромышленного комплекса;
  • обратить внимание учащихся на проблемы лесного комплекса России;
  • показать необходимость бережного отношения к природе и рационального использования ресурсов.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал: рабочий листок и незаполненная схема лесного комплекса. (Приложение 1, Приложение 2)

Приветствие

Здравствуйте ребята! Сегодня нам с Вами предстоит познакомиться с новым межотраслевым комплексом.

Слайд № 1. Тема урока

Тема этого урока “Лесная промышленность России” тема урока у вас записана на рабочих листках.

Положите их перед собой.

Актуализация знаний

Слайд № 2. Типы лесов России

Посмотрите, пожалуйста, на карту. Мы с вами уже много знаем о лесах. Перед вами карта с подсказками. Глядя на нее, определим, какие типы лесов размещены на территории России и где они располагаются.

Ваша задача вспомнить их названия и определить район размещения.

Смешанные, субтропические, светлохвойная тайга, темнохвойная тайга, широколиственные, муссонные. (Ученики определяют тип леса по картинке и называют район их размещения.

Изучение нового материала

Лес издревле воспевался человеком. О нем сложено множество стихов и песен. Но не только лишь красотой леса можно восхищаться. Сейчас я приведу пример стихотворения о лесе.

Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес.
Ты полон свежести все в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес.
Ты испокон веков сдружился с человеком:
Берет он для себя от щедрости твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жилье, и мачты кораблей.

Вот такое описание леса дал замечательный поэт Всеволод Рождественский.

А теперь, прослушав это замечательное стихотворение, попытайтесь определить, какова роль леса в жизни человека.

Совершенно верно. Какие только предметы не производятся из древесины! Посмотрите на экран

Слайд № 3 Изделия из древесины

Слайд № 4 Изделия из древесины

А) Лес – источник топлива, стройматериалов. Из древесины производятся мебель, лекарства и многое другое.

Б) Рекреационная функция

В) Санитарно гигиеническая и оздоровительная функции – создание благоприятных микроклиматических условий для здоровья людей в городских поселениях

Г) Лес – среда обитания 70% видов растений и животных, источник биологических ресурсов

Д) Водоохранная и защитная функции

Ученики записывают функции леса в рабочий листок.

Итак, леса занимают 44, 7% территории России, или, примерно 1/5 всех лесов мира. Это приблизительно 766 млн га.

Равномерно ли размещены леса по территории России? – нет

Лес – наше богатство. Это мы знаем. Как и любое богатство, его надо беречь и считать. Для того, чтобы разобраться с количеством леса, ученые ввели показатель, называемый ЛЕСИСТОСТЬ.

Слайд № 5. Лесистость. Познакомимся с новым понятием. Лесистость – отношениние площади территории, занятой лесом к общей площади района.

Запишите себе, пожалуйста, это определение в рабочий листок.

Перед вами карта лесной промышленности. Пользуясь данной картой, выделите, пожалуйста, те регионы, в которых показатель лесистости наиболее велик.

Ученики называют регионы с максимальными показателями лесистости.

Слайд № 7 . диаграмма

Максимальными показателями обладают Иркутская обл., Приморский край, Костромская обл., Пермский край

Помимо лесоизбыточных регионов, которые мы с вами назвали, есть и лесодефицитные районы. Назовите их.

Калмыкия, Ставропольский край, Астраханская обл., Ростовская обл.

Итак, леса в России много, но весь ли этот лес пригоден для промышленного использования?

Слайд № 8. Запасы древесины

Оказывается, что нет.

25% труднодоступны.
– 25%.
13% приходится на гари и поляны.
– 13 %.
15% лесов являются особо ценными, например реликтовыми, поэтому вырубке не подлежат.

И что же у нас получилось?

Проведя несложный подсчет, мы видим, что всего-то для промышленного использования остается 47% леса.

А теперь немного статистики. На ваших рабочих листках приведены две диаграммы, одна касается лесозаготовки, а вторая – производства бумаги. Глядя на них, определите, какие регионы России являются лидерами по лесозаготовке и запишите вывод в листок.

Ученики записывают вывод в рабочий листок.

Слайд № 9. Структура лесного комплекса

Перед вами сложная схема лесного комплекса России.

То же самое вы видите на экране.

Как и любой межотраслевой комплекс, лесной комплекс в общем, состоит из нескольких последовательных стадий, и главными из них являются добыча и переработка. Добыча – лесозаготовка, переработка – множество процессов, начиная с лесопиления и заканчивая производством мебели, бумаги и прочих необходимых нам вещей.

Слайд № 10. Карта

Взгляните на карту: предприятия лесного комплекса размещены по всей территории страны, но все же, присмотревшись повнимательнее, мы заметим некоторые закономерности.

Давайте вместе с вами вспомним, какие факторы влияют на размещение любого производства.

Для этого в легенде на ваших листках даны первые буквы названий этих факторов.

Кто может перечислить их? Сырьевой, потребительский, водный, энергетический, транспортный, экологический.

В кабинете столы расставлены таким образом не зря. Следующее здание мы будем выполнять, разделившись на группы.

Задание заключается в следующем:

  • используя карты атласа, учебник, дополнительные материалы и собственный интеллект попытайтесь выделить основные факторы размещения той или иной отрасли промышленности и запишите их в кружочки так, как записано в легенде
  • дополните схему вашей отрасли видами ее продукции
  • используя учебник и атлас, приведите примеры центров данной отрасли
  • обоснуйте правильность размещения любого центра по выбору.
  • Через 5 минут один человек от группы должен будет выйти к доске, обозначить свои центры на контурной карте и обосновать местоположение одного из них. По результатам работы каждая группа получает оценку.

Ученики работают, выходят к карте и объясняют

А теперь давайте посмотрим, что получилось у меня

Слайд №11. Структура лесного комплекса

Часто случается так, что в одном месте сочетается сразу несколько факторов размещения, и именно в это месте можно разместить и лесопилку, так как имеются запасы спелой древесины, и рядом порт, то есть выгодное транспортное положение, недалеко находится крупный город, где возможен сбыт, например мебели… получается, что нужно размещать все эти производства. Безусловно, такое встретишь не часто, но бывает.

В таком случае, самым выгодным вариантом является строительство ЛПК –лесопромышленного комплекса.

Давайте запишем определение: ЛПК – территориальное сочетание всех трех стадий производства: заготовки, механической обработки и химической переработки древесины, предприятия которого имеют тесные производственные связи.

Слайд №13 Крупнейшие ЛПК

Крупнейшие ЛПК: Усть-Илимский, Братский, Архангельский, Сыктывкарский

Ученики записывают примеры в рабочий листок

Слайд №14. Проблемы отрасли

  • истощение запасов древесины, особенно в европейской части;
  • молевой сплав леса;
  • отходы в районах лесозаготовки;
  • вырубка по берегам рек приводит к их обмелению;
  • сброс в реки отходов целлюлозно-бумажных комбинатов;
  • нерациональное использование сырья (из 1 кубометра древесины в Финляндии производится 190 кг бумаги, в США 135, у нас – 29).

Как же решить такое множество проблем? Задача не из легких. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Слайд № 15. Решение проблем отрасли

Это далеко не весь список мер, которые могут быть использованы для решения всего спектра проблем лесного комплекса.

Слайд № 16. Берегите лес

Закрепление (фронтальный опрос):

  1. назовите три стадии производства лесной промышленности
  2. назовите ведущий фактор размещения а) лесопилки б) мебельного завода в) целлюлозно-бумажного комбината
  3. Почему крупные ЛПК расположены в Братске и Усть-Илимске, Архангельске?
  4. Почему на дне некоторых рек образуются запасы древесины?
  5. Какие экологические проблемы стоят перед лесной промышленностью?

Домашнее задание: используя учебник и другие источники на рабочий листок выписать те меры, которые мы можем предпринять, чтобы сохранить наше главное богатство – лес.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Химико-лесной комплекс объединяет химическую и лесную промышленность.

Химическая промышленность. В химической промышленности выделяют три крупные отрасли: горно-химическую, основную хи­мию и химию органического синтеза.

Горно-химическая отрасль — это добыча химического сырья: серы, калийных солей, апатитов, фосфоритов и т.д. Основная (неорганическая) химия специализируется на производстве мине­ральных удобрений, кислот, соды и т.д. Химия органического синтеза объединяет производство синтетических смол и пласт­масс, синтетического каучука, химических волокон и других видов продукции.

Помимо этого в состав химической промышленности входят фармацевтическая, микробиологическая, фотохимическая отрас­ли, бытовая химия и др.

Основные факторы, влияющие на размещение отраслей хими­ческой промышленности, — сырьевой, топливно-энергетический, водный, потребительский.

Под влиянием сырьевого фактора размещают предприятия горно-химической отрасли (главные районы ее развития — Уральский и Северный), а также многие отрасли основной хи­мии (производство калийных удобрений, кальцинированной соды и т.д.). Топливно-энергетический фактор влияет на раз­мещение предприятий по производству синтетического каучу­ка, химических волокон и т. д. Во многих отраслях химической промышленности велик расход воды. Этот фактор, например, является одним из определяющих при производстве химичес­ких волокон.

В России выделяют четыре крупные базы химической про­мышленности.

Североевропейская. Здесь сосредоточены богатые запасы апати­тов (Кольский полуостров, Хибины) — сырья для производства фосфорных удобрений, а также нефти, газа, угля и леса, которые создают возможность для развития органической химии.

Центральная — перерабатывает в основном привозное сырье и производит фактически все виды химической продукции.

Волго-Уфимская — сформировалась на собственных ресурсах калийных солей, серы, нефти, газа и т. д. Имеются крупные хими­ческие комплексы — Соликамско-Березниковский, Уфимско-Салаватский, Самарский и др.

Сибирская — очень перспективна по запасам и разнообразию ресурсов. Значительное развитие получили нефтехимия (Ангарск, Томск, Омск, Тобольск), химический комплекс Кузбасса и т. д.

Из субъектов Федерации, являющихся крупными производите­лями разнообразной химической продукции, следует назвать Та­тарстан, Башкортостан, Москву, Московскую, Самарскую, Перм­скую области.

По объемам годового производства отдельных видов продук­ции химической промышленности Россия занимает весьма скромные позиции в мире. Так, производство химических воло­кон и нитей составляет 135 тыс. т (в США свыше 4 млн т, Ки­тае — более 3 млн т), синтетических смол и пластмасс — 2,2 млн т (в США — свыше 30 млн т, Японии — около 15 млн т) и т.д.

Лесная промышленность. В состав лесной промышленности входят лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесохимическая отрасли.

Лесозаготовительная отрасль осуществляет заготовку, пер­вичную обработку и вывоз леса. Основными районами заготов­ки леса являются Северный, Восточно-Сибирский и Уральс­кий.

Деревообрабатывающая отрасль включает в себя лесопиление, производство фанеры, древесностружечных и древесноволокнис­тых плит, производство мебели, стандартное домостроение, про­изводство спичек и т. д.
Целлюлозно-бумажная отрасль производит целлюлозу, бумагу, картон и изделия из них.

Лесохимическая отрасль осуществляет производство лаков, ка­нифоли, скипидара, этилового спирта, линолеума и т. д.

Сырьевой фактор влияет на размещение лесозаготовительных предприятий и ряда деревообрабатывающих производств (напри­мер, производство фанеры).

Водный фактор особенно влияет на размещение производства целлюлозы.

На потребителя ориентируется в первую очередь мебельная промышленность.

Развита лесная промышленность в Иркутской, Архангельской, Пермской областях, Красноярском крае, республиках Карелия, Коми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1) образовательные – сформировать знания о лесном комплексе, его значении в экономике страны, экологии, сохранении качества жизненного пространства, изучить состав комплекса и закономерности размещения отраслей лесной промышленности, проблемы и перспективы развития.

2) воспитательные – воспитание бережного отношения к лесу, как богатству России и месту обитания флоры и фауны.

3) развивающие – развивать умение учащихся использовать опорные знания, самостоятельно получать информацию из различных источников и оценивать ее, умение работать с картами атласа, статистическими данными, текстом учебника.

4) адаптационные – умение применять приобретенные географические знания в производственной и повседневной бытовой деятельности, включая правила поведения в природе, осуществлять оценку природной, хозяйственной и экологической обстановки в своей местности.

Ход урока:

Организационный момент. (2 мин.)

Актуализация знаний. (6 мин.)

Вспомним: (из курса 8 класса).

Каково значение леса в природе и жизни человека?

- в жизни природы: леса имеют огромное значение в регулировании паводков на реках, охране почв, увлажнении и очищении воздуха. В связи с уничтожением тропических лесов Африки и Амазонии леса России приобретают все большее значение как производители кислорода для всей Земли.

- в жизни человека: в лесу добывают дичь, пушного зверя, орехи, ягоды, грибы, лекарственные растения. Лес имеет огромное лечебно-оздоровительное значение для человека. Лес дает древесину для построек, изготовления домашней утвари, средств передвижения.

На какие группы можно разделить леса России с учетом их значения и природных особенностей?

- 1 группа – леса заповедные, водо- и полезащитные, рекреационные, зеленые зоны вокруг городов. Здесь возможны только санитарная рубка и рубки ухода ( 22 % ).

- 2 группа – леса в местах с высокой плотностью населения. Рубка может вестись в небольшом объеме годичного прироста. Здесь вырубают только спелый лес. ( Лесодефицитные районы 8 %).

- 3 группа – эксплуатационные леса. Возможна промышленная (сплошная) рубка леса. ( Лесоизбыточные районы 70 %).

Узнаем (план урока на доске):

Размещение лесных ресурсов.

Состав лесного комплекса.

Географию и факторы размещения ЛПК.

Проблемы и перспективы лесного комплекса.

Изучение нового материала. (24 мин.)

Одним из наших богатств является лес. Лесом покрыто 45 % территории России. Какая задача стоит перед нами – пользователями лесов? Ответы учащихся.

С последним высказыванием можно согласиться. Во-первых, потому, что лес – возобновимый ресурс, и его можно увеличивать. Во-вторых, потому, что не использовать его нельзя, лес – ценное сырье.

Просмотр слайдов и их анализ:

Определите, какие древесные породы распространены на территории России?


-Хвойные леса преобладают в нашей стране.


Основные запасы спелого леса находятся в удаленной Азиатской части России (75 %), а вырубка лесов ведется наиболее интенсивно в Европейской части. Эксплуатационные леса используются недостаточно.

В Европейской части России проживает 79 % населения, следовательно, именно здесь велика потребность. А Азиатская часть страны (21 % населения) удалена от потребителя, здесь отсутствуют на большей части территории транспортные пути.

Какие предпосылки послужили толчком для развития лесного комплекса России?

Учащиеся высказывают мнения в ходе группового размышления.

-запасы древесины огромны 25 % от мировых;

-леса по территории России распространены широко;

-практически нет такой области народного хозяйства, где бы не использовалась древесина и продукты ее переработки;

-лес – важная статья валютных поступлений (поставляется на мировой рынок).

Таким образом, лесная промышленность является одной из старейших в нашей стране.


Пользуясь текстом учебника (стр.40 ), рис.21 определите, чем занимается каждая из отраслей и какую продукцию выпускает? Результаты проведенного анализа оформите в тетради.

Схема в тетради должна иметь следующий вид:

О трасли лесной промышленности

Л есозаготовка Деревообработка Целлюлозно-бумажная

заготовка древесины механическая обработка химическая обработка

-мебель -искусст. шелк

-муз. инструменты -бумага

-лыжи -уксусная кислота

-игрушки -кормовые дрожжи

-карандаши -дубильные вещества

Деревообработкой издавна занимались не только промышленные предприятия, но и население в русских деревнях.


В ходе группового размышления проверяем работу. Учащиеся, проанализировав вышеуказанные источники информации, ответы на вопросы подкрепляют конкретными примерами:

-лесозаготовка – сырьевой и потребительский факторы; (Европейский Север, Сибирь).

-деревообработка – потребительский фактор (Европейская часть России), в районах лесозаготовок и на транспортных путях (Сибирь, Дальний Восток).

-целлюлозно-бумажная отрасль – сырьевой, водный, энергетический факторы (Карелия, Сибирь, Урал).

Проблемы лесной промышленности.

Что за проблемы в лесной промышленности, и каковы их причины?

Истощение запасов древесины в европейской части России (вырубка лесов ведется более интенсивно, а лесовосстановительные работы отстают от темпов заготовок леса).

а) молевой сплав леса, когда древесина и кора разлагается и отравляет реку;

б) отходы в районах лесозаготовки;

в) вырубка леса у берегов рек приводит к обмелению рек;

г) сбросы в водоемы отходов целлюлозно-бумажных комбинатов.

Как уменьшить отрицательное влияние на окружающую среду?

Лесовосстановительные работы (лесопосадки).

Очистные сооружения на ЦБК.

Сплав леса на плотах, или транспортировка автомобильным и железнодорожным транспортом.

Создание дополнительных участков леса 1 группы.

Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития комплекса?

Учащиеся высказывают различные точки зрения, сравнивают свои доводы с научными.


4.Закрепление (5 мин.)

Каждый из учащихся получает тестовые задания в печатном виде, над которыми работает в течение 4 минут письменно в тетради.

Тестовые задания:

Основные запасы спелой древесины находятся:

а) в Европейском Севере, б) в средней полосе,

в) в Сибири, г) на Южном Урале.

2) Какая часть территории России покрыта лесом:

а) 15 %, б) 20 %, в) 30 %, г) 45 %.

3) Промышленные рубки леса производятся в лесах:

а) эксплуатационных, б) водоохранных,

в) заповедных, г) защитных.

4) Размещение ЦБК ориентируется:

а) только на сырьевой фактор,

б) на сырье и трудовые ресурсы,

в) на транспорт, сырье, кадры,

г) на сырье, электроэнергию, водные ресурсы.

Главным источником древесины являются леса:

б) смешанные, в) хвойные.

6) Наиболее перспективным районом для развития ЛПК является:

а) Западная Сибирь, б) Восточная Сибирь,

в) Дальний Восток.

7) Главной проблемой ЛК России является:

а) отсутствие спроса на отечественную продукцию,

б) большие площади старого, перестойного леса,

в) малая глубина переработки древесины, значительное количество отходов.

Прошу обменяться с соседом тетрадью для взаимопроверки и взаимной оценки работ. Правильные ответы и критерии оценки – на доске.

Прошу поднять руки тех учащихся, кто все задания выполнил правильно. Эти работы беру на проверку, выставляю оценки.

6. Домашнее задание. (3 мин.)

Список используемой литературы.

Библия. Новый завет, Евангелие от Матфея, гл.25.

География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений \ под ред. А.И. Алексеева. -11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

Карлович И.А., Левицкая А.И., Карлович И.Е. География Владимирской области. Население и хозяйство. Владимир, 2007.

Рабочая тетрадь. Э.В.Ким, Н.А.Марченко, В.А.Низовцев. География России. Хозяйство и географические районы. 5-е издание, пересмотренное. – М.: Дрофа, 2007.

Читайте также: