Конспект вводного урока по истории

Обновлено: 29.04.2024

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, (если есть возможность – интерактивная доска), наборы раздаточного материала для работы в группах.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний по теме.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление темы.
  5. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – история. Слово это вам знакомо, оно имеет много значений, может быть очень простым или загадочным. Своя история есть у каждого человека, у каждого государства. Давайте вспомним то, что вы знаете об истории, почему её важно изучать, как её изучают, и какую историю мы будем изучать в пятом классе.

II. Актуализация знаний по теме.

III. Изучение нового материала.

1. Вводное слово.

Учитель. Чтобы лучше разобраться с основными вопросами нашей темы, познакомиться с учебником, по которому мы будем заниматься, и выполнить задания, класс разделиться на 4 группы, каждая из которых получит свой пакет материалов.

2. Самостоятельная работа в группах.

Учитель делит класс на 4 группы, которые садятся вместе и получают пакеты с заданиями.

Пакет состоит из заданий 2-х видов:

  • первый вид заданий – общие вопросы для всех групп,
  • второй вид заданий – индивидуальные задания для каждой группы.

Общие вопросы для всех групп:

Индивидуальные задания для 1 группы:

  1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к вещественным историческим источникам.
  2. Объясните свой выбор.
  3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

Индивидуальные задания для 2 группы:

  1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к письменным историческим источникам.
  2. Объясните свой выбор.
  3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

Индивидуальные задания для 3 группы:

  1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к устным историческим источникам.
  2. Объясните свой выбор.
  3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

Индивидуальные задания для 4 группы:

  1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к произведениям искусства.
  2. Объясните свой выбор.
  3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

Во время того, как группы работают, учитель подходит к каждой и дает советы по тому, как лучше выполнить задания, проверяет готовность групп, привлекает к работе каждого ученика.

3. Проверка работы групп.

Выступление групп: сначала ребята отвечают на общие вопросы для всех групп. Каждая группа высказывает свое мнение, отвечая на вопросы первого задания, задает вопросы другим, исправляет ошибки, дополняет ответы. В ходе проверки этого задания, учитель помогает учащимся правильно сформулировать ответы на поставленные вопросы.

4. Беседа по теме и записи в тетради.

Учитель. Все группы справились с вопросами первого задания. Давайте запишем в тетради новые слова и определения.

Записи в тетради:

  • история – наука о развитии общества в прошлом и настоящем.
  • всемирная история – история народов всего мира.
  • история Древнего мира – первая часть всемирной истории, изучающая первобытность, Древний Восток, Древнюю Грецию, Древний Рим.

Показываются слайды с 1 по 10.

Учащиеся проверяют себя, исправляют допущенные ошибки во втором задании. Музыка, которая используется в презентации, расслабляет, снимает напряжение.

В ходе беседы проверяется выполнение второго задания группами: каждая группа выступает по своему виду исторических источников, объясняя, что можно узнать, используя тот или иной вид источников, учитель предлагает продолжить записи в тетради.

Записи в тетради (продолжение):

  • исторические источники – источники знаний по истории.

виды исторических источников:

  • вещественные,
  • письменные,
  • устные,
  • произведения искусства.

IV. Закрепление темы.

Учитель. Выполните задания из презентации (см. приложение)

Показываются слайды с 11 по 14.

При выполнении заданий, возможно, использовать приемы работы с интерактивной доской:

Задание №1. Определи вид исторического источника (прием - непрозрачный экран).

Задание №2. Подчеркни в тексте вещественные исторические источники (прием – маркер).

Примечание: при нехватке времени на уроке, задание №3 учащиеся выполняют дома.

V. Итог урока.

Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:

  • О чем мы узнали на уроке?
  • Что мы записали в тетради?
  • Что мы увидели в презентации?
  • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).
  • Поставим оценки за работу в группах (оценки за подготовку заданий).

Рефлексия: Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект вводного урока по всеобщей истории 8 класса по технологии проблемного обучения. Презентация представлена на сайте.

Тема. Введение в курс новой истории

Цель: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.

Задачи: дать представление об эпохе Нового времени,

научить отличать эпоху Нового времени от других эпох, учить

находить в современной жизни явления, открытия, достижения,

сохранившиеся с эпохи Нового времени;

развивать умения работать с различной информацией, планировать и контролировать свою деятельность, анализировать, обобщать, классифицировать, работать в команде;

развивать речь, память и пространственное воображение;

создавать условия для развития интереса к учению, в целом, к истории, физике, химии и географии, в частности, в целях преемственности со средним звеном;

создавать условия для снятия психофизического напряжения.

План урока

—Мы продолжаем путешествие по страницам истории человечества.

Постановка проблемы: почему Новое время назвали новым?

—Какие периоды истории мы изучали в 5 – 6 – 7 классах ?

—Какая историческая эпоха сменяет эпоху Средних веков?

Работа со слайдом

—А вот как рассуждали на эту тему герои нашего урока Анюта и Илюша.

—Какое противоречие вы заметили в их разговоре?

—Какой возникает вопрос?

Почему Новое время назвали новым?

—Эту проблему мы с вами будем решать на уроке.

—Какие предположения вы можете сделать по проблеме урока?

( 1. Впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, взамен прежнего, вновь открытое. 2. Недостаточно знакомое, мало известное. )

Версии:

права Анюта;

прав Илюша;

оба правы.

Версии детей, актуализация знаний.

—Для того чтобы наше путешествие было успешным, нам необходимо

привести в систему наши знания об изученных исторических эпохах.

1. История первобытного мира – самая длинная в истории человечества. (+)

3. Первобытная мораль: нельзя делать зла всем людям, независимо от того, представителями какого рода и племени они являются. (-)

4. Древний мир – эпоха рождения первых цивилизаций.(+)

5. В Древней Греции в 74 году до новой эры произошло восстание рабов под

6.Средние века называют временем рыцарей и замков. (+)

7. В Средние века большинство людей жили в городах. (-)

8. В Средние века главным признаком, по которому человек делил людей на своих и чужих, являлась вера.(+)

—Обменяйтесь своими листами с соседом по парте, проверьте его работу

и оцените, воспользовавшись слайдом с правильным ответом и нормами

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Возникновение западной цивилизации. Новое время – эпоха великих технических достижений.

—Давайте проверим наши предположения. В этом нам поможет презентация

Возникновение западной цивилизации.

—Рассмотрите слайды «Технические достижения эпохи Нового

«Технические достижения эпохи

—Какие открытия были сделаны?

1. Дети перечисляют: фотография, пароход, самолёт, автомобиль, печатный станок, телеграф, телескоп, электролампочка, фонограф, микроскоп, паровоз, воздушный шар

—Что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений?

(Дети высказывают свои предположения. Если кто-то заболел, можно быстрее об этом сообщить врачу и быстрее доставить человека в больницу. Люди получили больше возможностей общаться, узнавать новое, полезное. Человечество стало сильнее. Жить стало проще и удобнее.)

—Какое название получило новое общество, возникшее на месте средневековой Европы?

—Подумайте, что ещё мы не знаем об эпохе Нового времени?

(Изменились представления людей о природе. Учёные доказали, что Земля имеет форму шара, вращается вокруг Солнца.)

—Итак, мы выяснили, что Новое время – это эпоха возникновения нового общества, эпоха великих технических достижений, эпоха появления новых предметов, облегчающих жизнь людей.

Выражение решения проблемы.

—Предлагаю вернуться к нашим версиям. Кто оказался прав?

—Как бы вы дополнили его определение?

(Илюша, потому что он считал, что в эту эпоху было придумано много новых вещей.)

(Новое время – это эпоха возникновения нового общества, эпоха великих технических достижений, эпоха появления новых предметов, облегчающих жизнь людей; эпоха великих географических открытий, которые сопровождались открытием новых земель.)

Применение нового знания.

—Какими достижениями Нового времени мы пользуемся сейчас?

—Эпохи сменяют друг друга: за Первобытным миром следует Древний мир, за ним – Средневековье, а потом и наступает Новое время.

—Не возникло ли желание жить в таком обществе?

ДЗ: В какую из эпох вы предпочли бы жить: Древний мир, Средневековье, Новое время? Почему?

—Какое представление у вас сложилось об эпохе Нового времени? (Это эпоха возникновения нового общества, эпоха великих технических достижений, эпоха появления новых предметов, облегчающих жизнь людей; эпоха великих географических открытий, которые сопровождались открытием новых земель.)

Подумайте, как о том, как прошёл сегодняшний урок, был ли он полезен вам, всё ли было понятно, интересно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: формировать у учащихся представления о хронологических датах как части исторических знаний.

обучающие: дать представление учащимся о предмете изучения истории, истории древнего мира как первом разделе всемирной истории, заинтересовать учащихся;

познакомить учащихся с историческими источниками, дать представление об археологии и этнографии;

развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.,

воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

Формы и методы обучения: Методы: объяснительно – иллюстративный Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Основные термины и понятия: история, всеобщая история, исторический источник

Планируемые результаты:

1.учащиеся должны иметь представление о ключевых понятиях и терминах темы;

2.овладеть методами сравнения социальных объектов и выявления их общих черт и различий;

3.научиться работать с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также ведению дискуссии и эвристической беседы, работе с документами, выполнению проблемных заданий, работе в группе

Формирование УУД:

2.выделить основные виды исторических источников;

3.рассмотреть что такое история и как работать с картой;

4.охарактеризовать периодизацию Всеобщей истории;

5.осмысливать значение истории Древнего мира

1.коммуникативные:

- развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы

- умение выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи;
- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности);

- совместная деятельность учителя и ученика

2.регулятивные:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- искать и выделять необходимую информацию;

- определять новый уровень отношений к самому себе как субъекту деятельности;

3.познавательные:

- анализировать результаты исследований и фиксировать их;

- структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи;

- овладение приёмами анализа исторического события документов;
- выведение следствий из определения понятия;
- умение сравнивать, приводить примеры;

-постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом

- формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала;

- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
- формирование исторической компетентности.

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ф о и с на уроке

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Актуализация знаний

1.Что такое история?

2.Какие события вас из истории известны?

Ответы учащихся и постановка целей и задач урока

Изучение нового материала

1.Что такое история

2.Работа с высказываниями об истории

- назовите главную цель предмета истории?

2.Как работать с картой

1.Работа со схемой

2.Работа с атласом и контурной картой

- какие континенты можете назвать?

- какие страны на них изображены?

- какие океаны изображены?

- давайте попытаемся прочитать карту на стр.45

3.Всеобщая, всемирная история

1.Для каждого человека важна история своего Отечества. Мы живем на большой планете, которая расположена сразу в двух частях света – Европа, Азия

- перечислите какие страны входят в состав Европы и Азии?

2.На земле 6 частей света, стран более 200

- назовите части света?

3.Прошлое народов всего мира с древнейших времен до наших дней называют всеобщей или всемирной историей

4.В 5 классе мы познакомимся с историей Древнего мира

- почему и зачем нужно знать всеобщую историю?

4.О чем рассказывает история Древнего мира

Откройте оглавление учебника и посмотрите содержание.

- назовите сколько разделов в учебнике?

- историю каких древних государств мы будем изучать?

5.Исторические источники

- Как ученые узнают о жизни древних людей?

1.Исторические источники – это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом

- А что относится к историческим источникам?

2.Виды исторических источников:

1.Этнографические: обряды, обычай

Этнография (народоведение) изучает бытовые и культурные особенности народов мира.

2.Вещественные: орудия труда, оружие, предметы быта, археологические находки

- О чем могут рассказать эти находки?

Археология изучает вещественные исторические источники.

-Почему историки не всегда могут воспользоваться письменными источниками?

4.Устные: былины, фольклор, миф

- Какие мифы, легенды, сказания вам известны?

- Какие сведения можно почерпнуть из этих исторических источников?

- Какие исторические источники вы можете обнаружить в своем доме?

Генеалогия – изучает родословную

Геральдика – наука изучающая гербы

Нумизматика – наука изучающая монеты

Сфрагистика – наука изучающая печати

Хронология - наука изучающая системы летоисчисления и календари народов мира

- Что изучает история? Нужна ли эта наука? (История — наука о прошлом (о жизни людей).

-Как бы вы ответили на этот вопрос?

-Зачем?: интересно, опыт, независимость.

- Посмотрите на доску и предположите, какое из этих изображений связано с темой нашего урока, а какое нет и почему? (изображение первобытного человека и динозавра)

- Если мы представим время в виде бесконечной ленты, то время, когда Землю населяли динозавры не будет считаться историей и, его называют доисторическим временем, т.к в то время не было человека. Всемирная история начинается со времён появления человека – 2,5 млн. лет назад и делится на несколько периодов. В этом году вы познакомитесь с самым первым и как вы видите самым продолжительным периодом истории – история древнего мира, который и начался 2,5 млн. лет назад и закончился 1500 лет назад с падением огромной Римской империи.

Знакомство с учебником

Помогать нам с вами в этом будет учебник, контурные карты и атлас.

(Учитель знакомит со структурой учебника (приложение, форзац, задания к параграфам).)

Знакомство с атласами

Без карт нельзя изучать историю. Поэтому нам необходимы атласы и контурные карты.

(Учитель знакомит учащихся с картами, атласами, контурными картами.)

3. Исторические источники

- Каким образом мы можно узнать, что происходило много сотен и тысяч лет назад? И что может служить доказательством событий прошлого? (ответы детей)

В этом учёным помогают исторические источники. Исторические источники- памятники прошлого, содержащие сведения об этом прошлом. Они делятся на несколько групп, сейчас вы разделитесь на несколько групп по 4-6 человек и по итогом своей работы заполните пропуски в схеме.

Групповая работа

1. Изучение вещественных источников

Используются иллюстрации учебника, фрагменты археологических находок, фотографии и т.д., демонстрирующие предметы эпохи древнего мира. Например:

-кинжал из царской гробницы

Вопросы для учащихся

1. Из какого материала сделана данная вещь? Можно ли сделать какие-либо выводы о природе места, где она была изготовлена?

2. О какой сфере жизни людей может рассказать нам эта вещь (хозяйство, занятия, отношения между людьми в обществе, устройства государства, военные походы и т.п.)

2. Изучение письменных источников

Из летописи египетского фараона Тутмоса III :

«Воссиял царь утром. когда было уведомлено все войско…, его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием…

Вопросы и задания для учащихся:

1. О какой сфере жизни людей может рассказать нам этот текст (хозяйство, занятия, отношения между людьми в обществе, устройства государства, военные походы и т.п.)?

2. как автор текста относится к египетскому фараону?

3. Какие сложности могут возникнуть у историков при прочтении документа? Продолжите перечень: плохая сохранность текста, понимание языка, необъективность автора, …

3. Изучение этнографических источников

Из жизни племени кубу на о. Суматра:

Вопросы для учащихся:

1. О какой сфере жизни людей может рассказать нам этот отрывок (хозяйство, занятия, отношения между людьми в обществе, устройства государства, военные походы и т.п.)?

Из жизни папуасов Новой Гвинеи:

«Приходил Туй с двумя другими туземцами. Все были вооружены копьями, луками со стрелами, и у каждого было по топору на плече…

Вопросы для учащихся:

1. О какой сфере жизни людей может рассказать нам этот отрывок (хозяйство, занятия, отношения между людьми в обществе, устройства государства, военные походы и т.п.)?

2. Можем ли мы узнать что-нибудь о природных условиях, в которых жили папуасы?

Изучение УНТ

Миф североамериканских индейцев

Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь.

Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор пока не превратилась в человека – предка рода Черепахи.

Миф древних индийцев

Прародителем мира был Брахма. Люди появились из тела Пуруши - первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчлененной на части, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедра его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока – солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания – ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землею. Так извеликой жертвы вечные боги сотворили мир.

Вопросы для учащихся:

1. О какой сфере жизни людей может рассказать нам этот отрывок (хозяйство, занятия, отношения между людьми в обществе, устройства государства, военные походы и т.п.)?

4. Вспомогательные исторические дисциплины.

Некоторые следы ис­ кать не надо - они у всех на виду. Это, на­пример, знаменитые египетские пирамиды или Великая китайская стена. Но много сле­ дов со временем затерялось. Их поиском за­ нимаются ученые археологи . Иногда весть о новом археологическом открытии облетает весь мир. Обычно так происходит, когда ученые находят прекрасные изделия древних мастеров из золота и драгоценных камней. Но опытному историку даже обыч ный глиняный черепок может помочь вос­ становить картину прошлого.

Археология – наука, изучающая прошлое человечества на основании матери­алов раскопок.

Любят раскапывать древние города, могильники, мусорные ямы.

-Как вы думаете, почему?

Обычаи народов изучают ученые - этнографы .

Этнография — наука, изучающая жизнь и обычаи отдельных народов.

Особенно пристально они исследуют жизнь отсталых народов. Мно­ гие древние обычаи у них сохранились в не­ прикосновенности, потому что эти народы живут в далеких, труднодоступных местах, ни с кем не сообщаясь.

Хронология – наука о времени.

При наличии времени: генеалогия (родословные), геральдика (гербы), метрология (меры длины, веса и т.д.), нумизматика (монеты) и другие ВИД.

5. Закрепление нового материала

1) Почему о такой длительной эпохе в истории человечества, как древний мир, мы знаем гораздо меньше, чем о последующих эпохах?

2) Почему историю более близких к нам эпох мы можем восстановить с точностью до года или даже дня, а историю древнего мира – иногда с точностью до тысячелетия?

Домашнее задание:

1)Нарисуйте в тетради иллюстрации к каждой группе исторических источников, используя не только учебник, но и дополнительную литературу.

2) Запишите название источника, время и место его создания, а также ту информацию, которую можно из него извлечь.

3) Запишите в тетрадь исторические дисциплины, о которых мы сегодня не сказали.

Читайте также: