Конспект вводного урока по истории
Обновлено: 29.04.2024
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, (если есть возможность – интерактивная доска), наборы раздаточного материала для работы в группах.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний по теме.
- Изучение нового материала.
- Закрепление темы.
- Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – история. Слово это вам знакомо, оно имеет много значений, может быть очень простым или загадочным. Своя история есть у каждого человека, у каждого государства. Давайте вспомним то, что вы знаете об истории, почему её важно изучать, как её изучают, и какую историю мы будем изучать в пятом классе.
II. Актуализация знаний по теме.
III. Изучение нового материала.
1. Вводное слово.
Учитель. Чтобы лучше разобраться с основными вопросами нашей темы, познакомиться с учебником, по которому мы будем заниматься, и выполнить задания, класс разделиться на 4 группы, каждая из которых получит свой пакет материалов.
2. Самостоятельная работа в группах.
Учитель делит класс на 4 группы, которые садятся вместе и получают пакеты с заданиями.
Пакет состоит из заданий 2-х видов:
- первый вид заданий – общие вопросы для всех групп,
- второй вид заданий – индивидуальные задания для каждой группы.
Общие вопросы для всех групп:
Индивидуальные задания для 1 группы:
- Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к вещественным историческим источникам.
- Объясните свой выбор.
- О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?
Индивидуальные задания для 2 группы:
- Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к письменным историческим источникам.
- Объясните свой выбор.
- О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?
Индивидуальные задания для 3 группы:
- Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к устным историческим источникам.
- Объясните свой выбор.
- О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?
Индивидуальные задания для 4 группы:
- Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к произведениям искусства.
- Объясните свой выбор.
- О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?
Во время того, как группы работают, учитель подходит к каждой и дает советы по тому, как лучше выполнить задания, проверяет готовность групп, привлекает к работе каждого ученика.
3. Проверка работы групп.
Выступление групп: сначала ребята отвечают на общие вопросы для всех групп. Каждая группа высказывает свое мнение, отвечая на вопросы первого задания, задает вопросы другим, исправляет ошибки, дополняет ответы. В ходе проверки этого задания, учитель помогает учащимся правильно сформулировать ответы на поставленные вопросы.
4. Беседа по теме и записи в тетради.
Учитель. Все группы справились с вопросами первого задания. Давайте запишем в тетради новые слова и определения.
Записи в тетради:
- история – наука о развитии общества в прошлом и настоящем.
- всемирная история – история народов всего мира.
- история Древнего мира – первая часть всемирной истории, изучающая первобытность, Древний Восток, Древнюю Грецию, Древний Рим.
Показываются слайды с 1 по 10.
Учащиеся проверяют себя, исправляют допущенные ошибки во втором задании. Музыка, которая используется в презентации, расслабляет, снимает напряжение.
В ходе беседы проверяется выполнение второго задания группами: каждая группа выступает по своему виду исторических источников, объясняя, что можно узнать, используя тот или иной вид источников, учитель предлагает продолжить записи в тетради.
Записи в тетради (продолжение):
- исторические источники – источники знаний по истории.
виды исторических источников:
- вещественные,
- письменные,
- устные,
- произведения искусства.
IV. Закрепление темы.
Учитель. Выполните задания из презентации (см. приложение)
Показываются слайды с 11 по 14.
При выполнении заданий, возможно, использовать приемы работы с интерактивной доской:
Задание №1. Определи вид исторического источника (прием - непрозрачный экран).
Задание №2. Подчеркни в тексте вещественные исторические источники (прием – маркер).
Примечание: при нехватке времени на уроке, задание №3 учащиеся выполняют дома.
V. Итог урока.
Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:
- О чем мы узнали на уроке?
- Что мы записали в тетради?
- Что мы увидели в презентации?
- Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).
- Поставим оценки за работу в группах (оценки за подготовку заданий).
Рефлексия: Что понравилось? Что не понравилось? Почему?
Конспект вводного урока по всеобщей истории 8 класса по технологии проблемного обучения. Презентация представлена на сайте.
Тема. Введение в курс новой истории
Цель: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.
Задачи: дать представление об эпохе Нового времени,
научить отличать эпоху Нового времени от других эпох, учить
находить в современной жизни явления, открытия, достижения,
сохранившиеся с эпохи Нового времени;
развивать умения работать с различной информацией, планировать и контролировать свою деятельность, анализировать, обобщать, классифицировать, работать в команде;
развивать речь, память и пространственное воображение;
создавать условия для развития интереса к учению, в целом, к истории, физике, химии и географии, в частности, в целях преемственности со средним звеном;
создавать условия для снятия психофизического напряжения.
План урока
—Мы продолжаем путешествие по страницам истории человечества.
Постановка проблемы: почему Новое время назвали новым?
—Какие периоды истории мы изучали в 5 – 6 – 7 классах ?
—Какая историческая эпоха сменяет эпоху Средних веков?
Работа со слайдом
—А вот как рассуждали на эту тему герои нашего урока Анюта и Илюша.
—Какое противоречие вы заметили в их разговоре?
—Какой возникает вопрос?
Почему Новое время назвали новым?
—Эту проблему мы с вами будем решать на уроке.
—Какие предположения вы можете сделать по проблеме урока?
( 1. Впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, взамен прежнего, вновь открытое. 2. Недостаточно знакомое, мало известное. )
Версии:
права Анюта;
прав Илюша;
оба правы.
Версии детей, актуализация знаний.
—Для того чтобы наше путешествие было успешным, нам необходимо
привести в систему наши знания об изученных исторических эпохах.
1. История первобытного мира – самая длинная в истории человечества. (+)
3. Первобытная мораль: нельзя делать зла всем людям, независимо от того, представителями какого рода и племени они являются. (-)
4. Древний мир – эпоха рождения первых цивилизаций.(+)
5. В Древней Греции в 74 году до новой эры произошло восстание рабов под
6.Средние века называют временем рыцарей и замков. (+)
7. В Средние века большинство людей жили в городах. (-)
8. В Средние века главным признаком, по которому человек делил людей на своих и чужих, являлась вера.(+)
—Обменяйтесь своими листами с соседом по парте, проверьте его работу
и оцените, воспользовавшись слайдом с правильным ответом и нормами
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Возникновение западной цивилизации. Новое время – эпоха великих технических достижений.
—Давайте проверим наши предположения. В этом нам поможет презентация
Возникновение западной цивилизации.
—Рассмотрите слайды «Технические достижения эпохи Нового
«Технические достижения эпохи
—Какие открытия были сделаны?
1. Дети перечисляют: фотография, пароход, самолёт, автомобиль, печатный станок, телеграф, телескоп, электролампочка, фонограф, микроскоп, паровоз, воздушный шар
—Что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений?
(Дети высказывают свои предположения. Если кто-то заболел, можно быстрее об этом сообщить врачу и быстрее доставить человека в больницу. Люди получили больше возможностей общаться, узнавать новое, полезное. Человечество стало сильнее. Жить стало проще и удобнее.)
—Какое название получило новое общество, возникшее на месте средневековой Европы?
—Подумайте, что ещё мы не знаем об эпохе Нового времени?
(Изменились представления людей о природе. Учёные доказали, что Земля имеет форму шара, вращается вокруг Солнца.)
—Итак, мы выяснили, что Новое время – это эпоха возникновения нового общества, эпоха великих технических достижений, эпоха появления новых предметов, облегчающих жизнь людей.
Выражение решения проблемы.
—Предлагаю вернуться к нашим версиям. Кто оказался прав?
—Как бы вы дополнили его определение?
(Илюша, потому что он считал, что в эту эпоху было придумано много новых вещей.)
(Новое время – это эпоха возникновения нового общества, эпоха великих технических достижений, эпоха появления новых предметов, облегчающих жизнь людей; эпоха великих географических открытий, которые сопровождались открытием новых земель.)
Применение нового знания.
—Какими достижениями Нового времени мы пользуемся сейчас?
—Эпохи сменяют друг друга: за Первобытным миром следует Древний мир, за ним – Средневековье, а потом и наступает Новое время.
—Не возникло ли желание жить в таком обществе?
ДЗ: В какую из эпох вы предпочли бы жить: Древний мир, Средневековье, Новое время? Почему?
—Какое представление у вас сложилось об эпохе Нового времени? (Это эпоха возникновения нового общества, эпоха великих технических достижений, эпоха появления новых предметов, облегчающих жизнь людей; эпоха великих географических открытий, которые сопровождались открытием новых земель.)
Подумайте, как о том, как прошёл сегодняшний урок, был ли он полезен вам, всё ли было понятно, интересно.
Цели урока: формировать у учащихся представления о хронологических датах как части исторических знаний.
обучающие: дать представление учащимся о предмете изучения истории, истории древнего мира как первом разделе всемирной истории, заинтересовать учащихся;
познакомить учащихся с историческими источниками, дать представление об археологии и этнографии;
развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.,
воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
Формы и методы обучения: Методы: объяснительно – иллюстративный Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Основные термины и понятия: история, всеобщая история, исторический источник
Планируемые результаты:
1.учащиеся должны иметь представление о ключевых понятиях и терминах темы;
2.овладеть методами сравнения социальных объектов и выявления их общих черт и различий;
3.научиться работать с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также ведению дискуссии и эвристической беседы, работе с документами, выполнению проблемных заданий, работе в группе
Формирование УУД:
2.выделить основные виды исторических источников;
3.рассмотреть что такое история и как работать с картой;
4.охарактеризовать периодизацию Всеобщей истории;
5.осмысливать значение истории Древнего мира
1.коммуникативные:
- развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы
- умение выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи;
- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности);
- совместная деятельность учителя и ученика
2.регулятивные:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- искать и выделять необходимую информацию;
- определять новый уровень отношений к самому себе как субъекту деятельности;
3.познавательные:
- анализировать результаты исследований и фиксировать их;
- структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи;
- овладение приёмами анализа исторического события документов;
- выведение следствий из определения понятия;
- умение сравнивать, приводить примеры;
-постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом
- формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала;
- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
- формирование исторической компетентности.
Организационная структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ф о и с на уроке
Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
Актуализация знаний
1.Что такое история?
2.Какие события вас из истории известны?
Ответы учащихся и постановка целей и задач урока
Изучение нового материала
1.Что такое история
2.Работа с высказываниями об истории
- назовите главную цель предмета истории?
2.Как работать с картой
1.Работа со схемой
2.Работа с атласом и контурной картой
- какие континенты можете назвать?
- какие страны на них изображены?
- какие океаны изображены?
- давайте попытаемся прочитать карту на стр.45
3.Всеобщая, всемирная история
1.Для каждого человека важна история своего Отечества. Мы живем на большой планете, которая расположена сразу в двух частях света – Европа, Азия
- перечислите какие страны входят в состав Европы и Азии?
2.На земле 6 частей света, стран более 200
- назовите части света?
3.Прошлое народов всего мира с древнейших времен до наших дней называют всеобщей или всемирной историей
4.В 5 классе мы познакомимся с историей Древнего мира
- почему и зачем нужно знать всеобщую историю?
4.О чем рассказывает история Древнего мира
Откройте оглавление учебника и посмотрите содержание.
- назовите сколько разделов в учебнике?
- историю каких древних государств мы будем изучать?
5.Исторические источники
- Как ученые узнают о жизни древних людей?
1.Исторические источники – это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом
- А что относится к историческим источникам?
2.Виды исторических источников:
1.Этнографические: обряды, обычай
Этнография (народоведение) изучает бытовые и культурные особенности народов мира.
2.Вещественные: орудия труда, оружие, предметы быта, археологические находки
- О чем могут рассказать эти находки?
Археология изучает вещественные исторические источники.
-Почему историки не всегда могут воспользоваться письменными источниками?
4.Устные: былины, фольклор, миф
- Какие мифы, легенды, сказания вам известны?
- Какие сведения можно почерпнуть из этих исторических источников?
- Какие исторические источники вы можете обнаружить в своем доме?
Генеалогия – изучает родословную
Геральдика – наука изучающая гербы
Нумизматика – наука изучающая монеты
Сфрагистика – наука изучающая печати
Хронология - наука изучающая системы летоисчисления и календари народов мира
- Что изучает история? Нужна ли эта наука? (История — наука о прошлом (о жизни людей).
-Как бы вы ответили на этот вопрос?
-Зачем?: интересно, опыт, независимость.
- Посмотрите на доску и предположите, какое из этих изображений связано с темой нашего урока, а какое нет и почему? (изображение первобытного человека и динозавра)
- Если мы представим время в виде бесконечной ленты, то время, когда Землю населяли динозавры не будет считаться историей и, его называют доисторическим временем, т.к в то время не было человека. Всемирная история начинается со времён появления человека – 2,5 млн. лет назад и делится на несколько периодов. В этом году вы познакомитесь с самым первым и как вы видите самым продолжительным периодом истории – история древнего мира, который и начался 2,5 млн. лет назад и закончился 1500 лет назад с падением огромной Римской империи.
Знакомство с учебником
Помогать нам с вами в этом будет учебник, контурные карты и атлас.
(Учитель знакомит со структурой учебника (приложение, форзац, задания к параграфам).)
Знакомство с атласами
Без карт нельзя изучать историю. Поэтому нам необходимы атласы и контурные карты.
(Учитель знакомит учащихся с картами, атласами, контурными картами.)
3. Исторические источники
- Каким образом мы можно узнать, что происходило много сотен и тысяч лет назад? И что может служить доказательством событий прошлого? (ответы детей)
В этом учёным помогают исторические источники. Исторические источники- памятники прошлого, содержащие сведения об этом прошлом. Они делятся на несколько групп, сейчас вы разделитесь на несколько групп по 4-6 человек и по итогом своей работы заполните пропуски в схеме.
Групповая работа
1. Изучение вещественных источников
Используются иллюстрации учебника, фрагменты археологических находок, фотографии и т.д., демонстрирующие предметы эпохи древнего мира. Например:
-кинжал из царской гробницы
Вопросы для учащихся
1. Из какого материала сделана данная вещь? Можно ли сделать какие-либо выводы о природе места, где она была изготовлена?
2. О какой сфере жизни людей может рассказать нам эта вещь (хозяйство, занятия, отношения между людьми в обществе, устройства государства, военные походы и т.п.)
2. Изучение письменных источников
Из летописи египетского фараона Тутмоса III :
«Воссиял царь утром. когда было уведомлено все войско…, его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием…
Вопросы и задания для учащихся:
1. О какой сфере жизни людей может рассказать нам этот текст (хозяйство, занятия, отношения между людьми в обществе, устройства государства, военные походы и т.п.)?
2. как автор текста относится к египетскому фараону?
3. Какие сложности могут возникнуть у историков при прочтении документа? Продолжите перечень: плохая сохранность текста, понимание языка, необъективность автора, …
3. Изучение этнографических источников
Из жизни племени кубу на о. Суматра:
Вопросы для учащихся:
1. О какой сфере жизни людей может рассказать нам этот отрывок (хозяйство, занятия, отношения между людьми в обществе, устройства государства, военные походы и т.п.)?
Из жизни папуасов Новой Гвинеи:
«Приходил Туй с двумя другими туземцами. Все были вооружены копьями, луками со стрелами, и у каждого было по топору на плече…
Вопросы для учащихся:
1. О какой сфере жизни людей может рассказать нам этот отрывок (хозяйство, занятия, отношения между людьми в обществе, устройства государства, военные походы и т.п.)?
2. Можем ли мы узнать что-нибудь о природных условиях, в которых жили папуасы?
Изучение УНТ
Миф североамериканских индейцев
Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь.
Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор пока не превратилась в человека – предка рода Черепахи.
Миф древних индийцев
Прародителем мира был Брахма. Люди появились из тела Пуруши - первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчлененной на части, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедра его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока – солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания – ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землею. Так извеликой жертвы вечные боги сотворили мир.
Вопросы для учащихся:
1. О какой сфере жизни людей может рассказать нам этот отрывок (хозяйство, занятия, отношения между людьми в обществе, устройства государства, военные походы и т.п.)?
4. Вспомогательные исторические дисциплины.
Некоторые следы ис кать не надо - они у всех на виду. Это, например, знаменитые египетские пирамиды или Великая китайская стена. Но много сле дов со временем затерялось. Их поиском за нимаются ученые археологи . Иногда весть о новом археологическом открытии облетает весь мир. Обычно так происходит, когда ученые находят прекрасные изделия древних мастеров из золота и драгоценных камней. Но опытному историку даже обыч ный глиняный черепок может помочь вос становить картину прошлого.
Археология – наука, изучающая прошлое человечества на основании материалов раскопок.
Любят раскапывать древние города, могильники, мусорные ямы.
-Как вы думаете, почему?
Обычаи народов изучают ученые - этнографы .
Этнография — наука, изучающая жизнь и обычаи отдельных народов.
Особенно пристально они исследуют жизнь отсталых народов. Мно гие древние обычаи у них сохранились в не прикосновенности, потому что эти народы живут в далеких, труднодоступных местах, ни с кем не сообщаясь.
Хронология – наука о времени.
При наличии времени: генеалогия (родословные), геральдика (гербы), метрология (меры длины, веса и т.д.), нумизматика (монеты) и другие ВИД.
5. Закрепление нового материала
1) Почему о такой длительной эпохе в истории человечества, как древний мир, мы знаем гораздо меньше, чем о последующих эпохах?
2) Почему историю более близких к нам эпох мы можем восстановить с точностью до года или даже дня, а историю древнего мира – иногда с точностью до тысячелетия?
Домашнее задание:
1)Нарисуйте в тетради иллюстрации к каждой группе исторических источников, используя не только учебник, но и дополнительную литературу.
2) Запишите название источника, время и место его создания, а также ту информацию, которую можно из него извлечь.
3) Запишите в тетрадь исторические дисциплины, о которых мы сегодня не сказали.
Читайте также: