Происхождение политики кратко конспект

Обновлено: 04.07.2024

1)исторический первый. Политика трактуется как деятельность по управлению какими-либо общественными процессами. В содержательном плане эта деятельность предстает как решение всех проблем, за исключением нравственных, как авторитарное распределение ценностей, как способ регулирования конфликтов.

2) Субстанциональный подход, указывая на сущность политики, подчеркивает ее прямую связь с властью. Политика - это либо управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти. (Н. Макиавелли, К. Маркса).

3) Институционный подход делает акцент на организации, в которой материализуется власть.

4)Социологический подход. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть.

5) Телеологический подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией.

Предмет политологии. Её функции в современном мире.

Политология – это наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества.

• 1.описательная(описание внутренних и внешних связей, политических явлений)

• 2.оценочная(вынесение суждений о политических объектах)

• 4.преобразовательная(политические знания нужны для эффективного управления)

• 5. прогностическая (формируется облик политики будущего).

В среде политологов принято считать, что объектом политологии является вся совокупность свойств, связей и отношений общественной жизни, которые носят название политических. Иначе говоря, объектом политологии является политическая сфера общественной жизни.

Типы избирательных систем

Избирательная система - это определенный порядок формирования выборов государственной и местной власти. Избирательная система является важнейшим элементом политической системы государства. Она урегулирована правовыми нормами, которые образуют избирательное право. Избирательная система охватывает принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов. Выборы - важнейшая форма прямой демократии, а также один из способов формирования государства.

В современном мире существуют два типа избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная.

Как правило, в большинстве случаев, выборы при мажоритарной системе осуществляются по одномандатным избирательным округам. Количество избирательных округов в таком случае соответствует количеству мандатов.

Таким образом, мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Мажоритарная избирательная система является единственно возможной при выборах глав государств или государственных образований (например, субъектов федерации). Применяется она и при выборах в коллегиальные органы власти (законодательные собрания). При всех достоинствах (а к их числу относят наличие непосредственных связей между кандидатом/депутатом и избирателями, возможность приоритетного представительства в парламенте наиболее крупных политических партий/сил, создающих стабильные однопартийные правительства, и, как следствие, отсутствие политической раздробленности в органах представительной власти и т.д.) мажоритарная система имеет существенный недостаток.

В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю. Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая по его мнению наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.

Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже -многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Гражданство и его сущность

Гражданство является важнейшей предпосылкой обязанности каждого государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности.

Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. И все же по ряду причин, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещение больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения, являющиеся как индивидуальными, так и групповыми, распространенные и в Российской Федерации, а также и браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключаемым между государствами.)

В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство. В федеративных же государствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него в связи с этим распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации. Такое положение характерно и для Российской Федерации.

В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (это апатриды) или же являются иностранными гражданами.

В некоторых государствах признается двойное гражданство и такие граждане называются бипатридами. Различия в правовом положении не означают при этом дискриминации граждан. Государство защищает права этой категории граждан, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Но тем не менее, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т.е. своих граждан.

Теория элит

Теория элит — концепция деления общества на определенные слои. Слово "элита" в переводе с французского языка означает "лучшее, отборное, избранное", "лучшее в своем роде".

В другом, более узком значении понятие "элита" относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми уникальными качествами управлять ими, создавать образцы и нормы поведения, направлять общественное развитие.

В вопросе о природе элиты и об ее роли в жизни общества политические мыслители делятся на несколько школ или направлений. Макиавеллистская школа (политический макиавеллизм) отталкивается от идей итальянского мыслителя эпохи Возрождения Н.Макиавелли о неизбежности деления общества на аристократов и основную массу граждан, на управляющих и управляемых, и о неизбежности борьбы между ними за власть.

Преодолеть слабости макиавеллистов пытаются ценностные теории элиты. Они, как и макиавеллистские концепции, считают элиту главной конструктивной силой общества, однако смягчают свою позицию по отношению к демократии, стремятся приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных государств. Многообразные ценностные концепции элит существенно различаются по степени защиты аристократизма, отношению к массам, демократии и т.д.

Основные положения ценностной теории элит лежат в основе концепций демократического элитизма (элитарной демократии), получивших широкое распространение в современном мире.

Сторонники демократического элитизма, ссылаясь на результаты эмпирических исследований, утверждают, что реальная демократия нуждается как в элитах, так и в массовой политической апатии, поскольку слишком высокая политическая партиципация угрожает стабильности демократии. Элиты необходимы прежде всего как гарант высокого качественного состава руководителей, избранных населением. Сама социальная ценность демократии решающим образом зависит от качества элиты. Руководящий слой не только обладает необходимыми для управления свойствами, но служит защитником демократических ценностей и способен сдержать часто присущий массам политический и идеологический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм.

Установки ценностной теории о ценностно-рациональном характере отбора элит в современном демократическом обществе развивают концепции множественности, плюрализма элит, являющиеся, пожалуй, наиболее распространенными в сегодняшней элитарной мысли. Их нередко называют функциональными теориями элиты.

Политическое лидерство

Полити́ческое ли́дерство — процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-влаственных полномочий и прав.

В основу типологии М. Вебера положены типы общественного управления.

= традиционное (основано на традиции, которое предполагает веру подчинённых в то, что власть законная, поскольку существовала всегда),

= рационально-легальное (предусматривает наличие лидеров, избранных демократическим путём),

= харизматическое (основано на вере масс в особенный дар благодати, феноменальные качества к управлению отдельных лидеров).

Виды лидеров согласно прочим классификациям: правящий и оппозиционный; революционеры, консерваторы и реформаторы; формальные и неформальные; кризисные и рутинные; большие и малые; пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные; общенациональные и региональные.

Основные теории лидерства

Теория черт. Суть ее в объяснении феномена лидерства выдающимися:

Качествами личности. Среди черт, присущих лидеру обычно называют острый ум, способность привлекать к себе внимание, такт, чувство юмора,

Незаурядные организаторские способности, умение нравиться людям

Готовность брать на себя ответственность, компетентность и многое другое, включая фотогеничность и внешнюю привлекательность.

Ситуационная теория. Лидерство рассматривается как функция ситуации. Именно сложившееся конкретные обстоятельства определяют отбор лидера, а также его поведение и принимаемые им решения. Сущность лидера заключается не в индивиде, а в той роли, в которой нуждается определенная группа.

Теория определяющей роли последователей, (конституентов). Лидер-это человек, отвечающий ожиданиям и запросам своих последователей. В подобных случаях лидером становится личность, наиболее успешно ориентирующаяся на других. Именно группа сама выбирает лидера, соответствующего ее интересам и ориентация. Тайна лидера не в нем самом, а в психологии и запросах его последователей. Они превращают лидера в марионетку, действующую на потребу толпы, и лидер стремится удовлетворить толпу, чтобы удержать власть.

Функции и типы политического лидера

Интегративная - объединение и согласование различных групп и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных обществом.

Ориентационная - выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения.

Инструментальная - определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач.

Мобилизационная - инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения.

Коммуникативная - поддержание связей власти и масс с целью предупреждения отчуждения граждан от власти.

Что такое политика. Её происхождение и сущность.

1)исторический первый. Политика трактуется как деятельность по управлению какими-либо общественными процессами. В содержательном плане эта деятельность предстает как решение всех проблем, за исключением нравственных, как авторитарное распределение ценностей, как способ регулирования конфликтов.

2) Субстанциональный подход, указывая на сущность политики, подчеркивает ее прямую связь с властью. Политика - это либо управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти. (Н. Макиавелли, К. Маркса).

3) Институционный подход делает акцент на организации, в которой материализуется власть.

4)Социологический подход. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть.

5) Телеологический подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией.

Среди множества значений политики можно, выделить:

- деятельность по принятию общеобязательных решений;
- сферу деятельности государства, партий, групп интересов;
- борьбу за власть, влияние на власть и ее использование;
- управление делами общественной важности при помощи
государственно-правовых средств;
- особый вид общения социальных групп и отдельных личностей;
- создание, поддержание и изменение наиболее общих правил общежития.

Политика (от греч. polis — город-государство и его производного politike — государственные, общественные дела) — это деятельность по реализации интересов индивидов, социальных групп и (или) всего общества, связанная с использованием государственной власти.
Политика — это наука и искусство. Как наука политика требует использования и постоянного расширения достоверных и систематизированных знаний о политической власти и всем, что с ней связано. Как искусство политика является сферой творчества и самовыражения людей. Заниматься политикой — значит участвовать в определении и достижении общественно значимых целей в условиях неопределенности. В этом смысле политика — искусство возможного.

В широком смысле слова политика означает всю совокупность отношений по поводу власти в обществе.

В узком смысле слова политика — это стремление к участию в осуществлении государственной власти.

Политика имеет объективно-субъективный характер. С одной стороны, политика — это часть объективной реальности, существующей независимо от нашего сознания и данной нам в ощущениях. С другой стороны, политика имеет субъективное содержание, элементами которого являются различные смыслы, значения, мнения, намерения, ценности и т.п.

В английском языке для обозначения политики используются, по меньшей мере, три термина, отражающие различные измерения политики:

1) формальное (polity) - политический строй, совокупность политических институтов;

2) содержательное (policy) — прожекты и намерения субъектов политики: программы партий или направления политики правительства (кредитно-денежная, социальная политика и т.п.);

3) процессуальное (politics) - вся политическая жизнь общества, политические отношения с учетом результатов политической борьбы и непредвиденных последствий политических действий.

Прежде, чем в обществе возникла политика, в нем оформились потестарные (от лат. potestas — власть) отношения — традиционные отношения власти в доклассовых и раннеклассовых обществах. Их формирование началось еще с появлением кроманьонца примерно 40 тысяч лет назад. Отношения по поводу политической власти оформились значительно позже — примерно 5 тысячелетий назад.

В истории выделилось три пути происхождения политики (полито генеза):

1. Военный. Институционализация политической власти происходит за счет возвышения и обособления института военного вождя, его вооруженной дружины и административного аппарата, состоящих из его родни и приближенных.

2. Аристократический. Носителями политической власти становятся представители племенной аристократии, объединяющие в своих руках военные, религиозные и административно-хозяйственные функции.

3. Плутократический (греч. plutokratia, от plutos — богатство и kratos - власть). Сосредоточение власти происходило в руках общественной группы, сумевшей накопить богатство.

В современной политической теории имеется множество интерпретаций политики, которые можно разделить на четыре группы:

1. Институциональные, интерпретации рассматривают политику в тесной взаимосвязи с правом и управленческой деятельностью. Политика в них означает деятельность государственных и негосударственных институтов, которые принимают и реализуют общественно значимые решения.

2. В силовых интерпретациях политика предстает в виде борьбы за власть. Такое понимание политики представлено исследовательской традицией, заложенной Н. Макиавелли, которая развивалась в XX в. М. Вебером, В. Парето, Г. Моской, Р. Далем.

3. Структурно-функциональные интерпретации рассматривают политику как саморегулирующуюся подсистему общества, функция которой состоит в выработке и постановке целей развития общества, а также организации их достижения. Объединяя другие подсистемы (экономическую, социальную, культурную), политика обеспечивает их согласованное взаимодействие в рамках целостной социальной системы.

4. Плюралистические интерпретации представляют политику как сложный противоречивый процесс согласования интересов различных субъектов, состоящий в их взаимном приспособлении и поиске компромиссов.

Интерпретация сущности политики определяет ответ на вопрос о границах политики в обществе. Два крайних варианта отражают позиции французского социолога М. Фуко и представителя чикагской школы политической теории Г. Беккера. Согласно первой позиции, власть пронизывает все социальные отношения, в силу чего область политических исследований включает властные измерения всех сторон человеческой жизни. Согласно второй позиции, осуществление на практике либерального идеала минимального государства ведет к развитию неполитической сферы гражданского общества и сокращению прерогатив власти.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

В широком понимании политика — это создание, сохранение и обогащение наиболее общих правил общежития (Э. Хейвуд). Иными словами, политика – это неотъемлемая и насущно востребованная потребность государственно-организованного сообщества людей. Э. Хейвуд полагает, что широкое понимание политики объединяет несколько измерений: политика как искусство государственного управления; как публичный процесс; как разрешение общественных конфликтов через дискуссии и компромисс; политика как власть.

В узком понимании политика – это деятельность социальных групп и индивидов, направленная на осознание и представление своих коллективных интересов, на выработку обязательных для всего общества решений.

  • особая сфера человеческой деятельности, цель которой – регулировать и согласовывать социальные интересы групп, социальных слоев, обеспечивать целостность общества, разрешать конфликты;
  • политические действия, практика;
  • совокупность отношений между людьми, живущими в обществе, отношения между лидерами и обществом;
  • политические принципы, убеждения, мнения или симпатии отдельной личности;
  • политическое руководство в разнообразных сферах;
  • в массовом сознании: управление каким-либо процессом;
  • способности сознательно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты;
  • искусство достижения и умелого использования государственной власти.

Политика — деятельность классов и иных социальных групп, связанная с определением содержания и форм, задач и функций государства, а также его взаимоотношений с другими государствами.
Российская социологическая энциклопедия

↑ Структура политики

Структура политики - это совокупность организационных форм, институтов, систем правления и организационных норм, придающих стабильность политике и позволяющей регулировать отношения в обществе. Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов.

Структуру политики составляют: участники (субъекты) политической деятельности и общественные явления, связанные с политическим процессом, а именно – политические отношения, политическая власть, политические организации, политическое сознание и политическая культура.

Субъекты политики - непосредственные участники политической деятельности (индивиды, социальные группы, слои, массы, организации).

Субъекты политики вступают в политические отношения

Политические отношения – это отношения между различными классами и иными социальными слоями с целью осуществления политической (прежде всего государственной) власти. По своей сущности политические отношения представляют собой политическую борьбу, т.е. соперничество между различными общественными силами, цель которых – завоевать политическую власть. Политическая борьба может носить гармоничный характер, когда борьба за власть (соперничество) осуществляется в правовых рамках и если конституция предусматривает равные возможности всем общественным силам участвовать в политике и в политических отношениях. Однако политическая борьба может выливаться в политический конфликт.

Далее в результате осознания субъектами политики своих политических интересов формируется политическое сознание.
Политическое сознание — совокупность взглядов, идей, убеждений, отражающих коренные интересы различных социальных групп, возникающие в связи с осуществлением политической власти, участием в политической жизни общества. В политическом сознании получает отражение отношение различных социальных слоев к общественному строю, к системе власти, к государству и политическому режиму, партиям и общественным движениям.

Характер взаимодействия участников политической жизни зависит от уровня политической культуры.

Политическая культура — это воплощенное в жизнь политическое сознание, что выражается в характере и способах духовно-практической деятельности, направленной на закрепление, воспроизводство и развитие политических и социальных интересов.

Выражать интересы личности, группы и общества призвана совокупность государственных и негосударственных институтов или политическая организация.

Также одним из элементов политики является политическая власть.

Политическая власть – способность политических сил оказывать влияние на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса сил и интересов, подчиняя этому людей.

Объекты политики – непрерывно меняющиеся общественные проблемы, решение которых требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, принятия соответствующих управленческих решений.

↑ Типы политики

  • экономическую,
  • социальную,
  • национальную,
  • научно-техническую,
  • экологическую,
  • культурную,
  • военную,
  • налоговую,
  • демографическую,
  • религиозную,
  • государственную,
  • партийную,
  • молодежную.

↑ Функции политики

Политика выполняет в обществе ряд значимых функций:

1) обеспечение целостности и стабильности общества;
Осуществление этой функции возможно благодаря способности политики формулировать общие цели, определять социальные ориентиры, разрабатывать проекты будущего в процессе общественного прогресса;

2) мобилизация и обеспечение эффективности общей деятельности;
Политика обеспечивает реализацию общих целей с помощью создания мотивационного механизма;

3) обеспечение общественного порядка и создание гарантий осуществления прав и свобод человека;
Политика создает гарантии прав и свобод личности, обеспечивает общественный порядок, гражданский мир.

4) предотвращение и регулирование социальных (этнических, региональных) конфликтов.
Политика обеспечивает взаимодействие различных групп общества, управляет социальными процессами и регулирует их.

Со времен первобытно-общинного строя структура общества многократно усложнилась. С появлением новых социальных групп прежние методы управления устарели. Для эффективного функционирования общества как социально-правовой системы необходимо было появления особого регулирующего механизма, которым и стала политика.

Почему возникла политика

  • Почему возникла политика
  • Как возникла власть
  • Возникновение и этапы развития политической науки

Возникновение политики – это обусловленный объективными причинами, исторически закономерный процесс. Человек, живя в небольшом племени, каждый день вступал в страшную схватку с миром дикой природы. Подчиняясь воле вождя, далекий предок современного человека должен был решить первостепенную задачу – выжить.

Когда люди научились разводить скот, сеять хлеб и строить надежные жилища, то качество их жизни вышло на принципиально новый уровень. Теперь люди перестали массово гибнуть на охоте, всем хватало еды, и даже появились излишки. Правящие круги старались не только приумножить свои богатства, но и закрепить право на пользование ими. Стремление овладеть материальными благами и является одной из первых предпосылок возникновения политики.

Еще одной причиной усложнения структуры управления в древнем мире стала угроза войн. Часто после очередного стихийного бедствия племя теряло большую часть скота и посевов. Чтобы прокормиться, люди нападали на другие племена. И угроза разорения побудила вождей объединяться в племенные союзы, чтобы совместно противостоять врагам. Но при объединении ни один из древних правителей не хотел терять собственную власть и привилегии, а значит необходимо было принять ряд выгодных условий, на которых произойдет создание союза. Так структура общества постепенно усложнялась, а вожди начали постигать искусство переговоров, чтобы защитить интересы племени и убедить союзников в своей правоте.

У правителя, как правило, были оппоненты, желавшие занять его место. Но если в первобытном племени стать вождем мог человек, вызвавший на поединок действующего правителя и победивший его, то в античности подобные вопросы уже не решались силой. Необходимо было сплотить вокруг себя сторонников, убедить общество в необходимости перемен и принять ряд мер для получения власти. Данные условия и стимулировали развитие политики.

Читайте также: