К ушинский спор деревьев конспект занятия в подготовительной группе

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 1853 0

Оборудование: предметные картинки: дуб, яблоня, сосна, корона, корень, толстый ствол, небо, сук и железо, гроза, желуди, яблоко, царь, голова, зима, голые деревья, сосновые иголки, печка с дровами, изба.

Сядет тот, кто назовет какое-нибудь дерево.

Основная часть.

Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей

Много-много желудей.(Дуб.)

Откусишь — сладко.(Яблоко.)

А на каком дереве растет?(На яблоне.)

Заспорили деревья между собой: кто из них лучше? Вот дуб и говорит:

Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушел, ствол толстый, верхушка до неба доросла, а сучья, будто из железа сделаны. Я не боюсь бурю и грозу.

Услышала яблонька, как дуб хвастает, и сказала:

Не хвастайся, дуб. На тебе растут одни желуди, а на мне - румяные яблочки. Их даже цари едят.

Слушает сосна, головой качает:

Погодите, — говорит, — хвалиться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голыми, а на мне останутся мои зеленые иголки. Я людям в холодной стороне помогаю: я им печки топлю и избы строю.

Словарная работа. Проговаривание словосочетаний из рассказа

Дети по очереди и хором проговаривают словосочетания из рассказа.

Словосочетания:царь деревьев, румяные яблочки, холодная страна, печки топить, избы строить.

Станем мы деревьями

Дети встают, кладут руки на пояс.

Ноги — это корни.

Их расставим шире.

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

Из глубин далеких

Ставят ноги на ширину плеч. Сцепляют ладони. Пытаются расцепить ладони. Наклоняются вперед.

Наше тело — ствол могучий.

Он чуть-чуть качается

И своей верхушкой острой

В небо упирается.

Ноги на ширине плеч. Покачиваются. Поднимают руки вверх, ладо­нями изображают макушку деревьев.

Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Пересказ рассказа по опорным картинкам

Оборудование:картинки с изображением сосны, дуба, ябло­ни.

Работа проводится по цепочке. Затем 2—3 ребенка переска­зывают рассказ.

Обобщающие вопрос ы по теме занятия.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Задачи : Формировать у детей умение связно, последовательно, пересказывать текст художественного произведения. Правильно строить и употреблять в своей речи разные виды предложений. Закрепление характерных признаков осени. Развивать воображение, творческое мышление, путем отгадывания загадок.

Воспитывать эстетические чувства, эмоции.

- О чем же мы сегодня будем разговаривать? Отгадайте загадку.
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень)

-Осень любили многие поэты, художники и писали красивые картины и стихи. Послушайте стихотворение 3ои Федоровской.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

- Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!

- Дети вам понравилось стихотворение? Какой лес стоит осенью? (Разноцветный, красивый, золотой, желтый…)

- Как вы понимаете слово опушка леса? (Начало леса, полянка перед лесом)

- В какой цвет выкрасила осень клен, если в стихотворении сказано зарделись клены? (Желто- оранжевый или красноватый цвет)

- Осенний пурпур, можете мне подсказать, какой это цвет? (Ярко - красный)

- Вы хотите также красиво говорить, читать стихи? Мы с вами будем этому учиться.

Артикуляционная гимнастика
- Приготовили свой ротик: ( опускание и поднимание нижней челюсти ( параллельно с движением рук )

- Как красиво здесь! А какие необыкновенные запахи. Что вы чувствуете? (Я чувствую запах прелой листвы)

Осень: А хотите узнать, о чем шумят деревья?

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.
– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

- Ребята, как вы думаете, так кто из деревьев лучше? (Ответы детей, передавая диалог словами текста с подсказкой воспитателя)

- Осень – это не только красота, но и слякоть, холодные дожди. А как это бывает, давайте покажем.

Вдруг закрыли небо тучи, - поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки

Начал капать дождь колючий. – прыгают на носочках, держат руки на поясе

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть. – приседают, держат руки на поясе

Грязь и лужи на дороге, - идут по кругу, высоко поднимая колени.

Поднимай повыше ноги.

-Волшебница-осень превращает нас в деревья.

Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер, деток унеси -
И в деревья преврати.
- Надеваем шапочки разных деревьев и берем в руки осенние листья.
- Я буду деревом осинкой. А ты кем будешь?
- В какое дерево ты превратился?
- Деревьям в сказочном лесу хорошо, приятно, их ласкает нежное осеннее солнце, но я что-то слышу:
"Это заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
Пересказ детьми
- Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья, будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

- Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
- Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

- Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает:
- Погодите, - говорит, - похваляться; вот придёт осень, и будете вы оба стоять голыми, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Закрепление лексического материала.

- Вот налетел ветерок на деревья и начался листопад. ( Дети разбрасывают листья )
- Какие листья упали с твоих веток? (дубовые, кленовые, и т. д.)

- Волшебница-осень превращает нас опять в детей

Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.

Ветер, деток унеси

В детском саду опусти.
- Как много интересного мы увидели и услышали в гостях у волшебницы - осени. А какие деревья вели спор между собой? Какое же дерево лучшее? (Каждое дерево хорошо по-своему)

- Спасибо тебе за путешествие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе . Пересказ рассказа К. Ушинский "Четыре желания"

Пересказ рассказа "Четыре желания" К.Ушинский.


Составление плана пересказа путём выделения из авторского текста двусоставных предложений. Пересказ по собственному плану. Обогащение лексики синонимами к слову героический. Развитие диалогической .


Учить составлять коллективно план пересказа рассказа. Продолжать учить самостоятельно пересказывать рассказ. Понимать с помощью педагога скрытый смысл басни. Упражнять в звуко-слоговом анализе. .


занятие по развитию речи в подготовительной группе.



ОД по развитию речи (с использованием мнемотаблиц) в старшей группе "Пересказ рассказа К.Ушинского "Четыре желания"

Цель: Обучение детей пересказыванию с использованием мнемотаблиц.Задачи:Образовательные задачи:Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.Учить передавать содержание .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок: литературное чтение.

Тема: К. Ушинский “Спор деревьев”

Задачи урока: развивать познавательный интерес учащихся; способствовать развитию целенаправленной фантазии и творческому подходу к анализу произведения; совершенствовать навык осмысленного и выразительного чтения; прививать любовь к природе;

Что такое? Что случилось? Сл.1
Почему звенит звонок?

Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.

- Покажите с помощью сигнальных карточек ваше настроение.

2.Психологический настрой

- Чем бы Вы хотели сегодня заняться на уроке? (Ответы учащихся)

- Постараюсь исполнить все Ваши желания.

3.Речевая разминка

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (Читать выразительно, правильно, быстро)

- Что нам помогает хорошо проговаривать звуки?(Скороговорки, чистоговорки)

Ра - ра- ра - сядем у : .(костра) Сл.2,3
Ро - ро- ро - едем на : .(метро)
Ри- ри - ри - Рита, : .(говори)
Ру- ру- ру - варим на : .(пару)
Ре- ре- ре - играем во : .(дворе)
Ры- ры- ры - катимся с : . (горы)

4.Проверка Д.З.

- К какому жанру относится это произведение? (Сказка)
- Докажите.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру Радиотатр. Нам нужно выбрать игроков.

За автора читает….

За тигрицу – маму будет читать - ….

За тигрёнка Бинки читает.

За сержанта читает…

За зебру читает…

5.Создание проблемной ситуации.

- Сегодня, ребята, я вас приглашаю в необычное путешествие.
Закройте глаза, представьте себе, что вы попали в заколдованный лес, в котором стоят деревья разных пород. По правую руку от вас берёза, по левую – дуб, впереди ель, а за ним – ива, сосна и ещё много – много других деревьев.
Представили?
Теперь откройте глаза.
- Как вы думайте, о чем мы будем говорить на уроке? (о деревьях)
- Но мы о деревьях говорим на уроке окружающего мира, а сейчас урок литературного чтения? (значит, мы будем читать произведение о деревьях) .

6.Знакомство с произведением Сл.4

- Обратите внимание на выставку. Произведения, какого автора выставлены на выставке?

(выставка книг К. Д. Ушинского). Сл.5

- Мы с этим писателем уже знакомились. Что вы можете про него сказать?

- Перед тем как мы познакомимся с текстом, давайте выполним задания.(7, 8, 9)

А) Читай целыми словами ( что можете сказать о них из уроков русского языка?)

Б) Читай слова сначала по слогам, а затем слитно.

В) Читай внимательно.

Словарная работа (значение слов) (10сл.)

- Промежду – между собой

- Вырезные – изготовленные с резьбой, значит резные, н.р. – листья

- Молвила – сказала, произнесла (устаревшее слово)

- Откройте учебник на с.66.

- Первичное чтение учителем.

7.Физкульт.минутка (сл.11)

8.Первичное закрепление.

- К какому жанру можно отнести текст? (Текст похож на сказку).

- Перечислите героев этого произведения: Дуб, яблоня, сосна. (Сл.12)

- О чем они спорят? ( О том, кто из них лучше)

- Они доброжелательно относятся друг к другу?

- Как вы думате, кто прав в споре?

- Кто первым начал спор среди деревьев? (дуб)

- Давайте прочитаем 1 часть, о том как дуб начал спор.

- Каким вы себе представляете дуб. (самовлюбленный, гордый, хвастливый).

- Ну а теперь прочитайте 2 часть, про яблоню.

- Какой вы представили ее? (рассудительная, тоже хвастливая, гордая)

- Как она говорит? Насмешливо, оскорбительно, возмущенно (слова на карточках)

- Как к спору отнеслась сосенка?

- Скажите, а деревья похожи на людей? Чем?

- В чем мудрость этой сказки? (Мне кажется, что каждый в жизни выбирает свою дорогу. Каждому от природы дано своё. Каждый в чем то силен, а в чем то слаб. Один живет ярко, словно звезда, вспыхнул и погас; другой как речка – течёт медленно и размеренно. Важно быть сильным, быть мастером в одном деле каком-то; и помогать другим; и делать добро.)

- с.68 №2 ( Сл.13)

9.Итог урока.

- С каким произведением мы работали?
- Кто автор?
- Как вы думаете, какая пословица наиболее точно отражает главную мысль сказки. Обоснуйте свое мнение.
И лес шумит дружней, когда деревьев много. (Сл.14)
Красота всякому видна.
Не ищи красоты, а ищи пользы.
Каковы дела, такова и польза.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД занятия по развитию речи в старшей группе с использованием опорных картинок на тему:

Пересказ рассказа К. Д. Ушинского "Спор деревьев".

Цель: Обучать детей пересказу литературного текста

Речевое развитие:

- Развивать связную речь при обучении пересказу рассказа К. Д. Ушинского "Спор деревьев".

-Учить составлять связный последовательный пересказ на основе опорных картинок.

Познавательное развитие:

-Формировать первичные представление о строении и пользе деревьев;

Коммуникативное развитие:

-Развивать диалогическую и монологическую формы речи;

-Развивать свободное общение с воспитателем.

Образовательная область: Развитие речи.

Планируемый результат: Пересказ детьми короткого рассказа с использованием графических схем.

Материал и оборудование

Портрет К. Д. Ушинского, предметные картинки (дуб,яблоня, сосна)

Картинки, отражающие последовательность пересказа рассказа,

Оборудование: ИКТ, мольберт,

Ход непосредственно- образовательной деятельности

1. Эмоциональный настрой.

"Собрались все дети в круг

Я твой друг (руки к груди)

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся

2. Введение в тему

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки (Ответы детей)

Весной веселит, летом холодит

Осенью питает, зимой согревает,

Дети. (это -деревья)

Воспитатель хвалит детей за правильный ответ и задает детям вопросы:

- Что такое дерево?

- Для чего на деревьях вырастают плоды?

Плоды каких деревьев вы знаете? (Ответы детей.)

Воспитатель хвалит детей и предлагает поиграть в игру:

- Ребята, давайте покажем какие мы добрые и обратимся к деревьям ласково:

Воспитатель. Ребята, а я предлагаю вам еще одну игру, я начинаю предложение, а вы заканчиваете.

«В лесу много берез.

- А сейчас я вам предлагаю послушать рассказ -сказку К. Д. Ушинского

«Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:

– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою. (показ слайд)

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает. (показ слайда)

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

5. Беседа по содержанию рассказа (с предметными картинками)

Воспитатель. - Давайте вспомним, как называется сказка?

(чтобы дети могли вспомнить рассказ, ставит картинку с изображением,

а под ней, схема- последовательность монолога деревьев)

- Кто автор рассказа - сказки?

- О чем это произведение? (Ответы детей)

Воспитатель. Какие деревья спорили и о чем?

Дети. Яблоня, дуб и сосна о том, кто из них лучше.

Воспитатель. - Как себя хвалил дуб?

Дети. - Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата

Воспитатель Как вы понимаете слова?

"ствол в три обхвата?"

Дети. Ствол очень толстый, его не обхватить руками.

Воспитатель. Сучья будто из железа вылиты. значит они какие?

Дети. Крепкие, сильные, твердые,как железные.

Воспитатель. Что в ответ молвила яблоня?

Дети. Это значит говорить не спеша, тихо,задумчиво.

Воспитатель. Почему яблоня назвала дуб дубищем?

Дети. Потому что он высокий, толстый, могучий, громадный, гордый,сильный.

Дети. На радость, на забаву. Свинья очень любит желуди.

Воспитатель. Румяное яблочко, которое и на царском столе выделяется. Это какое?

Дети. Крупное, розовое, блестящее, спелое, душистое, сладкое, очень вкусное.

Воспитатель. Почему сосенка качала иглистой макушкой, когда слушала разговор дуба с яблонькой?

Дети. Сосенка не согласна с ними, думает, что она лучше их.

Воспитатель. Что сосна сказала о себе

Дети. Сосна сказала, что и зимой ее зеленые иголочки останутся, она и печи топит и избы строит.

Воспитатель. - А теперь немного отдахнем.

Воспитатель – Ребята, давайте попробуем вспомнить еще рассказ, а картинки вам в этом помогут.

Проводится пересказ рассказа по опорным картинкам.

Работа проводится по цепочке. После этого 2-3 ребенка пересказывают текст.

Воспитатель. - А теперь ребята я предлагаю вам поиграть в игру, представьте себя деревьями. (дети надевают шапочки для драматизации)

6. Игра-драматизация (воспитатель читает слова автора и следит за тем,

чтобы исполнители не только проговаривали текст, но и играли свои роли)

Воспитатель хвалит детей:

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились со своими ролями!

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

Ответы детей: отгадывали загадки, играли,слушали произведение

Воспитатель. Как бы вы разрешили спор деревьев? Что бы вы им сказали?

(предлагает детям подумать, выслушивает высказывание детей, помогает сделать вывод)

Дети. Все деревья хороши, каждое дерево хорошо по - своему.

Читайте также: