Конспект урока непарные звонкие и глухие согласные 2 класс

Обновлено: 07.07.2024

- Я приветствую вас как сотрудников Звуковой лаборатории Русскоязычного института. С чего начнём? С улыбки! Улыбнитесь друг другу. Ведь с приветливыми, доброжелательными людьми приятнее общаться.

II. МОБИЛИЗУЮЩИЙ ЭТАП.

- Наша Звуковая лаборатория работает под девизом:

Русский язык - это интересно!

- Вы согласны? Почему?

- Выполняя это упражнение, мы произнесли много разных слов. Скажите, из чего состоят слова?

- На какие две группы делятся все звуки русского языка?

- Каких звуков в русском языке больше?

- Опираясь на свои ответы, скажите, над чем мы сегодня будем работать.

- Какую работу необходимо выполнить?

  • Звуки живут в словах.
  • Их слышно, но не видно.
  • Их можно произнести, но нельзя написать.

- А как обозначаются звуки на письме?

III. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

- Посмотрите на буквы на доске:

- На какие группы их можно разделить?

- Составьте и запишите разные цепочки с буквами каждой группы:

схф сфх хсф хфс фсх фхс

бжд бдж жбд ждб дбж джб

- Какие звуки обозначают написанные вами буквы в первой строке? Во второй?

- Итак, сегодня мы будем говорить о звонких и глухих согласных.

IV. СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Сегодня к нам пришло новое слово, которое необходимо исследовать. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.

- Какое слово вы составили?

- Запишите его в тетрадь.

- Определите ударный слог, подчеркните безударную гласную.

- Что такое лопата?

- Какие отличительные признаки этого инструмента вы можете назвать?

- Скажите полностью, что обозначает слово лопата.

- Назовите согласные звуки в слове лопата, дайте им характеристику.

- Как произносятся согласные звуки?

- Итак, звуки речи произносятся при помощи или шума, или голоса, или того и другого. Посмотрите на схему "Скала Звучности" и попробуйте рассказать, как называются звуки, которые произносятся при помощи голоса; шума; голоса и шума.


V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. Парные звонкие и глухие согласные.

На доске написаны пары слов:

Бочка - почка;

Доска - тоска;

Влага - флаги;

Голос - колос;

Жар - шар;

Зуд - суд.

- Прочитайте вслух написанные пары слов. Значение каких слов вам неясно?

- Чем похожи между собой эти слова?

- Произнесите первые звуки в словах левого столбика.

- Какие это согласные звуки?

- Как они произносятся?

- Произнесите первые звуки в словах правого столбика.

- Какие это согласные звуки?

- Как они произносятся?

- Сравните первые звуки в каждой паре слов. Что вы можете о них сказать?

(Первые звуки в каждой паре слов встречают одинаковое препятствие. Только звонкий произносится с голосом, а глухой - без голоса.)

Значит, каждый звонкий звук с соответствующим глухим образует пару:

ЗВОНКИЕ [Б] [Б , ] [В] [В , ] [Г] [Г , ] [Д] [Д , ] [Ж] [З] [З , ]

ГЛУХИЕ [П] [П , ] [Ф] [Ф , ] [К] [К , ] [Т] [Т , ] [Ш] [С] [С , ]

- Пользуясь таблицей, назовите пары согласных по звонкости/глухости.

- Как можно назвать звуки, имеющие пару?

ВЫВОД: пар по звонкости/глухости - 11. Парные согласные дружат. Они почти близнецы и отличаются друг от друга только одним: у звонкого согласного есть голос, а у глухого - нет.

- Какими буквами на письме обозначаются данные звуки?

- Запишите парные согласные в тетрадь.

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный, вы приседаете, руки разводите в стороны. Если слово начинается на глухой парный согласный - встаёте, руки опускаете вниз.

Зайка, сайка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.

VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Узнавание парных согласных по звонкости/глухости.

- Найдите и выпишите слова, в которых есть одна из пар согласных по звонкости-глухости. Подчеркните парные согласные.

Парад, гудок, шарик, пальба, глазок, шажок, шефство, туда, буфет, серый, сюда.

2. Работа с учебником. Упражнение 74 (с. 73).

- Откройте учебник на с.73.

- Познакомьтесь со словами в упражнении.

- Назовите слова для справок.

- Обратите внимание на образец. Что вы можете сказать об этих словах? Чем они различаются? Так же подберите пары к остальным словам.

Башня - пашня, сова - софа, гости - кости, дачка - тачка, жар - шар, розы - росы.

- В записанных словах назовите и подчеркните буквы на месте парных звонких и глухих согласных звуков.

VIII. Физкультминутка. Развитие мелкой моторики.

Цветок.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

Маятник.

Маятник качается
Вперёд-назад, назад-вперёд,
От жёлтого к зелёному,
Потом наоборот.
Пока стрелка качается,
Уж столько раз подряд,
Ты на зелёный с жёлтого
Переводи свой взгляд.

IX. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Непарные звонкие и глухие согласные.

- Прочитайте слова. Какой согласный звук произносится в начале каждого слова - звонкий или глухой?

Щегол, лось, носорог, морж, цапля, хорёк, рысь, чайка, йод.

- Рассмотрите таблицу. Объясните, почему названные согласные расположены именно так.

- Значит, как их можно назвать?

НЕПАРНЫЕ
[Й , ] [Л] [Л , ] [М] [М , ] [Н] [Н , ] [Р]
[Р , ]
САМЫЕ ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ
[Х] [Х , ] [Ц] [Ч , ] [Щ , ]

- Итак, звонкие и глухие согласные бывают парные и непарные.

X. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Игра "Заблудился".

Неизвестно, как случилось,
Только звук-то заблудился:
Заскочил он в чей-то дом
И хозяйничает в нём!

- Исправьте слово. Назовите "заблудившийся" звук. Какой он? Какой буквой обозначается? Запишите слово. Подчеркните букву.

Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (Коне.)

Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (Чайки.)

На болоте нет дорог.
Я по кошкам - скок да скок! (Кочкам.)

Закричал охотник: - Ой!
Двери гонятся за мной! (Звери.)

На виду у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу.)

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук
С длинными усами! (Жук.)

- Итак, какие бывают звонкие и глухие согласные?

2. Индивидуальная работа. Три ученика работают у доски.

- Поставьте над словом цифру 1, 2 или 3, которые соответствуют следующим высказываниям:

1. В слове есть только глухие согласные;

2. Слова, в которых согласные только звонкие;

3. Слова, в которых есть и глухие, и звонкие согласные.

Гребешок, борода, петушок, сосиска, вазелин, лягушка.

3. Фронтальная работа.

- Пока ребята работают у доски, мы поработаем устно. В каждой цепочке слов найдите лишнее. Опирайтесь на тему нашего урока и первые буквы. Ответ обоснуйте.

4. Проверка индивидуальной работы.

- У вас должна была получиться запись: 3 2 1 1 2 3.

5. Письмо по памяти на основе ассоциаций.

- А сейчас включите своё внимание на полную мощность. Прочитайте сочетания слов. Постарайтесь их запомнить (2 минуты). Я убираю слова второго столбика. Ориентируясь на первые слова, напишите вторые.

- Подчеркните в записанных словах: мальчики - буквы на месте звонких согласных, девочки - буквы на месте глухих согласных.

6. Групповая работа.

- К каждому слову добавьте одну согласную букву, чтобы получилось новое слово. Например, шар - шарф.

1. Рубка, стол, лапа.

XI. ОБОБЩЕНИЕ. Работа с сигнальными карточками.

  • Согласная буква может обозначать или твёрдый, или мягкий звук.
  • Согласные х, ц, ч, щ имеют свою пару по звонкости-глухости.
  • Л, м, н, р, й - самые звонкие согласные.

XII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Дома выучите правила на с. 70-71, выполните упражнения 72 и 73 на с.72.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: способствовать ознакомлению с непарными звонкими и глухими согласными.

Задачи:? содействовать формированию умения находить непарные звонкие и глухие согласные в словах (развивать умение распознавать непарные звонкие и глухие согласные);

развивать речь (формировать словесную речь, как средство общения);

следить за каллиграфическим письмом обучающихся;

способствовать умению работать в микрогруппе, воспитывать взаимовыручке и толерантности при работе;

расширять знания учащихся о природных явлениях осенью.

Оборудование: учебник, карточки, компьютер, магниты.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

- Какие парные звонкие согласные вам не встретилась в двух последних предложениях. (Ж, Г)

3. Орфографическая разминка (закрепление изученного ранее).

- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

(У доски ученик вставляет буквы и прочитывает текст.)

4. Минутка чистописания. Словарная работа.

- Что можно о них сказать?

2. Показываю на экране иллюстрации птиц, Антон произносит, я записываю на доске, дети записывают в тетради:

ворона, сорока, воробей

5. Новая тема урока.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить на уроке? ( О непарных звонких и глухих согласных)

-Какие звонкие и глухие согласные называют непарными?

6. Работа над новым материалом.

Стр. учебника 95, упражнение 152.

Выписывание букв по образцу.

У доски карточки выкладывает Антон

Проверка выполненного задания.

- Антон, назови звонкие согласные звуки.

- А кто назовёт глухие согласные звуки.

Физкультминутка пальчиковая (компьютер)

7. Закрепление нового материала. Работа по карточкам.

- Какая у нас сейчас пора года?

- Какие изменения в живой природе мы наблюдаем? (Птицы и животные готовятся к зиме.)

- И о том, что ещё происходит в природе, вы узнаете, выполняя следующее задание.

-Я предлагаю вам выполнить его самостоятельно по карточкам.

Разный цвет карточек – разное по сложности задание. И выбирать себе работу вы будете сами. (Прохожу по рядам и дети выбирают себе карточку с заданием по желанию.)

У детей карточки с заданием.

1 вариант (зелёный цвет карточек)

Прочитай текст. Спиши его. Подчёркни непарные звонкие согласные в первом и втором предложении. В четвёртом и пятом предложении подчёркни непарные глухие согласные.

Осенью мы ходили в лес за грибами. В лесу было много грибов. Опята росли на старых пнях, лисички прятались под листьями. Высоко на дереве дятел строил дупло. В этом дупле будет зимовать белочка.

2 вариант (оранжевый цвет карточек ) (Антон выполняет задание с моей помощью)

Прочитай текст. Выпиши выделенные слова и подчёркни в них непарные звонкие и глухие согласные.

Осенью мы ходили в лес за грибами. В лесу было много грибов. Опята росли на старых пнях, лисички прятались под листьями. Высоко на дереве дятел строил дупло. В этом дупле будет зимовать белочка.

Взаимопроверка

Физкультминутка.

8. Письмо по памяти. Упр. 155 (Антону текст диктуется).

9. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

- А какая тема урока у нас была?

- Так назовите непарные звонкие и глухие согласные.

-Ребята, надеюсь, вы уже оценили свою работу на оценочной шкале в тетради.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка 1-й класс (1-4).Тема: Согласные парные и непарные (сонорные, звонкие и глухие)

Большинство малышей приходят в школу с желанием учиться, но перегрузки школьной жизни, однообразие уроков, неудачи резко снижают мотивацию. На мой взгляд, нетрадиционная форма уроков помогает детям преодолевать трудности в обучении, прививает интерес к предмету, создаёт ситуацию успеха. Урок направлен на развитие умения сопоставлять произношение и написание слов.

Тема: Согласные парные и непарные (сонорные, звонкие и глухие)

Формировать умение, выделять согласные в слове;

Различать парные и непарные, звонкие и глухие согласные;

Развивать умение сопоставлять произношение и написание слов.

I. Организационный момент

Ребята, сегодня к нам на урок пришёл ёжик. (Слайд )

Он хочет научиться грамотно писать. Ему нужно многому у вас научиться. Возьмём его? (Да.) Мы продолжим путешествие в мире звуков и букв вместе с ним.

II. Минута чистописания: оро, оло ( слайд ) – на доске написать

III. Словарная работа (слайд)

На доске: ворона, мороз, лопата, коньки, Москва, ученик, тетрадь, скоро .

Узнайте, что это за слова? ( словарные) Какие буквы мы будем вставлять ?( гласные) Давайте проверим, покажем веером. Кто из вас догадался, какие буквы ещё пропущены? ( согласные) Эти слова нам встретятся на уроке. Если мы не знаем ,как написать словарное слово, то мы можем посмотреть в словарь.

Читаем задание. Как подчеркнем буквы?

Учащиеся записывают слова в тетради.

Утром, днем и вечером!

Когда делать нечего…

Кем бы ни был ты – отличник,

Иль совсем наоборот,

Разучите танец этот

И танцуйте целый год!

V. Беседа о согласных звуках

л, м, н, р, й( слайд)

Кроме сонорных, есть ещё парные согласные - звонкие согласные звуки:

глухие согласные звуки: п , ф, к, т, ш,с

3) Для того, чтобы чётко и понятно произносить звонкие согласные звуки, существует большое количество скороговорок. Прочитайте каждую скороговорку и покажите какой из согласных звуков в ней отрабатывается.

Посмотрите, а сколько в этом предложении букв, обозначающих сонорные согласные звуки, сколько букв, обозначающих звонкие звуки и сколько букв, обозначающих глухие согласные звуки.

- Глаза боятся, а руки делают. (Слайд )

Хорошо! Запишите предложение в тетрадь. Поставьте над каждым словом знак ударения.

Наш ёжик так сильно старался больше узнать, но не выдержал и уснул. Он же ещё маленький (Слайд ). А во сне ему приснился сказочный бал, куда были приглашены все буквы. Там они разбились парами и стали танцевать. Гласные с гласными, а согласные с согласными. Неповоротливость согласных немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия.

- Сколько же парных согласных? (12)

- А теперь построим их парами.

Учитель показывает памятку

Звонкие буквы звонко отбивали ногами в такт музыке и весело выкрикивали свои имена.

- Назовите звонкие парные согласные (Б, в, ж, г, д, з.)

А вот глухие были глухи к музыке и поэтому робко шептали, как эхо, имена своих подруг.

- Назовите их. (П, ф, ш, к, т, с.)

Упражнение 244 , выполняют по рядам . как правильно написать парную согласную? Проверяют показывая веером. Чтобы после неё стояла гласная, а в некоторых словах стоит и звонкая согласная.

Упражнение 245 , выполняют по вариантам , записывают на доске , проверочное слово в скобках.

VI. Закрепление пройденного

А теперь прочитайте слова в тестах – карточках, на место пропусков поставьте буквы, парные тем, которые стоят в соседних словах.

(Слайд ) Молодцы! Вы справились со всеми заданиями! На этом балу были и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать, только стояли и смотрели. Но о них мы узнаем в следующем путешествии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать умение различать парные и непарные согласные звуки.

Тема: Звонкие и глухие согласные звуки.

Цель урока: формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные;

Формировать умение различать звонки е и глухие согласные звуки

упражнять в умении писать слова с парными звонкими и глухими согласными;

развивать фонематическое восприятие на основе специальных упражнений на выделение заданных звуков и соотнесение их с буквами;

воспитывать любовь к природе, повышать мотивацию к урокам русского языка.

Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, к нам на урок пришли гости. Давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся им, а теперь улыбнулись друг другу. Настроение у всех хорошее, все будут внимательно слушать меня и активно работать, тогда у нас все получится.

– Урок у нас необычный. К нам на урок придет еще один гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это.

Зимой белый, летом серый (заяц)
Появляется заяц . заяц принес задания.

- зайчику хочет узнать, что мы уже знаем. Вот и приготовил несколько заданий .

- сколько букв в алфавите

- на какие группы делятся звуки?

- как различить гласный звук от согласного?

Вы заметили, что согласные звуки очень разные и по разному звучат? В некоторых согласных совсем нет голоса, только один шум. А некоторые согласные состоят только голос.

Какую цель поставим на уроке, чему должны мы сегодня научиться – различать звонкие и согласные звуки

- так на какие группы делятся согласные звуки? (на звонки и глухие)

Минутка чистописания.

Я тетрадочку открою, уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Физминутка для разминки пальцев рук.

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело играть

Мы хотим тебя поймать

Рыбка хвостик изогнула

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула

И быстро уплыла.

(Пишут по образцу). З зз З зз

Словарная работа . Вставь пропущенные буквы.

Работа по учебнику с.40 упр 1

Как-то король Алфавит устроил сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные – с согласными. Им было весело.

Согласные встали парами: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.

Причем одни буквы звонко отбивали ногами в такт музыке. А другие были глухи к музыке.

Звонкие звуки весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие странные пары.

Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Пар у них не было. Это были непарные буквы. С тех пор так и повелось. Согласные стали делиться на парные и непарные.

На доске (картинка парные – непарные согласные)

6. Повторение понятий парные –непарные согласные

Правила по учебнику с.41

б-п в-ф г-к д-т ж-ш с-з

9. Развитие фонематического восприятия.

Задание: покажите колокольчик если слово начинается на звонкий согласный, покажите наушники, если слово начинается на глухой согласный.

Гости, забор, труд, , дуб, корова, шапка, дети, футбол, ветер, гараж, снег, жук.

Работа по учебнику с.41 упр 3

Читайте также: