Проецирование черчение 8 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

Тип урока : урок изучения нового материала.

- дать учащимся понятие о проекции, методе проекций о видах проецирования; познакомить с элементами прямоугольного проецирования; научить проецированию предмета на одну плоскость проекций;

- развивать пространственные представления и пространственное мышление;

- развитие навыков работы чертёжными инструментами;

- воспитывать аккуратность в графических построениях.

- воспитание уважения к результатам труда учащихся класса, целеустремлённость;

I . Организация учащихся на уроке.

Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности к уроку, заполнение журнала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с процессом проецирования, его понятиями и видами, должны научиться проецировать предмет на одну плоскость проекций. Обращаю внимание на то, что эта тема является основной для изучения дальнейшего курса черчения.

III . Работа по теме урока:

1)Вводная беседа.

Для того чтобы понять, что такое проецирование, приведу несколько примеров. Все вы знаете, что такое фотография, кинокадр, рисунок, падающая тень от человека при солнечном освещении.

- Как получается тень от человека (или кинокадр)? (Тень образуется на земле из-за лучей солнца, направленных на объект – человека. Кинокадр получается на экране после направления лучей прожектора на слайд, образуя тем самым изображение на плоскости).

Если поместить какой – то предмет между источником света и плоскостью (стеной), то на этой плоскости мы увидим тень, повторяющую очертания этого предмета. (Демонстрация описанных действий).

При этом полученное изображение будет называться проекцией этого предмета.

2) Проецирование.

Все разделы начертательной геометрии пользуются одним методом – методом проецирования, поэтому чертежи, применяемые не только в начертательной геометрии, называются проекционные чертежи .

В основе построения изображений лежит способ проецирования. Проецированием называют процесс построения проекций предмета. Метод проецирования заключается в том, что любая из точек множества точек пространства может быть спроецирована с помощью проецирующих лучей на любую поверхность.

Получить изображение какого-либо предмета – значить спроецировать его на плоскость чертежа, т. е. спроецировать его отдельные элементы. Поскольку простейшим элементом любой фигуры является точка, спроецируем точку.

Для этого представим некоторую заданную поверхность и точку А в пространстве. При проведении луча S через точку А в направлении поверхности последний пересечет ее в точке А 1 .

Точку А называют проецируемой точкой .

Плоскость α, на которой получают проекцию, называют плоскость проекций .

Точка пересечения луча с плоскостью называется проекцией точки А .

Прямая АА 1 (луч), называется проецирующим лучом .


Виды проецирования

Центральное проецирование - проецирующие лучи исходят из одной точки.

Точка, из которой исходит лучи S - центр проецирования,

П I - плоскость проекций или картинная плоскость,

А, В - точки пространства,

S А, S В – проецирующий луч,

а, в - направление проецирования,

А י , В י – центральные проекции точек А и В на плоскость П י .

Полученная проекция – центральная.

Представим в пространстве треугольник АВС и проецирующие лучи, проходящие через данный полюс S и через точки АВС треугольника, проведенные до пересечения с плоскостью α. Треугольник А 1 B 1 C 1 будет центральной проекцией треугольника АВС

Метод центрального проецирования применяют при построении перспективы, например, зданий, сооружений, интерьеров и мебели. Полученные таким способом изображения в наибольшей мере соответствуют зрительному восприятию предметов и являются весьма наглядными. К центральным проекциям относятся также падающие тени от предметов, освещенных точечным источником света, изображения на киноэкране, фотографии.

Однако метод центрального проецирования не удовлетворяет целому ряду условий, необходимых для технического чертежа, а именно: не дает однотипности изображения, полной ясности всех геометрических форм, не обладает удобоизмеримостью, не имеет простоты изображения.



Параллельное проецирование

а - направление проецирования

П י - плоскость проекций

А, В - точки пространства

А י , В י – проекции точек А и В на плоскость П י .

Метод параллельного (косоугольного) проецирования заключается в том, что все проецирующие лучи, проходящие через точки треугольника АВС , будут параллельны между собой.

Этот метод вытекает из метода центрального проецирования, при этом полюс должен быть удален на бесконечно большое расстояние от плоскости, на которую проецируется предмет.



Прямоугольное проецирование

а - направление проецирования,

П י - плоскость проекций,

А, В - точки пространства,

А י , В י – ортогональные проекции точек А и В на плоскость П י .

Ортогональный (прямоугольный) метод проецирования – метод, когда проецирующие лучи параллельны между собой и перпендикулярны к плоскости проекций. Данный метод – частный случай параллельного проецирования.

Все производственные чертежи выполняют в прямоугольных проекциях.



В пространстве плоскость проекций может быть расположена как угодно: вертикально, наклонно, горизонтально.

Таким образом, любая точка пространства может быть спроецирована на плоскости проекций: на горизонтальную П 1 , фронтальную П 2 и профильную П 3 . Горизонтальная проекция точки обозначается А 1 или А ′, фронтальная А 2 или А ″, профильная А 3 или А ′″

Чтобы получить проекцию предмета на плоскость, его располагают параллельно этой плоскости (1-е условие) и через каждую вершину проводят лучи перпендикулярно этой плоскости проекций (2-е условие).



Если пространственная фигура – это совокупность множества точек, то указанным способом можно получить проекции всех точек фигуры, и эти проекции образуют проекцию заданной фигуры.

Проекционное черчение базируется на материалах начертательной геометрии, в которой изучаются способы изображения форм пространственных предметов на плоскости.

Проекционное черчение – основа машиностроительного черчения, в котором изучаются практические приемы изображения геометрических тел и их сочетаний. Форму любого предмета можно рассматривать как сочетание отдельных простейших геометрических тел. (Продемонстрировать образцы деталей и выявить основные геометрические тела в них входящие). А для изображения геометрических тел нужно уметь изображать их отдельные элементы: в е р ш и н ы (точки), р е б р а (прямые), г р а н и (плоскости).

3) Проецирование на одну плоскость проекций.

Необходимо построить прямоугольную проекцию предмета на одну плоскость проекций. Выберем вертикальную плоскость, обозначим ее П2 .


Плоскую деталь спроецировать на доску, для этого мысленно проводим проецирующие лучи через вершины предмета и точки отверстий до пересечения с плоскостью П2, полученные точки соединяем прямой, а точки окружности – кривой линией. Получили проекцию предмета на плоскость. Проставим размеры – высоту, длину, если деталь плоская можно не строить следующие проекции и поставить знак толщины детали. Изображение, дающее наиболее полное представление о форме и конструкции предмета, называют главным видом. Он всегда расположен на фронтальной плоскости проекций.

Показать объемную деталь и решить, достаточно ли одного главного вида.

Начертить на доске ив тетради вертикальную линию посередине листа и горизонтальную (отступив сверху 100 мм), точка пересечения прямых. Полученные оси проекций обозначаем – X, Y, Z.

4) Закрепление знаний, формирование умений.

Выполнение индивидуальных упражнений по карточкам – заданиям. По наглядному изображению выполнить его фронтальную проекцию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Способы проецирования

Содействовать ознакомлению учащимися ценностью изучаемого материала.

Создать организационные условия для развития у школьников умения анализировать.

Содействовать у школьников развитию пространственного воображения.

Рассмотреть понятие проецирование

Познакомить учащихся методами проецирования

Расширить кругозор учащихся.

Оборудование:1.Для учителя: демонстрационный материал – слайд проект, чертежи, рисунки, фотографии.

2.Для учащихся: учебник, раб,тетрадь,

Повторение пройденного материала.

Изучение нового материала.

Практическая работа учащихся

Приветствие . Организация рабочего места.

Повторение пройденного материала.

На экране демонстрируется слайд, на котором изображён чертёж. На чертеже цифрами указаны основные линии

Задание: Дать название линии и её назначение на чертеже.

(задание выполняется в рабочей тетради)

После выполнения задания на слайде демонстрируются правильные ответы. Идет самопроверка у учащихся (оценки выставляются карандашом в тетради).

Изучение нового материала

Понятие о проецировании. На экране демонстрируется слайд.

Запись темы в тетрадь.

Учитель показывает эти изображения.

Все эти изображения выполняются по правилам проецирования.

Подобным образом предметы отбрасывают тени на землю и стены здания.

Запись определения проецирования в тетрадь.

Проецирование на одну плоскость проекций

Возьмем в пространстве произвольную точку А и какую ни будь плоскость Н. Проведём через точку А прямую, так, чтобы она пересекла плоскость Н в некоторой точке а. Тогда точка а будет проекцией точки А. Плоскость, на которой получается проекция, плоскостью проекций. Прямую Аа – проецирующим лучом.

Таким образом могут быть построены проекции всех точек любой пространственной фигуры. На слайде показывается построение проекции треугольника.

Методы проецирования.

Если проецирующие лучи, помощью которых строится проекция предмета, исходят из одной точки, проецирование называют центральным

Если проецирующие лучи параллельны друг другу, то проецирование называют параллельным.

Параллельное проецирование разделяют на прямоугольное и косоугольное.

Вопрос: Как вы думаете, почему эти проекции так называются ?

Примеры проецирования из окружающего мира.

Перспективные чертежи зданий.

Тени от предметов, освещённых лампой.

Чертежи и наглядные изображения зданий.

Задание: Построить в рабочей тетради прямоугольную и косоугольную проекции заданных отрезков. Два ученика работают у доски. Задание проверить.

5. Домашнее задание.

Задание: 1. Ответить на предлагаемые вопросы.

2. Заполнить таблицу. Правильность заполнения проверяется на следующем слайде.

6. Подведение итогов урока.

Для чего нам нужен был этот урок?

Что тебя удивило?

Какие задания тебе понравились?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 085 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.04.2017 762
  • DOCX 39.5 кбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Нестерова Анна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Загрузить презентацию (565 кБ)

Цели урока:

  • обучающая: формирование знаний и умений при изучении метода прямоугольного проецирования для выполнении чертежа предмета;
  • развивающая: развитие пространственных представлении и пространственного мышления в ходе изучении метода прямоугольного проецирования;
  • воспитывающая: воспитание культуры графического труда при выполнении чертежей.

Задачи:

  • Обосновать необходимость применения двух и трех плоскостей проекций;
  • создать условия для формирования умений проецировать предмет на плоскости проекций;

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы обучения: объяснение, беседа, упражнения.

Оборудование: конструкция двухгранного и трехгранного угла, чертежные инструменты, плакаты, модели деталей.

Ход урока

I. Организационная часть

II. Актуализация полученных знаний

- Какое существует проецирование?

- Какое проецирование называется центральным?

- Чем центральное проецирование отличается от параллельного?

III. Объяснение новой темы

1. Прямоугольное проецирование на одну плоскость проекций

При прямоугольном проецировании на одну плоскость проекций деталь следует расположить таким образом, чтобы полученное изображение давало наибольшую информацию о ее форме.

Выберем для получения изображения вертикальную плоскость проекции и обозначим ее буквой V. Плоскость, расположенную перед зрителем, называют фронтальной.Перед этой плоскостью расположим деталь. В результате прямоугольного проецирования получим изображение детали, на котором грани предмета, параллельные плоскости проекций, отобразятся в натуральную величину. Полученное изображение называют фронтальной проекцией детали.

Задание. (работа в группе) Установите соответствие главных видов, обозначенных цифрами, деталям, обозначенным буквами, и запишите ответ в тетради.

Задание 1. (самостоятельно) выполните чертеж детали по наглядному изображению макета. Чертеж должен содержать одну проекцию (фронтальную). Нанесите размеры, укажите толщину.

2. Прямоугольное проецирование на две плоскости проекций

Перед учащимися ставится проблемная ситуация.

Задание. (работа в группе) Проанализируйте геометрическую форму детали на фронтальной проекции и найдите эту деталь среди наглядных изображений.

Рис.1. Проанализируйте геометрическую форму детали на фронтальной проекции и найдите эту деталь среди наглядных изображений

Вывод: все 6 деталей имеют одинаковую фронтальную проекцию. Значит, одна проекция не всегда дает полное представление о форме и конструкции детали.

- Какой выход из этой ситуации? (Ответ: Посмотреть на деталь с другой стороны).

Появилась потребность применения ещё одной плоскости проекций.

Вторая плоскость проекций располагается перпендикулярно к фронтальной плоскости.

Эта плоскость в черчении называется горизонтальной плоскостью проекций (плоскость, параллельная земной поверхности) и обозначается латинской буквой H.

- Плоскости V и H пересекаются по оси X, вокруг которой можно вращать плоскость H (показать на модели двугранного угла).

Рис. 2. Проецирования предмета на две плоскости проекций

Итак, помещаем предмет в двугранный угол. Обращаем внимание, что проецирующие лучи перпендикулярны к плоскости проекций. Предмет проецируется на плоскость Н.

Т.к. тетрадный лист плоский в отличие от двугранного угла (или формат листа А4), мы разворачиваем грань угла относительно оси Х на 90 градусов. Совмещаем проецирующие плоскости в одну грань.

Две проекции располагаются в проекционной связи относительно друг друга.

Разберем вопрос с размерами на чертеже.

Рис. 3. Постановка размеров:
на фронтальной проекции проставляется длина и высота;
на горизонтальной проекции – длина и ширина

Метод прямоугольного проецирования на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций был разработан французский инженером учёным Гаспаром Монжем в конце 18 века. Метод прямоугольного проецирования называется еще Методом Монжа.

Задание (работа в группе).

Найдите фронтальную и горизонтальную проекции к данному наглядному изображению.

3. Проецирование на три плоскости проекций

Для того чтобы информация о сложной форме детали была представлена достаточно полно, используют проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций: фронтальную, горизонтальную и профильную W (плоскость, расположенная перед зрителем сбоку).
Чтобы построить профильную проекцию предмета, удобно воспользоваться постоянной прямой (линия, которую проводят справа от горизонтальной проекции детали под углом 45 o к оси OX). Линии связи, идущие от горизонтальной проекции, доводят до постоянной прямой. Из точек их пересечения проводят перпендикуляры к горизонтальной прямой и строят профильную проекцию детали. (рассмотреть рис. 91, 92, б учебник)

Система плоскостей проекций представляет собой трехгранный угол с вершиной в точке О. пересечения плоскостей трехгранного угла образуют прямые линии – оси проекций ОХ, ОУ, ОZ.

Помним, что лист тетради (формата) плоский. Для получения чертежа предмета плоскость W поворачивают на 90 o вправо, а плоскость Н - на 90 o вниз. Профильную проекцию располагают в проекционной связи с фронтальной плоскостью, справа от нее на одной высоте.

Чертеж, состоящий из нескольких прямоугольных проекций, называют чертежом в системе прямоугольных проекций.

Задание (работа в группе).

Установите соответствие главных видов, обозначенных цифрами, деталям, обозначенным буквами, и запишите ответ в тетради.

V. Подведение итога урока

Вопросы на закрепление темы урока:

1. С какими плоскостями проекций вы познакомились?

2. Какие размеры проставляются на горизонтальной проекции?

3. Кто обосновал метод прямоугольного проецирования?

4. Как называется комплексный чертеж?

5. В каких случаях применяется прямоугольное проецирование предмета на три плоскости проекций?

4. Закрепление нового материала

Выполнение индивидуальных упражнений по карточкам-заданиям. По наглядному изображению выполнить его фронтальную, горизонтальную и профильную проекции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподаватель – организатор ОБЖ Маланчик Павел Иванович.

План - конспект урока по черчению для 8 класса

Тема урока: Понятие о проекции. Проецирование на одну, две, три плоскости проекции.

Цель урока:

обучающая: показать учащимся использование метода прямоугольного проецирования при выполнении чертежа: на одной плоскости проекций; необходимость применения двух плоскостей проекций; создать условия для формирования умений проецировать предмет на две плоскости проекций.

развивающая: развивать пространственные представления, пространственное мышление, познавательный интерес и творческие способности учащихся.

воспитывающая: ответственное отношение к черчению, культуру графического труда.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока

1. Орг. момент – 2-3 мин.

3. Изучение нового материала – 10 мин.

4. Практическая работа – 20 мин.

5. Подведение итогов – 7 мин.

6. Домашнее задание – 3 мин.

Ход урока

Орг. момент.

Приветствие, представление, отметка присутствующих учеников на уроке. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие инструментов для работы, дневники).

На сегодняшнем уроке мы поговорим о проецировании. Познакомимся со способами проецирования на одну, две, три плоскости проекции.

Изучение нового материала.

3.1. Вы знаете, что изображения предметов на чертежах в соответствии с ГОСТ выполняют по способу (методу) прямоугольного проецирования.

Изготовление деталей и сборка изделий произво­дятся по чертежам.

Из чертежа мы узнаём, какой формы и каких раз­меров должна быть изображённая на нём деталь, из ка­кого материала её надо изготовить, с какой шероховато­стью и точностью необходимо обрабатывать её поверх­ности, узнаём данные о термической обработке, анти­коррозионном покрытии и прочее.

Чертёж содержит изображения (проекции), кото­рые в зависимости от их содержания делятся на виды, разрезы сечения, и сведения, необходимые для изготов­ления изделий.

Скажите мне, что такое проецирование?

Проецирование - это процесс полу­чения изображения предмета на какой-либо поверх­ности Получившиеся при этом изображение называют проекцией предмета

Скажите мне, как получают проекцию?

Возьмем в пространстве произвольную точку А и какую-нибудь плоскость Н (рис.37). Проведем через точку А прямую так, чтобы она пересекала плоскость Н в некоторой точке а. Тогда точка, а будет, проекцией точки А.

Проекция – изображение предмета на плоскости. Н – плоскость проекции. А – проецирующий объект в пространстве. Аа – проецирующий луч. а – изобр. объекта на плоскости (проекция).

3.2. Центральное и параллельное проецирование.

Если проецирующие лучи, с помощью которых строится проекция предмета, исходят из одной точки, то проецирование называется центральным. (Рис. 40).

Точка, из которой исходят лучи, называется центром проецирования.

Полученная при этом проекция называется центральной.

Центральную проекцию часто называют перспективой

Перспективу применяют при рисовании с натуры, в архитектуре, строительстве. В машиностроительных чертежах центральные проекции не применяются. Ими пользуются в строитель­ном черчении и в рисовании.

Что такое параллельное проецирование?

Параллельное проецирование – если проецирующие лучи параллельны друг другу.

Что такое косоугольное проецирование?

Косоугольное проецирование- это когда лучи параллельны и падают под острым углом к плоскости проекций.

Предмет, имеющий плоские поверхности, ограничивается вершинами, ребрами и гранями. Следовательно, для того чтобы научиться изображать на чертеже различные предметы, необходимо знать как в прямоугольных проекциях изображаются вершины (точки), ребра (отрезки прямых), грани (плоские фигуры).

Что такое прямоугольное проецирование?

Прямоугольное проецирование когда проецирующие лучи перпендикулярны плоскости проекции, т.е. составляют с ней угол 90 градусов.

Прямоугольные проекции называют также ортого­нальными. Слово "ортогональный" происходит от гре­ческих слов "orthos" - прямой и "gonia" - угол. Чертежи в системе прямоугольных проекций дают достаточно полные сведения о форме и размерах предмета, так как предмет изображается с нескольких сторон. Поэтому в производственной практике пользуются чертежами, со­держащими одно, два, три или более изображений пред­мета, полученных в результате прямоугольного проеци­рования.

4. Прямоугольное проецирование.

Как буквой обозначается фронтальная плоскость? V

Объяснение проецирования предмета на одну плоскость проекций.

Демонстрация проецирования предмета на фронтальную плоскость:

Выбираем вертикальную плоскость, расположенную перед лицом зрителя. Такую плоскость называют фронтальной плоскостью проекций (от лат. fronts - лоб, передняя сторона). Обозначается она в черчении латинской буквой V.

Проецируем на неё предмет (показать на модели).

Получаем фронтальную проекцию предмета.

- Объяснение по таблице и модели.

Проследить: какое получилось изображение и его размеры (длина, высота).

Обратить внимание на толщину предмета (S).

Обратить внимание на то, что это

мысленный процесс, воображаемый в уме (результат: чертёж).

обратить внимание на проекции граней (по демонстрационной модели).

Какой буквой обозначается горизонтальная плоскость? Н

Как буквой обозначается профильная плоскость? W

4.2 Проецирование на несколько плоскостей проекции.

Подведение итогов.

Вывод: значит, чтобы научиться выполнять чертежи, нужно уметь проецировать предметы на плоскость.

Читайте также: