Ведение мяча 4 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Ведение мяча – приём техники нападения, позволяющий баскетболисту маневрировать с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и направлений движения.

Дриблер – игрок, ведущий мяч.

Пронос мяча – нарушение правил, фиксируемое у игрока, выполняющего дриблинг, в случае задержки мяча в руке.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2013. – 190 с.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Ведение мяча - прием техники нападения, позволяющий игроку передвигаться с мячом по спортивной площадке с большой скоростью и с различными направлениями движения. Слово дриблинг произошло от англ. dribble - "вести мяч". Этот термин в баскетболе означает прохождение игрока мимо защитника с одновременным ведением баскетбольного мяча правой или левой рукой. Дриблинг в баскетболе считается вторым основным способом перемещения самого мяча по площадке - после его передачи.

Ведение мяча в баскетболе применяется:

  • когда нужно выиграть время;
  • при плотном держании противником;
  • при проходе к кольцу;
  • при проведении разученной комбинации;
  • при заслонах или когда за спиной ведущего мяч должен пройти к партнеру;
  • когда игрок находится в затруднительном положении, а партнёры закрыты;
  • чтобы вызвать игроков противника на ошибки;
  • когда игрок перехватывает передачу одной рукой или подбирает передачу отскоком;
  • после обманного движения на бросок для прохода к кольцу.

В баскетболе существует три основных вида ведения мяча:

  • с высоким отскоком мяча от поверхности площадки;
  • низкий отскок мяча;
  • комбинированная техника дриблинга.

Игрок должен уметь вести мяч и правой, и левой рукой. Нужно не только правильно и быстро вести мяч по прямой, но и с изменением направления шагом в сторону, поворотом, переводом мяча за спиной, между ног, с одной руки на другую, вести мяч как ближней рукой к защитнику, так и дальней от него, укрывать мяч от защитника. При ведении мяча его направляют вниз только кистью руки с широко расставленными ненапряжёнными пальцами. Рука в локтевом суставе почти неподвижна. Для сохранения подвижности при ведении мяча важную роль играет работа ног. Ноги должны быть немного согнуты в коленях и хорошо пружинить.

Сила толчка кисти должна быть такой, чтобы мяч мог отскочить от пола на нужную высоту. Чем дальше отскакивает мяч, тем быстрее должен бежать игрок, чтобы его догнать. Если же мяч направлять на пол перпендикулярно, то продвижения вперёд не будет.

Ведение мяча двумя руками запрещается, как и удар кулаком по мячу. Вести мяч можно как правой, так и левой рукой. Пронос мяча является нарушением правил.

При нарушении ведения мяча - наказание передача мяча сопернику.

Ведение мяча не рекомендуется, если возможно передать мяч, за исключением случая, когда открыт проход к кольцу и нужно больше 1-2 ударов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока

Ф.И.О.: Алебастров Артём Константинович

Место и время проведения: МБОУ СОШ №6 им. Сахнова В.И., спортивный зал школы, 04.03.2021г.

Раздел : Баскетбол

Тема урока: Ведение баскетбольного мяча на месте и в движении

Цель урока: Формирование двигательных умений и навыков с баскетбольным мячом.

1. Образовательные: закрепление техники ведения мяча на месте и в движении, совершенствование техники ведения меча на месте и в движении.

2. Воспитательные: содействовать формированию чувства ответственности, коллективизма, воспитывать упорство и потребность к занятиям физическими упражнениями.

3. Оздоровительные: развивать координацию, силу, скорость, выносливость.

Место проведения : спортивный зал.

Инвентарь и оборудования : Баскетбольные мячи, конусы, свисток, секундомер.

Время проведения: 45 мин.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 11 минут

Дежурный сдает учителю рапорт о готовности класса к уроку.

Добиться четкости выполнения команд.

А) на носках, руки вверх;

Б) на пятках, руки за голову;

В) перекатом с пятки на носок, руки на поясе;

Г) на внешней стороне стопы, руки на поясе;

Д) на внутренней стороне стопы, руки на поясе;

Е) гуськом, руки за голову;

Ж) спиной вперёд, руки на поясе.

Упражнения для формирования правильной осанки и укрепления голеностопного сустава.

Следить за интервалом и правильностью выполнения упражнения.

А) высокий подъём бедра

Б) захлёст голени

В) приставной шаг правым боком

Г) приставной шаг левым боком

Д) бег в медленном темпе

Упражнения для формирования выносливости и правильного дыхания.

Следить за интервалом и правильностью выполнения упражнения, контролировать дыхание во время бега.

5. Перестроение уступами из шеренги по одному, в шеренги по три.

Правильность перестроения, номер соответствует кол-ву шагов.

6. ОРУ на месте:

А) Круговые движения головой

Б) Наклоны головы (вперёд, назад, вправо, влево)

В) Круговые движения руками

Д) Повороты туловища (вправо, влево)

Е) Наклоны туловища (вправо, влево)

Ж) Наклоны туловища (к левой ноге, к правой ноге)

З) Выпады вперёд (с левой ноги)

И) Круговые движения коленями (ноги вместе, руки на коленях)

Следить за правильностью упражнений, упражнения выполняются под счет, выполнения упражнений с максимальной амплитудой.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 29 минут

1. Ведение мяча на месте в разных стойках:

1. Ведение мяча в низкой стойке, поочерёдно правой и левой рукой.

2. Ведение мяча в средней стойке, поочерёдно правой и левой рукой.

3. Ведение мяча в высокой стойке, поочерёдно правой и левой рукой.

4. Ведение мяча в низкой стойке, перевод мяча перед собой из правой руки в левую и обратно, с отскоком мяча от пола.

5. Ведение мяча в средней стойке, перевод мяча перед собой из правой руки в левую и обратно, с отскоком мяча от пола.

6. Ведение мяча в высокой стойке, перевод мяча перед собой из правой руки в левую и обратно, с отскоком мяча от пола.

10. Из положения стоя опуститься в положение сед ведя мяч на месте, вернуться в исходное положение.

Угол сгибания ног в коленях для низкой стойки 90-120, для средней 115-140, для высокой 135-160. Спина в пояснице прямая, не сгорбленная, ноги не прямые, ноги всегда согнуты. По мячу не шлёпать. Вести мяч без зрительного контроля. Следить за правильностью выполнения упражнения. Учиться контролировать мяч и не терять его.

При потере мяча, продолжать выполнение упражнения из положения при котором он был потерян, либо начать выполнять упражнения с исходного положения.

2. Ведение мяча на месте с комбинацией из 2 элементов в разных стойках:

1. Ведение мяча в низкой стойке, 2 удара правой рукой, перевод перед собой, 2 удара левой рукой.

2. Ведение мяча в средней стойке, 2 удара правой рукой, перевод перед собой, 2 удара левой рукой.

3. Ведение мяча в высокой стойке, 2 удара правой рукой, перевод перед собой, 2 удара левой рукой.

Усложнение задания за счёт объединения 2 упражнений в одно. Вести мяч без зрительного контроля. Следить за правильностью выполнения упражнения.

3.Ведение мяча в движении шагом:

1. Ведение мяча правой и левой рукой.

2. Ведение мяча с переводом перед собой.

3. Ведение мяча в выпадах, правой и левой рукой.

4. Ведение мяча в движении гуськом, правой и левой рукой.

Вести мяч без зрительного контроля. Следить за правильностью выполнения упражнения. Выполнять упражнения не спеша, контролируя каждый шаг.

4.Ведение мяча в движении медленным бегом:

1. Ведение мяча, правой и левой рукой.

2. Ведение мяча, остановка, 2 удара правой, продолжить бег, остановка, 2 удара левой, продолжить бег.

3. Ведение мяча, остановка, 2 удара правой, перевод перед собой, продолжить бег, остановка 2 удара левой, перевод перед собой, продолжить бег.

Вести мяч без зрительного контроля. Следить за правильностью выполнения упражнения. Контролировать дыхание. Не делать резких ускорений без команды учителя.

Класс делится на 3 команды. Нужно пробежать до конца зала с мячом, вернуться обратно, передать мяч, встать в конец строя.

В середине зала и в конце зала для каждой команды стоят конусы. На первом конусе делается остановка, 2 удара правой, перевод перед собой, 2 удара левой. На втором конусе в конце зала делается 5 переводов перед собой. Обратно ученик возвращается не останавливаясь на конусе в середине.

Все упражнения, ведение мяча, выполняются максимально быстро и точно.

Запрещено бежать и держать мяч двумя руками, должно быть постоянное ведение мяча 1 рукой.

Побеждает команда которая закончит эстафету первой и правильно выполнит все условия и требования эстафеты.

Вести мяч без зрительного контроля. Контролировать дыхание. Соблюдать правила эстафеты. Поддерживать свою команду. Не нарушать правила техники безопасности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2) И.п: стоя спиной друг к другу, ноги врозь, руки вверху сцеплены.

1. Наклон вправо;

3) И. п: стоя лицом друг к другу, ноги врозь, руки вперед

1-3. Пружинящий наклон вперед

4) И.п: лицом друг к другу, широкая стойка, руки вперед

5) И.п: лицом друг к другу, стойка ноги врозь, руки вперед

1. Мах левой ногой назад

3. Мах правой ногой назад

6) И.п: сед ноги врозь лицом друг к другу с упором в ноги партнера, руки вперед

1. Наклон вперед, 2-й партнер тянет на себя

3. Наклон вперед, 1-й партнер тянет на себя

7) И.п: лицом друг к другу, широкая стойка, руки в стороны

8) И.п: стоя лицом друг другу, правая нога вперед (удерживается левой рукой партнера), руки вперед;

1-4. Прыжки на левой ноге (смена положения ног)

5-8. Прыжки на правой ноге (смена положения ног)

Равняйсь! Смирно! Здравствуйте ребята!

За направляющим в обход налево шагом марш! Бегом марш!

Следить за направлением движения

Смотреть вперед через левое плечо

По сигналу резко поменять направление движение

По сигналу стараться выпрыгнуть как можно выше вверх

Через центр в 2 колонны марш!

Руки не сгибать, тянуться вверх

Колени не сгибать

Делать наклон как можно ниже

Присед делать до угла в 90 гр., спина прямая

Тянуть носки, не сгибать колени

Стараться грудью коснуться пола

Внимательно слушать счет, пятку от пола не отрывать

Стараться выпрыгивать как можно выше вверх

Мотивация детей на предстоящую работу

Осознание и осмысление целей и задач урока

Умение различать и выполнять команды, правильно выполнять двигательные действия.

Умение проявлять дисциплинированность и внимательность при выполнении заданий

Осознание важности разминки, во избежание травм на уроке

Умение технически правильно выполнять двигательные действия.

Перестроение в 1 шеренгу

Объяснение и показ

Техники выполнения ведения мяча

И. п.: для ведения правой рукой — правая нога сзади, для ведения левой — левая сзади. Масса тела равномерно распределена на обе ноги. Плечи, колени и пальцы стопы впередистоящей ноги

расположены в одной вертикальной плоскости. Спина слегка округлена. Руки согнуты и удерживают мяч на уровне груди или пояса

Подготовительная фаза непродолжительна по времени и заключается в выносе мяча кратчайшим путем для удара в пол.


Основная часть (27 мин.)

Основная фаза начинается с момента выпуска мяча и отрыва опорной ноги и состоит из повторного

выталкивания мяча и перемещения без него.

последовательными толчками мяча вперед-вниз одной рукой или поочередно правой и левой.

В завершающей фазе игрок, прекращая ведение, переходит к выполнению другого технического приема.

Индивидуальная работа с мячом

А) Имитация правильной стойки

Б) Уч-ся держит одной рукой сверху мяч, волнообразным, энергичным движением кисти посылает его вниз и ловит сверху после отскока.

В) Уч-ся держит левой рукой снизу – сбоку мяч, правая накладывается на мяч кистью сверху. Мягким движем мяч направляется вниз — вперед, до полного выпрямления руки в локтевом суставе, затем поймать мяч

Г) Мяч на полу толчкообразным движением руки (кисти) поднять мяч.

А) Ведение мяча стоя на коленях

Б) Ведение мяча со средним отскоком сидя на скамье

В) Ведение мяча с высоким отскоком правой, левой рукой

Г) Ведение мяча со средним отскоком правой, левой рукой

Д) Ведение мяча с низким отскоком правой, левой рукой

Участники выстраиваются в 2 шеренги. Дистанция и интервал между участниками – 2 м. Каждая шеренга представляет собой отдельную команду. Обе команды получают по одному баскетбольному мячу. По сигналу учителя они начинают ведение мяча на месте – 10 ударов о пол, а 11-м ударом направляют мяч следующему игроку своей шеренги. Тот без остановки выполняет то же упражнение, и так до конца шеренги. Последний игрок шеренги, выполнив задание, поднимает мяч над головой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте открытого урока по физической культуре для 4 класса раскрыты технологии для совершенствования техники ведения мяча (баскетбол). Цель урока: совершенствование навыков ведения мяча посредством совместных игровых упражнений и подвижных игр - "Перебежка", "Кто быстрей", "Мяч по кругу" и другие.

План-конспект урока по физической культуре для 4-го класса

Совершенствование техники ведения мяча

Цель. Совершенствовать навыки владения мячом посредством совместных игровых упражнений и подвижных игр.

Образовательная: закрепить технику ведения и передачи мяча 2-я руками от груди.

Развивающая: развивать навык взаимодействия учащихся, ловкость, внимание, координацию.

Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма и осознанное отношение к здоровому образу жизни.

Оздоровительная: способствовать выработке правильной осанки, укреплению мышц стопы и дыхательных мышц.

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование и инвентарь: баскетбольные мячи, гимнастическая стенка.

Подготовительная часть (11 мин.)

“Класс! Равняйсь! Смирно!”

Ходьба:
– на носках, руки на пояс, руки вверх;
– на пятках, руки вперёд, руки за головой;
– на внешней стороне стопы, руки в стороны;
– носками вовнутрь, руки за спину.

“Напра-во! В обход налево шагом – марш!”. Соблюдать дистанцию 1м.

Колени не сгибать, руки выпрямить.
Локти развести, спина прямая.
Следить за осанкой. Шаг короткий.

Бег:
– приставными шагами правым, левым боком;
– спиной вперёд;
– “змейкой”.

Темп средний, сохранять дистанцию.
Скользящий шаг, руки перед грудью.
Через плечо смотреть назад.
Противоходом налево, “змейкой” марш.

Переход на ходьбу, восстановление дыхания.

Перестроение в колонну по 2 с последующим перестроением в 2 шеренги.

Руки вверх – вдох, руки вниз – выдох.
“Налево в колонну по 2 – марш! Дистанция и интервал 3 шага”.

Комплекс ОРУ с мячами:

1. И.п.: стойка, мяч вниз; 1 – мяч вверх, правая назад на носок; 2 – и.п.; 3–4 – то же с левой.

2. И.п.: стойка, мяч перед грудью; 1 – наклон головы вперёд, сдавить мяч руками; 2 – и.п.; 3 – наклон головы назад; 4 – и.п.; 5 – наклон головы вправо; 6 – и.п.; 7 – наклон головы влево; 8 – и.п.

Прогнуться, голова вверх.
Спину держим прямо.

Давить на мяч подушечками пальцев.
В и.п. пальцы расслабить.

3. И.п.: стойка, мяч вниз; 1 – правая в сторону на носок, наклон вправо, мяч вверх; 2 – и.п.; 3–4 – то же влево.

При наклоне смотреть через плечо на пятку.

4. И.п.: стойка ноги врозь, мяч вверх; 1–4 – круговое движение туловищем вправо; 5–8 – то же влево.

Амплитуда больше, смотреть на мяч.

5. И.п.: широкая стойка ноги врозь, мяч вверх; 1 – наклон вперёд – вправо, положить мяч; 2 – стойка ноги врозь, руки вверх; 3 – наклон вперёд – вправо, взять мяч; 4 – и.п.; 5–8 – то же в другую сторону.

При наклонах колени не сгибать.

6. И.п.: стойка, мяч вниз; 1 – выпад правой в сторону, мяч на грудь; 2 – и.п.; 3–4 – то же с левой ноги, влево;

Туловище прямо, выпад глубже.

7. И.п.: узкая стойка ноги врозь, мяч вверх; 1 – мяч вперёд и махом правой коснуться носком мяча; 2 – и.п.; 3–4 – то же с другой ноги.

Мах прямой ногой. Ногу опускать на пол спокойно.

8. И.п.: стойка, мяч перед грудью; 1 – прыжок ноги врозь, мяч вверх; 2 – прыжок ноги вместе, мяч перед грудью; 3–4 – то же.

Прыжки на носках, чуть сгибая колени.

9. Ходьба на месте, мяч в правой руке.

Спину держать прямо.

Основная часть (23 мин.)

Дыхательная гимнастика “Летят мячи”.

Стоя, мяч на грудь. Бросить мяч от груди вверх, произнести “У-у-у-х”.

Средняя стойка баскетболиста. Вдох через нос, удлинённый выдох. При броске мяча выпрямить ноги.

Закрепление техники ведения и передачи мяча 2-я руками от груди:

1. Ведение мяча на месте в высокой и средней стойке правой, левой рукой.

Ладонью по мячу не бить, движение кистью и предплечьем. Мягкими толчками мяча вниз – вперёд, кисть накладывать справа (слева) – сбоку.

2. Передача мяча 2-я руками от груди на месте.

Мяч на уровне пояса. Кругообразным движением рук подтянуть мяч к груди. Резким выпрямлением рук мяч послать вперёд, кисти вперёд.

3. Передача мяча с ударом об пол.

Бросок за среднюю линию. Ноги сгибать больше, руки направлять вперёд – вниз.

4. Ведение мяча на месте с последующей передачей 2-я руками от груди.

Обратить внимание на согласованность работы рук и ног, одновременное их разгибание. Передача по сигналу.

6. Эстафеты с ведением и передачей мяча:

а) “Передал – отбегай”

Игроки 2-х команд стоят во встречных колоннах на расстоянии 5–6 шагов. По сигналу первые передают мяч 2-мя руками от груди игроку во встречной колонне и отбегает в конец своей колонны. Следующие повторяют задание пока первые не встанут на своё место.

Построение то же. Передача 2 – мя руками от груди с ударом об пол. После передачи мяча игрок перебегает в конец встречной колоны.

Расстояние между колоннами 10-12 м.

Первые ведут мяч к колонне напротив, обводят её справа, передают мяч первому и встают в конец колонны.

Игра “Мяч по кругу”

Игроки образуют большой круг и рассчитываются на 1-ый, 2-ой. У капитанов по мячу. По сигналу мячи передаются по кругу в разные стороны через одного игрока 2-мя руками от груди. Мяч должен быстрее вернуться к капитанам.

Проигравшие команды выполняют задания учителя.

Заключительная часть (6 мин.)

Игровое упражнение “Ведение по сигналу”

(на развитие внимания и умения вести мяч без зрительного контакта).

Построение класса в одну шеренгу.

Играющие с мячами располагаются на одной половине площадки. Учитель на другой половине. Рукой он показывает направление движения: вверх – ведение на месте, вперёд – ведение назад, назад – ведение вперёд, вправо – ведение вправо, влево – влево.

Строевые упражнения:

– повороты направо;
– повороты налево;
– повороты кругом.

Подведение итогов урока.

Внимательно слушать и выполнять команды учителя. Во время выполнения поворотов обязательно удерживать правильную осанку.

Отметить лучших учеников, выставить оценки учащимся.

Домашнее задание: для развития мышц рук: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа

Читайте также: