Нанесение размеров с учетом формы предмета конспект

Обновлено: 30.06.2024

2 Цели урока: Формирование и закрепление знаний, умений и навыков учащихся по правилам нанесения размеров с учетом формы предмета по ГОСТу. Формирование и закрепление знаний, умений и навыков учащихся по правилам нанесения размеров с учетом формы предмета по ГОСТу. Познакомить учащихся с особенностями технологического процесса изготовления детали типа вал. Познакомить учащихся с особенностями технологического процесса изготовления детали типа вал. Воспитание графической культуры, внимательности и аккуратности при выполнении заданий. Воспитание графической культуры, внимательности и аккуратности при выполнении заданий. Развитие логического мышления и пространственного представления, навыков самоконтроля. Развитие логического мышления и пространственного представления, навыков самоконтроля. Развитие задатков и способностей детей к профессиям технологического цикла. Развитие задатков и способностей детей к профессиям технологического цикла.

3 Ход урока. Найдите ошибки допущенные при нанесении размеров

4 Нанесение размеров по ГОСТу

5 При нанесении размеров необходимо учитывать особенности изготовления, характер работы каждого элемента. Размеры наносят так, чтобы при изготовлении детали не приходилось выяснять что-либо путем подсчетов.

6 Сравните чертежи на таблице 2

7 Модели деталей с пазом и выступом Простановка размера паза более технологична

8 Помимо размеров конструктивных элементов и габаритных, следует наносить координирующие размеры – размеры, которые определяют взаимное положение частей предмета.

9 Последовательность нанесения размеров А – размеры конструктивных элементов; Б – координирующие размеры; В – габаритные размеры.

10 Размеры необходимо наносить с учетом формы предмета

11 На каком чертеже учтены все факторы нанесения размеров ?

12 Нанесение размеров с учетом технологии обработки детали Заготовка - 220× Ø 104 Обработка заготовки до габаритного размера – Ø 100 Обработку на длину 175 мм до Ø 70мм Обработка последней ступени детали до Ø 50 мм на длину 80 мм и снятие фаски 2×45º

14 Вывод: При нанесении размеров необходимо знать правила нанесения размеров по ГОСТу, учитывать геометрическую форму предмета и технологию обработки детали.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Нанесение размеров с учетом формы предмета

Научить школьников правильно наносить размеры

Развивать пространственное мышление, умения работать чертёжными инструментами.

Воспитывать аккуратность при выполнении графических построений.

Методы : Беседа, объяснение, демонстрация, самостоятельная работа.

Оборудовани е: Учебник ,инструменты, карточки – задания.

Тип урока : Комбинированный.

Орг. момент . Приветствие. Знакомство уч – ся с темой и планом проведения урока, мотивация предстоящей деятельности, ( желательно чтобы цели своей деятельности на уроке поставили сами дети, человека два – три достаточно) Запись темы в рабочую тетрадь

Проверка Д/З (Визуально у всех) Общие ошибки вынести на доску.

Провести краткий обзор – опрос учебного материала пройденного на прошлом уроке

Новый материал

Основные правила нанесения размеров вам уже известны. Рас­ смотрим теперь на примере чертежа предмета — опоры (рис. 116) - некоторые дополнительные сведения о нанесении размеров.

hello_html_m28bc0ef6.jpg

Как определить, какие размеры и где необходимо нанести на чертеже предмета? Узнать это нам поможет анализ формы пред­ мета (см. 11). Предмет, изображенный на рисунке 116, а, можно мысленно разделить на параллелепипед с кубическим отверстием и цилиндр

(рис. 116, б). Их размеры и наносят на чертеже: для параллелепи­педа и кубического отверстия — длину, ширину и высоту; для цилиндра — диаметр основания и высоту.

Теперь размеры каждой части указаны. Но достаточно ли их для изготовления предмета? Нет. Необходимо еще нанести размеры, определяющие взаимное положение частей предмета, т. е. координирующие размеры: 16, 18, 5 и б мм.

Размеры 16 и 18 мм определяют положение цилиндра относи­ тельно параллелепипеда, являющегося основанием предмета. Раз­ меры 5 и 6 мм определяют положение куба относительно парал­ лелепипеда.

Заметьте, что размеры, определяющие высоту цилиндра и ку­бического отверстия, в данном случае наносить не нужно. Высота цилиндра определяется как разность между общей высотой пред­ мета (36 мм) и толщиной параллелепипеда (14 мм) и равна 22 мм. Высота кубического отверстия определяется высотой основания, т. е. она равна 14 мм.


Каждый размер на чертеже указывают только один раз. На­ пример, если на главном виде (рис. 116, а) нанесен размер ос­нования цилиндра 0 20, то на виде сверху его наносить не надо В то же время чертеж должен содержать все размеры, необхо­ димые для изготовления предмета. Очень часто школьники забы­ вают нанести такие размеры, как 16, 18, 5 и 6 мм, без которых невозможно определить на чертеже взаимное положение частей предмета.

На чертежах обязательно наносят габаритные размеры. Га­ баритными называют размеры, определяющие предельные (наи­ большие и наименьшие) величины внешних (и внутренних) очер­ таний изделий. На рисунке 116 это размеры 67, 32, 36.

Вы знаете, что при нанесении размеров меньшие размеры располагают ближе к изображению, а большие— дальше. Так, размер 14 на главном виде (рис. 116, а) находится ближе к изоб­ражению, а 36 — дальше. Благодаря соблюдению этого правила удается избежать лишних пересечений размерных и выносных линий.

Таким образом, габаритные размеры, которые всегда больше других, располагают дальше от изображения, чем остальные. Без габаритных размеров чертеж не закончен.

На рисунке 117, а и б приведены два примера нанесения раз­меров детали типа вал. В первом случае правильное, во втором — неудачное, с ошибками. Ошибки выделены синим цветом.

Размеры надо наносить так, чтобы удобно было читать чертеж и при изготовлении детали не выяснять что-либо путем подсчетов. На первом чертеже (рис. 117, а) длина детали—100 мм — видна сразу. На втором (рис. 117, б) - ее надо подсчитывать.

Размеры, определяющие длину цилиндров — составных частей детали, в первом случае нанесены с учетом изготовления детали. Как вы эту деталь будете изготавливать в мастерских? Сначала проточите цилиндр 0 40 мм на длину 45 мм, а затем 0 20 мм на длину 25 мм. То же с другой стороны. Во втором случае это при нанесении размеров не учтено.

Размеры наносят, как правило, вне контура изображения и так, чтобы размерные линии по возможности не пересекались между собой. Цифры пишут над размерными линиями, тогда чертеж удобно читать. На рисунке 117, б это не везде выдержано. Размеры 0 30, 0 40, 0 20 (справа) расположены внутри контура изобра­жения. Размеры 020 нанесены под размерной линией. Размер 050 вынесен далеко вправо, что привело к пересечению многих выносных линий и осложнило понимание чертежа. В данном слу­ чае его удобней нанести, как на рисунке 117, а.

Тема: Нанесение размеров на основе анализа формы детали.

Цель: Научить детей наносить размеры на чертеже на основе анализа формы предмета, технологии его изготовления и удобства чтения чертежа.

• Закрепить умение анализировать геометрическую форму детали по
чертежу, последовательность выполнения чертежа.

  • Дать представление о технологии изготовления изделий.
    " Научить рационально наносить размеры на чертеже.
  • Развивать пространственное воображение детей.

1. Организационная часть:

  • проверка состава учащихся;
  • проверка готовности детей к уроку.

2. Повторение изученного материала и его закрепление

- Провести анализ формы плоской детали (д/з). Из изображенных на
доске фигур оставить названные, а остальные стереть.

Оценить работу ученика

- нанести размеры геометрических фигур.

- Как же предоставить размеры на чертеже детали?

Для этого необходимо нанести на чертеж размеры отдельных геометрических фигур (показать указкой).

- Нанесите размеры на ваш домашний чертеж.
Один ученик работает у доски. Текущий инструктаж.
Оценить работу ученика, проверить работы учащихся.

3. Переход к изучению нового материала.

Что же мы сделали? Для того, чтобы проставить размеры на чертеже, мы нанесли размеры отдельных элементов детали. А что для этого провели? Анализ геометрической формы. Тем самым мы видим, что анализ геометрической формы помогает не только понять форму детали, но и нанести размеры на ее чертеже. Вот с этим и будет связана тема сегодняшнего урока.

  • Записываем в тетрадь сегодняшнее число и тему урока (дописать на
    доске тему).
  • Для начала проанализируем и дополним недостающими линиями
    чертеж группы геометрических тел. Кто желает выполнить работу на
    доске?

Оценить работу ученика.

  • А теперь проведем анализ формы детали по ее чертежу.
  • Открыть рисунки названных геометрических тел с нанесенными на
    них размерами (исп. разные цвета).
  • Вы эти тела имели в виду?
  • Как теперь нанести размеры на чертеж детали?

Попробуем это сделать, но вспомните, размеры каких элементов указывают раньше и почему.

- Значит, в начале наношу размеры отверстия. Но этого мало.

Какие размеры здесь еще необходимо нанести? Нужно скоординировать положение этого элемента относительно других (нанести 2 размера). Поэтому и нужны эти размеры и называются они координирующими.

- Продолжим. Наношу размеры цилиндрического выступа.

- Координирующие размеры проставлять от края или от центра
цилиндра?

И наношу размеры основания.

Кроме того вы должны знать, что на чертеже обязательно должны быть

нанесены габаритные размеры. Сделаем это. Высота. Длина .

получается повтор размера. Нужно ли наносить этот размер? А ширину

детали указывать? Так может быть здесь есть еще лишние размеры?

Чтобы не заниматься такой работой, необходимо сразу представлять те

размеры, которые необходимо нанести на чертеже.

- Теперь поработаем с учебником. Откройте стр. 94 рис. 117. В
учебнике уже отмечено, что размеры на втором рисунке нанесены
неверно, давайте выясним, почему.

- (Выслушав ответы) А давайте допустим, что требования стандарта по
нанесению размеров здесь учли и указанные вами ошибки исправили.
Тогда получается хороший чертеж. Ведь так? Не совсем так. Кто в
конце концов будет пользоваться чертежом? Рабочий! Чертеж должен
легко читаться рабочим. Ему важно изготовить изделие, получив по
чертежу полные данные, он не должен заниматься дополнительными
подсчетами, иначе он потеряет время и может допустить ошибку.

А для того, чтобы чертеж соответствовал этому условию, мало нанести размеры с учетом формы детали, необходимо учитывать технологию ее изготовления.

  • Сейчас я, для примера, продемонстрирую вам, как на токарном станке
    изготавливаются тела вращения, т.е. предметы, имеющие
    цилиндрические, конические и другие подобные поверхности.
  • Объяснение по плакату.

5. Самостоятельная работа учащихся.

  • Тогда приступим к самостоятельной практической работе.
  • Задание: По наглядному изображению выполнить чертеж детали и нанести
    на нем размеры. Работу выполните в тетради на чистой странице в М1:1.
    Ваш чертеж должен содержать два вида. (Те, кто раньше других выполнит
    это задание, перечертите в тетрадь эту таблицу и заполните ее, вписав в
    пустые ячейки необходимые размеры). Приступаем к работе.
  • Текущий инструктаж.

6. Окончание занятия и подведение итогов.

(За 3 минуты до звонка) Заканчиваем работу и подведем итог сегодняшнего урока.

- Мы закрепили умение анализировать форму детали. (Отметить отд.
учащихся, объявить оценки). А также мы поняли, что для того, чтобы
чертеж был качественным, необходимо наносить на него размеры и с
учетом. и с учетом .

  • судя по тому, как вы выполняли самостоятельную работу, вы . усвоили
    это.
  • Посоветую.
  • А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание: §14, рис.194
    (а)/(в)М2:1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План-конспект урока ИЗО в 6 классе "Основы языка изображения"

Обобщающий урок- игра "Основы языка изображения" проводится в виде конкурса знатоков изобразительного искусства. Конкурс в несколько туров: теоретический, "Арт-лото", "Разгадай филворд", "Какая спрята.


План-конспект урока музыки "Формирование дыхания как основы резонансного пения".

План-конспект урока музыки "Формирование дыхания как основы резонансного пения".


план-конспект урока "О стихотворных размерах"

В 6 классе продолжаем работу над формированием понятия "стихотворный размер": на смену ямбу и хорею" приходят" дактиль, анапест, амфибрахий . В этой непростой для шестиклассников ситуации на помощь пр.


План-конспект урока "Создание геометрических композиций из готовых мозаичных форм" УМК Н.В.Макаровой

Цель урока:• закрепить у учащихся умение и навыки конструирования и моделирования в среде графического редактора.


План-конспект урока в 6 классе по теме "Школьная форма"


План конспект урока по обществознанию "Конституция РФ.Основы конституционного строя РФ" 9 класс.

План конспект урока может использоваться в курсе "Обществознания" 9 класс, в рамках темы "Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ". Материал позволяет сформировать представл.


План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы".

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы".




Каждый размер на чертеже указывают только один раз. В то же время чертеж должен содержать все размеры, необхо­димые для изготовления предмета.

На чертежах обязательно наносят габаритные размеры . Га­баритными называют размеры, определяющие предельные (наи­большие и наименьшие) величины внешних (и внутренних) очер­таний изделий.

Таким образом, габаритные размеры, которые всегда больше других, располагают дальше от изображения, чем остальные. Без габаритных размеров чертеж не закончен.

Размеры надо наносить так, чтобы удобно было читать чертеж и при изготовлении детали не выяснять что-либо путем подсчетов.

Размеры наносят, как правило, вне контура изображения и так, чтобы размерные линии по возможности не пересекались между собой. Цифры пишут над размерными линиями и с левой стороны размерных линий, тогда чертеж удобно читать.

Осевая (штрихпунктирная) линия должна выходить за контур изображения примерно на 3 мм и не пересекать размерное число.

Читайте также: