Он живой и светится конспект

Обновлено: 02.07.2024

Данный конспект урока составлен по учебно-методическому комплексу "Школа России" по литературному чтение по произведению Виктора Драгунского "Он живой и светится". При помощи этого материала преподаватели смогут взять для себя некоторые идеи при составлении урока. Также в данном конспекте урока представленные задания, которые помогут при реализации познавательных УУД.

Оценить 551 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное учреждение Свердловской области

Конструкт урока по литературному чтению

Выполнил(а):Вечтомова Я.В. 32н

Методист: Третьякова О.В._____________

Учитель: Черкасова Ю.В. ______________

Педагог-психолог: Иванюченко В.А._____

Перспективная цель: формирование у обучающихся навыков отзывчивого и доброго отношения к окружающим при чтении художественных произведений В. Ю. Драгунского.

Развивающая - развивать читательские умения (выделение главной мысли, смысловых частей), умения исполнения художественного текста; развивать коммуникативные навыки общения.

Воспитательная - воспитывать интерес к творчеству В.Ю. Драгунского.

Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): соотносить содержание рассказа с пословицей; понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, выборочное чтение, по цепочке); ориентироваться в учебной книге, её элементах; соотносить заголовок текста с содержанием.

Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке.

Личностные (соответствуют поставленным задачам): ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами; положительное отношение к предмету литературное чтение; осознание школьником значимости чтения и литературы для своего дальнейшего развития; интерес к чтению, к ведению диалога; чувства уважения; с гордостью относиться к произведениям русских писателей.

Оборудование: ПК, Доска, интерактивная доска, колонки, раздаточный материал.

Тип урока: открытие нового знания.

Вид урока: беседа.

Принципы: деятельности, психологической комфортности, доступности.

Методы, приемы: словесный, наглядный, практический, прием "прослушивание аудиозаписи".

Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

Мотивационный этап

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Создание положительной мотивации на урок

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Яна Витальевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Проверим вашу готовность к уроку. Все ли у вас лежит на парте: учебник, тетрадь, пенал, дневник.

-Ребята, как вы думаете нужно ли читать человеку книги и почему?

-А вы любите читать книги?

-Какие чувства вы испытываете при прочтении художественного произведения?

-Сегодня мы с вами будем изучать новое художественное произведение, которое заставит нас задуматься.

Доброжелательный настрой на урок

Проверяют готовность к уроку.

Ответы детей.

Личностные: чувства уважения; с гордостью относиться к произведениям русских писателей.

Актуализация знаний и целеполагание.

(Целеполагание и планирование деятельности)

Задача:определение направления работы с текстом на уроке

Определяется целенаправленность работы с художественным произведением

-Прежде чем начать изучать новое произведение, вспомним то что вы проходили на предыдущих уроках.

-Ребята, вспомните раздел который вы изучаете на уроках литературного чтения?

-Ребята, как вы думаете почему эти авторы и их произведения находятся в одном разделе?

- Верно, все эти писатели – натуралисты. Очень любили природу, наблюдали за жизнью растений и животных. В своих произведениях описывали эти наблюдения.

В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением

- Михаил Михайлович Пришвин, Иван Сергеевич Соколов-Микитов, Василий Иванович Белов, Виталий Бианки, Борис Житков, Виктор Петрович Астафьев.

-Эти авторы писали художественные произведения о животных, природе. Данная тема их объединяет.

Предметные: знание авторов.

Познавательные: проводить закономерность, выявление причинно-следственных связей.

Регулятивные: по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока.

Коммуникативные: формулировать ответы и выводы

Открытие нового знания

(Подготовка к восприятию.

Первичное восприятие)

Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста

Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие

-Для того чтобы узнать с каким автором мы сегодня с вами будем знакомиться вам нужно будетразгадать кроссворд. У вас на столах карточки с кроссвордом. Вам нужно с соседом по парте зачеркнуть буквы, которые повторяются, и вы узнаете фамилию писателя с произведением, которого мы сегодня познакомимся.

характеризовать персонажей по их поступкам и действиям.

кто такой светлячок;

мы научимся:

работать с текстом;

Необходимо запомнить

Виктор Юзефович Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки, песни. А с его Дениской Кораблевым дети познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.

Некоторые из случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя. Он сам сейчас пишет книги.

Рассказ – малый повествовательный жанр, небольшое прозаическое произведение.

Диалог - литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями между двумя и более людьми.

Ключевые слова

Рассказ, диалог, характеристика героев.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 - 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

На уроке мы узнаем кто такой светлячок.

Научимся работать с текстом.

Сможем характеризовать героев

Основное содержание урока

Знакомство с произведением В. Драгунского происходит в ходе просмотра видео, в котором диктор, читая рассказ, дает комментарии по его содержанию.

Текст рассказа.

Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы всё ещё не было.

И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались тёмные облака - они были похожи на бородатых стариков.

Мне захотелось есть, а мамы всё не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждёт меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял её сидеть на песке и скучать.

Комментарий.

Автор не случайно так описывает состояние мальчика. Читая о его переживаниях, мы понимаем, как скучал и очень переживал Дениска, как ему было тоскливо, неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Но, несмотря ни на что, Дениска старается найти объяснение тому, что мама задерживается.

Текст рассказа.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:

Мишка сел рядом и взял в руки самосвал.

- Ого! - сказал Мишка. - Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Её можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?

- Нет, домой не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.

Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало ещё темнее. Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придёт мама. Но она всё не шла. Видно, встретила тётю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лёг на песок.

Тут Мишка говорит:

- Не дашь самосвал?

Тогда Мишка говорит:

- Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса.

- Сравнил Барбадос с самосвалом.

- Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?

- Он у тебя лопнутый.

- Ты его заклеишь.

Я даже рассердился:

- А плавать где? В ванной? По вторникам?

Комментарий.

Диалог мальчиков позволяет нам сравнить их поступки и характеры:

Дениска – маленький и грустный. Ему одиноко, холодно и голодно. Он любит свою маму и терпеливо ждет ее, глядя на ворота. Не хочет расставаться с самосвалом, ведь его подарил ему папа перед отъездом.

Мишка – не замечающий состояния Дениски, видя перед собой только новую игрушку и любым путем старающийся завладеть ею. Получив отказ, продолжает выпрашивать ее, еще и показывая свою обиду.

Текст рассказа.

И Мишка опять надулся. А потом говорит:

- Ну, была не была! Знай мою добрость! На! И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял её в руки.

- Ты открой её, - сказал Мишка, - тогда увидишь!

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.

- Что это, Мишка, - сказал я шёпотом, - что это такое?

- Это светлячок, - сказал Мишка. - Что, хорош? Он живой, не думай.

Комментарий.

Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.

Дениска, в отличии от Мишки, видит не жука со светящимся брюшком, а маленькое чудо – крошечную звездочку.

Текст рассказа.

- Мишка, - сказал я, - бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму.

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой.

А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека. И я не мог ровно дышать, и я слышал, как быстро стучит моё сердце и чуть-чуть колет в носу, как будто хочется плакать.

И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.

Комментарий.

Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки. Свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества. Светлячок вызвал чувство заботы. Принес тепло и свет, то, что человек чувствует от взаимоотношений с мамой и тем самым отвлек Дениску от чувства одиночества.

Текст рассказа.

Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:

- Ну, как твой самосвал?

- Я, мама, променял его. Мама сказала:

- Интересно! А на что?

- На светлячка! Вот он, в коробочке живёт. Погаси-ка свет!

И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку.

Потом мама зажгла свет.

- Да, - сказала она, - это волшебство! Но всё-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?

- Я так долго ждал тебя, - сказал я, - и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.

Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

- А чем же, чем же именно он лучше?

- Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится.

Комментарий.

Дениска живого светлячка считал дороже мертвой игрушки, поэтому недоумевал, как мама не может этого понять: ведь он живой, он светится! И мама поняла сына. Она не стала ругать его, за то, что он поменял дорогую игрушку на крошечного жука, потому что поняла, насколько ценен для ее ребенка маленький живой светлячок по сравнению с покупной игрушкой.

А возможна ли дружба между Дениской и Мишкой?

- Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? Конечно, да. Дениска может научить Мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым и воспитанным человеком.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса. Найдите 4 слова по их значению.

1. Сыр из овечьего молока.

2-3. Государства в Америке, здесь: марки, выпущенные этими государствами.

Читайте также: