Пари чехов конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

познакомить с дополнительными способами форматирования текста:

расширить представление учащихся об использовании информационных технологий в учебном процессе;

способствовать развитию межпредметных связей.

Развивающие цели:

развивать монологическую речь;

развивать логический и алгоритмический стили мышления;

развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные цели:

приобщить к основам аналитической деятельности;

способствовать развитию у учащихся трудолюбия, чувства взаимопомощи;

воспитывать потребность качественного выполнения задания.

Оборудование: компьютеры, проектор.

Программное обеспечение : Windows XP, Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.

Ход урока

Вступительное слово учителя ИИКТ. В современном обществе наблюдается повышенный интерес молодого поколения к компьютерам. Поэтому сегодня мы хотим провести необычный урок литературы, на котором интерес к компьютеру, его уникальные возможности, а также знания и умения, полученные на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий позволят вам достаточно быстро осмыслить, достичь понимания и запоминания программного материала литературы.

При жизни Чехова рассказ был переведен на болгарский, венгерский, польский и сербскохорватский языки.

Учитель литературы. Спросить, почему именно этот отрывок выбран для анализа. Слово учителя о емкости слова. Слово у Чехова – слово-деталь.

Задание. Найти слова-детали (опорно-ключевые), которые помогут увидеть важность эпизода-письма в раскрытии темы и идеи рассказа, обозначить поднятую проблему в произведении.

Учитель ИИКТ. Найти и выделить в тексте опорно-ключевые слова, используя такие средства форматирования текста как выделение цветом, заливкой или рамкой.

(Ключевые слова: мудрость, мысль, мираж, бессмертие, ложь, правда, жизненный путь, презрение, небо, земля).

Дайте оценку этим понятиям: что из них является нравственной категорией, что философским понятием. (На доске плакат).

Учитель литературы. Среди данных слов есть ключевые понятия, помогающие увидеть позицию автора, поднятую им проблему в рассказе. Найти, опираясь на ключевые слова, поднятые проблемы, обосновать правильность выбора.

Учитель литературы. Найдите, на ваш взгляд, верный вариант поднятой проблемы. (Учащиеся предлагают вариант № 1).

Учитель литературы. Найдите в тексте доказательство верности выбранного варианта. Аргументируйте.

Учитель ИИКТ. Выделите в тексте аргументированные варианты и, используя средства форматирования текста, выделите их цветом.

А теперь убедимся в верности рассуждения. Сначала расскажите об особенностях профессии банкира и юриста.

Выстроим траекторию жизни героев: банкира и юриста. Посмотрим, как влияет профессия на их мировоззрение.

Учитель литературы. Комментирует.

Столкнулись две стороны жизни, две ее составляющие (духовное и материальное).

Духовное богатство вечно. Оно возвеличивает человека, раскрывает все его добродетели.

Материальное невечно. Оно, наоборот, обнажает все низменное в человеке.

Учитель литературы. Так в чем же смысл пари?

Человеческая жизнь имеет смысл в любых условиях. И никто не имеет права лишить человека жизни. Это право только у Бога. В этом и заключается позиция автора.

Учитель ИИКТ. Я надеюсь, что этот урок дал возможность добиться не только понимания предмета, но и умения применять и закреплять знания, полученные на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий, при изучении других предметов, а также понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в дальнейшей профессиональной деятельности.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Какой палач человечнее? Тот, который убивает вас за несколько минут, или тот, который вытягивает из вас жизнь на протяжении многих лет? На эти и другие вопросы ответят учащиеся 10-11 классов на уроке литературы по рассказу А.П.Чехова "Пари". Урок предназначен для классов профильного уровня. Через произведение учащиеся выйдут на философские вопросы, волнующие сегодня многих.

ВложениеРазмер
Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "Пари" 87 КБ

Предварительный просмотр:

для 10-11 класса (2 урока)

Фроловой Татьяны Владимировны,

учителя русского языка и литературы

10-11 класс (2 урока) (слайд 1)

- раскрыть тему и идею произведения;

- продолжить обучение анализу художественного произведения;

- развивать умения разрешения проблемной ситуации;

- развивать умение работать в группах и высказывать свою точку зрения;

- воспитывать стремление к духовно-нравственному совершенствованию личности.

Методы и приемы : беседа, создание проблемной ситуации, составление таблицы, характеристика героев, устное словесное рисование и т.п.

  1. Организационный момент
  2. Обращение к личному опыту .

- Любите ли вы спорить? (слайд 3)

- Как, в каких условиях происходит ваш спор?

- О чем вы спорите? Какие темы поднимаете?

- Какие синонимы можете подобрать к этому слову? (слайд 5)

- Как вам кажется, в чем будет заключаться пари в рассказе?

III . Чтение 1 части рассказа. (слайд 6)

- запишите ваши первые впечатления.

- Какие вопросы вы задаете себе после чтения начала рассказа?

- Возникал ли когда-нибудь подобный спор между вами?

- Какое окончание рассказа вы ожидаете?

IV. Чтение 2 части рассказа . (слайд 7)

- Ваши ощущения после прочтения 2 половины рассказа.

- Совпадает ли окончание рассказа с вашими представлениями? Неожидан ли для вас конец рассказа?

V. Беседа по тексту . (слайд 8)

- В каких условиях происходят события произведения?

- Кто является главным героем?

- Почему Чехов называет героев по их профессии и не упоминает имени?

- Что послужило толчком к развитию создавшейся ситуации?

- С помощью каких приемов характеризует своих героев писатель? (прямая

характеристика, их реплики)

Человек с жизненным опытом

Молодой человек, лет 25

Избалованный, нервный, не знавший счета своим миллионам, легкомысленный, в восторге от удачно заключенного пари

Ведет азартные биржевые игры, рискованно спекулирует, горячий, бесстрашный, самонадеянный, гордый богач

Любит деньги, алчный, готов променять свободу на деньги

Отношение к смертной казни и пожизненному заключению

Что ставит на кон

Ставит 2 миллиона – пустяк

Предположение о том, чем закончится пари

Жалость к юристу, снисхождение, уверенность в том, что тот не выдержит заключение.

Увеличение срока заключения с 5 до 15 лет

VII. Создание проблемной ситуации (слайд 11)

- Какой проблемный вопрос задает Чехов устами своих героев? (Какой палач человечнее? Тот, который убивает вас за несколько минут, или тот, который вытягивает из вас жизнь на протяжении многих лет?)

- Чью точку зрения поддерживаете вы в данный момент? Почему?

- На каких условиях было заключено пари? (составление схемы) . (слайд 13)

- надзор Юрист - музыкальный

- нельзя выходить за порог флигеля инструмент

в саду банкира - книги

- можно писать письма

- не видеть, не слышать людей окно - пить вино

- получать письма и газеты записка - курить табак

срок заключения: 12.00 14.11. 1870 – 12.00. 14.11.1885 . (слайд 14)

- Какую оценку, исходя из таблицы и схемы, вы могли бы дать поступку героев?

- Одобряете ли вы это пари?

Мысли, чувства, ощущения . (слайд 16)

Музыка (слайд 17)

Страдал от одиночества и скуки. Отказался от вина и табака, так как вино возбуждает желания, а это враги узника и нет ничего скучнее, как пить вино и никого не видеть. Табак же портит воздух. А табак

Слышались звуки рояля.

Книги легкого содержания: романы со сложной любовной интригой, уголовные и фантастические рассказы, комедии.

Читал только классику

Попросил вина, ел, пил, лежал на постели, зевал, сердито разговаривал сам с собой. Не раз плакал.

Книг не читал, но по ночам садился писать, писал долго и под утро разрывал все написанное на клочки.

вторая половина 6 года

Узнал 6 языков в совершенстве, испытывал счастье от того, что может понимать гениев.

Изучал языки, философию, историю, науки, так что банкир не успевал выписывать книги (за 4 года прочел около 600 томов)

Читал Евангелие неподвижно целый год, историю религий и богословие

последние два года

Вел себя как в море среди обломков корабля и, желая спасти себе жизнь, жадно хватался то за один обломок, то за другой.

Читал без разбора (естественные науки, Байрон, Шекспир, химия, медицинский учебник, роман, философский или богословский трактат)

- Проанализируйте, как меняются увлечения юриста в течение 15 лет. Какой год можно считать переломным? Почему? (слайд 19)

- Какая сторона жизни выходит для него на первый план?

IX. Сравнительная характеристика героев спустя 15 лет. (слайд 20-21)

Банкир средней руки, трепещет при всяком повышении или понижении бумаг.

На столе, на двух креслах, на ковре, возле стола, лежали раскрытые книги

Научился сидеть неподвижно, не похож на обыкновенных людей, скелет, обтянутый кожей, длинные женские кудри, косматая борода, цвет лица желтый с землистым оттенком, щеки впалые, спина длинная и узкая, рука тонка и худа, в волосах седина, старчески изможденное лицо

Чем занят в последнюю ночь перед окончанием срока пари?

Спит сидя, спокойно

- Какие изменения произошли в героях?

X. Составление линии жизненного пути и сопоставительный анализ писем . (слайд 22)

- Что звучит в этом письме? (ирония)

- Какие земные качества еще звучат в юристе? (Просьба о выстреле в саду, если его признают владеющим в совершенстве 6 языками. Стремление к тщеславию, признанию себя равным гениям)

- Что звучит в письме сейчас?

(отказ от земных благ, страстей)

- Что дали годы заключения юристу? (слайд 23)

- Произошло ли что-то в сознании банкира? Изменил ли он свое отношение к юристу?

- Кто, по-вашему, выиграл пари?

- Даром ли прошли годы заключения? Только ли для юриста стали они полезны? Вредны?

- Какую оценку сделали сами герои, судя по концу рассказа?

- Дает ли однозначный ответ спору сам автор, А.П.Чехов?

- Проследите жизненный путь героев.

Банкир : уверенный хозяин жизни ----- казнь – лучшее ------- желание доказать,

что он прав ------- азарт, риск ----- банкротство ------ желание смерти юриста ---- попытка покушения ----- духовное обнищание . (слайд 24)

Юрист: молодой, желание денег ----- любая, но жизнь ---- заключение ----- чтение книг и изучение языков ----- физическое старение ----- обретение духовной мудрости ----- отказ от денег ---- презрение ко всему, ощущение бренности и конечности бытия --- . (открытый финал) . (слайд 25)

Работа с образами-символами. (слайд 26)

- Какие вещи в рассказе приобретают символическое звучание? (Темная комната – душа, заржавевший замок: банкир не заглядывал в комнату 15 лет. Спичка зажженная и потухшая – надежда на возрождение. В темной комнате узника горела свеча в темноте – душа жива, познанием ее занимался все 15 лет)

- Как можно определить основную идею произведения? (главный вопрос заключается не в том, кто выиграл пари или проиграл, а в вопросе о назначении человека в этом мире) . (слайд 27)

- Можно ли дать однозначный ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале?

- Можно ли сказать, что аскетичный образ жизни возвышает человека?

- Почему же юрист отрицает всех и вся?

- На чьей стороне вы?

- Изменилось ли ваше мнение? Почему?

- В чем истинное назначение человека?

XI. Подведение итогов.

- Как сегодня решается вопрос о смертной казни и пожизненном заключении в нашей стране? В мире? (слайд 28)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

2. Предмет – литература

3. Дата проведения – 22.10.2010 год.

4. Продолжительность – 40 минут

6.Тип урока – урок-размышление

7. Образовательные цели:

- найти и осмыслить поднятые проблемы в рассказе;

- увидеть позицию автора и выразить свое личное отношение к изображенному;

- обучить составлению психологического портрета;

- контекстуальный анализ эпизода.

Развивающие цели:

- развить монологическую речь;

- развить логический стиль мышления;

- развить творческие способности учащихся.

Воспитательные цели:

- приобщить к основам аналитической деятельности;

- воспитать потребность качественного выполнения задания.

8. Задачи:

- образовательные – углубить знания учащихся о творчестве А.П.Чехова;

- развивающие – 1.формировать навыки анализа эпизода в контексте рассказа;

2.приобщение учащихся к последовательной работе;

3.развить монологическую речь и логическое мышление;

- воспитательные – воспитание развитой, духовно богатой, нравственной личности.

9. Основной дидактический метод: аналитическая беседа, работа с текстом, анализ эпизода.

Организационная структура урока

Организационный момент

- Ребята, сегодня нам выпало счастье вновь встретиться с замечательными русскими писателями А.П.Чеховым – непревзойденным мастером короткого рассказа.

Учитель объявляет тему, цели урока, демонстрирует портрет писателя, эпиграф. Настраивает класс на творческую работу.

Учебная ситуация с эмоционально-образной основой.

- Как вы относитесь к изоляции от общества? Но не вынужденной, а добровольной?

Слово учителя . Итак, речь в рассказе идет о странном пари, заключенном между банкиром и молодым юристом, обязавшимся доказать личным примером, что многолетнее заключение, изоляция от общества – не такое уж страшное наказание.

- Как вы думаете, выдержит ли юрист столь долгое заключение?

Новая тема

а) В течение 15 лет банкир обеспечивал своего добровольного узника всем необходимым и теперь, за несколько часов до истечения установленного срока, не мог не признать, что пари им будет вот-вот проиграно и придется выплатить обещанные два миллиона. За годы, проведенные в наглухо закрытом флигеле, юрист изучил 6 языков, проштудировал 10 учебников и научных трудов по самым разным дисциплинам и прочитал сотни всевозможных книг. Наутро заключенный выйдет на свободу, получит выигранные деньги и – банкир останется нищим. Постаревший банкир ночью тайно прокрался к флигелю и…

И тут – не предупредив об этом заранее! – учитель прерывает чтение.

Задание: написать или рассказать, что было дальше.

Через несколько минут идет обратная связь (3-4 человека).

Слово учителя . Чехову неизменно удается обмануть наши ожидания. Чеховский герой действительно отказывается от выигрыша, но оставляет поразительное по содержанию письмо, заставляющее его тюремщика – банкира заплакать.

Отрывок из данного письма мы и будем анализировать в контексте рассказа (слайд номер 1 на экране, раздаточный материал в руках у каждого учащегося).

- Почему именно этот отрывок выбран для анализа? (емкость слова, слово у Чехова – деталь)

Задание. Прослушать слова Л.Н.Толстого и ответить на вопрос.

- Что подчеркивает Лев Николаевич? (виртуозное владение словом)

Задание. Найти слова – детали (опорно-ключевые), которые помогут увидеть важность эпизода-письма в раскрытии темы и идеи рассказа, обозначить поднятую проблему в произведении (2 мин). Сравнить со словами, выделенными на экране (слайды 2,3).

Определить значения слов нравственный и философский (нравственный – относящийся к сознанию, к внутренней жизни человека; философский – относящийся к мировоззрению; философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления).

Задание. Заполнить таблицу.

- Что из этих понятий является нравственной категорией, что философским понятием? (слайд №4)

- Внимание на экран. Проверьте, все ли слова вы записали правильно, обоснуйте свой ответ.

Среди данных слов есть ключевые понятия, помогающие увидеть позицию автора, поднятую им проблему в рассказе.

Задание. Найти, опираясь на ключевые слова, поднятые проблемы, обосновать правильность выбора (слайд №5)

Найдите, на ваш взгляд, верный вариант проблемы (слайд №6) и доказательства верности выбранного варианта (текст). Аргументируйте (слайд №7).

- А теперь давайте убедимся в верности рассуждения.

- В чем особенности профессии банкира и юриста?

- Как влияет профессия на их мировоззрение?

- Выстроим траекторию жизни героев (слайды №8, 9)

Слово учителя . Столкнулись две стороны жизни, две ее составляющие: духовное и материальное. Духовное богатство вечно. Оно возвеличивает человека, раскрывает все его добродетели. Материальное невечно. Оно, наоборот, обнажает все низменное в человеке.

Просмотр фрагмента №2 фильма (финал, который додумал В.Мотыль)

Выводы по уроку.

- Так в чем же смысл пари?

Человеческая жизнь имеет смысл в любых условиях. И никто не имеет права лишить человека жизни. Это право только у Бога. В этом позиция автора.

Подготовка к домашнему заданию.

Чтение притчи о смысле жизни (текст притчи).

- А что такое притча? (иносказательный рассказ с нравоучением)

Притча о смысле жизни.

Однажды, по пути домой, Хинг Ши повстречался с человеком, который куда-то настолько сильно спешил, что, обгоняя по пути мудреца, случайно задел его плечом. Тот в свою очередь спокойно и вежливо обратился к нему с вопросом:

- Скажи, почтенный человек, куда это ты так спешишь, что ничего не замечаешь на своем пути?

- Прошу прощения, - сказал человек, не сбавляя шагу, - спешу я потому, что занят поиском смысла жизни и не имею права промедлять, пока цель моя не достигнута.

- Что же, - промолвил Учитель, – я слышал об одном человеке, который искал всю свою жизнь этот смысл.

- Надеюсь, истина открылась ему? – полюбопытствовал нетерпеливый попутчик.

- Да, он умер просветленным, успев шепнуть тем, кто был рядом то, что понял лишь умирая, - ответил Хинг Ши.

- И что же он сказал?

- Он сказал, что смысл жизни – это выбор…

- Что же спасибо тебе за беседу, - сказал человек, поклонился мудрецу и почти бегом продолжил путь.

- …выбор, либо жить, либо всю жизнь потратить на поиски этого самого смысла, - закончил мудрец, но его слова прозвучали уже в пустоту. Случайный попутчик был уже слишком далеко. Он спешил.

Домашнее задание . Придумать свою притчу о смысле жизни.

Самоанализ урока.

Характеристика класса.

В классе 21 человек. Качество знаний по литературе составляет 80%. Класс на уроках в меру активен, учащиеся готовятся к урокам, хорошо размышляют, умеют самостоятельно работать с текстом, заинтересованы в успехе.

Триединая цель, тип и структура урока (см.конспект)

Цели: - проверить умение ориентироваться в незнакомом тексте;

- найти и осмыслить позицию автора;

- найти и осмыслить поднятые проблемы;

- обучить составлению психологического портрета и др.

Длительность этапа 20 минут

Основной вид деятельности демонстрация слайдов №2-9,

со средствами ИКТ фрагмент №2 фильма

Основной дидактический метод аналитическая беседа

Функции учителя на информационная,

данном этапе корректирующая,

Основные виды Задает вопросы,

деятельности преподавателя демонстрирует слайды,

ответы учащихся, проводит

Основные виды Отвечают на вопросы, выполняют

деятельности учащихся задания, работают с

подчеркивают ключевые слова,

находят проблемы, поднятые

Промежуточный контроль Найти основную проблему

и аргументировать свой вывод.

Как другие этапы работали на данный этап.

Другие этапы помогали в реализации поставленных целей и задач, побуждали учащихся эмоционально включиться в учебную ситуацию, понять принципы работы с незнакомым текстом.

Учебный материал использовался в целях всестороннего развития личности.

Учащиеся работали активно (=70%), с интересом, пониманием, что от них требуется на том или ином этапе.

Урок способствовал формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенции учащихся.

Необходимо продолжить работу над включением всех учащихся в процесс урока, над речевой компетентностью учащихся, над умением публично выступать с монологической речью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какой палач человечнее? Тот, который убивает вас за несколько минут, или тот, который вытягивает из вас жизнь на протяжении многих лет? На эти и другие вопросы ответят учащиеся 10-11 классов на уроке литературы по рассказу замечательного классика А.П.Чехова "Пари".

для 10-11 класса (2 урока)

Фроловой Татьяны Владимировны,

учителя русского языка и литературы

10-11 класс (2 урока) (слайд 1)

- раскрыть тему и идею произведения;

- продолжить обучение анализу художественного произведения;

- развивать умения разрешения проблемной ситуации;

- развивать умение работать в группах и высказывать свою точку зрения;

- воспитывать стремление к духовно-нравственному совершенствованию личности.

Методы и приемы: беседа, создание проблемной ситуации, составление таблицы, характеристика героев, устное словесное рисование и т.п.

Обращение к личному опыту.

Чтение 1 части рассказа.

Чтение 2 части рассказа

Беседа по тексту.

Создание проблемной ситуации

Сравнительная характеристика героев спустя 15 лет.

Составление линии жизненного пути и сопоставительный анализ писем

Организационный момент

Обращение к личному опыту.

- Любите ли вы спорить? (слайд 3)

- Как, в каких условиях происходит ваш спор?

- О чем вы спорите? Какие темы поднимаете?

- Какие синонимы можете подобрать к этому слову? (слайд 5)

- Как вам кажется, в чем будет заключаться пари в рассказе?

III. Чтение 1 части рассказа. (слайд 6)

- запишите ваши первые впечатления.

- Какие вопросы вы задаете себе после чтения начала рассказа?

- Возникал ли когда-нибудь подобный спор между вами?

- Какое окончание рассказа вы ожидаете?

IV. Чтение 2 части рассказа. (слайд 7)

- Ваши ощущения после прочтения 2 половины рассказа.

- Совпадает ли окончание рассказа с вашими представлениями? Неожидан ли для вас конец рассказа?

V. Беседа по тексту. (слайд 8)

- В каких условиях происходят события произведения?

- Кто является главным героем?

- Почему Чехов называет героев по их профессии и не упоминает имени?

- Что послужило толчком к развитию создавшейся ситуации?

- С помощью каких приемов характеризует своих героев писатель? (прямая

характеристика, их реплики)

Человек с жизненным опытом

Молодой человек, лет 25

Избалованный, нервный, не знавший счета своим миллионам, легкомысленный, в восторге от удачно заключенного пари

Ведет азартные биржевые игры, рискованно спекулирует, горячий, бесстрашный, самонадеянный, гордый богач

Любит деньги, алчный, готов променять свободу на деньги

Отношение к смертной казни и пожизненному заключению

Что ставит на кон

Ставит 2 миллиона – пустяк

Предположение о том, чем закончится пари

Жалость к юристу, снисхождение, уверенность в том, что тот не выдержит заключение.

Увеличение срока заключения с 5 до 15 лет

VII. Создание проблемной ситуации (слайд 11)

- Какой проблемный вопрос задает Чехов устами своих героев? (Какой палач человечнее? Тот, который убивает вас за несколько минут, или тот, который вытягивает из вас жизнь на протяжении многих лет?)

- Чью точку зрения поддерживаете вы в данный момент? Почему?

- На каких условиях было заключено пари? (составление схемы). (слайд 13)

- надзор Юрист - музыкальный


- нельзя выходить за порог флигеля инструмент

в саду банкира - книги

- можно писать письма

- не видеть, не слышать людей окно - пить вино

- получать письма и газеты записка - курить табак

срок заключения: 12.00 14.11. 1870 – 12.00. 14.11.1885 . (слайд 14)

- Какую оценку, исходя из таблицы и схемы, вы могли бы дать поступку героев?

- Одобряете ли вы это пари?

Мысли, чувства, ощущения. (слайд 16)

Музыка (слайд 17)

Страдал от одиночества и скуки. Отказался от вина и табака, так как вино возбуждает желания, а это враги узника и нет ничего скучнее, как пить вино и никого не видеть. Табак же портит воздух. А табак

Слышались звуки рояля.

Книги легкого содержания: романы со сложной любовной интригой, уголовные и фантастические рассказы, комедии.

Читал только классику

Попросил вина, ел, пил, лежал на постели, зевал, сердито разговаривал сам с собой. Не раз плакал.

Книг не читал, но по ночам садился писать, писал долго и под утро разрывал все написанное на клочки.

вторая половина 6 года

Узнал 6 языков в совершенстве, испытывал счастье от того, что может понимать гениев.

Изучал языки, философию, историю, науки, так что банкир не успевал выписывать книги (за 4 года прочел около 600 томов)

Читал Евангелие неподвижно целый год, историю религий и богословие

последние два года

Вел себя как в море среди обломков корабля и, желая спасти себе жизнь, жадно хватался то за один обломок, то за другой.

Читал без разбора (естественные науки, Байрон, Шекспир, химия, медицинский учебник, роман, философский или богословский трактат)

- Проанализируйте, как меняются увлечения юриста в течение 15 лет. Какой год можно считать переломным? Почему? (слайд 19)

- Какая сторона жизни выходит для него на первый план?

IX. Сравнительная характеристика героев спустя 15 лет. (слайд 20-21)

Банкир средней руки, трепещет при всяком повышении или понижении бумаг.

На столе, на двух креслах, на ковре, возле стола, лежали раскрытые книги

Научился сидеть неподвижно, не похож на обыкновенных людей, скелет, обтянутый кожей, длинные женские кудри, косматая борода, цвет лица желтый с землистым оттенком, щеки впалые, спина длинная и узкая, рука тонка и худа, в волосах седина, старчески изможденное лицо

Чем занят в последнюю ночь перед окончанием срока пари?

Спит сидя, спокойно

- Какие изменения произошли в героях?

X. Составление линии жизненного пути и сопоставительный анализ писем. (слайд 22)

- Что звучит в этом письме? (ирония)

- Какие земные качества еще звучат в юристе? (Просьба о выстреле в саду, если его признают владеющим в совершенстве 6 языками. Стремление к тщеславию, признанию себя равным гениям)

- Что звучит в письме сейчас?

(отказ от земных благ, страстей)

- Что дали годы заключения юристу? (слайд 23)

- Произошло ли что-то в сознании банкира? Изменил ли он свое отношение к юристу?

- Кто, по-вашему, выиграл пари?

- Даром ли прошли годы заключения? Только ли для юриста стали они полезны? Вредны?

- Какую оценку сделали сами герои, судя по концу рассказа?

- Дает ли однозначный ответ спору сам автор, А.П.Чехов?

- Проследите жизненный путь героев.

Банкир: уверенный хозяин жизни ----- казнь – лучшее ------- желание доказать,

что он прав ------- азарт, риск ----- банкротство ------ желание смерти юриста ---- попытка покушения ----- духовное обнищание. (слайд 24)

Юрист: молодой, желание денег ----- любая, но жизнь ---- заключение ----- чтение книг и изучение языков ----- физическое старение ----- обретение духовной мудрости ----- отказ от денег ---- презрение ко всему, ощущение бренности и конечности бытия --- . (открытый финал) . (слайд 25)

Работа с образами-символами. (слайд 26)

- Какие вещи в рассказе приобретают символическое звучание? (Темная комната – душа, заржавевший замок: банкир не заглядывал в комнату 15 лет. Спичка зажженная и потухшая – надежда на возрождение. В темной комнате узника горела свеча в темноте – душа жива, познанием ее занимался все 15 лет)

- Как можно определить основную идею произведения? (главный вопрос заключается не в том, кто выиграл пари или проиграл, а в вопросе о назначении человека в этом мире). (слайд 27)

- Можно ли дать однозначный ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале?

- Можно ли сказать, что аскетичный образ жизни возвышает человека?

- Почему же юрист отрицает всех и вся?

- На чьей стороне вы?

- Изменилось ли ваше мнение? Почему?

- В чем истинное назначение человека?

XI. Подведение итогов.

- Как сегодня решается вопрос о смертной казни и пожизненном заключении в нашей стране? В мире? (слайд 28)

1. Прочтите определение слова пари (см. Приложение 1) и напишите к нему слова-ассоциации, постарайтесь набрать не менее 10-12 слов.
Чтение вслух слов-ассоциаций, дописывание своих лексических рядов.

4. Теперь пришло время познакомиться с текстом чеховского произведения. По ходу чтения, которое мы будем периодически прерывать, чтобы обсудить с вами некоторые вопросы, заполняйте постепенно таблицу (см. Приложение 2, рабочие листы учащихся).

Чтение первого отрывка рассказа.

5. Ответьте письменно на вопросы:

– Кто предложил пари?
– Какое пари будет заключено?
– Каковы условия договора?
– Какова цена выигрыша?
– Почему возникает ситуация пари?

6. Чтение следующего отрывка учителем. Учащиеся продолжают по ходу чтения заполнять таблицу.

7. Напишите, что могло произойти с юристом и банкиром за эти пятнадцать лет, как они их прожили? А чем бы вы сами заполнили эти годы, окажись на месте юриста?

8. Продолжение знакомства с текстом рассказа и заполнение таблицы.

9. Что же мог написать в своём письме узник? Выскажите свои предположения. Можете даже написать свой вариант письма.

Учащиеся читают ответы.

10. Читаем рассказ до конца.

12. Составление блока проблемных вопросов ( 5-7 ), работающих на анализ рассказа.
Какие вопросы возникли у вас после знакомства с произведением? (Вопросы любые: касающиеся сюжета, конфликта рассказа, вопросы к Чехову, к жизни, к самим себе.)
После составления вопросов учащиеся читают их в парах и выбирают один-два вопроса, чтобы озвучить на класс. Учащиеся дописывают в свои листы понравившиеся, важные, с их точки зрения, вопросы. Помогают изменить формулировку вопроса, если она не достаточна удачна. (См. Приложение 3)

Во имя чего мы занимались этим рассказом? (Короткие устные ответы каждого учащегося).

14. Домашнее задание:

Напишите сочинение по рассказу, ответьте в нём на следующие вопросы:

Читайте также: