Повседневная жизнь древних греков план конспект

Обновлено: 05.07.2024

Предлагаю конспект урока в 5 классе по истории дневнего мира, тема "Повседневная жизнь древних греков".

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью греческого общества; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, формировать несложные выводы, обобщать отдельные факты.

Учебное пособие: ноутбук, проектор, карточки с терминами.

Вывод урока: В повседневную жизнь греков включались элементы различных искусств: пения, музыки, танца. В древнегреческой семье большое внимание уделялось воспитанию и обучению детей.

Урок очень эффективен в изучении раздела "Культура древней Греции"

Предмет: История
Категория материала: Конспекты
Класс: 5 класс
Автор: Цомаева Алла Дзамболатовна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 40.57 Kb

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Технология развивающего обучения. Технология проектирования учебной деятельности.

Обучающая: создать условия для знакомства учащихся с повседневной жизнью греков: устройством греческого дома, одеждой древних греков, их трапезой, распорядком дня афинского гражданина и жизнью женщины; сформировать, представление об образе жизни древних греков.

Развивающая: развитие опыта рефлексивной деятельности учащихся, формирование исторического мышления, умения работать с дополнительной литературой, документами, рисунками и схемами, развитие умений работы в группе, формирование познавательного интереса.

Воспитательная: воспитание у учащихся толерантности, чувства взаимопомощи, ответственности

Метапредметные:

Предметные умения

- применять полученные знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего региона, своей страны

Личностные:

- формировать эстетического отношения к миру, компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Личностные УУД: осваивать новые социальные роли и правила, осознавать свои эмоции

Регулятивные УУД: работать по плану, сверяясь с целью, предлагать решения учебных задач

Коммуникативные УУД: развивать у учащихся умения ориентироваться в информационном потоке, полно и точно выражать свои мысли; оценивать работу группы

Познавательные УУД: умения анализировать и находить необходимую информацию, делать выводы

Организация пространства

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Учебник, дополнительные тексты, документы

Технические средства обучения

Компьютер, ЭОР

Медиапроектор

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Активизация деятельности и сосредоточение внимания

Мотивация для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

Используя ключевые слова, определить цели урока и пути решения достижения цели

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения

Обеспечение освоения новых знаний

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями (используя лист самооценки)

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

умение организовать свою работу

умение слушать учителя и одноклассников

делать свой личный выбор

Самопроверка, настрой на работу.

II. Актуализация знаний

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений

На экране изображения со сценами из древнегреческого быта (материалы ЭОР)

Учащимся предлагается ознакомиться с изображениями повседневного быта древних греков, после чего они отвечают на вопрос:

- Что мы сегодня будем изучать?

Учащиеся анализируют изображения, отвечают на вопрос.

- Одежду, жилище, еду.

III. Формулирова-ние проблемы, планирование деятельности

отбор необходимой информации из ранее изученного материала, выдвижение гипотез.
Коммуникативные : умение вести диалог.

формулирование проблемы (цели урока), планирование деятельности на уроке.

Создает проблемную ситуацию:

- Давайте закроем глаза и повторим за мной волшебные слова:

Мимо белого тумана,

Мимо стран и городов,

По лесам и океанам,

Мы летим среди миров.

Тише, тише, раз, два, три:

Открывай глаза – смотри!

Мы с вами в Древней Греции, посмотрите вокруг, люди закончили утренние работы и спешат домой - укрыться от дневного зноя. Дома вокруг двухэтажные, кто-то даже забирается по лестнице, чтобы попасть в дом. Мимо пробежали мальчишки, одеты они смешно, на них короткие платьица, сандалии с длинными ремешками. Вокруг ни автомобилей, ни заводов. Что же необычного и удивительного мы увидели?

А сможет ли древний грек комфортно пожить в нашем городе сегодня 2-3 дня, а мы в Древней Греции? Что же нужно сделать, чтобы понять как жили древние греки? Чтобы достичь поставленной цели нам необходимо провести небольшое исследование. Для этого мы должны выполнить задания в группах.

Проговаривает, что для успешного выполнения задания необходимо спланировать свою деятельность (последовательность действий), а также проверить соответствует ли полученный вами результат цели урока.

1) активными, собранными;

2) сосредоточиться на выполнении задания в группах, при выполнении заданий в группе помогать друг другу.

Обращает внимание на критерии при выставлении отметок.

После постановки проблемы формулируют цель: выявить особенности и отличия повседневной жизни греков от современной

VI. Открытие нового знания

Познавательные : осмысление прочитан-ной информации, выде-ление необходимой информации.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, работать в группе.

умение внимательно слушать, определение последовательности действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий.

Учащимся предлагается разделиться на 4 группы.

Предварительно, проводит инструктаж по подготовке к уроку.

Каждой группе дается задание на 7 минут, итогом которого должна стать мини-презентация своей деятельности. Время на выступление каждой группы отводится 3-4 минуты.

После выступления группы другим учащимся предлагает задать вопросы группе.

Группа 1. Жилища древних греков.

Задание: рассмотреть жилище и обустройство дома жителей полиса. На основании этого необходимо сделать выводы о положении населения в Афинах.

Группа 2. Одежда древних греков.

Задание: Рассмотреть виды типичной мужской и женской одежды.

Группа 3. Трапеза и еда древних греков

Задание: вспомнить основные занятия афинян и составить меню гражданина полиса

Группа 4. Быт женщины

Женщины Древней Греции всегда были вовлечены в собственную культуру, включающую в себя семейный очаг и воспитание детей.

Задание: изучить материалы и раскрыть положение женщины в Древней Греции.

Физкультминутка

Каждая группа формулирует свою задачу.

Используют заранее подготовленные (презентации, видео, рисунки), раздаточные материалы, документы.

Учащиеся изучают материалы, на основании этого заполняют задание, данное для группы. (на 2 изображениях жилищ зажиточного гражданина полиса и бедняка отметить основные термины).

Учащиеся изучают материалы, на основании этого создают мужской и женский образ (для этого дана ткань).

После презентации своей деятельности, учащиеся должны сформулировать вывод об особенностях одежды афинян и ее связь с природно-климатическими условиями.

Представление меню и трапезы древнего афинянина. Учащиеся форму-лируют вывод: взаимосвязь рацио-на греков с природно-клима-тическими условия-ми и их занятиями.

Рассмотрение, анализ материала, составление презен-тации – сценка между мужчиной и женщиной

После выступления учащиеся формули-руют вывод: роль женщины - домашний очаг и воспитание детей, ограничение в гражданских правах.

После представления работы группы, учащиеся должны сформулировать вывод об особенностях одежды афинян и ее связь с природно-климатическими условиями.

V. Применение новых знаний.

анализ и обобщение, умение делать выводы;

принятие учебной задачи, в сотрудничестве с учителем и классом находят решение учебной задачи

осознание своих эмоций;

освоение новых социальных ролей и правил

Предлагает учащимся выполнить тест.

VI. Рефлексия. Выставление отметок

оценка степени и способов достижения цели, нахождение и исправление ошибок;

осознание своих эмоций, аргументированная оценка своей деятельности

По окончании выступлений всех групп предлагает оценить работу в оценочном листе.

Просит выборочно некоторых учащихся прокомментировать выставленные отметки.

Что узнали нового?

Что особенно удивило?

Давайте вспомним цель нашего урока, удалось ли группам выполнить задания в соответствии с целью?

Достигнута ли цель, поставленная в начале урока?

Какие ошибки допустили?

Благодарит за работу на уроке. Дает свою оценку выполненной за урок работе.

Оценивают свою работу, работу группы и проводят взаимооценку.

Комментируют выставленные отметки (по

критериям, данным в начале урока). В итоге каждый ученик получает отметку за работу на уроке

VII. Информация о домашнее задание

§ 32, вопросы 1-2, повышенный и средний уровень - задание 3 в рабочем листе; базовый уровень рабочий лист задание 1, По желанию вопросы 3,4, рабочий лист задание 4


На уроке учащиеся знакомятся с жизнью греческого общества, продолжают формирование умений анализировать исторические документы, формировать несложные выводы, обобщать отдельные факты.

Описание разработки

познакомить учащихся с жизнью греческого общества;

продолжить формирование умений анализировать исторические документы, формировать несложные выводы, обобщать отдельные факты.

Изучение новой темы.

Слайд №1 название темы. Запись в тетради.

На уроке мы должны, выяснить: какая повседневная жизнь была у греков, и что для них являлось главным, чему они уделяли большое внимание.

Какую одежду вы носите?

Слайд №2. Вид на набережную.

- Древние греки носили простую одежду, которая не стесняла движений тела и соответствовала жаркому климату. Красота одежды заключалась в изяществе драпировки, эту работу выполняли слуги.

Слайд №3 мужская и женская одежда.

Искусство одевания и умения носить одежду входило в обязательный курс обучения молодежи. Как вы думаете, почему?

Слайд №4 мужская одежда.

Одежда состояла из нижней и верхней одежды.

Нижняя одежда называлась хитон (одежда из одного или 2 кусков ткани)

скрепленных на плечах и на талии поясом. Длина хитона зависела от возраста его владельца: молодежь короткий, пожилые длинный хитон.

Сверху надевали плащ – гиматий (из прямоугольного куска ткани).

Слайд №5 мужчины в гиматиях.

В Спарте мужчины носили только плащ – гиматий.

Вспомните историю Спарты.

Как вы думаете почему?

Слайд №6 женская одежда.

Женщины также носили хитон, скрепленный на плечах двумя небольшими застежками – фибулами и поясом на талии.

Также носили шляпы, на ногах сандалии.

Мех не носили, считая его отличительным признаком дикарей.

Жилище. Слайд №7 вид города.

Что вы обычно делаете в выходные дни?

- Греки были общительные, с удовольствием ходили на рынок, в театр, на собрании. Однако их домашняя жизнь была скрыта за стенами их дома.

Слайд №8 домик грека.

Какие комнаты есть у вас в ваших домах, квартирах?

Слайд №9 интерьер дома.

- Также и у греков в домах были ванные комнаты, канализация, водопровод.

Найдите в учебнике на странице 166, что располагалось у дома греков?

У богатых дома были шикарные с множеством комнат, бассейнами, с садами. Но большинство жителей ютились в крохотных домишках из двух комнат.

Задание: найди греческий дом. Слайд №10 задание.

Почему вы сделали такой выбор? Докажите свою правоту.

Слайл№11 пир в греческом доме.

Сколько раз вы в день едите? И что вы едите?

Греки обычно принимали пищу два раза: в полдень и на закате солнца.

В обычные дни питались в основном овощами. В праздники ели рыбу, птицу, вина, фрукты, хлеб.

Давайте представим себе греческий пир.

Как вы думаете, что давало море грекам?

Какие продукты давало разведение скота?

А какие продукты земледелие?

Задание: Составьте меню греческого пира. Слайд №12 задание.

Найдите в тексте учебника на странице 168, чем развлекали гостей на пиру?

Семья. Слайд №14 гречанка за работой.

Из каких членов семьи состоят ваши семьи? Какие обязанности у членов вашей семьи?

Точно также и у греков.

Большую часть свободного времени грек проводил вне дома, он воевал, торговал, участвовал в заседаниях собрания.

Женщина подчинялась мужу, на ней лежала ответственность за ведение домашнего хозяйства: она руководила рабынями, пряла, ткала, воспитывала детей.

Девочек обучали дома: читать, писать, ведению домоводства, ткачеству.

Слайд №15 педагог.

Мальчики воспитывались матерью до 7 лет, а потом передавались под надзор педагогу – раба или рабыни, которые сопровождали мальчика в школу и следили за его поведением на улице.

Какое значение имеет современное слово педагог?

В школах учили читать, писать, считать, рисовать, играть на музыкальных инструментах. Писали на дощечках натертые воском. Буквы писали металлической или костяной палочкой – стиль.

Слайд №17 палестра.

С 12 лет мальчики посещали ещё одну школу палестра где их учили гимнастики – борьбе, бег, прыжки, метание копья и диски.

К 16 годам обучение заканчивалось. Более богатые могли обучаться дальше в философских школах.

Давайте прикрепим еще новые слова термины на дерево знаний.

Сегодня на уроке вы узнали много новых слов, эти новые термины выросли на нашем дереве знания. Давайте поиграем. Кто даст определение новым словам?

Конспект урока по истории на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок "Жизнь в греческом городе" позволяет реализовать культурно-исторический подход в изучении истории. Цель урока - формировать представления обучающихся о повседневной жизни древних греков, их одежде, жилище, традициях. Тип урока - комбинированный. В ходе урока обучающиеся работают над проблемой - определить, в чем отличие жизни древних греков от повседневной жизни современного человека.Урок "Жизнь в греческом городе" разработан по учебнику "История. Древний мир". Уколова В.И.

Читайте также: