В я ерошенко сказка умирание ивы конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.

Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.

А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели.

И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.

И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум

Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку. - Ага, попалась, рыбка! — крикнула громко одна из девочек.

И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством.

Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.

Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала: - Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала? И Инна ответила:

- Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет… Теперь мы уследим.

2. Работа с текстом

В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?

1.Автор текста рассказывает о драматическом эпизоде из жизни своей сестры.

2.Автор посвящает свой текст раздумьям о голодном детстве детей военного времени.

3.Автор в своем тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.

4.Автор в своем тексте говорит о преступном равнодушии взрослых – воспитателей детдома.

Почему автор называет Люсеньку маленькой? На что указывает это определение?

Как бы вы озаглавили теперь этот рассказ?

напишите письмо от имени одной из девочек, в котором она просит прощение у Люсеньки за свое равнодушие.

1. Слово о писателе

Родина Василия Яковлевича Ерошенко слобода Обуховка Старооскольского уезда Курской губернии (ныне Белгородской области). Он родился 12 января 1890 года и известен в нашей стране и за ее пределами как писатель, талантливый переводчик, просветитель. Трагично и счастливо сложилась его судьба. В четыре года, после болезни, Василий ослеп. Однако этот недуг не погасил стремления мальчика к знаниям. В девять лет он поступил в Московскую школу для незрячих. После ее окончания занимается эсперанто, а вскоре отправляется в Англию – для продолжения образования в Королевской школе для слепых.

В 1914 году Василий Яковлевич уезжает в Японию и некоторое время живет в этой стране: изучает язык, историю, обычаи, занимается литературной деятельностью, публикуя на японском языке статьи, сказки, рассказы. Преподает в университете города Токио, выступает с лекциями по вопросам движения эсперантистов. Затем отправляется в Таиланд, Индию, где изучает языки этих стран, собирает и обрабатывает образцы национального фольклора, работает в школах для слепых детей.

Литературное наследие произведений В. Я. Ерошенко проникнуто любовью к людям, верой в торжество человечности, свободу и равенство, осуждение несправедливости и зла.

Вся жизнь писателя, публициста, каждое его движение, каждый шаг связан с людьми, помогает расширить знания о своих соотечественниках, внести и дополнить знания о жизни простого народа Японии и Китая. Большая любовь к людям, искренняя забота о их счастье, свободе, дружбе, – все, чему посвятил свою жизнь наш замечательный земляк – это сущность его произведений и никогда не будет забыто.

Свои последние дни Ерошенко доживал в родной Обуховке. Зная, что приговорен тяжелой болезнью в смерти, много работал. Умер Василий Яковлевич в 1952 году. Здесь же, на обуховском кладбище, его могила.

О Василии Яковлевиче Ерошенко можно писать и писать. Много сказано уже сейчас, но многие моменты его жизни ждут своих исследователей.

Весенний ветерок проносился по нашему саду. Он трогал вежливо деревья, завороженные сном. Он целовал нежно цветы в кадках, заколдованные морозной зимой, и взывал к ним:

— Просыпайтесь! Весна идет!

И все деревья завороженные, и все цветы заколдованные вздыхали глубоко, вздыхали свободно. Только ива под моим окном продолжала дремать, печально склонившись долу.

Солнце весеннее, вселюбящее, всесогревающее, солнце светлое ласкало деревья, нежило цветы в нашем саду, восклицая:

— Не страшитесь зимы жестокой — она прошла. Встречайте весну счастливую — она идет!

И все в нашем саду возрадовалось, и всё стало принаряжаться в роскошные весенние одежды. Только ива под моим окном не радовалась, не наряжалась для весеннего праздника. Печально горбилась она, склонившись нагими ветвями долу.

Прозрачно-розовое весеннее облачко, проплывая в высоком небе, приветствовало землю, приветствовало наш сад благодатным весенним дождем.

— Наслаждайтесь жизнью! Ведь пришла прекрасная весна! — тараторили капли дождя благодатного, падая с облачка прозрачно-розового. И все пробудилось. И все воспело цветов ароматами гимн торжественный весне чудесной. Только ива под моим окном не пела гимнов возвышенных весне торжествующей. Молчала ива, склонившись ветвями нагими долу. Катились слезами жемчужными капли дождя благодатные. Плакала ива о чем-то.

Пришел тихий весенний вечер. Взошла спокойная, мечтательная луна. Засветились одна за другой спокойные, мечтательные звезды. Луна и звезды смотрели на землю, оплодотворенную благодатным весенним дождем. С девичьей стыдливостью они переглядывались в нашем саду. В радостном возбуждении лягушки приветствовали их пением торжественного гимна. И все и нашем саду славило их треском лопающихся почек и ароматами распустившихся цветов. Только ива под моим окном стояла печальная, склонившись ветвями безлистыми долу. Катились капли дождя благодатные слезами жемчужными. Плакала ива, плакала.

— О чем она плачет? — спросила луна тихо и мечтательно.

— Мы не знаем. —ответили звезды тихо и мечтательно. Нарождалось утро. Я услышал, как хозяйка отдавала приказания служащему. Между прочим она сказала:

— Вырубите иву под тем окном. Она ведь умирает. Я хочу посадить там другое деревце, помоложе и покрасивее.

(Перевод с эсперанто Виктора Першина)

Работа с текстом

-- Устно ответьте на вопросы:

Как думаете, о чём это произведение?

Каким автор рисует наступление весны? Как автор рисует образ ивы?

Какие мысли и чувства вызывает сказка? Почему?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомиться с творчеством и биографией писателя

Обучение смысловому чтению

Формирование навыков аналитической работы с текстом

Воспитывать любовь к литературе.

Оргмомент. Приветственное слово учителя.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Открытие нового знания.

Когда умру, пусть на могиле

напишут всего три слова -

жил, путешествовал, писал.

Родина Василия Яковлевича Ерошенко слобода Обуховка Старооскольского уезда Курской губернии (ныне Белгородской области). Он родился 12 января 1890 года и известен в нашей стране и за ее пределами как писатель, талантливый переводчик, просветитель. Трагично и счастливо сложилась его судьба. В четыре года, после болезни, Василий ослеп. Однако этот недуг не погасил стремления мальчика к знаниям. В девять лет он поступил в Московскую школу для незрячих. После ее окончания занимается эсперанто, а вскоре отправляется в Англию – для продолжения образования в Королевской школе для слепых.

В 1914 году Василий Яковлевич уезжает в Японию и некоторое время живет в этой стране: изучает язык, историю, обычаи, занимается литературной деятельностью, публикуя на японском языке статьи, сказки, рассказы. Преподает в университете города Токио, выступает с лекциями по вопросам движения эсперантистов. Затем отправляется в Таиланд, Индию, где изучает языки этих стран, собирает и обрабатывает образцы национального фольклора, работает в школах для слепых детей.

Литературное наследие произведений В. Я. Ерошенко проникнуто любовью к людям, верой в торжество человечности, свободу и равенство, осуждение несправедливости и зла.

Вся жизнь писателя, публициста, каждое его движение, каждый шаг связан с людьми, помогает расширить знания о своих соотечественниках, внести и дополнить знания о жизни простого народа Японии и Китая. Большая любовь к людям, искренняя забота о их счастье, свободе, дружбе, – все, чему посвятил свою жизнь наш замечательный земляк – это сущность его произведений и никогда не будет забыто.

Свои последние дни Ерошенко доживал в родной Обуховке. Зная, что приговорен тяжелой болезнью в смерти, много работал. Умер Василий Яковлевич в 1952 году. Здесь же, на обуховском кладбище, его могила.

О Василии Яковлевиче Ерошенко можно писать и писать. Много сказано уже сейчас, но многие моменты его жизни ждут своих исследователей.

2)Чтение сказки (аналитическая беседа в ходе чтения)

Весенний ветерок проносился по нашему саду. Он трогал вежливо деревья, завороженные сном. Он целовал нежно цветы в кадках, заколдованные морозной зимой, и взывал к ним:

— Просыпайтесь! Весна идет!

И все деревья завороженные, и все цветы заколдованные вздыхали глубоко, вздыхали свободно. Только ива под моим окном продолжала дремать, печально склонившись долу.

Солнце весеннее, вселюбящее, всесогревающее, солнце светлое ласкало деревья, нежило цветы в нашем саду, восклицая:

— Не страшитесь зимы жестокой — она прошла. Встречайте весну счастливую — она идет!

И все в нашем саду возрадовалось, и всё стало принаряжаться в роскошные весенние одежды. Только ива под моим окном не радовалась, не наряжалась для весеннего праздника. Печально горбилась она, склонившись нагими ветвями долу.

Прозрачно-розовое весеннее облачко, проплывая в высоком небе, приветствовало землю, приветствовало наш сад благодатным весенним дождем.

— Наслаждайтесь жизнью! Ведь пришла прекрасная весна! — тараторили капли дождя благодатного, падая с облачка прозрачно-розового. И все пробудилось. И все воспело цветов ароматами гимн торжественный весне чудесной. Только ива под моим окном не пела гимнов возвышенных весне торжествующей. Молчала ива, склонившись ветвями нагими долу. Катились слезами жемчужными капли дождя благодатные. Плакала ива о чем-то.

Пришел тихий весенний вечер. Взошла спокойная, мечтательная луна. Засветились одна за другой спокойные, мечтательные звезды. Луна и звезды смотрели на землю, оплодотворенную благодатным весенним дождем. С девичьей стыдливостью они переглядывались в нашем саду. В радостном возбуждении лягушки приветствовали их пением торжественного гимна. И все и нашем саду славило их треском лопающихся почек и ароматами распустившихся цветов. Только ива под моим окном стояла печальная, склонившись ветвями безлистыми долу. Катились капли дождя благодатные слезами жемчужными. Плакала ива, плакала.

— О чем она плачет? — спросила луна тихо и мечтательно.

— Мы не знаем. —ответили звезды тихо и мечтательно. Нарождалось утро. Я услышал, как хозяйка отдавала приказания служащему. Между прочим она сказала:

— Вырубите иву под тем окном. Она ведь умирает. Я хочу посадить там другое деревце, помоложе и покрасивее.

Перевод с эсперанто Виктора Першина.

3)Беседа по вопросам:

-О чём это произведение?

-Как автор рисует образ ивы, какие средства выразительности помогают представить образ ивы?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: познакомиться с творчеством и биографией писателя

- Обучение смысловому чтению

- Формирование навыков аналитической работы с текстом

- Воспитывать любовь к литературе.

Эпиграф к уроку

Когда умру, пусть на могиле

напишут всего три слова -

жил, путешествовал, писал.

Василий Ерошенко

1. Актуализация знаний.

- Прочитайте эпиграф к уроку? О чем эти строки?

- Знаком ли вам этот писатель?

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством писателей, о которых вы , возможно, не слышали. Одним из таковых является Василий Яковлевич Ерошенко.

3. Изучение нового материала.

Эспера́нто (Esperanto) — наиболее распространённый плановый язык международный искусственный социализованный язык , то есть язык, созданный для международного общения и применяемый на практике.


Родина Василия Яковлевича Ерошенко - слобода Обуховка Старооскольского уезда Курской губернии (ныне Белгородской области). Он родился 12 января 1890 года и известен в нашей стране и за ее пределами как писатель, талантливый переводчик, просветитель.

Трагично и счастливо сложилась его судьба. В четыре года, после болезни, Василий ослеп. Однако этот недуг не погасил стремления мальчика к знаниям. В девять лет он поступил в Московскую школу для незрячих. После ее окончания занимается эсперанто, а вскоре отправляется в Англию – для продолжения образования в Королевской школе для слепых.

В 1914 году Василий Яковлевич уезжает в Японию и некоторое время живет в этой стране: изучает язык, историю, обычаи, занимается литературной деятельностью, публикуя на японском языке статьи, сказки, рассказы. Преподает в университете города Токио, выступает с лекциями по вопросам движения эсперантистов. Затем отправляется в Таиланд, Индию, где изучает языки этих стран, собирает и обрабатывает образцы национального фольклора, работает в школах для слепых детей.

Вернувшись в 1946 году в Москву, преподавал английский язык в Московской школе для слепых детей. Ерошенко знал множество языков: русский, украинский, эсперанто, английский, французский, немецкий, японский, китайский, таи, бирманский и другие.

Литературное наследие произведений В. Я. Ерошенко проникнуто любовью к людям, верой в торжество человечности, свободу и равенство, осуждение несправедливости и зла.

Свои последние дни Ерошенко доживал в родной Обуховке. Зная, что приговорен тяжелой болезнью в смерти, много работал. Умер Василий Яковлевич в 1952 году. Здесь же, на обуховском кладбище, его могила.

Весенний ветерок проносился по нашему саду. Он трогал вежливо деревья, завороженные сном. Он целовал нежно цветы в кадках, заколдованные морозной зимой, и взывал к ним:

— Просыпайтесь! Весна идет!

И все деревья завороженные, и все цветы заколдованные вздыхали глубоко, вздыхали свободно. Только ива под моим окном продолжала дремать, печально склонившись долу.

Солнце весеннее, вселюбящее, всесогревающее, солнце светлое ласкало деревья, нежило цветы в нашем саду, восклицая:

— Не страшитесь зимы жестокой — она прошла. Встречайте весну счастливую — она идет!

И все в нашем саду возрадовалось, и всё стало принаряжаться в роскошные весенние одежды. Только ива под моим окном не радовалась, не наряжалась для весеннего праздника. Печально горбилась она, склонившись нагими ветвями долу.

Прозрачно-розовое весеннее облачко, проплывая в высоком небе, приветствовало землю, приветствовало наш сад благодатным весенним дождем.

— Наслаждайтесь жизнью! Ведь пришла прекрасная весна! — тараторили капли дождя благодатного, падая с облачка прозрачно-розового. И все пробудилось. И все воспело цветов ароматами гимн торжественный весне чудесной. Только ива под моим окном не пела гимнов возвышенных весне торжествующей. Молчала ива, склонившись ветвями нагими долу. Катились слезами жемчужными капли дождя благодатные. Плакала ива о чем-то.

Пришел тихий весенний вечер. Взошла спокойная, мечтательная луна. Засветились одна за другой спокойные, мечтательные звезды. Луна и звезды смотрели на землю, оплодотворенную благодатным весенним дождем. С девичьей стыдливостью они переглядывались в нашем саду. В радостном возбуждении лягушки приветствовали их пением торжественного гимна. И все и нашем саду славило их треском лопающихся почек и ароматами распустившихся цветов. Только ива под моим окном стояла печальная, склонившись ветвями безлистыми долу. Катились капли дождя благодатные слезами жемчужными. Плакала ива, плакала.

— О чем она плачет? — спросила луна тихо и мечтательно.

— Мы не знаем. —ответили звезды тихо и мечтательно. Нарождалось утро. Я услышал, как хозяйка отдавала приказания служащему. Между прочим она сказала:

— Вырубите иву под тем окном. Она ведь умирает. Я хочу посадить там другое деревце, помоложе и покрасивее.

Перевод с эсперанто Виктора Першина

- О чём это произведение?

- Как автор рисует образ ивы?

- Какие средства выразительности помогают представить образ ивы?

- Какие мысли и чувства вызывает эта сказка?

- Это произведение о весне, которой суждено радоваться не всем. Для старой, умирающей ивы она ‒ последняя. Хотя вместо того, чтобы плакать, наверное, было бы правильнее порадоваться последним дням, тем более прекрасным, весенним. Эта сказка о том, что все мы разные и мысли у нас всех разные. Тот, кто веселится и молод, вряд ли поймёт тех, кому грустно и кто стар.

4. Итог урока. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие чувства возникли в вашей душе после знакомства с произведением Ерошенко?

5. Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Портреты В.Я. Ерошенко, выставка книг и газетных статей о В.Я. Ерошенко, выставка рисунков учащихся по сказкам В.Я. Ерошенко, географическая карта, страницы устного журнала, русские романсы, народные песни, словарь трудных слов, кроссворды, карточки. Использованная литература:

5. Газетные статьи.
Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

II. Устный журнал:

б). Выставка рисунков по сказкам;

в).Устное словесное рисование;

г). Обзор газетных статей.

Толковый словарь (на доске):

  1. Гуманизм - человечность;
  2. Эсперанто - искусственный международный язык;

3. Белый стих - стих без рифмы.
Содержание урока:

I. Вступительное слово учителя, объявление темы и цели урока. Как не
растеряться в огромном мире, даже если ты не лишен зрения? Как обустроится
в неизвестном месте? Как преодолеть страх разобщения и пойти навстречу
новым мирам?

Ответить на эти вопросы нам помогут странички устного журнала, рассказывающие о слепом русском поэте и сказочнике, нашем земляке, овладевшем в совершенстве несколькими языками и без поводыря побывавшем во многих странах мира.

II. Устный журнал (выступления учеников)

3) Педагогическая деятельность В.Я. Ерошенко.

  1. Где проснулся тигр в зоопарке?
  2. Какое растение все-таки вырастил Великий Принц?
  3. Сердце какой птицы стремилось к солнцу?

4. Как назвал мост между жизнью и смертью Ерошенко? Его видела девочка из окна.

6.Жанр сказок Ерошенко?

7.К чему стремились орлы?

9.Сосуд, куда Билкул вместо мудрости положил дыню?
10.Птица, трагедию которой описал поэт?

6) Работа в группах. Разгадывание кроссвордов.

  1. Какой профессией овладел Ерошенко в Японии?
  2. На каком музыкальном инструменте играл Ерошенко в оркестре?
  3. Фамилия японского друга Ерошенко, члена коммунистической партии?
  4. Искусственный язык, на котором поэт писал стихи и статьи?
  5. Какое научное звание получил Ерошенко после окончания Токийского университета?
  6. Село, в котором родился поэт?
  7. Фамилия женщины - учителя эсперанто Ерошенко, его друга?
  8. Имя японской журналистки, которую любил Ерошенко?
  9. В каком городе России учился 9-летний Ерошенко?

10.Титул Орлова - Давыдова, устроившего Ерошенко в школу для слепых в Москве?

11.Как по-китайски называли Ерошенко друзья?

12.Фамилия китайского друга Ерошенко, писателя, оставившего

воспоминания о нем?

13.Фамилия ученика Ерошенко, написавшего о нем книгу?

9. Село, в котором родился поэт.

10.Часть России, куда в 1952 г. ездил к сестре Нине перед своей смертью.

II.Страна, где Ерошенко начал изучать фольклор и написал первые
легенды.

12.Восточная страна, в которую стремился, но так и не побывал Ерошенко.

13.В какую страну поэт совершил свое первое путешествие?

14.Часть России, где Ерошенко хотел остаться до конца жизни и жить с прокаженными.

III. Портреты В.Я. Ерошенко (портретная галерея) рассказ о
художниках, которые рисовали В.Я. Ерошенко: японский художник Накамуро Цуне (1915 год), Голышев и Шляпников (1989 год).

IV. Музей Слепого поэта

Рассказ о доме-музее В.Я. Ерошенко в селе Обуховка Старооскольского района.

В течение урока дети пишут на карточках советы, в конце урока каждый зачитывает.

Читайте также: