Продление рода органы размножения конспект 7 класс

Обновлено: 04.07.2024

1. Напишем ответ о потомстве.
При половом размножении наследуются признаки двух организмов, и в результате комбинации наследственных признаков потомство может быть более приспособленным к окружающей среде, чем их родители.

2. Укажем животных с наружным оплодотворением.
Низкоорганизованные животные, живущие главным образом в воде: ланцетники, рыбы, земноводные.

3. Напишем общее в оплодотворении.
Наружное оплодотворение, происходит в воде.

4. Закончим предложение.
У земноводных половые клетки – яйцеклетки и сперматозоиды – выносятся в клоаку. У бесхвостых земноводных оплодотворение наружное, а у хвостатых – внутреннее.

5. Укажем изменения в процессе размножения.
Внутреннее оплодотворение. Для спаривания есть специальные органы. Откладываемые яйца снабжены большим количеством желтка и защищены от внешних повреждений кожистой оболочкой или скорлупой.

6. Напишем о изменении строения яйца птицы.
Яйцо при движении по яйцеводу в верхней его части покрывается белковой оболочкой, а в нижней – скорлупой.

7. Назовем органы размножения млекопитающих.
У самцов: семенники, семяпроводы, совокупительный орган.
У самок: яичники, яйцеводы, матка, влагалище.

8. Напишем изменения, происходящие с оплодотворенным яйцом.
Продвигаясь по яйцеводу, оплодотворенное яйцо превращается в многоклеточный зародыш и попадает в матку.

9. Напишем ответ о живородящих рыбах.
Икринки у живородящих рыб развиваются в теле матери, а рождаются уже жизнеспособными мальками, у которых намного больше шансов выжить, чем икринкам.

10. Назовем живородящих рыб.
Морской окунь, гуппи, меченосцы, моллинезии.

11. Укажем значение окраски скорлупы яиц.
Маскирующее. У птиц, гнездящихся открыто, яйца окрашены, а у дуплогнездников часто белые.

12. Объясним название плаценты.
Потому что плацента, это то место, которое питает и защищает детеныша во время развития внутри организма матери.

Цель: Сформировать понятие о воспроизводстве как одном из основных свойств живого и представление об эволюции органов размножения животных разных групп. Познакомить учащихся с биологической ролью различных форм размножения животных.

ВложениеРазмер
7_klass_otkrytyy_urok.docx 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Продление рода.

Цель: Сформировать понятие о воспроизводстве как одном из основных свойств живого и представление об эволюции органов размножения животных разных групп. Познакомить учащихся с биологической ролью различных форм размножения животных.

  • Сформировать понятия о продлении рода как одном из основных свойств живого.
  • Познакомить учащихся с формами размножения животных.
  • Показать биологическое значение бесполого и полового размножения.
  • Сформировать представление об эволюции органов размножения животных разных групп.
  • Раскрыть сущность новых биологических понятий.
  • Развивать умение обосновывать роль различных форм размножения в эволюции организмов, их приспособленности к различным средам обитания.
  • Развивать умения работать с таблицами, узнавать органы и системы органов на рисунках.
  • Научить учащихся решать проблемные вопросы и формулировать выводы.
  • Развивать речь, критическое мышление ученика, умение сопоставлять и анализировать.
  • Развивать умение проводить самостоятельный поиск биологической информации.
  • Формировать мировоззренческие представления о продлении рода как одном из основных свойств живого. Воспитывать у детей толерантность, умение работать в паре.
  • Создать комфортные морально–психологические условия для успешного образовательного процесса на уроке.
  • Рационально использовать временные рамки урока через графическое представление материала и смену видов деятельности учащихся.
  • Правильность осанки во время урока;
  • Соблюдение правил техники безопасности во время работы на уроке.

5. Эстетическое воспитание

  • Показать красоту окружающего мира, многообразие организмов.
  • Развивать наблюдательность детей.

Тип урока: изучение нового материала.

Ключевые слова и понятия урока : размножение: бесполое и половое; половая система; половые органы; гермафродитизм; раздельнополость; яичники; яйцеводы; матка; плацента; семенники; семяпроводы.

Методы обучения : словесный, наглядный, практический.

Приёмы обучения : беседа, рассказ, самостоятельная работа.

  • учебные (работа с учебником, дополнительной литературой);
  • познавательные (работа с дополнительными источниками информации);
  • индивидуальная работа (самостоятельная работа и работа в паре);

II. Проверка домашнего задания

Учитель: На прошлых уроках вы изучали различные системы органов животных. Предлагаю в начале урока вспомнить данный материал.

Задания на сообразительность. На доске

На доске изображены 4 представителя разных систематических групп животных, а в центре орган. Ваша задача – определить, кто из четырёх животных здесь лишний. Почему?

Ответ покажите цифрой.

(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

Определить, на каких из 3 рисунков ошибка. Почему?

Ответ покажите двумя цифрами.

(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

III. Мотивация к уроку

Слайд 2 Учитель: А сейчас внимательно посмотрите на слайд презентации.

Учитель : Что объединяет этих животных?

Одно из основных свойств живого – продление рода. О продлении рода или размножении наш сегодняшний урок.

  1. Сформировать понятия о продлении рода как одном из основных свойств живого.
  2. Познакомиться с формами размножения животных и их биологической ролью.
  3. Сформировать представление об эволюции органов размножения животных разных групп.

IV. Изучение нового материала

Учитель : Перечислите известные вам свойства живого?

Ответ: Развитие, обмен веществ, размножение.

Размножение – способность живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивая непрерывность и преемственность жизни в ряду поколений.

(Работа с биологическим словарём -1)

Слайд 6 Учитель : У животных существуют две формы размножения половое и бесполое.

Бесполое размножение – новый организм может возникнуть в результате деления материнского на 2 или несколько частей.

Половое размножение – в новом организме объединяются наследственные признаки 2-х родительских организмов, и в результате их комбинации у потомства могут появиться новые признаки, помогающие организму лучше адаптироваться к условиям окружающей среды.

(Работа с биологическим словарём – 2.3)

Учитель : Говоря о формах размножения, мы должны узнать, в чём их биологический смысл, какое они имеют эволюционное значение, в чём их различие.

Какой вопрос вы должны поставить перед собой в этой работе?

Слайд7 Проблемный вопрос: почему важно существование в природе полового и бесполого размножения?

Слайд 9 Вывод это и будет ответ на проблемный вопрос.

Существование в природе полового и бесполого размножения животных обеспечивают: непрерывность жизни, биологическое разнообразие и приспособление организмов к среде обитания.

Слайд 10 Учитель : У большинства животных размножающихся половым путём, есть специальные органы размножения

Органы размножения – органы, с помощью которых половые клетки родителей соединяются.

Учитель: Объединяясь, органы образуют систему .

Половая система – система органов, состоящая из половых желёз и протоков, проводящих половые клетки.

(Работа с биологическим словарём – 4,5)

Слайд 11 Учитель : Различают женскую и мужскую половые системы.

Слайд 12 Учитель : В женском организме есть специальный орган – матка.

В матке зародыш развивается до рождения.

Матка – женский мышечный орган для вынашивания потомства .

(Работа с биологическим словарём – 6)

Слайд 13 Учитель :

Организмы, в теле которых функционирует одна половая система (женская или мужская) называются – раздельнополыми.

Организмы, в теле которых одновременно функционируют обе половые системы называются – гермафродитами.

(Работа с биологическим словарём – 7,8)

Учитель : Задание. Найдите в тексте учебника у кого впервые возникла половая система?

Ответ: У плоских червей.

Учитель : Рассмотрите рис. 180 в учебнике стр.237.

Определите кем по строению половой системы является плоский червь?

Почему вы так думаете?

Ответ: Печёночный сосальщик- гермафродит. У него в теле одновременно функционирует мужская и женская половая системы.

Учитель : Задание. Перечислите все типы животных в эволюционном порядке начиная с Типа Плоские черви.

Учитель : Какой вопрос вы поставите перед собой приступая к изучению эволюции органов размножения?

Ответ: Как шла эволюция органов размножения у животных?

Слайд 14 Учитель : Проблемный вопрос на этом этапе работы: в каком направлении происходила эволюция органов размножения у животных?

Учитель : Дальнейшую работу вы делаете в паре, как сидите за партой.

Самостоятельная работа в паре.

Каждый в своей паре выполнит самостоятельную работу по инструкции

Работу выполняем в парах, но таблицу заполняет каждый у себя. Через 1 минуту проверка результатов. Свою таблицу заполняем вместе со мной.

Слайды 15 Учитель : Вывод по эволюции Подтипа Беспозвоночных:

Эволюция органов размножения у Беспозвоночных шла по пути специализации. Яичники, яйцеводы, семенники и семяпроводы есть у всех. Матка как исключение присутствует только у Плоских и Круглых червей. Большая часть Беспозвоночных – раздельнополые. Более простые по строению Беспозвоночные – гермафродиты.

Слайды 16 Вывод по эволюции Подтипа Позвоночных:

Гермафродитизм исчезает. Раздельнополость закрепляется. Семенники, семяпроводы, яичники, яйцеводы закрепляются по эволюции. Усложнением у млекопитающих является матка и плацента.

Учитель : Мы сравнили эволюцию органов размножения Беспозвоночных и Позвоночных животных. Какой можно сделать общий вывод?

Найдите ответ в учебнике (стр. 238, последний абзац)

Ответ: Эволюция органов размножения шла по пути появления: половых желёз, живорождения, органов для развития зародыша внутри материнского организма; сокращения численности детенышей, но улучшения их защищённости.

Слайд 17 Вывод: Эволюция органов размножения шла по пути появления: половых желёз, живорождения, органов для развития зародыша внутри материнского организма; сокращения численности детенышей, но улучшения их защищённости.

1. Развитие зародыша происходит в матке у:

  1. птиц;
  2. насекомых;
  3. земноводных;
  4. млекопитающих

(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

2. Гермафродитами являются:

  1. птицы;
  2. плоские черви;
  3. насекомые;
  4. земноводные

(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

3. Впервые половая система возникает у:

  1. членистоногих;
  2. плоских червей;
  3. круглых червей;
  4. моллюсков

(оценка 1 балл за правильный ответ, выставляем в оценочный лист)

Слайд 19 Учитель : Чтобы систематизировать всё изученное сегодня я предлагаю составить синквейн к уроку по схеме на доске:

  1. Тема, ключевое слово
  2. Описание понятия (2 прилагательных)
  3. Действие (3 глагола)
  4. Чувства (фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора к теме)
  5. Повторение сути (синоним 1 строки)

VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Оценивание.

Слайд 19 Учитель : Наш урок подошёл к концу.

Приготовьте свои оценочные листы. Я пройду по рядам и каждому назову итоговую оценку за урок с учетом ваших баллов. А вы выставите её в графу итоговые оценки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: создать условия для усвоения новых знаний об особенностях размножения и развития рыб.

Задачи урока:

Образовательные:

сформировать знания об особенностях размножения и развития рыб как водных животных;

раскрыть особенности заботы о потомстве у рыб как приспособление к выживанию вида;

Развивающие:

формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации;

развивать умения устанавливать причинно-следственные связи;

развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности;

развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

воспитывать интерес к изучению данного класса животных, бережное отношение к природе;

формировать научное мировоззрение.

Планируемые результаты

Личностные:

готовность к саморазвитию и самообразованию;

ответственное отношение к выполнению учебных задач;

формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения, эстетическое восприятие живой природы.

Метапредметные

Познавательные:

умение работать с текстом, выделять в нем главное и использовать полученные знания на практике;

давать определения понятиям, сравнивать, анализировать, объяснять, обосновывать и делать выводы.

Регулятивные:

ставить самостоятельно учебные цели, определять задачи, находить способы их решения, планировать свою деятельность;

умение организовать свою деятельность, контролировать и корректировать выполнение своей работы, осуществлять самоанализ и самооценку своей деятельности на уроке и оценивать полученные результаты.

Коммуникативные:

умение слушать и слышать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, работать в паре;

строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и взрослыми при выполнении совместной работы;

аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

Формирование знаний об особенностях размножения и развития рыб;

Формирование понятий: нерест, миграции, проходные рыбы.

Понимание значения бережного отношения к сохранению видов рыб.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы обучения:

самостоятельная работа, работа в парах.

практические: выполнение самостоятельной работы;

интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление, оценка;

Оборудование:

Медиапроектор, экран, презентация к уроку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Определение темы урока, постановка цели и задач урока, выбор способов действия для решения задач к достижению цели.

Самостоятельная работа с текстом пр. 32.

Выполнение заданий в рабочей тетради, сопоставление с эталоном правильного ответа.

Контроль полученных знаний.

Самоанализ и самооценка степени усвоения знаний.

1.Организационный момент. Приветствует, проверяет готовность, настраивает на продуктивную работу.

2.Актуализация знаний.

Учитель. Вспомните: что такое размножение?

Верно. Это процесс, при котором происходит увеличение числа особей вида.

Учитель. Какое значение имеет размножение в жизни животных?

Верно. Размножение обеспечивает существование вида во времени и пространстве.

3.Изучение нового материала.

3.1.Постановка проблемного вопроса учителем и определение темы урока

Как происходит размножение и развитие рыб? Слайд 1.

Учитель. Кто назовет мне тему урока?

Учащиеся называют тему урока, учитель корректирует, если это необходимо.

3.2.Постановка цели и определение задач урока обучающимися

Учитель. Кто сформулирует мне цель нашего урока, исходя из названия темы?

Учащиеся определяют цель урока, учитель корректирует, если это необходимо.

Учитель. Какие задачи необходимо решить для достижения цели?

Учащиеся определяют задачи урока, учитель корректирует, если это необходимо.

Итак, цель нашего урока: изучить особенности размножения и развития рыб.

2. выполнить предложенные задания в рабочей тетради;

3. проанализировать, оценить степень усвоения новых знаний и сделать выводы.

4. Использовать полученные знания на практике и в жизни. Слайд 2.

3.3. Критерии оценки. Слайд 3.

Если все правильно выполнено и в полном объеме, то 2 балла.

Если допущены ошибки, то 1 балл.

Если все – неправильно, то 0 баллов.

3.4. Размножение и развитие рыб.

3.4.1. Демонстрация учителем к/ф 1. и 2. Размножение и развитие рыб. Слайд 4. и 5.

Задание 1. Заполни пропуски в тексте. Слайд 6.

Рыбы - … животные. Они имеют … железы. У самцов они называются … , у самок - … . В яичниках созревают … , а в семенниках … . Период размножения у рыб называется … . Оплодотворение у большинства рыб … . После оплодотворения в … развивается … . Вещества, необходимые для питания … , содержатся в … . У рыб, откладывающих небольшое количество икры, развилась … .

Ответ выполненного задания 1. Заполни пропуски в тексте. Слайд 7.

Рыбы – раздельнополые животные. Они имеют половые железы. У самцов они называются семенники , у самок – яичники . В яичниках созревают яйцеклетки – икринки, а в семенниках сперматозоиды . Период размножения у рыб называется нерест . Оплодотворение у большинства рыб внешнее . После оплодотворения в яичниках развивается малек, мальки . Вещества, необходимые для питания мальков, содержатся в икре . У рыб, откладывающих небольшое количество икры, развилась забота о потомстве .

Ответ выполненного задания 2. Заполни таблицу. Слайд 10. Органы размножения

Органы размножения

3.5. Миграции.

3.5.1. Демонстрация учителем к/ф № 3. Слайд 11.

Ответ выполненного задания 5. Слайд 14.

Миграция – перемещения рыб на большие расстояния.

Нерест – выметывание половых продуктов рыбами.

Проходные рыбы – рыбы, которые идут из морей в реки или из рек в моря.

Треска выметывает огромное количество икринок – до 9,3 млн. штук. Плодовитость колюшки трехиглой по сравнению с другими рыбами очень мала – от 65 до 550 икринок. Выскажите предположение: чем объясняется такое различие в плодовитости.

Ответ выполненного задания 6. Слайд 17.

Дело в том, что самцы колюшки самоотверженно охраняют свое потомство и поэтому самки выметывают икры меньше, а треска никак не охраняет свое потомство и поэтому самка трески выметывает большое количество икры. Оби стратегии способствуют сохранению вида.

4. Подведение итогов. Оценка степени усвоения новых знаний по сумме баллов за выполнение всех заданий и соотношение их по 5-бальной системе. Слайд 18.

Продолжаем изучение эволюции органов и их систем. Коснемся таких вопросов, как воспроизводство и продление рода. Познакомимся с органами размножения животных и их эволюцией.

Способность к размножению - одно из самых важных свойств живой природы. Размножение присуще всем живым организмам, от бактерий до млекопитающих. Поддержание жизни животных на Земле происходит только благодаря размножению.

Эволюция органов размножения шла по пути появления половых желёз, способов рождения, в тоже время происходило сокращения численности детенышей и развивался инстинкт заботы о потомстве. В тоже время возникли анатомические различия между самцами и самками одного и того же биологического вида, не считая половых органов. Это явление называется половой диморфизм.

Половой диморфизм

Признаки, по которым отличаются особи разных полов делятся на первичные и вторичные.

Рассмотрим вторичные половые признаки у животных.

У животных к ним относятся особенности телосложения, окраски, поведения. У большинства видов животных самцы имеют более развитые вторичные половые признаки по сравнению с самками. Самцы рыб приобретают очень красивую яркую окраску, у самцов оленей отрастают рога, у обезьян к периоду размножения появляются усы. гривы, густые волосы на подбородке. Самые разнообразные наряды из перьев у самцов птиц, а у птиц семейства куриных отрастают гребни, набухают сережки, образуются яркие надбровные дуги. У некоторых видов эти изменения сохраняются в течение всей жизни, у других же проявляются только в брачный сезон. С приближением сезона размножения у животных под действием гормонов изменяется поведение. Самцы начинают демонстрировать свои половые признаки. Павлины распускают хвосты, журавли танцуют, глухари токуют. Демонстрация вторичных половых признаков несет жизненно важную информацию о половой принадлежности, возрасте, силе, праве на территорию.

Первичные половые признаки это те, которые обеспечивают образование половых клеток и соединение их в процессе оплодотворения. Иначе это органы размножения животных.

Системы органов размножения у всех животных построены по единому в своей основе плану, хотя и с некоторыми вариациями. Система размножения состоит из половых желез и протоков.

Половые железы -это парные яичники у самок и парные семенники у самцов.

Первые органы размножения появляются у плоских червей. Органы размножения у них два яичника и семенники. Мужские и женские органы развиваются в теле одной особи и образуют женские яйцеклетки и мужские сперматозоиды. Размножение происходит у червей только половым путем. Оплодотворение у них внутреннее. Планария откладывает коконы с яйцами в окружающей среде.

Животных, в организме которых имеются и женские и мужские органы размножения, называют гермафродитами.

Также, как планария , размножаются многие черви.

Моллюски в отличии от червей раздельнополы.

У моллюсков семенники и яичники парные. Протоки открываются обычно в мантийную полость. У головоногих моллюсков яйцеклетки крупные, богатые желтком.

Размножение у членистоногих только половое. Многие членистоногие являются раздельнополыми животными. Самки имеют парные яичники, самцы — парные семенники. В результате оплодотворения образуются яйца, которые самки откладывают во внешнюю среду. Сформированные в них личинки выходят из яйцевой оболочки, линяют, растут и превращаются во взрослых особей.

Более сложное строение органов размножения имеют позвоночные животные.

У самок рыб в полости тела находится большой яичник, в котором развиваются икринки, у самцов – пара длинных семенников. Семенники самцов наполнены густой белой жидкостью - молоками. Молоки содержат миллионы сперматозоидов. Половые органы у всех рыб открываются наружу половым отверстием.

Органы размножение позвоночных

Органы размножения земноводных сходны с органами размножения рыб. У бесхвостых земноводных оплодотворение наружное, а у хвостатых земноводных – внутреннее. Половые клетки по трубчатым протокам попадают в клоаку, а оттуда выбрасываются наружу, как правило, в воду.

У пресмыкающихся каналы семенников и яичников открываются в клоаку. В ходе эволюционных процессов у пресмыкающихся сформировалось внутреннее оплодотворение, которое происходит внутри организма самки. Для обеспечения зародыша питательными веществами яйца содержат много желтка. От воздействия внешней среды яйца защищены кожистой оболочкой, а у крокодилов и черепах – скорлупой.

У птиц органы размножения развиваются по пути усложнения. У самцов развивается пара семенников. От каждого семенника идёт тонкий семявыносящий канал, который открывается в клоаку. У самок развит только один левый яичник. Правый яичник исчез в связи с развитием довольно крупных яиц, покрытых жесткой скорлупой. Самое крупное яйцо у страуса, оно весит до полутора килограммов и в длину 15 сантиметров.

Зрелое яйцо попадает из яичника в длинный яйцевод. Здесь происходит оплодотворение. Оплодотворенное яйцо, двигаясь по яйцеводу, обрастает оболочками, после чего птица его откладывает через клоаку в гнездо. В центре яйца находится круглый желток, окружённый белком. Он подвешен на особых эластичных канатиках. Зародыш находится на поверхности желтка, а желток на канатиках всегда поворачивается так, чтобы зародыш был наверху, ближе к телу птицы.

Млекопитающие раздельнополые организмы. Как и всех позвоночных у них имеются самцы и самки. Органы размножения самцов – это пара семенников, которые протоками открываются в мочеиспускательный канал. Половые органы самок сложнее, у них два яичника, два яйцевода, матка, влагалище. Их яйцеклетки имеют очень мелкие размеры, поэтому не содержат желтка. Оплодотворение у млекопитающих внутреннее. Яйцеклетка после оплодотворения дробится и превращается в многоклеточный зародыш. Зародыш попадает в матку. Матка является специальным органом для вынашивания потомства и существует только у млекопитающих. Главное отличие млекопитающих от других животных заключается в наличии плаценты и матки. Кровеносные сосуды зародыша соприкасаются с кровеносными сосудами матери. Через них происходит обмен веществ между зародышем и матерью. Длительность развития зародыша в матке у разных млекопитающих различна. Но обнаружена такая зависимость: чем больше размеры животного, тем продолжительнее развитие зародыша.

У хомячков, к примеру, она длится 11 суток, у собаки – 2 месяца, а у слона 2 года. Размеры животного влияют и на количество рожденных детёнышей: у крупных животных их 1–2, а у мелких может быть один или даже десять.

Продолжение рода у животных тесно связано с заботой о потомстве. Рождение остаётся самым уязвимым этапом в жизни млекопитающих. Для рождения потомства мать выбирает самое укромное место. Многие животные устраивают норы, логова, берлоги.

Животные защищают своих детей от врагов, согревают их своим теплом, вскармливания молоком. Материнское молоко содержит все питательные вещества для роста и развития детеныша. Длительное время родители учат свое потомство находить пищу, охотиться, укрываться от врагов.

Приспособления, связанные с живорождением и выкармливанием потомства молоком, сыграли большую роль в эволюции животного мира нашей планеты.


Ц е л и: Сформировать представление об эволюции органов размножения животных разных систематических групп.

1. Образовательные

Сформировать понятия о продлении рода как одном из основных свойств живого.

Познакомить учащихся с формами размножения животных.

Показать биологическое значение бесполого и полового размножения.

Сформировать представление об эволюции органов размножения животных разных групп.

2. Развивающие

Развивать умение обосновывать роль различных форм размножения в эволюции организмов, их приспособленности к различным средам обитания.

Развивать умения работать с таблицами, узнавать органы и системы органов на рисунках.

Научить учащихся решать проблемные вопросы и формулировать выводы.

Развивать речь, критическое мышление ученика, умение сопоставлять и анализировать.

Развивать умение проводить самостоятельный поиск биологической информации.

3. Воспитательные

Формировать мировоззренческие представления о продлении рода как одном из основных свойств живого. Воспитывать у детей толерантность, умение работать в паре.

4. Здоровьесберегающие

Создать комфортные морально–психологические условия для успешного образовательного процесса на уроке.

Рационально использовать временные рамки урока через графическое представление материала и смену видов деятельности учащихся.

Правильность осанки во время урока;

Соблюдение правил техники безопасности во время работы на уроке.

5. Эстетическое воспитание

Показать многообразие организмов.

Развивать наблюдательность детей.

Тип урока: изучение нового материала.

Ключевые слова и понятия урока: размножение: бесполое и половое; половая система; половые органы; гермафродитизм; раздельнополость; яичники; яйцеводы; матка; плацента; семенники; семяпроводы.

Средства обучения: компьютер, мультимедийная установка, экран; комплект раздаточного материала.

Информационное обеспечение урока – мультимедийная презентация по теме урока.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Приёмы обучения: беседа, рассказ, самостоятельная работа.

Орг. Момент. Здравствуйте, ребята. Весна вступает в свои права, даря нам надежду на солнечные дни и тепло, и так же как нам улыбается весеннее солнце, давайте улыбнёмся друг другу. (1 слайд)

Проверка знаний.

У вас на столах лежат файлы с зданиями. Возьмите их. Найдите задание с цифрой 1. Что нужно сделаться? Правильно - вставить нужные слова вместо пропущенных. У вас есть 3 минуты. (2 слайд)

Среди множества органов чувств самыми распространенными являются……………, …………, ………………, ……………, …………,

Эвглена способна различать свет и тьму при помощи - ………………….

У паука ………глаз, но видит он ………, у мухи глаза называют …………, один глаз состоит из множества простых глазков, а органы вкуса расположены на …………. У рыб есть особый орган способный воспринимать силу тока воды. Он называется…………У земноводных, живущих обычно на две среды жизни в углу глаз имеется ……………………………, а также есть полость……………, отсутствующая у рыб. У пресмыкающихся нет наружного уха…………, но есть…………………и………………………Органы вкуса и обоняния расположены в …………………полости.

У птиц хорошо развиты мозжечок, поэтому птицы могут совершать разнообразные ………………………… во время полета. У птиц бывает ……………или …………зрение.

Характерной особенностью многих млекопитающих является наличие осязательных волос-…………….

Для осуществления регуляции деятельности организма используются два механизма - …………………… и …………………….

2.Собираются работы. Осуществляется проверка при помощи слайдов. (3 слайд)

3. А сейчас я предлагаю вам решить филворд. Что это такое? Что нужно сделать? (слайд 4)

Правильно. Найти слова - ответы на вопросы, зашифрованные в тексте. У вас 2 мин. (см приложение).

3.Актуализация знаний:

К какой теме, уже изученной нами мы можем с вами отнести все эти слова: Нервная система, органы чувств. Но у нас остались буквы в филворде, найдите спрятанные слова и скажите, что они означают: Гермафродиты- обоеполые организмы, пол – идентификация организма по половому признаку, бывает мужская и женская, клон - КЛОН (от греч. clо́n — отпрыск, ветвь) — генетически однородное потомство, возникающее при бесполом или вегетативном размножении, клоака - Клоака — расширенная конечная часть задней кишки у некоторых позвоночных животных в которую открываются протоки мочевыделительных и половых органов . какой темой мы можем объединить все эти слова – Размножение. Продление рода. (Слайд – 5)

Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (слайд - 6)

4.Изучение нового материала.

Главные признаки живого организма (слайд 7), - обмен веществ и способность к размножению. Почему? Правильно. С прекращением обмена веществ организм погибает. С прекращением размножения погибнут виды, рода, семейства. Что такое размножение, как можно охарактеризовать этот процесс. (слайд - 8)

Размножение бывает двух типов – половое и бесполое. (слайд 9) У каких организмов встречается бесполое размножение? Низшие организмы способны воспроизводить потомство бесполым и половым путем (слайд – 10),

Сколько особей принимают участие в размножении? Отличаются ли материнская и дочерняя особь? Этот способ характерен для простейших, кишечнополостных, червей.

Сколько особей принимают участие в размножении половым путем? 2 и более. Отличается ли дочерняя особь от материнской? Почему. Потому что, оно заключается в слиянии женских и мужских гамет, и дочерняя особь получает наследственную информацию, как от матери, так и от отца. (слайд 11)

(Слайд 12) в чем преимущество полового размножения перед бесполым? Генетически разнообразное потомство, новое сочетание свойств, высокая приспособляемость к условиям среды.

Зато бесполое дает быстрое развитие потомства, рост численности, высокую скорость расселения. (но приспособлены только к материнским условиям среды).

Вывод (слайд 13) различные формы размножения животных обеспечивают. Непрерывность жизни, биологическое разнообразие и приспособление организмов к среде обитания.

Зарядка для глаз (слайд 14.)

Работа с рисунком. На ваших партах лежит рисунок животного. (слайд 15). Кто это? Печёночной сосальщик. Тип плоские черви. Класс Сосальщики. По образу жизни – кто это? Где паразитирует? Он является гермафродитом. Ваша задача, используя стр.237 рис. 180 подписать все выделенные на рисунки числа.

Проверяем (слайд 16).

Печеночный сосальщик – гермафродит, а вот аскариды – тип круглые черви – раздельнополы. С выраженным половым диморфизмом (слайд 17).

Слайд 18. Посмотрите на рисунки и ответьте, что такое половой диморфизм.

Половой диморфизм – анатомические различия между самцами и самками одного и того же вида, исключая различие в строении половых органов.

Далее эволюция шла по пути усложнения не только органов размножения, но и в изменении в развитие зародыша. Например, у Класса насекомых, тип Членистоногие, в связи с развитием личинок во внешней среде – возникаю сложные белковые оболочки у яиц. (слайд 19)

(Слайд 20.) посмотрите на картинку – как зовут это животное - Ланцетник. Тип хордовые. Отверстия половых желез открываются в околожаберную полость. У самцов и у самок созревшие половые клетки, выходят из околожаберной полости, сливаются. Все происходит вне организма. Как называется такое оплодотворение – наружное.

У каких животных мы встречаемся с наружным оплодотворением? У рыб и у бесхвостых земноводных. (слайд 21). У рыб ы полости тела самца расположены семенники, а в полости тела самки – яичники. Созревши половые клетки через половое отверстие выходят наружу, где и происходит оплодотворение. Есть рыбы, у которых имеет место внутреннее оплодотворение и живорождение. (морской окунь, акулы, аквариумные рыбки – гуппи, меченосцы, моллинезии. Их икринки после оплодотворения развиваются в теле матери, а затем появляются мальки, способные самостоятельно плавать и питаться. При живорождении, количество мальков будет больше или меньше? Меньше, чем у рыб, откладывающих икру.

(слайд 22) Откроем тетрадь и при помощи учебника выполним задание 2,3 тетради.

Следующие животные, с органами размножения которых м познакомимся – будут Пресмыкающиеся. (слайд 23). Какой класс позвоночных мы пропустили? Класс земноводные.

Что вы можете сказать о размножении и развитии пресмыкающихся?

Каналы семенников и яичников открываются в клоаку. Оплодотворение внутреннее, для обеспечения зародыша питательными веществами яйца содержат много желтка. От внешнего воздействия их охраняет скорлупа. У крокодилов, а у змей и ящериц - кованная оболочка.

Какие еще животные откладывают яйца? У них есть клоака, как у пресмыкающихся, но у самки развит только левый яичник. Почему? Приспособление к полету. Яйцевод открывается в клоаку.

А вот что бы узнать, как изменяется яйцо при движении по яйцеводу после оплодотворения, надо обратится к параграфу 45 и тетради. (слайд 24).

Последний класс, о котором мы поговорим (слайд 25) это – млекопитающие. Какие у них особенности размножения?

(Слайд 26) наличие матки – женского мышечного органа для вынашивания потомства. Оплодотворение внутреннее. Яйцеклетка проходит все стадии развития в матке. Плацента обеспечивает связь между развивающимся плодом и организмом матери: через нее осуществляется обмен веществ в период эмбрионального развития плода. Рождаются живые, сформировавшиеся детеныши.

Вывод (слайд 27). Эволюция органов размножения шла по пути появления половых желез, живорождения, органов для развития зародыша внутри материнского организма, сокращения численности детенышей, но и улучшения их защиты.

Используемая литература:

Биология. Животные. 7 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина/ Авт.- сост. Н.И. Галушкова. - Волгоград: Учитель, 2005.

Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В. Шапкина В.А.; Константинова В.М. и др. – М.:

Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс – М.: Дрофа, 2009.

Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина Биология. Животные 7 класс – М.: Дрофа, 2015.

Пособие по биологии для поступающих в вузы; под редакцией Н.Л. Лемезы. – Мн.: Университетское, 1993.

Читайте также: