Конспект создание базы данных 9 класс босова

Обновлено: 06.07.2024

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Информатика. 9 класса. Босова Л.Л. Оглавление

Ключевые слова:

• СУБД
• таблица
• форма
• запрос
• условие выбора
• отчёт

1.6.1. Что такое СУБД

Программное обеспечение для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации называется системой управления базами данных (СУБД).

С помощью СУБД пользователь может:

• создавать структуру базы данных;
• заполнять базу данных информацией;
• редактировать (исправлять, дополнять) структуру и содержание базы данных;
• выполнять сортировку (упорядочение) данных;
• осуществлять поиск информации в базе данных;
• выводить нужную информацию на экран монитора, в файл и на бумажный носитель;
• устанавливать защиту базы данных.

Именно наличие СУБД превращает огромный объём хранимых в компьютерной памяти сведений в мощную справочную систему, способную быстро производить поиск и отбор необходимой нам информации.

1.6.2. Интерфейс СУБД

Существуют СУБД, с помощью которых создаются крупные промышленные информационные системы. Для работы с этими системами нужны специальные знания, в том числе владение специализированными языками программирования.

Для ведения личных баз данных, а также баз данных небольших организаций используются более простые СУБД, работать с которыми могут обычные пользователи. Наиболее распространёнными СУБД такого типа являются Microsoft Access и OpenOffice Base. При запуске любой из них на экран выводится окно, имеющее строку заголовка, строку меню, панели инструментов, рабочую область и строку состояния (рис. 1.16).


Рис. 1.16. Среда OpenOffice Base

Основными объектами СУБД являются таблицы, формы, запросы, отчёты.

Таблицы — это главный тип объектов. С ними вы уже знакомы. В таблицах хранятся данные. Реляционная база данных может состоять из множества взаимосвязанных таблиц.

Формы — это вспомогательные объекты. Они создаются для того, чтобы сделать более удобной работу пользователя при вводе, просмотре и редактировании данных в таблицах.

Запросы — это команды и их параметры, с которыми пользователь обращается к СУБД для поиска и сортировки данных.

Отчёты — это документы, сформированные на основе таблиц и запросов и предназначенные для вывода на печать.

1.6.3. Создание базы данных

Поле КОД можно считать ключом таблицы базы данных (рис. 1.17).


Создание базы данных начинается с открытия файла, в котором она будет храниться. Для этого нужно после запуска программы OpenOffice Base следовать указаниям мастера баз данных:

1) создать новую базу данных;
2) зарегистрировать базу данных (указать путь и имя файла).

Далее следует описать структуру таблицы (указать имена и типы всех полей) и ввести данные в таблицу.

Данные можно вводить непосредственно в таблицу (рис. 1.18), а можно создать для этого специальный шаблон — форму (рис. 1.19).


Рис. 1.18. Таблица для ввода данных


Рис. 1.19. Формы для ввода данных

После выполнения всех перечисленных выше действий будет получен следующий результат — рис. 1.20.


Созданная и сохранённая база данных в дальнейшем может быть открыта для добавления новых записей, исправления и удаления существующих, изменения содержимого отдельных полей и структуры всей таблицы.

Данные из таблиц можно упорядочить по некоторому признаку. Например, фамилии учеников в классном журнале записывают в алфавитном порядке; телепередачи в программе — в соответствии со временем их выхода в эфир; уроки в расписании — по возрастанию их порядковых номеров.

Упорядочение данных по возрастанию или убыванию значений некоторого признака называют сортировкой. Для выполнения сортировки указывают имя поля (имена полей), по которому будет произведена сортировка, и её порядок (возрастание или убывание значений поля).

1.6.4. Запросы на выборку данных

После того как база данных будет создана, её можно использовать в качестве справочной системы.

Таблица, содержащая интересующие пользователя сведения, извлечённые из базы данных, называется справкой или запросом; она содержит только те записи и их поля, которые указаны в запросах на выборку данных, удовлетворяющих заданным условиям (условиям выбора).

В командах СУБД условия выбора записываются в форме логических выражений, сформированных из высказываний на естественном языке (табл. 1.6).

В логических выражениях имена полей базы данных связываются с определёнными значениями этих полей операциями отношений:

= больше или равно (не меньше).

На уроках математики вы применяете эти операции, составляя и решая числовые равенства, неравенства и их системы; с их помощью вы записывали условия при программировании разветвляющихся алгоритмов.

Операции отношений применимы и к текстовым полям. Их сравнение построено на лексикографическом принципе: из двух слов меньшим считается то слово, первая буква которого идёт по алфавиту раньше; если первые несколько букв двух слов одинаковы, то сравнение производится по первой различающейся букве; если более короткое слово совпадает с началом более длинного слова, то первое считается меньшим.

Таблица 1.6

Условия выбора — простые логические выражения


Значение поля текстового типа и некоторая текстовая величина равны, если они содержат одинаковое количество символов и все их символы, стоящие в позициях с одинаковыми номерами, совпадают.

Сравнение дат построено так: одна дата считается меньше другой, если она относится к более раннему времени. Например, истинными будут следующие отношения:


Условия выбора могут задаваться не только простыми, но и составными логическими выражениями, содержащими логические операции (табл. 1.7). С основными логическими операциями И, ИЛИ, НЕ вы познакомились в 8 классе.

Таблица 1.7

Условия выбора — составные логические выражения


С помощью запросов пользователь может быстро найти в базе данных и вывести на экран компьютера интересующую его информацию. Но для решения большинства практических задач найденную информацию необходимо представить в определённой форме и подготовить к выводу на печать. Этот этап работы называется подготовкой отчёта.

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Программное обеспечение для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации называется системой управления базами данных (СУБД).

Основными объектами СУБД являются таблицы, формы, запросы, отчёты.

С помощью запросов на выборку данных, удовлетворяющих заданным условиям (условиям выбора), пользователь получает из базы данных только те записи и их поля, которые ему нужны. В командах СУБД условия выбора записываются в форме логических выражений.

Вопросы и задания

Загрузить презентацию (237 кБ)

Тип урока: урок открытия и обретения новых знаний, умений и навыков.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с основными понятиями, научить создавать простые и сложные запросы на выборку в базе данных, сортировку данных.
  • Развивающие: продолжить развитие внимания и мышления; формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, самоконтроля и интереса к предмету.
  • Воспитательные: продолжить воспитывать информационную культуру, навыки учебного труда и ответственного отношения к предмету.

Оборудование, ресурсное обеспечение урока

Используемые на уроке средства ИКТ:

Электронные образовательные ресурсы

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности к уроку, способствует формированию положительного эмоционального фона. Учащиеся приветствуют учителя, занимают свои рабочие места.

2. Актуализация опорных знаний

(слайд 2) Учитель задает вопросы по изученному на предыдущих уроках материалу. Проверяет знание основных понятий базы данных, элементов базы данных, функций базы данных, понятий запись и поле в базе данных, типов полей. Учащиеся отвечают на вопросы учителя
(в презентации, по щелчку мыши на поставленный вопрос, появляется верный ответ).

ответ

Система управления базами данных (СУБД) - программное обеспечение для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации.

Приведите пример известных Вам СУБД

Open Office Base, Microsoft Access и другие

С какой системой управления данных вы работаете на уроках?

Open Office Base

С чего начинается работа с базой данных? (основные этапы работы с БД)

  • создание новой БД
  • регистрация БД - указать пути и имени файла
  • описание структуры таблицы – необходимо указать имена и типы полей
  • ввод данных - ввод в таблицу или ввод в форму

Какие основные объекты СУБД Вам известны?

Какие основные функции они выполняют?

Что такое таблица?

Таблица - главный тип объектов. В таблице хранятся данные.

Что такое форма?

Форма - это вспомогательный объект. Объект для удобной работы с данными в таблицах

Что такое запрос?

Запрос - это команды обращения пользователя к СУБД

Что такое отчет?

Отчёт - документ, созданный на основе таблиц

Реляционной база данных (РБД) - это реляционная модель данных, основанная на представлении данных в виде таблиц.

Что такое запись?

Запись содержит всю информацию об одном объекте, описываемом в базе данных.
Запись - это строка таблицы.

Поле - это одна из характеристик объекта.
Поле - это столбец таблицы.

Основные характеристики поля?

Поле базы данных имеет имя, тип и длину.

Перечислите основные типы полей. Приведите пример на каждый вид поля

3. Этап получения новых знаний

10 самых больших стран мира по населению
(данные на 01.07. 2017)


Содержимое разработки

План-конспект

открытого урока по информатике и ИКТ в 9 классе

Дата: 14.12.2018 г.

Подготовил учитель информатики

Джаруллаева Заира Анваровна.


Аюбова Фезина Михралиевна.__________________________

Тип урока:

Вид урока:

Технология:

Проблемное обучение, групповая работа.

Место урока в теме:

Оборудование:

Компьютеры с операционной системой Windows 9.x и установленным пакетом Microsoft Office, объединенные в локальную сеть.

Мультимедийный проектор, экран.

Конверты с подбором вырезок из газет по соответствующим темам.

Учебник: Семакин И. Г. Информатика. Базовый курс. 7 – 9 классы – М.: БИНОМ. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под. Ред. И. Г.Семакина, Е. К Хеннера: Том 2 – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

Карточки с номерами 1 –12

Оформление доски:

Тема урока, план работы в группах, план защиты проекта.

Цели урока:

Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапах их создания на компьютере, применение знаний на практике.

Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.

Воспитание информационной культуры, самостоятельности, коллективизма, ответственности.

Развитие умственной деятельности, умения логически мыслить.

Задачи урока:

Воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах;

Учебная – закрепление теоретических знаний, формирование практических умений по созданию баз данных;

Развивающая – развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), памяти, логического мышления.

План урока:

Организационный момент. (3 мин).

Работа по группам. (20 мин)

Отчет групп. (15 мин)

Подведение итогов урока. (5 мин)

Домашнее задание. (2 мин)

Ход урока:

I. Организационный момент.

Цель: Создать базы данных. Убедится в том, что ваших теоретических знаний о базах данных достаточно для их применения на практике. Научиться пользоваться возможностями СУБД Access для создания баз данных.

Учиться создавать базы данных мы будем, решая задачи, которые могут возникнуть в реальной ситуации. Представим, что здесь находится три группы единомышленников, которые решили заняться тремя разными видами деятельности, в данном случае тремя разными видами бизнеса:

Проанализировав материалы местных газет, было выявлено достаточно большое количество предложений, и для оптимизации работы предприятий решили создать соответствующие базы данных.

Сейчас вы разделитесь на 3 группы. Каждая группа должна разработать и создать базу данных по доставшейся ей отрасли, представить полученный программный продукт классу, защитить его, т.е. привести примеры задач, которые позволит решить созданная база данных, доказать, что ее структура достаточна для удовлетворения потребностей клиентов. Цель слушателей сформулировать такие задачи, которые не сможет решить представленная БД, и убедиться в компетентности группы в теме базы данных.

Для формирования групп используем элемент случайности. Воспользуемся карточками с номерами. Каждый из вас вытягивает номер из колоды карточек.

Те, кому достались бочонки с цифрами 1–4 образуют первую группу, кому достались бочонки 5–8 – вторую, 9–12 – третью.

Представитель каждой группы, получите конверт с заданием. Конверт тоже выбирается случайным образом.

Вырезки из местных газет с объявлениями по продаже квартир;

Вырезки из местных газет с объявлениями по продаже машин;

Вырезки из местных газет с рекламами кинофильмов.

На работу в группах вам отводится 20 минут. Обратите внимание на доску, на ней написано примерное время работы на каждом этапе.

Анализ представленной информации (2 мин).

Продумывание и создание структуры БД (5 мин).

Заполнение базы данных (10 мин).

Подготовка доклада для выступления (2 мин).

Оценка вклада каждого члена группы в общую работу (1мин)

II. Работа в группах

Ребята разбирают предложенный им материал, анализируют, какую информацию они могут почерпнуть из вырезок. Определяют, какие поля должна содержать их база данных, их свойства.

Учащиеся занимают места за компьютерами и приступают непосредственно к созданию баз данных, при этом они могут пользоваться тетрадями, учебниками, дополнительной литературой, имеющейся в кабинете, справкой MS Access. Учитель выполняет роль консультанта, подходя к группам по мере необходимости, оказывая помощь и корректируя направления работы.

Как правило, в первом этапе создания базы данных (создание структуры базы данных) принимают участие все члены группы. Определяются заголовки для полей, их типы, свойства. На втором этапе – ввод и редактирование данных – часть членов групп оказывается свободными. Они приступают к формулировке возможных потребностей клиентов, задач, которые позволит решить создаваемая база данных. (Например: клиент желает приобрести двухкомнатную квартиру по ул. Зверева не выше четвертого этажа.)

III. Выступление каждой группы.

Учитель. Итак, начинаем отчет групп. Прошу сдать листы с оцениванием. Установим регламент для доклада каждой группы – 5 мин, Слово предоставляется первой группе.

Один представитель группы занимает место за компьютером, к которому присоединен мультимедийный проектор. Проецирует созданную группой базу данных на экран. Авторы сообщают постановку задачи, которая им досталась, и рассказывают о полученном продукте по плану:

Название базы данных.

Количество полей в базе данных.

Типы полей, их свойства.

Примеры задач, решаемых при помощи созданной базы данных.

После этого остальные учащиеся задают уточняющие вопросы по структуре базы данных. Стараются сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. В результате дискуссии возникают предложения по улучшению базы данных. Учитель также принимает участие в дискуссии на равных с учащимися, кроме того, задает вопросы, проверяющие знание основных понятий по теме, полученных умений по практической работе по созданию и заполнению БД средствами MS Access.

IV. Подведение итогов урока

Учитель проводит оценивание участников каждой группы, основываясь на проценте участия каждого человека в практической части и активности на этапе отчета собственной группы и групп оппонентов.

Учитель: Как вы думаете, достигли ли вы цели урока?

– Слово предоставляется ребятам.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит фрагмент видео, технологическую карту урока.

Информатика. 9 класс. ФГОС.

Урок 5. Табличные модели. Базы данных

П орядок работы:

Б) В режиме конструктора создай структуру будущей БД, т. е. укажи названия всех полей и типы данных в них. Установи первичный ключ.

Д) Продемонстрируй работу учителю.

Технологическая карта урока. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика . 9 класс. ФГОС.

Дата _________________

Ур. 5 Табличные модели. Базы данных.

предметные — представление о сущности и разнообразии табличных информационных моделей; представление о сущности и разнообразии информационных систем и баз данных; представление о функциях СУБД, простейшие умения создания однотабличной базы данных;

метапредметные — владение информационным моделированием как важным методом познания; представление о сферах применения информационных систем и баз данных;

личностные — представление о сферах применения информационного моделирования; понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека.

Решаемые учебные задачи:

1) обобщение и систематизация представлений учащихся о табличных информационных моделях;

2) рассмотрение примеров использования таблиц как разновидности информационных моделей.

3) формирование представлений о сущности и разнообразии информационных систем;

5) знакомство со структурой таблицы реляционной базы данных; рассмотрение характеристик поля базы данных.

6) формирование представлений о функциях СУБД;

7) знакомство с интерфейсом имеющейся СУБД;

8) знакомство с основными технологическими приемами по созданию однотабличной базы данных.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

Запись домашнего задания.

§ 1.4-1.6 У. с. 35-36 № 7, 8

Работа с дневниками

Проверка домашней работы

§ 1.3 У. с. 26 № 9, 11

2 ученика у доски выполняют домашние номера, остальные смотрят, слушают, исправляют.

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Формулирование темы и целей урока через решение задач

- А если попробовать с помощью таблицы?

- А как решить эту задачу?

- А если попробовать с помощью дерева?

- Какие виды моделей были использованы в данных задачах?

- С графическими моделями мы уже познакомились на прошлом уроке. Пришло время знакомства с…

- Во второй задаче были использованы несколько таблиц. Информацию представленную в таком виде можно назвать базой данных. Назовите тему урока:

- предлагают подсчитать пути визуально, как правило - ошибаются;

- решают с помощью таблицы

- решают с помощью дерева

- табличные и графические

- Табличные информационные модели. Базы данных

- области применения табличных моделей.

- с понятием базы данных.

- создавать табличную базу данных с помощью СУБД.

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка

Коммуникативные УУД:

- умение общаться со взрослыми и сверстниками

Объяснение темы ( демонстрацию видео можно останавливать в нужных местах)

Просмотр видео + запись с экрана в тетрадь

- Смотрят, слушают, записывают определение

База данных (БД) - совокупность информации об объектах,

предназначенная для хранения во внешней памяти ПК и постоянного применения. Виды БД: реляционные(табличные), сетевые, иерархические. Строка-запись, столбец-поле. Основные типы полей: числовые, текстовые, дата, логические.

(СУБД) – по обеспечение для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации.

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

Познакомься с СУБД Access , создай базу данных

Окончание урока, подведение итогов, самооценка

Подсчет баллов, выставление оценок

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 7-9 класс

ДЕМО версия ОГЭ по информатике 2017 года

Демо версия ЕГЭ по информатике 2017 года

Материалы для подготовки к ЕГЭ-2017 по информатике с сайта К. Полякова

Читайте также: