Конспект по биографии пушкина 8 класс история была неотъемлемой частью жизни и творчества поэта

Обновлено: 05.07.2024

Происхождение и становление

Рождение и детство

Известный писатель родился 6 июня 1799 года, происходил из нетитулованного дворянского рода. Его семья была небогатой, но знатной. Его мать – Надежда Осиповна, внучка генерала Петра Великого, Ганнибала. Прадед по материнской линии, Абрам Петрович Ганнибал, был воспитанником и слугой Петра I, после стал инженером и генералом.

Отрочество и юность

Образование Пушкин получил в Петербурге. В 12 лет он поступил в Царскосельский лицей, где учился шесть лет. Эти годы были одними из самых плодотворных периодов в его жизни. На его развитие влияли французские поэты 17-18 века, которых он изучал с детства в библиотеке отца. Так же влияли древние античные поэты: Гомер, Вергилий. Из русских мастеров слова на него производили впечатление Батюшков, Жуковский, Давыдов.

История успеха

Творческий мир Пушкина столь же многообразен, как и его натура. Он пробовал себя в написании стихов, од, элегий, сказок, романов, поэм, пьес, повестей и рассказов. Все жанры поддавались его оригинальной творческой манере, все они были покорены мастером. Творческая удача не покидала гения, и сегодня мы обращаемся ко всем его шедеврам, не забыв ни одного произведения.

Первые работы

Признание и конфликты с властью

Лирический герой поэта восходит к античности. Жизнелюбие, ощущение внутренней свободы, любовь, но при этом смирение – вот качества героя.

Александр Сергеевич долго опирался на классицизм, потом стал творить в духе романтизма, а в позднем творчестве опирался на реализм.

Как известно, Пушкин критиковал в стихах крепостной гнёт и другие внутриполитические проблемы России. Он выражал идеи дворянских революционеров. Император был в ярости от дерзости молодого поэта. Решение было жестким: сослать Пушкина из Петербурга на юг.

14 декабря 1825 произошло восстание декабристов, это сильно потрясло поэта. Вскоре царь Николай I вернул Пушкина из ссылки.

Этапы творчества

Личные качества

Личные качества Александра Сергеевича Пушкина повлияли на его жизненный путь. Он был искренне предан своему делу, несмотря на частые перепады настроения, которые свойственны всем поэтам. Трепетно относился он к любимой няне, помогал ей. Так же сильно любил женщин, ведь именно они были для него музами.

Идеалы Пушкина – это, прежде всего, политическая, духовная и социальная свобода. Он всячески осуждал рабство во всех его формах и проявлениях: от крепостного права до власти моды над светским обществом. Также он воспевал честь и доблесть, верность отечеству и нравственным принципам, сильную любовь к семье, родине и избраннице. Он умел различать красоту природы и часто ставил ее мудрость в пример людям. Таковы особенности мировоззрения Александра Сергеевича.

Хорошие качества Пушкина зачастую приносили ему одни неприятности. Он не был жадным и зависимым от потребления материальных благ, поэтому у него никогда не было денег, семья часто нуждалась. Его слепая и рьяная любовь к жене обернулась жгучей и неоправданной ревностью, которая и погубила его. Его открытая душа была слишком восприимчива к мнению со стороны, поэтому поэт часто сражался на дуэлях и ссорился с окружением. Его тяга к справедливости тоже сыграла с ним злую шутку: за свои обличительные стихи автор наказывался ссылками и безжалостной критикой в реакционной правительственной печати.

Личная жизнь

Кого любил Пушкин? В его жизни было много женщин, поэт покорял их своим красноречием. Но в декабре 1828 году Александр встречает Наталью Николаевну Гончарову и понимает, что она – предел его мечтаний. Все мужчины сравнивали её с богиней. Пушкин говорил, что полюбил шестнадцатилетнюю Наталью, и голова у него закружилась. Сердце сильно билось и у девушки, она полюбила незаурядного и пылкого кавалера, хоть и была окружена вниманием знатных и богатых персон. Прошло меньше года, как поэт сделал девушке его мечты предложение выйти замуж, но мать дамы была против свадьбы: жених разрушал карьеру дочери при дворе. Она была любимой фрейлиной Ее Величества. В 1830 году Пушкин, поправив свои финансовые дела, сватался к Гончаровой второй раз, и тогда семья, уступив напору, согласилась. После свадьбы они уехали в имение Александра Сергеевича, затем в Санкт-Петербург.

Николай I неравнодушно относился к замужней женщине и отчаянно надеялся на взаимность. Александр Сергеевич получил от царя жалование и занялся историей пугачёвского бунта. Нужно было найти необходимый материал, поэтому поэт вынужден был выезжать в другие города, а за Натальей пристально следили. Писатель сильно любил свою жену, его письма пронизаны тоской и нежностью. Но, нужно сказать, что его супруга выдержала испытание разлукой и не изменила любящему мужу.

Детей у Пушкина в браке было четверо: Мария, Александр, Григорий, Наталья. Все они любили отца, веселого и любящего семьянина. Однако судьба разлучила их, так и не дав детям достаточно времени, чтобы узнать и понять отца.

Известно, что перед смертью Пушкин чувствовал безмерную вину перед детьми за то, что оставил их сиротами и без весомого состояния. Поэтому он написал покаянное письмо царю с просьбой простить ему все обиды и позаботиться о несчастной семье. Николай Первый пошел навстречу давнему недоброжелателю и после его смерти выполнил все обещанное: поддержал семейство материально.

Дуэль

Причины

Пушкин прибывал в подавленном состоянии после смерти мамы. Но к этому горю прибавилось ещё известие о Дантесе, который ухаживал за женой поэта. 3 ноября до друзей известного писателя дошло анонимное оскорбление Натальи. Поэт хотел защитить честь любимой женщины и матери своих детей. Он был уверен, что корень зла – Дантес, поэтому вызвал его на дуэль. Приёмный отец Дантеса, Геккер, переживал за участь пасынка, договорился с Александром Сергеевичем отсрочить это событие на две недели. Вскоре Дантес сделал предложение сестре Натальи, Екатерине, тогда Пушкин решил благородно отказаться от дуэли. Но, несмотря на венчанный брак, слухи о преследованиях Натальи Гончаровой со стороны Дантеса не умолкали. Народ распространял грязные сплетни о том, что Дантес специально женился на Екатерине, чтобы спасти честь жены известного на весь мир поэта. Наталья просила супруга покинуть Петербург, но тот её не послушал и сделал по-своему. Он написал приемному отцу Дантеса послание. Письмо Пушкина было посвящено гомосексуальным связям между Геккером и его приемным сыном, которые, по слухам, действительно существовали. Тогда Дантес вспоминает про давний вызов и принимает его, чтобы иметь право стрелять первым. Последняя дуэль поэта была назначена по его же вине.

Другая версия гласит, что Пушкина заказали агенты царской охранки, якобы инициатива исходила от самого царя. Он видел, что Александр Сергеевич не собирается отказываться от своего вольнодумного образа мыслей, поэтому решил избавиться от него, но не официальным указом, а хитрым трюком. Дантес был карьеристом, приехал в Россию ради денег и чинов, его можно было легко использовать в своих целях. Вероятно, сам исполнитель грязного дела не задумывался о последствиях своего поступка, ведь его не наградили, а навсегда изгнали из страны. Данная теория заговора не особо убедительна, так как нет никаких доказательств, кроме косвенных.

Смерть

Страшное событие произошло 27 января на Чёрной речке. Пушкин сильно ранен. Пуля прошла через шейку бедра и попала в живот. Если бы до живота пуля не добралась, он мог бы жить и подарить народу огромное множество интересных произведений, но судьба решила иначе. Оставалось только ждать смерти.

После роковой ошибки Александр Сергеевич Пушкин прожил ещё два дня. Перед смертью поэт писал Николаю I, что просит прощения за нарушение запрета о дуэлях. Царь прощает, обещает позаботиться о жене и детях.

На похоронах поэта собралась вся литературная элита, люди скорбели по утрате с невероятной силой.

Пушкинские места

Высказывания о Пушкине

Н. В. Гоголь, известный писатель и друг Пушкина:

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка.
Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

А. А. Ахматова, поэтесса и последовательница Пушкина:

…этот молодой человек сделает много чести русской словесности.

В.Ф. Одоевский, критик и писатель:

Если в русской поэзии было когда-нибудь Возрождение, то оно выразилось в одном поэте ― Пушкине.

А.А. Блок, поэт серебряного века:

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте. в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.


3.заинтересовать учащихся, вызвать у них желание больше узнать о личности поэта, его творчестве.

Оборудование:

2.Выставка рисунков учащихся по произведениям А.С.Пушкина;

3. Свеча; музыка; роза живая; предметы для сценки и т.д.

Ход урока: 1. Слово учителя ( слайды 1,2,3): Я знаю, что звёзды не вечны. Я видела, как самые красивые вдруг начинают плавиться и скатываться вниз. Но раз одна звезда может расплавиться, то могут расплавиться все звёзды. И я решила каждую ночь смотреть на звёзды, чтобы запечатлеть в памяти весь этот сверкающий простор, чтобы, когда все звёзды исчезнут, я могла бы с помощью воображения вернуть эти мириады сверкающих огней на чёрный купол неба и заставить сиять их снова. Двоясь в хрустальной призме моих слёз… В русской литературе, как и на небе, тоже много звёзд. Имена у них разные. Но есть среди них одно, которое мы произносим с особым волнением, трепетом, гордостью. Имя это – А.С.Пушкин. Творчество А.С.Пушкина – это чистейший нравственный родник. Его поэзия делает нас чище, богаче, добрее. Она дарит нам минуты радостного общения. Весь Путь Пушкина в бессмертие, в жизнь после смерти, был озарён Божественным светом любви и добра. И мы, прикасаясь к его поэзии, загораемся этим огнём, этой энергией, которая даёт нам силы жить, любить, творить добро. Давайте зажжём эту маленькую свечу как символ поэзии великого поэта А.С.Пушкина.

- И, тема нашего урока звучит так: “ Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина”. Запишите в тетрадях число и тему урока.

- А, каждом периоде мы расскажем,ребята,а вы должны важные факты записать у себя в тетрадях.

2. Выступление ученика.

По некоторым свидетельствам,в раннем детстве поэт почти не говорил по- русски.Его первыми учителями русского языка были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью; Арина Родионовна, сказочница и певунья. А в 12 лет для него детство закончилось.

3. Рассказ учителя

Летом 1811 г. в сопровождении дяди Пушкин отправился в Петербург. Он надолго покидал Москву.

Вы помните, когда возник Лицей, Как царь для нас открыл чертог царицын…

Писал Пушкин впоследствии об этом уникальном заведении, открытом в Царском Селе 19 октября 1811 г.

Ближайшими друзьями Пушкина-лицеиста были:

Иван Пущин – справедливый, смелый, спокойно-весёлый юноша.

Вильгельм Кюхельбекер– восторженный, нелепый и трогательный.

Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазёр.

В лицеи А.С.Пушкин любил очень урок словесности ( Пушкин рассказывает однажды лекция Галича закончилась чуть ранее.

- Осталось время.Очень хорошо.Теперь,господа. будем пробовать перьями : опишите мне, пожалуйста,розу стихами.

Учитель: Я предлагаю, ребята, выполнить такое же задание, какое выполняли лицеисты. ( Ребята самостоятельно работают на местах, вначале нужно заслушать творческие работы ребят, а потом стихотворение А. Пушкина о розе как образец)

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.) – великий русский поэт, прозаик, драматург. Автор бессмертных произведений в стихах и прозе: романов “Евгений Онегин”, “Дубровский”, известных поэм “Руслан и Людмила”, “Кавказский пленник”, повести “Пиковая дама” и многих других, а также сказок для детей.


Ранние годы

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра I.

В семье, кроме Александра Сергеевича, было еще двое детей – сын Лев и дочь Ольга. С 1805 по 1810 год Пушкин проводил много времени (особенно летом) у своей бабушки в подмосковном селе Захарове. Именно бабушка наняла Арину Родионовну Яковлеву, няню, которую так полюбил юный Пушкин.

Образование и начало творческого пути

Вольтер и Эварист Парни были любимыми авторами юного Пушкина.

На дальнейшее творчество молодого Пушкина огромное влияние оказали труды таких классиков русской литературы, как Батюшков, Жуковский, Фонвизин и Радищев.

Пушкин оканчивает лицей в 1817 году и выпускается в чине коллежского секретаря 12-го класса, после чего его определяют в Коллегию иностранных дел.

Творчество поэта

Ссылки

Во время южной ссылки Пушкин очень увлекся творчеством Байрона.

В одном из своих писем Пушкин иронически отозвался о религии. Письмо перехватили и донесли Александру I. Результатом стало увольнение Пушкина со службы и его вторая ссылка, в село Михайловское (1824—1826).

Личная жизнь

В 1830 году Пушкин сватается к Наталье Гончаровой, а 18 февраля (2 марта по старому стилю) 1831 года Пушкин и Гончарова венчаются в Москве. Весной молодожены переезжают в Царское Село, где снимают дачу. В 1836 году в семье было уже четыре ребенка.

Последние годы жизни

В 1837 году между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем Дантесом возник конфликт. Пушкин вызывает Дантеса на дуэль, и в результате получает смертельное ранение в живот.

Император Николай I, зная о тяжелом состоянии поэта, обещает обеспечить достатком семью и выплатить все долги. Впоследствии монарх выполнил все обещания. Умер поэт 29 января (10 февраля) 1837 года.

Великий русский поэт А.С. Пушкин. Урок в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

ВложениеРазмер
velikiy_russkiy_poet_a.s._pushkin_.doc 67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Цели: Познакомить учащихся с эпизодами жизни поэта и писателя А.С.Пушкина, который через свое творчество знакомил и прививал любовь россиян к истории России, к ее людям.

Образовательные: показать гражданскую позицию Пушкина, подчеркнуть, что Пушкин посвятил свои произведения самым интересным событиям, познакомил с видными личностями России, показать Пушкина патриотом и пропагандистом истории своего Отечества.

Коррекционные: развивать познавательные способности обучающихся через применение различных видов деятельности на уроке. Коррекция зрительного восприятия на основе просмотра кинофильма. Коррекция логического мышления на основе анализа произведений А.С.Пушкина.

Воспитательные : воспитывать у учащихся чувство глубокого уважения и любви к творчеству А.С.Пушкина.

Основные знания: А.С.Пушкин – выдающийся русский поэт и писатель.

Основные термины и понятия : лицей, поэма, дуэль.

Тип урока: изучение нового материала.

1.Ребята, у вас на столах листочки со стихотворением, прочитайте, и, не советуясь друг с другом, напишите автора этого произведения.

У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый,

Все ходит по цепи кругом.

2. Для того, чтобы проверить, верно, ли вы написали автора, отгадайте ребус.

3. Проверим, совпали ли ваши записи на листочках с отгаданным ребусом.

Ребята, обратите внимание на портреты, находящиеся в нашем кабинете.

- Скажите, на каком из них изображен А.С.Пушкин?

- Назовите даты жизни А.С.Пушкина?

Записывают число, тему урока.

III.Изучение нового материала

1. Биография А.С.Пушкина.

2. Его творчество:

а) отражение истории Отечества в творчестве А.С.Пушкина.

в) влияние декабристов на творчество А.С. Пушкина

3. Последние дни жизни А.С.Пушкина

Лицей – привилегированное учебное заведение для детей дворян.

Поэма – это большое поэтическое произведение.

Дуэль – это поединок двух человек из – за нанесенной обиды или оскорбления.

Читайте также: