Конспект как справиться с капризами ребенка

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Обучение родителей способам преодоления детских капризов, правилам поведения при детской истерики.
Задачи:
1. Расширять знания о детских капризах и истериках, помочь родителям определить причины капризов и истерик у детей.
2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.
3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.
Используемое оборудование:
Бейджики с именами для всех родителей, белые листы, фломастеры или карандаши, карточки с практическими ситуациями (6 шт.), памятки на каждого родителя, списки литературы на каждого родителя.

Психолог приветствует всех родителей.
У каждого родителя бейджик с именем. Все сидят по кругу.

• Читать морали и нотации.
Во время истерики, они просто бесполезны, ребенку сейчас не до них. Как можно и как нельзя себя вести — нужно объяснять дружелюбным тоном в спокойной обстановке.

• Физически наказывать.
Физическое наказание и озлобленные окрики в такой экстренной ситуации – могут только добавить масла в огонь. Каждый родитель решает сам – использовать или нет физическое наказание в семье, но принимая это решение, нужно иметь в виду несколько моментов:
— В зависимости от темперамента, дети, к которым в детстве применяли физическое насилие — обычно становятся или забитыми, всего боящимися, тревожными, или агрессивными, озлобленными.
— К физическим воздействиям дети со временем привыкают так же, как к крикам или стоянию в углу – и они просто перестают действовать.
— Ребенок воспитывается – через подражание родителю, и если тот применяет силу в решении проблем — то ребенок с легкостью перенимает такой опыт воздействия на других.

• Кричать на ребенка, приказывать в повелительном наклонении.
Есть такой красивый принцип – все самое важное должно быть сказано ребенку шепотом (или тихо напевая). Работает.
Крики, также как и насилие, также рождают обратную реакцию. Держите себя в руках, проявляйте спокойствие, тем Вы подадите положительный пример.
И, не только во время истерики, но и в других ситуациях окрики и приказной тон в воспитании ребенка не уместны — будьте с ребенком на равных. Помните, что, накричать на ребенка легко, а вот ОБЪЯСНИТЬ ему, в чем он не прав и в чем заключается его вина, да так – чтобы он действительно понял – вот где целое искусство.
Да, этот способ не приносит быстрого решения проблем,
занимает много времени, для него нужна Ваша родительская забота и любовь.

Цель беседы: привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с капризным ребенком.

Чаще всего дети капризничают в семьях, где между взрослыми нет; согласованности и последовательности в запретах. Капризы, как правило, связаны с потребностью в общении, точнее, с невозможностью удовлетворять эту потребность. Как бороться с капризами?

  • В чём чаще всего выражается каприз вашего ребёнка?

Комментарии педагога: Самое важно, различать каприз и истерику от детского горя, испуга, огорчения. Дело ещё в том, что часто мы взрослые не понимаем неожиданных слез и криков ребенка, принимая их за банальный каприз. Остановитесь на минуточку. Оглянитесь вокруг. Спросите своего ребенка (если он уже говорит) в чем дело? Прислушайтесь, к себе… Может он испугался чего-то, чего вы не поняли, не заметили. Например, тень на асфальте или проходящего дядю, который широко улыбнулся вашему малышу и тем самым привел его в ужас. Тут нужно устранить причину и тогда не будет слез.

  • Стоит ли игнорировать капризы (истерику) ребёнка?

Комментарии педагога: Игнорировать истерику. Это как?
Часто встречаю такую рекомендацию при капризах и истериках ребенка: игнорируйте истерику.
Мне бы очень хотелось отметить немаловажный факт: истерика и ребенок — это разные вещи. Почему я это пишу? Читая комментарии к статьям с подобными рекомендациями, понимаю, что для многих мам непонятно, что значит игнорировать истерику. Почему-то истерика и ребенок оказываются одним и тем же.
Моё личное мнение: если вы приняли позицию игнорирования истерики, с ребенком нужно продолжать разговаривать. Потому, что вы игнорируете его поведенческую реакцию, а не его самого. Т.е. вы можете всё так же вести с ним беседу, просить, что-то сделать, продолжать заниматься своим делом. Главное делать это так, как будто ничего не происходит. Ребенок не должен получить на свою истерику эмоционального отклика. Т.е. вы не сюсюкаете с ним и не говорите раздраженно, не повышаете голос. Только в этом случае можно сказать, что вы игнорируете истерику. Если же, вы перестаете на время криков говорить с ребенком, делаете вид, что его нет — игнорируется не истерика, а чадо. Такое игнорирование может только усугубить ситуацию.

3. Рекомендации родителям.

Важно запомнить, что каприз — это эмоциональное давление на взрослого, попытка заставить родителей сделать так, как хочется ребенку.

Очень важно, чтобы взрослые понимали, что происходит с их ребенком, и правильно вели себя в ответ на детские капризы и истерики.

Не уступайте под действием истерик, потому что их цель — оказав давление на взрослых, получить желаемое. Попробуйте разобраться, когда и по какой причине ребенок впадает в такое состояние, и на основе этих выводов постарайтесь просто такого впредь не допускать.

К примеру, если вы понимаете, что ребенок не настроен в ближайший момент кушать сам, хоть и умеет это делать, то не надо настаивать. Лучше сразу покормить его, не провоцируя капризы, чем выдержать его истерику и. в результате, оставить ребенка без еды? продолжая настаивать на своем.

Не теряйте самообладания! Иногда случается так, что взрослые начинают сердиться и ругаться, нагнетая обстановку. Сохраняйте спокойствие, способность думать и контролировать себя. Не кричите, а. наоборот, специально говорите как можно тише. Если вы разговаривали, продолжайте говорить в спокойном тоне. Помните: вы являетесь образцом для ребенка!

Как только истерика пройдет, постарайтесь сразу забыть про нее и простить ребенка. Не напоминайте об этом, не читайте нравоучений и морали, не настаивайте на извинении и прощении. Лучше проанализируйте ситуацию. Причиной истерики могут быть: голод, холод, болезнь, усталость, недосыпание, перевозбуждение, семейные и бытовые проблемы, беспокойство родителей и т.д.

Для того чтобы не было капризов, учите ребенка выражать свои желания словами. Объясняйте, что люди выражают свои потребности, не крича, не падая на пол, не кусаясь, а спокойно высказывая друг другу свои просьбы.

Данная методическая разработка является методическим материалом для педагогов дополнительного образования, методистов, педагогов-организаторов в учреждениях дополнительного образования. Целью методразработки является оказание методической помощи при организации педагогической поддержки родителям учащихся и проведении тематического родительского собрания.

Проведение родительских собраний – один из элементов в структуре воспитательной работы учреждений дополнительного образования, сотрудничестве родителей и педагогов.

Данная тема родительского собрания является актуальной в наше время. Ведь капризы и упрямство ребенка – повод для беспокойства многих родителей. На самое обычное предложение – помыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки – ребенок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо бурным протестом. Подобные реакции у некоторых детей проявляются столь часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста. Но не всем родителям известно как справится с этой проблемой, и как следует себя вести, если капризы и истерики у ребенка постоянны, что может быть следствием заболевания нервной системы.

В ходе данного родительского собрания родители познакомятся с различными способами преодоления детских капризов и упрямства. Научатся определять причины их возникновения, предупреждать и преодолевать капризы своих детей. Обменяются практическим опытом воспитания детей, научатся приемам и вопросами конструктивного общения родитель – ребенок.

Цель: Обучение родителей способам преодоления детских капризов и упрямства.

1. Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей.

2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.

3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.

Форма проведения: круглый стол

Ход родительского собрания.

Вступительное слово (СЛАЙД 1)

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу

Чтоб исполнились в жизни

Да, наши дети рождаются именно для этого. А всегда ли так бывает?

(Родители делятся своими проблемами в воспитании детей)

Итак, мы выяснили, что капризы и упрямства детей – это те камушки, которые омрачают, порой вашу жизнь. Как помочь решить эту проблему, помочь ребёнку избавиться от этих черт характера? Сегодня мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребёнка.

Разделимся с вами на 4 группы. Я попрошу каждую группу написать ряд вопросов, которые вы хотели бы обсудить на родительском собрании.

(Родители записывают вопросы, сдают ведущему родительского собрания)

Упрямство и капризы у детей нередкое явление. (СЛАЙД 4)

Каприз – это форма выражения детских желаний или способ завоевания им прав и свобод.

Упрямство – один из самых распространенных видов детских капризов, непременный спутник возрастных кризисов. Упрямство используется как средство разрешения конфликтов и противоречий между родителями и детьми, своеобразный способ самоутверждения в глазах взрослых и сверстников.

- Почему возникают капризы? (СЛАЙД 5)

Как вы думаете, каковы причины их возникновения?

(Родители предлагают свои версии).

Психологии приводят свои версии. Вот некоторые из них:

1. Каприз ребенка возникает, если требования реальности к нему не соответствуют его еще слишком скромным силам. К примеру, всем знакомы ситуации, когда ребенок капризничает от усталости или от голода. Такие капризы трудно понять, потому что сам ребенок не может объяснить чего ему не достает, а внешние обстоятельства не всегда дают объяснения его поведению. (Кондякова Анна Вячеславовна, психолог психоаналитического центра г. Москва)

2. Детские капризы – это послания ребенка. Послания маленькой личности окружающим ее людям, миру. Не учитывать этого при общении с ребенком – значит игнорировать значительную часть его истинных потребностей. (Психолог Детского Центра "ЛОГОС")

Причины возникновения детских капризов. (СЛАЙД 6)

Склонность к капризам может быть связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим – импульсивность и несдержанность. Нарушения режима дня, смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие во время болезни, переутомление (физические перегрузки) – могут спровоцировать капризы малыша.

Есть еще несколько причин возникновения детских капризов. Вот несколько примеров:

1. Гипоопека – стиль семейного воспитания, при котором родители слишком много позволяют ребенку. Следовательно, количество запретов и требований к ребенку минимально. Поэтому ребенок, чувствуя вседозволенность, может использовать капризы и упрямство как способ добиться желаемого. (СЛАЙД 7)

3. Неадекватная оценка возможностей ребенка со стороны родителей (считают его маленьким и несамостоятельным). Таким образом ребенок пытается доказать свою состоятельность.

4. Капризы могут быть вызваны безнадзорностью, безразличием окружающих к делам и поступкам ребенка. В этом случае такое поведение – попытка преодолеть окружающее его безразличие, вызвать ответное действии, обращенное лично к нему.

В каждой семье есть свои методы преодоления капризов. Давайте разберем такую ситуацию: «Ребенок в магазине падает на пол, размахивает руками и ногами, требуя купить ему игрушку. Что вы будете делать в этой ситуации? Обсудите в своей группе разные варианты и выберите самый наилучший по вашему мнению. Когда все группы будут готовы, вы озвучите решения этой проблемной ситуации.

Итак, я вижу, все группы готовы озвучить свои варианты. (Представители каждой группы высказывают свое мнение).

Для этого взрослым нужно изменить своё обычное поведение, вырваться из зависимости от капризного ребёнка. Позиция родителей должна стать более твёрдой. Ребенок, хоть и с опозданием, усвоит, что нельзя – это нельзя, а надо – это надо, что отказ от чего-то совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен. В целом же для искоренения и упрямства, и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребёнке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребёнке бесполезно.

Что же нам делать? (СЛАЙД 10)

Нет ничего такого, что сравнялось бы по силе с вниманием родителей. С помощью одного только внимания можно объяснить и решить множество проблем.

Еще важно помнить главное правило в борьбе с капризами : хорошее поведение закрепляется похвалой. Вероятно, вам кажется, что хвалить легко, но многим родителям это дается с трудом. Многие родители просто не умеют хвалить своих детей. Некоторым кажется, что это неудобно. Такое отношение к похвале бывает у тех, кто сам получал ее недостаточно в своей жизни. Трудно хвалить кого-то, когда не знаешь, как это делается.

Я предлагаю каждой группе разработать памятку Секреты эффективной похвалы (СЛАЙД 11). Напишите, пожалуйста, как нужно хвалить наших детей.

Вы готовы? (Родители сдают свои памятки, ведущий зачитывает)

Давайте подведем небольшой итог и составим общую памятку.

1. Хвалите за конкретные дела.

2. Выражайте личное отношение.

3. Сосредоточьте на похвале все свое внимание.

Не хвалите ребенка, уткнувшись в газету или в телевизор, а также из другой комнаты. Встаньте, подойдите к нему, присядьте так, чтобы можно было заглянуть ему в глаза, и дайте понять, что все ваше внимание сейчас сосредоточено на нем.

4. Выглядите радостными.

5. Не забывайте о физическом контакте

Дети буквально расцветают, когда им уделяют физическое внимание, то есть дотрагиваются до них, гладят и т. д. Должно быть, вы не раз видели, как обезьяны ищут друг у друга блох, в том числе и у своих детенышей. Для них это высочайшее удовольствие. Обнимите вашего ребенка и прижмите его к себе.

6. Похвала должна быть немедленной

Если вы хотите закрепить поведение, то не стоит откладывать похвалу на потом. Как только вы увидите что-то положительное, немедленно хвалите за это ребенка. Чем быстрее вы станете расточать похвалы, тем лучше ребенок поймет, за какое поведение его хвалят. Отсюда также следует, что больше внимания следует уделять хорошему, а не плохому поведению.

7. Игнорируйте поведение, которое вам не нравится.

Хвалите поведение, которое вам нравится.

Каждому из вас я раздам эту памятку, которая будет полезна вам в воспитании детей.

Что касается маленьких детей, то переключение внимания – это также достаточно мощное средство контроля за их поведением. Маленьких детей чрезвычайно легко увлечь чем-то новым. Благодаря этому можно занять их чем-нибудь увлекательным и избежать неприятных сцен в 95% случаев.

Легче всего это делать в игровой форме. Если вам самим ужасно скучно и неинтересно, то, скорее всего, фокус не пройдет. Веселье заразительно. Границы же этого приема так и не изучены. Каждый день родители во всем мире придумывают все новые и новые формы переключения внимания, добиваясь таких результатов, о которых они раньше и не мечтали.

Стоит, правда, признаться, что некоторым переключение внимания дается нелегко. Люди как-то внутренне сопротивляются этому. Но как только вы привыкнете пользоваться этим приемом, жить станет легче и веселее. Если вам трудно усвоить концепцию переключения внимания, я предлагаю познакомиться с некоторыми примерами.

Это самый легкий способ — просто сменить тему. Например, если малыш не хочет мыться, отчаянно сопротивляется, спросите его: "Что ты делал сегодня в садике?" Сосредоточьтесь на приятной части. Вместо того, чтобы грубо настаивать на своем ("Немедленно отправляемся в ванную!", сосредоточьте внимание малыша на приятных сторонах предстоящего действия. Скажите, например: "Давай посмотрим, умеет ли резиновая уточка пускать пузыри!"

Придумайте приятный способ перейти к желаемому действию

Бывают ситуации, когда дети требуют каких либо покупок. Тогда расскажите, как один мальчик постоянно просил много машинок у родителей, и папе с мамой пришлось очень много и долго работать для того, чтобы насобирать на них денег. По этой причине мальчик остался один, он одиноко засыпал, с ним никто не играл и не обнимал его, но вокруг было множество бездушных, не умеющих говорить машинок.

Если капризы и истерики у ребенка постоянны, это может быть следствием заболевания нервной системы. Обратитесь к детскому неврологу если:

- ребенок во время истерики задерживает дыхание или теряет сознание;

- истерики становятся все более частыми и агрессивными;

- у ребенка продолжаются истерики после 4-х лет;

- малыш наносит повреждения себе и окружающим;

- истерики сопровождаются ночными кошмарами, страхами, резкими перепадами настроения;

- истерика заканчивается рвотой или отдышкой, внезапной вялостью и усталостью ребенка.

Если со здоровьем ребенка все в порядке, то проблема заключается в семейных отношениях и реакции близких на поведение ребенка. Не позволяйте детям добиваться желаемого с помощью капризов и истерик. Будьте терпеливыми и находите компромиссы. Большинство капризов можно предотвратить, поняв их причины.

(Родители приклеивают смайлики на плакаты). Комментарий результатов рефлексии.

Мы с Вами продуктивно поработали: узнали причины капризного поведения ребенка, обсудили приемы погашения капризов. Вы – молодцы: были активны в обсуждении, делились своим опытом, предлагали интересные приемы работы с капризным ребенком.

Всего доброго, до свидания.

Родительское собрание — территория сотрудничества

Родительское собрание — территория сотрудничества Самая распространенная форма работы с родителями в детском саду – это собрание. Неслучайно такая форма работы является востребованной педагогическим.

Послушание следует прививать ребенку с раннего возраста. Многие родители считают, что послушание подавляет активность и инициативу малыша. Но самостоятельность ребенка должна считаться с нормами морали. А их можно усвоить только с помощью взрослых.

Нужно помнить, что слово нельзя должно сопровождаться сердитым голосом и выражением лица. Если говорить ласково, малыш может не подчиниться.

При условии, что запреты будут всегда сочетаться с прекращением действия, ребенок станет послушным.

Следует помнить, что в 2-3 года дети бывают непоследовательными и страдают повышенной отвлекаемостью. Они могут сегодня совершить то, что было под запретом вчера. Подобные срывы возникают из-за изменения условий в жизни ребенка. Например, при переезде или появлении в семье нового человека.

Развиваем послушание

Послушание у детей развивается постепенно. Хорошо, если ребенок бывает в разных ситуациях. Это позволяет сформироваться гибким мотивам поведения в разнообразной обстановке.

Но даже идеальный воспитатель не в силах избежать капризов. Они проявляются обычно так – ребенок стремиться удовлетворить свои желания и не реагирует на запреты взрослых. Капризы для ребенка естественны, ведь он активное живое существо. Встречая запрет или препятствие, ребенок стремиться его преодолеть всеми способами, нередко используя плач и крик.

Боремся с отрицательными эмоциями

Истерики у ребенка, как правило, происходят только во время первого – второго запрета. Потом он к ним привыкает и считает вполне справедливыми. Но именно в начале у малыша могут возникнуть отрицательные эмоции, и он будет пытаться делать все наоборот.

В такие моменты, когда ребенок расстроен, он не хочет выполнять даже привычные требования. Но это обычно быстро проходит на следующий день.

В преодолении капризов главное не частота запретов, а их последовательность. Если же запреты чередовать с периодическими разрешениями, ребенок будет постоянно стремиться получить разрешение. Это способствует формированию упрямства.

Кроме этого, запреты не должны быть противоречивыми. Если одни родитель позволяет, а другой запрещает, малыш будет стремиться получить поддержку первого. А требования второго сочтет несправедливыми.

Если вашему малышу больше трех-четырех лет, сильное чувство обиды могут вызвать запреты, которых нет в других семьях. Особенно если ребенок часто бывает в этой семье. Поэтому требования родителей, общающихся между собой, должны быть по возможности едины.

Капризы или естественные потребности?

Нередко ребенок капризничает, потому что ему непосильны предъявляемые требования. Например, он не голоден, а его заставляют есть. Если постоянно так подавлять ребенка, у него возникнет психическая травма.

Некоторые родители запрещают детям шумно играть, прикасаться к полированной мебели, садиться в кресло. Это подавляет естественную потребность в движении. Не переусердствуйте! Ведь активность и подвижность необходима для нормального развития ребенка. Частые запреты истощают психику малышей.

Помните, что бить ребенка – это не выход. Подобная педагогическая ошибка может вызвать неприязнь, и даже ненависть к родителям. Дети, у которых сильный тип нервной системы, ожесточаются. Те, которые имеют слабый тип, становятся покорными, но при этом нерешительными и пугливыми.

Если есть возможность, лучше объяснить последствия непослушания. Можно даже позволить ребенку сделать то, на чем он настаивает.

Когда малыш находится в хорошем настроении, он легче выполняет требования родителей. Поэтому благоприятная психологическая обстановка так важна.

До трех лет детские капризы легко прекращаются с помощью отвлечения внимания. Этот способ эффективен, так как психика малыша очень подвижна и отвлекаема.

Дети легко переключаются на другую тему. После трех лет у малышей появляется чувство собственного достоинства. И нужно это использовать. Ребенку хочется сохранить свою репутацию перед близкими, и поддержать положительное мнение о себе. Поэтому чаще напоминайте своим чадам о том, какие они хорошие и послушные.

Не нужно оскорблять и унижать детей. Это болезненно для их самолюбия. Умение использовать формирующееся чувство достоинства у ребенка – важная часть воспитательного процесса. Родителям следует знать психологические особенности своих детей, которые способствуют формированию моральных чувств.

Вы воспитатель младшей группы. К Вам обратилась мама Вашего воспитанника Петрова Ивана – Ольга Александровна с просьбой помочь ей побороть упрямство и капризы, которые проявляются как дома, так и в детском саду.

Цель: оказание помощи родителям способам для преодоления детских капризов и упрямства.

1. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей.2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.

Вопросы к родителям:

- Почему ребенок бывает капризным и упрямым?

- Каковы, на Ваш взгляд, главные причины возникновения истерик у ребенка?

- В чем проявляются капризы Вашего ребенка?

-Как часто они проявляются?

- Нужно ли искоренять упрямство строгими мерами?

- Как Вам удалось преодолевать капризы?

- Чего нельзя делать, если ребенок плачет, капризничает?

- Какие эмоции преобладают в вашей семье?

-Как вы реагируете на данную ситуацию?

-Обращались ли вы за помощью к другим специалистам?

Захаров А.И. считает, что взрослые должны быть в таких ситуациях образцом выдержки и спокойствия, так как на эти качества взрослого будет ориентироваться ребенок. Доброжелательный, но твердый тон. Умелое переключение ребенка на новые цели и наконец, дружелюбное отношение к малышу после приступа упрямства облегчает и ему, и родителям преодоление этой фазы развития, если таковая проявится со всей интенсивностью. Под воспитанием подразумевается не только целенаправленное воздействие взрослых, в том числе обучение знаниям и навыкам поведения но и непосредственный характер отношения (обращения) с детьми.

Игры на преодоление упрямства и капризности

Цель: дать ребенку возможность увидеть, как выглядит его поведение со стороны.

Ход: Ребенку предлагают взять на себя роль взрослого, а взрослый в это время изображает непослушного ребенка. Ребенок в роли мамы сможет с другой стороны взглянуть на отношения в семье, и на себе испробует, что такое капризный малыш.

Цель: помочь ребенку увидеть, как выглядит его поведение со стороны.

Ход. Закрыть глаза и представить животное или цветок, на которое похож ребенок, когда капризничает. Затем рассказать о нем, помочь ребенку увидеть себя со стороны.

Цель: помочь родителям установить доброжелательные отношения с детьми, снять эмоциональное напряжение.

Ход. Встать рядом друг с другом и передавать друг другу комплименты. Можно делать комплименты как вербальными, так и невербальными средствами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует множество игр для преодоления упрямства и капризов. И они являются доступными всем родителям, и очень интересны детям, что важно в первую очередь. Эффективность профилактики напрямую зависит от того, насколько ему будут интересны и близки эти игры. Главное заинтересовать ребенка и поверить в то, что игра намного интереснее капризов и упрямства.

Рассмотрев с вами проблему детских капризов и упрямства, мы разобрали много способов их преодоления. Что Вы будете делать, если ваш малыш снова капризничает и проявляет упрямство? Примените ли вы на практике подобранные мною рекомендации? Буду очень рада, если я смогла Вам чем-то помочь в решении вашей проблемы.

Читайте также: