Знание алфавита правильное название букв знание их последовательности конспект урока 2 класс
Обновлено: 03.07.2024
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Звуки и буквы.
Глоссарий по теме
Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название.
Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; образует слог.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 78–84.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
1. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, пишем, можем прочитать.
2. А если буквы поставить в определённом порядке, то получится алфавит.
Алфавит – буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква имеет свое место, свое начертание и свое название.
3. Повторите названия всех букв алфавита.
4. Знание расположения букв в алфавитном порядке сокращает время на поиск информации, приучает к логике действий.
Алфавит используется при составлении списков, словарей и в любых других ситуациях, когда расположение слов в алфавитном порядке удобно для использования.
5. Вся литература на полках в библиотеке располагается в алфавитном порядке.
6. Чтобы быстрее находить карту пациента, медработники располагают медкарты в алфавитном порядке.
7. Телефонная книга в любом телефоне формируется согласно алфавитному порядку.
Работа в Интернете требует знания алфавита. Некоторые способы поиска информации построены на алфавитном принципе.
8. Есть ещё немало ситуаций, когда помогает знание алфавита. Значит, чтобы им пользоваться, алфавит надо знать.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Изобразительные средства языка.
Каких букв не хватает? Впишите.
Аа … Вв … Дд Ее … Жж Зз Ии … Кк Лл … Нн … Пп Рр Сс … Уу … Хх … Чч Шш … ъ ы …Ээ Юю …
Подсказка: Вспомните алфавит.
Правильный ответ: Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ ы ьЭэ Юю Яя
Задание. Алфавит в картинках.
Назовите слова. Расставьте картинки в алфавитном порядке.
Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй букве. Если и она одинаковая, то по третьей и т. д.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: (способность к волевой саморегуляции, умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий в заданиях учебника, при работе с учебным материалом; умение высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы); демонстрируют познавательные УУД: (умение целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; умение ориентироваться в учебнике и осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; умение работать с информацией, представленной в разных формах; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя); демонстрируют коммуникативные УУД: (умение слушать собеседника и понимать речь других; способность принимать участие в диалоге; оформлять свои мысли в устной форме).
Предметный: обучающиеся демонстрируют умение различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить; умение правильно называть буквы русского алфавита.
Воспитательная: воспитывать у обучающихся положительное отношения к урокам русского языка; интерес к языковой и речевой деятельности;
Развивающая: развивать у обучающихся сформированность регулятивных УУД: (способность к волевой саморегуляции, умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий в заданиях учебника, при работе с учебным материалом; умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы); демонстрируют познавательных УУД: (умение целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; умение ориентироваться в учебнике и осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; умение работать с информацией, представленной в разных формах; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя); демонстрируют коммуникативных УУД: (умение слушать собеседника и понимать речь других; способность принимать участие в диалоге; оформлять свои мысли в устной форме).
Образовательная: формировать умение различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить; умение правильно называть буквы русского алфавита.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Дата: 09.04.2021 г.
Предмет: Русский язык
Учитель: Дутова С.П.
Студент: Смотрикова Оксана
Технологическая карта урока.
Урок открытия новых знаний
Способствовать формированию знакомства с русским алфавитом и объяснить его значение.
Образовательная: научатся определять роль алфавита в жизни и закрепят знания порядка букв.
Развивающая: Будут развивать речь и мышление; совершенствовать каллиграфический почерк.
Воспитательная: Воспитывать аккуратность, внимательность и самостоятельность.
Планируемые образовательные результаты (предметные)
- Научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке;
- Научатся применять знание алфавита при выполнении практических заданий;
- Будут использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту.
Личностные результаты
- воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
- совершенствовать умения работать в парах;
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность;
- проявлять желание больше узнать.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные:
- планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий);
- оценивание (сравнение с эталоном) результатов деятельности (чужой, своей);
- проведение анализа собственной работы: нахождение ошибок, установление их причины.
Познавательные:
- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
- преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
- анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, изменять , восстанавливать логику изложения;
- характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду)
Основные понятия
Межпредметные связи
Русский язык – литературное чтение – развитие речи.
Основные: Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 1 класс
Дополнительные: Презентация.
Организация пространства
Коллективная, групповая, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа.
Сценарий урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организация учащихся. Мотивация учебной деятельности.
Добрый день, добрый час.
Как я рада видеть Вас.
Друг на друга посмотрели.
И тихонечко все сели.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Оксана Сергеевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Давайте проверим рабочее место. У вас на столах должны лежать ручка, тетрадь, учебник.
Проверка рабочего места.
Актуализация знаний.
- Дети, откройте свои тетради, запишите число и классная работа.
1.Проведем минутку чистописания.
- На первой строчке запишите соединения заглавной букв аз, ый, ан, ук, ую до конца строчки.
- На второй строчке запишите слова азбука, море, белый, туман.
2.Словарная работа.
- Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударения (слайд)
алфавит, карандаш, облако, хорошо.
- Теперь я предлагаю вам проверить свою работу, посмотрите на доску и проверьте, все ли правильно написали.
- У кого одна ошибка? У кого две?
- У кого нет ошибок?
Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.
- Обратите внимание на слайд, на нем даны буквы в беспорядке, нужно собрать их, чтобы получилось слово и назвать тему урока.
- Кто догадался, какая тема урока?
- А каким словом мы еще можем назвать?
- Совершенно верно. Мы сегодня должны с вами повторить названия всех букв русского алфавита, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.
Построение проекта выхода из затруднения.
- Как вы думаете, сколько жильцов в городе?
(на доске вывешиваются домики – красный, сине – зеленый, серый)
- В красном домике живет семья из 10 членов, они очень любят петь. Догадайтесь, кто жильцы этого дома?
- Отправляемся дальше. Этот домик выкрашен в два цвета: синий и зеленый. Домик этот очень большой, потому что живут в нем дружные соседи, их 21. Характер у них постоянно меняется. То очень сердитые, то, наоборот, ласковые, приветливые. Кто они такие, кто догадался?
- И вот мы у последнего домика. В этом домике живут два соседа, которые не умеют разговаривать. Но помогают другим быть мягкими или твердыми. Кто они?
Учить работать с алфавитом(расположение слов в алфавитном порядке). Систематизирование знаний о русской азбуке.Закрепление представления ос способах обозначения мягкости согласных.Развитие фонематического слуха.Оценка выполнения задания по следующим параметрам:выполнение с ошибками и без,в чем сложность выполнения.Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,используя справочные материалы учебника.
Урок 9
АЛФАВИТ
Цели деятельности учителя: учить работать с алфавитом (расположение слов в алфавитном порядке); закрепить представления о способах обозначения мягкости согласных; развивать фонематический слух.
Планируемые результаты: личностные: адекватно воспринимают оценку собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем; метапредметные: регулятивные – на-учатся осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; получат возможность научиться оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения; познавательные – научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; коммуникативные – научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; предметные: научатся использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.).
I. Работа над новым материалом.
1. Чистописание. Словарная работа.
– Составьте цепочку из словарных слов:
д..ревня гор..д р..бина
бер..г к..л..ндарь ..зык
– Запишите слова, проговаривая орфографически верно. Выполните взаимопроверку. (Бе́рег, го́род, язы́к, дере́вня, ряби́на, календа́рь.)
2. Работа по учебнику (с. 20).
Как они нанизаны,
– Сколько букв в русской азбуке? (33 буквы.)
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условном месте стоит,
И называется все … (алфавит).
– Ответьте на вопросы в упражнении 2.
– Прочитайте алфавит в учебнике (форзац).
– Прочитайте алфавит наизусть (по желанию).
– Рассмотрите схемы слов в упражнении 3. Обсудите в парах строение этих слов. (Слова состоят из двух слогов, например: семья, лисья; майка, лайка.)
– Выполните письменное задание в упражнении 4. Выпишите предложение о создателях славянской письменности.
II. Рефлексия деятельности.
Домашнее задание: выучить алфавит; упражнение 3 (рабочая тетрадь, с. 12).
Урок 10
АЛФАВИТ
Цель деятельности учителя: систематизировать знания о русской азбуке, названии букв и их расположении в алфавите, о соотношении букв и звуков.
Планируемые результаты: личностные: проявляют интерес к русскому языку как к родному; метапредметные: регулятивные – научатся самостоятельно организовывать своё рабочее место; получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; познавательные – научатся ориентироваться в учебнике; получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев; коммуникативные – научатся слышать, точно реагировать на реплики; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; предметные: научатся использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.).
I. Проверка домашнего задания.
II. Активизация опорных знаний.
1. Работа в рабочей тетради (с. 13).
2. Работа по учебнику (упражнение 6).
– Рассмотрите схему в упражнении 7. В каких случаях буквы е, ё, ю, я имеют два звука? (В начале слов, после разделительных ь и ъ, после гласных.) Приведите примеры. (Яблоко, ёжик, юла, семья, подъехал, маяк, баян.) В каких словах буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? (Земляника, люблю, мяч.)
– Прочитайте текст в упражнении 8. Спишите.
– Почему некоторые слова написаны с прописных букв?
– Объясните написание мягкого знака.
– Какую известную пословицу с таким же смыслом вы знаете? (Без труда не вынешь рыбку из пруда.) Запишите пословицу. (Ученик записывает на доске и объясняет смысл.)
3. Работа в рабочей тетради (упражнение 4, с. 12).
Задание: проговорить устно, потом записать новые слова в тетради.
III. Подведение итога.
– Какая разница между звуками и буквами? Всегда ли звук обозначается так, как слышится? Прочитайте фразу вместе с Буратино и Мальвиной (упражнение 10).
– Какие правила будете применять при её записи? В чём заключается секрет этой фразы? Почему Мальвина назвала её волшебной? Как называются такие фразы? (Палиндром.)
Домашнее задание: найдите слова-палиндромы и запишите их.
Урок 11
АЛФАВИТ
Цели деятельности учителя: систематизировать знания о русской азбуке; учить определять положение заданной буквы в алфавите.
Планируемые результаты: личностные: соотносят нравственные нормы с поступками собственными и поступками окружающих людей; метапредметные: регулятивные – научатся понимать цель выполняемых действий; получат возможность научиться осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания; познавательные – научатся находить, сравнивать, группировать звуки, буквы; коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; предметные: научатся использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.).
I. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте палиндромы, которые вы записали. (Дом мод. Он ест сено. Моток с котом.) Кто вам помогал выполнить задание?
II. Актуализация опорных знаний.
Снаружи смотришь – дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нем,
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
– Сегодня на уроке мы должны будем навести порядок в библиотеке.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Знает каждый грамотей.
(Азбука. Алфавит.)
– А как вы догадались? (Учащиеся отвечают.)
– Так что это: алфавит, или азбука? (Можно сказать – алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: буквы, расположенные в определённом порядке.)
– Прочитайте алфавит. (2–3 ученика рассказывают наизусть алфавит.)
– Сегодня на уроке нам будет помогать профессор Алфавит.
– Почему нужно знать алфавит?
– Когда люди пользуются алфавитом?
III. Введение в тему.
– На пороге библиотеки нас встречают сказочные персонажи. Ребята, отгадайте загадки. Запишите отгадки по алфавиту (ученики выполняют работу в дополнительной тетради по русскому языку).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Я – героиня книжки.
Со мной всегда семь гномов,
Вам, думаю, знакомых.
Ответьте-ка без спешки –
Зовусь я … (Белоснежка).
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мила!
Кто читал такую книжку,
Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.
Она красива и мила,
С книжкою шагает в школу
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется тот мальчишка?
– Кого напишете первым?
– Посмотрите, имена героев Белоснежка и Буратино начинаются с одной буквы – б. Что же делать? (Ответы учащихся.)
IV. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику (упражнения 11–16).
В красном переплёте –
В синем переплёте –
Книжка в жёлтом переплёте –
А совсем без переплёта –
Мне читать её охота –
Хоть она без переплёта.
– Расскажите о своих любимых книгах. О чём они? Кто автор?
– Кому захотелось прочитать книги, о которых вы сейчас услышали? Где их можно взять? (У друзей, в библиотеке.)
– Рассмотрите рисунки в учебнике и сделайте вывод, как знание алфавита помогает человеку в жизни.
– Проверьте друг друга на знание алфавита.
– Выполните задания в парах (упражнение 12).
– Какие группы букв можно выделить? Назовите.
А, е, ё, и, о, у, ы, ю, я, э – гласные.
Б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ – согласные.
Ь, ъ – не обозначают звука.
Е, ё, ю, я – обозначают два звука.
Ж, ш, ц – всегда твёрдые.
Ч, щ, й – всегда мягкие.
Й, м, н, р, л – звонкие непарные и т. д.
2. Самостоятельная работа (упражнение 14).
– Запишите словарные слова по алфавиту. (Берёза, девочка, медведь, ребята, собака, тетрадь, фамилия. Ветер, воробей, ворона.)
– Прочитайте, как называется раздел науки о языке, в котором изучают буквы, их начертание. (Графика.)
3. Работа по осуществлению поиска информации (упражнение 15).
− Какие слова, относящиеся к виду спорта, вы знаете и можете объяснить их значение? (Учащиеся работают в парах, задавая друг другу вопросы и объясняя значения слов.)
V. Обобщение изученного материала.
– Какое слово запишете раньше: картина или карман? (Карман.) Почему? (Первые три буквы одинаковые, отличие в 4-й букве: м в алфавите стоит раньше, чем т.)
Читайте также:
- Особенности занятия физическими упражнениями после перенесенных заболеваний конспект
- Конспект пластилинография дикие животные в лесу
- Доклад сообщение конспект урока 9 класс
- Конспект занятия по развитию синтаксической стороны речи в младшей группе
- Твои новые друзья дорога в школу конспект урока 1 класс перспектива