Знание алфавита правильное название букв знание их последовательности конспект урока 2 класс

Обновлено: 03.07.2024

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Звуки и буквы.

Глоссарий по теме

Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название.

Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; образует слог.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 78–84.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

1. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, пишем, можем прочитать.

2. А если буквы поставить в определённом порядке, то получится алфавит.

Алфавит – буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква имеет свое место, свое начертание и свое название.

3. Повторите названия всех букв алфавита.

4. Знание расположения букв в алфавитном порядке сокращает время на поиск информации, приучает к логике действий.

Алфавит используется при составлении списков, словарей и в любых других ситуациях, когда расположение слов в алфавитном порядке удобно для использования.

5. Вся литература на полках в библиотеке располагается в алфавитном порядке.

6. Чтобы быстрее находить карту пациента, медработники располагают медкарты в алфавитном порядке.

7. Телефонная книга в любом телефоне формируется согласно алфавитному порядку.

Работа в Интернете требует знания алфавита. Некоторые способы поиска информации построены на алфавитном принципе.

8. Есть ещё немало ситуаций, когда помогает знание алфавита. Значит, чтобы им пользоваться, алфавит надо знать.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Изобразительные средства языка.

Каких букв не хватает? Впишите.

Аа … Вв … Дд Ее … Жж Зз Ии … Кк Лл … Нн … Пп Рр Сс … Уу … Хх … Чч Шш … ъ ы …Ээ Юю …

Подсказка: Вспомните алфавит.

Правильный ответ: Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ ы ьЭэ Юю Яя

Задание. Алфавит в картинках.

Назовите слова. Расставьте картинки в алфавитном порядке.

Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй букве. Если и она одинаковая, то по третьей и т. д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: (способность к волевой саморегуляции, умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий в заданиях учебника, при работе с учебным материалом; умение высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы); демонстрируют познавательные УУД: (умение целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; умение ориентироваться в учебнике и осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; умение работать с информацией, представленной в разных формах; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя); демонстрируют коммуникативные УУД: (умение слушать собеседника и понимать речь других; способность принимать участие в диалоге; оформлять свои мысли в устной форме).

Предметный: обучающиеся демонстрируют умение различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить; умение правильно называть буквы русского алфавита.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся положительное отношения к урокам русского языка; интерес к языковой и речевой деятельности;

Развивающая: развивать у обучающихся сформированность регулятивных УУД: (способность к волевой саморегуляции, умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий в заданиях учебника, при работе с учебным материалом; умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы); демонстрируют познавательных УУД: (умение целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; умение ориентироваться в учебнике и осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; умение работать с информацией, представленной в разных формах; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя); демонстрируют коммуникативных УУД: (умение слушать собеседника и понимать речь других; способность принимать участие в диалоге; оформлять свои мысли в устной форме).

Образовательная: формировать умение различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить; умение правильно называть буквы русского алфавита.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: 09.04.2021 г.

Предмет: Русский язык

Учитель: Дутова С.П.

Студент: Смотрикова Оксана

Технологическая карта урока.

Урок открытия новых знаний

Способствовать формированию знакомства с русским алфавитом и объяснить его значение.

Образовательная: научатся определять роль алфавита в жизни и закрепят знания порядка букв.

Развивающая: Будут развивать речь и мышление; совершенствовать каллиграфический почерк.

Воспитательная: Воспитывать аккуратность, внимательность и самостоятельность.

Планируемые образовательные результаты (предметные)

- Научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке;

- Научатся применять знание алфавита при выполнении практических заданий;

- Будут использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту.

Личностные результаты

- воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

- совершенствовать умения работать в парах;

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность;

- проявлять желание больше узнать.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные:

- планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий);

- оценивание (сравнение с эталоном) результатов деятельности (чужой, своей);

- проведение анализа собственной работы: нахождение ошибок, установление их причины.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

- преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

- анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, изменять , восстанавливать логику изложения;

- характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду)

Основные понятия

Межпредметные связи

Русский язык – литературное чтение – развитие речи.

Основные: Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 1 класс

Дополнительные: Презентация.

Организация пространства

Коллективная, групповая, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа.

Сценарий урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация учащихся. Мотивация учебной деятельности.

Добрый день, добрый час.

Как я рада видеть Вас.

Друг на друга посмотрели.

И тихонечко все сели.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Оксана Сергеевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Давайте проверим рабочее место. У вас на столах должны лежать ручка, тетрадь, учебник.

Проверка рабочего места.

Актуализация знаний.

- Дети, откройте свои тетради, запишите число и классная работа.

1.Проведем минутку чистописания.

- На первой строчке запишите соединения заглавной букв аз, ый, ан, ук, ую до конца строчки.

- На второй строчке запишите слова азбука, море, белый, туман.

2.Словарная работа.

- Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударения (слайд)

алфавит, карандаш, облако, хорошо.

- Теперь я предлагаю вам проверить свою работу, посмотрите на доску и проверьте, все ли правильно написали.

- У кого одна ошибка? У кого две?

- У кого нет ошибок?

Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

- Обратите внимание на слайд, на нем даны буквы в беспорядке, нужно собрать их, чтобы получилось слово и назвать тему урока.

- Кто догадался, какая тема урока?

- А каким словом мы еще можем назвать?

- Совершенно верно. Мы сегодня должны с вами повторить названия всех букв русского алфавита, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.

Построение проекта выхода из затруднения.

- Как вы думаете, сколько жильцов в городе?

(на доске вывешиваются домики – красный, сине – зеленый, серый)

- В красном домике живет семья из 10 членов, они очень любят петь. Догадайтесь, кто жильцы этого дома?

- Отправляемся дальше. Этот домик выкрашен в два цвета: синий и зеленый. Домик этот очень большой, потому что живут в нем дружные соседи, их 21. Характер у них постоянно меняется. То очень сердитые, то, наоборот, ласковые, приветливые. Кто они такие, кто догадался?

- И вот мы у последнего домика. В этом домике живут два соседа, которые не умеют разговаривать. Но помогают другим быть мягкими или твердыми. Кто они?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить работать с алфавитом(расположение слов в алфавитном порядке). Систематизирование знаний о русской азбуке.Закрепление представления ос способах обозначения мягкости согласных.Развитие фонематического слуха.Оценка выполнения задания по следующим параметрам:выполнение с ошибками и без,в чем сложность выполнения.Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,используя справочные материалы учебника.

Урок 9
АЛФАВИТ

Цели деятельности учителя: учить работать с алфавитом (расположение слов в алфавитном порядке); закрепить представления о способах обозначения мягкости согласных; развивать фонематический слух.

Планируемые результаты: личностные: адекватно воспринимают оценку собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем; метапредметные: регулятивные – на-учатся осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; получат возможность научиться оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения; познавательные – научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; коммуникативные – научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; предметные: научатся использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.).

I. Работа над новым материалом.

1. Чистописание. Словарная работа.

– Составьте цепочку из словарных слов:

д..ревня гор..д р..бина

бер..г к..л..ндарь ..зык

– Запишите слова, проговаривая орфографически верно. Выполните взаимопроверку. (Бе́рег, го́род, язы́к, дере́вня, ряби́на, календа́рь.)

2. Работа по учебнику (с. 20).

Как они нанизаны,

– Сколько букв в русской азбуке? (33 буквы.)

Буквы – значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условном месте стоит,

И называется все … (алфавит).

– Ответьте на вопросы в упражнении 2.

– Прочитайте алфавит в учебнике (форзац).

– Прочитайте алфавит наизусть (по желанию).

– Рассмотрите схемы слов в упражнении 3. Обсудите в парах строение этих слов. (Слова состоят из двух слогов, например: семья, лисья; майка, лайка.)

– Выполните письменное задание в упражнении 4. Выпишите предложение о создателях славянской письменности.

II. Рефлексия деятельности.

Домашнее задание: выучить алфавит; упражнение 3 (рабочая тетрадь, с. 12).

Урок 10
АЛФАВИТ

Цель деятельности учителя: систематизировать знания о русской азбуке, названии букв и их расположении в алфавите, о соотношении букв и звуков.

Планируемые результаты: личностные: проявляют интерес к русскому языку как к родному; метапредметные: регулятивные – научатся самостоятельно организовывать своё рабочее место; получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; познавательные – научатся ориентироваться в учебнике; получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев; коммуникативные – научатся слышать, точно реагировать на реплики; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; предметные: научатся использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.).

I. Проверка домашнего задания.

II. Активизация опорных знаний.

1. Работа в рабочей тетради (с. 13).

2. Работа по учебнику (упражнение 6).

– Рассмотрите схему в упражнении 7. В каких случаях буквы е, ё, ю, я имеют два звука? (В начале слов, после разделительных ь и ъ, после гласных.) Приведите примеры. (Яблоко, ёжик, юла, семья, подъехал, маяк, баян.) В каких словах буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? (Земляника, люблю, мяч.)

– Прочитайте текст в упражнении 8. Спишите.

– Почему некоторые слова написаны с прописных букв?

– Объясните написание мягкого знака.

– Какую известную пословицу с таким же смыслом вы знаете? (Без труда не вынешь рыбку из пруда.) Запишите пословицу. (Ученик записывает на доске и объясняет смысл.)

3. Работа в рабочей тетради (упражнение 4, с. 12).

Задание: проговорить устно, потом записать новые слова в тетради.

III. Подведение итога.

– Какая разница между звуками и буквами? Всегда ли звук обозначается так, как слышится? Прочитайте фразу вместе с Буратино и Мальвиной (упражнение 10).

– Какие правила будете применять при её записи? В чём заключается секрет этой фразы? Почему Мальвина назвала её волшебной? Как называются такие фразы? (Палиндром.)

Домашнее задание: найдите слова-палиндромы и запишите их.

Урок 11
АЛФАВИТ

Цели деятельности учителя: систематизировать знания о русской азбуке; учить определять положение заданной буквы в алфавите.

Планируемые результаты: личностные: соотносят нравственные нормы с поступками собственными и поступками окружающих людей; метапредметные: регулятивные – научатся понимать цель выполняемых действий; получат возможность научиться осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания; познавательные – научатся находить, сравнивать, группировать звуки, буквы; коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; предметные: научатся использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.).

I. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте палиндромы, которые вы записали. (Дом мод. Он ест сено. Моток с котом.) Кто вам помогал выполнить задание?

II. Актуализация опорных знаний.

Снаружи смотришь – дом как дом.

Но нет жильцов обычных в нем,

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

– Сегодня на уроке мы должны будем навести порядок в библиотеке.

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Знает каждый грамотей.

(Азбука. Алфавит.)

– А как вы догадались? (Учащиеся отвечают.)

– Так что это: алфавит, или азбука? (Можно сказать – алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: буквы, расположенные в определённом порядке.)

– Прочитайте алфавит. (2–3 ученика рассказывают наизусть алфавит.)

– Сегодня на уроке нам будет помогать профессор Алфавит.

– Почему нужно знать алфавит?

– Когда люди пользуются алфавитом?

III. Введение в тему.

– На пороге библиотеки нас встречают сказочные персонажи. Ребята, отгадайте загадки. Запишите отгадки по алфавиту (ученики выполняют работу в дополнительной тетради по русскому языку).

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Я – героиня книжки.

Со мной всегда семь гномов,

Вам, думаю, знакомых.

Ответьте-ка без спешки –

Зовусь я … (Белоснежка).

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Вот какая девочка, как она мила!

Кто читал такую книжку,

Друзья, открою вам секрет:

Мне без варенья жизни нет.

Для здоровья и веселья

Ем печенье, ем варенье.

Она красива и мила,

С книжкою шагает в школу

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется тот мальчишка?

– Кого напишете первым?

– Посмотрите, имена героев Белоснежка и Буратино начинаются с одной буквы – б. Что же делать? (Ответы учащихся.)

IV. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику (упражнения 11–16).

В красном переплёте –

В синем переплёте –

Книжка в жёлтом переплёте –

А совсем без переплёта –

Мне читать её охота –

Хоть она без переплёта.

– Расскажите о своих любимых книгах. О чём они? Кто автор?

– Кому захотелось прочитать книги, о которых вы сейчас услышали? Где их можно взять? (У друзей, в библиотеке.)

– Рассмотрите рисунки в учебнике и сделайте вывод, как знание алфавита помогает человеку в жизни.

– Проверьте друг друга на знание алфавита.

– Выполните задания в парах (упражнение 12).

– Какие группы букв можно выделить? Назовите.

А, е, ё, и, о, у, ы, ю, я, э – гласные.

Б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ – согласные.

Ь, ъ – не обозначают звука.

Е, ё, ю, я – обозначают два звука.

Ж, ш, ц – всегда твёрдые.

Ч, щ, й – всегда мягкие.

Й, м, н, р, л – звонкие непарные и т. д.

2. Самостоятельная работа (упражнение 14).

– Запишите словарные слова по алфавиту. (Берёза, девочка, медведь, ребята, собака, тетрадь, фамилия. Ветер, воробей, ворона.)

– Прочитайте, как называется раздел науки о языке, в котором изучают буквы, их начертание. (Графика.)

3. Работа по осуществлению поиска информации (упражнение 15).

− Какие слова, относящиеся к виду спорта, вы знаете и можете объяснить их значение? (Учащиеся работают в парах, задавая друг другу вопросы и объясняя значения слов.)

V. Обобщение изученного материала.

– Какое слово запишете раньше: картина или карман? (Карман.) Почему? (Первые три буквы одинаковые, отличие в 4-й букве: м в алфавите стоит раньше, чем т.)

Читайте также: